Щелочноземельные металлы: краткая характеристика. Щелочноземельные металлы Химические элементы магний кальций и бериллий
К понятию щелочноземельных металлов относится часть элементов II группы системы Менделеева: бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий. Четыре последних металла имеют наиболее ярко выраженные признаки щелочноземельной классификации, поэтому в некоторых источниках бериллий и магний не включают в список, ограничиваясь четырьмя элементами.
Свое название металла получили благодаря тому, что при взаимодействии их оксидов с водой образуется щелочная среда. Физические свойства щелочноземельных металлов: все элементы имеют серый металлический цвет, при нормальных условиях имеют твердую структуру, с ростом порядкового номера увеличивается их плотность, имеют очень высокую температуру плавления. В отличие от щелочных металлов, элементы данной группы не режутся ножом (за исключением стронция). Химические свойства щелочноземельных металлов: имеют два валентных электрона, активность растет с повышением порядкового номера, в реакциях выступают в качестве восстановителя.
Характеристика щелочноземельных металлов свидетельствует об их высокой активности. В особенности это относится к элементам с большим порядковым номером. Например, бериллий в нормальных условиях не ступает во взаимодействие с кислородом и галогенами. Для запуска механизма реагирования его необходимо нагреть до температуры свыше 600 градусов по Цельсию. Магний в нормальных условиях имеет на поверхности оксидную пленку и также не реагирует с кислородом. Кальций окисляется, но достаточно медленно. А вот стронций, барий и радий окисляются практически мгновенно, поэтому их хранят в безкислородной среде под керосиновым слоем.
Все оксиды усиливают основные свойства с ростом порядкового номера металла. Гидроксид бериллия представляет собой амфотерное соединение, которое не реагирует с водой, но хорошо растворяется в кислотах. Гидроксид магния является слабой щелочью, нерастворимой в воде, но реагирующей с сильными кислотами. Гидроксид кальция - сильное, малорастворимое в воде основание, реагирующее с кислотами. Гидроксиды бария и стронция относятся к сильным основаниям, хорошо растворимым в воде. А гидроксид радия - это одна из сильнейших щелочей, которая хорошо реагирует с водой и практически всеми видами кислот.
Способы получения
Получают гидроксиды щелочноземельных металлов путем воздействия воды на чистый элемент. Реакция протекает при комнатных условиях (кроме бериллия, для которого требуется повышение температуры) с выделением водорода. При нагревании все щелочноземельные металлы реагируют с галогенами. Полученные соединения используются в производстве большого ассортимента продукции от химических удобрений до сверхточных деталей микропроцессора. Соединения щелочноземельных металлов проявляют такую же высокую активность, как и чистые элементы, поэтому их используют во многих химических реакциях.
Чаще всего это происходит при реакциях обмена, когда необходимо вытеснить из вещества менее активный металл. В окислительно-восстановительных реакциях принимают участие в качестве сильного восстановителя. Двухвалентные катионы кальция и магния придает воде так называемую жесткость. Преодоление этого явления происходит путем осаждения ионов при помощи физического воздействия или добавления в воду специальных смягчающих веществ. Соли щелочноземельных металлов образуются путем растворения элементов в кислоте либо в результате реакций обмена. Полученные соединения имеют прочную ковалентную связь, поэтому обладают невысокой электропроводностью.
В природе щелочноземельные металлы не могут находиться в чистом виде, так как быстро вступают во взаимодействие с окружающей средой, образую химические соединения. Они входят в состав минералов и горных пород, содержащихся в толще земной коры. Наиболее распространен кальций, немного уступает ему магний, довольно часто встречаются барий и стронций. Бериллий относится к редким металлам, а радий - к очень редким. За все время, которое прошло с момента открытия радия, во всем мире было добыто всего полтора килограмма чистого металла. Как и большинство радиоактивных элементов, радий имеет изотопы, коих у него насчитывается четыре штуки.
Получают щелочноземельные металлы путем разложения сложных веществ и выделения из них чистого вещества. Бериллий добывают путем восстановления его из фторида при воздействии высокой температуры. Барий восстанавливает из его оксида. Кальций, магний и стронций получают путем электролиза их хлоридного расплава. Сложнее всего синтезировать чистый радий. Его добывают путем воздействия на урановую руду. По подсчетам ученых в среднем на одну тонну руды приходится 3 грамма чистого радия, хотя встречаются и богатые месторождения, в которых содержится целых 25 грамм на тонну. Для выделения металла используются методы осаждения, дробной кристаллизации и ионного обмена.
Применение щелочноземельных металлов
Спектр применения щелочноземельных металлов очень обширен и охватывает многие отрасли. Бериллий в большинстве случаев используется в качестве легирующей добавки в различные сплавы. Он повышает твердость и прочность материалов, хорошо защищает поверхность от воздействия коррозии. Также благодаря слабому поглощению радиоактивного излучения бериллий используется при изготовлении рентгеновских аппаратов и в ядерной энергетике.
Магний используют как один из восстановителей при получении титана. Его сплавы отличаются высокой прочностью и легкостью, поэтому используются при производстве самолетов, автомобилей, ракет. Оксид магния горит ярким ослепительным пламенем, что нашло отражение в военном деле, где он используется для изготовления зажигательных и трассирующих снарядов, сигнальных ракет и светошумовых гранат. Является одним из важнейших элементов для регуляции нормального процесса жизнедеятельности организма, поэтому входит в состав некоторых лекарств.
Кальций в чистом виде практически не применяют. Он нужен для восстановления других металлов из их соединений, а также в производстве препаратов для укрепления костной ткани. Стронций используют для восстановления других металлов и в качестве основного компонента для производства сверхпроводящих материалов. Барий добавляют во многие сплавы, которые предназначены для работы в агрессивной среде, так как он обладает отличными защитными свойствами. Радий используется в медицине для кратковременного облучения кожи при лечении злокачественных образований.
Атомы этих элементов содержат на внешнем энергетическом уровне два электрона, которые они отдают при химических взаимодействиях, и поэтому являются сильнейшими восстановителями. Во всех соединениях они имеют степень окисления +2. С ростом порядкового номера сверху вниз в подгруппе восстановительные свойства элементов усиливаются, что связано с увеличением радиусов их атомов.
Радий
- радиоактивный элемент, содержание его в природе невелико.
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
- простые вещества. Легкие серебристо-белые металлы, стронций имеет золотистый оттенок. Он значительно тверже щелочных металлов , барий же по мягкости напоминает свинец.
На воздухе при обычной температуре поверхность бериллия и магния покрывается защитной оксидной пленкой. Щелочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха более активно, поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных сосудах, как и щелочные металлы.
При нагревании на воздухе все рассматриваемые металлы энергично сгорают с образованием оксидов. Для записи уравнений реакций также воспользуемся общим обозначением металлов М:
Реакция сжигания магния сопровождается ослепительной вспышкой, раньше она применялась при фотографировании объектов в темных помещениях. В настоящее время используют электрическую вспышку.
Бериллий, магний и все щелочноземельные металлы взаимодействуют при нагревании с неметаллами - хлором, серой, азотом и т. д., образуя соответственно хлориды, сульфиды, нитриды:
Из всех металлов главной подгруппы II группы только бериллий практически не взаимодействует с водой (препятствует защитная пленка на его поверхности), магний реагирует с ней медленно, остальные металлы бурно взаимодействуют с водой при обычных условиях:
Подобно алюминию магний и кальций способны восстанавливать редкие металлы - ниобий, тантал, молибден, вольфрам, титан и др. - из их оксидов.
Такие способы получения металлов по аналогии с алюминотермией называют магниетермией и кальциетермией.
Магний и кальций применяют для производства редких металлов и легких сплавов . Например, магний входит в состав дюралюминия, а кальций - один из компонентов свинцовых сплавов, необходимых для изготовления подшипников и оболочек кабелей.
Соединения бериллия, магния и щелочноземельных металлов. В природе щелочноземельные металлы, как и щелочные металлы, находятся только в форме соединений вследствие своей высокой химической активности.
Оксиды МО - твердые белые тугоплавкие вещества, устойчивые к воздействию высоких температур.
Проявляют основные свойства, кроме оксида бериллия, имеющего амфотерный характер.
Оксид магния малоактивен в реакции с водой, все остальные оксиды очень бурно взаимодействуют с ней:
МО + Н20 = М(ОН)2
Оксиды получают обжигом карбонатов: МС03 = МО + С02
В технике оксид кальция СаО называют негашеной известью, а МgО - жженой магнезией. Оба этих оксида используют в производстве строительных материалов.
Гидроксиды щелочноземельных металлов относятся к щелочам. Их растворимость в воде растет от Са(ОН)2 к Ва(ОН)2. Эти гидроксиды получают взаимодействием соответствующего оксида с водой.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиS-элементы 2 группы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. К щелочноземельным металлам обычно
относят кальций, стронций и барий, поскольку их оксиды (земли) при
растворении в воде дают щелочи. Оксиды бериллия и магния в воде не
растворяются. Иногда и все металлы из 2А группы называют
щелочноземельными. На внешнем уровне атомы имеют 2 электрона (Be -
2s2, Mg - 3s2, Ca - 4s2 и т.д.).
При возбуждении s-электроны переходят на р-
подуровень и тогда возможно образование двух связей
(валентность равна двум). В соединениях металлы
проявляют степень окисления +2.
1. Щелочноземельные металлы сильные восстановители, хотя и
уступают щелочным металлам. Восстановительные свойства растут
сверху вниз, что совпадает с увеличением атомных радиусов (Be - 0,113
нм, Ba - 0,221 нм) и ослаблением связи электронов с ядром. Так, Ве и Mg
разлагают воду очень медленно, а Са, Sr, Ва бурно.
2. На воздухе Be и Mg покрываются защитной пленкой и сгорают при
только при поджигании, тогда как Ca, Sr, Ba самовоспламеняются при
контакте с воздухом.
3. Оксиды Be и Mg нерастворимы в воде и гидроксиды Be и Mg
получают косвенным путем, тогда как оксиды Ca, Sr, Ba cоединяясь с
водой, образуют гидроксиды. Оксид бериллия имеет амфотерные
свойства, остальные оксиды - основные свойства.
4. Be(OH)2 и Mg(OH)2 почти нерастворимы в воде (0,02 и 2 мг на 100 г).
Растворимость Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2 составляет 0,1, 0,7 и 3,4 г. При
этом Be(OH)2 - амфотерный гидроксид, Mg(0H)2, - слабое основание,
Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(0H)2 - сильные основания.
5. Галогениды хорошо растворимы в воде, но растворимость
сульфатов падает сверху вниз. Так, в 100 г воды растворяется 35,6 г
MgSO4, но только 0,2 г CaSO4, 0,01 г SrSO4 и 0,0002 г BaSO4.
6. Растворимость карбонатов снижается сверху вниз. MgCO3 - 0,06 г на
100 г воды, ВаСО3 всего - 0,002г. Термическая устойчивость карбонатов
растет сверху вниз: Если BeCO3 разлагается при 100о, MgCO3 - при 350о, то
СаСО3 - при 900о, SrCO3 - 1290о BaCO3 - при 1350о.
БЕРИЛЛИЙ - имеет более выраженные ковалентные
(неметаллические) свойства, чем другие элементы 2А группы. И сам
бериллий, его оксид и гидроксид имеют амфотерные свойства.
Ве + 2НСl = BeCl2 + H2 Вe + 2KOH + 2H2O = K2 + H2
BeO + 2HCl = BeCl2 + H2O BeO + 2KOH + H2O = K2
Be(OH)2 + 2HCl = BeCl2 + 2H2O Be(OH)2 + 2KOH = K2
Магний и кальций
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ . Содержание магния и кальция в земной коре 2,1
и 3,6%. Минералы магния - MgCO3. CaCO3 - доломит, MgCO3 - магнезит, KCl .
6H2O - карналлит; MgSO4
KCl . 3H2O - каинит. Минералы кальция :
CaCO3 - кальцит (известняк, мел, мрамор), СaSO4
2H2O - гипс, Ca3(PO4)2 -
фосфорит, 3Ca3(PO4)2
CaF2 - апатит.
Магний и кальций - серебристо-белые металлы плавятся при 651 и
851о С. Кальций и его соли окрашивают пламя в кирпично-красный цвет.
ПОЛУЧЕНИЕ. Кальций и магний получают электролизом расплава
хлорида кальция или хлорида магния или алюмотермическим методом.
электролиз to
СaCl2 Ca + Cl2 4CaO + 2Al = 3Ca + CaO . Al2O3
Химические свойства кальция и магния.
В соединениях оба металла проявляют степень окисления +2. При
этом кальций более активен, чем магний, хотя и уступает стронцию и
1. Взаимодействие с кислородом идет с воспламенением и
выделением тепла и света.
Mg + O2 = 2MgO; 2Ca + O2 = 2CaO
2. Взаимодействие с галогенами. Фтор соединяется с Са и Mg
непосредственно, остальные галогены только при нагревании.
Mg + Cl2 = MgCl2; Ca + Br2 = CaBr2
3. При нагревании Са и Mg образует с водородом гидриды, которые
легко гидролизуются и окисляются. to to
Mg + Н2 = MgН2 ; Ca + Н2 = CaН2
СаН2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + 2H2; CaН2 + О2 = СаО + Н2О
4. При нагревании оба металла взаимодействуют с другими
неметаллми:
Mg + S = MgS; 3Ca + N2 = Ca3N2; 3Mg + 2P = Mg3P2
3Ca + 2As = Mg3As2; Ca + 2C = CaC2; Mg + 2C = MgC2
Нитриды, сульфиды и карбиды кальция и магния подвержены
гидролизу:
Ca3N2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2NH3 ; CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 +
5. Бериллий и магний с водой и спиртами взаимодействуют только
при нагревании, тогда как кальций бурно вытесняет из них
Mg + H2O = MgO + H2; Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2
Са + 2С2Н5ОН = Са(С2Н5О)2 + Н2
6. Магний и кальций отнимают кислород у оксидов менее активных
металлов.
CuO + Mg = Cu + MgO; MoO3 + 3Ca = Mo + 3CaO
7. Из кислот-неокислителей магний и кальций вытесняют водород,
а кислоты-окислители эти металлы глубоко восстанавливают.
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2; Ca + 2CH3COOH = Ca(CH3COO)2 + H2
3Mg + 4H2SO4к = 3MgSO4 + S + 4H2O; 4Ca + 10HNO3к= 4Ca(NO3)2 + N2O
4Ca + 10HNO3оч.разб. = 4Ca(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O
8. Кальций и магний легко окисляются растворами окислителей:
5Mg + 2KMnO4 + 8H2SO4 = 5MgSO4 + 2MnSO4 + K2SO4 + 8H2O
Са + K2Cr2O7 + 7H2SO4 = 3СаSO4 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 7H2O
Оксиды гидроксиды кальция и магния.
Оксид магния - MgO - белый порошок, тугоплавкий (огнеупор),
нерастворимый в воде и кислотах и только аморфная форма оксида
магния медленно взаимодействует с кислотами. Получают оксид магния
нагреванием гидроксида магния.
MgO (аморфный) + 2HCl = MgCl2 + H2O; Mg(OH)2 = MgO + H2O
Гидроксид магния - Mg(OH)2 - малорастворимое и
малодиссоциирующее основание. Получают действием щелочей на соли
магния. При пропускании диоксида углерода через его раствор выпадает
осадок карбоната магния, который в дальнейшем растворяется при
избытке СО2.
MgCl2 + 2KOH = Mg(OH)2 + 2KCl MgCl2 + 2NH4OH = Mg(OH)2 + 2NH4Cl
Mg(OH)2 + CO2 = MgCO3 + H2O MgCO3 + CO2 + H2O = Mg(HCO3)2
Оксид кальция - СаО - негашенная известь. Белое тугоплавкое
вещество с выраженными основными свойствами (образует с водой
гидроксид, реагирует с кислотными оксидами, кислотами и амфотерными
оксидами).
СаО + Н2О = Са(ОН)2 СаО + СО2 = СаСО3 СаО + 2НCl = CaCl2
СaO + Al2O3 = Ca(AlO2)2 CaO + Fe2O3 = Ca(FeO2)2
Получают обжигом известняка или восстановлением сульфата
СаСО3 = СаО + СО2; 2СаSO4 + 2C = 2CaO + 2SO2 + CO2
Гидроксид кальция Са(ОН)2 - гашеная известь (пушенка), получают
при взаимодействии оксида кальция с водой. Сильное основание, кроме
того растворяет некоторые неметаллы и амфотерные металлы.
Са(ОН)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O Ca(OH)2 + SO3 = CaSO4 +
3Ca(OH)2 2FeCl3 = 2Fe(OH)3+ 3CaCl2 2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + NH3
2Са(ОН)2 + Сl2 = CaCl2 + Ca(ClO)2 + 2H2O Са(ОН)2 + 2Al + 2H2O =
Гашеная известь входит в состав строительного раствора.
Затвердение основано на реакциях:
Ca(OH)2 + СO2 = CaCO3 + H2O; Ca(OH)2 + SiO2 = CaSiO3 + H2O
из воздуха песок
При пропускании диоксида углерода через раствор Ca(OH)2
(известковую воду) выпадает осадок карбоната кальция, который при
дальнейшем пропускании СО2 растворяется вследствие образования
растворимого гидрокарбоната кальция.
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О; СаСО3 + СО2 + Н2О = Са(НСО3)2
Цель урока: Дать общую характеристику щелочноземельным металлам в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ.
Задачи урока:
На химии элементов этой группы повторить основные закономерности изменения свойств элементов в ПСХЭ по вертикале (группе).
Рассмотреть характерные свойства простых веществ и соединений, образованных элементами 2 группы главной подгруппы.
Какое практическое значение имеют соединения этих металлов.
Развитие химических способностей учащихся при использовании заданий развивающего обучения.
Дальнейшее формирование умения обобщать, делать выводы.
Оборудование и реактивы:
кальций, вода, фенолфталеиновый, пинцет, нож, пробирки.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме.
Слайд 3
: Почему бериллий и магний не относят к щелочноземельным металлам, хотя и находятся в одной группе с этими металлами?
Атомы этих элементов содержат на внешнем энергетическом уровне по два электрона, которые они отдают при химических взаимодействиях, и поэтому являются сильнейшими восстановителями. Во всех соединениях они проявляют степень окисления +2.
Слайд 4:
Атомы этих элементов лишь немного меньше по размерам, чем атомы соответствующих щелочных металлов, а в связи с этим металлы главной подгруппы 2 группы по химической активности и другим свойствам должны быть с ними сходны.
Слайд 5:
Учащиеся выполняют задание №1.
Слайд 6: Бериллий, магний и щелочноземельные металлы – как простые вещества.
Бериллий.
Слайд 7: Магний
Слайд 8: Кальций
Слайд 9: Стронций
Слайд 10: Барий
Слайд 11: Радий
Слайд 12:
Плотность их увеличивается от бериллия к барию, а температура плавления наоборот, уменьшается. Окрашивание пламени солей щелочноземельных металлов.
Слайд 13:
Химические свойства.
Слайд 14: Взаимодействие металлов с кислородом воздуха.
Щелочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха, покрываясь пленкой оксида (исключение барий, смесь оксида и пероксида), поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных ампулах.
Слайд 15: Взаимодействие с неметаллами.
Реакция идет как правило при нагревании.
Взаимодействие металлов с водой.
Из всех металлов главной подгруппы 2 группы только бериллий не взаимодействует с водой (препятствует защитная пленка на его поверхности), магний реагирует с ней медленно, остальные металлы – бурно.
Демонстрация опыта: Взаимодействие кальция с водой.
Пишем уравнение реакции:
Ca + 2 HOH = Ca (OH) 2 + H 2
Гашеная известь
Вспомним реакцию взаимодействие щелочных металлов с водой.
Происхождение название щелочноземельные металлы связано с тем, что их гидроксиды являются щелочами, а оксиды по тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и железа, носившими ранее общее название «земли».
Слайд 16:
Учащиеся выполняют задание №2
Слайд 17: Соединения бериллия, магния и щелочноземельных металлов
Оксиды этих металлов – твердые, белые, тугоплавкие вещества, устойчивые к воздействию высоких температур. Проявляют основные свойства, кроме бериллия, имеющего амфотерный характер
Слайд 18: Взаимодействие оксидов с водой.
Оксид магния малоактивен в реакции с водой, все остальные оксиды очень бурно с ней взаимодействуют. При этом выделяется значительное количество энергии. Поэтому, реакция оксида кальция с водой называется гашением извести, а образующийся гидроксид кальция – гашеной известью. Получают оксиды обжигом карбонатов:
CaCO 3 = CaO + CO 2
Негашеная известь
Mg CO 3 = MgO + CO 2
Жженая магнезия
Слайд 19: Взаимодействие гидроксидов с кислотами.
Так как многие соли щелочноземельных металлов нерастворимы, то реакция нейтрализации может сопровождаться выделением осадка.
Слайд 20: Соли.
Слайд 21: Учащиеся выполняют задания № 3, № 4, № 5.
Практическое значение соединений кальция, магния и бария.
Слайд 22: Карбонат кальция. Одно из самых распространенных соединений на Земле. Хорошо известны такие содержащие его минералы, как мел, мрамор, известняк.
Самый важный из этих минералов – известняк. Без него не обходится ни одно строительство. Известняк – сырьё для получения цемента, гашеной и негашеной извести, стекла и дл. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных. Один из примеров его использования вы хорошо знаете – это школьный мел, зубные пасты. Мел применяют в производстве бумаги, резины, а также для побелки. Мрамор – это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков.
Слайд 23: ОАО «Тургоякское рудоуправление»
Производит известняк флюсовый. Наиболее крупные месторождения мрамора на территории области – это Коелгинское (Еткульский район), Баландинское (Сосновский район), Уфалейское (район г. В.Уфалей).
Слайд 24: Практическое применение карбоната магния.
Слайд 25: Практическое применение сульфата магния.
Слайд 26: Практическое применение фосфата кальция.
Слайд 27: Практическое применение сульфата бария.
Слайд 28: Подведение итогов урока.
Работы учащиеся сдают преподавателю на проверку. Оценка результатов на следующем уроке.
Слайд 29: Домашнее задание.
Домашнее Задание: параграф 12, №3,5,7.
Задания по теме: «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»
*****
Ф.И. учащихся___________________________класс_______________
1.Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *
а) заряд ядра: Ca * Mg , Be * Ba , Mg * Al , K * Ca
б) число электронных слоев: Ca * Mg , Be * Ba , Mg * Al
в) число электронов на внешнем уровне: Ca * Mg , Be * Ba , Mg * Al
г) восстановительные свойства: Ca * Mg , Be * Ba
2.Допишите уравнения реакций, уравняйте:
а) Mg + S = ………
б) Be + N 2 = ………..
в) Ca + O 2 = …………
г) Ca + S = ………….
Назовите продукты реакции.
3.Установите признак, объединяющий указанные объекты:
а) MgО, CaО, SrО, BaО признак______________________
б) Be 0 Be 2+ , Mg 0 Mg 2+ , Ca 0 Ca 2+ признак__________________________
в) Ca, Sr, Ba, Ra признак______________________________
а) да, можно
б) происходит спокойно
г) общим отравлением
Задания по теме: «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы».
***
Ф.И учащихся__________________________класс_______
1.Какое из утверждений
неправильное:
а) к щелочноземельным металлам не относятся бериллий и магний
б) восстановительные свойства сильнее проявляются у бериллия, т.к. заряд ядра атома наименьший, чем у остальных элементов 2 группы главной подгруппы
в) щелочноземельные металлы – это кальций, стронций, барий, радий
2.Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций. Назовите продукты реакции:
а) Са + …. = CaS
б) ….+ C l 2 = Mg C l 2
в) Be + ….. = Be 3 N 2
Не забудьте уравнять!
Подберите к цифре названия вещества соответствующую букву формулы:
Гашеная известь
Хлорид бария
Негашеная известь
Жженая магнезия
Сульфид кальция
4.Можно ли кусочки щелочноземельного металла для опыта брать руками:
а) да, можно
б) нет, эти металлы взаимодействуют с водой кожи рук, что может вызвать ожог
в) нет, т.к. это не гигиенично, металл может быть загрязнен
г) нет, т.к. щелочноземельные металлы имеют низкую температуру плавления и в руках могут расплавиться
5.Растворение оксида кальция в воде может сопровождаться:
а) кипением и разбрызгиванием смеси
б) происходит спокойно
в) раздражением верхних дыхательных путей
г) общим отравлением
Задание ***** - для «сильных учеников»
*** - для «слабых» учеников
Работа предполагается в группах по 2 человека.
Технологическая карта урока
«Бериллий, магний и щелочноземельные металлы».
Предмет, класс | Химия, 9 класс |
Тема урока | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. |
Актуальность использования средств ИКТ | Использование презентации позволяет Реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Формируются навыки и умения информационно-мыслительной деятельности.
|
Цель урока | Дать общую характеристику щелочноземельным металлам в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. |
Задачи урока | Обучающие: 1. На химии элементов этой группы повторить основные закономерности изменения свойств элементов в ПСХЭ по вертикале (группе). 2. Рассмотреть характерные свойства простых веществ и соединений, образованных элементами 2 группы главной подгруппы. Развивающие : Развитие химических способностей учащихся при использовании заданий развивающего обучения. Воспитательные:
Воспитывать чувство практической значимости соединений щелочноземельных металлов, магния.
|
Необходимое аппаратное программное обеспечение | АРМ учителя химии, мультимедийный проектор, экран. MS PowerPoint . |
Методы обучения – по источнику полученных знаний- словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый; по дидактическим целям – актуализация, изучение нового материала. Межпредметные связи – биология, краеведение. Организационная структура урока
|
|
Этап 1 | Организационный момент |
Длительность этапа | 2 минуты |
Цель | Настроить учащихся на работу на уроке. |
Форма организации деятельности обучающихся | Проверка готовности к уроку, приветствие учителя. |
| Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока. |
Этап 2 | Формирование новых знаний |
Длительность этапа | 3 минут |
Цель | Выяснить, почему бериллий, магний находятся в одной подгруппе со щелочноземельными металлами, хотя и не относятся к таковым; какими особенностями строения атомов они обладают; |
| Фронтальная |
| Информирующая |
Основные виды деятельности преподавателя | |
Деятельность обучающихся | |
Этап 3 | |
Длительность этапа | 5 минут |
Цель | Закрепление новых знаний. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Групповая. |
Функция преподавателя на данном этапе | Контролирующая. |
Основные виды деятельности преподавателя | |
Деятельность обучающихся | Работа по карточкам. |
Этап 4 | Формирование новых знаний. |
Длительность этапа | 5 минут. |
Цель | Выяснить, что из себя представляют простые вещества – бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий. Выяснить закономерности изменения плотности и температур плавления и узнать особенности окраски пламени при внесении в него солей этих элементов. Познакомиться с химическими свойствами этих простых веществ.
|
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Фронтальная |
Функция преподавателя на данном этапе | Рассказ, беседа, демонстрация презентации. |
Основные виды деятельности преподавателя | Информирующая. |
Деятельность обучающихся | Работа в тетрадях, запись основных понятий. |
Этап 5 | Дифференцированная работа в группах. |
Длительность этапа | 5 минут |
Цель | Закрепление новых знаний. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Групповая. |
Функция преподавателя на данном этапе | Контролирующая. |
Основные виды деятельности преподавателя | Осуществляет индивидуальный контроль. |
Деятельность обучающихся | Работа по карточкам. |
Этап 6 | Формирование новых знаний. |
Длительность этапа | 10 минут |
Цель | Выяснить, что из себя представляют соединения этих металлов: оксиды, основания, соли; особенности их химических свойств. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Фронтальная. |
Функция преподавателя на данном этапе | Информирующая. |
Основные виды деятельности преподавателя | Рассказ, беседа, демонстрация презентации. |
Деятельность обучающихся | Работа в тетрадях, запись основных понятий. |
Этап 7 | Дифференцированная работа в группах. |
Длительность этапа | 5 минут. |
Цель | Закрепление новых знаний. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Групповая. |
Функция преподавателя на данном этапе | Контролирующая. |
Основные виды деятельности преподавателя | Осуществляет индивидуальный контроль. |
Деятельность обучающихся | Работа по карточкам. |
Этап 8 | Формирование новых знаний |
Длительность этапа | 5 минут |
Цель | Познакомиться с практическим применением солей магния и щелочноземельных металлов, рассмотреть на примере г. Миасса применение соединения кальция (Берёзовский карьер). |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Фронтальная. |
Функция преподавателя на данном этапе | Рассказ, беседа, демонстрация презентации. |
Основные виды деятельности преподавателя | Информирующая. |
Деятельность обучающихся | Работа в тетрадях, запись основных понятий. |
Этап 9 | Заключительная часть |
Длительность этапа | 5 минут |
Цель | Подведение итогов: дать анализ и оценить успешность достижения целей и задач урока. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Фронтальная. |
Функция преподавателя на данном этапе | Информирующая: сообщение результатов работ дифференцированных заданий на следующем уроке. |
Основные виды деятельности преподавателя | Сообщение о достижении целей, анализ результативности урока, инструктаж по выполнению домашнему заданию. |
Деятельность обучающихся | Запись домашнего задания. |
Список литературы
Габриелян О. С. «Химия. 9 класс» М.: Дрофа 2009.
Дендебер С.В., Ключникова О.В. « Современные технологии в процессе преподавания химии» М.: ООО 5 за знания, 2008.
Денисова В.Г. «Мастер – класс учителя химии. 8-11 классы» М.: Глобус, 2010