Светодиодные световые приборы в образовательных учреждениях

В настоящее время имеются нормативные документы и Федеральные Законы, как запрещающие, так и разрешающие использование светодиодных источников света для освещения школьных классов. Но, уже в скором времени данная коллизия, возможно, будет устранена.

Применение светодиодов разрешено в :

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года). В соответствие с 7.2.2 данного СанПиН:

«7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый».

СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение". Введен в действие для добровольного применения с 8 мая 2017 г. Приказом Минстроя РФ от 7 ноября 2016 года N 777/пр. В данном основополагающем нормативном документе запрет на применение светодиодных источников света для освещения школ отсутствует.

Применение светодиодов запрещено :

СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования». Данный свод правил допускает использование светодиодных светильников только с удаленным люминофором.

СП 256.132500.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». В данном своде правил, светодиодные источники света для освещения школ запрещены.

В настоящее время в указанные своды правил вносятся изменения по приведению их требований к освещению школ в соответствие с требованиями СП 52.13330.2016.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». В соответствии с 3.1.5 (5 абзац) данного СанПиН: «В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания».

В соответствии с 1.4 и 1.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03:

«1.4. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий.

1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации».

Таким образом, Госсанэпидемнадзор имеет право запретить проведение учебного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях, в которых установлены светодиодные светильники, не смотря на то, что имеются разрешительные нормативные документы.

В настоящее время в некоторых школах светодиодные светильники установлены, не смотря на имеющиеся запреты. В случае использования светодиодных светильников в школах будет не лишним согласовать принятые технические решения с региональным отделением Госсанэпидемнадзора, что бы их представители дали официальное разрешение на несоблюдение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение".

В Приказе Минстроя РФ от 10 февраля 2017 года N 86/пр «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» сказано:

«Пункт 2 приказа Минстроя России от 7 ноября 2016 г. N 777/пр "Об утверждении СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" изложить в следующей редакции:

"2. С момента введения в действие СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" признать не подлежащим применению СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 783, за исключением пунктов СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (далее - Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень.".»

Таким образом, в указанном Перечне пока присутствует 7.18 свода правил СП 52.13330.2011, в соответствии с которым:

«7.18 Выбор источников света по цветовым характеристикам для общественных, жилых и вспомогательных помещений следует производить на основании приложения И с учетом 7.3 и 7.4.

В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания.

В остальных общественных помещениях использование галогенных ламп накаливания для общего освещения допускается только для обеспечения архитектурно-художественных требований.».

То есть, до замены свода правил СП 52.13330.2011 на СП 52.13330.2016 в указанном Перечне применение светодиодных светильников в школах является прямым нарушением Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принятом Государственной Думой 23 декабря 2009 года и одобренном Советом Федерации 25 декабря 2009 года.

В своде правил СП 52.13330.2016, введенном в действие с 8 мая 2017 г. светодиодные светильники в школах не запрещены. Но в 7.3.1 имеется запрет на использование светодиодов в дошкольных образовательных учреждениях и в основных функциональных помещениях лечебно - профилактических учреждений.

Учитывая, что свод правил СП 52.13330.2016 со временем заменит свод правил СП 52.13330.2011 в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", то в ближайшие годы использование светодиодных светильников в детских садах и в основных функциональных помещениях лечебно - профилактических учреждений будет запрещено на уровне Федерального Закона.

Отстаивая возможность применения светодиодов в школах, часто ссылаются на Постановлении Правительства РФ №898 от 28.08.2015 г.

В Постановлении Правительства №898 от 28.08.2015 г. отсутствует запрет на применение люминесцентных светильников в образовательных учреждениях (школах).

Согласно данного Постановления (4 абзац пункта ж)): «запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света ".

В соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, как было отмечено выше, для учреждений школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.

В Постановлении Правительства №898 от 28.08.2015 года имеется запрет на:

Приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26-38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;

Запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;

Запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп.

Заключение

Проблемы по применению светодиодов в школах, судя по всему, начнутся после снятия ограничений по их использованию в нормативных документах. По существу в скором времени свод правил СП 52.13330.2011 будет заменен в Перечне обязательных документов на СП 52.13330.2016. И запретительным документом будет только СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Но в ближайшем будущем и в него могут быть внесены соответствующие изменения.

Предположительно, в этот СанПиН будут внесены конкретные требования к светодиодному освещению по цветовой температуре, максимальной мощности светодиода и т.д. И многие уже смонтированные светодиодные осветительные установки в школах могут оказаться не удовлетворяющими этим требованиям.

Стоит обратить внимание на стандарт Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе СТО.69159079-01-2017 «Светильники светодиодные. Требования к техническим и эксплуатационным параметрам». В этом стандарте сформулированы многие требования к светодиодным светильникам для школ и крайне желательно не использовать светильники с параметрами, уступающими рекомендациям данного документа.

К (Все статьи сайта)

Какие требования предъявляются к светодиодным и люминесцентным лампам (светильникам), используемым для организации освещения в общественных помещениях.

Наиболее полный ответ содержится в письме Руководителя Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко от 01.10.2012 № 01/11157-12-32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Для организации общего и местного искусственного освещения в общественных помещениях рекомендуется использовать в качестве источников света люминесцентные и светодиодные лампы.
На российском рынке представлены модели компактных люминесцентных ламп (далее -КЛЛ) более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам, формам, срокам службы, размеру, цене. Объем потребления энергосберегающих ламп в Российской Федерации постоянно возрастает. Импорт компактных люминесцентных ламп достиг в 2011 году 107 млн. штук. В связи с развитием современных энергоэффективных источников света, в том числе светодиодов и осветительных приборов на их основе необходимо обеспечить гигиенические нормы освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования и в детских оздоровительных организациях.

Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ по-прежнему является проблема их утилизации и безопасности использования. Каждая такая лампа может содержать до 3-5 мг ртути, находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Опасность представляет неаккуратное обращение с отработанными лампами. Разрушенная или повреждённая колба лампы высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжёлое отравление.

В настоящее время на территории Российской Федерации производятся лампы с применением технологии Amalgam. В составе такой лампы ртуть находится не в чистом виде (жидком и/или парообразном состоянии), а в виде амальгамы - химического раствора ртути в другом металле, т.е. в твердом агрегатном состоянии. При нагревании амальгамы до 60 Си выше пары ртути высвобождаются и участвуют в процессе свечения лампы. Такое технологическое решение исключает попадание паров ртути в помещение с комнатной температурой при нарушении целостности стеклянной колбы.
Кроме того, в продаже доступны КЛЛ, выполненные в силиконовом контуре поверх лампы. Силиконовая прокладка предохраняет трубку и колбу, являясь смягчителем удара при падении, ограничивает распространение ртути.

Для минимизации загрязнения закрытых помещений при повреждении КЛЛ, рекомендуется использовать лампы, изготовленные по указанным технологиям.
Кроме компактных люминесцентных ламп на рынке осветительного оборудования Российской Федерации с 2010 года предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд преимуществ. Светодиодные лампы экономичны и имеют энергопотребление на 80% меньше чем у ламп накаливания, обладают высокой ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок их службы может доходить до 100 000 часов. Такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане загрязнения окружающей среды.

С целью определения возможности применения светодиодного освещения и светодиодных светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников ГП «Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН» и Научно-исследовательского института строительной физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук были проведены исследования психофизиологического воздействия светодиодного освещения и светодиодных светильников на организм человека.

Проведенные исследования показали возможность применения светодиодного освещения и светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.
В связи с этим, органы управления образованием по субъектам Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, образовательные и детские оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и осветительных приборов на их основе, при соблюдении ряда условий. При использовании в системах общего освещения в помещениях общественных зданий и в учебном процессе, светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и количественных показателей освещения.

  1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90°. Указанный параметр предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для ограничения слепящего действия светодиодных ламп иизмеряется транспортиром и угольником. 2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м. В связи с тем, что габаритная яркость открытых светодиодов чрезвычайно высока, использовать светильник с открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.
  2. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5:1. Может быть оценена после измерений яркомером, как отношение максимально измеренной яркости к минимальной.
  3. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000°К. Оценить цветовую температуру светодиодного источника можно по маркировке на цоколе или упаковке лампы. Цветовая температура - это температура черного тела (излучателя Планка), при которой его излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта. Она определяет цветовую тональность (теплую, нейтральную или холодную) освещаемого этими источниками пространства.
  4. Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт. Мощность смонтированных светодиодов указывается в маркировке лампы, расположенной на цоколе или на упаковке.

В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенные для установок общего и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования, должна быть указана информация о величине габаритной яркости, неравномерности яркости по выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.

При проведении надзорных мероприятий следует обращать внимание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на необходимость своевременности, полноты и достоверности осуществления производственного контроля за выполнением требований, предъявляемых к общему, местному и комбинированному освещению в зданиях и помещениях.

Руководитель Г.Г. Онищенко

Основная цель уличного освещения - обеспечение безопасности участников движения в тёмное время суток.

Основные параметры, которые до сих пор согласно российским нормативам, являются определяющими для уличного освещения:

  • средняя яркость дорожного покрытия,
  • равномерность распределения яркости дорожного покрытия,
  • срок службы светильников.

Существуют также и дополнительные параметры (пульсация светового потока, коэффициент цветопередачи, коррелированная цветовая температура), которые, безусловно, влияют на безопасность движения, но, к сожалению, до сих пор не нормируются для уличного освещения. Следует отметить, что в последнее время на них стали обращать больше внимания, и нужно быть готовыми к тому, что в ближайшее время они войдут в нормативы.

Преимущества светодиодных светильников по сравнению с газоразрядными

Основная задача разработчиков и производителей светильников - обеспечить выполнение норм уличного освещения с минимальным энергопотреблением и максимальным сроком службы.

Именно в этом заключаются основные преимущества светодиодных (LED) светильников по сравнению с газоразрядными - высокая световая эффективность и малое энергопотребление.

Это достигается несколькими факторами: светодиод сам по себе является очень высокоэффективным преобразователем электроэнергии в свет. Сейчас в серийном производстве есть светодиоды с эффективностью более 200 лм/Вт, а лабораторные образцы имеют эффективность около 300 лм/Вт. Для сравнения, серийно выпускаемые мощные натриевые лампы имеют эффективность 130 лм/Вт, ртутные - не более 60 лм/Вт, а маломощные лампы имеют ещё более низкую эффективность - 80 и 40 лм/Вт соответственно.

Вторым фактором, позволяющим уличным LED светильникам достигать высокой эффективности при эксплуатации, является направленность излучения. Светодиоды светят только в одну сторону, что позволяет получать КПД светильника до 96%!!! Газоразрядные лампы светят во все стороны, для них требуется специальный отражатель, чтобы перенаправить свет в нужную сторону, а это существенно понижает КПД прибора. С учётом защитного стекла КПД стандартных светильников с газоразрядными лампами не превышает 75%.

Например, светодиодный светильник мощностью 85 Вт, даёт такой же световой поток (9750 лм), как и светильник с ртутной лампой 250 Вт, потребляющий мощность 260 Вт (экономия электроэнергии в 3 раза!!!)

Следует ещё учесть, что эти значения эффективности достигаются новыми, только что установленными лампами. Но светодиодные светильники имеют и ещё одно принципиальное преимущество: более медленная деградация светового потока с течением времени. Следовательно, при расчетах можно закладывать меньший коэффициент запаса.

Также в ходе реальной эксплуатации выяснилось, что уменьшение светового потока, вызванного запылённостью, у газоразрядных светильников на порядок выше, чем у светодиодных, поскольку LED светильники имеют всего одну поверхность, подверженную загрязнению (см. рисунок).

Важно не только произвести максимальный световой поток, но и правильно его распределить. Светодиодные светильники и здесь имеют преимущество перед газоразрядными лампами. Малый размер светодиодов позволяет разрабатывать и производить под них линзы и рефлекторы, более эффективно использующие световой поток для обеспечения максимальной равномерности распределения яркости дорожного покрытия и максимального оптического КПД светильника по сравнению с рефлекторами для громоздких газоразрядных ламп.

Срок службы светодиодных светильников - более 50 000 часов (свыше 12 лет). Все элементы светильника долговечны, в отличие от светильников с газоразрядными лампами. Для сравнения, срок службы ртутных ламп серии ДРЛ - 8 000 часов, лучших натриевые лампы серии ДНаТ - 20 000 часов.

Рассмотрим дополнительные преимущества светодиодных светильников, которые также важны для обеспечения безопасности движения:

  1. Низкочастотные световые пульсации. В традиционных газоразрядных светильниках пульсация света около 80-100%. Это повышает утомляемость водителей и вызывает стробоскопический эффект, что увеличивает вероятность ДТП. У большинства LED светильников пульсации не превышают 10-20%.
  2. Индекс цветопередачи. Индекс цветопередачи светодиодных светильников - 70-90, ртутных ламп - 40-60, натриевых ламп - 30-40. С учётом особенностей сумеречного зрения человека видимость объектов при освещении их светодиодными светильниками в несколько раз выше, чем при освещении натриевыми светильниками. Это увеличивает скорость реакции участников движения и снижает аварийность на дорогах.
  3. Коррелированная цветовая температура. Широкий диапазон цветовых температур светодиодов (2400-10000 К) позволяет выделять цветом особо важные в плане безопасности участки дороги. Например, основная часть дороги освещается светом с цветовой температурой 6000К (холодный цвет), а пешеходные переходы выделены светом с цветовой температурой 3000К (тёплый цвет).
  4. Мгновенное включение при подаче питающего напряжения и стабильная работоспособность при любой температуре на всей территории Российской Федерации. Светильники с лампами ДРЛ и ДНаТ крайне неудовлетворительно запускаются при температурах ниже -15°C, а выход на режим занимает 10-20 мин.
  5. Мгновенная возможность повторного включения. В газоразрядных светильниках потребуется несколько минут для остывания лампы, прежде чем её удастся включить повторно.
  6. Отсутствие пусковых токов. Начальный ток светодиодных светильников превышает номинальный ток всего на 15-20%, пусковой ток газоразрядных светильников в 2-3 раза превышает номинальный ток.
  7. При повышенном входном напряжении резко возрастает энергопотребление газоразрядных светильников и падает их срок службы, в LED светильниках мощность практически не зависит от входного напряжения.
  8. Светодиодные светильники не требуют специальных условий утилизации, так как не содержат ртути, ее производных и других ядовитых, вредных или опасных составляющих материалов и веществ. Во всех же традиционных газоразрядных светильниках присутствует ртуть или её соединения.
  9. В светодиодных светильниках есть возможность уменьшать уровень светового потока в ночное время за счет снижения потребляемой мощности на 30-50%, что приводит к значительной экономии электроэнергии.

Также, казалось бы, нет никаких четких указаний по поводу обязательного внедрения светодиодных источников света в общеобразовательных учреждениях и в программе "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", утвержденной в 2010-м году. В этом можете удостовериться самостоятельно:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.minenergo.gov.ru%2Fupload%2Fdocs%2Fee%2Fb612746a17...

Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.

Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.

Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?

Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.

Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?

Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.

Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.

Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях.
Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.

К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

1) Спектр цветоизлучения в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно - большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала.
Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям тепло-белый (2700К-3500К), белый (4000К-5000К), естественно-белый (3500К-4500К).

С чем это связано?
Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением.
Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) - к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов.
Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия - тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.

Следует отметить, что есть еще одна разновидность - холодный белый (свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений .

2) Также очень важный параметр - индекс цветопередачи Ra . О нем напрямую не говорится в самом СанПиНе (так как косвенно это относится к пункту 7.2.1), но есть четкая градация помещений по характеристикам зрительной работы. О ней говорится в достаточно старом, но действующем документе СНиП 23-05-95, на который и ссылается данный СанПиН:
http://www.docload.ru/Basesdoc/1/1898/#i772208
И, согласно таблице из этого документа, светильники в помещениях образовательных учреждений должны обладать индексом Ra>80.

3) Еще одна крайне важная деталь - показатель дискомфорта Мт . Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости.
Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания - это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами - непосредственно колбы самих ламп.

Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем , так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).

4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации . Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп не более 20 .

Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников <5% . Поэтому данным критерием практически можно пренебречь при подборе светильников в образовательные учреждения.

Итак, подведем итоги.

Согласно действующим нормативным документам, в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных учреждениях следует применять светодиодные светильники, которые, помимо необходимых и достаточных значений общего светового потока, мощности, степени защиты, габаритов и накладного способа установки , соответствуют следующим параметрам:

1) Цветность света: 2700К-3500К - для дошкольных учреждений, 3500-5000К - для общеобразовательных и высших учебных заведений.
2) Тип рассеивателя: опаловый, матовый или молочно-белый
3) Индекс цветопередачи Ra > 80
4) Коэффициент пульсации < 5%

Зачастую при подборе светильника также возникает вопрос о материале рассеивателя. В нормативной документации нет никаких указаний к материалу рассеивателя для светильников , устанавливаемых внутри помещений образовательных учреждений, поэтому выбор материала рассеивателя оставляется на усмотрение руководства учебного учреждения.

Различные материалы обладают различной светопропускаемостью и износостойкостью, но в большинстве случаев , когда вопрос упирается в стоимость изделия, выбор падает на более дешевые материалы, такие как светотехнический полистирол или полиакрил (ПММА). В случаях же, когда необходима прочность рассеивателя к механическим повреждениям - применим более дорогой поликарбонат .

Координатор проекта,
Живорыкин А.Н.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.3.1186-03

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

2.4.1. Естественное освещение

2.4.1.1. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение.

Без естественного освещения допускается проектировать:

    снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале;

    душевые и уборные персонала;

    кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей);

    радиоузлы;

    кинофотолаборатории;

    книгохранилища;

    бойлерные, насосные водопровода и канализации;

    камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха;

    узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий;

    помещения для хранения дезсредств.

Светильники для образовательных кабинетов

Мощность светильника 36 Вт, 4500 К, 3200 Лм, встраиваемый.


Мощность светильника 38 Вт, 5000 К, 3450 Лм, встраиваемый/накладной.



Мощность светильника 36 Вт, 4000 К, 3800 Лм, встраиваемый/накладной. Опция - аварийный блок.



Мощность светильника 33 Вт, 4800 К, 2900 Лм, IP54, встраиваемый


2.4.1.2. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета.

В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах применяют системы освещения (боковое - одно, двух- и трехстороннее) и комбинированное (верхнее и боковое). Выбор системы освещения определяют характером зрительной работы, габаритами помещения и оборудования, особенностями светового климата и др. Для мастерских с большой глубиной - наилучшими системами следует считать двухстороннее боковое и комбинированное (в одно- и двухэтажных зданиях).

Направленность света от боковых окон на рабочую поверхность, как правило, левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков).

2.4.1.3. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения - 2,0%. В спортивном зале при боковом освещении - 1,0%, при верхнем и комбинированном - 3,0%.

2.4.1.4. В учебно-производственных мастерских и рабочих местах обучающихся на предприятиях КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0%.

2.4.1.5. Неравномерность естественного освещения в учебно-производственных помещениях не должна превышать 3:1 (отношение среднего значения КЕО к наименьшему в пределах характерного разреза помещения). Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни; ориентация кабинета вычислительной техники - на север, северо-восток.

2.4.1.6. Соотношение яркостей в поле зрения не должно превышать 3:1 - между тетрадью и поверхностью стола, 10:1 - между тетрадью и стеной; 1:3 - между классной доской и стеной и 20:1 - между световым проемом и стеной.

2.4.1.7. Для окраски и отделки поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует использовать диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов: потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы окрашивают в белый цвет, стены - в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые, светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6 - 0,7; столы - в светло-зеленые и цвета натурального дерева - с коэффициентом отражения не менее 0,5; классные доски - в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,2; пол - в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4 - 0,5.

Светильники для школьных коридоров и подсобных помещений


Мощность светильника 15 Вт, 5000 К, 1750 Лм, встраиваемый/накладной, IP30. Опция - аварийный блок.


Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм, встраиваемый/накладной.


Мощность светильника 32 Вт, 4000 К, 2800 Лм, IP40, накладной. Опция - аварийный блок.


2.4.2.3. В учебных помещениях предусматривают люминесцентное освещение (допускается лампами накаливания). Следует применять люминесцентные лампы ЛБ, могут применяться лампы ЛХБ, ЛЕЦ. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудиторий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светильники: ЛСО02-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПО02-2x40, ЛПО46-4х18-005, могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.

2.4.2.4. В учебных помещениях используют люминесцентные светильники с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума.

2.4.2.5. Необходимое количество светильников и их размещение в помещении определяют по светотехническим расчетам с учетом коэффициента запаса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

В учебных кабинетах светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м - от внутренней. Классную доску оборудуют софитами и освещают двумя светильниками типа ЛПО-30-40-122(125), расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на расстоянии 0,6 м перед доской в сторону класса.

Предусматривают раздельное включение светильников или отдельных их групп (с учетом расстановки учебного и технологического оборудования).

2.4.2.6. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное).

2.4.2.7. При выполнении в помещении работ I - IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

Для общего освещения в системе комбинированного следует использовать преимущественно люминесцентные лампы независимо от типа источника света местного освещения. Для местного освещения следует применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.

2.4.2.8. Уровни освещенности при отдельных видах работ, выполняемых подростками, представлены в Приложении 1.

2.4.2.9. Выбор источника света следует производить с учетом характеристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цветоразличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

2.4.2.10. Для общего и местного освещения производственных помещений со специфическими условиями среды (пыльные, влажные, взрывоопасные, пожароопасные и др.) применяют светильники в соответствии с их назначением и светотехническими характеристиками.

2.4.2.11. Неравномерность освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать 1,3 для работ I - III разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света - 1,5; для работ IV - VII разрядов - 1,5 - 2,0 соответственно. Для производственных помещений, в которых выполняются работы I - IV разрядов, следует предусматривать ограничение отраженной блескости.

2.4.2.12. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2-х раз в год; замену перегоревших ламп - по мере выхода из строя. К этой работе обучающиеся не привлекаются. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных для обучающихся.

Мощность светильника 18 Вт, 4000 К, 2100 Лм. Монтируется на вертикальную поверхность с помощью кронштейнов.

У Вас остались вопросы по освещению образовательных учреждений ? Звоните нам, мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы.