Структурные компоненты и механизм творческого саморазвития. Основные характеристики саморазвития. Ее характерные особенности саморазвитие и Самоопределение личности …………………………

О том, что надо учиться, говорят многие. Сплошь и рядом поднимается вопрос воспитания молодежи. Но что делать людям, когда они заканчивают учебные заведения? Кто должен позаботиться об их дальнейшем развитии, и необходимо ли это вообще? Какие навыки следует развивать, будучи взрослым? Какие знания и умения важны?

Ответ – развиваться необходимо. Кто за это отвечает? – Мы сами. Поэтому процесс дальнейшего становления личности – это саморазвитие, которое намного сложнее, ведь не существует более педагогов. Критерий один – эффективность. Как самостоятельно добиться результатов? Об этом поговорим в этой статье.

Что такое саморазвитие?

Саморазвитие - это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех , формирование необходимых качеств личности. Именно потому, что саморазвитием человек занимается самостоятельно, возникает столько трудностей на этом пути. Ни один государственный орган не отвечает за подобные услуги. Этому не учат в школах или университетах. Максимум, что там могут дать –домашнее задание или названия книг для внеклассной подготовки.

С окончанием учебы прекращается даже это. За человека уже никто не отвечает . Многие «учителя» и сайты по саморазвитию преследуют совершенно иные цели, чем просто помощь человеку в его желании совершенствоваться. Что же делать в таком случае? – Искать методом проб и ошибок, слушать свой внутренний голос, критически анализировать полученную информацию. А, чтобы проще было сориентироваться, насколько соответствуют советы и рекомендации настоящим потребностям, приведем основные принципы саморазвития.

Принципы саморазвития.

Чтобы понять, верный ли путь выбран, стоит понимать, с чем он связан. Какие компоненты дополняют процесс саморазвития. Какие ощущения или чувства переполняют человека в том случае, если он движется в правильном направлении. Итак, 12 принципов саморазвития.

  • Основная работы над собой – и гармония;
  • Ощущение счастья в самом человеке, а не от его известности или обилия денег;
  • Следует выработать ;
  • Каждый сам в ответе за свою жизнь;
  • Саморазвитие предполагает работу над самим собой;
  • Обучение – важный атрибут ;
  • Задачи должны быть поставлены достижимые и реальные;
  • Причины проблем или неудач – в самих людях;
  • Человек способен измениться, если этого захочет;
  • подвластны контролю, ими можно управлять;
  • Саморазвитие – не легкий путь, но единственно правильный;
  • Не нужно пытаться стать лучше других, в будущем необходимо стать лучше себя нынешнего.

Не стоит путать этот процесс с учебой или профессиональным ростом, который не всегда выбирается человеком. Общество склонно навязывать и клише, но от человека зависит, следовать им или нет.

Саморазвитие личности предполагает совершенствование на пути к ее или . Все шаги на этом пути должны приносить , дарить радость. Безусловно, может иметь место «внутренняя борьба» или переоценка ценностей, но такие моменты не должны быть затянуты во времени, иначе человек загонит себя в депрессию раньше, чем . Не стоит забывать, что результат саморазвития – гармония и счастье. Эти ощущения не связаны с конкретными материальными благами. Они зависят от совокупности всех значимых для человека компонентов, о которых пойдет речь дальше.

Саморазвитие и Колесо жизненного баланса.

Основные этапы саморазвития.

Любая программа, либо план саморазвития предполагают движение «от» и «до». Безусловно, важные компоненты этого процесса – , . Необходимо четко понимать чего мы хотим, представлять этапы достижения этого, а также стимулировать себя к воплощению задуманного. Например, наша цель – знание английского языка. – записаться на курсы, успешно их пройти с последующей сдачей квалификационного экзамена. Мотивация – возможность ведения бизнеса с привлечением иностранных инвесторов. Подобную аналогию можно применить к любому случаю, когда имеет место самосовершенствование, саморазвитие или . Но не все так гладко на практике, как может показаться в теории.

Не стоит забывать, что к саморазвитию чаще всего прибегают уже взрослые люди, которые переполнены грузом предыдущего опыта и знаний. Они десятки лет формировались под воздействием одних идеалов или принципов, а потом резко поняли их несостоятельность и решили перевоспитаться. Не тут-то было. настолько прочно «въедаются» в , что любая программа саморазвития должна предусматривать определенный период адаптации к новому вектору движения.

Это отчасти напоминает принцип Колба , который есть основой любого профессионального тренинга или обучения взрослых. Он заключается в предоставлении опыта, который буквально «выбивает» человека из колеи, переворачивает его мировоззрение. Далее наступает этап осмысления. Затем формирование теоретической основы и применение на практике.

Подобным образом работает саморазвитие. Человек сталкивается с чем-то, что выходит за рамки привычной для него картины мира. Он осмысливает это и приходит к выводу, что следует переучиваться. Собирает необходимую теоретическую базу, внедряя ее в свою жизнь.

Например , кто-то абсолютно пренебрежительно относится к социальным сетям, считая их пустой тратой времени. У этого человека есть свой бизнес. Допустим, это будет маленькая пекарня. Однажды к нему заходит блогер, который делает несколько статей на своей страничке о вкусной выпечке. Буквально на следующий день число посетителей возрастает. Владелец пекарни понимает, что пора более серьезно взглянуть на возможности социальных сетей, начиная изучать эту тему. Он читает тематические публикации, смотрит обучающие видео. После того, как теоретическая база сформирована, он создает страничку своей пекарни и начинает ее тщательно наполнять новостями. Это один из примеров саморазвития взрослого человека, который на личном опыте ощутил необходимость пересмотра своих взглядов и суждений.

Эффективен прием саморазвития, под названием «Метод одной минуты », заимствованный из философии Кайдзен. Он заключается в том, что для развития любого нового навыка достаточно по одной минуте в день. Например, чтобы заставить себя отжиматься, следует потратить на это упражнение одну минуту. На следующий день – еще одну. Через день добавить в минуте вторую, затем третью. Спустя неделю это будет уже минут пять-семь. Постепенно выработается навык, тело адаптируется, отжимание станет полезной привычкой, которая перестанет вызывать психический дискомфорт. Это всего лишь благодаря одной минуте времени на первых этапах саморазвития.

Препятствия на пути саморазвития.

Помимо вещей, которые помогают в развитии человека, существует немало факторов, способных замедлить этот процесс, либо вообще повернуть его вспять. К ним относятся такие угрозы саморазвитию:

  • Невежество – искажение информации, непринятие очевидных фактов;
  • – пассивность, нежелание что-либо делать;
  • – закоренелые стереотипы поведения, которые мешают принимать новое;
  • Страх – боязнь выйти из зоны комфорта;
  • Несамостоятельность – следование чужим правилам или нормам.

На самом деле, эти «атрибуты» не зависят от интеллектуального или физического развития человека. Так, академик может до «мозга кости» быть пронизанным устаревшими взглядами, а любой школьник моментально увидит рациональное зерно. Двухметровый увалень побоится выйти на сцену, а миниатюрная девушка удостоится шквала аплодисментов. Саморазвитие, в первую очередь, зависит от и . Поэтому, необходимо развивать свои волевые качества, которые помогут совершить качественный «скачок» в развитие. Чтобы закрепить теорию на практике, приводим эффективный план саморазвития личности, который охватывает все сферы человеческой жизни.

План саморазвития.

Для гармонизации своего внутреннего мира и окружающего пространства, желательно выполнять следующие ежедневные задания, которые помогут найти себя и выбрать правильный путь:

  • Ранний подъем (6-7 утра);
  • Контрастный душ и зарядка;
  • Полноценный завтрак, богатый витаминами и микроэлементами;
  • Духовная практика, аффирмации, йога;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Следование своему призванию;
  • Развитие профессиональных навыков и умений;
  • Новые знания и опыт;
  • Построение правильных отношений с окружающими людьми;
  • Совершенствование моральных и волевых качеств;
  • Развитие своей женственности или мужества;
  • Качественный отдых и восстановление сил.

Если человек ежедневно будет уделять внимание каждому пункту из этого списка, то ему удастся соблюдать правильный баланс между своим духовным, интеллектуальным и физическим развитием.

В динамичном мире, который изменяется быстрее, чем человек к нему адаптируется, крайне важно найти самого себя, выбрать свой . В этом помогает саморазвитие, которое «запускается» в ответ на «пустоту», возникающую от непонимания своего призвания и предназначения. Поэтому так важно уделять ему внимание. Не воспринимать, как причуду людей, которым нечем заняться, а осознать, что самосовершенствование – кратчайший путь к счастливой жизни.

Понятие "развитие" является наиболее общим понятием, в рамках которого может быть проанализировано саморазвитие. Развитие рассматривается как:

  • · фундаментальная категория психологии, широко используемая в разных ее сферах и признаваемая представителями практических школ и направлений;
  • · объективно существующий факт;
  • · естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п.;
  • · физическое, нравственное, личностное, интеллектуальное (применительно к человеку);
  • · некоторый объяснительный принцип многих явлений объективной реальности (применительно к науке: биологии, психологии, философии, педагогике и др.);
  • · ценность, особенно это касается наук о человеке. Для нас данный аспект будет иметь особое значение при раскрытии смысла и значения саморазвития.

Попытаемся определить, что такое саморазвитие. В отечественной психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев; понятие "саморазвитие" -- это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Каковы же характеристики и признаки саморазвития?

Прежде всего необходимо отметить, что для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т. е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой саморазвития является активность личности, которая может быть или социальной активностью, или социальной реактивностью. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней. Для дошкольника и младшего школьника в основном характерен нормативный уровень, когда ребенок лишь повторяет, имитирует даже в своих инициативах то, что усваивает в результате взаимодействия со взрослыми. Нормативно-личностный уровень свойствен в основном подросткам и юношам. Здесь происходит выход за пределы нормативно-заданного, проявляется свое собственное отношение к тому, что человек делает, познает. Личностно-продуктивный и продуктивно-творческий уровни свойственны для взрослых людей, когда человек посредством своей деятельности дает существенную прибавку обществу, социуму, создавая, например, что-то новое, оригинальное или усовершенствуя старое.

Понятно, что нормативный уровень -- это уровень воспроизводства (пусть и в авторском исполнении того, что уже известно), а вот нормативно-личностный уровень позволяет личности проявиться в полной мере как индивидуальности, заявить о себе. Именно поэтому в подростковом возрасте ребенок может стать субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития. Применительно к проблеме саморазвития способность к личной инициативе распространяется на организацию самопознания и самовоспитания. Однако если в подростковом возрасте самовоспитание носит все-таки черты формирования в себе отдельных свойств и качеств, то уже в юношеском возрасте пересмотру подвергается личность в целом. Неотъемлемыми атрибутами социальной активности являются сознательность и самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития.

Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выборы среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выборы, в том числе и выборы личностного роста, -- признак субъективности индивида как автора своей жизнедеятельности и биографии. Когда человек сам осуществляет выбор, он учится брать на себя ответственность и держать ответ не только перед другими (такая ответственность носит формальный характер), но и перед самим собой, перед своей совестью.

Наконец, важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. К этой мысли мы уже подводили читателя на протяжении всего первого раздела. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами (идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития. Обратимся теперь к проблеме взаимосвязи саморазвития и становления внутреннегомира человека, его субъективной реальности в процессе онтогенеза (индивидуального развития).

Саморазвитие - это регулярная работа человека над собой, направленная на реализацию и развитие своих возможностей, и устранение недостатков. Благодаря такому подходу человек совершенствует свои знания и навыки, становясь с каждым днем лучше. Процесс саморазвития не имеет временных рамок, и зачастую длится всю жизнь, поскольку невозможно знать и уметь все.

Перед тем, как начать изменения, необходимо составить для себя небольшой план по достижению целей.

  1. Анализ личности и вопросы самому себе. На этом этапе важно проанализировать свою жизнь, обдумав те вопросы, ответы на которые не получалось найти раньше. Что мешает быть счастливым? Какие черты характера не дают продвинуться вперед? Какие умения нужно приобрести для дальнейшего развития. Главное, быть честным с самим собой, иначе не получится сдвинуться с места.
  2. Выявление недостатков. Самокритика полезна в меру, и если честно признать свои недостатки, это поможет составить план по движению к цели.
  3. Формирование целей. Этот этап плавно вытекает из предыдущего, т.е. если у человека есть недостаток, мешающий счастливой жизни, то одной из целей станет его устранение.
  4. Поиск возможностей по реализации плана. Определившись с желаниями, нужно сосредоточить все силы для сбора необходимой информации: полезная литература, курсы, тренинги, общение с успешными людьми.

Следуя описанному плану, и развивая определенные качества, физические или интеллектуальные, со временем не замечаешь, как занятия становятся стилем жизни. Приобретенные качества меняют человека, наполняя его внутренними ресурсами для достижения целей, и тогда работу над собой можно считать успешной.

Что значит саморазвитие и как оно осуществляется

Не нужно пытаться охватить все стороны жизни одновременно, иначе успеха не будет ни в одном из аспектов. Начинать личное саморазвитие стоит с тех вопросов, которые беспокоят больше всего, и постепенно, по мере решения, переходить к другим.

  • Духовная сторона. Развитие человека начинается изнутри. Негативные чувства, такие как зависть, гнев или злость, мешают жить, вгоняют в депрессию и апатию. Поэтому важно полюбить себя и окружающих людей, весь мир с его недостатками. Положительный настрой наполняет созидательной энергией, вдохновляет на великие дела. Для поддержания душевного спокойствия практикуются медитации или чтение духовной литературы.
  • Физическая. Для улучшения качества жизни важно позаботиться о собственном здоровье. Решение этой задачи очевидно: нужно избавиться от вредных привычек, пересмотреть рацион питания, и заняться спортом. Кроме того, что это даст заряд сил и бодрости, подтянутое тело и цветущий внешний вид повысят самооценку.
  • Материальная. Несмотря на то, что счастье человека не в деньгах, от материальных благ отказываться не нужно. И для того, чтобы улучшить уровень жизни, тоже нужно развиваться. Возможностей для этого очень много: сменить квалификацию, перейти на другую работу, получить новую специальность, открыть собственное дело.
  • Интеллектуальная. Развитие интеллекта необходимо для того, чтобы всегда оставаться в форме. Мозг нуждается в подпитке новой информацией и знаниями: чтение книг, посещение семинаров, общение с профессионалами в различных сферах, - не только развивают память и внимание, но и помогают быть в курсе всех событий, и не пропустить очередную возможность в достижении успеха.
  • Социальная. Взаимодействие с социальной средой оказывает большое влияние на жизнь и развитие человека. Поэтому для построения гармоничных отношений с близкими людьми, родственниками, коллегами и партнерами по бизнесу, важно научиться слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение и уметь контролировать эмоции.

В саморазвитии так же важно то, как общаться с людьми. В то же время у многих женщин возникает вопрос - а нужна ли мне карьера для саморазвития? Ответ на этот вопрос есть в этой статье .

Личное саморазвитие на практике

Пример саморазвития на практике выглядит так: человек осознал, что его не устраивает его место работы. Он много лет выполняет рутинные, низко квалифицированные обязанности, хотя чувствует в себе потенциал к движению вверх по карьерной лестнице. Однако у него не хватает квалификации для перевода на более высокую должность. Проблема выявлена - и это уже часть успеха, теперь осталось сформулировать цель, и двигаться к ее достижению. А для этого продумать план профессионального саморазвития, например:

  1. Пройти курсы повышения квалификации.
  2. Проработать личностные качества, необходимые для новой должности: коммуникабельность, усидчивость, концентрацию.
  3. Изучить основы тайм-менеджмента.
  4. Составить грамотное резюме и подготовиться к успешному собеседованию.

Для достижения успеха необходимо сделать большой рывок, чтобы вырваться из зоны комфорта. И именно этот момент можно считать началом работы над собой, ведь чтобы изменить жизнь, нужно начинать с себя. Независимо от выбранного направления в работе над собой, важно постоянно быть готовым к обучению, приобретению новых знаний и опыта, а для этого развивать в себе черты характера, которые нужны для достижения успеха:

  • Умение планировать свои действия и придерживаться плана.
  • Сила воли и самоконтроль.
  • Позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • Умение отдыхать и восстанавливать силы, здоровый образ жизни.
  • Стремление к совершенству в выбранном деле.

Саморазвитие: мотивация к успеху

Не важно, в какой момент человек решил изменить свою жизнь. Саморазвитие дома или на работе всегда приносит положительный эффект. Главное в этом деле - всегда верить в себя.

А для большей мотивации пригодятся простые советы:

  • Визуализация. Изображение желаемого предмета нужно разместить на видном месте и как можно чаще рассматривать.
  • Самовнушение. Нужно проговаривать свои цели вслух в настоящем времени - так, словно это уже произошло.
  • Общение с успешными людьми. Так можно не только получить новый опыт от профи, но и увидеть перед собой пример, к которому стоит стремиться. С этой же целью можно читать биографии великих людей.
  • Прослушивание бодрящей и энергичной музыки.
  • Раннее пробуждение по утрам.
  • Отказ от бестолкового времяпровождения - просмотра сериалов и серфинга в интернете и социальных сетях.

Только развиваясь и совершенствуясь в течение жизни, человек становится успешным. Новые знания дают новые возможности в жизни, поскольку никогда не знаешь, когда именно они пригодятся. Поэтому, лучше не терять зря время, а стремиться вперед, к новым целям.

Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется.

Ф. М. Достоевский

Показатели прогрессивного саморазвития. Определив саморазвитие как специфическую деятельность по созданию человеком в себе нечто нового, целесообразно поставить вопрос о конкретных показателях саморазвития. Учитывая тот факт, что саморазвитие может выступать как прогресс и как регресс в развитии, иметь как асоциальную, так и просо- циальную направленность, остановимся на показателях прогрессивного саморазвития.

Показателями прогрессивного саморазвития, так же как и развития личности, выступают:

  • рост целостности и интегративности психологической организации личности;
  • усиление взаимосвязей различных свойств и характеристик личности;
  • накопление новых потенций развития;
  • расширение и углубление связей с окружающим миром, обществом, другими людьми;
  • возрастание системности и многоуровневое™ ценностно-смысловых отношений к миру;
  • способность к реализации ценностно-смысловых отношений в созидательной деятельности, общении, активном созерцании, эстетическом переживании и др.

Еще раз обратим внимание на то, что прогрессивное развитие как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному «включает и некоторые элементы регрессии» [Анцыферова, 1977, с. 6]. Осуществляющееся развитие создает широкий спектр потенций психологического развития личности, но в то же время ограничивает возможности ее становления в иных направлениях. Направленность саморазвития - результат свободного выбора человека, отсюда его ответственность за этот выбор.

Для определения перехода саморазвития с одного уровня на другой следует исходить из такого показателя, как «новообразования». Выготский определял возрастные новообразования как «тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [Выготский, 1984, с. 248]. В личностном саморазвитии следует иметь в виду не закономерно возникающие возрастные новообразования, а «новообразования», которые являются итогом напряженного волевого усилия целеустремленно саморазвивающейся личности. Общее с возрастными новообразованиями здесь то, что они так же мощно могут определять сознание человека, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, менять весь ход его развития. Если нет таких новообразований, мы не можем говорить о том, что саморазвитие увенчалось успехом, что оно результативно.

Саморазвитие, следовательно, можно рассматривать как работу по созданию нового в себе, что пока еще отсутствует, но необходимо человеку на новом жизненном витке, в новых обстоятельствах, в случаях затруднений и т.д. Саморазвитие можно понимать и как самоутверждение, и как самосовершенствование, и как поддержание собственной самости, и в некоторых других планах. Цели саморазвития постоянно корректируются в связи с возрастными изменениями, изменениями в физических, материальных, временных ресурсах и другими обстоятельствами жизни человека.

Итак, находясь на определенном уровне своего развития, человек как субъект саморазвития производит некоторую деятельность для достижения самоизменений; если эта деятельность приводит к появлению новообразований, влияющих на последующую жизнь, человек переходит на новый уровень своего личностного функционирования. В очередной раз подчеркнем, что развитие личности может происходить и без сознательного участия человека. Но субъектность человека ярко проявляется в актах его саморазвития, в процессе его творческой эволюции, направляемой «автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности» [Выготский, 1984, с. 247-248].

Основные характеристики саморазвития человека. Важнейшей характеристикой саморазвития является его субъектность. Прежде всего, необходимо отметить, что наиболее общим понятием для анализа саморазвития является понятие жизнедеятельности как непрерывного процесса целепо- лагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек с момента выделения своего «Я» из окружающего мира, которое происходит в раннем возрасте, становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман , субъектом саморазвития он становится только в подростковом возрасте. Это связано с тем, что в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. В то же время, подросток, так же как и взрослый, может и не стать субъектом саморазвития. Субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой саморазвития является активность личности , которая, рассмотренная в ракурсе взаимодействия человека с социумом, проявляется как социальная активность или как социальная реактивность [Ситаров, Маралов, 2015]. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней: нормативный, нормативно-личностный, личностно-продуктивный и продуктивно-творческий. Понятно, что нормативный уровень - это уровень воспроизводства, пусть и в авторском исполнении, того, что уже известно, а вот уже начиная с нормативно-личностного уровня человек начинает проявлять себя в качестве субъекта саморазвития.

Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов , т.е. развивается тенденция к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выбор среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выбор, в том числе и выбор личностного роста, - признак субъектности индивида как автора своей жизнедеятельности и саморазвития. Когда человек сам осуществляет выбор саморазвития, он учится брать на себя экзистенциальную ответственность и держать ответ не только перед другими, но и перед самим собой, перед своей совестью.

Наконец, еще одной важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания у способность к самопознанию. Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.д. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами идентификации и рефлексии органически включаются в процесс самопостроения личности, определяет перспективы, способы и средства саморазвития.

Общие закономерности саморазвития. К настоящему времени общие закономерности психического развития как объективного процесса изучены достаточно хорошо. К ним, как мы уже указывали выше, относятся стадиальность развития, неравномерность и гетерохронность, существование сензитивных периодов и др. Этого нельзя сказать о саморазвитии. Причина здесь понятна - процесс саморазвития предельно индивидуализирован, он определяется мерой субъектности каждой личности, особенностями ее субъективного внутреннего мира, ее активности, характером целей и мотивов саморазвития.

Все это позволяет говорить о значимости выявления и психологического осмысления общих закономерностей саморазвития человека.

Прежде чем остановиться на кратком описании основных закономерностей саморазвития, отметим один важный момент, касающийся движущих сил саморазвития человека.

Движущей силой саморазвития, так же, как и развития в целом, являются противоречия. Основным противоречием выступает рассогласование в характеристиках «Я-реального» и «Я-желаемого». Именно такое рассогласование и порождает потребность в самоизменении себя в выбранном направлении, на базе которой и возможно осуществление саморазвития как специфической деятельности.

Современные теоретические и эмпирические исследования, проведенные в сфере психологии саморазвития, позволяют выделить следующие его общие закономерности: возрастание субъектности индивида, направленность саморазвития, его неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность саморазвития.

Обратимся к характеристике этих закономерностей.

Возрастание субъектности индивида в саморазвитии. На данную закономерность указывают практически все исследователи. Так, В. И. Сло- бодчиков 120001 считает, что, начиная с подросткового возраста (этап персонализации), индивид становится субъектом не только своей жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития. Становясь субъектом собственного саморазвития, человек приобретает широкие возможности для личностного, а затем и профессионального самоопределения, что позволяет накапливать и актуализировать свой внутренний потенциал. Несколько в ином ключе рассматривают эту проблему А. А. Деркач и Э. В. Сайко . Анализируя взаимосвязь и взаимообусловленность саморазвития и самореализации, делают важный вывод о том, что в ходе онтогенеза саморазвитие осуществляется за счет роста субъектности индивида. Такой рост обусловливает новые возможности в освоении действительности и презентации себя миру. Авторы указывают, что саморазвитие провоцирует потребность и возможность самореализации, и, наоборот, апробирование и раскрытие своих возможностей в самореализации полагает внутреннюю потребность и возможность саморазвития. В результате воспроизводятся и развиваются субъектность субъекта; его субъективность, полагающая сознательное отношение к «Другому», себе; самость как понимание себя в своем сущем. Это проявляется в способности человека к порождению количественных и качественных изменений в своем внутреннем и внешнем мире.

Направленность и качественное своеобразие саморазвития. Направленность саморазвития характеризуется особенностями общественных задач, в решение которых включается личность. Эти задачи могут обладать про- социальными и асоциальными ценностями. С позиций общества совсем не безразлично, совершенствуется личность, например, в профессии, науке, спорте и т.п. или овладевает «мастерством» воровства, коррупции, манипулирования другими людьми. Качественное своеобразие саморазвития определяется уровнем социальной (асоциальной) активности или социальной (асоциальной) реактивности. Человек, саморазвитие которого осуществляется в рамках проявления социальной (асоциальной) реактивности, может так и не стать субъектом собственного саморазвития. Результатом чего могут быть агрессивность, враждебное отношение к миру, защитное поведение, различного рода девиации, несамостоятельность, зависимость от других, безответственность и т.н. В жизни возможны и своеобразные «зигзаги», непоследовательность в проявлениях активности: в одних случаях человек проявляет себя как социально активная личность, в других - его поведение носит явно социально импульсивный, или пассивный, или даже асоциальный характер. Нередки ситуации, когда личность не испытывает никакого стремления к саморазвитию, ее жизнь осуществляется по принципу привычного функционирования: «Жить в свое удовольствие и ничего не делать».

Неравномерность и индивидуальный характер саморазвития. Неравномерность так же характерна для саморазвития, как и для развития человека в целом. Она проявляется в том, что один человек уже в подростковом возрасте становится субъектом саморазвития, знает, что ему нужно, определяется в жизни с тем, что ему нужно, быстро проходит нормативный уровень и приобретает способность к самостоятельному формулированию своих жизненных задач и притязаний. Другой так и не становится субъектом саморазвития или становится им достаточно поздно. Его активность может проявляться как реактивность, а жизненные притязания минимальны. Индивидуальный характер саморазвития обнаруживается в той неповторимой траектории, которую выбирает человек. Линия жизни и саморазвития может быть описана через многие показатели: доминирующие интересы и жизненные принципы личности, сферы, в которых саморазвитие осуществляется наиболее интенсивно, своеобразие целей и жизненных стратегий личности и многое другое.

Цикличность и стадиальность саморазвития. Как следует из периодизации В. И. Слободчикова и концепции саморазвития А. А. Деркача и Э. В. Сайко, на каждом возрастном этапе осуществляются определенные повторяющиеся циклы. У В. И. Слободчикова - это кризис рождения - стадия принятия - кризис развития - стадия освоения. У А. А. Деркача и Э. В. Сайко - смена циклов взаимодействия саморазвития и самореализации. К этому можно добавить, что применительно к саморазвитию точнее говорить о циклах приобретения (накопления) личностного опыта (личностного потенциала), а сюда входит все, что приобретает человек (в том числе и знания о себе), и о циклах его реализации (использования). Приобретение и реализация личностного потенциала в различных сферах бытия на разных возрастных этапах и есть тот механизм самодвижения, которое и характеризует саморазвитие в различных его формах и проявлениях. В ходе функционирования этих циклов, проявляя субъектную активность, разрешая противоречия между возросшими потребностями и возможностями их удовлетворения, человек обретает те новообразования, которые вписываются в особенности того или иного возраста и выражают уникальность и неповторимость данной личности.

Если провести сравнительный анализ общих закономерностей развития и общих закономерностей саморазвития, то со всей очевидностью можно констатировать, что закономерности саморазвития в большей степени носят вероятностный характер. Когда мы говорим о психическом развитии как объективном процессе, то его закономерности объективно существуют и неотвратимо проявляются. Применительно к саморазвитию такого сказать нельзя. Здесь очень много допущений и условий, важнейшим из них является факт становления субъектности индивида. Если человек становится субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития, тогда можно вести речь и о других закономерностях саморазвития: направленности, неравномерности, цикличности. Если же он так и не берет бразды правления в свои руки, не возлагает ответственность за свое развитие на себя, не становится подлинным субъектом своего саморазвития, то о других закономерностях не может быть и речи. Сказанное позволяет заключить, что с практической точки зрения, с точки зрения содействия саморазвитию важно создавать такие психологические условия, которые бы актуализировали субъектную позицию личности, ее потенциальную способность быть подлинным автором самого себя и своего жизненного пути.

multiurok.ru

Психологические особенности профессионального саморазвития педагога

Профессиональное саморазвитие может идти по направлениям: самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации.

Педагог утверждается в профессиональной сфере по разным мотивам: стремление соответствовать некоторому нормативу образа учителя; быть не хуже других; быть на уровне требований администрации и руководства; зависть к другим, так называемым «любимчикам» директора и др. Эти мотивы могут стимулировать работу над собой, но чаще всего удовлетворяются посредством использования собственных целей, о которых противоположная сторона не предполагает, при этом создается иллюзия независимости «радения за дело», стремления следовать высшем интересам.

Пример 1. Учитель в классе может быть настоящим диктатором, строить свои взаимоотношения с детьми на основе запугивания, добиваясь таким образом более высоких результатов, но при этом практически не работать над собой, не совершенствовать методику преподавания. Тот же учитель может «хвастаться» перед коллегами своими «достижениями», утверждаясь в их глазах и своих собственных.

Пример 2. Постоянные жалобы на учащихся на их ленивость и неспособность, на такой «плохой» класс служат оправданием учителю за неудачи и промахи в педагогической деятельности, вина за которые полностью возлагается на детей и их родителей.

Пример 3. Можно утверждаться перед руководством и коллегами, рассказывая всем, как ты много прочитал, что владеешь всеми педагогическими и методическими новинками, используешь оригинальные приемы работы со школьниками, называя авторов и книги, но реально не прочитав толком ни одной из них. Вообще способов манипулирования очень много и это предмет особого разговора.

Самосовершенствование побуждается чаще всего стремлением превзойти себя сегодняшнего, добиться более высоких результатов, повысить свое мастерство приобрести значимые для себя качества личности. Это постоянная работа над собой с целью позитивного изменения, приближения к некоторому идеалу Я, реализации тенденции к личностному росту. Процесс самосовершенствования педагога включает в себя следующие этапы:

· самоанализ собственной личности, деятельности и общения. В ходе самопознания проясняется преставление о себе, с своих сильных и слабых сторонах личности, срабатывают механизмы самопринятия личности. В зависимости от того, принимает себя личность или нет (принимает или не принимает отдельные качества личности), будет зависеть выбор стратегий самосовершенствования;

· формирование идеального образа Я осуществляется посредством задействования механизмов само прогнозирования; сам этот образ может быть более или менее обобщенным или конкретизированным, удаленным или приближенным во времени и т.п;

· формулирование программы саморазвития, где определяется порядок и последовательность действии педагога по самосовершенствованию, время, условия, прогнозируются результаты, способы и приемы самовоспитания и самообразования;

· реализация программы;

· контроль и оценка эффективности проведенной работы с внесением коррективов в дальнейшую работу над собой по своему профессиональному развитию.

Самоактуализация- это высшей уровень саморазвития, который начинается с момента самосовершенствования и самоутверждение (в его позитивных формах) и при благоприятных условиях далеко выходит за их рамки. Это происходит тогда, когда личность приобретает: чувство полной идентичности со своей профессиональной деятельностью, социальным окружением; зрелость; способность творить даже при решении простейших задач. Здесь ей уже не надо самосовершенствоваться, строить Основные вопросыы, программы и т.п., самосовершенствование становится повседневным и постоянным актом, в ходе которого человек реализует себя полностью, постигает смысли жизни и труда, объективно достигает общественно признаваемых результатов. Многочисленные психологические исследования показывают, что самоактуализирующийся педагог достигает на порядок выше результатов в обучении, воспитании детей, развитии их позитивной Я – концепции, чем педагог, не вставший на этот путь. Быть самоактуализирующейся личностью – значит быть счастливым человеком, счастливым во всех отношениях, во всех сферах жизни.

В контексте рассматриваемой проблемы особую актуальность приобретают вопросы, связанные с этапами профессионального саморазвития педагога. Психолог Л.М. Митина выделяет две модели профессионального саморазвития учителя: адаптационную и профессионального развития.

Адаптационная модель реализует общую жизненную стратегию, когда жизнь не выходит за пределы непосредственных связей. Человек находится как бы внутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям действительности, а не к жизни в целом. Здесь функционирует внешняя рефлексия.

Основное влияние на поведение учителя оказывают внешние обстоятельства и требования, поэтому его саморазвитие идет по пути приспособления к этим требованиям и проходит следующие стадии:

профессиональной адаптации. Возросшие требования общества, педагогического коллектива выступают в противоречие со сформировавшимися в вузе (училище) профессиональными знаниями, умениями, личностными особенностями. Пытаясь адаптироваться к профессиональному сообществу, молодой учитель перенимает, впитывает, устаивает чужой опыт, нередко проявляя некритичность. Превалирует стремление удовлетворять требованием значимой среды;

профессионального становления. Необходимость приспосабливаться к требованиям руководства и профессионального сообщества выступает в противоречие с выработанными к тому времени у учителя индивидуальным стилем деятельности и общения, профессиональными познаниями, собственными приемами и «техниками»;

профессиональной стагнации, когда учитель приспособил свои индивидуальные особенности и возможности к требованиям профессиональной среди и существует за счет достижении прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации собственного опыта. Все это нередко приводит к снижению активности, профессионального роста, невосприимчивости к новому, использованию своего положения для подавления школьников.

Модель профессионального развития характеризируется проявлениями собственно внутренней рефлексии, которая как бы приостанавливает поток жизни и выводит человека за его пределы, проясняет как ценности жизни, так и самого человека. При такой стратегии существуют три уровня самосознания, выделяемые по критерию полноты осознания себя самого и собственных мотивов жизнедеятельности: 1) соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления Я и Другого человека; 2) в рамках сопоставления Я и Я; 3) в рамках Я и Высшее Я (Идеальное Я, творческое Я).

Здесь саморазвитие выступает как непрерывный процесс самопроектирования личности учителя и тесно связано с уровнями развития самосознания. Л.М.Митина, рассматривая данную модель, также выделяет три стадии:

самоопределение – соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления Я и Другого (учителя, ученика, родителя). Сначала определенное качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя и происходит сознательный акт выбора, выявления и утверждения необходимости собственных изменений и преобразований. Обогащаясь чужим опытом, важно оставаться самим собой, не растерять собственных профессиональных взглядов, не поддаться негативным влияниям педагогической среди;

самовыражение, где соотнесение знаний о себе происходит в системе Я и Я. Учитель оперирует уже готовыми знаниями о себе. На этой стадии он соотносит свое поведение с той мотивацией, которую реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требовании. Главный мотив – стремление учителя к более полному проявлению своих возможностей;

самореализация – соотнесение знаний о себе происходит в рамках Я и Высшее Я (идеальное Я, творческое Я). На этой стадии формируется жизненная философия учителя в целом, осознаются смысл жизни, своя общественная ценность. Расширение рамок осознания самого себя, своего место в жизни вступает в противоречие с возможностью реализовать себя в профессиональной деятельности. Осознавая односторонность своего профессионального развития, учитель преодолевает ее и тем самым удовлетворяет потребность всестороннем развитии, т.е. потребность реализовать собственное творческое Я.

Таким образом, профессиональное самопознание и профессиональное саморазвитие оказываются тесно связанными друг с другом, определяя вектор и стратегии развития педагога как профессионала. В отечественной психологии предпринимаются попытки выделит и описать педагогов в зависимости от соотношения уровня существующего саморазвития и стремления к профессиональному саморазвитию. Так, в исследовании С.М. Рогожниковой педагоги подразделяются на несколько типов в зависимости от соотношения уровня самопринятия личности как важнейшего показателя зрелости профессионального самопознания и тенденции к самосовершенствованию как референтного показателя саморазвития. Наглядно соотношение этих факторов представлено на рис.1.

Стремление к самосовершенствованию

Низкий уровень Высокий уровень самопринятия самопринятия

Отсуствие стремления к самосовершенствования

Рис.1. Соотношение стремления к самосовершенствованию и самопринятию личности педагога (по С.М. Рогожниковой)

В результате было выделено четыре типа педагогов: 1) самоактуализирующийся – высокое самопринятие сочетается с выраженным стремлением к самосовершенствованию; 2) самодостаточный – высокий уровень самопринятия сочетается с отсутствием стремления к самосовершенствованию; 3) самоутверждающийся – низкий уровень самопринятия сочетается с выраженным стремлением к самосовершенствованию; 4) внутренне конфликтный – низкое самопринятие, сочетающееся с отсутствием стремления к самосовершенствованию. Дадим краткую характеристику названных типов.

Самоактуализирующийся тип отличается высоким принятием других, уверенностью, гибкостью, спонтанностью поведения, чувствительностью, отсутствием стремлений доминировать, подавлять других, открытостью, самоуважением, хорошими адаптивными способностями, эмоциональной комфортностью, что благотворно сказывается на профессиональной деятельности учителя, в частности на развитии коммуникативной компетентности (компетентности в общении). Личность данного типа практически не склонна к уходу от проблем, у нее низкий уровень внутренней конфликтности.

Самодостаточный тип характеризуется более низкими значениями адаптивности, эмоционального комфорта, уверенности, чувствительности, спонтанности поведения, конструктивности во взглядах на собеседника и более высокими показателями внутренней конфликтности, ухода от проблем, открытости и самоценности. Однако, как отмечает С.М. Рогожникова, эти различия в большинстве случаев не очень существенны в сравнении с первым типом. В результате педагог этого типа имеет менее благоприятные, личностно-профессиональные особенности, чем учитель первого типа, но более благоприятные, чем представитель третьего и четвертого типов. По всей вероятности, самопринятие обеспечивает достаточно высокую согласованность всех инстанций личности, порождая в целом удовлетворенность собой. Это хорошо адаптированный тип. Но как мы помним (по Л.М.Митиной), хорошая адаптация без саморазвития в конечном итоге может привести к стагнации.

Самоутверждающийся тип - непринятие себя, внутренняя конфликтность порождают стремление к самосовершенствованию, но оно идет в большинстве случаев по пути исправления своих промахов и ошибок, борьбы со своими недостатками. Самосовершенствование идет большой степени за счет развития в себе определенных качеств личности.

Внутренне-конфликтный тип имеет самое неблагоприятное сочетание личностно-профессиональных характеристик по сравнению с другими типами. Не принимая себя, учитель не принимает и детей, в ситуациях педагогического взаимодействия ведет себя негибко, поведение неестественное, он не обладает спонтанностью, излишне привержен к стереотипам. Стараясь не задумываться над трудностями, уходит от проблем. Испытывает эмоциональный дискомфорт, не просчитывает варианты возможных действий, не чувствителен к другим, руководствуется в своем поведении ситуацией адекватного самопринятия, нелюбовь к себе в сочетании с отсутствием стремления развиваться, продвигаться вперед рождают внутренние конфликты, неудовлетворенность жизнью, своим трудом, окружающими, в первую очередь детьми, которые воспринимаются как «плохие», неспособные, враждебно настроенные к педагогу, что и побуждает выплеснуть вовне внутреннюю раздраженность, конфликтность (в виде агрессии), повышенную требовательность. Низкие показатели адаптированности свидетельствуют о том, что именно такой тип составляет группу риска и готов перейти в стадию стагнации.

Приведенная типология показывает, что оптимальным является самоактуализирующийся тип педагогов, у которого самопринятие и самосовершенствование находятся в благоприятном сочетании. Однако, по данным С.М.Рогожниковой, таких педагогов только 25%. Что же мешает воспитателям, учителям, преподавателям встать нас вплотную к проблеме барьеров саморазвития.

cyberpedia.su

Развитие и саморазвитие личности | Саморазвитие и бизнес

Каждая личность – это, прежде всего, строгая индивидуальность, которая нигде не повторяется. Сколько нас не было б на всей планете, хоть семь миллиардов, хоть и больше, все мы разнимся где-то там, в душе и не можем быть похожи друг на друга.

Тем не менее, люди похожи в физическом плане и это приводит многих к мысли, что мы можем быть похожими и своим внутренним миром, но это большое заблуждение.

Может быть, какие-то черты характера, индивидуальные типы поведения у детей и их биологических родителей могут совпадать, но все-таки каждый человек – это неповторимость.

Чтобы создать личность, которая уже будет сформирована внутренне, естественно, необходимо ее развитие и саморазвитие. В современном мире развитие личности происходит очень стремительно. Этому помогает, как новейшие технологии, так и большее развитие науки в целом.

Конечно же, окружающая среда влияет на каждого из нас по-своему. Но даже самые лучшие психологи не смогут объяснить того, что личность способна хорошо развиваться сама. Саморазвитие личности – это не менее важный элемент общего ее развития.

Давайте рассуждать логически: если саморазвитие личности настолько важно, то зачем нам тогда развитие в соответствии с окружающей средой? Но сказать так – означает отбросить развитие на второй план.

Хорошим примером является книга Киплинга о маленьком мальчике, выросшем среди волков. Конечно, история о Маугли, скорее всего, является литературным вымыслом, но мы история знает реальные примеры детей, которые выросли среди зверей, после чего попадали к людям.

Так что саморазвитие не может быть определяющим фактором формирования личности. Из этого следует, что развитие и саморазвитие личности идут бок обок и не могут быть выброшены из общей цепочки, ведь даже отбрасывания одного из этих компонентов способно привести к личностному «краху» в буквальном смысле этого слова.

Несмотря на это, многие современные психологи годами ведут дискуссии о важности того или иного элемента в формировании человека, как личности. Но разве саморазвитие важнее развития или наоборот?

Конечно, авторитетные ученые могут приводить всякие примеры и аргументы в пользу своих научных теорий, но это как переливание вина из одного бокала в другой, от этого ничего не меняется, разве что посудина, из которой мы узнаем обо всех новшествах в этой загадочной науке под названием психология.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
  1. Развитие личности в обществе
  2. Влияние воспитания на развитие личности
  3. Влияние семьи на развитие личности
  4. Развитие личности в общении
  5. Развитие сознания личности

growlider.ru

Самопознание и саморазвитие личности

Человек только тогда с гордостью может называться личностью, когда не останавливается в своем жизненном движении и делает максимум, чтобы реализовать себя в жизни и обществе.

Самопознание и саморазвитие личности – как раз те категории, которые обеспечат успешность и результативность процесса реализации себя. Понимание и содержание упомянутых категорий заложено в самом их названии.

Самопознание – умение, возможность и способность объективно посмотреть на себя и относиться к себе как к объекту познания. Саморазвитие – усовершенствование собственных потенциальных возможностей своими силами с целью достижения наивысшего уровня.

Наиболее развернуто, с использованием научного подхода самопознание рассматривается в психологии. Смысловые характеристики процесса познания себя представлены несколькими гранями:

  • здоровье личности – как психологическое, так и психическое;
  • гармония внутреннего мира и зрелость личности с психологической точки зрения;
  • оптимальная реализация личностного потенциала.

Описанные грани работают во взаимодействии и целостности, лишь так обеспечивается эффективность самопознания личности.

Процесс самопознания и саморазвития личности продолжителен по времени. Его осуществление проходит в течение всей сознательной жизни человека. Еще в раннем возрасте дети развиваются и познают свои возможности, окружающий мир через механизмы подражания.

Ребенок буквально впитывает все вокруг, не различая при этом содержания: что пригодится, а что не будет нужным; что относится к понятию «положительное», а что характеризуется как «отрицательное». Разделение и освоение всей воспринятой информации происходит в ходе дальнейшего саморазвития личности, где-то после 3-х летнего возраста.

Теоретических подходов к концепции саморазвития личности существует много. Один из них – Self-concept теория или самоконцепция. Предполагает способность к саморазвитию и психологическую готовность к нему. Человек, в процессе возрастного созревания, строит ряд убеждений относительно себя и находит собственный мотив, побуждающий к саморазвитию.

При этом складывается содержание мыслей и чувств человека, формируется специфика его поведения, отношение к окружающей действительности и мировосприятие. Каждый определенным образом творит собственный сценарий жизни, может усовершенствовать его при изменении сознания и образа мыслей.

Теория самоконцепции задает структуру личности, состоящей из тройственности собственного «Я».

Я в идеале – четкое суждение о своей уникальности, включающее представления о мечтах, идеалах, надеждах и иллюзиях. Это интегрированный образ идеального для конкретной личности человека, вобравший в себя лучшие качества и поведенческие проявления, черты характера и жизненные ценности – своего рода наивысший стандарт.

Я в реальности – то, как каждый видит свой собственный образ на данный момент, подобие внутреннего зеркала, где отражается личность, ее образы мира, поведение, мотивация и прочее.

Я в оценке себя – характеристика уровня самооценки личности, чувство собственной привлекательности или неудовлетворенности собой. Самооценка поддерживает индивидуальность человека или загоняет личность в тупик.

Саморазвитие личности в данной концепции выглядит как процесс интеграции компонентов «Я». На начальном этапе определяется собственный идеальный образ, каким должен быть совершенный человек по конкретным характеристикам – это позволяет максимально уточнить задачи саморазвития и подобрать оптимальные методики. Именно на это направляется мышление саморазвивающегося человека – хотя бы 15 минут ежедневно анализируется собственное мнение.

Так постепенно формируется представление о путях приближения к идеалу: как именно необходимо себя вести, с кем именно общаться, чем заниматься и что конкретно делать. Постепенно уменьшается разрыв между «я в идеале» и «я в реальности». «Я в оценке себя» подскажет, на правильном ли пути человек.

Возрастное развитие человека