Императоры 18. Все цари России по порядку (с портретами): полный список. Об императрице Анне Иоанновне

Белый вождь

Майн Рид Приключения: прочее Мастера приключений

Конец XVIII века. Сан-Ильдефонсо – городок где-то на окраине Великой североамериканской прерии. Здесь всегда ярко светит солнце, зеленеют луга, серебрятся реки. Все девушки здесь – сплошь красавицы, ибо даже местные дурнушки имеют утонченный вкус и понимают толк в красивых платьях.

Под стать им гарнизонные офицеры – грудь колесом, горят глаза, топорщатся усы, с небрежностью, достойной императоров, волочат они по земле длинные сабли, позвякивая шпорами. Разомлел беспечный Сан-Ильдефонсо, распоясался. Здесь флиртуют, играют в карты, порой бесчинствуют.

Но ведь кто-то же должен бороться со злом под солнцем, пусть даже и на краю мира. Легенда о Белом вожде – одна из жемчужин приключенческой литературы. Талант Майн Рида, тонкого и увлекательного рассказчика, явлен в этой книге с первых строк и вряд ли кого оставит равнодушным.

Сюжет романа крутится вокруг взаимоотношений императора, императрицы и их лучшего друга – Александра Меншикова. Смогут ли герои сохранить свои чувства и создать достойную империю?

Одни из них достойны посмертного величия, другие, увы, бесславно завершили свой путь. Читатель узнает, как Карл Великий пытался соединить всю Европу, а Филипп II обратился к религии, чем Гитлер подкупил свой народ, как Сталин строил социализм. Свыше 600 иллюстраций наглядно отражают этапы каждого из 100 представленных властителей.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Обворожительная Лин Суинь – в центре этой паутины и единственная, кто видит в невозмутимом жестоком молодом воине не живую легенду, а мужчину из плоти и крови, с чувствами, сомнениями и страданиями. Сможет ли безжалостный военачальник , противопоставивший себя всей империи, обрести спасение и искупление, не попав под соблазнительные чары, и какая женщина станет ему достойной парой в этой войне и… в любви?

Петр I азиатскими методами европеизировал Россию. Екатерина Великая пыталась превратить страну в величественную мировую державу. Павел Первый с достойным сожаления сумасбродством пытался насадить в стране дисциплину и справедливость… Была своя русская идея и у Божиею милостию императора Всероссийского Николая I (1796—1855).

Есть апокрифическая цитата – слова, которые он будто бы написал однажды на полях учебника по географии: «Россия не есть держава земледельческая, промышленная или торговая, Россия есть держава военная и назначение ее – быть грозой остальному миру». Все правление Николая I стало воплощением этих слов.

Он добивался – и добился этого. И как всякий, поставивший все на одну карту, – в конце концов проиграл. Ибо человек одной идеи становится человеком одной цели – и в конечном счете обрекает себя на одиночество. Есть непреходящие уроки истории. После Крымской войны начались реформы, приведшие к отмене крепостного права.

Стала ли Россия после Николая I слабее? Нет. Это доказали и окончательное покорение Кавказа, и присоединение Средней Азии, и победы Скобелева на Балканах. И кто знает, возможно, Николай не разочаровался бы в такой России: сильной не только в военном отношении, но и в земледельческом, и в промышленном, и в торговом.

Император Всероссийский Николай I – одна из ключевых фигур отечественной истории, царь, сделавший для величия и могущества Российской империи не меньше, чем его великие предшественники – Петр I и Екатерина II. Он стал воплощением правителя нового типа и нового – во всех смыслах железного – XIX века.

Перед современным читателем развернется весь драматический, но удивительно последовательный державный путь этого незаурядного властителя: от еще не вполне уверенного в себе, но уже вынужденного принимать судьбоносные решения молодого человека, волею случая получившего бразды монаршьего правления, – до зрелого государственного деятеля, уверенной и железной рукой держащего бразды правления огромной страной.

Электронная публикация включает полный текст бумажной книги и избранную часть иллюстративного документального материала. А для истинных ценителей подарочных изданий мы предлагаем классическую книгу. Как и все издания серии «Великие правители» книга снабжена подробными историческими и биографическими комментариями.

В книге великолепный подбор иллюстративного материала: текст сопровождают более 250 редких иллюстраций из отечественных и иностранных источников, с многими из которых современный читатель познакомится впервые. Элегантное оформление, прекрасная печать, лучшая офсетная бумага делают эту серию прекрасным подарком и украшением библиотеки самого взыскательного читателя.

1812. Час гордости и славы

Сергей Нечаев Энциклопедии Отсутствует

1812 год. Огромная армия, покорившая пол-Европы, наступает. Непобедимый император ведет свое войско на последний рубеж. Что помешало Наполеону покорить Россию? Погода и дороги? Непреодолимые расстояния? Тактические просчеты? Или он впервые столкнулся с достойным противником и был сокрушен мощью сопротивления, которое оказала российская армия, возглавляемая выдающимися полководцами? В этой книге события Отечественной 1812 года оживают в портретах и биографиях знаменитых генералов и маршалов, описаниях и картах главных сражений, чертежах боевых орудий, и в этих деталях обретают новое значение слова «великая эпоха».

Автор текстов – Сергей Нечаев, известный историк, писатель и переводчик с французского языка. В издательстве Corpus выходили его книги «Три д"Артаньяна» и «Венеция Казановы». Консультантом проекта является Михаил Черейский. Страница за страницей, книга описывает наиболее важные события, относящиеся к периоду, непосредственно предшествовавшему Отечественной войне 1812 года, ходу самих военных действий с участием русской и французской армии.

Мечтаете о возрождении Российской империи? Тогда эта книга для вас! Империя, то есть порядок, честь, сила, вера, динамичное развитие и процветание, – всё это обязательно будет. На Земле и на просторах Галактики. Но чтобы величественная Российская империя 2.

0 стала реальностью, для начала требуется восстановить монархию. Кто же станет кандидатом? Из какой среды, по каким критериям отбирать достойных российского престола? Разумеется, жестокий и расчетливый враг постарается не допустить этого. Грядут заговоры, диверсии, покушения на претендентов, битвы в киберспейсе, интриги спецслужб.

Кровь прольется у ступеней храма. Но день коронации обязательно состоится. Император идет к нам!.

Королева драконов

Анна Минаева Отсутствует

Днем Тина скромная служащая в большой корпорации, а ночами – похитительница артефактов. Ей нравится такая жизнь на грани, но однажды она встретит достойного соперника и из вольного охотника превратится в жертву. Лорд-палач Северных земель, бич императора, повелитель ужаса…Какую тайну скрывают его янтарные глаза? И будет ли победитель в их противостоянии?

(для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).


ПАВЕЛ I

Хотя этот император скончался в 1801 году, но стилистически его смерть явно относится к предшествующему столетию -- эпохе дворцовых переворотов.
Группа заговорщиков ворвалась в его дворец -- куча пьяных злобных офицеров.
Считается, что ему врезали тяжелой золотой табакеркой в висок, а потом додушили шарфом от мундира.
Официально было объявлено, что император скончался от апоплексического удара (инсульта).

Иллюстрация некого современного художника

Сразу возникла милая шутка, что «Павел I умер от апоплексического удара табакеркой в висок».

Мило и тонко шутил и современник событий Наполеон.
Как-то император Александр выразил свое негодование тем, что французские власти похитили герцога Эгиенского (члена свергнутой королевской фамилии) -- похитили на нейтральной территории, привезли под Париж и расстреляли во рву Венсенского замка.
Наполеон ответил, будто не зная подтекста: "Если бы вы узнали, что в соседней стране близ границы находятся убийцы вашего отца, то, уверен, поступили бы с ними так же".

Французская гравюра со сценой убийства Павла I, 1880-е

Картин про это убийство нет, при царизме информация о нем была запрещена. При советской власти тема никого особо уже не интересовала.

Зато сохранились изображения похорон императора, сделанные современниками.

Вот стража у гроба

Погребальная процессия (увы, фиговенькая качеством)

И убранство в Петропавловском соборе над катафалком (рисунок Кваренги)

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Императрица умерла в 67-летнем возрасте, от апоплексического удара (инсульта).

Неизвестный художник. Портрет Екатерины II

16 ноября утром она выпила кофе и отправилась в уборную. Она так долго не выходила, что ее камердинер Захар Зотов осмелился войти в комнату и увидел лежавшее на полу тело. Поднять грузное тело государыни на постель было очень тяжело, тем более, что при падении она подвернула ногу. Умирала она очень долго: последний вздох произошел 17 ноября в 10 часов.

Как выглядела уборная комната Екатерины -- неизвестно.
Вот поздний рисунок 19 века, с изображением другой комнате в Эрмитаже для интимных целей -- "Туалетная комната Павла I", худ. Э. Гау. 1877.
Ватерклозета тут, впрочем, нет -- комната предназначалась для церемонии одевания, напудривания и т.п.



Э. Гау. Ванная императрицы Александры Федоровны. 1877. Тут нечто более привычное нашему глазу.


Э. Гау. Ванная великой княгини Марии Александровны. 1850-е.

Смерть "на унитазе" -- это известная тема, служащая принижению образа политика (недаром Дж. Мартин наделил ею своего Тайвина Ланнистера. Да, кстати, один из слухов о причине смерти Екатерины, очень глупый, гласил, что в подаренном врагами-поляками переносном туалете прятался карлик, который и пронзил ее снизу копьем. Другой глупый слух -- про коня, сами понимаете, не хочу углубляться в тему).

Про ватерклозет, тем не менее, относительно достоверно.
Похабник Пушкин много лет спустя, в 1824 году, не пропустил шанса пригвоздить данное событие эпиграммою.

…В аллеях Сарского села…
Старушка милая жила
Приятно и немного блудно,
Вольтеру первый друг была,
Наказ писала, флоты жгла,
И умерла, садясь на судно.
()

Наверно, хорошо, что сцен с изображением смерти Екатерины нет, даже карикатур у ненавидевших ее англичан и французов. Или есть? Кому-нибудь попадалось?

UPD: нашлась карикатура Крукшенка, tnx Иван Лапшин

По поводу смерти Екатерины вообще нет никаких примеров иконографии, аналогичной той, что мы видели про императоров 19 века (сцена прощания, посмертный портрет, изображение в гробу). Это потому что тех хоронила любящая семья и преданный наследник, которые таким образом отдавали им дань. А Екатерину хоронил сын, который, как известно, ее ненавидел, и пытался ее память изничтожать. Поэтому и иллюстраций достойных про это нет.

Винченцо Бренна. Проект катафалка Екатерины II. 1796.

Из похорон матери он тоже сделал цирк, но об этом мы поговорим в следующем разделе.

ПЕТР III

Муж Екатерины и отец Павла, император Петр III умер, проведя несколько месяцев на престоле. Жена его свергла и отправила сидеть взаперти в уединенном дворце вместе с преданными ей гвардейцами. Там он быстренько скончался, по официальной версии -- «от геморроидальных колик». Говорят, от удушения. Ничего не доказано.

Павел, которому мать-узурпаторша не дала унаследовать трон, всю жизнь комплексовал, ждал ее смерти, подозревал в убийстве отца. Отсюда он и "Русский Гамлет". Когда Екатерина умерла (см. выше), новый император приказал выкопать тело отца, тридцать лет назад похороненного не в почетном Петропавловском соборе, а во "второсортной" Александро-Невской лавре (потому что он не был коронован).

Эксгумация тела Петра III. Обратите внимание на открытый гроб, и как покойник ручку тянет.

Приказал выкопать -- чтобы торжественно перезахоронить.
Одновременно с матерью.
Их гробы, со свежим трупом, и со скелетиком, поставили рядом в Петропавловском соборе.

Потом Павел собственноручно короновал тело отца (боже, какая некрофилия, какой символизм!)

Сохранилось изображение торжественной процессии перезахоронения.
Поскольку Павел отца уважал, его-то похороны придворные художники изобразили.
Изображение это представляет собой рулон длиной 15,8 м и шириной 0,75 м.

Вот фрагменты.
Фигура "рыцаря света" в позолоченных латах, означающая вечную память об усопшем, которая должна была всегда быть утешением для тех, кто оплакивал потерю. Следующий за ним пешком "печальный рыцарь" в черных латах с поднятым вверх мечом мог означать государственный траур

Императорские регалии покойника по приказу Павла (человека с оригинальным, как мы видим, чувством юмора), несли подозреваемые в убийстве его отца -- граф А. Ф. Орлов, князь П. Б. Барятинский и П. Б. Пассек.


Центр траурной процессии - колесница с саркофагом под балдахином.
Рядом с ней идет император с маршальским жезлом и тростью, следом императрица Мария Федоровна с дочерьми и свитой


Ссылка на свиток целиком (огромный, длинный, порассматривать) . А вот отдельными кусками.
Спасибо за репродукции свитка babs71

На могилах Екатерины и Петра написали одну дату (дня захоронения/перезахоронения), как будто они жили долго и умерли в один день.

ИОАНН АНТОНОВИЧ

Да, по пути я что-то потеряла несчастного младенца Иоанна Антоновича (Ивана VI), свергнутого еще Елизаветой Петровной и все ее царствование спокойно просидевшего под замком. Екатерина Великая взошла на престол в 1762 году, тогда же придушили ее мужа (то есть в какой-то момент 1762 года в России были живыми 3 шт. императоров).

Иоанн Антонович прожил два года после восцарения Екатерины Великой. -- в Шлиссельбургской крепости. Ему было 23 года в момент смерти.

Смерти насильственной, тут споров нет: офицер Мирович, служивший в крепости, решил поднять мятеж и провозгласить законного императора законным-таки императором.
Но у охранников была четкая инструкция, и когда Мирович стал слишком настойчивым, они отказались сдаваться и убили Иоанна Антоновича.

"Мирович перед телом Ивана VI". Картина Ивана Творожникова (1884)


Мировича потом казнили, разумеется.

Существует совершенно уморительная книга Леопольда фон Захер-Мазоха "Новеллы русского двора", где в подробностях, с мехами и туманами, описывается, как императрица Екатерина Великая соблазняет этого самого Мировича, чтобы спровоцировать смерть конкурента. Она обещает его спасти, но обманывает, и он умирает на плахе с улыбкой на устах. Что-то такое, идиотское, в общем, рекомендую поржать. У того же автора есть еще "Шахиня", про двор Елизаветы Петровны.

Похоронен был несчастный Иоанн тайно, где -- никому не известно.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

Заонная дщерь Петра Великого, свергшая этого самого Иоанна Антоновича с престола (действительно, кто он такой вообще, что за 7-я вода на киселе?), она приходилась Петру III родной тетушкой. Елизавета умерла в 52 года естественной смертью.

Племянник Петр III очень ждал кончины любимой тетушки (примерно также, как его сын будет ждать кончины матушки). Петр планировал быстренько заточить жену Екатерину, змеюку в монастырь, и жениться на некрасивой русской любовнице. Но Екатерина сыграла на опережение, причем начала операцию по пиару, пока Елизавета еще остывала в гробу.

Екатерина II у тела императрицы Елизаветы Петровны. Немецкая гравюра XVIII в.

Сцена у гроба Елизаветы запомнилась многим современникам. По воспоминаниям одного из придворных, «император не имел желания участвовать в церемониях, необходимых при похоронах покойной императрицы, тетки его, и предоставил заботу эту своей супруге, которая распорядилась как нельзя лучше, обладая вполне политическим тактом». Подданные были оскорблены весельем и небрежностью Петра и высоко оценили, с каким почтением к памяти императрицы Екатерина выстаивала долгие церковные службы и молилась. Лицемерка!

Именно этому моменту посвящена картина Николая Ге.

Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874.

Здесь фигура Петра выделяется на заднем плане неуместным на похоронах белым камзолом.
Дашкова описывала, что император пришел ко гробу не для того, чтобы оплакивать тетушку, но «чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».

Костюм Екатерины на этой картине скопирован с портрета того времени, где будущая императрица-самодержица предстает действительно в глубоком трауре по "тетушке".

Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины. 1762


Любопытная деталь: на портрете Эриксена орденская лента на Екатерине — голубая, ордена святого Андрея Первозванного. Носить ее мог только самодержец, следовательно, портрет написан уже после переворота и свержения Петра III. А на картине Ге траурное платье то же самое, а вот лента, как и положено, красная — ордена святой Екатерины. Его жаловали супругам императоров. «Императорскую» же голубую ленту можно разглядеть пока еще на Петре III.

До Елизаветы и Иоанна Антоновича еще правили Анна Иоанновна, Петр II и Екатерина I. Однако их кончина не оставила в истории русского искусства ощутимого следа.
Зато вот человек, кончина которого потрясла страну.

ПЕТР ВЕЛИКИЙ

Император умер всего в 52 года.
По легенде, он увидел севший в штормовую погоду на мель бот с женщинами и детьми и начал их спасать, в ледяной воде простудился и затем проболел вплоть до своей кончины.
Но говорят, что это всего лишь легенда, а скончался Петр на самом деле от уремии, острой почечной недостаточности -- что вполне правдоподобно, учитывая, какой нездоровый образ жизни он вел с самой юности, читайте А.Толстого "Петр Первый", причем в правильной версии без купюр, а то есть варианты для школьников, и там "мужика с поротой задницей" вырезали, ибо неприлично.

При вскрытии нашли «затвердение в шейке мочевого пузыря и антонов огонь» (воспаление).

Смерть титана повергла в шок современников, никто и не ждал, что дурдом когда-нибудь закончится.

Иллюстрация Бориса Чорикова

Сохранилось много портретов, запечатлевших этот момент. Как мы видели, это не повторится до эпохи Николая I.

Итак, Петр Первый на смертном одре.

С этого боку - худ. Иван Никитин.

Как для паспорта - худ. Луи Каравак

И с этого бока Иван Никтин (а может, и Таннауэр).


и такой.

В общем, "он точно умер".

Сняли посмертную маску (фото мое)


и посмертную лапку (фото мое)

Тело положили в красиво отделанной зале


Ну, а как процессии они рисовали, вы уже в курсе.

А похоронили Петра в Петропавловском соборе, который он сам же и построил.


  • Книга для чтения: Борис Нахапетов. Врачебные тайны дома Романовых

***

На этом мы сегодняшний выпуск закончим, в следующую среду будет самое кровавое -- про царей и великих князей московских и проч.

До конца XVII века монархи отмечали заслуги своих поданных либо дарованными землями, либо памятными подарками – «шубой с царского плеча». Вернувшийся из европейского турне Петр I решил не разбрасываться вотчинами и «шубами» и ввести практику премирования заслуженных людей наградными знаками.


К изготовлению орденских знаков, выдаваемым кавалерам, привлекали самых искусных ювелиров из работавших в России. Почти все лучшие мастера внесли свой вклад в изготовление государственных наград, в том числе известны и знаки орденов, изготовленные в мастерской Карла Фаберже. Орден не просто награда, это сгусток нашей истории, за большинством награждений стоят как яркие события из прошлого страны, так и деяния представителей самых выдающихся фамилий, внесших свой вклад в развитие России.

Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.


учрежден 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной 2, предназначался для награждения исключительно за боевые заслуги, как было указано в статуте: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом но дается оный только тем, кто отличил себя особо мужественным поступком». Также его было предусмотрено вручать за исправную выслугу не менее 25 лет в офицерских чинах.
Знаки ордена Святого Георгия носятся на ленте цветов российского государственного герба (черный орел на золотом фоне) — три черные и две желтые (оранжевые) полосы, получившей название Георгиевская лента.
Орден Святого Георгия имел четыре степени.



Петр Румянцев-Задунайский, Суворов, Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли.

Герцог Веллингтон, Карл-Иоанн, он же Жан Бернадот (впоследствии Король Шведский Карл XIV Юхан), Вильгельм I, король Пруссии, Людовик де Бурбон.
Интересные факты

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного


Орден Святого Апостола Андрея Первозванного, учрежден в 1698 г. Именован в честь Апостола Андрея почитавшегося святым покровителем русской земли со времен киевских князей. Весной 1698 года во время знаменитого Великого посольства Петр I посетил Англию и встретился с местным королем – Вильгельмом III. Видимо, что-то подкупило английского короля в амбициозном русском правителе, и он предложил ему стать членом Благороднейшего ордена Подвязки. С одной стороны, это была большая честь: членами старейшего рыцарского ордена Европы являлись самые уважаемые и влиятельные люди планеты – в количестве 24 человек. С другой — приняв «англицкую подвязку» русский суверен формально становился подданным британского короля. Петр отказался. Это был первый и последний отказ царя Романовской династии от «британского подданства»: I, Николай I, II, Александр III и Николай II являлись кавалерами этого ордена. Однако идея царю-реформатору понравилась. По своему возвращению на Русскую Землю, в августе 1698 года, Петр учредил свой орден – орден Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя Руси. Монарх даже самостоятельно создал эскизы наградного ордена, которые весьма напоминали эмблему шотландского ордена Чертополоха. Отныне орден Андрея Первозванного (с перерывом с 1917-1997) стал главной наградой России.
Носился на голубой муаровой ленте через правое плечо (ширина 10 см).


Некоторые русские кавалеры ордена 1-ой степени
Петр Румянцев-Задунайский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли.
Некоторые иностранные кавалеры ордена
1-ой степени Герцог Веллингтон, Карл-Иоанн, он же Жан Бернадот (впоследствии Король Шведский Карл XIV Юхан), Вильгельм I, король Пруссии, Людовик де Бурбон.
Интересные факты
За всю историю ордена полными кавалерами стали только четыре человека: Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли, Иван Паскевич-Эриванский князь Варшавский и Иван Дибич-Забалканский. 4-ая степень ордена до 1855 года давалась также за выслугу в офицерских чинах (при условии участия хотя бы в одном сражении).

Орден Святой Великомученицы Екатерины


Орден Святой Великомученицы Екатерины, учрежденный 24 ноября 1714 г., в общей иерархии российских орденов занимал второе место, вслед за орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Именно эти ордена, помимо того что предназначались быть наградами за выдающиеся деяния на благо государства, являлись династическим знакам отличия Российской империи. Эти орденские знаки вручались членам Императорского Дома еще при крещении, представителям иностранных Правящих Домов – в период формирования политических и династических союзов, а также для их подкрепления.
Орден Святой Екатерины имел две степени — большого креста — предназначалась для особ царской крови и меньшего креста, или кавалерственного — такой степенью награждались претендентки из высшего дворянского сословия, в том числе иностранные подданные. Награжденные ими и именовались либо дамами большого креста, либо кавалерственными дамами.
Орденская лента: Красная с серебряной каймой, шириной 10 см., носилась через правое плечо (для 1-й степени). Кавалерственные дамы носили знаки на банте из ленты с вышитым на нем орденским девизом


В 1711 году Прутский поход русской армии против турок закончился провалом: в окружении оказались 38 тысяч российский воинов. Только подкуп турецких военачальников спас наши войска от полной катастрофы. Интересно, что львиную долю взятки «османскому генералитету» составляли драгоценности императрицы Екатерины I, супруги Петра I. Царь, памятуя, что «лучшие друзья девушек – это бриллианты», через два года учредил щедро отделанный драгоценными камнями орден Святой Великомученицы Екатерины (другое название – орден Освобождения) и наградил им свою жену. Отныне этот орден стал высшей «женской» наградой Государства Российского: он имел две степени, и им награждались все принцессы царской крови (по рождению), самые знатные дамы страны и наиболее заслуженные (учитывались заслуги и супругов дам).
Интересные факты
В 1727 году кавалером ордена стал сын Александра Меньшикова – Александр Александрович, став единственным награжденным мужчиной. Получил же он орден за застенчивый, «дамский» характер. Обычай перевязывать младенцев-девочек розовой лентой восходит к вышеупомянутому обычаю награждать каждую родившуюся великую княжну орденом Святой Екатерины. Цвет орденской ленты - розовый.

Орден Святого Владимира


Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира учрежден 22 сентября 1782 г. в день двадцатилетия коронования Императрицы Екатерины 2. предназначен для поощрение службы Военной и Гражданской. Имеет четыре степени, из коих две первые именуются степенями Большого Креста. Орденская лента состоит из трех полос равной ширины черная — красная — черная.


Кавалер ордена Святого Владимира не должен был никогда снимать его знаки, они носились всегда. При получении других более высоких степеней ордена могло меняться лишь их место на мундире.
Орден в 4 степенях был учреждён Екатериной II в 1782 году в 20-летний юбилей своего правления. для награждения, как военных чинов, так и гражданских служащих. Количество кавалеров не ограничивалось. В статуте ордена сказано: «Императорский орден Св. Равноапостольного Князя Владимира установлен в награду подвигов, совершаемых на поприще государственной службы, и в воздаяние трудов, для пользы общественной подъемлемых».
Некоторые русские кавалеры ордена 1-ой степени
Владимир Даль, Иван Ганнибал, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Милорадович, митрополит Амвросий (Подобедов)
Некоторые иностранные кавалеры ордена 1-ой степени
Август I, герцог Ольденбургский, Йозеф Радецкий, австрийский полководец.
Интересные факты
За всю историю ордена полными кавалерами стали только четыре человека: Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли, Иван Паскевич-Эриванский князь Варшавский и Иван Дибич-Забалканский. 4-ая степень ордена до 1855 года давалась также за выслугу в офицерских чинах (при условии участия хотя бы в одном сражении). С 1845 года награждённые только орденами Св. Владимира и Св. Георгия любых степеней получали права потомственного дворянства, в то время как для других орденов требовалось награждение высшей 1-й степенью.

Орден Святого Александра Невского


Еще в феврале 1722 г. в связи с празднованием Ништадтского мира Петр 1 намеревался учредить орден в награду исключительно за военные заслуги. Это становится ясным из сохранившихся записей того времени, в которых упоминается, о разработке нового ордена — Святого Александра, тогда же были изготовлены и первые 40 знаков этой награды и орденская лента красного цвета. Смерть императора помешала осуществить задуманное. Первые награждения начали осуществляться только в мае 1725 года, но датой учреждения ордена святого Александра Невского считается 30 августа 1725 года, день св. Александра Невского, когда императрица Екатерина 1 возложила на себя знаки этого ордена. Вместе с ней получили награду еще 22 человека, практически все из них уже были кавалерами орд. Святого Андрея Первозванного.


Орден имел одну степень, носился на красной муаровой ленте одетой через левое плечо.
С 1797 г. знак ордена украшенный бриллиантами стал особой, высшей степенью награды, выдаваемой из Кабинета Его Императорского Величества. Всего с 1797 по 1917 г. бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского награждено, 1275 человек, из них 24 человека с мечами, причем пять человек были награждены дважды.
Александровские кавалеры при награждении делали единовременный взнос в Капитул в размере 200 руб. (с 1860 – 400 рублей, для сравнения: годовое жалованье генерал-майора в 1870-х гг. равнялось 1110 руб., поручика — 340 руб.) часть средств оставались в распоряжение Капитула, а часть передавалась в распоряжение «Александровского комитета о раненых».
Некоторые кавалеры ордена
Александр Меньшиков, Михаил Голицын, Александр Суворов, Михаил кутузов.
Интересные факты
29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии.

Орден Белого Орла

В начале эта была высшая государственная награда в Польше. После того, как большая часть Речи Посполитой перешла к Российской империи, русский император решил включить «Белого орда» в список российских орденов. В 1831 г. орден Белого Орла причислен Николаем 1 к Российским Императорским и Царским орденам. По старшинству следовал за орденом Св. Александра Невского.


Временное правительство России сохранило орден Белого Орла, несколько изменив его внешний вид. Вместо корон над российским императорским орлом появился бант из ленты синего цвета. На нагрудных звездах девиз, напоминавший о царе, заменили лавровые листья.
Некоторые кавалеры ордена
Гетман Мазепа, Иван Толстой, Дмитрий Менделеев.
Интересные факты
В 1992 году орден был восстановлен как высшая государственная награда Польши. Гроссмейстером ордена является Президент Польши. Первыми восстановленным орденом были награждены король Швеции Карл XVI Густав и папа римский Иоанн Павел II.

Орден Святой Анны


Орден Святой Анны учрежден в 1735 году герцогом Карлом Фридрихом Гольштинским, в память супруги Анны Петровны, дочери Петра 1. После приезда в Россию его сына Карла Петра Ульриха, будущего императора Петра 3, орден перенесен в Россию. В 1797 году Павел 1 официально ввел орден Святой Анны в наградную систему России.
Первые награждения этим орденом проводились только как императорской династической наградой. Право на награждение давал чин от полковника и выше. В день коронации Павла 16 апреля 1797 года орден Святой Анны был причислен к государственным орденам Российской империи и разделен на три степени (позднее их стало четыре).


В 1913 году награжденные Золотым Георгиевским оружием получили право прикреплять к нему маленький Георгиевский белый крестик. При этом кавалер Св. Анны 4-й ст. мог одновременно крепить на том же оружии Анненский красный крестик.
Некоторые кавалеры ордена Василий
Головнин, Александр Суворов, Сергей Волконский, Измаил Семенов.
Интересные факты
Награжденные любой степенью ордена Св. Анны автоматически становились потомственными дворянами, однако с 1845 года это положение было изменено. Было установлено, что впредь только 1-я степень ордена даёт потомственное дворянство, а остальные степени - только личное. Исключением являлись лица купеческого сословия и инородцы-мусульмане, которые при награждении любой из степеней ордена, кроме 1-й, дворянами не становились, а получали статус «почётных граждан».

Орден Святого Станислава


Орден Святого Станислава был учрежден в 1765 г. польским королем Августом Понятовским в честь святого покровителя Польши Станислава. В 1831 г. Николаем 1 причислен к Российским Императорским и Царским орденам.


Орденом Святого Станислава мог быть награжден любой подданный Российской Империи или Царства Польского, «кто преуспеянием в христианских добродетелях или отличною ревностью к службе на поприще военном, как на суше, так и на морях, или гражданском, или же в частной жизни, совершением какого-либо подвига на пользу человечества или общества, или края, в которых живет, или целого Российского государства, обратит на себя особенное… внимание».
По аналогии с Кавалерскими Думами орденов Св. Георгия, Св. Владимира и Св. Анны в Статуте 1839 г. написано об учреждении Кавалерской Думы ордена Св. Станислава из двенадцати старших кавалеров каждой степени: «Для окончательного удостоения к награде орденом Св. Станислава 3 степени».
С 1831 по 1917 г. 1 степенью награждено свыше 5 тыс. человек. Самый распространенный орден Российской империи. В качестве иллюстрирующего примера можно привести статистику награждений в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. когда было выдано 37 475 орденов Святого Станислава, в том числе 84 награды 1-й ст. с мечами (1 для нехристиан), 823 без мечей (15 для нехристиан), 5 391 знак 2-й ст. с мечами (272 для нехристиан), 6 122 знака 2-й ст. без мечей (143 для нехристиан), 11 312 знаков 3-й ст. с мечами (344 для нехристиан) и 12 620 знаков 3-й ст. без мечей (261 для нехристиан).

Орден Святого Иоанна Иерусалимского


Учрежден в 1113 г.; в России - с 1797 г.
Капитул (Священный совет) Мальтийского ордена 27 октября 1798 г. избрал великим магистром ордена императора Павла I, что было подтверждено манифестом от 16 декабря 1798 г. «О восприятии Его Императорским Величеством звания Великого Магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского и о местопребывании оного ордена». Орден делился на 3 степени: Большой командорский крест, Командорский крест и Кавалерский крест.
Знак ордена - Мальтийский крест белой эмали со стилизованными лилиями в углах креста, под мальтийской короной. Крест крепился в виде подвески к арматуре из рыцарских регалий или трофея. Большой и Командорский кресты носились на шее на черной орденской ленте (шириной 6,5 см); Кавалерский крест (меньшего размера) - на груди, в петлице мундира. Каждой степени соответствовала звезда, носившаяся на левой стороне груди.
Для награждения женщин предусматривались две степени - Большой крест и Малый крест.
Знак первой степени ордена носился на черной широкой ленте, перекинутой через левое плечо, знак второй степени - на левой стороне груди.
Для «нижних» воинских чинов был учрежден так называемый «донат» - маленький медный Мальтийский крест, на трех концах которого (нижнем и двух поперечных) была эмаль. С 10 октября 1800 г. этим крестом жаловали солдат и унтер-офицеров за 20 лет беспорочной службы (вместо знака отличия ордена Св. Анны).
В 1810 г. Александр 1 выпустил Указ о прекращении награждения орденом Святого Иоанна Иерусалимского, а в 1817 г. орден прекратил свое существование в России. С 1798 по 1817 г. в Российской империи было вручено около 2 000 знаков ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

Пятый император XVIII века

Став императором, Павел I стремился наверстать упущенное, реализовать свои взгляды в деле. Он был талантливым человеком, но его трагедия состояла в том, что большую часть жизни он прождал своей «очереди» к престолу, горюя и волнуясь за свое неясное будущее как наследника. Ожидание его часа длилось свыше 20 лет, и ощущение своей никчемности, униженности, досады за бездарно потерянные годы, постоянной опасности не покидало Павла I, испортило его характер, сделало из некогда веселого, романтичного юноши мужчину-неврастеника. Придя к власти, Павел I не смог преодолеть мстительного желания истребить все, что было заведено при матери. Педантичное внимание к мелочам, противоречивость, непоследовательность с явной склонностью к решению проблем упрощенными, грубыми приемами – все это стало его стилем правления. Характер Павла ухудшился. То, что ранее сдерживалось усилием воли, страхом перед матерью, вырвалось наружу: император стал непредсказуемым, вспыльчивым, капризным и резким правителем с замашками тирана. Он не имел опыта государственной деятельности, но зато был упрям и неспособен к пониманию сложных проблем политики. При этом он был нетерпим не только к свободному выражению окружающими своего мнения, но и ко всякому проявлению самостоятельности. Став самодержцем, он начал осуществлять «гатчинский» вариант преобразований, строить не «царство разума и закона», о котором они так много говорили с Н. И. Паниным, а грубое репрессивное государство.

Заметки на полях

Почему Павел, полный либеральных замыслов в юности, стал таким неожиданно суровым правителем? О личности и политических взглядах Павла I споры не стихают второе столетие: столь противоречивой и сложной представляется эта трагическая фигура русской истории. Ясно, что политические взгляды Павла I сложились под влиянием многих факторов и претерпели определенную эволюцию в течение его жизни. Эти взгляды опирались в конечном счете на единые для просвещенных людей XVIII века и близкие Екатерине II идеи Просвещения, преследовали общую для XVIII века утопическую цель «общего блага», но эти идеи интерпретировались и реализовывались Павлом I в ином, чем у Екатерины II, ключе. Это и определило в конечном счете разительное отличие преобразований Павла I – императора от преобразований Екатерины II.

Известно, что на становление мировоззрения цесаревича Павла Петровича сильное влияние оказал его воспитатель граф Н. И. Панин – последовательный сторонник ограничения императорской власти в России. Выше уже говорилось, что смысл преобразований, предлагавшихся Н. И. Паниным в 1763 году, сводился к установлению ограничивающего власть императрицы Государственного совета явно аристократического типа. В систему воспитания наследника Паниным была заложена общая идея верховенства «фундаментальных законов», без которых править истинно достойному государю неприлично и невозможно. Сама по себе идея эта не являлась особенно оригинальной. Со времен Монтескье, Ивана Шувалова об этом писали и говорили много, идеи эти витали в воздухе. Достаточно полно логику суждений Панина раскрывают его «Рассуждения о непременных законах», составленные им накануне его смерти в 1783 году и предназначенные для Павла. Рассуждения эти суть типичные для XVIII века силлогизмы:

1. Власть вручается государю единственно для блага народа.

2. Благо может дать только абсолютно добродетельный государь – «добродетель на троне».

3. Учитывая естественные для государя как человека слабости, достичь абсолютной добродетели немыслимо.

Отсюда вывод: государь может достичь блага народа только единственным путем – «поставя в государстве своем правила непреложные, основанные на благе общем и которых не мог бы нарушить сам». Набор самих законов не столь важен, а важно как раз то, что нарушать их монарх не может. Но тут-то и кроется смертельная ловушка для самодержавия, ибо тем самым ликвидируется самый важный постулат самодержавия – полное, бесконтрольное право в любой момент менять законы, устанавливать их по собственному усмотрению, а также править без всяких законов, когда законом является воля государя.

Разумеется, все эти идеи Панина были тесно связаны с актуальной для тех времен политической ситуацией. Они содержали осуждение царящего при дворе Екатерины II фаворитизма, господства не закона, а «страстей». Ведь тем самым открывался путь к произволу, когда «не нрав государя приноравливается к законам, но законы к его нраву» и когда, наконец, государь порабощен выразителем страстей – любимцем, как правило, человеком недостойным. Вот тогда самовластие «достигает невероятия». Все, по мнению Панина, зависит от произвола любимца, все его боятся, и «взор его, осанка, речь ничего другого не знаменуют, как: “Боготворите меня, я могу вас погубить!”»

Читая это, Павел видел хорошо ему знакомую фигуру Орлова, Потемкина или любого другого фаворита Екатерины II. Но для Павла конституционные идеи Панина были важны не только с точки зрения морали, достойного и полезного служения Отечеству, России (для Павла эти понятия не были пустым звуком), но и с точки зрения его будущего. А оно было весьма туманно. Екатерина II, в целом недовольная цесаревичем Павлом, вела себя с ним так же, как некогда Елизавета с неугодным ей Петром Федоровичем. Иначе говоря, она попросту держала, как топор над головой наследника, Устав о престолонаследии Петра Великого 1722 года, позволявший ей назначить себе в преемники любого из своих подданных и отменить при необходимости принятое уже решение о престолонаследии. Прибавим к этому другие факторы: распространяемые врагами Павла инсинуации о его «незаконнорожденности», особая демонстративная любовь Екатерины к сыну Павла Александру, унижение и притеснения наследника со стороны фаворитов, воспоминания о трагической судьбе отца – Петра III, а также подозрения и страхи Павла за свою жизнь и свободу. Словом, учитывая все это, проблема утверждения такого «фундаментального закона», каким мог стать закон о престолонаследии по прямой мужской нисходящей линии, казалась Павлу первостепенной. В отсутствии его он видел причину и политической нестабильности в России, и своего неустойчивого положения.

В 1787 году Павел составил проект подобного закона о престолонаследии по праву первородства. Нужно это было для того, чтобы «государство не было без наследника, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать и дабы сохранить право родов в наследии, не нарушая права естественного и избежать затруднений при переходе из рода в род». Позже эти соображения подстегнули Павла I в день коронации 5 апреля 1797 года утвердить и публично зачитать закон о престолонаследии, который должен быть выше воли конкретного самодержца и который отменял петровский «Устав» 1722 года.

Но оказалось, что такого «фундаментального закона» было недостаточно. Корень трагедии Павла в том, что, признавая панинские идеи, он пытался совместить безграничную власть самодержавия и человеческие свободы, «власть личности» и «власть закона», словом, совместить несовместимое. Так, он писал:

«Мы нашли за лутчее согласовать необходимо нужную монархическую экзекутивную власть по обширности государства, с преимуществом той вольности, которая нужна каждому состоянию для предохранения себя от деспотизма или самого государя».

Но такое «согласование» оказалось невозможным в принципе. К тому же Павел I ненавидел свою мать, распространяя эту ненависть и на введенные ею либеральные порядки, и на ее любимцев, и на выдающихся, и на ничтожных деятелей ее правительства. Он отрицал все, что она принесла России своей реформаторской деятельностью. В итоге, что бы ни говорил Павел I о праве, законе (а без признания и продолжения деяний Екатерины в этой области двигаться дальше было невозможно), в его сознании, образе мышления и поведении на первый план выходила все-таки гатчинская «модель жизни». Он хотел ужесточения дисциплины, введения строгой регламентации, «непременного порядка», и видел в этом панацею от всех бед. Разрушая возведенное матерью «государство просвещенной монархии», Павел начал строить только «экзекутивное государство». В этом был корень его личной трагедии и гибели…

Из книги Царь славян. автора

Глава 2 Император Андроник Комнин XII века - это Иисус Христос во время его пребывания в Царь-Граде XII века 1. Краткая летописная биография императора Андроника Скалигеровско-романовская версия истории говорит следующее. В 1081 году византийским императором в босфорском

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Еда и напитки XVIII века Роскошны были пиры при дворе и во дворцах знати, но и просто дворяне любили хорошо поесть. Описание обеденного стола в стихотворении Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская» остается одним из самых «аппетитных» в истории русской литературы: Я

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 8 Эпоха XVIII века 1. Раздел остатков Руси-Орды между Романовыми и США, возникшими на американских обломках Империи сразу после победы Романовых над «Пугачевым» До конца XVIII века еще существовала огромная Московская Тартария (ее называли также Великой Тартарией) -

Из книги Тамплиеры: история и легенды автора Вага Фауста

автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Пугачев и Суворов. Тайна сибирско-американской истории автора Носовский Глеб Владимирович

14. Многочисленные уральские города якобы бронзового века, в том числе и знаменитый Аркаим - это следы разгромленной Московской Тартарии XVIII века н. э Сравнительно недавно на Южном Урале открыли довольно много старых поселений, среди которых наиболее известен Аркаим,

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Питейный дом XVIII века в Вятке. Современное фото.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 8 Эпоха XVIII века 1. Раздел остатков Руси-Орды между Романовыми и США, возникшими на американских обломках Империи сразу после победы Романовых над «Пугачевым» До конца XVIII века еще существовала огромная Московская Тартария (ее называли также Великой Тартарией) – автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 2 ИМПЕРАТОР АНДРОНИК КОМНИН XII ВЕКА – ЭТО ИИСУС ХРИСТОС ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В ЦАРЬ-ГРАДЕ XII ВЕКА 1. КРАТКАЯ ЛЕТОПИСНАЯ БИОГРАФИЯ ИМПЕРАТОРА АНДРОНИКА Скалигеровско-романовская версия истории говорит следующее. В 1081 году византийским императором в босфорском

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Глава XVIII Грузия во второй половине 20-х годов XX века и до начала 40-х годов этого века §1. Социальная и экономическая система В период утверждения советского оккупационного режима и его трансформации (первая половина 20-х годов XX века) отмечается упадок экономики и

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

XVIII. ИМПЕРАТОР ТИВЕРИЙ (574–582)

Из книги Князь Василий Михайлович Долгоруков-Крымский автора Андреев Александр Радьевич

Хроника XVIII века 1730–1740 годы. Анна Иоанновна. 1731 год. Основание Ростова-на-Дону.1733–1735 годы. Участие России (в связи с Австрией) в борьбе за польский престол.1735 год. Русские войска впервые появились на Рейне. 1736–1739 годы. Турецкая война.1736 год. Взятие Азова Минихом.1737 год.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.