Разработка мероприятия 6 июня день русского языка. Внеклассное мероприятие, посвященное пушкинскому дню россии. Сценка «После школы»
6 июня – Международный день русского языка Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Грушевская СОШ» городского округа Судак Глущенко А.С. 2016 День русского языка - российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку. Отмечается 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина: в Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году; в ООН учреждён в 2010 году. Как возник русский литературный язык
- Образование национального литературного языка - это процесс длительный и постепенный. Этот процесс слагается из трех основных исторических этапов, опираясь на три общественные предпосылки:
- а) сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке (для России это осуществилось уже к XVII в.);
- б) устранение препятствий в развитии языка (реформы Петра Первого, стилистическая система Ломоносова, создание нового слога Карамзина);
- в) закрепление языка в литературе Крылов, Грибоедов, Пушкин. Главная историческая заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершено закрепление русского народно-разговорного языка в литературе.
- Распространение европейского просвещения, развитие науки и техники создавали необходимость в переводе и составлении таких книг, содержание которых не могло быть выражено средствами церковнославянского языка с его лексикой и семантикой, порожденной церковно-религиозным мировоззрением, с его грамматической системой, оторванной от живого языка. Новая, светская, идеология требовала соответственно и нового, светского, литературного языка. С другой стороны, широкий размах просветительской деятельности Петра требовал литературного языка, доступного для широких слоев общества, а церковнославянский язык этой доступностью не обладал.
В поисках основы для нового литературного языка Петр и его соратники обратились к московскому деловому языку. Московский деловой язык отличался нужными качествами: во-первых, это был язык русский, т.е. доступный, понятный для широких слоев общества; во-вторых, это был язык светский, свободный от символики церковно-религиозного мировоззрения.
Стилистическая система М. Ломоносова- Учение о трёх сти́лях - классификация, различающая три стиля: высокий, средний и низкий (простой).
- В риторике эллинистического периода было создано учение о трех стилях
- М. В. Ломоносов использовал учение о трёх стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы. Три «штиля» по Ломоносову:
- Высокий штиль - высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.
- Средний штиль - элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.
- Низкий штиль - комедии, письма, песни, басни.
- Карамзин заменяет жанровый критерий, выдвинутый Ломоносовым, на критерий вкуса высшего общества. Сам Карамзин расширил рамки «нового слога», создавая свою «Историю государства Российского».
- Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников.
- Русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник. Грибоедов известен как homo unius libri - писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России.
- Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
- Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой - флот .
- В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .
- В русском языке есть слова на Ы . Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
- Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво -, коротко -).
- В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок .
- Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой .
- В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого ) и а- (авось ; устар. «а вось не повезет» ), образовавшимися от союзов и и а .
- До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
- В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического , в издании 2003 года - превысокомногорассмотрительствующий .
- Самые длинные глаголы - переосвидетельствоваться , субстанционализироваться и интернационализироваться (все - 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись - по 25 букв).
- Самые длинные существительные - человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами - по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
- Самые длинные одушевленные существительные - одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами - по 23 буквы).
- Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, - неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е , далеко не всегда фиксируемые словарем.
Оформление:
- плакаты,
- фонограммы с русскими народными песнями,
- плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.
(И.Тургенев)
“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
(А.Куприн)
1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.
2- ведущий:
Уважаемые любители русского языка!
На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.
ЗАДАНИЯ:
1. Решите шараду.
Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.
(Ведро – ведро).
2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?
(Еше – исчо).
3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?
(Неправильно).
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.
(Вопросительный знак).
5. Разместите буквы в правильном порядке.
Весна + рок = …(русский поэт),
Лик + пен = … (птица),
Том + вата = …(оружие),
Бар + соки = …(фрукт).
(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).
6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.
(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).
7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).
8. Решите шараду.
С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.
(Моль, боль, роль, соль).
9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).
10. Решите двойную шараду.
Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.
1. | 2. |
Слева направо:
1. Сооружение для постройки и ремонта судов.
2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.
Справа налево:
2. Часть лица.
1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.
Справа налево:
1. Код. - Доктор).
11. В каких словах по сто согласных?
(Стол, стог, стон).
12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на
Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.
13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
(Суббота).
14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?
(Коля – колья).
15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).
16. Что стоит посередине земли?
(Буква М).
17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.
(Всплеск, взгляд, встреча).
18. Отгадайте метаграмму:
С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.
19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
(Твое имя?).
20. Хитрые вопросы-шутки:
Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).
Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).
21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:
Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?
Сколько глаголов в этих строчках?
22. Решите анаграмму:
Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.
(Фара – арфа).
23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.
1) МЕ (…) ОЛАД (шок)
2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)
3) УТКО (…) ОРОГ (нос)
4) КАБ (…) ОШКО (лук)
5) С (…) ОКНО (тол)
6) ГА(…) АРОНЫ (мак)
1-й ведущий.
Уважаемые знатоки русского языка!
Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Сценарий внеклассного мероприятия
9 - 11 класс
«Праздник русского языка»
подготовила
классный руководитель 9 класса
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2012
Великое русское слово...
А.А. Ахматова
Задачи:
углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;
способствовать развитию интереса к родному языку;
воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
Оборудование:
1) плакаты с высказываниями о русском языке;
2) школьные газеты о русском языке;
3) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой
Подготовка:
1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;
2) выпуск газет о русском языке;
3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;
4) подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грамматических норм.
Ход праздника
Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!
Ведущий 2: А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Ведущий 1: Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое изучается в 7 классе.
Чтец: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ведущий 2: Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
Ведущий 1: Сколько замечательных слов сказано о русском языке.
1. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К.Паустовский)
2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский)
3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь)
4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)
5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.
(М. Горький)
6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький)
Ведущий 2: Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей! Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и себя.
На фоне музыки звучат стихи.
Ведущий 2: Мурат Паранук, адыгейский поэт
Чтец:
Лесным покоем,
Звоном речек
В моей душе запела Русь.
Горжусь ее певучей речью,
Ее поэзией горжусь.
Она к аульному подпаску
Пришла в холодное жилье,
Согрела лаской, шуткой, сказкой
Сиротство раннее мое.
Она передо мной открыла
Страницами бессмертных книг,
Щедра, легка, ширококрыла,
Неиссякаемый родник.
Открыла горцу и поэту,
Как жизнь любить,
Как мир беречь,
Благословенная вот эта,
Мне ставшая родною речь
Ведущий 1: Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:
Чтец:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык -
Я онемею.
Утратив русский -
Стану я глухой.
Ведущий 2: Ростислав Братунь, украинский поэт
Чтец:
Язык России я не в школе -
По книге Пушкина узнал.
Поэт свои мечты о воле
Еще мальцу мне завещал.
Храню я эту книгу свято:
По ней отец, простой мужик,
Учил любить родного брата -
Народ Руси, его язык.
Язык России я не в школе -
По книге Пушкина узнал,
Как правды знаменье и воли.
Порыв к тому, о чем мечтал.
Ведущий 1: А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер
Чтец:
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в план не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Ведущий 1: О языке народ сложил много пословиц и поговорок:
Язык до Киева доведет.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Язык говорит, а голова не ведает.
Язык голову кормит, он же и спину портит.
Язык мал: великим человеком шатает.
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет.
Языком болтай, а рукам воли не давай.
Языком не спеши, а делом не ленись.
Ведущий 2: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. Что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивавается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
Ведущий 1: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.
Ведущий 2: О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. М ы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Чтец
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки сухие всегда!
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идет -
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
«Не дело, мол, воду носить решетом!»
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят … (водой не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки, не надо! Ведь этим ты другу окажешь... (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут).
1.Валится из рук (не получается);
2.Голыми руками взять (легко, без усилий);
1.Клевать носом (засыпать);
2.Идти в ногу (согласованно);
1.Вставлять палки в колёса (мешать);
2.Давать слово (обещать);
1.В двух словах (сжато);
2.Бросать слова на ветер (обещать напрасно).
Ведущий 2: Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два ученика разыгрывают сценку.
Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.
Как живешь? - спрашиваю.
Нормально, - отвечает.
А с учебой как?
Нормально.
Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?
Нормально.
Вот так поговорили!
Ведущий 1: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе-шутке «Сотрудник института синонимов».
Сценку разыгрывают три ученика.
Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
А моя - Сидорчук, - сказал начальник ЖЭКа.
Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению...
Ну и что?
Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…
Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы...
Хотеть делать, желать, стремиться - это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить...
Но что я должен сотворить? Что? - взорвался Сидорчук.
Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место; не пятая спица в колеснице...
Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет. - Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.
А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать...»
Ведущий 2: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.
Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).
Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.
Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Сушествительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
Ведущий 1: А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей?
Ведущий 2: Послушайте анекдотическую историю о современном мнимом грамотее.
Сценку разыгрывают три ученика (рассказчик, неграмотный, грамотей).
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
Нет, не могу, нога болит, - ему ответил тот. - Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.
Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня мое письмо никто не разберет.
Ведущий 1: В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.
Группа «Руки вверх», песня «Студент».
Ты звонишь ей домой,
Когда меня рядом нет.
Скажи мне «да» или «нет»
И дай мне свой ответ.
П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц».
Я шоколадный заяц,
Я ласковый мерзавец
И сладкий на все сто…
Бутусов, «Песня идущего домой».
Я шел по мостовой,
Я шел по мокрым лужам,
По скользкой мостовой
Ногами снег утюжил.
группа «Корни»
Твои изумрудные брови
Колосятся под знаком луны...
Ведущий 1: Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
Ведущий 2: Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
Ведущий 1: Наша встреча подходит к завершению. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Литература
1. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008
2. Виноградов В.В. История русского литературного языка. - М., 1978
3. Дешнова М.А. Литературная норма и практика разговорной речи //РЯШ. - 1996 - №1
4. Копорский С.А. О культуре языка и речи молодёжи. // Русская речь. - 1991. - №1
Ведущие (мальчик и девочка):
— Привет, друзья!
— Хорошего дня!
— Мы приглашаем вас на праздник — Международный день родного языка.
— Но мы не будем рассказывать вам, как важно любить свой язык. Мы будем вместе с вами веселиться, соревноваться и просто петь.
Сценка «На уроке»
(7 человек)
(Заходит 1 ученик. Навстречу 2 ученик.)
1 — Привет! Почему ты вчера не был в школе?
2 — Мой старший брат заболел!
1 — А ты тут при чём?
2 — А я катался на его велике!
(Садятся на край сцены, заходят 3 ученик и 4 ученик.)
3 — Салют! А ты домашнее задание сделал?
4 — Нет, у меня папа в командировку уехал!
(Раскрывает тетрадь, 4 заглядывает.)
4 — Ого! Как красиво написано! Кто тебе сделал задание?
3 — Не знаю! Я вчера рано пошла спать!
(Садятся на край сцены. Заходят 5 и 6.)
5 — Здорово! Ты все выучил?
5 — Тогда будешь мне подсказывать!
6 — Не буду! Учитель говорит, когда подсказывают, оценка ниже на балл!
5 — Правильно! Ты подскажешь на 10, он поставит 9. А если ты не подскажешь, он поставит 2!
(Садятся. Заходит Учитель.)
Н.- Здравствуйте. Садитесь. И сидите тихо, чтобы я слышал, как муха пролетит!
(Учитель смотрит в журнал, ученики вращаются во все стороны, то выглядят. Наконец 1 не выдерживает.)
1 — Антон Антонович! Ну если вы уже вашу муху выпустите?
Н. (захлопвае журнал) — Какую муху? Ты опять не даёшь классу заниматься! Жаль, что ты так редко пропускаешь школу!
2 — А вы нам оценки за сочинение скажете?
Н. — Твоё сочинение слово в слово повторяет то, что написал в прошлом году твой старший брат.
2 — Ничего удивительного! У нас с ним сестра одна на двух!
Н. — А ты, Алина, скажи: как один человек может сделать столько ошибок?
3 — Я не одна! Мы с мамой!
Н. — Ах, с мамой! Тогда пусть завтра в школу придёт твоя бабушка! Я покажу ей, какие ошибки делает её дочь в твоих тетрадях! Начнём урок!
Слава, сколько ты знаешь частей света?
6 (подсказывает) — Пять!
5 (смотрит на соседа, тот показывает на пальцах) — Пять!
Н. — Пять? Перечисли, пожалуйста.
5 — Один, два, три, четыре, пять!
Н. (машет рукой) — Садись, гений! Саша, где находится Панамский канал?
4 — Не знаю! В нашем телевизоре такого нет!
Н. — И откуда вы все взялись на мою голову!
1 — Меня Аист принёс.
2 — Меня в магазине купили.
3 — Меня в капусте нашли.
4 — А меня из интернета скачали.
(Звенит звонок. Все уходят.)
Сценка «Вот так списков»
(3 ученика)
(Выходят на сцену две девочки.)
1 д.- Вот какие ученики бывают! Хорошо, что в нашем классе таких нет! (Садится за парту, достаёт тетрадь.) Вот скажи, тебе нравится ходить в школу?
2 д.- Очень нравится! (Садится за парту, достаёт тетрадь). И в школу ходить нравится, и из школы ходить нравится! Но между приходом и уходом столько времени теряется!
(Девочки пишут в тетрадях. Выходит парень.)
Юноши. — Как хорошо, что в школе есть перерывы! Правда, кое-кто и на перемене то пишет. Девочки, вы что пишете?
1 д. — Сочинение.
2 дв. — Как я провела каникулы.
Юноши. — Дайте списать!
1 д. — Сам напиши!
2 дв. — У тебя же были каникулы?
Юноши. — Я все каникулы дома математикой занимался! Ну, дайте списать.
1 д. — Ладно, списывай!
2 дв. — Хорошо, списывай!
(Встают, отходят на край сцены. Мальчик начинает списывать то с одной, то с другой тетради.)
1 д. — Я на каникулах была в Египте!
2 дв. — Круто! А я была на севере, видела Ледовитый океан.
1 д. — Ой, как интересно!
Юноши. (заканчивает писать, отдаёт тетради) — Спасибо, девушки! Я вам сейчас зачитаю, что получилось!
(Читает сочинение.)
Как я провёл каникулы
Мы с папой на каникулах летали в Египет. Это на севере, за Полярным кругом.
Я взял с собой маску и ласты, чтобы плавать в море, а также валенки, шубу, шапку и рукавицы, чтобы не мёрзнуть.
В Египте повсюду необъятные пустыни, белые от снега. Посреди пустыни я видел пирамиды. А неподалёку белый медведь ловил в проруби рыбу. Мы катались на верблюдах и северных оленях, ели финики и дикую морошка.
Жили мы на берегу Белого моря, а купаться ходили на берег Красного моря. Я стал коричневый, как шоколадка, только уши чуть не отморозил.
На следующий год я снова хочу поехать в Египет, чтобы добыть моржа!
1 д. — Молодец!
2 дв. — Десятку получишь!
(Втроём уходят за сцену.)
Конкурс среди учащихся третьего класса
2 тур — найти части поговорок и объяснить смысл;
3 тур — перевести слова с английского на русский и наоборот.
Песня-танец «Чучело»
Вручение подарка
— А я из всех школьных предметов наиболее люблю звонок!
— И я тоже!
— Заканчиваются уроки, мы возвращаемся домой.
— А дома нас уже ждут родители.
Сценка «После школы»
(8 человек)
(Выходит 1 мама, подметает пол. Выходит 1 дочь, идёт к маме.)
1 дочь — Привет, мама!
1 мама — Привет. Как дела в школе?
1 дочь — Хорошо!
1 мама — Покажи дневник!
1 дочь — Нечего смотреть, там всего одна двойка!
1 мама (хватается за сердце) — Всего одна?!
1 дочь — Да не волнуйся так! Завтра принесу!
1 сын — Привет, папа!
1 папа — Привет! Как успехи?
1 сын — Папа, а слабо тебе расписаться с закрытыми глазами?
1 папа — Расписаться?
1 сын — Ага!
1 папа — С закрытыми глазами.
1 сын — Вот-вот!
1 папа — Без проблем!
1 сын — Тогда сделай это в моём дневнике.
(Сзади закрывает руками глаза, папа расписывается, тогда сын хочет выхватить дневник, но папа прижимает руками, смотрит.)
1 папа — Опять два! Ну что нужно сделать, чтобы ты перестал приносить двойки?
1 сын — Поговори с учителем, пусть перестанет вызывать меня к доске!
(Выходят 2 мама и 2 сын, мама с зеркалом, красит губы.)
2 сын — Мама, скажи, это справедливо? Человек ничего не сделал, а его наказали!
2 мама — Наверное, несправедливо. Но расскажи, в чём было дело?
2 сын — Учительница спросила, что я сделал дома по математике. А я ничего не сделал!
2 мама — А к доске тебя сегодня вызывали?
2 сын — Ага. А завтра вызывают тебя!
(Раздосадованный 2 папа и 2 дочь.)
2 папа — Ты опять пропустила школу! Я хочу знать, почему!
2 дочь — У учительницы был праздник, день рождения. Я дала ей от меня отдохнуть!
2 папа — Я хочу знать, если ты исправишь свои оценки!
2 дочь — Как только учительница оставит журнал без присмотра!
2 дочь — Есть хорошая новость! За учебники в следующем году платить не надо!
2 папа — Почему это?
2 дочь — Похоже, что в следующем году я снова пойду в третий класс!
— Вот такой он, родной язык! Красивый и благозвучный, остроумный и весёлый!
— А лучше красота нашего языка раскрывается в песнях.
Финальную песню - поём вместе.
Звучит Начало 1концерта для фортепиано П.И.Чайковского
Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни и тех, кто увлекается русским языком и русской литературой. Сегодня праздник русского языка! Итак, начинаем!
1 ведущий: В те времена славянские народы
В язычестве жестоком пребывали. Ученья правды, веры и свободы Во тьме невежества они не знали.
(Входят учащиеся, исполняющие роли братьев Мефодия и Кирилла)
2 ведущий: Славян святые братья просветили.
Мефодий и Кирилл творили письмена, И азбуку народам подарили, И светом озарили времена.
(Звучит гимн сев. братьям Кириллу и Мефодию)
1 ведущий: Искусно предки книги украшали
Камнями, позолотой и эмалью. И, словно драгоценные венцы. Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой.
2 ведущий: Что ж в этих книгах? Тайны мирозданья,
Мефодий Мой брат Кирилл,
Я вспомнил сон твой вещий.
Тебе явилась дева
Чудной красоты.
(Появляется София)
Кирилл : Средь множества красавиц при дворе
Ее я выбрал…
(Берет ее за руку)
Кто ты? Какое имя Бог дал тебе?
София : София – Премудрость Божия.
Так нарекли меня.
А ты служить мне будешь?
Кирилл: Всегда готов я мудрости служить. Так будь же ты царицею над нами.
(Сажает царицу Софию на трон, братья кланяются и становятся по обе стороны трона. Звучит музыка)
София: Прошло уж много лет.
Как дали грамоту славянам.
Но их сердца разумнее ли стали?
Ведь мудрость сердца ценится пред Богом
Дороже знания законов и паук
Кирилл : Царица София! Открыла
Ты мудрость Божию нам.
Небесной красою сияет
Твой дивный лазурный храм.
Уже пролетели столетья,
Вот подданные твои, .(показывает на зрителей в зале)
София : (зрителям)
Теперь поскорее ответьте.
Какими же стали вы?
Умножились Ваши знанья?
И мудрыми стали сердца?
Есть ли в них состраданье
Верность любви до конца?
Учащиеся читают стихи о русском языке
Устная речь
Гаснет устная словесность,
разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса
Сот ни слов, родных и метких.
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях
Ты их выпусти оттуда.
В быт обыденный верни.
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
B.Шефнер
Сценка об омофонах "Несуразные вещи" . (Показывается во время подготовки команд).
– Здравствуй!
– Привет!
– Что это ты несешь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…
– Что не сумел?
– Отстань.
– Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?
– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
– Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится значит.
– Вот оно что…
– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– И ничего, симпатичная?
– Красивая! Зеленая такая.
– То есть как?
– Зеленого цвета.
– Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
– У кого волосы?
– Да у Тамарки-то.
– Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…
– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
– Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.
– Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя…
– Да! Стой, стой!
– Ну, что еще?
– Привет передавай.
– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство.
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю; «Век. От века Вековать
Век доживать. Бог сыну не дал веку
Век заедать, иск заживать чужой.. »
В словах звучат укор, и гне, и совесть….
Нет, не словарь лежит передо мной.
А древняя рассыпанная повесть.
С ЯМаршак
Мужество
Мы знаем. что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь.
Не горько остаться без крова, –
И мы сохранил; тебя, русская речь,
Великое русское слово
Свободным и чистым тебя пронесем,
И звукам дадим, и от плена спасем,
А. А. Ахматова
РУССКИЙ ЯЗЫК
(Стихотворение в прозе)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Мог ли предположить Тургенев, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин»?
(Сценка в исполнении ученика и ученицы.)
– Димка, ну че, прочитал?
– Прочитал.
– Прикольно или стремно?
– Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану.
Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину
не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».
– Вот лох!
– А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
– Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега… Короче.., А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.
– Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Александра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:
Кто б ни был ты, о мой читатель
Друг, недруг, я хочу с гобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах безбрежных.
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов.
Живых картин, иль острых слов.
Иль грамматических ошибок,
Дай Бог. чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты.
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя б крупицу мог найти,
За сим расстанемся, прости!
1 –й ведущий . Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов>>.А в доказательство того, что не все потеряно, звучат стихи наших учеников, написанные на русском языке (учащиеся читают свои стихотворения)
Игра со зрителями
Подбери синонимы
К фразеологизмам, которые читает ведущий, нужно подобрать синонимы -фразеологические обороты. Кот наплакал — с гулькин нос, с мизинец, капая в море негусто, всего ничего, по пальцам пересчитать, раз – два и обчёлся
Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта в мгновение ока. раз-два и готово, не успеешь моргнуть.
В тот же миг — сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мгновению волшебной палочки, по щучье.»} велению.
Видимо - невидимо – тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавлял-:, пруд -пруди. как собак нерезаных, конца края нет.
Кто быстрее?
Назвать устойчивые выражения, в которых встречаются слова
Голова – морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.. человек с головой
Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там, ног под собой не чувствовать.
Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…
Нос – задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру.
ведущий Века прошли с тех давних пор.
Как грамота дана славянам.
И, поборов невежества позор.
Они равны всем просвещенным странам.
Кто ж людям истину открыл?
Святой Мефодий и святой Кирилл!
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.
Наш дар бессмертный – речь.