Станция ясная поляна. Железнодорожная станция козлова засека, тульская область. Общее впечатление от Ясной Поляны

Станция «Козлова Засека» (Тульская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Козлова Засека» - это не только полноценный железнодорожный узел, принимающий пригородные, пассажирские и грузовые поезда, но с недавних пор и музей. Конечно, сюда вряд ли стоит ехать специально (знакомство с экспозицией и прилегающей территорией займет не более получаса), но в рамках тура в Ясную Поляну увидеть небольшой вокзал таким, каким его видел Лев Толстой, стоит обязательно. Тем более, «Козлова Засека» сыграла важную роль в жизни великого писателя. Здесь он получал почту, отсюда звонил друзьям по телефону, сюда же со станции «Астапово» прибыл поезд с телом Льва Николаевича в ноябре 1910 г.

Что посмотреть

В 2001 г. на территории старинной станции начались масштабные работы, в результате которых историки и строители вернули вокзалу соответствующий архивным фотографиям и документам начала 20 века внешний вид. Сегодня «Козлова Засека», как и 150 лет назад, выполняет свою транспортную роль. А посещение музея с недавних пор - обязательная часть экскурсионных программ по толстовским местам.

Топоним Козлова Засека известен еще с 14 века. В ту пору засеки (деревья, поваленные рядами вершинами в сторону противника) защищали тульские селения от вражеских набегов. А Козловой засека названа в честь боярина Ивана Козлова. В 1868 г. такое же имя получила новая ж/д станция. Она носила его до 1928 г., пока в честь 100-летия со дня рождения Толстого не стала «Ясной Поляной».

На главном вокзальном здании - надпись на дореволюционный лад с буквой «ять» посередине. Другие станционные здания: погреб, буфет, багаж также подписаны на старый манер с «ер» на конце. С обратной стороны вокзала находится колодец (правда, ненастоящий). На перроне установлены изящные фонари и часы с римскими цифрами.

Рядом со входом в главное здание станции - бюст Толстого, на постаменте которого высечена его цитата: «Все мы пассажиры в этой жизни».

Интерьер вокзала выдержан в классическом стиле: аккуратные деревянные лавочки, ажурное зеркало, эркеры касс. «Козлова Засека» хоть и стоит на главной ветке Московской железной дороги, поезда принимает редко. Также в вокзальном здании устроена небольшая выставка «Железная дорога Льва Толстого». На ней представлены старые саквояжи, трость, фотографии и еще несколько вещей начала 20 века. Работают небольшой сувенирный и книжный киоски.

Практическая информация

Адрес: Тульская обл., Ясная Поляна («Козлова Засека»). Веб-сайт .

От Московского вокзала Тулы до «Козловой Засеки» можно доехать на маршрутном такси №№ 30 и 35.

Время работы: среда-воскресенье: 9:00-16:30, понедельник-вторник - выходные. Вход: 30 RUB, экскурсия - 100 RUB, прокат исторических костюмов для фото: 100 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Среди учреждений культуры России, хранящих и выставляющих для показа ценные предметы и документы, есть небольшой музейно-вокзальный комплекс "Козлова Засека". Адрес станции незамысловат: город Тула, улица Льва Толстого. Самая близкая на пути к усадьбе Ясная Поляна остановка открыта в 1868 году. Ее строительство связано с проведением Московско-Курской ветки железной дороги (в настоящее время Тульское отделение Московской ж/д). Станция относится к разряду действующих.

Горделивая чугунка

Так случилось, что судьба незаметного полустанка оказалась тесно связанной с именем великого русского писателя, автора романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и других, ведь он родился, жил и работал в Ясной Поляне. Достижение цивилизации однажды внесло значительные коррективы в привычное течение жизни родового гнездышка (напомним, изначально усадьба принадлежала роду Карцевых, затем Волконским и Толстым).

Лев Николаевич и его домочадцы часто бывали на Козловой Засеке: получали там почту, пользовались услугами телефонной связи. В ноябре 1910 года посеревшая от словно от горя станция встречала гроб с телом своего знаменитого завсегдатая. Печальный груз прибыл из Астапово, где Толстого настиг его последний час.

Есть сведения, что когда писатель впервые увидел «горделивую чугунку», то испытал замешательство. Легкий испуг от вида пыхтящей громадины-паровоза быстро прошел: «зеркало русской революции», как известно, был еще и отражением всего прогрессивного, в том числе, в области техники. Маршрут Ясная Поляна - Козлова Засека стал для него привычным. Любитель странствий довольно легко освоил железнодорожный транспорт и активно пользовался им.

Откуда пошло название

В последнюю поездку к дочери Татьяне в Кочеты 82-летний Толстой тоже отправился на поезде. Был август. За окошком сначала медленно, а потом все быстрее уплывали знакомые деревца с первыми рыжинками в пышной листве, навстречу им «бежали» другие: «Прощай, Козлова Засека!» Вряд ли Лев Николаевич думал, что это прощание навсегда. В ходе экскурсии рассказывают и об этом его прощальном «свидании» со станцией.

Туристы интересуются у гидов: почему старинный полустанок называется так, а не иначе? Корни наименования уходят в пятнадцатый век. Эти места представляли окраину Московского княжества, которую нужно было защищать от вражеских набегов. Для этого создавались засеки.

Строительство важной составной части оборонительных сооружений выглядело так: валились большие деревья, их ветви засекались так, что представляли собой ощетинившиеся колы. Сходу преодолеть такой заслон ворог не мог, что давало защитникам возможность собраться с силами. Козловой местную преграду назвали в честь воеводы Данилы Козлова. Видимо, большой храбрец был, раз удостоился чести народной.

Реконструкция вне шумной толпы

С 1928 по 2001 год станция Козлова Засека называлась Ясная Поляна, затем ей возвратили историческое имя. Толстой и многие его земляки называли остановку коротко и душевно: Козловка. Сегодня той шумной «пропасти народа», о которой писал когда-то Лев Николаевич, ни в зале ожидания, ни на перроне, как правило, не наблюдается.

А прежде только он со своим огромным семейством, насчитывающим тринадцать душ детей, мог забронировать целый вагон. Можно представить, как Толстые коротали время до прибытия поезда, расположившись на деревянных скамьях в зале ожидания. Младшие наверняка осваивали небольшие площади по максимуму: заглядывали во все уголки, приподнимались на носочки, чтобы рассмотреть кассира в окошке.

После реконструкции 2001 года, проведенной по инициативе руководства Московской железной дороги, сиденья, как встарь, приглашают пассажиров присесть на минутку или на несколько часов. Заглянуть в светящееся необычное окошко кассы весьма занимательно даже современным взрослым. В рамках познавательного вояжа интересно посетить кабинет начальника станции Козлова Засека.

Старое и новое

На покрытом зеленым сукном столе руководителя красуется старинный Сколько сообщений было отбито на нем? Отделение почты, переговорный пункт - все это как в толстовские времена: забудьте про свой сотовый телефон, зайдите в кабинку и позвоните родным или близким. Многие посетители признаются: интерактивное путешествие в прошлое им очень нравится. Козлова Засека - музей, которому все возрасты покорны.

В начале двадцатого века, а именно в 1902 году, станционный комплекс пополнился багажным отделением, был построен перрон из дерева, промежуточная (островная) платформа. Тогда же соорудили туалет, погреб, путейский дом. Все это содержится сегодня в аккуратном ухоженном состоянии, так, что не стыдно своим показать, зарубежных гостей привезти.

Для справки: с 2001 года Козлова Засека является филиалом «Ясная поляна» (Щекинский район Тульской области).

В ходе реконструкции начала третьего тысячелетия за основу брали 1910 год: использовали сохранившиеся сведения о внешнем виде здания, его внутреннем убранстве, облике прилегающей территории. Исходя из того, что станция действующая, избежать современных «вкраплений» (антенны, кабели и т. д.) не удалось. Но посетители не отвлекаются на мелочи, акцентируя внимание на главном.

Восстановят ли маршрут?

Станция долго жила активной жизнью: пролетали мимо поезда дальнего следования, летом активными пользователями железной дороги становились многочисленные дачники. Но времена изменились. Те, кто побывал в Козловой Засеке в 2016 году, услышали от экскурсоводов, что поезд Москва - Ясная Поляна отменен, несмотря на то, что был востребован пассажирами. Работники музея надеются, что маршрут восстановят. Ведь он ведет в замечательный исторический уголок.

Да... Когда-то из Москвы в Ясную Поляну ко Льву Толстому приезжали многие известные люди. К примеру, художник Илья Репин. Он подружился с романистом еще в 1880 году, когда тот неожиданно нагрянул к нему в мастерскую. С того времени автор картин «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван» и др. почти ежегодно навещал великого писателя в его родовом имении, создал целую галерею портретов друга.

Усадьбу посещали и не менее почитаемые ценителями искусства Иван Шишкин, другие именитые гости. Все они выходили на станции Козлова Засека (Тула). Чета Толстых радостно встречала их, провожали к Ясной Поляне, до которой всего-то несколько километров. И это лишь небольшая часть исторических сведений.

Маленький, но интересный музей

Многие посетители высоко оценивают достоинства музейно-вокзального комплекса, отмечают гармоничность сочетания истории и современности. При этом непосредственно музей - это небольшая комната с интересной экспозицией. Выставка называется «Железная дорога Льва Толстого». Как выглядела чугунка? Как одевались путешественники? Что представляла собой ручная кладь?

Обо всем этом и многом другом можно узнать, прибыв к вокзалу с надписью на старославянском: «Козлова Засека». Конторка, за которой можно было черкнуть пером пару строк, старинные, украшенные вышивкой дамские и строгие мужские дорожные плащи, перчатки, огромный чемодан, увлекательный фоторепортаж, - все это позволяет окунуться в атмосферу давно ушедших лет.

Есть такая услуга, как фото в старинном одеянии. Так что, уезжая, народ с удовольствием увозит на память частичку Козловки. Можно позировать у бюста Л. Н. Толстого, на крылечке, у клумбы, на скамье с коваными ажурными ножками, - выбор за туристами, которых поманил к себе, казалось бы, простой полустанок Козлова Засека. "Как доехать до него?" - вопрос в наши дни актуальный. Но об этом чуть ниже.

Все как при Толстом

Есть мнение, что хранить былое сегодня немодно. Однако большинство побывавших в музее выражают благодарность всем тем, кто в наши непростые времена смог гармонично соединить современность и историю. Станция-музей "Козлова Засека" - пример комплекса, каждый метр которого работает на добрый имидж.

Продумано и взвешено все до мелочей. Наверняка проще было соорудить на платформе какие-нибудь металлические или пластиковые ограждения. Но при Толстом их не было. Поэтому стоят приземистые заборчики, деревянные, крепкие на вид и на поверку. К таким, не исключено, привязывал коня сам Лев Николаевич.

Плакат, предупреждающий о необходимости осторожного поведения при нахождении на платформе, тоже в стиле ретро: незадачливый господин в цилиндре, того и гляди, попадет в опасную ситуацию. А каков призыв: «Господа, берегите жизнь!» Многие признаются: сразу хочется стать дисциплинированнее и внимательнее.

Летом лучше, чем зимой

Козлова Засека - этот тот пункт, который стоит посетить всем, кто устал от светских вечеринок и суеты. Любят фотографироваться на фоне музейно-вокзального комплекса молодожены. Свадебные фотографы чаще всего выбирают «для колорита» старинный колодец, само здание станции, памятник писателю. В общем, Козлова Засека известна и притягательна (хотя случается и такое: то густо, то пусто).

Почти все гости охотно посещает магазин сувениров, буфет, прогуливаются по территории. Летом здесь более многолюдно. Зимой, как выражаются некоторые, «красоты не хватает». Что касается поры цветения и плодоношения, то все сходятся во мнении: воздух чудесный, пахнет душистыми яблочками, повсюду витает запах петуний. Горожане особенно ценят такую роскошь.

Нам до Козловки!

Электрички до Козловой Засеки - дело прошлого. Вспоминать о том, как еще недавно по маршруту Тула - Козлова Засека люди передвигались на электропоезде повышенной комфортности, бессмысленно. Он отходил от станции Курская в Москве, но отменен, как считается, из-за недостаточного пассажиропотока.

Теперь знатоки советуют воспользоваться маршрутным такси № 218, которое отправляется с Московского ж/д вокзала. Только не забудьте предупредить шофера, что вам до Козловки, так как водители часто разворачиваются, не доезжая до Засеки, и вы, минуя цель, окажетесь на конечной остановке в поселке Скуратово (Западный). Оттуда идти до станции далековато и можно перепутать стежки-дорожки. Удачной поездки!

Ее остановили из-за хакерской атаки

Ради пятиминутной прогулки на канатной дороге по маршруту Воробьевы горы - Лужники корреспонденту «МК» пришлось полтора часа отстоять в очереди. Неудивительно - горожане сразу бросились осваивать новинку, благо что до 27 декабря проезд по канатке сделали бесплатным. И все бы хорошо, только далеко не всем повезло, как «МК». Вскоре после нашей прогулки дорогу, начавшую работу 26 ноября, в понедельник, закрыли.

Длинная змея очереди тянется вдоль улицы Косыгина. Народ, желающий прокатиться на свежеоткрывшейся канатной дороге, приходит именно сюда — накануне прошла информация, что нижняя станция около стадиона «Лужники» не работает. В среду, 28 ноября, правда, все изменилось.

— Покататься? Идите вон туда, где хвост. Он быстро движется, уже через десять минут поедете! — бодро отвечает дежурный офицер полиции. И добавляет, в качестве решающего аргумента: — Там же по восемь человек в кабинку помещается, а кабинок знаете сколько?

— Сколько?

— Ну... Много кабинок, много! — сворачивает он дискуссию и бросает в пространство странную реплику: — Главное, чтоб посадка в «Лужниках» не барахлила.

Что же, засекаем время.

Правда, очень скоро становится понятно, что обозначенные товарищем полицейским десять минут — это то ли искусный обман, то ли очень странное его восприятие времени. По крайней мере, первые 20 минут кажется, что очередь вообще не движется. А между тем холодно. И ветрено. И никуда не отойдешь погреться.

— Да три часа будем стоять. Я вчера читала в Интернете, — уверенно говорит своей подружке стоящая передо мной девушка в розовой шапочке. Молодая, веселая, как можно понять из разговора — студентка МГУ. Она же здесь каждый день бывает! Прокатится еще, и не один раз, когда очереди не будет. Зачем мучиться?

— Девчонки, а что еще пишут? Стоит оно того? — осторожно пытаюсь завязать разговор. Ответ невероятно прост:

— Да черт его знает! Фотки вроде ничего так... Ну пока бесплатно, можно прокатиться.


Решили бы все эти люди вставать в очередь, если бы на входе нужно было заплатить пресловутые 400 рублей? Вопрос, наверное, риторический. Но бесплатно — стоят. И с маленькими детьми стоят, и пенсионеры...

— Эх, надо было коньячка взять! — озвучивает пожилой джентльмен за моей спиной то, о чем, кажется, все думают.

Достижение цивилизации на улице Косыгина видно только одно — голубые будки биотуалетов. Кажется, их никто не пересчитал — в отличие от аналогичных удобств около храма Христа Спасителя, которые поставили вдоль очереди к мощам святого Спиридона Тримифунтского совсем недавно, в сентябре.

Да и в остальном, надо сказать, очередь религиозная была организована не в пример лучше. Почему здесь нет, например, автобуса, где можно было бы погреться? Термосов с горячим чаем? Коммерсантов, в конце концов, которые продавали бы дорогущие кофе и чай — и их бы точно покупали. Но нет. Стоим просто так.

Прошел час. Пальцы заледенели. Ноги тоже. Голова от холода побаливает. И не у меня одной — энтузиазм стоящих рядом тоже, кажется, заметно поутих.

— Прям как моя Машка, она тоже вечно ноет! — осаживает пожилая дама в сапогах модного цвета марсала свою спутницу. — Ну а чего ныть? Всем холодно, все замерзли. Но все же стоят.

Хорошая мораль, не поспоришь. Наверное, была бы уместна этак лет тридцать назад, в очереди за чем-то жизненно важным. Или хотя бы в очереди за впечатлениями — в городе, куда вдруг попал всего на пару дней, и неизвестно, попадешь ли еще. Но в очереди на пятиминутный полет над Москвой-рекой?

Проходящие мимо то и дело спрашивают: сколько уже стоите? Сорок минут? Час? Полтора?! Ну надо же!

И смотрят на нас... ну, не совсем как на сумасшедших, но что как на странных — это точно. Тут и стражи порядка подливают масла в огонь:

— Имейте в виду, что высадка на «Лужниках» обязательна. Если хотите подниматься обратно, вверх, нужно будет там встать в такую же очередь, — объясняет полицейский.

Очередь истерически ржет. Очевидно, кататься туда-сюда — как доктор из «Невероятных приключений итальянцев в России» — никому не хочется даже бесплатно.


Непосредственно возле павильона-станции все просто и понятно: запускают по 8 человек — ровно столько помещается в одной кабинке. На входе нужно обязательно приложить социальную карту москвича или «Тройку» — для отчетности. Но действительно бесплатно.

Загружаемся в кабинки. Народ радуется, мобильные телефоны — наизготовку. Вот только что снимать-то? Наверное, летом, когда внизу будет пышная зелень заказника, а вокруг — голубое небо, будет красиво. А сейчас что? Разве что кругляшок «Лужников» на фоне серовато-коричневого московского ноября. И река.

Всего удовольствия — на пять минут (об этом, впрочем, честно предупреждали). Однако мероприятие заняло больше полутора часов: в 11.50 встали в очередь и только в 13.30 покинули станцию внизу.

А в 15.00 канатная дорога сломалась, о чем оперативно сообщили оставшиеся в очереди москвичи в соцсетях.

«Сегодня в 14.00 компьютерные серверы Московской канатной дороги подверглись несанкционированной кибератаке. Сотрудники, обнаружив это, приостановили движение дороги, после чего оперативно высадили всех пассажиров на станциях назначения, для обеспечения максимальной безопасности пассажиров. К сожалению, вынуждены прекратить перевозку пассажиров», — цитируют СМИ пресс-службу канатной дороги. О дальнейшем графике работы обещают сообщить на сайте.

Когда Вы посещаете усадьбу "Ясная Поляна" (особенно на своем транспорте) не поленитесь сделать пару лишних к м для посещения одного достаточно уютного местечка - железнодорожной станции Московской железной дороги "Козлова Засека". Если двигаться из Тулы, то к Ясной Поляне надо свернуть с трассы направо, а к станции - налево (на перекрестке стоит указатель).

Чем же привлекательна эта станция?

Во-первых, своей историей. В свое время это место было окраиной Московского княжества, где для защиты от вражеских набегов была оборудована засека, которая в честь воеводы Ивана Козлова и получила свое название. В 1868 г., с открытием Московско-Курской ж.д., на этом месте была построена железнодорожная станция с одноименным названием. Она была самой близкой к усадьбе Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".

На станцию приходил писатель для того, чтобы позвонить по телефону, сюда же приходила вся его почта, приезжали его гости и именно на эту станцию в 1910 г. прибыл траурный поезд с гробом писателя.

В 1928 году (в столетний юбилей писателя) станция была переименована в "Ясную Поляну".

В 2001 году, по инициативе Геннадия Матвеевича Фадеева (в тот период он возглавлял Московскую железную дорогу), на станции были проведены большие реставрационные работы с использованием старых чертежей и 9 сентября - в день рождения Л.Н. Толстого - состоялось торжественное открытие станции-музея, которой было возвращено ее старое название - "Козлова Засека".

В ходе реставрационно-восстановительных работ станция приобрела вид, который она имела на момент смерти писателя....(не стоит забывать, что эта действующая станция, поэтому от некоторых атрибутов современной жизни, например, контактная сеть и др., избавится просто невозможно)

Во времена жизни писателя к этому заборчику на перроне привязывали лошадей...

Плакат из тех времен....

На здании станции висят мемориальные таблички, связанные с именем Л.Н. Толстого....

С правой стороны от главного входа станции расположен памятник писателю и открыта выставка "Железная дорога Л.Н. Толстого"...

Вокзальный буфет, в котором можно и сегодня перекусить...

Багажное отделение....

На площади перед станцией расположены погребок

и питьевой колодец...

Можно зайти во внутрь и посидеть в зале ожидания на скамейках того времени, а при желании купить билеты на какой-нибудь поезд...

Есть здесь и свой "уголок потребителя"....

А отсюда - можно сделать звонок другу (или подруге).... В свое время Л.Н. Толстой часто приходил на станцию, чтобы позвонить кому-нибудь...

Можно заглянуть и в кабинет начальника станции.. .

Подойти к его столу и рассмотреть более внимательнее предметы, расположенные на нем...

(самое интересное - телеграфный аппарат...)

На стенах кабинета висят фотографии, связанные с историей станции..

А в книжном шкафу, на особом месте, стоит книга Г.М. Фадеева "Судьба моя - железная дорога". Именно благодаря этому человеку была проведена большая работа по реконструкции станции и в нашей стране появился еще од by музей под открытым небом, куда не стыдно даже привезти иностранных туристов.