Педагогический такт учителя в общении с детьми младшего школьного возраста. Модели общения педагога с учащимися

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»

Цель : развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, прогнозировать последствия общения для ученика и для учителя.

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений.

Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивацииучащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личностишкольника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климатобучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя”

А.А.Леонтьев

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Приглашаем к разговору Маркова О.В., заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 53 г. Хабаровска

« Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя» Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, прогнозировать последствия общения для ученика и для учителя. Педагогический совет

«Чего ты хочешь, человек голодный?»- «Еды!» «Чего хочешь ты, человек бездомный, в день холодный?»- «Крова!» «Чего надо, жаждущий, тебе?»- «Воды!» «Чего надо, страждущий, тебе?»- «Слова!» Расул Гамзатов

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учениками на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию отношений

“ Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя ” А.А.Леонтьев

Характер общения учителя с учениками наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение "над" детьми; сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя "вместе" с детьми; заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение "под" детьми.

Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных).

Составляющие компетентности учителя Педагогический такт Педагогическая техника Педагогическая этика

Педагогический такт – чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения Естественность Простота общения без фамильярности Искренность без фальши Доверие без попустительства Просьба без упрашивания Рекомендации и советы без навязчивости

Педагогический такт – выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности ребёнка как главной ценности Воздействия в форме предупреждения Внушения и требования без подавления самостоятельности Серьёзность без натянутости Юмор без насмешки Требовательность без придирки Деловой тон без сухости

Педагогическая этика Доверительность, чуткость, доброта, терпение Взаимопонимание, проникновение в психическое состояние детей Высокая эрудиция, разносторонние интересы, умение творчески преподнести ученикам материал Диалогичность общения, умение слушать, отказ от воздействия и переход к взаимодействию

Педагогическая техника Умение педагогического общения, эмоциональная отзывчивость (эмпатия) Техника речи Выразительные показания чувств и отношений с помощью мимики Внешний облик Саморегуляция психических состояний Умение видеть себя со стороны

Элементы общения Взгляд Слово Интонация Жест

«Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» В.А. Сухомлинский

Инструментальные ценности педагога Ценности межличностного общения (чуткость, воспитанность, жизнерадостность Ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность) Ценности принятия других (терпимость, широта взглядов, чуткость)

Для учителя важны следующие коммуникативные умения: Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией). Понимать личность ученика, его психическое состояние. «Подавать себя» в общении с учащимися. Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.

Общаться на людях. Через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность. Целенаправленно организовывать общение и управлять им.

Коммуникативные эмоции: расположение чувство симпатии уважение к участникам общения желание делиться мыслями, переживаниями

Педагог должен уметь управлять своей коммуникативной деятельностью. Коммуникативные умения вырабатываются при наличии определенных коммуникативных способностей. Основным компонентом коммуникативных способностей является общительность.

Профессиональное самовоспитание 1. Посетите уроки нескольких учителей и попытайтесь по тональности общения, настроению детей, общей атмосфере урока определить характер взаимоотношений учителя с детьми. Обменяйтесь впечатлениями с коллегами и попытайтесь создать целостную картину этих взаимоотношений. 2. Постарайтесь определить, какими приемами пользуется учитель, организуя общение, помогают ли они решать учебно-воспитательные задачи. 3. Попытайтесь как бы “примерить” манеру общения с учащимися разных учителей на себя и установить, что в “технологии” этого общения соответствует вашей индивидуальности, а что нет. 4. Побывайте на воспитательных мероприятиях у опытных педагогов и обратите внимание на то, как они учитывают настроение детей, их индивидуальные особенности и т. п., как это все отражается на общении. 5. Попытайтесь сравнить атмосферу на уроках у нескольких учителей и определить, чем она отличается, каковы причины этого отличия.

Древние заповеди гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения, необходимо: доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться; уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.

В.А.Сухомлинский писал: “ А что вы чувствуете на уроке тогда, когда между учителем и учениками нет контакта, когда учитель уткнулся в поурочный план, а дети рассматривают потолок или облачко, плывущее на небе? Вам неловко перед учениками, неловко и за учителя, и за себя, и за педагогику”.

Возрастные особенности учащихся начального, среднего и старшего звена в начальных классах мыслительная деятельность учащихся полностью зависит от психических состояний (настроение, самочувствие, тревожность и активность), при чем активность влияет на все эти состояния. При авторитарном стиле активность значительно выше, но чрезмерное использование элементов авторитарного стиля резко повышает тревожность и приводит к негативному эффекту - ухудшается самочувствие детей, мыслительная деятельность учащихся;

в средних классах хорошо прослеживаются особенности подростков возраста: от самочувствия зависит не только настроение, но и все остальные параметры (психические состояния и мыслительные операции); в старших классах прослеживаются более сложные связи психических состояний и мыслительных операций. Настроение влияет на чувственное и образное мышление, активность и логику. При авторитарном стиле показатели активности, самочувствия и настроения значительно выше, чем при демократическом. Умеренные компоненты авторитарного стиля поднимают тревожность, до уровня оптимальной работы отрицательных эмоций. Создаются благоприятные условия для самореализации старшеклассников в учебной деятельности.

Не родственники мы, не домочадцы, Но я хотел бы жизнь свою прожить, Чтоб с вами никогда не разлучаться И «здравствуйте» всё время говорить.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 79 п.Вербилки Московской области Презентация «Педагогическая этика»

Педагогическая этика «Счастье-это когда тебя понимают»

План Педагогическая этика-часть педагогического мастерства. Требования педагогической этики. Педагогический такт. Педагогическое разрешение конфликта Заповеди педагогического общения

Педагогическая этика Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения преподавателя.

Некоторые качества педагога Честность Доброжелательность Глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение к их личности Чувство ответственности за результаты труда Соблюдение дисциплины

Педагогическая этика-часть педагогического мастерства Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч. deon - долг и l ogos - учение), этика (от греч. ethos- нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку. Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах. Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.

Требования педагогической этики: Установка, усиливающая веру в успех; Установление правильных взаимоотношений между учителем и учеником. Преподавателем и студентом; Доброжелательное отношение к каждому учащемуся; Благоприятное речевое общение со студентами. Учениками с самой первой встречи; Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в аудитории.

Педагогический такт Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова) Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада) Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

Основные признаки педагогического такта: Естественность, простота обращения без фамильярности; Искренность тона, лишенная всякой фальши; Доверие к школьнику без попустительства; Просьба без упрашивания; Советы и рекомендации без навязчивости; Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника; Серьезность тона без натянутости в отношениях; Ирония и юмор без уничижающей насмешливости; Требовательность без мелкой придирчивости; Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; Развитие самостоятельности без мелочной опеки; Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешностии опрометчивых решений; Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования. Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.

Педагогическое разрешение конфликта Виды конфликтов: Внутренние и внешние; Межличностные и межгрупповые; Социальные; Межнациональные и межгосударственные; Потенциальные и актуальные; Прямые и опосредованные; Конструктивные (стабилизирующие, продуктивные) и деструктивные (неконструктивные); Вертикальные и горизонтальные; Предметные и личностные; Ролевые; Мотивационные; Коммуникационные (основанные на непонимании).

Правила разрешения конфликтов: Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!

Правила разрешения конфликтов: Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

Правила разрешения конфликтов: Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет вас с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать его, выходя на позицию «мы»

Правила разрешения конфликтов: Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И наконец, после разрешения конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировать его причины и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, нежели погасить его.

Правила разрешения конфликтов: Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу). Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.

Заповеди педагогического общения Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми, придающих неповторимый личностный смысл, окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся. Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса.

Заповеди педагогического общения Важно ощущать психологическую атмосферу в классе -без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность. Надлежит научиться слушать детей. Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность. Необходимо помнить, что конфликт может быть: следствием педагогической неграмотности; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков; нужно анализировать причины конфликта.

Заповеди педагогического общения Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам. Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение. Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты. Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку. Умейте анализировать процесс общения. Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.

Заключение «Пойми ученика»- профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы: В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986 И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988 Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978 http://school59.chebnet.com/sites/teacheryear/p7aa1.html http://tsput.ru/faculties_and_departments/departments/department_of_psychology/detsk_psih/obsh_sved.php http://drofaural.blogspot.ru/2012/10/blog-post_7275.html http://mostiont.ucoz.ru/news/pedagogicheskaja_ehtika_i_moral/2012-09-06-492



Педагогическая этика Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения преподавателя. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения преподавателя.


Некоторые качества педагога Честность Честность Доброжелательность Доброжелательность Глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение к их личности Глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение к их личности Чувство ответственности за результаты труда Чувство ответственности за результаты труда Соблюдение дисциплины Соблюдение дисциплины


Педагогическая этика-часть педагогического мастерства Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика на основе обще этических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Педагогическая этика на основе обще этических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.


Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку. Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку. Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах. Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах. Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе. Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.


Требования педагогической этики: 1. Установка, усиливающая веру в успех; 2. Установление правильных взаимоотношений между учителем и учеником. Преподавателем и студентом; 3. Доброжелательное отношение к каждому учащемуся; 4. Благоприятное речевое общение со студентами. Учениками с самой первой встречи; 5. Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в аудитории.


Педагогический такт Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова) Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова) Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада) Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада) Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства. Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.


Основные признаки педагогического такта: Естественность, простота обращения без фамильярности; Естественность, простота обращения без фамильярности; Искренность тона, лишенная всякой фальши; Искренность тона, лишенная всякой фальши; Доверие к школьнику без попустительства; Доверие к школьнику без попустительства; Просьба без упрашивания; Просьба без упрашивания; Советы и рекомендации без навязчивости; Советы и рекомендации без навязчивости; Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника; Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника; Серьезность тона без натянутости в отношениях; Серьезность тона без натянутости в отношениях; Ирония и юмор без уничижающей насмешливости; Ирония и юмор без уничижающей насмешливости; Требовательность без мелкой придирчивости; Требовательность без мелкой придирчивости; Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; Развитие самостоятельности без мелочной опеки; Развитие самостоятельности без мелочной опеки; Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений; Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений; Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования. Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования. Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.


Педагогическое разрешение конфликта Виды конфликтов: Внутренние и внешние; Межличностные и межгрупповые; Социальные; Межнациональные и межгосударственные; Потенциальные и актуальные; Прямые и опосредованные; Конструктивные (стабилизирующие, продуктивные) и деструктивные (неконструктивные); Вертикальные и горизонтальные; Предметные и личностные; Ролевые;Мотивационные; Коммуникационные (основанные на непонимании).


Правила разрешения конфликтов: 1. Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка! 2. Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу). Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние. 3. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации. 4. Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет вас с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать его, выходя на позицию «мы» 5. Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И наконец, после разрешения конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировать его причины и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, нежели погасить его.


Заповеди педагогического общения 1. Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми,придающих неповторимый личностный смысл,окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души. 2. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач. 3. Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся. 4. Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией. 5. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса. 6. Важно ощущать психологическую атмосферу в классе -без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. 7. Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность. 8. Надлежит научиться слушать детей. 9. Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность. 10. Необходимо помнить, что конфликт может быть: следствием педагогической неграмотности; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков; нужно анализировать причины конфликта. 11. Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам. 12. Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение. 13. Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты. 14. Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку. 15. Умейте анализировать процесс общения. 16. Следите за собственной речью- помните. Что она -отражение вашей личности.


Заключение «Счастье-это когда тебя понимают» «Пойми ученика»-профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.

Педагогическая этика





Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых

  • исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
  • разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
  • выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
  • изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
  • исследование характера нравственных отношений учителя с учащими
  • разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

  • профессиональный педагогический долг,
  • педагогическая справедливость,
  • педагогическая честь
  • педагогический авторитет.

  • Авторитет подавления
  • Авторитет педантизма
  • Авторитет резонёрства
  • Авторитет мнимой доброты

Педагогический такт

  • это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
  • Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • – требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • – умение видеть и слышать студента, сопереживать ему;
  • – деловой тон общения;
  • – внимательность, чуткость педагога.

Преподаватель и педагогический коллектив

  • Моменты делового общения:
  • в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей,
  • когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот:
  • в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,
  • нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,
  • когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной принцип поведения - «начни с себя».

Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель - подчиненный)

  • стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,
  • замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,
  • укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,
  • доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,
  • привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на
  • других членов коллектива.

Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель)

  • не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,
  • не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.
  • будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы,
  • не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива)

  • не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,
  • попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,
  • не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,
  • рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,
  • не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,
  • не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  • Только в том случае, если преподаватель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда тем, кого учим, будет интересно на учебных занятиях, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.

«Мастерство педагогического общения» - Общение. Робот. Мастерство педагогического общения. Отстранение от учащихся. Китайская стена. Педагогическое общение и его функции. Локатор. Стили отношений. Бумеранг. Гамлет. Тетерев. Роли учителя в профессиональной деятельности. Стили работы. Непродуктивный стиль. Формула стиля педагогического общения.

«Формы педагогического взаимодействия» - Уровни и типы педагогического взаимодействия. Психологический климат урока. Обучение самоанализу. Здоровьесбережение. Основные идеи педагогики сотрудничества. Тема педсовета. Типы индивидуального стиля деятельности. Учитель. Индивидуальный стиль деятельности. Педагогическое взаимодействие. Средняя школа.

«Педагогическое взаимодействие» - Общение. Задачи обучения. Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (ученики). Ученик выступает в непосредственное взаимодействие. Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (педагоги). Типы взаимодействия. Диагностика «Дерево взаимоотношений». Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия.

«Стили педагогического общения» - Активно-положительное отношение к учащимся. Самостоятельность и инициативу. Позиция педагога. Стиль общения и учитель. Четкость социальной и профессиональной позиции учителя. Авторитарный стиль. Педагоги демократического стиля общения. Стили педагогического общения. Демократический стиль. Попустительский стиль.

«Технология педагогического общения» - Уровни общения педагогов и школьников. Социальные роли. Общение и отношение. Содержание профессионально-педагогического общения. Характерные особенности некоторых манипуляторов. Структура профессионально-педагогического общения. Разновидности общения. Манипуляции в общении педагогов и школьников. Профессионально-педагогическое общение.

«Основы педагогического общения» - ТЕМА 2.Ролевые позиции в педагогическом общении в %. Психологические основы педагогического общения. Стили руководства по Курту Левину (1938 год). Начальные. Обществоведческие. Тема 1. «Психологические основы педагогического общения». Естественно-математические. Аспекты педагогического общения. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.

Всего в теме 16 презентаций