В Якутии пропала группа геологов: спасательную операцию не начинают. По тексту Алексина. Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом… (Аргументы ЕГЭ)

Последний раз на связь с семьёй один из участников геологической экспедиции выходил 5 сентября, остальные звонили ещё раньше — в августе. После этого никаких вестей от геологов не было, и родственники начали беспокоиться за людей, которые находятся в тайге. Жёны двоих мужчин написали заявление в полицию о пропаже мужей, обратилась в Службу спасения и МЧС, пишет ИА SakhaDay .

Ранее в СМИ прошла информация, что МЧС установила с геологами связь и проводит их эвакуацию, но родственники пропавших в тайге мужчин считают эти сведения ложными. Руководитель предприятия «Гранит», который направлял группу на разведочные работы, считает, что повода для паники нет.

«В понедельник, если никаких данных не появится, группа спасателей отправится в Тикси, — пояснил он. — МЧС не занимается поисками геологов. Там не считают эту ситуацию экстремальной и чрезвычайной. Они реагируют только при конкретной ситуации опасности. Почему мы не беспокоимся? Потому что мужчины подготовленные, опытные. Мы прорабатывали с ними все ситуации, в том числе и эту. Согласно инструктажу, они должны оставаться на месте и ждать помощи».

Родственники геологов уверены, что поиски людей нужно было начинать раньше, и беспокоятся, что отсрочка спасательной операции может быть фатальной.

История вопроса

Все люди, чьё местонахождение неизвестно делятся на две категории. Тех, кто по каким-то причинам не может или не хочет сообщить информацию о своём местонахождении, и тех, кто предположительно погиб при обстоятельствах, затрудняющих или вовсе исключающих нахождение тела.
К первым чаще всего относятся люди, скрывающиеся по причинам криминального характера, бездомные, психически нездоровые или подростки из неблагополучных семей. Ко второй категории относятся погибшие в результате военных действий, преступлений, технологических аварий, стихийных бедствий и других природных факторов, а также погибшие в результате несчастных случаев в труднодоступных местах.
Поиск пропавших без вести ведётся правоохранительными органами по заявлению их родных или других заинтересованных лиц. Также для розыска применяются объявления в общественных местах, в прессе и в интернете. Около половины пропавших находятся в течение нескольких дней.
В Российской Федерации в случае, если пропавший не обнаружен в течение трёх месяцев, он объявляется в федеральный розыск, его данные направляются в общероссийскую базу данных. Ежегодно в России пропадает около 90 тысяч человек, примерно половину из них удаётся найти.
В последнее время появляются волонтёрские поисково-спасательные организации, занимающиеся поиском пропавших без вести на добровольной основе и без оплаты.

Анатолий Георгиевич Алексин

ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ?…

Title: Купить книгу "Ты меня слышишь?": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_author: Алексин Анатолий book_name: Ты меня слышишь?

Вечером с самолета поселок выглядел светящейся точкой, немигающим маяком, который затерялся в бескрайнем таежном море. А геологу, вышедшему из леса, поселок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги – от асфальта и булыжника. Он привык бродить тропками – и сейчас без надобности переходил с одной стороны улицы на другую, словно измеряя ее ширину. Да и вообще все радовало его в этом поселке, потому что здесь ровно через полчаса он должен был услышать голос жены. Нет, не увидеть ее, а только услышать…

Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто». А телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днем писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки. Они не разговаривали друг с другом, потому что все время напряженно прислушивались, боясь упустить тот миг, когда оживет, зашуршит, задышит микрофон и голосом телефонистки назовет номер кабины и имя далекого города, которое прозвучит для них как имя близкого человека, живущего там. И они бросятся в застекленную кабину, чтобы сказать что-то самое важное, потому что в минуты, скупо отпущенные для междугородного разговора, нужно говорить только о самом главном. Каждый десятки раз повторял в уме, заучивал наизусть то, что он скажет, не догадываясь, что заученные слова от волнения забудутся и вместо них прозвучат какие-то совсем другие, бессвязные слова и вопросы, которые, быть может, гораздо точнее передадут все, о чем надо сообщить и что надо выразить.

И каждый почему-то кричал в трубку: «Ты меня слышишь? Ты меня слышишь?…» Это вовсе не значило, что телефонная линия плохо работает. И не значило, что люди хотят проверить, как слышен их голос. В эти слова они вкладывали какой-то другой смысл…

Впрочем, в кабины устремлялись не все, а лишь самые счастливые. Иногда же, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и имя города, приглашала ожидавших к своему окошку. Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну… Там никто не снимает трубку: дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждет…

Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. Именно сегодня, сейчас… И поэтому, присев к столу, он как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора. Потом он взглянул на телефонистку, сидевшую за стеклянной перегородкой. Эта худенькая девушка все делала так деловито, так по-взрослому, что нетрудно было догадаться: еще совсем недавно она была школьницей.

Выписывая квитанции, она низко склонялась над столом, аккуратно выводила буквы и даже высовывала кончик языка, ну точь-в-точь так же, как, наверно, писала в школьном классе сочинения по литературе или контрольные по математике.

Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца. Геолог почему-то вспомнил другую девчушку, такую же вот простенькую на вид – ту, что два года назад во время сложной операции, которую он перенес, полтора часа подряд казалась ему богиней в белом халате и белой шапочке: он не видел рук хирурга, спасавших его, но зато видел ее глаза, помогавшие переносить боль и забывать о страданиях. И было как-то странно, когда однажды, уже выздоравливая, он услышал, что его белоснежная Богиня договаривается в коридоре больницы по телефону о свидании, как все девушки на этом свете, и робеет, и на ходу теряет слова…

Молоденькая телефонистка, видимо, тоже не догадывалась о своем величии. А не улыбалась она от застенчивости или, может быть, просто еще не знала, что и нa работе тоже можно улыбаться. И вдруг она все тем же серьезным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город.

И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку.

– Ваш абонент не отвечает, – сказала она.

– Этого не может быть!.. – возразил он. – У меня сегодня день рождения, и мы договорились…

Упоминание о дне рождения действует на детей, как упоминание о празднике. Они придают этому дню большое значение, потому что он в их возрасте только радость. Телефонистка, твердо решив, что такой праздник не может быть омрачен, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую» и сообщила ей:

– Тут у товарища день рождения. Не может быть, чтобы не отвечали.

Но «старшая», наверно, уже не считала день рождения великим днем.

– Как это «что особенного»? – в трубку удивилась телефонистка. -

Проверьте, пожалуйста… Там должны ответить!

– Жена хотела меня поздравить, – торопливым полушепотом стал подсказывать ей геолог. – Мы договорились, что она будет ждать в это время… Я прошел много километров! Мы договорились…

Телефонистка стала добросовестно повторять в трубку его слова. Потом она чуть-чуть отвела трубку от уха, потому что старшая отвечала ей оглушительно громко, так громко, что даже геолог все слышал, – трубка верещала, захлебывалась: «Если ты будешь с каждым по стольку возиться, никогда не научишься работать!»

Однако девушка не хотела учиться работать так, как советовала ей телефонная трубка, она попросила геолога:

– Подождите, пожалуйста, еще минутку…

И снова стала что-то проверять. А он прислонился к стеклу и неожиданно вспомнил слова одного своего приятеля, сказанные с осторожной усмешкой – не то в шутку, не то всерьез: «Напрасно молодую жену одну оставляешь. Не надо испытывать любовь, особенно временем, она не выдерживает таких испытаний. Разве только в романах или кинокартинах…» А может быть, и правда он зря уехал?

Ведь вот же забыла о дне рождения! А говорила, что будет ждать этого дня, что отметит его торжественно, но в одиночестве, дома, а на столе будут два прибора… Слова, красивые слова! И знает ведь, что ему нелегко добраться до почты, что нужно пройти много километров таежным лесом. Да и вообще уже поздно, почти ночь, а ее нет дома…

– А я вас уже видела… Много раз!

Он очнулся, взглянул на худенькую девушку и подумал, что у нее, должно быть, есть младший братишка и она его вот так же утешает, когда он грустит или хочет расплакаться.

– Нет, правда… – продолжала телефонистка. – Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете.

Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке. Но никогда раньше не замечал этой девушки, сидевшей совсем близко, совсем рядом.

– Я давно уже не заходил за письмами, – сказал он. – Мы были в тайге… далеко.

– Не заходили?! – почему-то радостно воскликнула она.

Шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи и побежала к соседнему окошку.

Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли ее оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке. И стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога.

– Есть! Есть!.. – торжествующе воскликнула она. И хоть крикнула она не в микрофон, все, напряженно ожидавшие вызова, вздрогнули и повернулись в ее сторону.

Она протянула геологу телеграмму. Он распечатал и прочёл: «Срочно посылают командировку Березники поздравляю днем рождения целую люблю».

Жена тоже была геологом и часто уезжала из дома. Как же он не подумал об этом? А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всем догадалась… Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить ее.

Но она уже была далеко.

– Красноярск! Иванов! Третья кабина! – возвещала она в микрофон. -

Красноярск – третья!

И кто-то, счастливый, устремился в кабину. И закричал:

«Ты меня слышишь?»

Взглянув на геолога, телефонистка удивленно пожала плечами: за что же благодарить?

И правда, что она такого особенного сделала? Просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения. Вот и все.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЧТО ПРОВЕРЯЕМ? (ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ) Умею ли я слышать другого человека? Понимаю ли я его? Насколько верно улавливаю его позицию? Могу ли вступит в диалог или дискуссию? (работа с текстом) Насколько я могу быть убедительным в своих суждениях? Умею ли находить параллели между данным текстом и жизненным опытом, приобретенными знаниями? Насколько я эрудирован разных сферах? Хорошее сочинение=работа с информацией + личностная зрелость+ знание языка

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

ПРОБЛЕМА Сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования. В основе проблемы лежит некое столкновение интересов, конфликт. взаимоотношения отношение влияние роль взаимосвязь противоречие выбор

РАЗЛИЧАЕМ! Тема – это то, о чем пишет автор. Проблема – волнующее автора противоречие, несовершенство; то, что автора заставляет размышлять, обращаться к читателю. Например: тема детства, тема войны, тема любви. Например: взаимоотношения матери и ребенка, влияние детства на становление личности, проблема позднего взросления, роль взрослых в воспитании ребенка и т.д; проблема раннего взросления на войне, неоправданной жестокости, столкновения личных и общественных интересов, проблема выбора; проблема неразделенной любви, проблема определения истинных ценностей и т.д.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА – СЕРДЦЕ СОЧИНЕНИЯ Позиция – ответ на проблемный вопрос, разрешение проблемной ситуации, программа действий. Например: Детство – важный период в жизни любого человека, так как в это время идет активное формирование личности: закладывается система нравственных ценностей, определяется отношение к миру и себе, активно развивается мышление. Самопожертвование, по мнению автора, заключается в том, что человек способен поступиться своими интересами ради другого, ради высшей цели, не думая о своем благополучии. Это самоотречение, проявление силы духа и сострадания.

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ Комментарий Проблема Позиция

СТРУКТУРА КОММЕНТАРИЯ

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА Человечество без облагораживания его животным и растением погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве. А.Платонов Позиция: Природа делает человека человеком. Воспитывает в нем чувство прекрасного, являя образец гармонии и соразмерности; дает духовные силы и помогает жить. Автор подчеркивает нерасторжимую связь человека и мира природы. «Облагораживание» людей, т.е. их эстетическое, нравственное, духовное развитие, в конце концов сам факт существования Homo sapiens , писатель видит в тесном общении с окружающим миром. А. Платонов с отчаянием замечает, что человечество «оскудеет, впадет в злобу отчаяния» , если не будет руководствоваться законами природы. В конечном итоге потеряет свой человеческий облик, лишиться смысла жизни и начнет разрушительную войну с самим собою. Такая позиция трагична по сути, так как заводит в тупик цивилизацию.

ПРОБЛЕМА БЫСТРОТЕЧНОСТИ ВРЕМЕНИ Что войны, что чума? – конец им виден скорый, Им приговор почти произнесен. Но кто нас защитит от ужаса, который Был бегом времени когда-то наречен? А. Ахматова Лирическая героиня Анны Ахматовой чувствует себя абсолютно бессильной перед быстротечностью времени. Ее не страшат ни войны, ни чума, так как эти бедствия можно прекратить. Уверенность слышна в каждой строке: «конец им виден скорый…», «приговор почти произнесен». Слово «ужас» передает невыразимое отчаяние, опустошенность, оцепенение, подавленность героини перед «бегом времени». Именно «бегом», потому что оно ускользает от нас, мы не можем его ни догнать, ни остановить. Позиция: Время неподвластно людям, мы не можем управлять им по своему усмотрению. И в этом трагедия всего человечества.

КАК ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО КОММЕНТАРИЯ Комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять содержание. Каждое суждение в комментарии должно быть связано с проблемой (Как микротема, предложение, изобразительно-выразительное средство доказывают, что именно эта проблема поднята в тексте). Комментарий помогает сформулировать позицию автора.

АРГУМЕНТЫ=ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Почему я соглашаюсь с позицией автора? Реальные факты Законы природы Официальные документы Примеры из жизни Примеры из художественной, научной и публицистической литературы Мнения выдающихся людей Цитаты из авторитетных источников Мнения очевидцев событий Пословицы, поговорки, афоризмы

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА ОТРАЖАЕТ ЛОГИКУ РАССУЖДЕНИЯ

(1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги - от асфальта и булыжника... (2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки. (5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт... (7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора. (9)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца... (11)И вдруг она серьёзным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. (12)Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город. (13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку. - (14)Ваш абонент не отвечает,- сказала она. - (15)Этого не может быть!..- возразил он. - (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились... (17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую». - (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить! (19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала: - А я вас уже видела... (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете. (22)Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке. - (23)Я давно уже не заходил за письмами, - сказал он, - мы были в тайге... далеко. - (24)Не заходили?! - почему-то радостно воскликнула она. (25)Девушка шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи и побежала к соседнему окошку. (26)Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли её оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке, и стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога. - (27)Есть! - торжествующе воскликнула она. (28)Она протянула геологу телеграмму. (29)Он распечатал и прочёл: «Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю». (30)Жена тоже была геологом и тоже часто уезжала из дома. (31)Как же он не подумал об этом? (32)А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всём догадалась... (33)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить её. (34)Но она уже была далеко. - (35)Красноярск! (36)Иванов! (37)Третья кабина! - возвещала она в микрофон. (38)Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить? (39)И правда, что она такого особенного сделала? (40)Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения...

СИСТЕМАТИЗИРУЕМ 1. Вступление - тезис Что сближает людей на нашей маленькой планете Земля? Что заставляет чувствовать нас нужными, любимыми, значимыми? Безусловно, теплота, отзывчивость, внимание, забота, простое человеческое участие.. И это дорогого стоит. Актуальную проблему человеческих взаимоотношений поднимает русский писатель, публицист А. Алексин.

ТЕКСТ 2. Комментарий (доказательства) Неслучайно автор обращает внимание на то, что геолог в свой день рождения лишен общения с родными людьми, а единственным собеседником становится девушка-телефонистка, совершенно чужой человек. Глядя на ее деловитость и серьезность, он даже не надеялся на душевный отклик, когда на другом конце провода шли долгие, равнодушные гудки. Увидев волнение и тревогу героя, она «засуетилась» и даже припомнила, как он получал в соседнем окне письма до востребования. Что ей, вчерашней школьнице, до чужой боли и одиночества? Она могла просто ограничиться безликой информацией, отгородившись стеклянной перегородкой. Но для нее оказалось важнее помочь человеку: «прекратить разлуку», «соединить человеческие сердца». А. Алексин обращает внимание на то, как она «шустро вскочила со своего стула», «побежала к соседнему окошку», «быстро-быстро» стала перебирать письма. Сколько в этой стремительности желания помочь человеку, успокоить его! Действительно, найденная ею телеграмма объясняла молчание на другом конце провода: жена-геолог отправилась в командировку, - и еще: «девочка-телефонистка «вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения…» Она вернула уверенность в том, что его любят, ждут, дорожат им.

ЗАКАНЧИВАЕМ РАБОТУ С ЧУЖИМ ТЕКСТОМ 3. Вывод - позиция Писатель уверен: даже чужие друг другу люди должны откликаться на боль и отчаяние, должны помогать другому обрести умиротворение и преодолеть одиночество. В этом основа человеческих взаимоотношений.

НАЧИНАЕМ ПРОВЕРКУ ЗРЕЛОСТИ 4. Согласен или нет? Почему? Невозможно не согласиться с А. Алексиным. Взаимопонимание, уважение, забота и поддержка способны вернуть человека к жизни! Это и есть проявление истинной доброты и человеколюбия.

БУДЬ УБЕДИТЕЛЕН В СВОЕЙ ПОЗИЦИИ! 5. Аргументы - доказательства Вспоминается в связи с этим эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», когда Лебезятников, обнаружив подлог Лужина, защитил честь и достоинство Сони Мармеладовой, хотя она была абсолютно чужим человеком и вовсе не рассчитывала на такой жест правды и сострадания. Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» - Андрей Соколов –взял на воспитание Ванечку, хотя тот и не был его родным сыном. Сколько нежности, отеческой заботы и теплоты оказалось в этом суровом с виду человеке! А ведь он спасает ребенка от одиночества, «безбудущности» и зла.

ОТКРЫТИЕ ДЛЯ СЕБЯ 6. Вывод (твоя новая позиция на основе анализа) Мне кажется, для того чтобы проложить мост от одной души к другой, не нужно много слов. Пусть каждый начнет с себя и вспомнит, как когда-то и на его пути встретись люди, которые подарили надежду, уверенность, силы, и тем самым спасли жизнь, продлив эстафету любви и добра на земле.

Задумывались вы когда-нибудь над, тем, что случится с человеком, если отнять у него память?. Трудно представить такое неприкаянное существо, потерявшее связь с прошлым: со своим родом, семьей, отчизной, в конце концов. С самим собой. Страшно подумать, Что в одночасье, словно компьютерной клавишей, удаляются файлы, архивирующие нравственные ценности, способы взаимодействия с людьми, пространственные и временные ориентиры, имена близких и дорогих сердцу людей. Каким образом память влияет на жизнь человека? Именно этим вопросом задается талантливый писатель Ч.Т. Айтматов. Его рассказ о манкуртах, рабах, лишенных напрочь памяти жуанжуанами, поражает жестокостью и бесчеловечностью. Оказывается, потеряв память, человек уподобляется домашнему скоту, сторожевой собаке. Он начинает жить, руководствуясь только низшими потребностями: «Все его помыслы сводились к утолению голода». «Беспамятный раб» - удобная, бесплатная и безропотная рабочая сила. Для него повеление хозяина превыше всего. Зависимость, полное подавление воли, безответственность – следствие беспамятства. Писатель рисует манкуртов, не прибегая к таким понятиям, как честь, достоинство, благородства: они вне нравственных категорий, вне добра и зла. В словах матери, чей сын стал манкуртом. Слышится приговор беспамятству: «Можно отнять у человека землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто посмел покусится на память человека?» Ч. Айтматов убежден: потеря памяти – «самое тяжелое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний». Именно память делает человека человеком. Она является основой личности.

Не могу не согласиться с авторской позицией. Действительно, людей, потерявших память, разорвавших поневоле связь с историей, культурой, отечеством, семьей, вряд ли можно назвать полноценными членами общества. Мир без памяти создан в романе Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Жители Макондо заболевают сначала бессонницей, потом наступает вторая стадия болезни – забывчивость. Сначала у них стираются воспоминания детства, потом названия и назначения предметов, затем они перестают узнавать друг друга. Они живут в мире постоянно ускользающей действительности. И лишь одно удерживает их от последней стадии беспамятства – надписи на предметах. Но как обозначить любовь, сострадание, нежность, благородство, которые составляют основу человеческой личности? Нельзя не вспомнить легенды и мифы древней Греции. Недаром в античности Мнемозина являлась матерью девяти муз, так как именно память закрепляет достижения науки искусства, фиксирует опыт человечества. А происхождение памяти древние греки связывали с именем Прометея, который одарил человечество не только огнем, но дал память, «число изобрел, и буквы научил соединять, и память дал» (Эсхил). Память, подобно огню, освещает жизненный путь, дает направление развития, помогает решить трудные проблемы, опираясь на опыт человечества. Кроме того, недаром в народе часто говорят вместо «разлюбил» «позабыл». Именно память связывает нас с людьми, помогает удерживать в воображении образы любимых и близких, не дает разорвать связь с самим собой. В русском языке есть немало слов, характеризующих память: долгая, короткая, добрая, девичья, родовая, генетическая… Память определяет не только наше прошлое – она является хранилищем опыта человека, его нравственных, духовных и культурных ценностей.

Отзывчивость, равнодушие. Как часто мы сталкиваемся с равнодушием? А с отзывчивостью? Каких людей больше: отзывчивых или равнодушных? Эти и другие вопросы возникли у меня после прочтения текста А.Г.Алексина.

«Геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением». Но далеко-далеко никто не брал трубку. «Этого не может быть!.. – возразил он. – У меня сегодня день рождения, и мы договорились». Телефонистка, совсем ещё юная, вчерашняя школьница, могла равнодушно пожать плечами. Но она засуетилась, вызвала «старшую», чтобы ещё раз всё проверить. И вдруг вспомнила, что она много раз видела этого геолога, получающего письма до востребования. Она перебрала картотеку с письмами и нашла телеграмму для него. «Срочно посылают командировку Березняки поздравляю днём рождения целую люблю». Он хотел поблагодарить телеграфистку, но она «удивлённо пожала плечами: за что же благодарить её». Но он знал за что. «Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения…»

Позиция автора понятна: отзывчивость, чуткость необходимы каждому человеку. И мы должны проявлять эти качества друг к другу. Юная телеграфистка просто поставила себя на место геолога, который не знал, что и думать, и постаралась ему помочь. Она поняла, насколько это важно для него. Вроде бы ничего особенного не сделала. А геолог, развеяв все сомнения, успокоился. Участие других людей в наших судьбах, их помощь и отзывчивость помогают нам жить, преодолевать трудности.

Я полностью разделяю позицию автора. Как часто мы нуждаемся в чуткости и отзывчивости. И когда с нами рядом отзывчивый человек, мы чувствуем себя уверенно. Мы знаем, если что, нам помогут. И как трудно жить, когда тебя окружают равнодушные люди. Вот тут-то и не знаешь, как они себя поведут, окажись перед выбором: помочь или пройти мимо.

Художественная литература учит нас отзывчивости и чуткости, человечности и состраданию. На этих качествах держится наш мир, они соединяют нас в одно целое – человечество. Попробую это доказать.

В пьесе Максима Горького «На дне» в ночлежке появляется Лука, старик неизвестно откуда пришедший, без паспорта. И этот старик странно себя ведёт. Он жалеет Анну, которая стонет за занавеской, потому что тяжело больна. На неё уже никто не обращает внимания, а старик находит для неё ласковые слова, успокаивает её. «Поговори со мной, дедушка, со мной никто не говорит, » - просит Анна Луку. Странный старик находит слова и для Актёра, спившегося и забывшего даже своё имя, для Васьки Пепла, потомственного вора. Когда старик исчезнет, Сатин скажет: «Проквасил наше общество старик». И он прав. Доброе слово старика сплотило их, людей, волею разных обстоятельств оказавшихся на самом дне жизни, старик помог им понять, что они тоже люди. А каждый человек достоин сочувствия и участия, а не презрения и равнодушия. Доброе слово способно свернуть горы, изменить человека.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников зашёл после долгого пребывания в одиночестве в трактир, где встретил пьяного Мармеладова. Он изливал душу, в сотый раз рассказывая историю своего падения. Его никто не слушал, а только смеялись над ним. А Раскольников выслушал. Он сам оказался за бортом жизни, и он смог проявить сочувствие к случайному собеседнику. Случайная встреча навсегда свяжет его с Мармеладовыми, которым он не раз оставит последние деньги, с Сонечкой. Страдая сам, Раскольников понимает чужие страдания и, может быть, они для него ещё страшнее, чем свои. Поэтому его первый порыв всегда – помочь.

Чего больше в нашем мире: отзывчивости или равнодушия? Каких людей больше? Часто ли мы нуждаемся в отзывчивости окружающих? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста А.Г.Алексина.


Автор поднимает в своём тексте проблему отзывчивости. Он рассказывает историю геолога, который пришёл на телеграф, чтобы позвонить жене. Этот звонок был очень важен для него. Но где-то далеко-далеко трубку никто не брал. Геолог расстроился, он не знал, что и подумать, был встревожен. «Этого не может быть!.. – возразил он. – У меня сегодня день рождения, и мы договорились».


Молоденькая телеграфистка проявляет отзывчивость к незнакомому мужчине. Она вызвала «старшую», чтобы ещё раз всё проверить. И вдруг вспомнила, что хорошо знает его, он много раз приходил к соседнему окошку за письмами до востребования. Она посмотрела картотеку писем и нашла телеграмму для него. «Срочно посылают командировку Березняки поздравляю днём рождения целую люблю». Ничего особенного не сделала девушка. Но её отзывчивость «…просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения…».


Позиция автора ясна: отзывчивость нужна в нашем мире, мы должны быть отзывчивыми и чуткими по отношению друг к другу. Чья-то отзывчивость помогает кому-то в непростой ситуации, с которой сам человек не может справиться, а иногда и спасает честь, жизнь человека.


Я полностью разделяю точку зрения автора. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Нам легче жить, зная, что нас окружают отзывчивые, чуткие люди. И трудно представить жизнь человека, который окружён равнодушными, лицемерными людьми. Художественная литература также учит нас, что лучшие черты человека – это сочувствие, отзывчивость, доброта, человечность. Эти качества делают нашу жизнь светлее и чище.


В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Пьер проявляет настоящую отзывчивость по отношению к Наташе. Когда Анатоль уже готов выкрасть Наташу, опозорить её, а она, глупая и влюблённая, готова бежать с ним, он не отворачивается от чужой беды. Пьер и сам в это время был потерянным, сложные отношения с женой сделали его жизнь невыносимой. Но, узнав о предстоящем побеге от Сони, он делает всё, чтобы предотвратить его. В последние минуты он рассказывает Наташе всю правду об Анатоле, о том, что он женат. Наташа понимает всю низость Курагина. Трудно представить, чтобы произошло с ней, если бы побег осуществился. Но отзывчивость Пьера спасает её.


В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» мы встречаем Андрея Соколова после войны. Работа, дом, трактир… Герой живёт без эмоций, без чувств. Всё отобрала война. Жену и дочерей, сына-капитана. Закаменела душа от пережитого горя. Нет сил жить. Но встречает Андрей маленького Ванюшку, такого же одинокого и обездоленного, и ожило сердце. Он усыновляет мальчика, и теперь переживает, как бы хватило сил его поднять на ноги. Сердце пошаливает. Проявляя отзывчивость, герой не только помогает Ванюшке, но и себе. Человек должен о ком-то заботиться, для кого-то жить. В этом, я уверена, смысл жизни.


Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: воспитывайте в себе отзывчивость, не стесняйтесь помогать другим. Это необходимо не только тем, кто нуждается в нашей помощи, но и нам самим. Будьте отзывчивы! Помогайте другим!

Полезный материал по теме: