Африканское племя тубу. Теория животного белка, как белка необходимого для человеческой жизни, трескается по швам. Тубу в Ливии: политика Каддафи и восстания

Свержение режима Каддафи и последовавшая кровопролитная гражданская война в Ливии, активизация радикальных исламистов в странах Северной Африки и Ближнего Востока способствовали изменению привычного баланса сил на севере Африканского континента и сделали вполне реальным тотальный передел политических границ африканских государств. Границы между странами Африки после деколонизации проводились по границам бывших колоний европейских держав. При этом никто не учитывал ни географических и этнокультурных различий регионов, ни особенностей взаимодействия отдельных этносов, складывавшихся на протяжении веков доколониальной Африки.

В 1960-е - 1970-е гг. на карте Африки появилось большое количество откровенно искусственных государств, чье существование превратилось в череду бесконечных войн, переворотов, восстаний и межэтнических столкновений. Этнополитическая ситуация в регионе Сахары и Сахеля отличается особой сложностью. Большинство стран региона имеют четкое внутреннее разделение на «северную» и «южную» части. В «северной» основное население составляют арабо-берберские народы, исповедующие ислам, в «южной» проживают африканские негроидные народы, которые могут исповедовать и ислам, и христианство, и традиционные верования. В свою очередь, арабские страны Северной Африки также имеют, обычно в южных районах, значительный неарабский субстрат - опять же, тех же берберов, которые обладают собственной культурой и не желают проживать в арабском государстве на правах «граждан второго сорта». Гражданская война в Ливии стала катализатором центробежных тенденций в политической жизни государств Сахары и Сахеля. Наибольшую известность после ливийских событий получила война в Мали, главными участниками которой стали несколько сторон: правительственные войска, защищающие интересы негроидных элит Юга Мали; исламские фундаменталисты, сражающиеся за построение на территории Мали шариатского государства и поддерживаемые арабским и, частично, туарегским населением; туарегские сепаратисты, выступившие за создание Азавада - независимого государства туарегов Сахары. В войне в Мали на стороне правительственных войск выступил французский контингент - бывшая метрополия до сих пор не собирается ослаблять контроль за бывшими колониями в Африке.

В результате кровопролитной войны в Мали весь мир узнал о туарегском национально-освободительном движении, о стремлении туарегов Мали к отделению от негроидного Юга и созданию собственного государства Азавад. Однако аналогичная ситуация к востоку от Мали - в Южной Ливии и Северном Чаде - гораздо менее известна. Здесь о своих интересах и праве на самоопределение все чаще говорят представители народа тубу - местных кочевников, образ жизни которых имеет определенное сходство с туарегским. Тубу сыграли достаточно заметную роль в Гражданской войне в Ливии, поддержав противников Каддафи и приложив немало усилий для свержения Джамахирии. Тому были свои причины, о которых мы расскажем ниже. Но теперь тубу находятся в оппозиции новому ливийскому режиму и очень недовольны теми результатами, к которым привела на практике антикаддафистская революция.

«Горные люди» с плато Тибести

Тубу - полукочевники, проживающие на плато Тибести. Само название «тиббу» в переводе с арабского языка означает «горный человек». Их часто называют одними из наиболее выносливых людей планеты. Говорят, что тубу способен целый день питаться одним фиником - и в это можно поверить, глядя на этих сухощавых жилистых людей, выживающих в суровых условиях плато Тибести и песков Сахары. В языковом отношении тубу принадлежат к сахарской семье нило-сахарской макросемьи и разделяются на две основные группы - теда (северные) и даза (южные). Численность тубу невелика - она не превышает 350 тысяч человек, проживающих на севере Чада, а также на северо-востоке Нигера и на юге Ливии. Тубу - мусульмане - сунниты, но к религии относятся менее фанатично, чем соседние арабские племена. Здесь, как мы видим, также есть определенная общность с туарегами. На территории Нигера тубу компактно заселяют местность Кавар, окруженную пустыней Тенере. В Каваре находится десять оазисов, в том числе Бильме, Дирку, Аней и Сегедин. Средневековый Кавар играл важнейшую роль в добыче соли и выращивании фиников, а транспортное значение Кавара как остановочного пункта на транссахарской магистрали сохраняется вплоть до настоящего времени. Тубу, населяющие Кавар и составляющие здесь основное население, считают своим главой султана Кавара, чья резиденция находится в оазисе Аней.

Исторический район проживания тубу в Чаде, их «вотчина» - нагорье Тибести в Центральной Сахаре, образованное пятью вулканами и представляющее собой своеобразный «лунный пейзаж» с гейзерами и источниками, питающими сахарские реки. Большинство тубу, живущих на плато, занимается скотоводством, разводя верблюдов, ослов, овец и коз, а также сопровождают следующие через Центральную Сахару караваны. Охрана караванов, равным образом, как и нападения на них с целью ограбления, были давним источником заработка племен тубу, что также роднило их с туарегами. Как и туареги, тубу считали ниже своего достоинства заниматься земледелием и в оазисах, в финиковых рощах, работали представители касты рабов - «камадийя», а позже - их потомки, находящиеся внизу социальной иерархии тубу. Также с помощью потомков рабов осуществляется добыча соли - еще один заработок тубу. Низшие слои в обществе тубу представлены потомками захваченных в Южном Чаде представителей земледельческих африканских народов, а сами тубу, несмотря на темный цвет кожи, часто имеют нетипичные для негроидов Африки черты. Между тем, тубу все же «темнее» и «негроиднее», чем туареги и, тем более, более северные берберские народы Алжира и Ливии. В семьях тубу, как и у туарегов, жены обладают большим влиянием, включая участие в решении таких вопросов как смена пастбищ, покупка и продажа скота. Семьи тубу, состоящие из родителей и детей, образуют кланы, которые являются основой социальной организации и собственниками пальмовых рощ, пастбищ и источников воды. Внутри клана запрещено совершение любых корыстных и насильственных преступлений, соответственно существует кровная месть за убийство или смертельное оскорбление, однако она действует лишь между семьями, не распространяясь на клан в целом. Также существует обычай компенсации, в соответствии с которым есть возможность откупиться определенным количеством верблюдов - главного богатства тубу. Во главе социальной иерархии общества тубу стоят привилегированные кланы томарга, гунда и арна. Ниже стоят рядовые кочевники - общинники, они же воины. К низшим кастам относятся «азе» - кузнецы и «кемайе» - земледельцы, выращивающие финики.

Что касается политической организации, то государственность у тубу фактически отсутствовала. Лишь у теда, живущих на нагорье Тибести, существует «дерде» - традиционный король, представитель клана Томагра, осуществляющий судебную власть и занимающийся разрешением споров. Несмотря на то, что общность теда состоит из 36 кланов, дерде избирается исключительно из представителей клана Томагра. Во второй половине XVI в. был установлен порядок избрания дерде из числа представителей трех королевских семей клана Томагра - Арами, Эрди и Лай. Эти семьи восходят к сыновьям первого дерде Моли, которых и звали Арами, Эрди и Лай. Коронация дерде происходит под священной акацией «тари», после чего дерде получает знак королевской власти - кнут «оголи». Очевидный пережиток традиционных верований - убежденность в том, что дерде не умирает, а лишь «скрывает лицо». Именно так следует говорить, когда очередной король покидает теда Тибести. С конца XVII века теда под руководством своих дерде совершали набеги на земледельческие оазисы - на юг, в Борну (территория Чада) и на север, в Феццан (Ливия). В 1842 г. теда вступили в конфликт с арабским племенем ауляд сулейман, которое проживает на юге Ливии. С тех пор, уже на протяжении полутора с лишним столетий конфликт периодически вспыхивает с новой силой - ведь в Феццане теда и арабы являются экономическими и военно-политическими конкурентами. Примерно в это же время в Тибести проник и исламский орден Сенуссийя, очень распространенный в Ливии. Именно сенуситы возглавляли сопротивление ливийцев итальянцам. Представителей ордена Сенусийя в Тибести пригласил сам тогдашний дерде, после чего началась окончательная исламизация тубу, которая до этого времени носила достаточно условный характер. В результате деятельности сенуситских проповедников завийя ордена была создана в Бардаи - наиболее важном оазисе Тибести. Первые попытки французов колонизировать Тибести и включить плато в состав своей колонии встретились с отчаянным сопротивлением тубу. Дерде обратился за помощью к Османской Турции, которая откликнулась на призыв единоверцев и установила несколько фортов в Тибести. Однако позже, после того, как Турция уступила Ливию Италии, она была вынуждена отказаться и от фортов в Тибести, выведя свои войска с территории обитания тубу.

Тубу в Чаде: борьба за национальные права и война

В 1914 г. в Тибести прибыли французские подразделения, но установить хоть какое-то подобие контроля над регионом проживания тубу французам удалось только к 1930-м гг. При этом им пришлось пойти на сохранение власти дерде, который, в обмен на определенные привилегии, стал сотрудничать с колониальными властями. В 1960 г. была официально провозглашена независимость нового государства Чад. Однако первоначально суверенитет получили только южные области Чада, населенные негроидным христианским населением. В силу христианского вероисповедания и большей европеизации, южане считались более лояльными Франции и более развитыми для получения независимости. Северные, «дикие», районы Тибести было решено оставить под непосредственным управлением Франции до того времени, пока центральное правительство Чада не сочтет себя в силах организовать управление северными провинциями. Учитывая религиозные и этнические различия, объединение Северного и Южного Чада представлялось очень проблематичным. Мусульмане - тубу не желали жить в одном государстве с оседлыми негроидами - христианами, поскольку исторически считали последних своими данниками и поставщиками рабов и не могли смириться с тем, что ими будут управлять выходцы с юга. В 1965 г. Франция передала Борку - Эннеди - Тибести, т.е. территорию Северного Чада, под управление центрального правительства Чада. Во главе Чада в этот период находился Франсуа Томбалбай (1918-1975) - предприниматель и бывший школьный учитель, выходец из южной народности сара, исповедующий христианство. Томбалбай показал себя недальновидным политиком и, как и многие другие африканские лидеры, установил трайбалистский режим, выдвигая на руководящие позиции представителей своего клана. Даже в северные районы Чада были назначены чиновники - выходцы с юга, что позволило северянам считать себя дискриминируемыми южанами. Недовольство политикой центрального правительства вышло на такой уровень, что вожди тубу приняли решение о начале вооруженной борьбы против режима Томбалбая.

1 ноября 1965 г. в провинции Геро на севере Чада вспыхнуло восстание теда, которое возглавил тогдашний дерде Уэддей Кичидеми. Дерде стал символом сопротивления правительству Томбалбая и лидером национально-освободительного движения тубу. Вскоре дерде во главе своих людей откочевал на территорию соседней Ливии, оказавшись в недосягаемости для центральных властей Чада. Однако наиболее влиятельной организацией чадской оппозиции «северян» стал Фронт национального освобождения Чада (ФРОЛИНАТ), созданный 19 июня 1966 г. на конгрессе в Судане. Во ФРОЛИНАТ объединились исламистский Фронт освобождения Чада во главе с Ахмедом Хассаном Муссой и леворадикальный Национальный союз Чада во главе с Ибрахимом Абача - марксистом и сторонником панафриканского социализма. Последний и был избран председателем организации. Ядро фронта первоначально составили сторонники Ибрахима Абачи - мусульмане по конфессиональной принадлежности и социалисты по политическим убеждениям. ФРОЛИНАТ провозгласил своими задачами национализацию ключевых отраслей чадской экономики, введение арабского и французского языков в качестве официальных, проведение культурной революции, вывода иностранных войск с территории страны, повышение заработной платы. При этом фронт дистанцировался от религиозных и этнических противоречий и выступал против раскола страны по этноконфессиональному признаку. Судя по всему, это и стало причиной отделения от фронта исламистов Ахмеда Хассана Муссы. ФРОЛИНАТ развязал активную вооруженную борьбу на территории Чада. В 1968 г. лидерам ФРОЛИНАТ удалось добиться поддержки Гукуни Уэддея - сына дерде Уэддея Кичидеми. Гукуни во главе отрядов тубу присоединился к восстанию. К этому времени основатель фронта Ибрахим Абача погиб в бою, затем погиб и сменивший его Мохаммад Тахер. Фронт раскололся на две армии - 1-ю армию ФРОЛИНАТ, в которой со временем на первостепенные позиции выдвинулся Абба Седдик, и 2-ю армию ФРОЛИНАТ, которую возглавил наследник дерде Гукуни Уэддей (на фото). Важные позиции среди жителей севера страны приобрел и Хиссен Хабре. Началась кровопролитная гражданская война в Чаде, фактически расколовшая страну на две половины и превратившая Северный Чад, где проживают тубу, в неконтролируемое центральной властью страны пространство. В том же 1968 г. Томбалбай, который был на грани полного свержения, обратился за помощью к Франции. Переброшенные в Чад подразделения Иностранного легиона разгромили отряды ФРОЛИНАТ и оттеснили их на север страны, но французское руководство потребовало от Томбалбая удовлетворить требования северян и ввести их в состав правительства. Однако Томбалбай, первоначально удовлетворивший требование французов, как только в 1971 г. Франция вывела Иностранный легион из Чада, вновь принялся «за старое». Он взял на вооружение концепцию африканской идентичности, объявил о своем возвращении к традиционным культам и запретил христианство и ислам, что привело к новому восстанию и возобновлению гражданской войны в стране.

В 1975 г. Томбалбая решило убрать собственное окружение - высокопоставленные военные, принадлежавшие к южным народностям. В результате военного переворота Томбалбай был убит. Страну возглавил бригадный генерал Феликс Маллум (1932-2009) - также выходец из народности сара, соплеменник Томбалбая, который долгое время служил во французских колониальных войсках и даже воевал в Индокитае, а позже сделал карьеру в чадских вооруженных силах. Маллум взял курс на решение этноконфессиональных проблем страны и предпринял шаги в направлении нормализации отношений с мусульманами Севера, чьи представители были включены в состав правительства. Маллуму удалось нормализовать отношения с Египтом и Суданом, но очень напряженными оставались отношения с Ливией. Ситуация усложнялась тем, что тубу, составлявшие основу оппозиции центральному правительству, проживали и в Чаде, и в Ливии, и ливийский лидер Муаммар Каддафи имел возможность влияния на внутричадскую политику посредством ливийских тубу, контактировавших с соплеменниками в Чаде. В 1976 г. ливийские войска оккупировали полосу Аузу, на которую Ливия давно претендовала. Параллельно Ливия оказывала поддержку той части ФРОЛИНАТ, которая пошла за Гукуни Уэддеем - опять же, руководствуясь собственными стратегическими соображениями. Ведь Уэддей, в принципе, не возражал против оккупации Аузу, расплачиваясь территорией за политическую, военную и финансовую поддержку со стороны Ливии.

Ливийско-чадская война и ее последствия

Ливийское вторжение в Чад положило начало истории масштабной конфронтации Ливии с Чадом, причем за обе стороны воевали противоборствующие группировки «северян» тубу. Гукуни Уэддей с самого начала поддерживал отношения с Ливией и ориентировался на Каддафи, тогда как его соперник за влияние среди северян Хиссен Хабре (на фото) был категорическим противником ливийской аннексии полосы Аузу и заручился поддержкой западных стран. С помощью ливийской армии Гукуни Уэддею к 1978 г. удалось вытеснить подразделения, верные Хиссену Хабре, и установить контроль над Северным Чадом. Тогда Хиссен Хабре заключил союз с президентом Чада Феликсом Маллумом, который успел заручиться поддержкой Франции. Хабре был назначен премьер-министром страны, но противоречия между Севером и Югом были столь непреодолимыми, что союз Маллума и Хабре долго не продлился. В феврале 1979 г. началась вооруженная конфронтация сторонников Маллума и Хабре. В результате боевых действий контроль над Северным Чадом оказался полностью в руках Уэддея и его фракции ФРОЛИНАТ, а центральное правительство фактически перестало существовать. Маллум бежал из страны и в ноябре 1979 г. было создано коалиционное правительство Чада под руководством представителей и Севера, и Юга. Гукуни Уэддей был провозглашен президентом страны, лидер южан полковник Абделькадар Камуге - вице-президентом. В руках северян оказалось и руководство вооруженными силами страны - министром обороны стал Хиссен Хабре. Однако вскоре противоборство между Хабре и Уэддеем возобновилось. Боевые действия привели к массовому бегству мирного населения Чада в соседний Камерун, а столица Чада Нджамена в декабре 1980 г., с помощью ливийских войск была захвачена Уэддеем. В январе 1981 г. Уэддей объявил о намерении объединения Ливии и Чада в Исламскую республику Сахель. Однако практически все жители юга страны восприняли эту идею крайне негативно, опасаясь, что реальная власть в стране окажется в руках ливийцев, а мусульмане начнут дискриминировать многочисленное христианское население южных провинций. Возобновились вооруженные столкновения между различными проливийскими и антиливийскими группировками, действовавшими на территории Чада.

В конечном итоге, Каддафи отказался от идеи объединения с Чадом и в 1982 г. вывел свои войска из страны. После этого войска Хабре при поддержке США и Египта освободили Нджамену, а Уэддей эмигрировал в Ливию. В оазисе Бардаи было сформировано верное Уэддею «Временное правительство национального спасения», подчиненные которому войска в 1983 г. перешли в наступление и снова взяли под контроль значительную часть страны. Хабре обратился за помощью к Франции, которая силами Иностранного легиона смогла выбить войска ФРОЛИНАТ из захваченного ими Файя-Ларжо. В ситуацию вновь вмешалась Ливия, чьи вооруженные силы перешли в наступление и разгромили Хабре. Война продолжалась до 1986 г., когда 18 ноября не было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий, которое подписали Хабре, Уэддей и Камуге. Ливии война в Чаде стоила очень дорого - не менее 7000 ливийских солдат погибло в боевых столкновениях с чадскими и французскими войсками, что вызвало недовольство политикой Каддафи даже среди лояльного ему высшего офицерства ливийской армии.

В 1990 г. Чад возглавил Идрис Деби (на фото) - выходец из северной народности бидеят - субэтноса народности загава, родственной тубу. Прежде Деби воевал на стороне Хиссена Хабре и участвовал в свержении Гукуни Уэддея, однако затем был обвинен последним в заговоре и бежал в Ливию, а затем - в Судан. В 1990 г. за несколько месяцев отрядам под командованием Деби, действовавшим с территории Судана, удалось занять значительную часть территории Чада, а 1 декабря 1990 г. вступить в столицу страны Нджамену. Захватив власть, Деби взял курс на интеграцию страны. Брат Идриса Деби при поддержке последнего был поставлен султаном народности бидеят, что упрочило позиции президента среди племен Северного Чада. Идрис Деби является президентом Чада и в настоящее время, сохраняя власть на протяжении последней четверти века. В 1993 г. Гукуни Уэддей объявил о роспуске ФРОЛИНАТ, который фактически изжил себя в современных условиях. Однако контроль центрального правительства Чада над регионами проживания тубу остается весьма призрачным - фактически тубу продолжают жить по своим законам, играя важную роль в транссахарском транспортном сообщении и контролируя важнейшие сухопутные пути из Чада и Нигера в страны Северной Африки. В 2010 г. на престол вступил новый дерде теда Эрзей Барка, пользующийся поддержкой президента страны Идриса Деби и Гукуни Уэддея. В отличие от Уэддея, Хиссен Хабре до сих пор находится в опале. Еще в 2008 г. чадский суд приговорил его заочно к смертной казни, а в 2013 г. Хабре был арестован на территории Сенегала и помещен в сенегальскую тюрьму. В июле 2015 г. в Сенегале начался судебный процесс по делу Хиссена Хабре. Чадскому политику вменяют в вину многократные нарушения прав человека, а власти Чада обвиняют Хабре в организации убийств не менее 40 тысяч человек и в присвоении 70 млн. французских франков. Напряженными длительное время оставались отношения Чада с Суданом, поскольку президент Чада Идрис Деби, загава по национальности, поддерживал повстанцев, действующих в суданском Дарфуре против центрального правительства страны. Как известно, Дарфур населен как загава, так и некоторыми другими родственными народностями, что и способствовало поддержке дарфурских повстанцев со стороны чадских властей.

Тубу в Ливии: политика Каддафи и восстания

Однако если в Чаде Каддафи ориентировался на поддержку части тубу во главе с Уэддеем, то на территории самой Ливии положение тубу оставляло желать лучшего. Здесь проживает не менее 50 тысяч представителей этого народа, населяющих обширные районы на юге Феццана. Как и в соседнем Чаде, в Ливии тубу традиционно занимаются кочевым скотоводством, выращиванием фиников, добычей соли и организацией торгового сообщения через Сахару. Каддафи, бывший арабским националистом, был заинтересован в «арабизации» всей Ливии и интеграции в состав ливийской арабской нации всех национальных меньшинств страны, включая и тубу. Причем если с туарегами Каддафи удалось наладить хорошие взаимоотношения, то значительная часть ливийских тубу была недовольна проводимой им политикой в отношении их народа. Тубу обвиняли режим Каддафи в «арабизации», в политической дискриминации и намеренном торможении развития социальной инфраструктуры в регионах их проживания. Ситуация усугублялась тем, что тубу считают себя коренными обитателями Сахары, ее историческим населением, и не желают мириться с доминированием арабов. В 2007 г. режим Каддафи выступил с инициативой лишения тубу ливийского гражданства, объявив их выходцами из Чада. Формально основанием для такого утверждения является то, что многие ливийские тубу значительную часть года проводят в соседнем Чаде, где ставят свои кочевья. Но ведь тубу, как и другие транссахарские кочевники, те же туареги, не признают существующих государственных границ и считают себя «вольными жителями Сахары», которые в праве проживать и пасти стада там, где пожелают. Этой особенностью образа жизни и ведения хозяйства ливийских тубу и воспользовался режим Каддафи, использовав «номадизм» тубу в качестве зацепки для уменьшения их численности на территории Ливии. Тубу стали методично «выживать» с территории страны, стремясь освободить занимаемые ими оазисы для проживания арабов. Детям из семей тубу было отказано в возможности пользоваться медицинской помощью и получать образовательные услуги. Наконец, Каддафи оказывал покровительство арабским племенам, населяющим Феццан. Это стало очередным поводом для роста среди тубу антикаддафистских настроений, которые привели к вооруженному выступлению в ноябре 2008 г.

Флаг Национального фронта спасения тубу

Ведущую роль в выступлении играл Национальный фронт спасения тубу, созданный как вооруженная организация и руководимый Исой Абдель Маджидом Мансуром. Иса Мансур является ключевым политическим деятелем тубу, представляющим интересы племенных групп в ливийской политике. Под его руководством ливийские тубу подняли вооруженное восстание, которое было подавлено правительственными войсками. Погибло 33 человека, после чего Муаммар Каддафи приступил к реализации программы по выселению тубу с территории Ливии. Операция по выселению тубу проводилась достаточно жесткими методами, с арестами и разрушением жилищ. Естественно, что в этой ситуации тубу нашли поддержку со стороны западных держав, несмотря на формальное улучшение отношений с Каддафи, всячески «копавших» под ливийского лидера. Когда в 2011 г. в Ливии началась гражданская война, вожди тубу безоговорочно поддержали мятежников, рассчитывая получить от этого свои преференции. Ополчение тубу выступило с в руках против правительственных войск Каддафи и взяло под контроль ряд населенных пунктов на юге страны. Более того - тубу сыграли важнейшую роль в перекрытии путей проникновения в Ливию наемников из Чада и Нигера, которые могли попасть в Феццан только через территории, контролируемые ополчением тубу. Последние наемников через свою территорию не пропускали, а где надо - действовали с оружием в руках. Поверив в изменение ситуации после свержения Каддафи, лидер национального движения тубу Иса Абдель Маджид Мансур заявил в конце 2011 г. о роспуске Национального фронта спасения тубу «за ненадобностью» в изменившихся политических условиях. То есть, лидеры тубу рассчитывали на нормализацию отношений с Триполи и были убеждены в том, что ситуация не вернется в состояние вооруженного конфликта.

Конфронтация с ПНС и ИГ

Однако очень быстро племенные вожди тубу разочаровались в политике нового ливийского режима, точнее - в результатах свержения Каддафи, поскольку долгожданного национального освобождения прозападный мятеж тубу не принес. Вместо этого аборигены Южной Ливии столкнулись с целым рядом «новых» старых проблем, в том числе и с возобновлением соперничества с арабскими племенами, выступавшими традиционными соперниками тубу в этом регионе. В марте 2012 г. произошли кровопролитные столкновения между тубу и арабами из племени ауляд сулейман в южноливийском городе Себха. Вблизи Себхи находятся пресные подземные озера, играющие важнейшую роль в водоснабжении всей страны и представляющие стратегическое значение для Ливии. С момента начала столкновений в Себхе, на юге Ливии возобновились боевые действия - между ополчением тубу, на стороне которого выступила милиция Себхи, и отрядами арабского племени зувайя. Зувайя - арабское племя, прежде занимавшееся работорговлей и совершавшее набеги на негроидное население южноливийских оазисов. Значительная часть представителей зувайя, впрочем, рождена от браков с чернокожими рабынями. Тубу хранят историческую обиду на зувайя, которые в 1840-х гг. мигрировали в район оазиса Куфра, отобрав у тубу пальмовые плантации и вытеснив тубу на юг. В свое время зувайя поддерживали Каддафи, за что он отдал им на откуп контроль за транссахарской торговлей. Однако позже племя все же поддержало мятежников, надеясь выиграть от этого свои дивиденды. Одной из причин столкновений стала борьба за контроль над южными границами Ливии, который первоначально был отдан Переходным национальным советом тубу в знак признательности за помощь в свержении Каддафи. Для тубу контроль над границей был очень важен, поскольку они всегда играли важную роль в транссахарской торговле, включая контрабанду наркотиков и оружия. Одновременно вооруженные отряды тубу стали использоваться для охраны месторождений на юге страны. В июле 2012 г., когда войска Переходного национального совета Ливии выступили против тубу в оазисе Куфра, где начались столкновения тубу и арабов зувайя, вожди тубу заявили о возможном бойкоте грядущих выборов в стране. Кроме того, тубу возмутились отсутствием представительства в Конституционной комиссии и бойкотировали выборы в нее в июле 2013 года. В знак протеста против «дискриминационной политики ПНС», отряды тубу, несшие службу по охране месторождений, блокировали месторождения и прекратили добывающие работы. В марте 2014 г. прошла новая волна протестов тубу против нового ливийского правительства, сопровождающаяся новыми столкновениями с арабскими племенами. Правительство Ливии даже было вынуждено ввести на территории южных районов страны чрезвычайное положение.

Иса Абдель Маджид Мансур (на фото) заявил о возобновлении деятельности Национального фронта спасения тубу как единственной силы, способной предотвратить дискриминацию его народа и защитить его интересы. По мнению лидера тубу, ПНС и вожди арабских племен заинтересованы в изменении демографической ситуации в Ливии и искусственно занижают численность тубу в стране. Власти говорят лишь о 15 000 тубу, проживающих на территории Ливии, тогда как сами тубу оценивают свою численность в 150 000 - 200 000 человек (а некоторые источники называют цифру и в 300 000 человек, что, впрочем, выглядит не очень правдоподобно). «Арабизация» Южной Ливии имеет под собой ярко выраженные экономические интересы арабских племен, которые видят в изгнании или, хотя бы, политическом и экономическом ослаблении тубу возможность установления полного контроля за транссахарскими торговыми путями.

Обострение отношений с Триполи способствовало возрождению среди ливийских тубу идеи об автономизации страны. Сторонники национальной автономии усомнились в возможности правительства обеспечить безопасность населенных тубу регионов и обвинили ПНС в продолжении дискриминации. Автономистские настроения усилились после того, как представители ПНС заявили о том, что тубу и туареги имеют «поддельные удостоверения личности» и, соответственно, не являются ливийскими гражданами. В сентябре 2014 г. вожди тубу заключили соглашение с ливийским генералом Халифой Хафтаром - бывшим крупным военным чиновником режима Каддафи, еще в ходе ливийско-чадской войны бежавшим на Запад. В настоящее время вернувшийся в Ливию Халифа Хафтар, занявший у мятежников пост командующего сухопутными войсками, является главным противником активизации исламистских группировок в Ливии, в том числе и организации «Исламское государство». Дело в том, что большая часть тубу достаточно негативно относится к деятельности радикальных фундаменталистских групп в Южной Ливии. Более того, тубу, в том числе стремясь заручиться и поддержкой Запада и мировой общественности, позиционируют себя едва ли не как «главный щит в борьбе против ИГ». Это обусловливается и особенностями культуры тубу, для которых никогда не была характерна высокая религиозность. Однако ИГ не оставляет попыток склонить молодежь тубу на свою сторону, выпустив в марте 2015 г. ряд видеороликов агитационно-пропагандистского характера на языке тубу. Впрочем, можно предположить, что фундаменталистам не удастся переманить на свою сторону тубу (отдельные одиночки и небольшие группы не в счет), поскольку на юге Ливии с ИГ олицетворяются, в первую очередь, арабские племена, являющиеся традиционными противниками тубу и их конкурентами в контроле за транссахарской торговлей. Кроме того, обострились и отношения тубу с туарегами - также давними конкурентами в контроле за торговыми путями. Ведь туареги изначально поддерживали Каддафи, а в последнее время среди части туарегов медленно растет популярность фундаменталистских группировок. В мае 2015 г. в районе оазиса Обари начались вооруженные столкновения между тубу и туарегами, поддерживающими фундаменталистов. Возобновление столкновений очень обеспокоило центральное правительство в Триполи, озабоченное созданием иллюзии о восстановлении порядка в стране.

Таким образом, мы видим, что уход Каддафи лишь способствовал регрессу политических отношений в Сахаре, вернув ситуацию в регионе на уровень даже доколониальной политики - племенных противостояний тубу и арабов, тубу и туарегов, арабов и туарегов. Вполне вероятно, что Ливию ожидает и проблема соседнего Судана - стремление племен африканского происхождения, в данном случае - тубу, к созданию национальной автономии, а то и независимого государства - по типу Южного Судана. По крайней мере, родственные и близкие по культуре тубу народы Дарфура давно ведут борьбу за национальное освобождение против центрального правительства Судана. Впрочем, превратятся ли свободолюбивые тубу в африканский аналог курдов, противостоящих экспансии фундаменталистов, покажет время. По крайней мере, пока тубу не получают серьезной помощи и поддержки от западных стран, а военно-политическая ситуация в Южной Ливии освещается мировыми СМИ достаточно слабо, особенно в контексте «проблемы тубу». Очевидно, что в случае дальнейшей дезинтеграции Ливии, которая, похоже, становится неизбежной, тубу в будущем все в большей степени будут настаивать на формировании собственного суверенного государства. Фактически, этот народ, остающийся разделенным между тремя сахарскими государствами - Ливией, Нигером и Чадом, имеет компактную территорию проживания, которая может стать территорией нового государства. Не исключено, что появление в качестве политического субъекта автономии ливийских тубу возобновит центробежные реакции в соседнем Чаде, приведя к возобновлению национально-освободительной борьбы теда Тибести, а также всколыхнет пока сохраняющих спокойствие нигерских тубу.

Этот народ выживает почти без пищи и воды и славится долголетием

Народ тубу живет в жестоких условиях пустыни Сахара. У них почти нет воды, их лица обжигает горячий пустынный воздух, а пища скудна и лишена разнообразия. При этом люди племени могут целый день находиться на солнце без вреда для себя, а их здоровью и продолжительности жизни могут позавидовать граждане самых высокоразвитых стран мира.

Всем известно, что Сахара - это не самое комфортное для проживания место на планете. Но та ее часть, где поселились тубу, отличается особо суровыми условиями. Этот народ обитает на территории трех стран: Чада, Ливии и Нигера. Большинство представителей этого народа, численность которого составляет 300–350 тыс. человек, проживает на территории северо-западного Чада. В центре региона находится пустынное каменистое нагорье Тибести с высотами от 1000 до 3000 м над уровнем моря. Дожди в этом месте - большая редкость, а среднее количество выпадающих за год осадков составляет не более 50 мм. За границами нагорья осадков выпадает несколько больше, и здесь в течение нескольких недель даже текут реки, которые, впрочем, быстро превращаются в сухие ложбины. В таких засушливых условиях и на бедной песчаной почве хорошо растут только финиковые пальмы, плоды которой являются важной частью пищевого рациона людей тубу.
Народ тубу подразделяется на две этнические группы: теда, которые обитают на юге Ливии, и даза, живущие в основном на севере Чада и Нигера. Эти ветви говорят на разных, но близких языках. Образ жизни этого народа мало чем отличается от того, который вели их предки сотни лет назад. Там, где позволяют природные условия, тубу выращивают вдоль русел временных водотоков зерновые культуры, такие как просо, ячмень и пшеницу. В оазисах, там, где есть источники воды, тубу сажают инжир и финики.
Но большинство представителей народа тубу занято кочевым скотоводством и караванной торговлей, что является более почетным занятием, чем земледелие. В условиях скудной растительности и отсутствия полноценных пастбищ тубу умудряются разводить верблюдов и коз, молоко которых дополняет их скудный рацион. Верблюды вообще являются важнейшей частью жизни тубу. На этих животных перевозят соль и другие товары, как это делали тысячи лет назад, ведь в этой части Сахары нет автомобильных дорог. Кроме того, верблюды дают тубу кожу для изготовления различных бытовых вещей, шерсть и мясо, поэтому без них народу Сахары просто не выжить в таких тяжелых условиях.
Несмотря на то, что тубу исповедуют ислам, часть из них следует традиционным верованиям, а многие их обычаи не так строги, как в некоторых исламских странах. Особенно это касается женщин, которые играют в семье не менее важную роль, чем мужчины. Женщины тубу не обязаны покрывать голову платком, а при решении важных семейных вопросов их голос часто имеет решающее значение.
Интересно, что мужчины тубу способны за день преодолевать по 80-90 км, следуя вместе с караванами верблюдов под нещадно палящим солнцем. Питаясь финиками и запивая все это «изобилие пищи» крепким травяным чаем, тубу способны совершать многодневные переходы через пустыню и чувствовать себя при этом прекрасно. Бельгийские ученые, сопровождавшие кочевников в одном из их походов, вели наблюдения за состоянием здоровья этих выносливых людей. Научная экспедиция чуть было не сорвалась по причине того, что европейцы, ехавшие в удобных джипах, оснащенных всем необходимым для комфортного путешествия, уже к вечеру первого дня чувствовали себя очень плохо. Но тубу, проделавшие пешком 80-километровый путь, выглядели так же, как в начале дня, а их давление, пульс и другие показатели работы сердечно-сосудистой системы были в абсолютном порядке. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, тубу сохраняют отменное здоровье до глубокой старости, а показатели младенческой смертности среди этого народа самые низкие в Африке.

Ольга Фролова,
Travelask.ru

Стратегические Резервы Полковника

Наверное подготовка к предстоящей “пятнице в Триполи”, началось даже не сегодня, а минувшей ночью и ее рассвет таков, что не успеваешь удивляться полученной информации.

Раннее говорилось, что ожесточенные бои идут вокруг международного аэропорта в Триполи, в котором окопались и основные силы иностранных наемников и служб, напомню, называемой “зеленой зоной” аэропорта.

Вот вокруг этой “зеленой зоны” и идут ожесточенные, если не сказать главные бои, с применение ракет большей дальности и др. техники. В этом тоже нет ничего нового, если бы не одно “но”….

Боевые действия здесь ведут “Зеленая стража из племени Тубу”! Это самое важное. Это самое главное. Я ниже дал минимум информации (Гугль в помощь), по этой древнейшей в Африке племени, считающихся наравне с туарегами великими воинами Сахары. И я не знаю тут, то ли Полковник им отдал аэропорт на растерзание или Тубу поставило условие - “Полковник, дай нам конкретную цель”! Но одно из двух точно.

Сила натиска воинов Тубу такова, что наемники переодевшись в гражданское, а некоторые из них в женское одеяние, бегут из этого ада, устроенного племенем Тубу.

Потому районы вокруг аэропорта заблокированы и бойцы Сопротивления ведут уже опознание этих “дев”. И в руках этих бойцов уже имеются “досье” на них.

Боевые действия в Триполи и военная операция по всему району аэропорта продолжаются.

P.S. Я уже не раз приводил здесь ссылки на Н. Сологубовского, который много лет жил и работал в этом регионе, в Сахаре. И знающий тамошних жителей не по справочникам. Так он не раз с первых дней войны заявлял, что те кто вязался в эту войну в Ливии, даже не понимают против кого они воюют. Т.е.“матрица” Африки такова, что видимые племена Ливии ничто, против истинных родо-племенных связей ее по всему континенту.

Вот эти “связи” и вышли “на связь” - племя Тубу, как раннее Туареги.

“Проснулись” и племена Рафла (Варфалла), которые, по мнению кроликовода, заключили сделку с ПНС, потому ведут себя “скромно”! Это ему “мата хари” наверное доклад ала.

Но по моей информации, это был приказ Полковника: сидеть тихо! Стратегический резерв назывался при Сталине. И только недалекий человек мог предположить, что Полковник такие вещи не знает.

Вот Полковник и вводит в битву свои резервы. И подумайте теперь, КЕМ является Полковник для этих народов и племен Африки? И кто может в этом влиянии сравниться с ним в …истории, таким авторитетом?

PP.S. Вождь племени Варфалла (Warfala) был жестоко убит в своем доме . Это был спокойный и мудрый старик (пишет о нем знающая его по выступлениям на съезде племен - Леонер), который всегда выступал за сближение Ливии. Он никогда не пользовался оружием.

Думаю, теперь это племя устроит настоящий ад этим наемника и Аль Каиде. И не только в Ливии уже…

****

Тубу (тиббу, теда) (в переводе с араб. - «скальный человек»)— народ, живущий в Центральной Сахаре (главным образом в Республике Чад, небольшие группы — в Нигере и Ливии). Численность — более 350 тысяч человек. Делятся на две основные группы: теда (на севере) и даза (на юге). Говорят на языке тубу, относящемуся к сахарской семье (нило-сахарская макросемья). Исповедуют ислам.

Некоторые этнографы полагают, что племя Тубу — древнейшее на территории Африки племя, выработавшее свои традиции, культуру.

В одном из выпусков журнала «Вокруг света» рассказывается о том, что представители этого народа невероятно выносливы: они живут на безводном высокогорном плато Тибести в условиях высокой температуры, могут подолгу обходиться без пищи, да и само питание не включает в себя животные белки. К тому же, на взгляд европейца, оно является довольно скудным, и состоит из чая, настоянного на пустынных травах, «нескольких фиников и горсти проса». Тем не менее, представители народа живут очень долго и «до глубокой старости сохраняют все зубы».

Возможности человека безграничны. В это заставляют поверить невероятные люди народа тубу, живущие в жестоких условиях пустыни Сахара. Они лишены достаточного количества воды, их лица обжигает горячий пустынный воздух, а пища скудна и лишена разнообразия. Но они могут целый день находиться на солнце, а их здоровью и продолжительности жизни могут позавидовать граждане самых высокоразвитых стран мира.

Всем известно, что Сахара - это не самое комфортное для проживания место на нашей планете. Но та ее часть, где поселились тубу, отличается особо суровыми условиями. Этот народ обитает на территории трех стран: Чада, Ливии и Нигера. Но большинство представителей этого народа, численность которого составляет 300–350 тысяч человек, проживает на территории северо-западного Чада. В центре региона находится пустынное каменистое нагорье Тибести с высотами от 1000 до 3000 метров над уровнем моря. Дожди в этом месте - большая редкость, а среднее количество выпадающих за год осадков составляет не более 50 мм. Для сравнения: в солнечной Астрахани этот показатель составляет около 220 миллиметров в год. За границами нагорья осадков выпадает несколько больше, и здесь в течение нескольких недель даже текут реки, которые, впрочем, быстро превращаются в сухие ложбины. В таких засушливых условиях и на бедной песчаной почве хорошо растут только финиковые пальмы, плоды которой являются важной частью пищевого рациона людей тубу.

Народ тубу подразделяется на две этнические группы: теда, которые обитают на юге Ливии, и даза, живущие в основном на севере Чада и Нигера. Эти ветви народа тубу говорят на разных, но близких языках, относящихся к одной сахарской языковой семье. Образ жизни этого народа мало чем отличается от того, который вели их предки сотни лет назад. Там, где позволяют природные условия, тубу выращивают вдоль русел временных водотоков зерновые культуры, такие как просо, ячмень и пшеницу. В оазисах, там, где есть источники воды, тубу сажают инжир и финики, которые являются чуть ли не их национальным блюдом. На эту тему существует даже народная пословица: «Тубу довольствуется фиником в день: утром он съедает кожуру, днем - мякоть, а вечером - косточку».

Но большинство представителей народа тубу занято кочевым скотоводством и караванной торговлей, что является более почетным занятием, чем земледелие. В условиях скудной растительности и отсутствия полноценных пастбищ тубу умудряются разводить верблюдов и коз, молоко которых дополняет их скудный рацион. Верблюды вообще являются важнейшей частью жизни тубу. На них перевозят соль и другие товары, как это делали тысячи лет назад, ведь в этой части Сахары нет полноценных автомобильных дорог. Кроме того, верблюды дают тубу кожу для изготовления различных бытовых вещей, шерсть и мясо, поэтому без них народу Сахары просто не выжить в таких тяжелых условиях.

Несмотря на то, что тубу исповедуют ислам, часть из них следует традиционным верованиям, а многие их обычаи не так строги, как в некоторых исламских странах. Особенно это касается женщин, которые играют в семье не менее важную роль, чем мужчины. Женщины тубу не обязаны покрывать голову платком, а при решении важных семейных вопросов их голос часто имеет решающее значение.

Интересно, что мужчины тубу способны за день преодолевать по 80-90 километров, следуя вместе с караванами верблюдов под нещадно палящим солнцем. Питаясь финиками и запивая все это «изобилие пищи» крепким травяным чаем, тубу способны совершать многодневные переходы через пустыню и чувствовать себя при этом прекрасно. Бельгийские ученые, сопровождавшие кочевников в одном из их походов, вели наблюдения за состоянием здоровья этих выносливых людей. Вся научная экспедиция чуть было не сорвалась по причине того, что европейцы, ехавшие в удобных джипах, оснащенных всем необходимым для комфортного путешествия, уже к вечеру первого дня чувствовали себя очень плохо. Но тубу, проделавшие пешком 80-километровый путь, выглядели так же, как в начале дня, а их давление, пульс и другие показатели работы сердечно-сосудистой системы были в абсолютном порядке. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, тубу сохраняют отменное здоровье до глубокой старости, а показатели младенческой смертности среди этого народа самые низкие в Африке.

По этой же теме:

Народ пирахан: самые счастливые люди, которые живут настоящим и не думают о будущем Народ химба: где живут самые красивые женщины Африки Народ тутси: где живут самые высокие люди на Земле

90 километров в день всего на 2 финиках! На такое способны представители племени Тубу, которые обитают в очень экстремальных условиях - в самом сердце Сахары, где нет даже песка, потому что обжигающий ветер сгоняет его прочь.

От других народов Африки Тубу отличаются необычайной выносливостью, здоровьем и долголетием. Кроме того, им неведомы стоматологи. Не потому, что их нет, а потому, что не нужны. Даже у стариков племени все зубы на месте. В чем их секрет? Конечно, в питании!

С точки зрения европейца, рацион тубу является абсолютно недостаточным. На завтрак эти кочевники пьют густой напиток из местных трав, напоминающий наши травяные чаи. На обед съедают несколько фиников. На ужин - горсть просо. Иногда просо сдабривается подливкой из трав и кореньев или поливается растительным маслом. И это все. Мяса тубу не едят. И, находясь на такой «диете» изо дня в день, они умудряются совершать дневные переходы в 80-90 километров под палящим солнцем пустыни, при температуре, доходящей до пятидесяти градусов по Цельсию.

А люди продолжают дискутировать на тему необходимости животного белка, недостаточности витамина В12 в растительной пище и т.д. и т.п. Вдумайтесь, 2 финика и 90 километров по пустыне. Природа снова и снова доказывает, как мало мы знаем о самих себе и какой огромный ресурс заложен в человеческом организме.

Не бойтесь выходить из зоны комфорта, слушайте свое тело - и будете счастливы!

А за свежайшей здоровой и невероятно вкусной пищей, как всегда, добро пожаловать к нам!))