Таблица по истории 1 мировая война. Причины и цели первой мировой войны. Окончание войны для России

Германия

Стремилась установить мировое господство

Австро-Венгрия

Контроль над Балканами => контроль над движением судов в Адриатическом море => поработить славянские страны.

Стремилась захватить турецкие владения, а так же Месопотамию и Палестину с их нефтяными владениями

Стремилась ослабить Германию, вернуть Эльзас и Лотарингию (земли); захватить угольный бассейн, претендует на роль гегемона в Европе.

Стремилась подорвать позиции Германии и обеспечить себе свободный проход через пролив Васбор и Дарданелл в средиземном море. Усилить влияния на Балканах (путем ослабления влияния Германии на Турцию).

Стремилась оставить под своим влиянием Балканы, захватить Крым и Иран (сырьевая база).

Господство на Средиземном море и Юге Европы.

Войну можно разделить на три периода:

В течение первого периода (1914–1916) Центральные державы добивались перевеса сил на суше, а союзники господствовали на море. Этот период завершился переговорами о взаимоприемлемом мире, но каждая из сторон все еще надеялась на победу.

В следующий период (1917) произошли два события, которые привели к дисбалансу сил: первое – вступление в войну США на стороне Антанты, второе – революция в России и ее выход из войны.

Третий период (1918) начался последним крупным наступлением Центральных держав на западе. За неудачей этого наступления последовали революции в Австро-Венгрии и Германии и капитуляция Центральных держав.

Завещание великого евразийца (по Л.Н. Гумилеву «От Руси к России: очерки этнической истории»)
Труд Л.Н. Гумилева «От Руси к России: очерки этнической истории» состоит из трех частей: «Киевская держава», «В союзе с Ордой», «Царство Московское». В начале первой части описываются славянские народы, их соседи и враги. Во II в. н.э. в результате пассионарного толчка началось Великое переселение народов. Готы стали хозяевами устья Ду...

Внутренняя политика Николая I
Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса императора Николая I (1796-1855). Для Николая I, вступившего на престол в 1825 году и правившего Россией три десятил...

Открытие лицея
Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею...

Методическая разработка открытого занятия

«Первая мировая война»

Разработчик:

Ерохина Л.Г.

НИЖНЕВАРТОВСК

2015-

Первая мировая война (1914–1918 гг.)

Цель занятия: Познакомить обучающихся с основными событиями Первой мировой войны.

Задачи занятия:

  1. Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.
  2. Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.
  3. Формировать умения и навыки работы обучающихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
  4. На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
  5. Воспитывать обучающихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип занятия: усвоение новых знаний и умений.

Оборудование: Презентация к уроку.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Геополитическая ситуация накануне войны.
  3. Изучение новой темы
  • страны-участники и их цели. Характер войны.
  • стратегические планы сторон
  • начало военных действий
  • ход военных действий (по этапам)
  • итоги войны.
  1. Домашнее задание.
  2. Рефлексия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Преподаватель: Более 100 лет прошло со дня начала Первой мировой войны. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

В процессе работы вам предстоит узнать:

  1. Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  2. Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  3. Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  4. На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.

Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:

  1. Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  2. Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  3. Правильно распределять время работы над заданиями.

2. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к началу ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?

Задания:

  1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы )
  2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия )
  3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав? (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.) Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г. )
  4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? (локальные войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905), балканские войны 1912-1913 )

Итак, мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической.

3. Изучение новой темы

1. Страны-участники и их цели. Характер войны. (слайд 3-5)

Участниками Первой мировой войны стали: с одной стороны Четверной союз, в который входили Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция (Османская империя); с другой блок Антанта, который составляли Россия, Франция, Англия и союзные страны.

Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.

Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.

Турция претендовала на территорию русского Закавказья.

Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г. и установить своё влияние в Сирии и Палестине.

Великобритания стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины.

Россия добивалась свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединения Галиции и нижнего течения Немана.

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников.

2. Стратегические планы сторон (слайд 6-8)

Военное командование Германской империи разработало стратегический план (план Шлиффена), чтобы одержать быструю победу в войне на Западном и на Восточном фронте. План был предназначен для победы в течение первого месяца войны.

Страны Антанты разработали «план XVII», который предусматривал создание линии укреплений на незащищенной франко-бельгийской границе для защиты от возможного немецкого броска. Одновременно планировалось основными силами Франции нанести удар в центр немецкой операции, отсечь правый фланг немцев и остановить немецкое наступление.

Россия должна была начать активные военные действия одновременно с Германией. Это должно было заставить Германию оттянуть часть войск с Западного фронта, что облегчало положение Франции, разрушало планы Германии, заставляло ее вести войну на два фронта и обеспечивало в конечном счете победу Антанте.

Запиши в тетради: Название стратегических планов противников, их цели

3. Начало военных действий. (слайд 9-12)

Начало Первой мировой войны было спровоцировано убийством наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены членом сербской националистической террористической организации Гаврилой Принципом (28 июня 1914 г.).

Австро-Венгрия объявила, что за убийством эрцгерцога стоит Сербия и выдвинула ультиматум, который невозможно было выполнить. Сербия, однако, соглашается на все его условия, кроме одного.
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявляет о невыполнении Сербией условий ультиматума, начинает обстрел столицы и вводит войска на ее территорию.

17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

Запиши в тетради: повод для начала военных действий

4. Ход военных действий (по этапам): (слайд 13-25)

  1. кампания 1914 г (провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы)
  2. кампания 1915 г (срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война)
  3. кампания 1916 г (переход стратегической инициативы к странам Антанты) (сообщение студента “Брусиловский прорыв” (слайд 22))
  4. кампания 1917 г (наступление Антанты; выход России из войны)
  5. кампания 1918 г (общее наступление Антанты; капитуляция Германии)

Запиши в тетради: основные военные операции по годам

Сообщение обучающегося “Брусиловский прорыв” (слайд 22)

А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны. (слайд 26-31)

28 июня 1919 года подписан Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну.

По условиям договора Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию в границах 1870 года со всеми мостами через Рейн. В собственность Франции переходили угольные копи Саарского бассейна, а сама Саарская область передавалась на 15-летний срок под управление Лиги Наций. Войсками Антанты на 15 лет оккупировался левый берег Рейна, а 50-километровая зона к востоку от Рейна полностью демилитаризировалась.

К Бельгии отошли округа Эйпен и Мальмеди, к Дании - районы Шлезвиг-Гольштейна. Германия признавала независимость Чехословакии и Польши и отказывалась от части территорий в их пользу. Город Данциг с областью переходил под управление Лиги Наций.

Германия отказывалась в пользу союзников от всех своих колоний.

Германия соглашалась признать договоры, которые будут заключены союзниками с Турцией и Болгарией, и обязывалась отказаться от Брестского и Бухарестского договоров. За Россией признавалось право потребовать у Германии соответствующие репарации.

До II мировой войны этот военный конфликт был самым широкомасштабным, затронувшим почти весь земной шар. Шокирующее количество пострадавших (учитывая потерю убитыми среди военных и мирного населения, а также раненых) – около 80 миллионов человек (страны-участницы потеряли убитыми более 10 млн. солдат и около 12 млн. мирных жителей, около 55 млн. человек были ранены).

В течение 5 лет войны распались такие империи, как Османская, Российская, Германская и Австро-Венгерская.

Первая мировая война ускорила разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогаз, зенитные и противотанковые орудия, огнемёт. Широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты.

Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии.

Запиши в тетради: условия Брест-Литовского мирного договора и Версальского мирного договора

4. Домашнее задание

Подготовить сообщения на тему «Оружие Первой Мировой»

5. Рефлексия: подведение итогов, оценки за урок.

  • Можно ли было избежать Первой мировой войны? Почему?
  • Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая?

Закрепление материла

Выполните следующие задания

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

1.Верденская мясорубка

2. Брусиловский прорыв

3.Галицийская битва

4. Газовая атака у г.Ипр

2) Соотнеси дату и название сражения:

а) 1914

б) 1915

в) 1916

г) 1917

д) 1918

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

3) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

4) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия


(1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Раскрыть причины, цели участников, характер войны; выяснить какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран; назвать главные фронты и события.
  • Продолжить формирование умений сопоставлять различные источники, анализировать и делать самостоятельные выводы, работать с исторической картой, правильно распределять время работы над заданиями; оценивать свою работу и работу товарищей.
  • Воспитывать чувство неприятия насильственных мер для решения проблем, а также чувство гордости за своих предков.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Слайд 2: Верещагин. Апофеоз войны.

Задания: Что хотел сказать художник этой картиной? Каков ее главный замысел?

Слово учителя: 100 лет отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 г. – срок достаточный для того, чтобы оценить значимость совершающегося тогда. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

2. Формулировка интегрирующей цели.

  • В процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:
  • Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  • Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  • Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  • На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.
  • Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:
  • Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  • Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  • Работать с исторической картой;
  • Правильно распределять время работы над заданиями;
  • Оценивать свою работу и работу товарищей.

3. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к нач. ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?

1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы)

2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия)

3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав?

  • (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.)
  • Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г.)

4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? (империалистические войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905)

5. Что из себя представлял немецкий план Шлиффена? (молненосная война, разгром Франции, а затем России)

Итак,мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической. Нужен был только повод и он нашелся.

4. Изучение новой темы (слайд 3-4)

План:

  1. Причины, повод, характер Первой мировой войны.
  2. Страны - участники и их цели.
  3. Развитие военной техники в годы войны.
  4. Ход военных действий.
  5. Итоги войны.

Важнейшие даты:

28 июня 1914 г. – убийство Г.Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда;

Лето 1916 г. – Брусиловский прорыв;

Оборудование урока:

Карта “Первая мировая война. 1914-1918 гг.”

Таблицы 1-3 “Численность вооруженных сил”, “Прямые военные расходы”, “Вооружение”;

Технологическая карта учащегося по теме “Первая мировая война”.

Учебники:

1) Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011.- Ч.2, параграфы 69, 70.

2) Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. Ростов н/Д, 2008.

1. Предпосылки, причины, повод, характер Первой мировой войны.

Задания: Проанализировав схему, (слайд 5) назовите основные международные противоречия в начале века, военные блоки и страны, между которыми сложились эти противоречия. Сформулируйте главные причины войны.

Запиши причины Первой мировой войны и название блоков и стран между которыми началась война.

Слово учителя:

1.1. Наибольшее значение имели обострение противостояния великих держав , прежде всего Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за передел мира, в том числе за перераспределение колоний.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах, воспринимавшихся странами-мировыми лидерами в качестве “ключевых точек” в борьбе за сферы влияния.

Особой остроты достигло противоборство на Балканах России и ее союзницы Сербии и Австро-Венгрии вместе с союзной Болгарией. Взрывоопасная ситуация усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г., поставив под контроль армию Османской империи, Германия превратилась в доминирующую военную державу Балканского региона. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.

Не простой была ситуация на Ближнем Востоке . На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние США и Япония.

1.3. Огромную роль играло политическое и экономическое соперничество Германии и Франции, боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

1.4. Внутриполитические задачи России объективно противоречили тенденции к началу военных действий.

Столыпин П.А. писал: “Нам нужен мир, война в ближайшие годы… будет гибельна для России и для династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической”. Но этим словам царь не внял. Россия ввязалась в мировую войну.

2. Страны-участники и их цели. Характер войны.

Цель : На этом этапе работы вам надо определить цели стран-участниц, повод и характер войны.

Задание 1.

  • Пользуясь текстом учебника назовите цели участников.
  • На основе сведений о целях участников войны определите характер войны. (Слайд 6)
  • Какие события послужили поводом к войне? (Слайд 7)

Задание 2.

В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: “Кое-что мы должны оставлять на волю случая”. Этой же точки зрения придерживался Ллойд-Джордж, У.Черчилль.

Подумайте, как соотносятся в начале первой мировой элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было?

Задание 3.

Подумайте, можно ли было предотвратить войну в начале века (именно мировую)? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если ответ отрицательный?

Задание 4.

Приведите известные вам из курса истории примеры справедливых и несправедливых войн. Дайте обоснованное определение характера первой мировой войны (для каждой из стран). К действиям каких стран нельзя применить это определение? Меняло ли наличие подобных исключений характер войны?

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников (в виде схемы) и характер первой мировой войны. (Слайд 6)

Слово учителя:

Повод. 15 (28 по новому стилю) июня 1914 г. должны были начаться провокационные военные маневры Австро-Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараево, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Франц Фердинанд , наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро-Венгрии и Германии, 15(28) июля австрийская артиллерия начала обстрел столицы Сербии – Белграда.

Объявление войны. 17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

3. Военно-технический потенциал стран-участниц войны.

Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить: была ли Россия готова к войне (по сравнению с другими странами). Вы должны научиться делать выводы, сопоставляя материал устных сообщений, учебника и сравнительных таблиц.

Задание 1.

Проанализируйте данные таблиц 1-3. Сделайте выводы о готовности России к длительной войне.

Задание 2.

С.Ю.Витте писал, вспоминая о события 1904-1905 гг.: “И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы”.

Оценивая положение России в 1914 г., попробуйте определить, был ли учтен опыт русско-японской войны? Как вы думаете, почему?

Слово учителя: Подготовка России к войне.

  • Реорганизация армии. В 1908-1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ. Выросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища. В итоге русская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро-Венгрии. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено.
  • Рост вооружений . Военные расходы увеличились за этот период в 3,7 раза, составив 40% бюджета страны.
  • Флот. После уничтожения в русско-японской войне российского военного флота он снова начал возрождаться. Еще в 1907 г. была принята “Малая судостроительная программа”, а в 1912 г. “Программа судостроения Балтийского флота”. Началось строительство подводных лодок.
  • Модернизировались и вооружения сухопутных войск, но лишь в 1913 г. была принята “Большая программа по усилению армии”, в ходе выполнения которой в 1914-1917 гг. планировалось увеличить и модернизировать артиллерию, усилить инженерные войска, создать военную авиацию и автомобильный транспорт. Программа к началу войны только начала выполняться. В результате Россия отставала по объему военного бюджета, в вооружениях и артиллерии от Германии, завершившей свою военную программу в 1914 г.
  • Особую опасность представляло отставание России в 2,5 раза от Германии и Австро-Венгрии по пропускной способности железных дорог, ведущих к районам будущих военных действий.
  • Дипломатическая подготовка . В 1914 г. была подготовлена военно-морская конвенция России и Англии, подписанная уже после начала войны. Это завершило складывание Антанты как военного союза России, Англии и Франции.

Развитие военной техники в годы войны. (слайд 8)

  • Появление танков и новых видов артиллерии.
    15 сентября 1916 г. англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогла продвинуться на 2 км. Массированное применение танков – сражение при Камбре 20-21 ноября 1917 г., было задействовано 378 танков.
  • Развитие авиации. (Слайд 9)
    Наиболее известными самолетами были немецкий “Фоккер”, английский “Сопвич” и французский “Фарман”. В России был построен тяжелый четырехмоторный самолет “Илья Муромец”, поднимавший до 800 кг бомб и вооруженный 3-7 пулеметами.
  • Химическое оружие.
    В апреле 1915 г. под г. Ипр в Бельгии немцами из баллонов было выпущено 180 т хлора. В результате атаки пострадали около 15 тыс. человек, из них 5 тыс. погибли. 12 апреля 1917 г. в районе Ипра немцами был применен горчичный газ (иприт). Всего отравляющими веществами в годы войны было поражено около 1 млн. человек.

Военные планы.

Руководство Германии считало лето 1914 г. наиболее выгодным моментом для начала войны, так как страны Антанты, особенно Россия, не были готовы к войне. Германский Генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро-Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией.

Россия рассчитывала после завершения мобилизации наступление на северо-западе на Берлин и на юго-западе на Вену. Главнокомандующим был назначен дядя царя Николай Николаевич.

Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3-4 месяцев.

4. Ход военных действий.

Цель : сравнить основные события на Восточном и Западном фронте

1. Работая с текстом учебника, выписать в таблицу основанные сражения войны на Восточном и Западном фронте.

1 ряд – военные кампании 1914 г. 2 ряд – 1915-1916 гг. 3 ряд – 1917-1918 гг.

Основные события, сражения

Дата, год Восточный фронт Западный фронт
1914
1915
1916
1917
1918

Работа с настенной картой “Первая мировая война”

2. На каком фронте происходили главные события войны.

Сообщение учащегося “Брусиловский прорыв” (слайд 12,13)

3. Какие еще фронты были созданы? Назвать их.

Проверка выполненной работы “Основные события, сражения” (слайд 10, 11, 15)

Дополнительный материал для преподавателя.

1914 г. – год упущенных возможностей . 4 августа 1914 г. немецкие войска, нарушив нейтралитет Бельгии, начали через ее территорию наступление на Францию, в обход основной группировки французских войск, находившейся на французско-германской границе. Вместо запланированных 2-3 дней немецкая армия продвигалась к французско-бельгийской границе 15 дней. За это время Англия высадила на континенте свои войска.

В начале сентября немецкие войска форсировали реку Марна на подступах к Парижу. 6 сентября началось контрнаступление англо-французских войск, и только 12 сентября немцам удалось остановить противника. Молниеносный бросок на Париж был сорван. Началась позиционная война – стороны не имели сил для наступления, но прочно удерживали свои позиции.

После поражения англо-французских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.

В Восточной Пруссии наступавшие с востока – 1-я (под командованием П.К.Ренненкампфа) и с юга – 2-я (под командованием А.В.Самсонова) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и привлечения резервных частей Германия, используя несогласованность действий русских войск, окружила и уничтожила два корпуса 2-й армии Самсонова, покончившего самоубийством. 1-я армия отступила.

Наступление в Галиции в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-яармия (А.А.Брусилов) взяла Львов и Галич, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км от границы за р. Сан. Казалось, что Австро-Венгрия разгромлена.

Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успеха на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в октябре австро-германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных боях в октябре-ноябре обе стороны понесли тяжелые потери (Россия – 2 млн. убитых, раненных и пленных, ее противник – 950 тыс.), но не выполнили своих задач.

Война с Турцией началась 29 октября с атаки германских войск, шедших под турецким флагом на Севастополь, Одессу и наступление турецких войск на Кавказе. Кавказская армия оттеснила противника к Эрзруму, что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.

Итоги военных действий 1914 г. заключались в срыве плана “молниеносной войны” Шлиффена. Германия была вынуждена вести военные действия на двух фронтах. Для России первый год войны стал годом упущенных возможностей.

В ходе боев выявилось превосходство немецкой армии на русской в артиллерии, снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийской и турецкой армий.

Поражения 1915 г. Компанию 1915 г. Германия решила посвятить разгрому русских войск. Из Франции было переброшено около 30 пехотных и 9 кавалерийских дивизий.

  • На Западном фронте велись бои местного значения. Италия перешла на сторону Антанты. Осенью началось наступление австро-германских и болгарских войск на Сербию. Сербская армия после 2-месячных боев отступила в Албанию.
  • Юго-Западный фронт (Россия). После некоторых успехов России в январе-марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецких наступлений в Восточной Пруссии) в апреле-мае австро-германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить русские войска. Но фронт прорван не был.
  • Западный фронт (Россия). Программы модернизации вооружений России должны были завершиться лишь к 1917 г., накопленные боеприпасы были израсходованы. Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, часть Белоруссии, Литвы, Латвии и вышли к Риге. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.
  • Итоги военных действий 1915 г. Из строя вышел весь состав подготовленной довоенной кадровой армии. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную и сельскохозяйственную базу. В августе Николай II взял на себя главнокомандование, назначив опытного генерала Алексеева М.В. начальником Генштаба.

1916 год – проигранная победа.

21 февраля 1916 г. германское командование начало на Западном фронте Верденскую операцию. В ходе ожесточенных боев обе стороны понесли тяжелые потери, но прорвать фронт немцы так и не смогли.

По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское командование разработало план наступления, основная тяжесть которого легла на русский Юго-Западный фронт, которым командовал генерал Брусилов Алексей Алексеевич.

На стороне Антанты в войну вступила Румыния, но ее действия были неудачными и Россия была вынуждена образовывать свой Румынский фронт.

Войска русского Кавказского фронта успешно провели ряд операций, взяв города Эрзрум и Трапезунд.

В итоге военных действий 1916 г. англо-французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция пообещали России передать под ее контроль проливы Босфор и Дарданеллы и Константинополь.

Военные действия в 1917-1918 гг. Компания 1917 г. протекала в условиях роста во всех странах революционного движения.

В феврале в России вспыхнула революция. Наступление русского юго-западного фронта закончилось провалом. После Октябрьской революции в России новое правительство 2 декабря заключило с германской коалицией перемирие. События в России сорвали планы Антанты по разгрому Австро-Венгрии. На стороне Антанты в войну вступили США.

В марте началось германское наступление во Франции. В конце мая немцы нанесли удар севернее Рейна и вышли к реке Марна, оказавшись в 70 км от Парижа, но были остановлены. Второе Марнское сражение закончилось провалом для немцев.

В августе 1918 г. англо-французские армии перешли в наступление и нанесли противнику поражение. В сентябре началось общее наступление союзников по всему фронту. 9 ноября в Берлине была свергнута монархия. 11 ноября 1918 г. Антанта заключила с Германией Компьенское перемирие. Германия признала свое поражение в войне.

Сообщение учащегося: (Слайд 12-13)

А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны.

Цель : назвать итоги войны. Задания:

1.Кто победил в войне? На какой конференции были подведены итоги Первой мировой войны? (Слайд 17)

2. Запиши название мирных договоров стран Антанты со странами Четверного союза.

3. На какой конференции завершилось послевоенное мирное урегулирование? Запиши название системы отношений, сложившейся в мире после окончания войны.

28 июня 1919 г. после длительных обсуждения на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор стран Антанты с Германией. (слайд 17)

Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция (1921-1922). США удалось добиться принципа “свободы мореплавания”, ослабить Великобританию в качестве морской державы номер один, потеснить Японию и добиться утверждения “принципа равных возможностей” для всех стран, подписавших договор.

Версальско-Вашингтонская система, отражавшая интересы стран победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны.

Слайд 18 “Общие итоги Первой мировой войны” - просмотреть.

Слово учителя: Давайте посмотрим еще на одну картину Верещагина “Панихида” (слайд 19). Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая? (все проблемы надо решать за столом переговоров, иначе человечество себя уничтожит).

Рефлексия:

Цель : подведение итогов, оценки за урок.

Выполни тестовую работу:

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

1.Верденская мясорубка

2. Брусиловский прорыв

3.Галицийская битва

4. газовая атака у г.Ипр

2) Военно-политический блок Антанта создан:

а) в 1882 ; б) в 1889; в) в 1907; г) в 1914

3) Соотнеси дату и название сражения:

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

4) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

5) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия

6) Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”:

а) Балканы; б) Ближний Восток; в) Германия

7) Причины Первой мировой войны:

а) планы Германии захватить Англию;

б) борьба крупнейших стран за колонии и рынки сбыта;

в) желание России и Австро-Венгрии утвердиться на Балканах.

Использованная литература:

  1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 /В.В.Артемов, Ю.Н. Любченков. - М.,2011. – с.304.
  2. Базанов С. Брусиловский прорыв//История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания, 2012, № 9, с.42-47.
  3. История России XX - XXI века. 11 класс: Поурочное планирование/Авт.-сост. Т.А.Корнева. – Волгоград, 2005. – 268 с.
  4. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. – Ростов н/Д, 2008.
  5. Тихонова Н.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. // История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 2012. № 9, с.32-37
  6. Ястремский А.Н. Альбом схем по курсу “Отечественная история”, Учебное пособие, Электронное издание, М., 2008.

Приложение

Таблица 1. Численность вооруженных сил
(ведущие страны и их владения)

Державы В строю (млн.чел) Доля в общемировой численности В строю на 1 тыс.жителей (чел)
Австро-Венгрия 0,4 6,6 7,6
Великобритания 0,2 3,3 4,4
Германская империя 0,8 13,3 10,1
Италия 0,4 6,6 11,4
Российская империя 1,4 23,3 7,5
США 0,2 3,3 2,0
Франция 0,7 11,6 17,5
Мир в целом 6,0 100 3,2

Таблица 2. Прямые военные расходы

Государства Всего (млн. руб.) На 1 жителя (руб.) На 1 солдата (руб.)
Австро-Венгрия 265 5,0 662
Великобритания 729 1,7 1822
Германская империя 925 11,5 1156
Италия 283 6,7 566
Российская империя 826 4,5 590
США 570 5,2 2850
Франция 568 7,1 710
Мир в целом 5000 2,7 833

Таблица 3. Вооружение

Государства Артиллерийские орудия
(тыс)
Пулеметы
(тыс. шт.)
Снаряды
(млрд. шт.)
Аэропланы
(шт.)
Автомобили
(тыс. шт.)
Военный флот
(млн.т водоизмещ.)
Винтовки
(млн. шт.)
Патроны
(млрд. шт.)
Австро-Венгрия 4,0 2,0 3,0 65 1,8 0,3 1,5 0,3
Великобритания 2,0 2,0 7,0 272 1,2 1,9 0,8 0,8
Германская империя 7,5 12,0 10,0 300 5,0 1,5 5,0 1,0
Италия 2,0 1,0 3,3 143 2,0 0,4 2,5 0,5
Российская империя 7,9 4,1 6,0 150 - 0,4 5,0 2,8
США 1,0 1,5 1,0 - - 0,9 0,5 0,5
Франция 4,8 5,0 6,0 560 8,0 0,5 3,4 1,3
Мир в целом 35,0 35,0 40,0 1500 18,1 7,5 25,0 10,1

Первая Мировая война - очень большое и многогранное событие в истории человечества. Для изучения столь емкой темы в этой статье будет сформирована Таблица “Первая мировая война 1914 1918”, где будут изложены основные фронты и ход военных действий на западном и восточном фронтах.

Кратко о войне

Известно, что основной причиной первой мировой войны 1914-1918 стала колониальная гонка между Францией, Британией с одной стороны и Германией с другой. Результатами этой гонки стала война Антанты и Тройственного союза с последующим крушением четырех крупнейших империй мира и изменение политической карты Европы в последующие годы.

На территории бывшей Российской империи возникло более двух десятков различных государств, за счет Австро-Венгрии была создана Югославия и другие государства. Германия, хотя и проиграла, но была готова взять реванш, который и случился в 1939 году.

Рис. 1. Военные альянсы в Европе в 1914.

Хронология события такого масштаба достаточно разнообразна, но мы поговорим кратко о этапах Первой Мировой войны, разберем ее события и итоги, сведя ход войны в хронологическую таблицу.

Предлогом к войне стало убийство 28 июня 1914 года эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда сербским националистом Гаврилой Принципом. После этого Вена официально объявила войну Белграду, начав обстрел города.

Рис. 2. Гаврило Принцип.

Таблица «Первая Мировая война»

Дата

Событие

Итоги

Объявление войны Австро-Венгрией Сербии

Начало Первой Мировой

Германия объявила войну России

Германия объявляет войну Франции

Начало наступления германских войск на Париж через Бельгию

Русское наступление в Восточной Пруссии

Поражение армии Самсонова

Начало Галицийской битвы

Русские выбивают австрийцев из региона

Сентябрь 1914

Битва на Марне

Германское наступление во Франции остановлено

Операция «Бег к морю»

Установление статичной франко-германской линии фронта

Оборона крепости Осовец

Сарыкамышская операция

Разгром турецких войск на Кавказе

Битва при Ипре

Первое применение отравляющих газов Германией

Горлицкий прорыв

Начало масштабного отступление русских войск на восток

Вступление в войну Италии

Высадка войск Антанты в Греции

Открытие Салоникийского фронта

Начало битвы при Вердене

Нарочская операция

Апрель 1916

Операция Нивеля

Прорвать германский фронт на западе не удалось

Брусиловский прорыв

Вытеснение австрийцев из Галиции

Ютландская битва

Прорвать морскую блокаду немцы не смогли

Битва при Сомме

Первое использование танков

Начало подводной войны

Германия начала топить гражданские суда

Вступление США в войну

Октябрьская революция

Приход к власти в России большевиков

Брестский мир

Россия выходит из войны

Контрнаступление Антанты

Начало разгрома германских войск

Революция в Германии

Свержение германской монархии

Компьенское перемирие

Прекращение боевых действий

Версальский мир

Окончание Первой Мировой войны

Белогвардейское движение в России не признавало итогов Брестского мира и продолжало де юре вести войну против Германии. Верховный Правитель России А. В. Колчак намеревался после наступления на Москву и Петроград продолжить войну против большевиков до полной победы вместе с Антантой.

Рис. 3. Танки на Сомме.

Поражение Германии привело к переделу всех ее колоний между странами-победительницами, не считая России. Новое советское правительство очутилось в политической изоляции, отказавшись от имперского наследия и намеревающееся «разжечь пожар мировой революции».

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Россия ценой жизни своих солдат дважды спасала Антанту от капитуляции, оттягивая силы немцев с западного фронта во время Прусской операции 1914 и Брусиловского прорыва, хотя сама еще была не готова к ведению таких активных действий на фронте.

Что мы узнали?

Указанные события - далеко не все, которые были за эти годы. Было еще множество трагический страниц, о которых действительно стоит узнать подрастающему поколению. Уроки, которые преподала война, так и не были восприняты победителями, что совсем скоро привело ко Второй Мировой войне.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 923.

Историк Великий 26 сентября 2017 19460

Первая мировая война 1914 - 1918гг.

Характеристика, в виде опорного конспекта, военно - промышленному потенциала, стран участниц - войны (Германии и Австро-Венгрии с одной стороны и Англии, Франции, России, с другой стороны)

Причина и характер Первой мировой войны.

Цели стран участниц войны.

Хронологическая таблица событий на фронтах Первой мировой войны.

Повторить: характер международных отношений в Европе и Америке в 1900 - 1914г.:

Взаимоотношения «старых» и «молодых» метрополий, особенности колониальной системы империализма начало борьбы за её «передел»;

Взаимные претензии стран участниц военно - политических союзов: Тройственного и Антанты.

  1. Дать характеристику, в виде опорного конспекта, военно - промышленному потенциалу, стран участниц - войны (Германии и Австро-Венгрии с одной стороны и Англии, Франции, России, с другой стороны).

Используя материал учебника и учебного фильма, составить конспект по вопросам: 1 - Развитие военной промышленности в начале ХХ в. В Германии и Австро-Венгрии. Англии, Франции, России; 2 - качество и количество боевой техники этих стран; 3 - качество и количество единиц боевой техники, оружия и солдат; 4 - изобретения, и научные достижения нашедшие себе применение в военном деле.

  1. Причины и характер Первой мировой войны .

Фатальная неизбежность

Объективные причины:

  • Борьба за «передел мира».
  • Противоречия в отдельных регионах (Балканы,Ближний и Дальний Восток,Черное море)
  • Политическое и экономическое соперничество.
  • Активная политика милитаризации Германии и Австро-Венгрии.

Роковая случайность

  • Ни один Генштаб не планировал конкретной даты войны.
  • Армии Англии, Франции, России, не были подготовлены.
  • План Шлиффена - утопия.
  • Между убийством Фердинанда и предъявлением ультиматума прошел месяц и т. д.
  1. Цели стран участниц войны.

Франция - вернуть Эльзас и Лотарингию, захватить Саарский угольный бссейн.

Россия - укрепить позиции на Балканах, обеспечить себе благоприятный режим в черноморских проливах, захватить польские земли Австрии и Германии.

Германия - захватить части английских и французских колоний, утвердиться на Балканах и Ближнем Востоке, отторгнуть от России Украину, Прибалтику и Белоруссию.

Австрия - захватить часть русской Польши, подчинить Балканские страны.

Италия - претендовала на западные районы Балкан и соперничала здесь с Австро - Венгрией (в 1915г. Италия вступила в войну на стороне Антанты.

  1. Хронологическая таблица событий на фронтах Первой мировой войны:

ТАБЛИЦА ПРИВЕДЕНА НИЖЕ, ПОСЛЕ СЛАЙДОВ.

  1. Результаты и последствия войны.

Преступления против человечества.

  1. Впервые на истребление людей были направлены достижения науки и техники.
  2. В ходе военных действий, впервые применялись: огнемет, легкий пулемет, сверхтяжелые орудия, морская авиация. Появились войска ПВО, стали применяться методы психологической войны.

Социально - экономические последствия.

  1. Перевод экономики на военные рельсы привел к высокой концентрации пролетариата на крупных предприятиях.
  2. Необходимость бесперебойной работы всех звеньев экономики для обеспечения потребностей войны приводила к усилению роли государства в области производства, распределения и потребления материальных благ. В экономику вводились элементы государственного регулирования. Фформируется ГМК - государственно-монополистический капитализм, при котором господство финансового капитала подкрепляется мощью государства, размещавшего военные заказы и чрезвычайными мерами ограничивающими социальную борьбу.
  3. Диспропорции в экономике, обслуживание главным образом, отраслей работающих на войну, привел к упадку сельского хозяйства и легкой промышленности. Безработица. Инфляция и рост цен.
  4. Резкое снижение уровня жизни населения, разруха, голод. Усиливается социальное расслоение. Возрастает политическая активность населения.

Политические последствия войны.

  1. Внутренняя нестабильность политических режимов в воевавших странах. Предкризисное положение.
  2. Рост национально - освободительного движение в колониях и зависимых странах.
  3. Рост влияния социалистических и рабочих партий, активизация революционно - демократического и национально - освободительного движения.
  4. В результате войны перестали существовать 4 империи: Германия, османская империя, Россия, Австро - Венгрия.
  5. Германия - потерпела полный крах всех государственных институтов, развал экономики, понсла тяжелейшую социально - политическую травму, лишилась колоний, военного флота, получила голод и демографический кризис.
  6. Австро - Венгрия - распад страны.
  7. Болгария - вступила в полосу экономических и политических кризисов.
  8. Турция - распад феодальной исламской империи и построение на её развалинах государства европейского типа.

    Хронологическая таблица событий Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.

    Западный фронт

    Дата

    Восточный фронт

    События

    Результаты

    1914г.

    События

    Результаты

    Россия приступила к частичной, а затем и всеобщей мобилизации.

    В ответ Германия объявила России войну.

    Германия объявляет войну Франции. Германские войска двинулись во Францию, нарушив нейтралитет Бельгии. Бельгийские и французские войска оказали противнику ожесточенное сопротивление.

    Провалились планы Германского командования «молниеносной войны»,

    Расчеты начальника ген. Штаба Германии фон Шлиффена не сбылись.

    Наступление русской армии в Пруссии

    Наступление «захлебнулось» в Мазурских болотах. Погиб командующий генерал Самсонов.

    Наступление русской армии в Галиции

    Австро - венгерские войска отброшены к Карпатам армиями генералов Брусилова и Ранненкамфа.

    Битва на Марне. Англо-французские войска остановили наступление немцев на Париж и даже на короткое время сумели перейти в контрнаступление

    Итогом битвы стал окончательный провал планов «молниеносной войны». Потери с обеих сторон составили 600тыс.

    1915г.

    В р-не бельгийского города Ипр впервые германская сторона применила химическое оружие, хлорный газ.

    15 тыс. человек было выведено из строя, из них 5 тыс. погибло.

    Италия объявила Австро - Венгрии

    Образовался Альпийский фронт

    Май

    Австрийские и германские войска прорвали фронт в р-не Горлице и перешли в наступление.

    Русские армии оставили Перемышль (21мая), Львов (22 июня), Варшаву (22-23 июля), Брест-Литовск (12 августа) Россия потеряла 18 губерний.

    Западный фронт

    Дата

    Восточный фронт

    События

    Результаты

    1916г.

    События

    Результаты

    Германские войска предпринимают штурм Вердена.

    Сражение продолжалось до декабря и получило название «Верденской мясорубки». Потери Германии - 600тыс. человек, потери Франции 360тыс. человек.

    Англо - французские войска предпринимают попытку прорвать линию обороны немцев на р.Сомме.

    В битве, впервые, англо-французской армией были применены танки. Союзникам удалось ослабить натиск немцев на Верден, но ощутимых оперативных результатов битва не принесла. Потери с той и другой стороны составили

    1млн. 300тыс, человек.

    Июль - ноябрь

    Армия генерала Брусилова прорвала австрийский фронт на линии Луцк - Черновцы.

    Русские войска заняли большую часть Галиции и Буковину, поставив Австро-Венгрию на грань военного разгрома. Брусиловский прорыв облегчил положение англо - французских войск под Верденом.

    1917г.

    США объявляет войну Германии.

    Десятки тысяч американский солдат были отправлены на Западный фронт, что значительно увеличило силы Антанты.

    Войска Антанты предприняли попытку наступления в р-не города Аррас. Атака «застряла» на минных полях и была уничтожена артиллерией.

    Битва стоила Антанте 280 тыс. солдат и офицеров. В городах Франции прошли массовые антиправительственные выступления.

    Июнь-июль

    Наступление русской армии в Галиции.

    Контрнаступление германской армии.

    Наступление германских войск в Прибалтике.

    Германские войска занимают Ригу. Прямая угроза нависла над Петроградом.

    Западный фронт

    Дата

    Восточный фронт

    Между Советской Россией и Германией заключено перемирие.

    Начало мирных переговоров.

    1918г.

    В Брест-Литовске подписан мирный договор между Россией и Германией.

    По условиям договора Россия потеряла Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии, Украину, Финляндию, всего 1 млн.кв.км.

    территории, должна была уплатить Германии 6 млрд. марок контрибуции.

    Германские войска прорывают оборону союзников и выходят на берега Марны и предпринимают обстрел Парижа из дальнобойных орудий.

    Развить успех немецким войскам не удается, иссякли последние резервы. Войска Антанты получив подкрепление из США перешли в масштабное наступление. Германские войска вытесняются с территории Франции и Бельгии.

    Июль

    Демократические революции в Австрии и Венгрии, свергнуты монархии.

    Австрийское правительство подписало условия перемирия продиктованное Антантой.

    Германская военная эскадра получила приказ атаковать английский флот.

    Матросы отказались подчиниться приказу. 3 ноября в Киле началось восстание матросов, солдат и рабочих. 9 ноября началось восстание в Берлине.

    В Компьенском лесу было подписано перемирие между командованием Германской армии и командованием армий Антанты во главе с маршалом Фошем.

    Германия признавала себя побежденной, обязывалась немедленно вывести войска с оккупированных территорий и левого берега Рейна, отвести свой военный флот в порты союзников и передать странам Антанты большое количество вооружения и военного имущества. С подписанием Компьенского мира мировая война закончилась.