Школьная реформа 1786 года. Школьные реформы Екатерины II

4 период -- школьная реформа 1782--1786 гг. -- первая попытка создания государственной системы народного образования.

В 1782--1786 годах была осуществлена школьная реформа. Указом 7 сентября 1782 г. была создана Комиссия по учреждению в России народных училищ под руководством графа П. В. Завадовского. Был разработан План к установлению народных училищ в Российской империи, в соответствии с которым во всех губернских городах предстояло открыть всесословные государственные четырехклассные народные училища, а в уездных - аналогичные двухклассные малые народные училища. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года) Ф. И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и шефом Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким.

Главные народные училища -- начальные учебные заведения в Российской империи. Первое главное народное училище было открыто в Санкт-Петербурге. в 1783 г. Его директором был один из авторов проекта системы народных училищ педагог Ф.И. Янкович де Мириево.

Главные народные училища состояли из 4-х классов. Первые два класса соответствовали курсу Малого народного училища. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2 классе -- пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование; в 3 классе -- повторение катехизиса; арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика с упражнениями и чистописание. 4 класс имел два отделения, обучение в нем длилось соответственно два года. В 4 классе изучалась история (всеобщая и русская), география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1 класса, преподавались языки: латинский и один из новейших. Кроме того, желающие могли подготовиться к должности учителя малых народных училищ. Для этого изучался курс методики обучения ("Способ учения").

В каждом училище было до 6 учителей. Учитель арифметики был одновременно и учителем российской грамматики, латинского языка, физики и архитектуры, учитель истории -- учителем географии и естественных наук. Во главе училища стоял директор или смотритель.

Главными попечителями училищ были губернаторы или генерал-губернаторы. Все училища находились в ведении приказа общественного призрения.

В Главные народные училища принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В них применялись прогрессивные для своего времени методы обучения и учёта знаний учеников, использовалась классно-урочная система.

После школьной реформы 1804 г. Главные народные училища были преобразованы в гимназии.

Малые народные училища -- начальные учебные заведения для непривилегированных сословий с 2-годичным сроком обучения в Российской империи.

Программа обучения малых народных училищ соответствовала программе первых двух классов главных народных училищ. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2 классе -- пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование.

В основе обучения в малых народных училищах лежало разработанное Ф.И. Янковичем де Мириево "Руководство учителям первого и второго класса народных училищ".

Обучение в малых народных училищах было бесплатным, но книги и пособия ученики приобретали за свой счет. Малоимущим ученикам учебники выдавались бесплатно.

В каждом училище было по два учителя. Во главе училища стоял директор или смотритель. Свидетельство об окончании малых народных училищ не выдавалось.

После школьной реформы 1804 г. малые народные училища были преобразованы в Уездные училища.

Выводы по второй главе

В результате изучения четырех периодов в развитии школы и просвещения XVIII в. сделаны следующие выводы.

В XVIII в. были достигнуты значительные успехи в истории математики.

Основными центрами развития математики, как и всей науки в XVIII в., являлись академии наук, при которых работали крупнейшие ученые. По сравнению с XVII в. значительно увеличился выпуск периодической литературы. Несмотря на все трудности, развитие наук все более ускорялось и приобретало международный характер.

С момента организации Академии наук начинается большой и богатый научными событиями период развития математики: основание университетов и гимназий, появление великих русских математиков, создание математических обществ и др.

Открытие Московского университета в 1755 г. с двумя гимназиями при нем для дворян и разночинцев, расширение сферы научных исследований в России, обучение наиболее способных выпускников российских учебных заведений способствовали формированию нового политического мышления. Увы, многие попытки возрождения школ оказались не очень успешными.

Главными причинами было отсутствие учителей и неспособность найти среди государственных деятелей лиц, сумевших бы поставить народное образование на ноги.

Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.

Политика просвещенного абсолютизма в области образования. Идея воспитания «новой породы людей» и её реализация в закрытых сословных учебных заведениях. Начало женского образования в России.

Периодом высшего развития школьного дела в России в XVIII веке стало время царствования Екатерины II (1762 – 1796). Получив европейское образование, императрица проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В рамках общеевропейской эпохи Просвещения российские политики, ученые, педагоги приняли активное участие в разработке вопросов просветительского характера: провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования европейского опыта на основе собственных национальных традиций. В своих произведениях российские просветители: А.А. Прокопович-Антонский, Е.Р. Дашкова, М.М. Снегирев, Х.А. Чеботарев и др. – предлагали идеи свободного развития личности, отвергая тезис о преимущественном «естественном воспитании» и настаивая на приоритете общественного воспитания.

Екатерина II для реализации своих проектов также стремилась использовать достижения педагогической мысли просвещенной Европы. Она внимательно изучала произведения Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо и др. За советом по реализации реформы школьной системы в Российской империи она обратилась к знаменитому французскому просветителю Д. Дидро, который по её просьбе составил «План Университета для России».

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII века являлось удовлетворение культурно-просветительских интересов дворянства. Еще во время царствования Петра I была введена обязательная программа, согласно которой дворяне должны были получать научно-технические знания. С течением времени в соответствующих школах остались учиться лишь дети мелкопоместных дворян. Представители знати предпочитали учиться светским манерам, наслаждаться театром и другими видами искусства. Усиливается стремление к новому образованию западного образца, выбравшему в качестве приоритета греко-латинскую образованность.

Оплотом греко-латинского образования в Российской империи становится Славяно-греко-латинская академия, которая вступает в новый период своего развития. Увеличивается количество часов на преподавание русского и греческого языков; вводятся древнееврейский и новые языки, а также целый ряд образовательных предметов: философия, история, медицина и др. Академия перестает удовлетворять запросам нового времени, так как превращается в исключительно духовно-учебное учреждение. Её функцию в системе образования берут на себя университеты.



Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII века стал коллективный трактат профессоров московского университета «Способ учения» (1771), в котором провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Заметных успехов во второй половине XVIII века также добиваются специальные военно-учебные учреждения: Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Согласно уставу 1766 года, программа обучения в них делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию (нравоучение, юриспруденция, экономика); 2) полезные или художественные (физика, астрономия, география, навигация, естествознание, военные науки, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура); 3) руководствующие к познанию прочих искусств (логика, риторика, хронология, латинский и французский языки, механика).

Также во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворян. Обучение в них велось по программе государственных школ. Представители дворянской знати часто давали своим детям домашнее образование, приглашая иностранных гувернеров.

В 1763 году главным советником императрицы по вопросам образования в Российской империи становится Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), получивший прекрасное европейское образование. В этом же году он представил императрице план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». С целью сглаживания классовых противоречий в обществе он надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (справедливых дворян, промышленников, купцов, ремесленников). Основным условием формирования первого поколения новых людей и. Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от влияния «безнравственного общества», от предрассудков и пороков старого поколения. Для этого между поколениями необходимо было создать прочную искусственную преграду, роль которой призваны были сыграть закрытые учебные заведения (интернаты) , где, под руководством просвещенных наставников, должны были до 18 – 20 лет воспитываться «новые люди».

И. Бецкой также стремился создать в России образованное третье сословие (купцы, мещане, ремесленники). Для реализации этой цели в 1760 – 70-х годах в Москве и Санкт-Петербурге был открыт целый ряд учебных заведений: воспитательные дома, коммерческое училище, мещанские училища при шляхетском корпусе и при Академии художеств и др.

В 1764 году в Санкт-Петербурге был открыт Смольный институт, положивший начало государственному дворянскому женскому образованию в России. Для составления программы обучения в институте был использован культурно-просветительский опыт французского Просвещения. Кроме общей программы, включавшей русский язык, географию, историю, арифметику, иностранные языки, преподавали хорошие манеры и домоводство.

В 1768 году была создана «Частная комиссия об училищах», которая также подготовила несколько проектов реформы системы образования: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев.

В истории реформ системы образования екатерининской эпохи выделяются два этапа: на первом этапе (1760-е годы) заметное влияние оказывается идеями французского просвещения; на втором этапе (с начала 1780-х годов) – влияние немецкого опыта преподавания. К началу 1780-х годов вопрос о школьной реформе снова становится актуальным.

В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.

Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища . Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, граждановедению, чистописанию, рисованию и др. Открывались и содержались малые училища на средства горожан.

Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Помимо программы малых училищ, в курс обучения входили: евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура и др. В главных училищах можно было получить и педагогическое образование. Преподавание осуществлялось светскими учителями. Также в училищах была введена классно-урочная система.

Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети.

Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.

Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Новая формулировка задач школы звучала так: не только учить, но и воспитывать.

За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру.

Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц.

Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую - «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.

Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.

До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом, По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В дворянских семьях по-прежнему продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

Школьная реформа1780 - годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.

18 век занимает особое место в истории образования и воспитания в России. Именно в этом веке была создана светская школа; сделана попытка организовать государственную систему народного образования; впервые были разработаны в тории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

В развитии школы и просвещения 18 века выделяют 4 периода:

I период – 1 четверть 18 века. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ разных сторон жизни общества.

II период – 1730 – 1765 гг . – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования и одновременно борьбы М. Ломоносова за общенародное образование и создание Московского университета.

III период – 1766–1782 гг . – развитие просветительских педагогических идей, возрастающая роль Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений.

IV период школьная реформа 1782–1786 гг . – первая попытка создания государственной системы народного образования.

Итак, в начале 18 в. были открыты: Навигацкая школа, Артиллерийская (пушкарская) школа, Медицинская школа, Инженерная школа, две Горные школы (одна – при Оленецких, другая – при Уральских заводах). Школы ставили своей задачей подготовку специалистов в определенных отраслях хозяйства и офицерского состава для армии и флота. Инженерная школа, высшие классы Артиллерийской школы, Морская академия готовили офицерские кадры из числа дворянских детей.

Навигацкая школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, учителей в другие школы, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников. Не знающие грамоты поступали в 1 класс, называвшийся русской школой, затем переходили в арифметический класс. Дети разночинцев обычно на этом оканчивали учение и становились писарями, помощниками архитекторов и т.д.

Дети дворян обязаны были учиться дальше и осваивали геометрию, тригонометрию, геодезию, мореплавание, архитектуру, навигацию, астрономию, фехтование. Часть из тех, кто заканчивал школы, посылались за границу для совершенствования знаний и службы на военных кораблях. Всего в Москве и Санкт–Петербурге в этих школах обучалось 800 человек. Это были первые светские школы. Несмотря на строгие указы, многие недоросли не являлись в Школу. За неявку в школу могли сослать на галерные работы, били батогами, наказывали денежным штрафом. Бежавших из школы, ловили, брали под караул, порой даже отбирали имение в казну. Кроме того, в каждом классе находился дядька, который при малейшем беспорядке бил учеников хлыстом, несмотря ни на какие звания, а среди питомцев были дети даже самых знатных семей. Обучение шло на русском языке и по русским учебникам. При обучении грамоте следовали старым порядкам: сначала учили азбуку, потом часослов, псалтырь – на церковнославянском, затем шло чтение гражданской печати. Остальные науки преподавались каждая отдельно.


Главный метод обучения – заучивание наизусть учебников. Тем не менее, эти школы имели свои результаты. Из навигаторов выросли адмиралы: Головин, князь Голицын, Калмыков, Лопухин, Шереметьев и др. Из этой же школы вышли первые отечественные инженеры, артиллеристы, топографы, землемеры.

В 1701 г. В Москве на пушечном дворе учреждается артиллерийская (пушкарская) школа. Сначала там обучались дети разных сословий; впоследствии – преимущественно дворянские дети. В то же время были открыты Московская и Петербургская инженерные школы, позже тоже были слиты в одну. А в Петербурге была основана Артиллерийская школа.

Главной задачей этих школ – подготовка к практической деятельности. Ученики жили на «вольных квартирах», порядка в учении было мало, учителя нещадно били своих учеников. Позже артиллерийская и инженерная школы были объединены в одну. Круг дисциплин был расширен за счет введения химии, физики, истории, географии, иностранных языков, танцев, рисования, фейерверочного искусства. Воспитание во всех этих заведениях заключалось во внушении правил нравственности, амбиции, субординации. Главный способ наказания – розги в присутствии воспитанников. Способы поощрения – серебряные и позолоченные медали с изображением вензеля Императрицы – Екатерины II. Это в основном было предназначено для отличников.

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений. Вызвано это было следующими причинами: В 30-е годы дворянство предъявило властям требование отменить установленный Петром I порядок военной службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскую школу», которая казалась им унизительной. Такое право дворяне получили. Поэтому возникла необходимость обучения детей военному делу «от малых лет». С этой целью были открыты шляхетские, кадетские корпуса: Морской и Сухопутный. В 1752 г. На базе Морской академии учрежден был Морской шляхетский корпус для дворян, а Школа навигационных наук ликвидирована. Дворяне были переведены в Морской корпус, дети же «разночинцев» переведены в различные службы.

В 1759 г. был учрежден Пажеский корпус для обучения и воспитания детей дворянской знати. Он состоял из 3-х классов по 50 человек в каждом и одного высшего (камер–пажеского) класса на 16 человек. Важным событием в жизни России было учреждение Академии наук в 1725 году. Ее задачей была не только забота о «размножении наук», но и подготовка ученых и образованных людей. При Академии предусматривалось иметь университеты и гимназии.

Успешно окончившие гимназию должны были слушать лекции академиков, образуя университет с тремя факультетами. Основные дисциплины, изучавшиеся в университете, – математика, физика, философия, история, право. Однако процесс преподавания в университете был примитивен. Профессора обычно не читали лекции, студенты набирались, как рекруты, преимущественно из других учебных заведений и большей частью оказывались очень неподготовленными. За грубость студентов секли розгами. Средств на содержание и развитие не хватало. Не в лучшем положении был и Московский университет, учрежденный в 1755 году. При открытии было 100 студентов. 30 лет спустя – 82. В 1765 году значился по спискам один студент на всем юридическом факультете, а год спустя такое же положение на медицинском. Во все царствование Екатерины ни один медик не получил диплома, т.к. не выдержал экзамена. Лекции читались европейцами на французском или латинском языках. Высшее дворянство неохотно шло в университет. Один из современников заметил, что там не только нельзя было научиться чему-нибудь, но и можно было утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Ломоносов пытался изменить положение. При жизни ему многое удалось сделать, но после смерти его университет практически перестал существовать, в нем было всего 2 студента. Причина была очевидна: дворянство предпочитало скромной ученой деятельности блестящую военную и гражданскую карьеру.

Одновременно с университетом были основаны 2 академические гимназии: одна для дворян, другая – для разночинцев. Разночинцев учили в основном живописи, театральному искусству, пению, музыке. В гимназии для дворян древние классические языки, французский, немецкий, философию, древнюю словесность и многие другие предметы. Уровень преподавания, однако, был очень низким. Как правило, знаниями учащиеся не блистали, но медали получали.

Характер воспитания в гимназиях отличался гуманностью. Педагогам рекомендовалось избегать жестокости и наказаний.

В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге-Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.

В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии.

В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте. При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитие просвещения и школы.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.

В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.

2. Школьная реформа 1782-1786 гг. Ф.И. Янкович де Мириево.

В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ, во главе с Петром Завадовским. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не вполне соответствовало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялся перевод и переработка учебных руководств. Он должен был готовить материалы по различным вопросам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.

Согласно реформе, разработанной Янковичем народные школы должны были составлять три разряда: малые школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные).

В школах первого разряда должны были обучать - в первом классе: чтению и письму, знанию цифр, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. Во 2-м - после повторения предыдущего - пространному катехизису без доказательств из священного писания, чтению книги «О должностях человека и гражданина», арифметике 1-й и 2-й части, чистописанию и рисованию.

В школах 2-го разряда к первым двум классам малых школ присоединялся еще третий класс, в котором, при повторении прежнего, должны были учить пространному катехизису с доказательствами из священного писания, чтению и изъяснению евангелия, русской грамматике с упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской географии в сокращенном виде и чистописанию.

Школы 3-го разряда (главные) должны были состоять из 4-х классов - курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе должны были преподаваться: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.

Подготовка для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, лежала исключительно на Янковиче. В этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методиками обучения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, в зависимости от способностей каждого.

В 1785 году комиссия поручила Янковичу составить положение для частных пансионов и школ, которое позже была включена в устав народных училищ, утверждённый 5 августа 1786 года. Согласно положению все частные пансионы и школы должны были быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе.

Методика обучения согласно Янковичу должна была состоять из совокупного наставления, совокупного чтения, изображения через начальные буквы, таблиц и опроса.

Янкович был сторонником живого преподавания предметов в противовес бытовавшем тогда схоластическому и механистическому методам обучения. Впоследствии, его методики были распространены, кроме народных училищ, на духовные училища и военные корпуса.