Что такое царствие небесное. Царствие божие внутрь вас есть. Прп. Амвросий Оптинский

1. Что такое Царство Божие?

Царство есть то место, где правит Царь. Царство Божие везде, где Бог управляет жизнями Своих подданных. Царство Божие невидимо, ибо невидим Бог. Это духовное царство, которое нельзя видеть обычным образом. Иисус Христос сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17.21).

В Молитве Господней Иисус дал нам такие слова для обращения к Богу: «Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф 6.10). Эта молитва показывает приоритет, который Иисус отдает Царству Божьему. Можно ли сказать, что Царство Божие установится на земле тогда, когда воля Божья будет выполняться здесь так же, как на небесах, когда видимый мир будет точно отражать невидимый? Думаю, что можно. В Царстве Божием все подчиняется Божьей власти - мгновенно и без исключения. В видимом же мире существует противление воле Божьей.

Царство Божие вечно. Это место, в котором будут в конце концов пребывать христиане. Сейчас это Царство незримо присутствует вокруг нас и внутри нас. Там, где есть люди, которые прославляют Царя, там, где присутствует Дух Вечного Царя, там - Царство Божие.

2. Как войти в Царство?

Один из начальников иудейских по имени Никодим ночью пришел к Иисусу. Он жаждал учения, которое помогло бы ему найти Бога. Никодим стал праведным иудеем, благочестивым человеком, и все же он чувствовал неудовлетворенность своей жизнью. Он хотел войти в Царство Божие. Иисус ответил ему: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3.3). За этим последовало обсуждение с Никодимом того, что значит подобное второе «рождение свыше». Никодим хотел понять, как может пожилой человек вернуться в утробу своей матери и снова родиться. Иисус же заговорил не о рождении плоти. Он сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3.5).

Когда человек рождается первый раз - это природное рождение, происходящее от половой связи между мужчиной и женщиной. Второе рождение происходит, когда человек добровольно подчиняет свою жизнь Богу. Это случается, если кто-либо принимает жертвенную смерть Иисуса, очищающую от греха, делает Иисуса Господом своего духа и принимает в себя Духа Святого. Этот опыт столь глубок, что он равносилен второму рождению. С этим новым рождением дух человека создается заново и соединяется с Божьим Духом; человек, таким образом, становится способен иметь духовное зрение, необходимое, чтобы увидеть Царство Божие и войти в него.

Когда были сотворены Адам и Ева, они имели внутри себя духовное подобие зеркала, которое отражало образ Божий. Поэтому они могли видеть Царство и естественным образом знать духовные предметы. С началом греха это зеркало и образ Божий внутри человека затемнились.

Когда человек рождается заново, это зеркало очищается и проясняется, и человек снова может видеть Бога и Его Царство. Такой человек может войти в Царство Божие и стать его частью. Но это Царство - только для духовных людей: оно не для тех, кто остается чувственным, или плотским, или природным человеком. Апостол Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор 2.14).

Таким образом, войти в Царствие можно только через новое рождение в Духе Божием.

3. Что является величайшей добродетелью в Царстве Божием?

Если гордыня является величайшим грехом - а она им является, - то величайшей добродетелью должно быть смирение (2 Пар 7.14; Иак 4.10). Именно смирение позволяет мне признать, что моя жизнь принадлежит Богу, что я подверженное ошибкам создание и что Бог есть Господь вселенной. Именно смирение говорит: «Я грешник и нуждаюсь в спасении». Смирение есть начало мудрости (см. Притч 22.4). Истины Царства воспринимаются только теми, кто смиренен. Никто из гордых никогда не получит ничего от Бога, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4.6).

Те, кто смиренен, получают благоволение Божие, и им открываются тайны Царства, ибо они приходят как нищие. Иисус Христос сказал: «Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5.3). Нищий духом - это не гордый и не богатый человек. Он протягивает свои руки со словами: «Я беден. Я в нужде. Я нуждаюсь в помощи». Именно такой человек получает что-либо от Господа.

4. Что является величайшим грехом в Царстве Божием?

Величайшим грехом является гордыня - и этому есть ряд причин (см. Пс 58.13; Прит 8.13; 16.18; 29.23). Во-первых, гордыня была основным грехом сатаны, когда он пал. Гордыня говорит: «Я могу сделать это лучше, чем Бог» - и сатана думал, что он справится с управлением вселенной лучше, чем Бог! Во-вторых, гордыня с неизбежностью ведет к греху бунта. Осуществляя в своей гордыне свои планы в отношении собственной жизни и жизней тех, кто нас окружает, мы неизбежно вступаем в конфликт с Божественным планом. Вот почему в Библии говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4.6).

Невозможно быть нейтральным в Царстве Божием. Вы либо за Иисуса, либо против Него. Если вы горды, то вы автоматически оказываетесь против Него, ибо ваша жизнь не будет отдана Ему и всему тому, что Он хочет совершить. На каждом шаге своего пути вы будете бороться с Ним.

Наконец, гордыня вызывает чувство самодостаточности, когда мы не желаем учиться чему-либо или принимать что-либо от Бога или человека. Иисус сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18.3). Дети доверчивы, они способны учиться. Дети все время задают вопросы. «Папочка, почему трава зеленая? Почему небо голубое, почему собаки лают?» Они все время хотят учиться.

Но коль скоро человек становится гордым, он говорит: «Это мое дело. Не командуйте мной». Человек, который думает, что он знает все, скорее всего ничему не сможет научиться. Но блага Царства Божия даются лишь тем, кто просит; если вы не просите, вы ничего не получите. Эта истина выявляется в имени Бога. Оно значит «Я есмь [Сущий]» (Исх 3.14). Я есмь - что? Ответ: Я есмь удовлетворение твоей нужды. Я есмь исцеление, мудрость, освящение, поддержка, победа и спасение. Его могущество в отношении Его слуг в чем-то подобно незаполненному чеку на предъявителя. Мы заполняем чек в соответствии со своей нуждой. Только когда вы поймете, что вы в нужде, вы можете действительно познать Бога. Бог частично раскрывает Себя нам каждый раз, когда Он удовлетворяет наши нужды.

Если мы не чувствуем себя в нужде, если мы полностью самонадеянны, то мы закрываем свою жизнь от Бога. Вот почему гордыня лишает нас всех благ Царствия. Гордыней мы грешим против Бога и против самих себя.

5. Какой закон Царства Божьего составляет основу всего индивидуального и общего развития?

Я называю этот закон «законом использования». В Евангелии от Матфея записано поучение Иисуса, известное как притча о талантах (талантом называлась денежная единица) (см. Мф 25.14-30). Иисус рассказал о богатом человеке, который собирался в путешествие. Перед отъездом он собрал своих рабов и дал одному из них пять талантов, другому два таланта и еще один получил только один талант - каждый в соответствии со своими способностями. Затем он сказал: «Владейте ими до моего возвращения».

Человек, у которого было пять талантов, пошел и занялся торговлей. Он рисковал. Он вкладывал деньги и превратил их в десять талантов. Человек с двумя талантами сделал то же самое. Он рисковал, торговал, вкладывал деньги, покупал, продавал, и он удвоил деньги своего господина.

Но человек, который получил один талант, был подозрителен. Он знал, что его господин - суровый человек, и не был уверен, будет ли он награжден, если усердно поработает. Он был не только недоверчив, но также эгоистичен и ленив. Избегая риска и беспокойства, он взял талант и зарыл его в землю.

Когда хозяин вернулся, он призвал своих рабов и спросил с них отчет о том, как они использовали свои таланты. Первые два за свое усердие получили похвалу и вознаграждение.

Затем подошел тот, у кого был один талант. По существу, он сказал так: «Я ничего не потерял. Вот тебе обратно твои деньги». Его хозяин пришел в ярость. «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать мои деньги торгующим, и пришед я получил бы мое с прибылью». Поэтому он отобрал у него деньги и отдал человеку, у которого было десять талантов.

Когда Иисус рассказал эту историю, многие в толпе изумились, потому что окончание истории показалось им очень несправедливым: отобрать у человека единственный талант и отдать тому, у кого есть десять. Иисус твердо объявил этот закон Царства: «Всякому имеющему дастся... а у не имеющего отнимается и то, что имеет» (Мф 25.29). Иными словами, если вы используете то, что вам дано, вы получите больше. Если же вы не используете данное вам, то потеряете даже то, что, как вы думаете, у вас есть.

Физическая сфера иллюстрирует ту же истину. Если вы регулярно упражняете свои мышцы, то они будут расти и укрепляться. У вас будут мощные мускулы, большая выносливость и ловкость. Это правило действует в беге, плавании, поднятии тяжестей, футболе, в любых физических упражнениях. Каждая ступень деятельности открывает вам новую перспективу с благоприятными возможностями. Если же вы привяжете свою руку к туловищу на пять или шесть месяцев, то окажется, что вы не сумеете даже нормально пользоваться ею. Ее мышцы не будут действовать, и вы лишь с трудом сможете поднять этой рукой чашку кофе.

Закон использования применим также к интеллектуальным занятиям. Один уровень знаний подводит к овладению следующим. Если знание используется, то становится возможным большее знание. Изучающий биологию становится студентом-медиком. Студент-медик становится практикантом в больнице. Практикант становится врачом при больнице. Врач при больнице становится специалистом. Специалист может приобрести всемирную известность, если он использует свое возрастающее мастерство.

Предположим, у вас есть возможность побывать в Палестине. Вы поехали, все внимательно посмотрели, возможно, потрогали. И в память о поездке какой бы вы сувенир привезли? На мой взгляд, лучшим таким сувениром стало бы горчичное семя.

Иисус говорит: «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю есть меньше всех семян на земле; А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так-что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4:30-32).

Какова природа этого Царства Небесного? «Царствие Божье внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). Нам не совсем понятна эта мысль. Как это Царствие Божье может быть внутрь нас? Ведь фраза «внутрь нас» – нам указывает на направление, но не на место. «Внутрь» – это направление движения. А Христос говорит о месте нахождения Царства Божьего. И поэтому некоторые могут подумать, что Иисус имеет ввиду, что Царство Божье «внутри» нас есть. Можно ли так интерпретировать слова Христа? «Внутрь и внутри» – это одно и то же или нет?

Другие переводы говорят, что Царство Божье «среди нас есть». Это мы видим в переводе, сделанным, например, Русским Библейским Обществом. «Среди нас есть» — этот перевод более точнее передает смысл греческого текста.

Обратив внимание на контекст, мы видим, что данный перевод не противоречит общему контексту. В 17 главе Евангелия от Луки во 22 и 23 текстах говорится следующее: «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете увидеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь…» . Обратите внимание на повторение фразы: «Вот здесь, или вот там…». Эти слова используются для обозначения Царствия Божьего. Ведь до этого уже использовалась фраза «Вот здесь и вот там… » в Лк. 17 главе 21 стихе. Эти слова сначала он использует для описания Царства Божьего, но в следующем предложении Лука использует эти же слова для описания того, что не увидят Сына Человеческого. Какой можно сделать вывод?

Царствие Божье – это то место, где находится Царь царей и Господь господствующих. Царствие Божье – это то место, где находится Сын Человеческий. Лука говорит Царствие Божье среди вас, хотя вы видите и не замечаете. Это происходит потому, что Я, как царь, как Владыка нахожусь среди вас – здесь. Физически вы Меня не увидите, но Он оставил нам обетование: «Се я с вами во все дни до скончания века». Царствие Божье таким образом представляет собою группу людей, Царем, Владыкой которой является Сын Человеческий – Господь Иисус Христос.

В Евангелии от Матфея 21:41-46 текстах говорится следующее: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка».

Обратите внимание на следующие слова: «Царствие Божье отнимется от вас…». У вас – это у кого? По контексту мы видим, что фарисеи и первосвященники поняли, что Он о них говорит. То есть мы видим, что Царствие Божье будет отнято у вождей и будет передано другому народу. Здесь Царствие Божье представлено как общество людей. Эти люди живут на земле. И они призваны приносить добрые плоды. То есть жить в соответствии с волей Царя, который правит этим царством. Из истории мы видим, что именно так и произошло. Управление было отнято от первосвященников и отдано другим.

Таким образом, народ Божий, представляющий Бога на земле представляет собой группу людей, повинующихся гласу Царя. Это те, которые живут по законам Царствия, по законам Божьим. Люди этого Царства учат других законам Божьим.

Итак, что же такое Царствие Божье, по мнению Иисуса Христа? Царствие Божье – это сообщество, народ Божий, живущий на земле, соблюдая Его заповеди и проповедуя это Царствие другим людям. Не только в узком кругу людей, а на всей территории, по всему миру.

Размер горчичного зерна - полтора миллиметра. Иногда бывает оно чуть больше или чуть меньше. Но по сравнению с другими зернами оно очень маленькое.

Господь берет и сеет зерно в сердца людей. В этой притче человек представляет собой Господа и Царя всего.

Вот отрывок из произведения Льва Толстого «Липунюшка»:

«Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит: «Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес; а теперь с кем я пошлю?». Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..». А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?». А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке…».

Откуда появился мальчик в этой истории? Он вывелся. Таким образом только в сказках могут появляться дети.

А Царство Бога на земле не могло зародиться само собою. Царство Божье не получилось случайно, потому что Господь является родоначальником этого царства, строителем. Он взял инициативу в свои руки. Несмотря на то, что мы в лице прародителей ушли от Него, согрешили против Него, Он не оставил нас на погибель. Он пришел и начал Свою проповедь следующими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божье!» Он взял и насадил это семя. Он пришел и совершил великий труд, великий труд спасения. Здесь на земле, ради всех нас. Здесь и начинается Царствие – Царствие Божье. Труд – это Божье действие.

Что Еще сказано о горчичном зерне? Человек взял его и посеял на поле своем. Так это звучит у Матфея. У Луки сказано, что «Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его» (Лк.13:19).

Горчичное семя - не дикое растение. Семя высажено на участке, который постоянно обрабатывается, за ним постоянно ухаживают. Этот участок Богу принадлежит. Не важно, что действия происходят в Божьем саду или на Божьем поле. Здесь Он может ухаживать за посеянным семечком и смотреть, чтобы оно хорошо росло.

Второй момент - зерно высажено в особую почву. Приготовленную. Можно вспомнить притчу о сеятеле. Он идет и бросает семя. Но семена падают на разную почву. Одно падает при дороге, другое на каменистые места, иное в тернии. И только четвертая часть семян попадает на добрую почву.

Здесь представлена картина приготовленной земли. На этой земле уже работали. Мало того, на этой земле и дальше продолжают работать, когда семя растет и находится в процессе роста. Бог не только стал родоначальником и создателем. Он не только работал над тем, чтобы семя появилось на земле и проросло. Он поместил его в Своем саду. Он поместил его в особом месте, где семя сможет полноценно вырасти. Это Он делает для того, чтобы продолжать за ним ухаживать и проявлять за ним заботу.

«Хотя оно меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом» (Мф.13:22, РБО). Действительно ли горчичное зернышко самое маленькое? Знаете ли вы какие-нибудь другие семена, которые, возможно меньше этого семени?

Это может быть маковое зернышко, либо кипарисовое. Горчичное семя – это самое маленькое семя, которое высаживают палестинские земледельцы.

В иудейской литературе, Талмуде горчичное семя часто обозначает что-либо маленькое.

Семя растет. У Матфея сказано: «Становится деревом». У Марка: «Пускает большие ветви». У Луки: «Стало большим деревом». В плодородной почве Иордана черная горчица становится в высоту от 1 м 80 см до 4 м 50 см. До таких размеров она вырастает за один сезон. Если сравнивать скорость роста с ячменем или пшеницей, то горчичное зерно растет значительно быстрее. Таким образом, Христос показывает не только идею роста семени, но и идею скорости, с которой это семя растет.

В Мф. 13:32 сказано: «прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Что означает эта фраза?

В Палестине щеглы и коноплянки очень часто сидят на ветвях, наслаждаются покоем на горчичном дереве и едят его плоды. Эта картина обычная и понятная для той местности.

Что это может значить в духовном контексте, в духовном понимании этой детали? Где в Библии мы можем увидеть подобные образы? Когда на дереве гнездятся и питаются птицы и что это означает?

В Иез. 31:1-6 сказано: «В одиннадцатом году, в третьем [месяце], в первый день месяца, было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его: кому ты равняешь себя в величии твоем? Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревам полевым. От того высота его превысила все дерева полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы».

Под одним деревом многочисленные народы жить не могут. Вторая фраза в этих стихах объясняет первую. Вот эти птицы, которые гнездятся в ветвях – это различные многочисленные народы. И тоже самое было сказано в отношении Иудеев.

В Иез. 17:23-24 говорится: «На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю».

И именно это место, в соответствии с общебиблейским контекстом значения птиц в ветвях дерева, в Иудаизме понималось, что языческие народы придут под сень Израиля и обретут благословения в служении Господу. Присоединятся к Царствию Божьему.

Таким образом, в этой притчи мы находим, что Иисус Христос добавляет еще один важный момент. А именно: В Царствие Божье войдут представители многих разных многочисленных народов.

Итак, давайте повторим. Каким образом начинается царствие Божье? Оно начинается с Божьего действия. Господь берет и высаживает семя. Он совершает спасительное действие и создает это царствие.

Высаживает где? На поле своем или в саду своем. Он помещает его на защищенное приготовленное место, где будет дальше продолжать о нем заботиться. Дальше мы узнаем, что Господь желает нам показать необыкновенный рост от маленького семени до большого ветвистого дерева. Потом Христос желает нам показать и быстроту роста этого горчичного семени. Это говорит, что Царствие Божье в контексте проповеди евангелия будет очень и очень быстро распространяться. Он также хочет показать, что в это Царствие войдут многие разные народы.

Эта притча является по своей природе пророчеством. Исполнилось ли это пророчество? Многие идеологи, философы, многие религиозные и политические вожди считали, что именно учение каждого из них разрастется, распространится и станет больше других. Но только Иисус Христос смог сделать это.

Кого на земле больше всего сегодня в религиозном мире? Христиан. Это факт. Царство выросло из небольшого маленького семени и стало больше всех других. Это пророчество стало исполняться еще в дни апостолов. В Деян. 1:8 сказано о направлениях, в которых разрасталось это царство Божие: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Начинается откуда? Из Иерусалима. Иисус говорил, что спасение «от Иудеев». Дальше распространяется где? По всей Иудее. А потом? Распространяется по Самарии и даже до края земли.

Здесь записана программа, по которой распространяется весть евангелия. Весть о Царстве Божьем.

В Деян. 6:7 говорится следующее: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» . Со слов учеников мы видим, что слово Божье росло и очень сильно умножалось и распространялось. «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян.12:24). В Деян. 13 Дух Святой посылает на миссионерское путешествие по Европейской территории.

В Деян. 19: 18-20 говорится: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» .

Эта притча исполнилась в человеческой истории. Царствие Божье, которое провозгласил Иисус Христос с небольшого количества, быстро распространилось на обширные территории, и продолжает свой рост и свое распространение и сегодня.

Что способствует этому росту? Что нужно, чтобы Царствие Божье росло, без остановок, распространялось и превратилось в большое и огромное дерево?

Нужна работа. Христос взял и посадил семя в саду Своем, на поле Своем. Усилия нужны и действия нужны. Нужен нелегкий труд.

В Мк. 6:30-31 описывается усердие учеников: «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда».

Настолько усердным и интенсивным был их труд, что им даже есть, было некогда. Они трудились день и ночь не покладая рук. Чтобы Царство Небесное росло и распространялось, необходимо усердно трудиться.

Трудимся ли мы лично для роста Горчичного зерна? На какие жертвы мы готовы пойти, чтобы пророчество Иисуса Христа продолжало исполняться? Каково горчичное дерево в нашем саду?

Давайте подобно Христу, подобно апостолам сделаем со своей стороны все, чтобы радость познания Божьей любви обрели еще многие.

Евгений Бабаков

Иллюстрация

Комментарии (5):

  • Эдуард

    Царствие Божие внутрь вас есть — к этому нечего прибавить, внутрь,не среди вас,не между вас,всё остальное словоблудие о лукавого и ума убогого и ленивого.Ищи внутри себя.Точнее и сказать не возможно.Остановись на мгновение,замри снаружи и обрати взор внутрь себя и увидишь,как умишко суетливый идейки и вопросики беспокойные задаёт,замри,не отвечай и увидишь царствие божие внутри!


  • Юрий Тимошенко

    Царство Бога – иными словами есть Царство Истины. Царство Божье внутри вас – зерно Истины, посеянное Иисусом в сердца внимающих Его Слову. Это зерно, даже будучи малым, как горчичное семя, способно принести богатые плоды и совершить много полезного для человека и его окружающих. «17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).


  • Людмила

    Да конечно.но всё-таки Иисус пришёл и показал совсем другого бога.резко отличающегося от ветхозаветного.хотя 10 заповедей говорили тоже что и Иисус. Но на деле все духовника ветхо заветного времени преподносили законы бога не удобоносимыми. Может поэтому и распространен был грех? Хотя и сейчас его не меньше стало а может даже больше. И всё-таки Иисус показал другой характер бога. Можно сказать другого бога.за что и был распят. что и тогда и сейчас с трудом воспринимаетя новозаветный бог. Любящий со страдающий. Готов помочь. Открыл законы бытия. не делящий на овец и козлов.придите ко мне все.кто?труждающие и бремененные.чем. Проблемами.грехами. Не справедливостью. болезнями.и т.д. и я помогу вам. Чем открою вам не обьятное.что.куча примеров в жизни Иисуса. Он показал все возможности человека.он сказал что делаю я и вы это можете. Скажи горе сей.хороший совет. Только поверь.. А вот это и было покрыто от человечества. Так даваите следовать за Иисусом а не за церквями. В которых сидят фарисеи и саддукеи.и закрывают слово бога..Иисус не открывал церкви он открыл бога.его характер его любовь к человеку. К человечеству в целом. Разве не так.?


  • По делу

    Царство Божие там где Бог управляет.Чего Бог достигает своим управлением?Максимальной общественно полезности.Посему и в ком больше царства Бога больше и общественно полезности.Как достигается общественно полезность?Не просто послушанием Богу(это полумера), а пониманием в чём общественно полезность Его воли и как это касается вас.Общественно полезность не может быть ни фанатична ни допускающая ценность догм.


  • Максим Балаклицкий

    Людмила, спасибо за комментарий. Давайте рассмотрим Ваши основные аргументы.

    Для начала мне непонятно, почему Вы, призывая

    даваите следовать за Иисусом а не за церквями.

    Пишете слово «бог» с маленькой буквы. Если Бога нет (а такое написание в русскоязычной среде практикуют атеисты), то какой смысл в нашей беседе? Если же Вы доверяете Библии, то она говорит о Боге как о личности, и заглавная буква здесь будет полностью кстати.

    Иисус пришёл и показал совсем другого бога.резко отличающегося от ветхозаветного.

    Если это даже и так (хотя лично я в этом сомневаюсь), то как это объяснить? Богов два? Или Бог один и тот же, а Иисус показал другие Его стороны и черты характера? Если другие, зачем?

    Но на деле все духовника ветхо заветного времени преподносили законы бога не удобоносимыми.

    Так уж и все? Это ж смотря чьи интересы исполнение той или иной заповеди защищает. Например, заповедь против изнасилований (Втор.22:23-29) защищает интересы потенциальной жертвы нападения или совращения. Для насильника и развратника это неудобоносимые ограничения. Но я подозреваю, что Вы бы хотели жить в обществе, где потенциальные насильники несут эти неудобоносимые заповеди, не смея напасть на Вас. И так во всех случаях: Закон Божий ограничивает эгоизм сильных, защищая права слабых. Пока мы себя считаем сильными, Закон кажется помехой. Как только наши интересы оказываются под угрозой, мы начинаем быть убежденными сторонниками строжайшего соблюдения правил, которые наши интересы защищают. Это работает как с людьми, так и с Богом. Его интересы также постоянно нарушаются людьми.

    Какие заповеди отменил Иисус? Своей смертью Он упразднил иерусалимский Храм, чтобы открыть нам Храм Небесный (Евр.8-9). Даже ритуальные, церемониальные заповеди сегодня нам нужно изучать, чтобы понимать, что сегодня для нашего спасения делает Иисус как наш Первосвященик Небесного Храма. А остальные заповеди Закона Моисеева - моральные, социальные, политические, гигиенические, экологические и пр. - и подавно важны и актуальны, потому что ограничивают человеческий эгоизм, самодурство и глупость.

    тогда и сейчас с трудом воспринимаетя новозаветный бог. Любящий со страдающий. Готов помочь.

    Всё наоборот: иудаизм является национальной религией, а христианство - всемирной и самой распространенной и быстрорастущей.

    Открыл законы бытия.

    А разве библейская книга Бытие эти законы не раскрывает? А книга Исход, Левит, Числа, Второзаконие? А остальные книги Библии?

    не делящий на овец и козлов.

    А разве Бог еврейского Писания людей дискриминировал?

    Исаия 2
    1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
    2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
    3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
    4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

    Ис.56:6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,
    7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
    8 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других.

    А что говорит Иисус об овцах и козлах?

    Мф.25:31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
    32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
    33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
    46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

    Кого Иисус называл Сыном Человеческим? Себя. Именно Он обещает нам поделить людей на овец и козлов и дать этим двум группам совершенно противоположную судьбу.

    придите ко мне все.кто?труждающие и бремененные.чем. Проблемами.грехами. Не справедливостью. болезнями.и т.д. и я помогу вам.

    Где, когда, кому и на каком языке это сказал Иисус? К слушающим Его евреям, дело было в Галилее, говорил Он на Своем родном арамейском языке. Язычников среди Его последователей никогда не было. Все неевреи узнавали о Нем от других евреев и были подготовлены к слушанию Его учения либо посещением синагоги (Капернаумский сотник), либо общением с евреями (сирофиникиянка).

    Ис.65:2 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, —
    3 к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках,
    4 сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него;
    5 который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они — дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день.
    6 Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их
    7 беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.

    К кому, когда и на каком языке обращался с этими словами израильский Бог? Его пророк здесь говорит на иврите к иерусалимлянам, предвещая вавилонский плен и разрушение Храма.

    Чтобы услышать библейского Бога, надо войти в общение с Его народом. По-другому никак. А вести одинаковые.

    открою вам не обьятное.что.куча примеров в жизни Иисуса.

    Это цитата из слов не Иисуса, а еврейского пророка Иеремии:

    Иер.33:3 воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.

    Он показал все возможности человека.он сказал что делаю я и вы это можете. Скажи горе сей.хороший совет. Только поверь..

    А разве Моисей и пророки мало говорят о вере? Разве в их книгах мало примеров ответов на молитвы, исцелений и т.д.? Открываем Новый завет:

    Евр.11:32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
    33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
    34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
    35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
    36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
    37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
    38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

    Вера находится в сердце еврейской Библии - это утверждает новозаветный автор.

    Теперь о прыгающей в море горе?. Вы много гор переместили? А знаете тех, кто переместил? Правильно, таковых перемещений никогда не было. Читайте весь отрывок:

    От Матфея 21
    21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
    22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
    23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

    Иисус говорит ученикам об этой - храмовой горе Сион. Проповедь апостолов после смерти и воскресения Иисуса должна была «потопить» Храм - подорвать его богословское значение для иудео-христиан, подготовить их к окончательному разрушению Храма римлянами в 70 году н.э. Только эту гору ученики Иисуса и «сдвинули с места». И никаких других.

    А вот это и было покрыто от человечества.

    Если и было сокрыто, то только для нежелающих вникать в Библию. В 9 главе пророка Даниила четко сказано, что после вавилонского плена Храм будет восстановлен, затем придет Мессия, и земной Храм будет разрушен вскоре после жертвенной смерти Мессии. Разрушен теперь уже навсегда.

    Так даваите следовать за Иисусом а не за церквями. В которых сидят фарисеи и саддукеи.и закрывают слово бога..Иисус не открывал церкви он открыл бога.его характер его любовь к человеку. К человечеству в целом. Разве не так.?

    Что конкретно Вы имеете в виду? А как узнать об Иисусе и Его учении, если не от какой-нибудь церкви? Нет, ну еще путь есть - пойти в синагогу и изучать то Писание, которое Сам Иисус советовал исследовать - Моисея и пророков, говоря, что они пишут о Нем:

    Иоан.5:39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

    Но и в церкви, и в синагоге надо будет еще постараться, чтобы отличить то, что реально говорил и делал Иисус от человеческих мнений о Нем.

    Как это Иисус не открывал церкви? А кто?

    Мф.16:17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
    18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

    А (иудейские и христианские) «фарисеи» и «саддукеи», как я уже сказал, выполняют незаменимую функцию: копируют, сохраняют, распространяют, соблюдают, изучают и преподают Слово Божье. Преподают не идеально. Но никакой замены этим людям и их работе не существует.


Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.

Слово царство (евр. малхут ; греч. басилейа ) в библейских книгах имеет два значения: "правление царя" и "территория, подвластная царю". Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш : да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди) . У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом и не скажут: «вот оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Лк. 17:20-21  

Когда в очищенную покаянием душу снисходит Святой Дух, то в ней водворяется Царствие Божие, которое, по словам Господа, «внутрь вас есть» (Лк.17:21).

Как пишет Иоанн Златоуст:

«Найди дверь внутренней горницы души твоей, и ты увидишь, что это дверь в Царство Небесное».

Божие Царство характеризуется особым, светлым, блаженным, радостным состоянием души человека, не зависит от внешних условий жизни или состояния тела и является даром благодати Божией.

Про переживание святых, находящихся в Духе Святом, прп. Макарий Великий говорит так:

«Иногда бывают они обвеселены, как бы на царской вечере, и радуются радостью и веселием неизглаголанным. В иной час бывают, как невеста, Божественным покоем упокоеваемая в сообществе с Женихом своим. Иногда же, как бесплотные ангелы, находясь еще в теле, чувствуют в себе такую же легкость и окрыленность. Иногда же бывают как бы в упоении питием, возвеселяемые и упокоеваемые Духом в упоении Божественными духовными тайнами.

Но иногда как бы плачут и сетуют о роде человеческом и, молясь за целого Адама, проливают слезы и плачут, воспламеняемые духовною любовью к человечеству. Иногда такой радостью и любовью разжигает их Дух, что если бы можно было, вместили бы всякого человека в сердце своем, не отличая злого от доброго.

Иногда в смиренномудрии духа столько унижают себя перед всяким человеком, что почитают себя самыми последними и меньшими из всех.

Иногда душа упокоевается в некоем великом безмолвии, тишине и мире, пребывая в одном духовном удовольствии, в неизреченном упокоении и благоденствии. Иногда умудряется благодатию в уразумении чего-либо, в неизреченной мудрости, в ведении неиспытуемого Духа, чего невозможно рассказать языком и устами».

О таком же состоянии души, пребывающей в Духе Святом, говорит и современный нам подвижник – старец Силуан со Старого Афона:

«Когда Дух Святой исполнит всего человека сладостью любви Своей, тогда мир забыт совершенно и душа вся в неизреченной радости созерцает Бога; но когда душа снова вспомнит мир, тогда от любви Божией и жалости к человеку она плачет и молится за весь мир. Предавшись плачу и молитве за мир, порожденной любовью, душа от сладости Духа Святого снова может забыть мир и снова упокоевается в Боге; вспоминая же мир, опять в великой печали слезно молится, желая всем спасения».

Вот ощущения души, находящейся в Духе Святом. Эти ощущения и являются той особенностью, которая отличает пребывание души в Боге и в Его Царстве.
   Раскрытие в душе Царства Божия начинается еще здесь, на земле.

Прп. Макарий Великий говорит об этом так:

«Душа еще ныне приемлет в себе Царство Христово, упокоевается и озаряется вечным светом. Воскресение умерших душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет в оный день».

О том же пишет Симеон Новый Богослов:

«Корни Царства Небесного находятся здесь же, на земле. Поэтому если здесь еще, в настоящей жизни, не внидет в душу Христос и не воцарится в ней, то не оздоровеет она и нет ей надежды спасения: заключен для нее вход в Царство Небесное».

Очевидно, что глубина покаяния и смирения – непременное условие восхищения Царства Небесного, согласно словам Господа: «кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12).

О путях к Царству Небесному так пишет епископ Михаил Таврический:

«Благодатная жизнь неба открывается для нас по мере свободного просветления души. Делать душу и тело свое чистыми и святыми, возводить окружающую нас природу к ее совершеннейшим формам, просвещать всю сферу данной нам конкретной жизни, животворить ближних тем дыханием, которое мы сами получили свыше, передавать им ту радость, ту благодать, которая открылась в нас, отдавать им свою жизнь, чтобы она возродилась и зацвела в них, – короче, подражать Христу, апостолам, святителям и мученикам – вот самый верный и надлежащий путь к Царству «не от мира сего».

Верующий в то Царство входит в самое внутреннейшее общение с окружающими его людьми, хотя часто и неведомо для них. Не помимо их он ищет того неба, к которому призван, а в них же и через них же. Он идет к тому миру через деятельное общение с ближними мира этого, будь оно в сфере мысли, дела или невидимой молитвы и любви.

То, что может казаться уединением христианина, – только видимость. Он ближе к своим ближним, чем сами ближние между собой и к самим себе. Он не мечтает, а реально живет. Он сквозь ближних же, в их собственной глубине, видит просветленный чудный мир того Царства вечной красоты, жизни и гармонии, который всегда обнимает их, но в который они никак войти не могут, если будут неудержимо скользить по блестящей поверхности этого мира в развертывающийся перед ними ряд грандиозных внешних перспектив, забывая, что «Царство Божие внутрь вас есть"».

К этому следует добавить, что старец Алексий М. запрещал своим духовным детям стремиться при жизни к сладостным духовным переживаниям или думать о наследовании после смерти райских блаженств.
   Он завещал при жизни на земле стремиться лишь к полноте подражания Христу в Его смирении и кротости, в полноте самозабвения в служении ближним («да будет вам слугою» – Мф. 20:26-27) и к соучастию в Христовых скорбях, когда они будут посланы христианину Господом (Кол. 1:24).

Так же говорил и схимонах Зосима из Троице-Сергиевой Лавры:

«Кто желает Царства Небесного, тот богатства Божьего желает, а не Самого еще любит Бога».

Как пишет архимандрит (впоследствии Патриарх) Сергий:

«Человек, поступая в Царство Божие, поступает туда не для того, чтобы блаженствовать (если блаженство нужно и можно отделить от добродетели), а для того, чтобы быть святым. Высшее благо и добродетель – понятия между собой тождественные.

Сущность вечной жизни, а отсюда и цель ее состоит в нравственном совершенстве. Блаженство и святость праведников, с христианской точки зрения, таким образом, – понятия, неотделимые одно от другого. Таким образом, все дело спасения представляется в следующем виде: человек здесь, на земле, трудится, работает над собой, созидает в себе Царство Божие и чрез это теперь же начинает мало-помалу делаться причастником вечной жизни, насколько он имеет сил и способности для этого причастия.

После того, как злое начало будет окончательно изгнано, в век грядущий, человек наконец увидит Бога лицом к лицу, будет пользоваться вечной жизнью во всей ее бесконечной полноте.

Нравственное обновление человека, таким образом, существенно связано с вечным спасением: последнее – не особое какое-нибудь действие, не получение чего-нибудь нового, а только совершенное раскрытие, осуществление тех начал, которые заложены и развиты были человеком в настоящей жизни».

Как пишет прп. Макарий Великий:

«Потусторонность вечной жизни только кажущаяся. Христианин еще здесь, на земле, должен считать себя гражданином небесным, еще здесь, на земле, должен начать вечную жизнь, чтобы, насколько возможно, здесь же предначать и вечное блаженство…

Следовательно, если спрашивать о существе вечной жизни со стороны душевного состояния человека, живущего ею, то сущность ее, источник присущего ей вечного блаженства будет заключаться в святости. Человек потому будет вечно блаженствовать, что он (человек) будет святым и в общении со Всесвятым Богом».

Итак, душа может и должна еще здесь приобщиться к вечной жизни. Для этого надо почувствовать вкус к ней и ревностно искать ее доступными нам путями, помня, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Как говорила одна святая:

«Безумие думать, что можно войти на небо, прежде чем войти в самого себя, чтобы себя познать, и не понять своего ничтожества и не почтить всю неизмеримость Божиих благодеяний и не переставать умолять о помощи и милосердии».

Понятия «Царство Божие», «Царство Христово» и «Царство Небесное» по существу тождественны с понятием вечной жизни.

Это видно из нижеприведенных слов архимандрита (впоследствии Патриарха) Сергия:

«Вечная жизнь как состояние души человеческой не зависит от условий пространства и времени, не приурочена только к миру загробному, а зависит исключительно от нравственного развития человека и, следовательно, может начаться для избранных и в здешней жизни.

Получить вечную жизнь не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит приобрести известное душевное расположение. Вечная жизнь, таким образом, не получается, а постоянно растет в человеке».

Поэтому и возможно молить Бога: «Да будет сердце мое доброю для Тебя землею, приемлющей в себя доброе семя, и благодать Твоя да оросит меня росою вечной жизни» (Ефрем Сирин).

Здесь следует оговориться, что понятие «вечность» отнюдь не следует отождествлять с понятием «бесконечность». Мы не можем иметь представлений о будущей загробной жизни: ее понятие для нас, как говорят философы, является трансцендентальным, т. е. малодоступным разуму. При ограниченности нашего лексикона мы заменяем это понятие «вечностью».

О недоступности для нашего разума понятия вечности и сущности загробной жизни так пишет о. Александр Ельчанинов:

«Почему Церковь молчит о загробном мире? Человек живет, мыслит и чувствует в условных формах пространства и времени. Вне этих форм мы не можем ни мыслить, ни говорить. Потустороннее живет иными формами. Если будем говорить о нем, мы будем говорить плотским языком. Вот откуда целомудренное молчание Церкви».

Поэтому следует иметь в виду, что вся терминология, относящаяся к потустороннему миру и к Царству Небесному, должна пониматься не буквально, а аллегорически-условно: это относится к таким терминам, как «вечность», «престолы», «огонь вечный» и т. д. Из определения понятия «вечность» приводим мнение о ней схиархимандрита Софрония.

«Вечность – единый непротяженный, непостижимой полноты акт Божественного бытия, который, будучи надмирным, непротяженно объемлет все протяженности тварного мира.

Вечность по существу – Единый Бог.

Вечность не есть нечто отвлеченное или отдельно сущее, но Сам Бог в Своем бытии.

Когда человек по благоволению Божию получает дар благодати, то он как причастник Божественной жизни становится не только бессмертным в смысле бесконечного продолжения его жизни, но и безначальным, ибо та сфера Божественного бытия, куда он возведен, не имеет ни начала, ни конца…

Здесь мы имеем в виду не предсуществование души, но приобщение нашей тварной природы безначальной Божественной жизни в силу Обожения твари благодатным действием».

Итак, живя в теле на земле, христиане имеют возможность уже здесь приобщиться к жизни в вечности. Вот как пишет об этом Н.:

«В нашей земной жизни все мы, христиане, призываемся постоянно переключаться с потока времени (суеты и забот мирских) на поток вечности (жизнь в Боге и с Богом). Плывя одновременно в двух потоках, мы должны острее чувствовать всю опасность первого и всю необходимость и спасительность второго. Жизнь в потоке вечности – это не только преодоление времени с его изменчивостью, неустойчивостью и томлением духа, а и полнота духовного бытия».

Следует заметить, что наше психологическое ощущение времени совершенно не связано с математической точностью движения часовой стрелки.

Как пишет архиепископ Иоанн:

«То, что мы принадлежим не ко времени, а к вечности, это ясно видно из того, как изменяется, расширяется или суживается наше сознание времени. Время иногда «летит», как ангел по небу; иногда, как демон, падает в бездну; иногда оно ползет, как расслабленный, или лежит у купели, не видя ни Господа, ни даже человека, который ввел бы его в жизнь» (см. Ин. 5:2-9).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Проповеди

ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС

Знаю, что все вы верите в жизнь вечную, знаю, что стремитесь получить доступ в Царство Небесное, но не уверен в том, что правильно понимаете, что такое жизнь вечная и что такое Царство Небесное.
   Знаю, что есть немало людей, которые совершенно неверно представляют себе Царство Небесное. Их представление очень близко к примитивному представлению о нем мусульман: они думают, что Царство Небесное – это радостная жизнь в роскошных райских садах, где будут их услаждать своим пением, танцами и музыкой прекрасные молодые женщины, где будут они наслаждаться роскошными яствами.

А святой апостол Павел сказал: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе» (Римл. 14:17).
   Как видите, совсем не то, что представляют себе мусульмане и мало понимающие люди даже из среды христиан – не пища и питие, не наслаждение роскошными яствами, а совсем иное – праведность, мир и радость о Духе Святом.
   Когда однажды спросили Господа Иисуса Христа о Царствии Небесном, то Он сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: “Вот, оно здесь”, или “вот, там”. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас» (Лк.17:20-21).

Слышали вы когда-нибудь, читали, вникали в эти удивительные слова? Знаете ли, что Царствие Небесное внутри вас?
   О жизни вечной, которая есть то же, что Царство Небесное, Господь Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве так говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Опять совсем не то, что представляют себе мусульмане, опять нечто весьма глубокое; опять слова огромной важности.

Бог близок к нам, когда имеем постоянное общение с Ним в молитве и делах любви. Много, очень много праведников было в мире, нет возможности говорить о всех, напомню вам о ближайших к нам праведниках земли русской: Серафиме Саровском, Сергии Радонежском, Антонии и Феодосии Печерских.
   Что же, неужели будем удивляться тому, что в сердцах этих великих праведников уже при жизни их началось Царство Небесное?
   Царство Небесное там, где живет Бог, а Бог Великий и Истинный жил, явным образом жил в сердцах этих великих праведников, ибо вся их жизнь была посвящена Богу, познанию Бога, любви к Богу, общению с Ним.
   Так что же странного, если поверим, по слову Христову, что в сердцах этих великих праведников уже во время их земной жизни началось Царство небесное? Их жизнь земная была совершенно непохожа на жизнь суетных мирских людей.

Всю жизнь свою они посвятили Богу, всю жизнь были в тесном общении с Ним. Дивно ли поэтому, если скажем, что в сердца их вселился Дух Святый, и были они храмами Божиими, и Дух Святой обитал в них?
   А так ли живут люди мира сего в своем огромном, подавляющем большинстве? Нет, нет, совсем не так: они не помышляют о Боге, они не стремятся к вечной жизни и не верят в нее; им нужды нет до Царства Небесного, ибо все мысли, стремления их, все желания направлены к одному только царству земному.

Не нужна им вечная жизнь, им нужно только как можно лучше устроить земную жизнь, и все их стремления, все мысли направлены только к этому.
   А те, которые целью жизни своей поставили приготовление себя к вечной жизни, приобретение высших достоинств, которые открывают им вход в Царство Небесное, эти составляют малое Христово стадо, по Его святому слову.

Но не только в сердцах великих святых открывается Царствие Божие уже при жизни их. И в сердцах рядовых христиан, идущих за Христом и возлюбивших Его, Царство Божие начинается уже теперь.
   Запомните очень важное слово апостола Иоанна Богослова о Духе Святом: «А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Ин. 3 :24).

При каждой горячей молитве, при каждом добром деле ощущаем мы тихое веяние Святого Духа в сердце своем. Мы становимся мирными, тихими, кроткими, молчаливыми, перестаем осуждать и разглашать чужие грехи, и по этому благодатному изменению духа нашего узнаем, что Дух Святой пребывает в нас.
   Это начало Царства Божьего внутри нас подобно слабому рассвету дня, но по мере исполнения заповедей Христовых этот рассвет становится все ярче и ярче.

В сердцах великих святых уже воссияло солнце во всей своей силе, а у нас только рассвет... Но это то же Царство Божие внутри нас.
   Но не думайте, что это, подобное рассвету дня, начало Царства Небесного будет само собой развиваться и дальше в сердцах ваших. Нет, говорю вам, малое стадо! Поймите великие слова Господа Иисуса Христа: «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилия восхищают его».
   Великой силой любви, напряжением в добрых делах надлежит нам неуклонно содействовать рассвету солнца правды в сердцах наших.
   Нужен большой труд очищения сердец наших от всякой греховной нечистоты, от страстей и похотей. И только тогда будет открываться все более и более явно внутри нас Царство Божие.

Если такой повседневный труд очищения сердец наших будет основной, важнейшей задачей жизни нашей, если повседневным нуждам тела будем только по необходимости уделять малое время, то тогда и самая смерть будет для нас не страшным, а глубоко радостным событием, ибо она будет непосредственным переходом в жизнь вечную.

Тогда при гласе трубы архангела и страшной молнии, которая сверкает от востока до запада, с великой радостью восклонимся мы, «ибо приблизилось избавление наше». Этой радости сподобит нас всех Солнце Правды Христос Бог наш, если пойдем чрез узкие врата, по тесному пути исполнения заповедей Его и страдания за Него.
   Аминь.
   30 мая 1954 г.
   Неделя о слепом

ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

В Евангелии от Матфея на примере полевых лилий (См. Мф. 6, 28-30) и птиц (См. Мф. 6, 26; Ср. Мф. 10, 29; Ли. 12, 6-7, 24) подан нам образец беззаботности: не заботьтесь о том, что вам есть и что пить и во что одеваться (Ср. Мф. 6, 25. 31), ибо Богу известны все ваши нужды. Но прежде ищите Царства Божия, а потом будут даны вам все эти вещи (Ср. Мф. 6, 33).

Никто, - сказано выше, - не может служить двум господам: Богу и внешним вещам (Ср. Мф. 6, 24; Лк. 16, 13). Если он любит одно, то оставляет другое (См. там же). И к забвению печалей призывают слова: кто может всеми своими заботами прибавить себе росту (См. Мф. 6,27) или продлить свою жизнь?

Представьте, сколько сил и времени, труда, усердия и рвения отдаем мы ежедневно, чтобы служить своему Я, и сколь мало тому, что ведет нас к Богу, сколь мало надеемся мы на Того, Кто все может и все совершает, нам, однако, милей хлопотать и суетиться, словно наше существование зависит от нас и продлится вечно.

И все это происходит от нашего Я.

Посмотришь окрест и содрогнешься, как же рьяно человек ищет во всем, и в других людях тоже, только Свое, в мыслях, словах и делах всегда - только Свое, будь то наслаждение или польза, честь или заслуга - всегда только для себя, для своего Я.

Эта одержимость своим Я и своекорыстие въелись столь глубоко, что не только внешний, но и внутренний человек (Ср. 2 Кор. 4, 16) стал весь устремлен на земное - точь-в-точь горбатая женщина, о которой говорится в Евангелии, что была она согнута до земли и не могла взглянуть вверх (См. Лк. 13, 11).

Бедный, что же ты не полагаешься на Бога, Который сотворил тебе столько благ, излил на тебя столько милостей, в Котором - вся жизнь твоя, Кто даст тебе всякую малость, надобную для жизни? Как горько видеть, что даже умные и духовные люди всю любовь и все усердие свое направляют лишь на свои дела и думают только о себе, о своем Я, вряд ли помышляя еще и о Боге и чувствуя мало желания заботиться о вещах вечных, покуда земные дела, которые движут ими, идут хорошо...

К ним вдвойне применимы слова: нельзя служить двум господам - Богу и внешним вещам (Ср. Мф. 6, 24), а, стало быть: сначала и прежде всего думайте о Царствии Божием (Ср. Мф. 6, 33).

Петр справедливо поучал нас: «Возложите все ваши заботы на Бога, ибо он заботится о вас» (7 Петр. 5, 7). Поскольку заботы о делах внешних наносят человеку тройной вред: ослепляют разум и чувства, гасят огонь любви и преграждают путь вовнутрь, который ведет к Богу, в Царствие Божие, что внутри нас.

Посему важно внимательно следить за тем, куда направлены наши помыслы и устремления, чем мы заняты, покуда живем еще во времени, куда и на что нацелены наши склонности и привычки. Ибо если кто-то год или два пребудет в заблуждении, то это столь глубоко угнездится в нем, что он вряд ли когда сможет это преодолеть. Поэтому лучше зорко следить, чтобы ни одно заблуждение не успело пустить корни в недрах души, и тотчас его вырывать. В самом начале это легко.

Самое главное, надо покончить со страстью ко внешнему, к чувственным вещам. Ибо покуда мысли и чувства направлены вовне, ты подвержен всем внешним искушениям и соблазнам и не пускают они тебя внутрь, не дают найти самого себя. Внутренняя же глубина остается для тебя закрытой - словно нечто бесконечно далекое. Такой человек сам себе чужд, и цель и смысл его жизни неопределенны.

Превозмоги, однако же, также и жажду духовных благ и ценностей. Такая жажда владеет многими, кто одержим ею больше, чем Богом. Они принимают эту жажду за Бога, и будучи охвачены ею, теряют свою добрую волю.

Часто кажется, что что-то исходит из божественной любви, но это лишь прелесть для внешнего человека и соблазн для Я. Здесь важно осознать: где в помыслах не Бог, а что-то иное, то как ни велико сиянье этого, до Истины и Царства Божия еще далеко.

Царство же это следует искать и находить там, где оно сокрыто: в глубине души. Правда, это потребует усилий, и не обретешь его, покуда от суетных привязанностей и приверженности к внешнему не придешь к отрешенному оставлению всего (Ср. Мф. 13, 44; 19, 29; Лк. 14, 33; Флп. 3, 7-8).

Как внешние блага, так и внутренние должно обретать путем любви и постоянной преданности. А этого не достичь в один день. Ибо склонность человека искать с вое во всем, что он делает, глубоко укоренилась в его натуре, и эта склонность так полно его захватила, что когда он обращается к Богу, то прежде всего хочет что-то иметь от Него: утешение или благоденствие, освобождение от того или иного, озарение или иные дары. И даже Царство Божие он хочет сначала иметь.

Поэтому следует знать, что прежде всего нужно заменить стремление к благам отказом от них (Ср. Мф. 10, 39; 16, 25; Мк.8, 35; Лк. 9, 24; 17, 33; Ин. 12, 25) ; только тогда может открыться нам Царствие Божие - и все остальное в нем.

Итак, воздержимся от себялюбивых устремлений, даже от духовных упражнений и обращений к Богу с просьбами о благах и милостях. Ибо Бог и Царствие Его сокрыты от нас, покуда мы ищем Его ради таких вещей. Мы должны искать только Бога и ни о чем не помышлять, кроме Царствия Его (См. Мф. 6, 33).

Это значит: мы должны смотреть не вовне, а подлинно и всецело обратиться внутрь, погружаясь в глубину нашей души, чтобы там искать Царство Божие и правду Его. Потому, молясь Господу, мы просим: «Да приидет Царствие Твое» (Мф. 6, 9-10). Но многие не понимают, почему мы просим об этом. Ведь Бог - Сам Царствие Свое. Из этого Царствия приходит все, что есть жизнь, и к нему все стремится.

Это Царствие, о котором мы молимся, - Сам Господь во всей Своей славе. Здесь - Бог, Отец наш. И тем, что он найдет в наших сердцах готовое жилище для Своего обетования и деятельности, прославится имя Его, этим он воссияет в нас, управляя нами и действуя. Тогда свершится воля Его в нас, как во внутренней жизни, на небесах, так и вне нас - в жизни внешней, в нашем земном бытии (Мф. 6, 10).

Чтобы это произошло, мы должны оставить себя, предаться в истинной отрешенности божественной воле и безоглядно довериться силе Божьей внутри нас, для которой нет невозможного.

Мы должны вместо собственной искать Его справедливость, которая в том, что он есть и пребывает с тем, кто Его ищет внутри себя, лишь Его сохраняет в помыслах своих и лишь Ему предается и покоряется. Такими людьми владеет и правит Господь. От них отлетают внешние печали.

Это не значит, что Бога можно испытывать (См. Мф. 4, 7; Втор. 6, 16). Нужно по-прежнему относиться к своим задачам во внешней жизни с тщанием, осмотрительностью и усердием и как должно - в духе взаимного служения - исполнять свои обязанности как по отношению к себе, так и к ближним. И пусть всеми внешними делами правят порядок и мудрость; все, что ни делаешь, делай осознанно и совестливо, отдавая делу все, что можешь. Но при всем этом оглядывайся на Бога, не прилепляйся к вещам и все свои заботы препоручи Богу.

Ибо все, что делает или не делает человек, - создает ли, или покоится, - если при этом нет в его помыслах Бога, то все остается бесплодным. Следуя какому-то методу спасения, он удаляется от Бога, который вне методов. Ибо за каждым методом стоит Я: за оставлением же всего и погружением в сокровенную глубину, в отвержение Я, стоит Бог.

И потому прав Дионисий, говоря: Не держись за свое Я, но держись за «Не» - не хоти, не познавай, не желай, не ищи, не будь, но оставь себя и все вещи и всецело отдай себя. Тогда из области методов попадешь туда, где нет метода, из всех сутей в сверх-сущее, из всего постижимого в непостижимое и из Я в божественное Не-Я.

В этом непостижимом Боге ищи свой покой и не стремись при этом ни к чему чувственному, ни к какому озарению. Полностью погрузись в свое абсолютное Ничто, которое воистину есть ты сам. Не держись и за то, что открылось тебе или тебя озарило, ист, оставь и это: опускайся в глубину и все больше погружайся в отсутствие своей воли, в Не-Я - все глубже в божественную бездну.

Про это говорит божественное слово, которое услыхал пророк Иезекииль: «Те, кто входит в святая святых, не должны иметь никакого имущества, Я Сам буду все их имущество» (Иез. 44, 28). Это касается всех, кто хочет войти в божественную сокровенность: они ничего не должны брать с собой, все их именье и все их добро должна составлять одна только непостижимая и безымянная сущность Божия. Ни к чему иному, кроме как «не быть», не должны они иметь никакого стремления.

Когда Бог создавал все вещи, перед Ним ничего не было, кроме Ничто. Ни одну вещь не создал он из чего-либо - все из Ничто. Там, где он действует, Ему ничего не нужно, кроме Ничто.

Потому, если ты хочешь постоянно воспринимать дела Божьи, опустись из своей самости в свое «Ничто», ибо твое нечто, твоя привязанность к своему Я мешают Богу действовать в тебе и через тебя открываться. В этом смысл слов: принижая себя, возвысишься, умаляя, возрастешь! (Ср. Мф. 23, 12). Бог хочет иметь внутреннего человека, с которого сняты одежды всякой самости. Поэтому научись оставлять себя, держи глубину своей души свободной от привязанности и приверженности к преходящему. Стань пустым от всего, что не есть Бог. Ибо Бог хочет только тебя и всецело.

Если ты ранен, и в ране зреет что-то зловредное, то ты позволишь, даже если это больно, разрезать себя, чтобы не стало хуже. Так же все, что ниспослано тебе, с чем посещает тебя Бог и чем к Себе привлекает, ты должен принимать с радостью, как нечто, помогающее удалить из тебя злое и нездоровое, чтобы твоя внутренняя сущность была совершенно чиста и здорова и всецело исполнилась Богом.

Запомни, чтобы именно так довериться Богу, человек должен, что бы ни случилось, без страха и тревоги покоиться в мире Божьем, полностью препоручив себя Богу и Его воле. Только тогда ты выйдешь из своего Я. и войдешь в Я Божествен-нос. И тогда свершится воля Божья на земле, как на небе, снаружи, как и внутри, ибо тогда ты сам станешь Царствием Божиим, и Бог станет твоим Господином и будет действовать через тебя.

Царство Божие находится внутри нас, в самой сокровенной глубине нашей души.

Когда мы всеми силами увлекаем внешнего человека во внутреннего, и внутренний целиком погружается в свою самую потаенную сердцевину и глубину души, в сокровенность божественного Я, в котором заключен истинный образ Божий, когда он полностью погружается в эту божественную бездну, в которой человек был от века в своей нетварности, - тогда, если Бог найдет, что человек полностью обратился к Нему в своей совершенной самоотдаче и преданности и что глубина его души открыта, то наклонится к нему божественная глубина и снизойдет в открытую и послушную глубину души, преобразуя тварную душу полнотой Своего света и уводя ее этим преображением в нетварность и божественную глубину, где Дух становится всецело с ним единым.

Если бы человек мог в этот момент себя осознать, то увидел бы себя столь благородным, что подумалось бы ему, будто он стал Богом, он ощутил бы себя в сотни тысяч раз благородней, чем есть на самом деле. Ему открылись бы все помыслы и намерения, слова и дела, всё знание своего Я и прочих людей, всё, что когда-либо случалось, - всё открылось бы ему из глубины, если бы попал он в это Царство.

И в этом возвращении к своему первородному совершенству навсегда исчезли бы всякая неопределенность и заботы.

Это - Царствие Божие в нас, которого мы должны искать прежде всего, и правда Божия, которую мы там ищем и которую находим, если только при любых напастях и в любых делах единственной нашей целью является Бог и Ему одному мы себя вверяем.

К этому же направлен совет Павла стараться «сохранять единство Духа в союзе мира» (Еф. 4, 13). Ибо в том мире, который обретают в Духе и в глубине души, воспринимают все - и Царствие, и правду. Кто знает о единении своего духа с Богом, тот во всех способах спасения и во всех делах и в любом месте покоится в Боге. Все для него становится свидетельством присутствия Божия в нем.

Эту определенность следует обрести здесь и теперь . Ибо Августин говорит: «Ничего нет определеннее смерти, и нет ничего неопределеннее смертного часа», - а потому надобно всегда быть готовым и от иллюзий переходить к знанию и уверенности.

Для того и живем мы здесь, во временности, - не ради собственных дел, а чтобы узнать о Боге и Царствии Его. Ибо только из этого знания рождаются праведные дела.

Чем явленнее нам присутствие Божие, чем искренней самая заповедная часть нашей души направлена на Бога и занята Им, тем более исполнены мира и покоя наши дела, тем менее могут нас смутить и ввести в заблуждение вещи внешние, ибо тогда в глубине нашей душе ист ничего, кроме Бога. А когда Бог - причина, начало и цель всех дел и вещей, мы в мире с самими собой и со всеми, и глубина нашей души покоится в глубине божественной.

Помоги нам, Боже, сподобиться этого и обрести в себе Царствие Божие!

Из книги Левиафан [Материя, форма и власть государства церковного и гражданского] автора Гоббс Томаc

ГЛАВА XXXV. О ТОМ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ В ПИСАНИИ СЛОВА «ЦАРСТВО БОЖИЕ», «СВЯТОЙ», «ПОСВЯЩЕННЫЙ» И «ТАИНСТВО» Царство Божие употребляется теологами в метафорическом, а в Писании – в собственном смысле слова. В сочинениях теологов, и особенно в проповедях и религиозных трактатах,

Из книги О нравственности и русской культуре автора Ключевский Василий Осипович

[Что такое слово Божие?] [до 13 марта 1899 г. ]Что такое слово Божие? В нем ли вся сила? Простые молитвы Господи помилуй, Святый Боже гораздо больше действовали в христианстве, чем Евангелие, которое прежде мало кто читал и еще меньше кто понимал.Критика библейского текста –

Из книги Иисус Неизвестный автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

4. Царство Божие I И призвав двенадцать учеников Своих… послал их Иисус, говоря:…проповедуйте, что приблизилось царство небесное. (Мт. 10, 1, 7.) Они пошли, и проходили по селениям, возвещая Блаженную Весть (Лк. 9, 6.)После сего же, избрал Господь и других семьдесят учеников, и

Из книги Утопия в России автора Геллер Леонид

Из книги Антропология Св.Григория Паламы автора Керн Киприан

Глава Седьмая Образ и подобие Божие (человек и ангелы) "Все плоды цивилизации, изобретения и успехи человеческого разума? все это отселе составляет для нас дары Бога-Слова".Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев)"Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть

Из книги Учение о перевоплощении [Интуитивизм] автора Лосский Николай Онуфриевич

8. Царство Божие Благодаря единосущию не только наше знание, но также и наши чувства любви, симпатии, ненависти, отвращения направлены непосредственно на само чужое бытие в подлиннике. Любимое нами лицо мы присоединяем во всём его индивидуальном своеобразии к своей

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

Глава четвертая БОГ И ЦАРСТВО БОЖИЕ

Из книги Ценность и бытие автора Лосский Николай Онуфриевич

2. Царство Божие Все поступки каждого деятеля целестремительны. Их цель состоит в достижении какой-либо положительной ценности или в устранении отрицательной ценности. Под влиянием опыта каждый деятель развивается, именно старается улучшить свою жизнь, наполняя её все

Из книги Условия абсолютного добра автора Лосский Николай Онуфриевич

3. БОГ И ЦАРСТВО БОЖИЕ Мир, состоящий из деятелей, самостоятельных, поскольку они творят свои проявления в пространстве и времени, но связанных отвлеченным единосущием, обусловливающим единую форму (пространство, время и т.п.), не может сам быть причиною себя; он

Из книги Философия имени автора Булгаков Сергей Николаевич

4. БОГ И ЦАРСТВО БОЖИЕ. ЦЕРКОВЬ Всякий поступок человека осуществляется им не иначе как в сотрудничестве с деятелями, стоящими ниже его, особенно с теми, которые образуют его тело, и в сотрудничестве с деятелями, стоящими выше его, с социальным, планетарным и, наконец,

Из книги Неискушенно мудрые автора Вэй У Вэй

VI. ИМЯ БОЖИЕ Да будет благословенно и препрославлено во веки вековВсе предыдущее рассуждение имело целью привести к правильной и отчетливой постановке великого и страшного вопроса, с неодолимой силой выдвинувшегося в православном богословствовании: об Имени Божием,

Из книги Том 23 автора Энгельс Фридрих

4. Внутри - Я есть это-Я-есть, - сказала сова, - абсолютное Я, лишенное каких-либо объективных качеств.- Неужели? - фыркнул кролик, наморщив нос.- Объективно, Я есть все, что появляется в зеркале моего ума, что в абсолюте и есть Я.- Ты так совсем не выглядишь, - заметил

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

4. Разделение труда внутри мануфактуры и разделение труда внутри общества Мы рассмотрели сначала происхождение мануфактуры, затем ее простые элементы - частичного рабочего и его орудие, - наконец, ее механизм в целом. Коснемся теперь вкратце отношения между

Из книги Царство Божие внутри нас автора Таулер Иоханн

Из книги автора

ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС Проповеди Йоханна ТаулераПеревод

Из книги автора

ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Мф. 6, 33 В Евангелии от Матфея на примере полевых лилий (См. Мф. 6, 28-30) и птиц (См. Мф. 6, 26; Ср. Мф. 10, 29; Ли. 12, 6-7, 24) подан нам образец беззаботности: не заботьтесь о том, что вам есть и