Все о пророке мухаммеде история. Мухаммед пророк - биография

Пророк Мухаммед родился в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Шейба ибн Хашим аль-Кураши (известного также как Абд аль-Муталлиб), главы клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Пророк Мухаммед пережил еще одно крупное горе - смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб — сын Абд аль-Муталлиба, дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и нередко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда.

Примерно к двадцати годам Пророк Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки со стороны дяди. К тому времени он уже был довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В 595 году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время 40 лет, Мухаммеду - 25. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива (она скончалась в 619 году), Мухаммед не имел других жен.

Пророк Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году - и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Пророк Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом (Гавриил), а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника (расул Аллах) и пророка (наби), чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Пророка Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, призпавав-ших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли - культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Пророка Мухаммеда — мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы - дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.

Пророк Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в 622 года. С первого месяца (мухаррам) этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселение), то есть по году переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби (Город пророка), или просто аль-Мадина (Медина) - Город.

Пророк Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Пророка Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.

Пророк Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами - врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Пророк Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы - пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) - главный предмет поклонения в аль-Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» - это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на , добрался до Мекки. Черным камень стал позже из-за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).

Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Пророк Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны (газават - ми. ч. от газва - набег). В 624 году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммедом, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря па численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мекканцы в 625 году подошли к Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была недовольна единовластием Пророка Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеры» (мунафикун).

В течение нескольких лет Пророк Мухаммед собирал силы для решительной борьбы с Меккой, укрепляя свое положение в Медине и обеспечивая себе поддержку многих кочевых племен. В 628 году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку - в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцамн и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Пророка Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале 630 года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.

Однако Пророк Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в 632 году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы договориться о союзе; многие из них выразили готовность принять ислам. В 631-632 гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.

В последние годы жизни Пророк Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения власти ислама на север. В 632 года Мухаммед после непродолжительной болезни неожиданно скончался (существует предание, что он был отравлен). Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

Имя: Пророк Мухаммед (Muhammad)

Возраст: 62 года

Деятельность: пророк, купец, политик

Семейное положение: был женат

Пророк Мухаммед: биография

Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание - Коран.

Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.

Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.


В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.

В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.

Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.

Проповедничество

Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).

История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.

Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.


Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.

Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.

В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.


Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.

Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.


Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.


День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.

День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».

О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад - посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.

Личная жизнь

Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.


Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.

Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.

Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.

Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.

Смерть

Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.


Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.

Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети - глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.

Цитаты

  • «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
  • «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
  • «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
  • «Религия - легкость».
  • «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
  • «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость - погибнут».
  • «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
  • «Рай находится в тени ваших мечей».
  • «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…».
  • «Человек с тем, кого он полюбил».
  • «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
  • Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
  • Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
  • Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.

  • Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
  • Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе - мавзолее в Эюпе (Стамбул).

  • Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
  • Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
  • В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Ты мусульманин?

Да, мусульманин, хвала Всевышнему Аллаху.

Что обозначает понятие «мусульманин»?

Знать, что Аллах Един. Следовать Священному Корану и Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Кто твой Господь?

Аллаху Тааля.

Кто твой Создатель?

Аллаху Тааля.

Чей ты раб?

Я раб Аллаху Тааля.

Как ответишь на вопрос: cколько Богов?

Отвечу, что Аллах Един!

А чем ты можешь это подтвердить?

Первым айатом суры «Ихлас» (112-ая сура Священного Корана).

О чём говорится в этом айате?

Там говорится: «Скажи: Он - Аллах Един».

А что для тебя является подтверждением существования Аллаха?

Существование мироздания и всеобщая гармония.

Возможны ли рассуждения о личности Аллаха?

Нет! Так как люди не могут постичь своим умом Его личность. Мы можем говорить лишь о качествах, присущих Всевышнему Аллаху.

Что обозначает вера «Еис»?

Это наподобие веры известного фараона, который уверовал перед самой смертью.

Является ли эта вера действительной?

Что обозначает «тауба и еис»?

Это покаяние верующего человека перед смертью. Не только имевшего веру, но и жившего по вере.

Действительно ли такое покаяние?

Да, действительно.

Какова твоя религия?

Религия Ислам.

Какова твоя книга?

Священный Коран.

Что является твоей Киблой?

Кааба Почитаемая.

Чьего ты рода?

Я из рода Адама, мир ему.

Какой общине принадлежишь?

Общине Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Где родился Пророк Мухаммад и где захоронен?

Родился в Мекке. После 50-ти лет совершил Хиджру (переселение) в Ясриб (теперь Медина). Захоронен в Пресветлой Медине. Место захоронения называется «Рауда-и Мутаххара».

Сколько имён у Пророка Мухаммада?

У него много прекрасных имён, но четыре из них мы должны знать: Мухаммад, Мустафа, Ахмад, Махмуд.

Какое имя его наиболее распространённое?

Мухаммад Мустафа.

Как звали его отца?

Абдуллах.

Как звали его мать?

А его кормилицу?

А бабушку?

Шифа Хатун.

Как звали его деда?

Абдулмутталиб.

Во сколько лет Пророк Аллаха узнал о своём предназначении?

О своей пророческой миссии он узнал в 40 лет.

Сколько лет он выполнял пророческую миссию?

Он пророчествовал в течение 23-х лет.

Сколько лет он прожил?

Его земная жизнь закончилась, когда ему было 63 года.

Сколько у него было дочерей?

Четверо: Зайнаб, Рукиййа, Умми Кульсум и Фатима, да будет доволен ими Аллах.

А сколько родилось сыновей?

Трое: Касим, Абдуллах (другое имя Таййиб) и Ибрахим, да будет доволен ими Аллах.

Можете ли перечислить имена жён Пророка?

Да, инша-ал-Лаху. В первую очередь наша святая мать Хатиджа, да будет доволен ею Аллах. С нею Пророк Аллаха прожил 25 лет. Она была старше Пророка Аллаха на 15 лет. Далее идут: Сауда, Аиша, Хафса, Зайнаб, Хузайма, Умму Салама, Зайнаб бинти Джахш, Джувайрийа, Умму Хабиба, Сафиййа, Маймуна, Марийа, да будет ими всеми доволен Аллах субхана ва тааля.

Можете ли объяснить некоторые причины, согласно которым Пророк Аллаха женился после 53-х лет своей жизни?

Да. Объясняется это тем, что Пророк Аллаха, беря в жёны женщин из разных племён и родов, этим самым приглашал эти сообщества к Исламу. Второй целью Пророка было распространение знаний по Исламу, необходимые женщинам. В некоторых случаях это делалось для спасения их от нищеты, для защиты их чести. Основной целью, конечно же, было распространение Ислама.

Которая жена Пророка умерла последней?

Айша, да будет доволен ею Аллах.

Кто величайший среди людей всех времён?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.

Сколько у Пророка внуков?

Два. Хасан и Хусайин, да будет доволен ими Аллах.

Чьи они дети?

Они дети Али бин Абу Талиба и дочери Пророка — Фатимы, да будет ими доволен Аллах.

Кого называют Пророком?

Человека, избранного Всевышним Аллахом для того, чтобы передать через него людям Его Предписания.

Знаешь ли ты количество Пророков?

По различным преданиям их приблизительный счёт колеблется от 124-х тысяч до 224-х тысяч. Точно знает лишь Аллах субхана ва тааля.

Имена каких Пророков упомянуты в Коране?

В Благородном Коране упомянуты лишь 28 из них: 1) Адам, 2) Идрис (Енох), 3) Нух (Ной), 4) Худ, 5) Салих, 6) Ибрахим (Авраам), 7) Лут (Лот), 8) Исмаил, 9) Исхак (Исаак), 10) Йакуб (Иаков), 11) Йусуф (Иосиф), 12) Аййуб (Иова), 13) Шуайб, 14) Муса (Моисей), 15) Харун (Аарон), 16) Дауд (Давид), 17) Сулайман (Соломон), 18) Йунус (Иона), 19) Илйас (Илия), 20) Аль-Йаса, 21) Зулькифл, 22) Закариййа (Захария), 23) Йахйа (Иоанн), 24) Иса (Иисус), 25) Узайр, 26) Лукман, 27) Зулькарнайн, 28) Мухаммад Мустафа Хабибуллах, мир им всем и благословение Аллаха.
Некоторые учёные придерживаются мнения, что Узайр, Лукман и Зулькарнайн являются не Пророками, а праведниками.

Назовите годы рождения и смерти Пророка Аллаха?

Он родился 12-го числа месяца Раби-уль-ауваль 571-го года, и умер также 12-го числа месяца Раби-уль-ауваль 632-го года (по григорианскому календарю).

В каком году Пророк совершил переселение из Мекки в Медину?

Хиджра - Переселение в Медину (старое название - Ясриб) было совершено им в 622-ом году (по григорианскому календарю). Этот год является первым годом по мусульманскому летоисчислению.

Что такое Ангел?

Созданные Аллахом из света безгрешные существа. Они имеют возможность принимать любой образ и постоянно находятся в поклонении Аллаху субхана ва тааля.

Назовите 4-х главных ангелов?

Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил, мир им всем.

Назовите четыре главных Священных Писания и каким Пророкам они были ниспосланы.

1) Таурат (Тора, Пятикнижие) был ниспослан Пророку Мусе (Моисею), мир ему. 2) Забур (Псалтырь) - Пророку Дауду (Давиду), мир ему. 3) Инджиль (Евангелие) - Пророку Исе (Иисусу), мир ему. 4) Благородный Коран - Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.

Что такое «Сухуф», каково их количество и кому они были ниспосланы?

До ниспослания 4-х главных Священных Книг, Всевышним Аллахом были ниспосланы Священные Писания малого объёма в виде свитков - Сухуф. Таких страниц было ниспослано 100. В том числе: 10 Сухуф - Адаму, мир ему; 50 Сухуф - Шиту, мир ему; 30 Сухуф - Идрису, мир ему; 10 Сухуф - Ибрахиму, мир ему.

Какие существуют разновидности мазхабов?

Их два типа:1) Мазхабы по богословию, уточняющие основы вероучения.
2) Мазхабы по религиозно-правовым вопросам.

Сколько существует мазхабов по богословию и кто их Имамы?

Мазхабов по вопросам богословия — два. Их имамами являются: Имам Абу Мансур Мухаммад Матуриди и Имам Абу-ль Хасан-уль-Ашаари, да будет милостив к ним Аллах.

Назовите мазхабы по исламскому праву.

Этих мазхабов четыре. И названы они по именам их основателей: Ханафи, Малики, Шафии и Ханбали.

К какой принадлежите общине?

Принадлежу общине Ахл-ас-Сунна ва-ль Джамаа, что в переводе обозначает: Люди Сунны и Согласия или коротко - Сунниты.

Какого придерживаетесь мазхаба по исламскому праву?

Я следую мазхабу (школе) имама Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах субхана ва тааля.

Можете ли назвать первоначальные 32 фарда?

Да, могу.

Условий веры - 6 . В том числе:
1) - Вера в Аллаха.
2) - Вера в Его Ангелов.
3) - Вера в Его Книги.
4) - Вера в Его Посланников.
5) - Вера в Судный День и в Воскресение.
6) - Вера в Предопределение;

Условий (фард) малого омовения (вуду; абдест) - 4 :
1) — Мытьё лица.
2) — Мытьё рук до локтей включительно.
3) — Обтирание мокрыми руками четвёртую часть головы.
4) — Мытьё ног по щиколотки включительно.

Условий Ислама - 5 :
1) — Произнесение Свидетельства (Шахада).
2) — Чтение ежедневной пятикратной молитвы (намаза).
3) — Уплата Закяата (налог в пользу бедных).
4) — Пост в месяц Рамазан.
5) — Совершение Хаджа.

Условий полного омовения (гусл) - 3 :
1) — Промыть полость рта.
2) — Прочистить нос.
3) — Вымыть всё тело.

Условий при обтирании песком - 2 :
1) — Принять соответствующее намерение.
2) — Дважды ударить обеими руками о чистый песок или землю, или о любой предмет, состоящий из них. После первого раза, протереть между пальцами и прогладить ладонями лицо. После второго удара о песок, протираем обе руки поочерёдно до локтей вначале правую руку, а затем левую.

Условий молитвы - 12 :
1) - Омовение.
2) - Внешнее очищение.
3) - Укрывание тела.
4) - Обращение к Кыбле.
5) - Время.
6) - Намерение.
7) - Вступительный такбир.
8) - Стояние.
9) - Чтение Корана.
10) - Поясной поклон.
11) - Земной поклон.
12) - Положение сидя в конце молитвы.

По сколько ракаатов читаются эти молитвы?

Утренняя молитва состоит из 4-х ракаатов: Вначале читается 2 ракаата сунны, а затем 2 ракаата фарда.
Полуденная молитва читается в 10 ракаатов. Вначале 4 ракаата сунны, затем 4 ракаата фарда и ещё 2 ракаата сунны.
Послеполуденная молитва заключает в себя 8 ракаатов. 4 сунны и 4 фарда.
Вечерняя молитва - 5 ракаатов. Вначале читается 3 ракаата фарда, затем 2 ракаата сунны.
И заключительная молитва - ночная, которая состоит из 13 ракаатов. Начинается с 4-х ракаатов сунны, затем 4 ракаата фарда, затем ещё 2 ракаата сунны, и заканчивается 3-мя ракаатами молитвы Витр.
Всего за день Приверженцы сунны читают 40 ракаатов. В том числе 20 ракаатов по сунне; 17 ракаатов фарда и 3 ракаата Витр.

Что необходимо сделать, если при чтении молитвы вы забыли прочитать после Фатиха короткую суру или 3 айата?

После окончания молитвы, отдав приветствие в одну или в обе стороны, необходимо не вставая совершить дополнительно 2 земных поклона (суджуд). После этого снова читаем «ат-Тахиййат… Салли … Барик…» дуа и приветствие направо и налево.

В каких ещё случаях совершаются 2 дополнительных земных поклона?

В случае ошибки. Например, когда в молитве Витр в 3-ем ракаате забыто произнесение Такбира, или забыто прочтение мольбы «Кунут». Или когда в 4-х ракаатной молитве при первом сидении после «ат-Тахиййата» вместо вставания на 3-ий ракаат, читается «Салли

», « Б арик » .

Назовите наиболее почитаемые ночи в Исламе.

Ляйлят уль — Бара’а - Ночь откровения. 15-ая ночь месяца Шаабан. В те незапамятные времена, когда Всевышним Аллахом ещё ничего не было создано, а только предопределено и принято намерение, в ночь Бара»а Он объявил ангелам о том, что именно намерен создать в течение предстоящего года.
- Ляйлят уль-Кадр — Ночь Могущества; Ночь Предопределения: Одна из ночей Священного месяца Рамадан. Начало ниспослания Священного Корана.
- Ляйлят ур-Рага’иб — Ночь Рага’иб — Первая пятничная ночь в месяце Раджаб, когда святая Амина забеременела будущим Пророком.
- Ляйлят уль-Маулюд — Ночь между 11-ым и 12-ым днями месяца Раби’уль-ауваль. В эту ночь родился Посланник Мухаммад Мустафа, мир ему и благословение Аллаха, — величайший из Пророков, избранный Всевышним Аллахом для указания Истинного пути всем людям Мира.
- Ляйлят уль-Исра валь-Мирадж — Ночь Вознесения и Путешествия — 27-ая ночь месяца Раджаб. В эту Благословенную ночь Всевышний Аллах вознёс своего Пророка в неизведанные небеса.

Что ещё важно знать?

Десять важных заповедей

1. Вставай на молитву, когда ты слышишь призыв, при любых обстоятельствах.
2. Читай или изучай, или слушай Коран, или произнеси имя Аллаха и не проводи без пользы даже малую часть своего времени.
3. Старайся изучать арабский язык.
4. Много не спорь ни в коем деле, какое бы оно не было, поистине спор не приводит к добру.
5. Много не смейся, сердце, связанное с Аллахом, спокойное и серьезное.
6. Много не шуми, борющаяся умма (мусульманское общество) не знает ничего, кроме серьезности.
7. Не возвышай своего голоса больше того, чем требуется слушателям - это глупо и вредно.
8. Сторонись отзываться дурно о людях, оскорблять личность и не говори ничего, кроме доброго.
9. Знакомься с тем из своих братьев, с кем встречаешься, если даже от тебя это не требуется. Основы нашего призыва - любовь и знакомство друг с другом.
10. Обязанностей больше чем времени, так что помогай другому использовать его время, а если у тебя важное дело, то старайся выполнить его за короткий срок.

Хвала Аллаху, Господу миров!

Пророк Мухаммед (Магомет), основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 году (по некоторым версиям - 20 или 22 апреля 571 года). Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.


В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Пророк Мухаммед" >

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.

Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха».

Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в 632 году в город Ясриб (Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.

Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.