НОД по играм В. В. Воскобовича «Путешествие в Фиолетовый лес» (старший дошкольный возраст). Игры воскобовича Гномы воскобовича

Игры к коврографу «Ларчик»

Игра «Поймай бабочку»

Цель:

Мишик со своими друзьями разложил на Полянке цветные квадраты, и на полянке появилась бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой.

Цветные квадраты раскладываются в три ряда по три в каждом ряду. Цель: найти квадрат, например, синего. Поиск происходит путём подачи команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Исходное положение указывается в начале игры (например, белая карточка). За командами дети следят только зрительно, без помощи пальца и указки, передвигаясь на соседнюю карточку. Как только дети находят нужную карточку, хлопают в ладоши.

Игра «Кто спрятался?»

Цель:

  • формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
  • обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;

На полянке появились гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи в разноцветных шапочках. Они стали играть в прятки с Лопушком.

На коврографе располагаются цветные карточки по считалке «Кохле-Охле-Желе – Зеле – Селе - Геле - Фи». Это шапочки гномов. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну из карточек. Кто из гномов спрятался?

Вариант усложнения: карточки меняются местами.

«Воздушные шары»

Пёс Пятёрка, Лиса Девятка, Зайка Двойка, Магнолик и Лопушок встретились на Полянке. Лопушок принёс с собой воздушные шары и стал делить их между друзьями. Лисе Девятке – девять шаров, Зайке Двойке – два. Кто остался без шаров?

Детям предлагается распределить кружочки между зверятами – цифрятами, обосновать своё решение.

Игра «Чей домик?»

Цель:

  • формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
  • обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;
  • развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения

На коврографе располагаются геометрические фигуры (различные треугольники, четырёхугольники) и два домика (четырёхугольник и треугольник).

В городе геометрических фигур в четырёхугольном домике поселились братья - четырёхугольники, а в треугольном - треугольники. Расселите фигуры.

Однажды к ним в гости приехали круг и овал. (на коврографе появляются фигуры круг и овал)

В каком домике они остановятся? Какие домики нужны для них? Дети из «Разноцветных верёвочек» строят дома для круга и овала.

«Какой длины Фифа?»

Цель:

  • формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины
  • обучение способам измерения предметов, с помощью условной мерки, выполнять сложные глазомерные действия

На коврографе делается аппликация гусеницы из верёвочек.

Однажды Фифа задумалась: «Какой я длины?»

На Полянке закипела работа. Чем только не измеряли Фифу: и кружочками, и квадратиками, и зверятами – цифрятами.

Дети знакомятся с условной меркой - измеряют Фифу кружочками, квадратиками, зверятами - цифрятами. Каких мерок в Фифе больше всего, меньше всего?

Игра «Разноцветные лучи»

Цель: обучение способам измерения предметов, с помощью условной мерки, выполнять сложные глазомерные действия

На коврографе из верёвочек выкладываются лучи, которые выходят из одной точки и расположены наискосок. Над Полянкой засияли лучи утреннего солнышка. Лопушок посмотрел на них и задумался: «Какой луч самый длинный?»

Детям предлагается назвать самый длинный и самый короткий луч. Доказать это, используя условную мерку (например, разноцветные кружки)

Игра «Где Лопушок?»

Цель: закрепление пространственных представлений (лево, право, верх, низ)

Лопушок отправляется в путешествие и его первая остановка будет…

На коврографе выделяется отправная точка Лопушка из разноцветных липучек. «Забавные цифры» располагаются в разных частях коврографа. Первая остановка будет находиться две клеточки вправо, одну клеточку вверх и т.д. Последняя остановка рядом с Зайкой Двойкой.

Игра «Какой по порядку?»

Цель: закрепление порядкового счета

На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их имена.

Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т.д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым)?

«Математические корзинки»

Игра «Кто набрал грибов больше всех?»

Цель:

  • формирование психических процессов: внимания, памяти и мышления.

Ребёнок заполняет две любые корзинки, например, Крыски Четвёрки, Пёсика Пятёрки и считает грибки.

Сколько грибков в каждой корзинке? У кого грибков больше (меньше)? На сколько больше (меньше)?

Игра «Как Цифрята поделили грибы?»

Цель:

  • формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти;
  • знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество
  • развитие мелкой моторики рук

Ребёнку предлагается заполнить 3, 4, 5 и т.д. корзинок так, чтобы в двух из них грибов было поровну, а в третьей меньше (больше).

Игра «Все грибы пополам»

Цель:

  • формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти
  • развитие мелкой моторики рук

Положите на стол корзинки Пёсика Пятёрки и Мышки Тройки (Кота Шестёрки и Обезьянки Восьмёрки) и заполните их грибами.

Как сделать так, чтобы в корзинках у друзей грибов стало поровну?

Игра «Магнолик и его загадочные корзинки»

Цель:

  • формирование счёта, освоение состава числа в пределах десяти;
  • знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество;
  • развитие мелкой моторики рук;

Берётся корзинка для десяти грибков.

Это корзинка Магнолика. Её могут заполнить только двое цифрят. Подберите пары (6 и 4, 3 и 7) и заполните корзинку грибами.

Одно волшебное слово – и корзинка для десяти грибов превратилась в целую корзинку «-дцать». Ёжик Единичка положил на «-дцать» один грибок – получилось одиннадцать.

Как получить 13, 14, 15 и другие числа второго десятка?

ЦИФРОЦИРК

Игра «Парад – алле»

Цель:

Помоги Магнолику построить всех артистов в ряд. Первым встал Ёжик Единичка. Кто следующий? А теперь первой оказалась Лиса Девятка. Кто следующий?

Игра «Чехарда»

Цель:

  • знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа

На арене Цифроцирка выступает Ёжик Наездник. Он устроил настоящую чехарду, перепрыгивая через зверят - цифрят. Сначала он перепрыгнул через Зайку Двойку, затем через Крыску Четвёрку. Кто следующий?

Ребёнок выстраивает сначала ряд чётных чисел, затем нечётных.

Теперь в обратном порядке, начиная с Лисы.

Игра «Загадки Магнолика»

Цель:

  • знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

На арене маг Магнолик. Отгадай, кого он спрятал под своей волшебной шляпой, если любимое число этого артиста меньше девятки; больше четвёрки и т.д.

Игра «Угадай, кто»

Цель:

  • знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

Магнолик хлопает в ладоши, и на арене Цифроцирка появляются артисты.

Педагог хлопает в ладоши, а ребёнок по количеству хлопков определяет цифру и находит артиста.

Сосчитай хлопки, покажи цифру и назови героя.

Игра «Найди или отгадай цифру»

Цель:

  • знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

На арене Цифроцирка находятся все зверята-цифрята. Считая по порядку от 0 до 9, покажи их.

Отгадай, какую цифру загадал Магнолик, если она больше 6, но меньше 8; меньше 5, но больше 2 и т.д.

«Волшебная восьмерка»

Игра «Фокусник»

Цель:

  • развитие логического мышления

Возьмите 4 палочки, составьте квадрат. Переложите 1 палочку так, чтобы получился стульчик.

Из 6 палочек составьте домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Возьми все палочки из «волшебной восьмерки», составь лесенку, располагая ступеньки по цвету, используя считалку, «Кохле – Охле – Желе – Зеле – Геле – Селе - Фи»

Преврати лесенку в кораблик.

Игра «По следам гусеницы Фифы»

Цель:

  • знакомство с ломаной линией
  • усвоение понятий "ломаная", "звено ломаной линии"
  • развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики

Гусеница Фифа проползала по Поляне Чудесных цветов и оставила за собой дорожки. Выложите с помощью палочек дорожку-след Гусеницы Фифы.

Как вы могли бы назвать такую геометрическую фигуру? Эта фигура называется ломаная линия. Из чего состоит ломаная? (из отрезков)

Отрезки – это звенья ломанной. Посчитайте, сколько звеньев в каждой ломаной.

«Чудо – крестики 2»

Игра «Запускаем ракету»

Цель:

  • повторение состава числа 5
  • закрепление пространственных представлений
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

Нам необходимо собрать ракету для Филонцев. Для этого нежно решить примеры. Вместо ответов решений нужно выложить на стол фигуры, которые соответствуют цифре решений.

В статье можно ознакомиться с предисторией возникновения этих игр, целями, задачами и способами их решения при развитии интеллекта ребенка.

Игры, развивающие пространственное мышление, воображение, геометрическое и стереометрическое мышление

    Геоконт. Это фанерная доска со штырьками-гвоздиками из пластмассы. У каждого гвоздика своего цвета головка. В наборе есть разноцветные резинки-паутинки. Пользуясь координатной сеткой, ребёнок создаёт фигуры, цифры и буквы.

    В названии сопровождающей игру сказки можно прочитать слово «Геометрия». Главного героя-мальчика зовут Гео , сказочного ворона Метр , и ещё есть дядя Слава - сам Воскобович. Он называется Я . Так наука геометрия, основы которой преподаются в этой игре, получает в ней новое творческое истолкование: это наука об измерении земли мною, Я - главный участник игры, науки, жизни.

    Игру сопровождает сказка. Всё, что видит маленький Гео, ребёнок должен воссоздать по рисункам с помощью разноцветных резинок. Тогда сказка продолжается и ведёт к новым приключениям. Если творческим родителям не нравится содержание сказки (оно далеко от народных сказок), его очень просто изменить. На резинках можно изобразить хоть «Теремок», хоть «Колобок».

    Квадрат Воскобовича . Он бывает двухцветным для малышей и четырёхцветным для дошкольников. Квадрат состоит из 32 треугольников, которые наклеены на тканевую основу. Из треугольников можно складывать объёмные фигурки, и это не так просто, как кажется. Складывание фигурок сопровождается сказкой о превращениях квадрата. И не только в домик или конфетку, но и в котёнка, и в ёжика, и в другие предметы. Схемы фигурок даны в описании игры. Если квадрат разрезать по линиям, вариантов фигурок станет больше.

    Чудо-крестики . У этой игры три уровня сложности (это три разные усложняющиеся игры). "Чудо-крестики 1" состоит из 4 разноцветных крестиков, "Чудо-крестики 2 и 3" - из 6 разноцветных крестиков. Каждый крестик разрезан на отдельные фигурки, из которых можно собрать всё что угодно. Получаются прекрасные аппликации из фанеры. К каждой игре прилагается «Альбом фигурок». Для усложнения задачи можно переворачивать крестики белой стороной.

    Логоформочки . Из эталонных фигур с помощью специальной линейки дети конструируют новые фигуры. Конструирование сопровождается увлекательными сказками.

    Набор карточек «Радужные гномы » Это то же самое, что «Забавные буквы», но для цветов. Каждый гном имеет свой цвет и имя, созвучное с цветом (Кохле-красный, Охле - оранжевый и т.д.). Карточки помогают запомнить образы цветов.

    Прозрачный квадрат . На прозрачной плёнке изображены разные фигуры. Всего таких квадратных плёнок 30. Фигурки животных получаются благодаря наложению плёнок друг на друга. Игру сопровождает сказка о нетающих льдинках.

    Черепашка-пирамидка . Эта игра предназначена для детей от 2 лет. Она состоит из 21 фанерной фигурки семи цветов и двух размеров. Их можно собирать по-разному в зависимости от желания или фантазии. Получившуюся картинку обводят на бумаге.

Игры, обучающие чтению, звукам, буквам

    Складушки . Эта игра основана на слоговом принципе русского письма. Она представляет собой книжку, каждый разворот которой посвящён всем возможным слогам с определённой согласной буквой. На этой же странице картинки животных и песенки, в которых выделены ударные слоги. Складушки - это усовершенствованная слоговая азбука. Для самых маленьких прилагается диск с песенками.

    Теремки Воскобовича . Это кубики, основанные на слоговом принципе русского письма. Кубики-теремки сделаны из дерева. Всего их 12 (по 2 каждого цвета: белые, серые, коричневые, лиловые, жёлтые, голубые). На их гранях написаны согласные. На кубиках-теремках есть окошечки. В эти кубики нужно вкладывать картонные кубики-сундучки с гласными. Синие кубики для букв А, О, У, Э, Ы, обозначающих твёрдость согласных, зелёные - для букв Я, Ё, Ю, Е, обозначающих мягкость предыдущих согласных. Эти же цвета для твёрдых и мягких согласных сохраняются и в складушках.

    Малыши могут играть кубиками как домиками с окошками. В каждый теремок можно посадить картинки животных (или маленькие игрушечки) на букву, нарисованную на кубике. Чтобы научиться читать слоги, надо в кубик-теремок вложить кубик-сундучок, произнести или пропеть слог.

    Забавные буквы . Это 10 карточек, обозначающих гласные. Все они изображают в разных позах Арлекина. Называются остроумно: Арлекин, Урлекин, Орлекин и т.д. Помогают развить фантазию и запомнить образ буквы.

    Читайка на шариках . Это квадрат, который нужно сгибать по линиям, читая слова. Можно прочесть до 130 слов.

    Игры-шнуровки, обучающие чтению: «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка». Это разной формы шнуровки, соединяющие буквы в слова. Ими может играть и ребёнок, не знающий букв, просто как шнуровками.

    Конструктор букв знакомит с «внешностью» каждой буквы. На фанерной основе закреплены резиночки. Под эти резиночки дети просовывают детали, из которых составляют буквы. Всего деталей 15, форма разная. Создание букв сопровождает сказка о приключениях в Фиолетовом лесу. Именно сказка устанавливает связь между буквой и звуком.

Игры, обучающие цифрам, счёту, умножению и другим математическим действиям

    Кораблик «Плюх-плюх». Это фанерный объёмный кораблик с деревянными мачтами, пронумерованными от 1 до 5, на которые нужно надеть флажки одного цвета на каждую. Игру сопровождает сказка о капитане и матросе, Гусе и Лягушке.

    Кораблик «Брызг-брызг» . Это плоский кораблик на игровом поле из ковролина, на котором наклеена палуба. Каждой мачте соответствует цифра от 1 до 7. К ней нужно прикреплять липучками разных цветов паруса-флажки.

    Кораблик «Буль-буль» . Он тоже плоский, но мачт у него десять. Соответственно, можно выучить счёт до 100, четыре математических действия. К кораблику прилагаются задания разной сложности.

    Математические корзинки . Эта игра бывает разных уровней сложности. В каждую корзинку можно вложить до 10 грибков. Ребёнок собирает грибы вместе со зверушками-цифрами. Он должен оценить, сколько грибов нужно добавить до десятка, сравнивает, у кого грибов больше. Игра даёт понятие о составе числа, учит математическим действиям.

    Набор карточек «Забавные цифры ». Каждая цифра имеет образ какой-нибудь зверушки. Карточки развивают воображение и помогают запомнить образ цифры.

    Прозрачная цифра . Эта игра состоит из полосок на прозрачной плёнке. Ребёнок должен создать из них цифры. , комбинаторику. Чем-то похожа на «Конструктор букв», но из других материалов.

    Чудо-цветик . Игра представляет собой фанерные цветочки, разделённые на части. Ребёнок складывает из частей целое, а также фигурки по инструкции.

    Шнуровка «Счетовозик » учит сложению и вычитанию до 20 детей от 4 лет. Может использоваться просто как шнуровка.

    Планета умножения . Это игра для группы дошкольников или младших школьников. В процессе игры можно научиться умножению. Нужно добраться до космического корабля по своей шахте, чередуя ходы. Умножение понадобится при подсчёте голосов.

Как играть в игры Воскобовича

Нужно внимательно изучить правила игры и её сказочную основу (ведь сказку придётся читать или рассказывать родителям). Лучше всего следовать методическим рекомендациям, выполнять задание по очереди, постепенно усложняя игру. Есть родители, которые не любят читать инструкции. Они могут играть с ребёнком как им угодно, и это тоже будет интересно и полезно, но вряд ли будет использован весь потенциал игры.

Если уж играть в игры Воскобовича, лучше приобрести хотя бы три игры: развивающую, обучающую чтению и математике.

Игры Воскобовича не развивают речь, если ребёнок играет в них самостоятельно. Поэтому лучше принимать участие в его играх и спрашивать о порядке и цели его действий, просить пересказать сюжет сказки.

Игры можно отнести к настольным (или «настенным»), поэтому они не способствуют физическому развитию ребёнка, а только интеллектуальному и психологическому. Родители сами должны позаботиться о физической разминке. Помните, что даже шестилетний ребёнок не может сосредотачиваться на чём-то больше 15 минут.

Недостатки игр Воскобовича

А нет никаких недостатков. Всегда есть дети, которым определённая методика не подходит. Игры Воскобовича подходят всем. И это можно объяснить: в дошкольном возрасте именно игра - главное дело человека, в игре он живёт, растёт, развивается и обучается. Поэтому игра подходит всем.

Дети занимающиеся по методике Воскобовича обычно показывают хороший уровень развития памяти, мышления, внимания, а также умение концентрироваться на поставленной задаче и доводить ее до конца. У этих детей хорошо развито стремление к познанию и исследованию чего-то нового, что немаловажно для процесса обучения в школе.

Развивающие игры Воскобовича

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном, это игры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.

Самые известные из них – «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».

Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.

В таких играх дети через практику постигают теорию. Также автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр (например, «Волшебная восьмерка») и букв («Конструктор букв»), на обучение чтению (например, по универсальному пособию «Складушки»). Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет (хотя можно и до 99 лет).

Немного истории

Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».

«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», - говорит Вячеслав Воскобович.

Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

Развитие мелкой моторики.

Особенности развивающих игр Воскобовича

- Игры разработаны, исходя из интересов детей .

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

- Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

- Многофункциональность и универсальность.

Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).

- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.

- Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Самые популярные игры Воскобовича

« Геоконт » - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" -. представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.

Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).

А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

Таким образом, малыш не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются "оранжевым криком Красного зверя", "зеленым свистом Желтой птицы" или "синим шепотом Голубой рыбы". В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.

В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».

Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.

Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

"Кораблик «Брызг-брызг " представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках - паруса.
Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических пнятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.

«Математические корзинки» - это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.
По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше.

«Забавные буквы» - это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.
Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.

«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово.

На первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами. На гранях первого кубика белого цвета живут буквы Б, П, В и Ф . Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин. Таким же образом ребенок знакомится с остальными "теремками".

Теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А, О , У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом – Я, Ё, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука).

На втором этапе учимся составлять слоги. Вкладываем в первый "терем" кубик с буквой А и читаем получившийся слог: "Па".

На третьем этапе можно составлять и читать простые слова. Устройство кубиков-теремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию увлекательнейших игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом.

«Складушки» . Воскобович переработал идею складов Зайцева, создавшего кубики со складами.

Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей чтению в складовой системе.

Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. Так же имеется CD-диск с озвученными складовыми песенками, например, одна из них:

Гусь с гусынею гусяток
Насчитали лишь десяток.
Гусь с гучыней обсчитались
Все на месте оказались.

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:

Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.

Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.

Материал к занятию.

Конспект НОД в старшей группе

(образовательная область «Познание»- математическое развитие)

«Путешествие к жителям Фиолетового леса»

с использованием развивающих игр В. Воскобовича.

Подготовила: воспитатель Кошовец Е.А.

ГБДОУ «Детский сад № 41»

г. Севастополь

Программное содержание:

Учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10;

Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

Продолжать формировать знания детей о составе числа в пределах 10 из двух меньших;

Формировать умение решать математические примеры на сложение, производить их запись при помощи цифр и знаков, используя игровые материалы Воскобовича;

Продолжать формировать умение решать логические задачи на основе использования логических блоков Дьенеша, закрепить знания о геометрических фигурах, величине, толщине;

Совершенствовать навыки силуэтного конструирования на плоскости, ориентировку в пространстве;

Развивать мелкую моторику руки, координацию «глаз- рука» при дорисо-вывании предметов на листе бумаги в клетку;

Продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;

Воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи, формировать коммуникативные навыки.

Метод приемы: игровой (использование игровых ситуаций и дид игр, сюрпризный момент), наглядный (использование различного демонстра-ционного материала), словесный (объяснения, пояснения, вопросы), практи-ческий (практические действия детей и показ педагога).

Оборудование и материалы :

Мультимедийный проектор, герои Фиолетового леса (Малыш Гео, Филимон Коттерфилд, Магнолик, Гномики, Околесик)

Коврограф «Ларчик»

Конструктор «Волшебная восьмерка»

4 -ох цветный квадрат, игровизор, «Счетовозик», блоки Дьенеша, раздаточные карточки с примерами (все по количеству детей).

Ход занятия:

Дети проходят в группу и располагаются полукругом перед педагогом.

В-ль : Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости, а с гостями как мы знаем нужно всегда здороваться. Так давайте не будем отступать от этого правила и сегодня и поприветствуем всех наших гостей.

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!! (дети говорят хором)

На экране появляется изображение Малыша Гео.

В-ль : Ребята, посмотрите какой гость сегодня пришел к нам. Вы узнали его? (ответы детей ).

Правильно, это нам знакомый малыш Гео. И он сегодня хочет пригласить нас и наших гостей в Фиолетовый лес, где нас с нетерпением ждут его обитатели. Мы уже с вами знаем, что этот лес необычный, как и его жители. И сегодня в который раз они приготовили нам свои задания - сюрпризы.

Вы готовы отправиться в гости? Ну а как быть с наши гостями, ведь это не этично оставлять одних гостей которые к вам пришли. Давайте пригласим и их в Фиолетовый лес.

педагог обращается к присутствующим гостям

А Вы готовы отправиться вместе с нами? (ответы гостей )

Чтобы попасть в Фиолетовый лес нам поможет волшебный квадрат. Мы уже с ним неоднократно путешествовали, и пусть в этот раз он нам тоже поможет, но сегодня пусть он превратиться в самолет (дети выполняют задание- преврашение с квадратом Воскобовича ).

А теперь произнесем считалку - заклинание «Кохле- охле -желе - зеле - селе- фи самолетик мой лети» -дети имитируют полет самолета и рассаживаются за столы.

На экране появляется изображение Фиолетового леса, а за ним Филимона Коттерфилда.

В-ль : Вот мы с вами и Фиолетовом лесу. Посмотрите, кто нас встречает на лесном аэродроме? (ответы детей )

Правильно, узнали Филимона Коттерфилда, но в этот раз он не один, у него для вас задача - сюрприз и поможет ему в этом его «Волшебная восьмерка».

Давайте мы с вами вспомним сами и расскажем нашим гостям, какие цвета закодированы на волшебной восьмерке.

Дети расшифровывают восьмерку

Красный - кохле

Оранжевый - охле

Желтый - желе

Зеленый - зеле

Голубой - геле

Синий - селе

Фиолетовый - фи

Вместе они обозначают 7 цветов радуги, а если внимательно посмотреть на то как они располагаются, то можно безошибочно сказать что вместе они обозначают цифру 8.

И вот Коттерфилд дает вам первое задание - сюрприз.

Задание № 1 «Закодированная цифра»

В-ль : Вам нужно загадать любую цифру от 1 до 9, 0 , вспомнить как она записывается и назвать ее сказанный код- шифр.

Например, цифра 2 - нужно убрать палочки кохле и фи, а шифр будет: охле-желе- зеле- геле-селе.

Дети совместно с педагогом выполняют задание.

В-ль : Молодцы ребята, быстро и безошибочно справились с заданием. Давайте попрощаемся с Филимоном Коттерфилдом, ведь мы должны успеть побывать в гостях у всех жителей Фиолетового леса, ведь время, на которое мы можем попасть в волшебный лес очень мало, а стрелки часов неумолимо двигаются вперед. Итак, отправляемся дальше.

На экране появляется изображение Магнолика и счетовозика.

В-ль : Посмотрите, нас с нетерпением ждет Магнолик, а чтобы быстрее мы могли путешествовать нам он предлагает пересесть на Счетовозик. Но счетовозик необычный паровоз, он начинает движение только в том случае, если вы выполните правильно все счетные действия с числами и правильно запишите их виде примеров, а затем назовете ответ к нему. Для начала вспомним и расскажем нашим гостям, почему в окошках счетовозика горит разное количество фонариков и стоят разные цифры.

Дети дают объяснение, что различное количество горящих фонариков, обозначается соответствующей ему цифрой. Например, если стоит цифра 1 значит, в окошке должен гореть один фонарик, если 2 - то светится два фонарика и т.д.

Задание № 2 «Посчитай и реши правильно»

В-ль : Чтобы мы могли начать движение Магнолик подготовил вам карточки- задания, они все совершенно разные. Чтобы ваш паровоз двигался вперед вы внимательно разбираете карточку- задание, а затем с помощью шнурка записываете его на счетовозике и если вы все выполните правильно вы сможете отправиться впуть.

Дети работают с карточками и счетовозиком, решают и записывают примеры на сложение (увеличение на 1)

В-ль : Итак, мы с Магноликом хотим, проверить все ли справились с заданием и можем ли мы отправляться в путь дальше.

У кого в ответе получилось число 10? Из каких двух меньших чисел состоит это число (9 и 1). Как нужно правильно записать пример: 9+ 1 =10.

У кого в ответе получилось число 9 (8, 7, 6, 5)?

Молодцы, и с этим заданием справились, значить мы можем начать движение.

Проводится динамическая физминутка «Паровоз Букашка»

Задание № 3 «Дом для гнома»

В-ль : Веселое путешествие по Фиолетовому лесу продолжается. Мы с вами уже побывали в гостях у двух его обитателей. Кто нас встретил первым? А вторым?

А вот и новые жители необычного леса. Мы с вами попали в гости к гномам. Но вот беда, ночью над лесом бушевал сильный ветер и он разрушил дома, где жили гномы и поэтому они не могут нас пригласить к себе. Давайте поможем гномам, построим им новые домики, а поможет нам в этом опять волшебный квадрат.

Дети выполняют преобразование 4-х цветного квадрата в «дом»

Задание № 4 «Фигурная дорожка к дому гнома»

В-ль : Домики мы сделали. А гномы очень любят ходить в гости к друг другу. И поэтому они просят нас построить и дорожку. Придется и в этом помочь нашим гномам. Чтобы дорожка получилась правильной нужно разгадать шифрованную схему- задание. А для этого гномы предлагают поиграть в игру «Да-нет ку»

На экране появляется схема. Дети задают вопросы воспитателю, а он отвечает. После того как закодированную деталь- фигура будет расшифрована выложить ее от дома виде дорожки

Для постройки дорожки используются блоки Дьенеша и кодировки проводится на основе использования таких параметров: цвет, величина, толщина, форма.

В-ль : Молодцы, интересно было. Гномы хотят знать, как вы смогли справиться с заданием и не ошибиться. Поможем им разобраться? (ответ детей )

Дети отвечают на вопросы:

- что общего между прямоугольником и квадратом?

- а чем они отличаются?

- чем отличаются между собой треугольник и круг?

На экране появляется изображение Ворона Метра и волшебный квадрат.

В-ль : Ребята, а мы с вами чуть не забыли про еще одного обитателя Фиолетового леса. Это Ворон Метр и его неизменный волшебный квадрат, который столько раз помогал нам. И ворон Метр предлагает нам свое задание.

Задание № 5 «Чудесные превращения квадрата»

Дети работают с 4-х цветным квадратом Воскобовича.

- одноцветные фигуры: большой и маленький квадрат;

Двухцветные: ежик, лодочка, конфета;

Трехцветные: конфета, летучая мышь, ворон Метр.

В-ль : Ну вот ребята, интересно мы играли, в гостя тоже побывали. Вам понравилось? А нашим гостям? Но время наше истекает и нам нужно как можно быстрее вернуться обратно в детский сад. Ведь если мы не вернемся в группу к определенному времени, то попасть еще раз в Фиолетовый лес мы не сможем, его волшебные двери навсегда будут для нас закрыты. А чтобы мы успели уложиться времени Околесик нам предложил отправиться в обратный путь на лодочке, для того чтобы лодочка быстрее плыла мы можем дорисовать к ней мачты и тогда попутный ветер по реке быстро нас выведет в Черное море, а по нему мы сможем добраться до нашего родного города.

Но перед тем как мы начнем прорисовывать мачты нам нужно размять наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Волны ходят на просторе,

Вы узнали - это море.

Чайка над волной взмывает,

Чайка чайку догоняет.

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву

Две ладошки друзья -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму-

Синим морем поплыву.

А по бурным по волнам,

Плывут рыбки тут и там.

Задание № 6 «Дорисуй мачту»

Дети сидя за столами прорисовывают мачты на лодочках (используется геовизор).

В ходе выполнения задания педагог обращает внимание детей на осанку во время письма, на то, как должны правильно держать маркер.

После того как дети выполнили задание на экране появляется вновь изображение мальчика Гео и его послание, которое зачитывает педагог. В нем говорится о том, что жители Фиолетового леса очень рады были тому, что дети приняли их приглашение и побывали у них в гостях. Проявили себя вежливыми,всезнающими и самое главное доброжелательными, помогли гномам. И в благодарность они вам отправили сюрприз. Перед детьми появляется фиолетовая коробочка, а в ней находят плоды с дерева Феолетового леса - «Золотой плод знаний».

Педагог подводит итог занятия и вручает детям «Золотой плод знаний».

Конспект НОД
с использованием развивающей методики В.В.Воскобовича.

Тема: «Домик для гномов».

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Речевое развитие».

2. Образовательная область «Познавательное развитие».

3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: развитие познавательных процессов дошкольников с помощью игровых технологий В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Задачи: Образовательные:

Закрепить знания детей по темам «Хвойные и лиственные деревья», «Цветы», «Насекомые» посредством игровых технологий В.В.Воскобовича;

Способствовать развитию умения интересно, связно, последовательно описывать сюжет;

Учить составлять рассказ с последовательно развивающимся действием.

Развивающие:

Развивать образное мышление, память, логику;

Развивать умения составлять по схеме и замыслу разные фигуры из нескольких частей, используя игровое пособие В.В.Воскобовича «Конструктор букв»;

Развивать речь детей, обогащать словарный запас;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, умение работать в паре, коллективе.

Оборудование: игровое развивающее пособие «Фиолетовый Лес» В.В.Воскобовича; «Конструктор букв» (для каждого ребенка); у воспитателя дополнительно 3 «Конструктора букв» на липучках; коврограф (для каждого ребенка); сказочные гномы; разноцветные полоски на липучках; 2 набора картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев (осина, дуб, лиственница, сосна, кедр, ель, береза, клен, каштан, ясень),2 набора картинок с изображением листьев этих деревьев (для работы в подгруппах); схемы цветов,сделанные воспитателем заранее из «Конструктора букв»; аудиозапись на выбор воспитателя.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня в Фиолетовый Лес нас позвали сказочные гномы. Гномам нужна помощь. Спешим помочь сказочным гномам. (Дети шагают по кругу, «змейкой», по диагонали под музыку "Где же, где же гномики?").

2. Вводная часть.

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу. Поздороваемся с Фиолетовым Лесом.

Здравствуй, лес!

Фиолетовый наш лес.

Весь из сказок и чудес!

У гномов случилась беда: их дом за зиму развалился. Что это значит? (Ответы детей).

Нужно помочь построить гномам новый, красивый дом с трубой, чтобы в нем было тепло и уютно.

3. Основная часть.

Воспитатель: Достаем детали из «Конструктора букв» (игровое развивающее пособие В.В.Воскобовича) : «воротики» 1шт., «уголки» 1 шт., «стрелки» 2шт. (Дети на индивидуальных коврографах выкладывают дом).

Воспитатель: Подберем слова, дом какой? (Ответы детей).

(Деревянный, теплый, светлый, новый, красивый, лесной, прочный, уютный, родной, сказочный).

Посмотрите, это дом.

Теплый, с крышей и трубой.

Домик гномиков лесной,

Светлый, новый и родной,

Замечательный какой!

Воспитатель: Около дома гномы решили посадить молодые лиственные и хвойные деревья.

Ребята, какие вы знаете деревья? (Ответы детей).

Игровое задание:

(Дети выполняют задание в подгруппах).

На коврографах картинки деревьев - осина, дуб, лиственница, сосна, кедр, ель, береза, клен, каштан, ясень и листья этих деревьев.

С помощью разноцветных полосок на липучках соединить дерево и лист.

Воспитатель: Составим деревья из деталей «Конструктора букв».

Ель - «уголки» 3 шт., «стрелки» 1 шт.;

Береза - «совочки» 1 шт. большой, 2 шт. маленькие, «стрелки» 3 шт.

Тополь - «стрелки» 2 шт., «клюшки» 1 шт., «совочки» 1 шт..

Дуб - «лапки» 1 шт., «стрелки» 2 шт., «совочки» 3 шт.

(Дети выполняют по образцу за воспитателем на индивидуальных коврографах. Можно предложить и в подгруппах, в парах и т.п Воспитатель - на игровом пособии «Фиолетовый Лес»).

Физкультминутка.

По лесной тропинке шли,

(Идут по канату приставным шагом).

В лес мы сказочный зашли.

(Разводят руки в стороны и кружатся на месте).

В нем живут лесные гномы.

(Приседают и встают).

Помощь ждут они от нас.

(Прыжки на месте).

Дом построить в один час.

(Руки вверх над головой, изображая крышу дома).

Посадить деревья в срок,

(Образуют круг).

Чтобы был другим урок:

(Сходятся к центру круга).

Красота живая - лес,

Пусть растет он до небес!

(Расходятся из центра круга на носочках с высоко поднятыми руками).

Воспитатель: Как вы думаете, что еще можно сделать, чтобы около дома гномов было красиво и уютно? (Ответы детей).

Правильно, нужно посадить цветы.

Поможем гномам посадить цветы.

Игровое задание:

(Дети выполняют задание по схемам).

Воспитатель: Кохле и Желе посадили тюльпаны.

(Схема тюльпана: «лапки» 1 шт., «клюшки» 2 шт.)

(Дети выкладывают цветок из деталей «Конструктора букв» на индивидуальных коврографах, воспитатель - на игровом пособии «Фиолетовый Лес». Можно по желанию вызвать ребенка выполнить задание).

А тюльпаны - чудеса!

На длинном стебле - красота.

Красные и желтые

Лепестки отборные.

Воспитатель: Охле посадил нарциссы.

(Схема нарцисса: «лапки» 1 шт., «стрелки» 2 шт.)

Гордо смотрит наш нарцисс,

Удивительный он принц:

Величаво он стоит,

С высока на всех глядит.

Воспитатель: Геле и Селе посадили незабудки и колокольчики.

(Схема незабудки: «стрелки» 1 шт., «клюшки» 2 шт., «совочки» 2 шт.)

(Схема колокольчика: «лапки» 1 шт., «клюшки» 2 шт.)

Лазурной красоты цветы,

Они от неба лоскутки.

Подружки голубоглазые,

Скромные и разные.

Только солнышко взойдет,

Колокольчик расцветет,

Зазвенит он звонким смехом

И в лесу разбудит эхо.

Воспитатель: Гномик Фи задумал посадить фиалки.

(Схема фиалки: «лапки» 1 шт., «уголки» 2 шт.)

А фиалки - красота!

Глазки у фиалки, как у Наталки.

Цвета моря, синевы и лазури, глубины.

Воспитатель: Гномик Зеле посеял молодую травку и посадил ромашки -»солнце с белыми лучами«.

(Схема ромашки: «клюшки» 2 шт., «стрелки» 8 шт.)

Ой, ребята, посмотрите.

На зеленом, на лугу.

Разбросало солнце блики -

У ромашек белизну.

Все они как нараспашку:

Носят белую рубашку,

С желтой пуговкой внутри,

Для изящной красоты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой прекрасный дом для гномов мы построили, помогли посадить около дома замечательные деревья и цветы. Сказочные гномы рады и довольны. Молодцы, ребята.

В Фиолетовом Лесу стало очень красиво: распустились весенние цветы.

На их благоухание прилетели лесные друзья и помощники - пчелы, птицы и бабочки.

Игровое задание:

(Самостоятельно из деталей «Конструктора букв» составить бабочку, пчелу, птицу). (Можно по желанию вызвать детей выполнить задание).

(Например, бабочка - «стрелки» 5 шт. или «уголки» 2 шт., «стрелки» 1 шт.;

Птица - «совочки» 1 шт. большой, «стрелки» 3 шт.; пчела - «совочки» 1 шт. большой или маленький, «стрелки» 4 шт.).

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли сказочным гномам. Теперь у них есть свой дом, около дома много деревьев и прекрасных цветов. Сказочные гномы вас благодарят и просят рассказать вас о том, как вы им помогали.