Чем вооружен флот китая. Авианесущие корабли ВМС Китая – состояние и перспективы развития Военно морской флот китая состав

Современные Военно-морские силы Китая – самостоятельный вид вооруженных сил государства, входящий в состав Народно-освободительной армии Китая, возглавляемый Главнокомандующим, одновременно являющимся заместителем Министра обороны – Главнокомандующего НОАК. Главный штаб ВМС находится в Пекине.

Таблица 1

Боевой корабельный состав ВМС НОАК, 2006 г.

Тип ПЛ и БНК ед.
Подводные лодки: 87
- ПЛАРБ пр. 092 «Ся» 1
- АПЛ пр. 091 «Хань» 4
- ДЭПЛ пр. 039G «Сун»
(c ПКРК «YJ-8»)
12
- ДЭПЛ пр. 636ЭМ (c ПКРК «Club») 8
- ДЭПЛ пр.041 «Юань» 2
- ДЭПЛ пр. 039 «Сун» 1
- ДЭПЛ пр. 877ЭКМ и пр. 636 4
- ДЭПЛ пр. 035 «Мин» 24
- ДЭПЛ пр. 033 «Ромео» 31
Эскадренные миноносцы УРО: 29
- типа «Шеньян», пр. 051С 2
- типа «Ланьчжоу», пр. 052С 2
- типа «Современный»:
пр. 956Э и пр. 956ЭМ
4
- типа «Люйху», пр. 052 2
- типа «Люхай», пр.051В 1
- типа «Люйда», пр.051 16
Фрегаты УРО: 49
- типа «Цзянкай» пр. 054 2
- типа «Цзянвей-2», пр. 053H3 10
-типа «Цзянвей», пр. 053H2G 4
- типа «Цзянху-4», пр. 053НТ(Н) 1
- типа «Цзянху-3», пр. 053НТ 3
- типа «Цзянху-1/2/5», пр.053Н1/2/5 29
Ракетные катера: 89
- проект 022 4
- типа «Хоуцзянь», пр.037/2G 7
- типа «Хоусинь», пр. 037/1G 23
- типа «Хуанфэнь», пр. 021 30
- типа «Хоку», пр. 024 25
Патрульные катера: 234
- типа «Хайнань», пр. 037 95
- типа «Хайцзюй», пр. 037/1 22
- тип «Хайци» 2
- типа «Шанхай-3» , пр.062/1 17
- типа «Шанхай-2» , пр.062 98
Минно-тральные корабли: 48
- минный заградитель, пр. 918 1
- МТЩ нового типа 2
- МТЩ типа «Т-43», пр. 010 40
- РТЩ типа «Восао», пр. 082 5
Десантные корабли и катера: 89
- БДК типа «Юйтин», пр. 072-II,-III 18
- БДК типа «Юйкань», пр. 072 7
- СДК типа «Юйден», пр.073-III 11
- СДК типа «Юйдао», пр. 073-II 4
- МДК типа «Юйлинь», пр. 079 32
- МДК типа «Юйхай», пр.074 10
- Десантный ТР типа «Цюнша» 4
- МДК - катамаран 3

Военно-морская доктрина ВМС НОАК начала разрабатываться с конца 1980-х гг. и была официально провозглашена в 1995 г. В ее основу положена «Стратегия активной обороны», предусматривающая создание ВМС и поддерживающих их ВВС, способных не только отразить агрессию со стороны моря, но и предусматривающая превентивные удары, в т.ч. и на океанском ТВД. При этом было заявлено, что:

На первом этапе, до начала XXI века, создание группировок, способных поддерживать благоприятный операционный режим в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов» – о-ва Рюкю и Филиппинские, и в акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей;

На втором этапе (до 2020 г.) планируется ВМС усилить таким образом, чтобы они могли осуществлять оперативные действия в пределах «второй цепи островов» – Курильские о-ва, о. Хоккайдо, о-ва Нампо, Марианские, Каролинские и о. Новая Гвинея, включая акватории Японского и Филиппинского морей, а так же морей Индонезийского архипелага;

На третьем этапе (до 2050 г.) предполагается создать мощный флот, способный решать поставленные задачи в любом районе Мирового океана.

Одновременно перед ВМС КНР уже на современном этапе стоят задачи обеспечения интересов государства на море, связанных с разработкой природных ресурсов океана и безопасностью судоходства.

Таким образом, первый этап программы ориентирован на защиту территории КНР от ударов с моря и обеспечение безопасности морских коммуникаций и промышленной деятельности связанной с разработкой природных ресурсов в акваториях китайских морей.

Между тем, ряд событий позволяет нам предположить, что основным регионом приложения сил ВМС НОАК в ближайшее десятилетие будет индо-океанское направление . Так, еще в 1994 г. около 90 % всех перевозок экспортных и импортных грузов (не менее 840 млн. т.) и 27 % грузооборота Китая приходится на морские коммуникации Южно-Китайского моря и, соответственно, Индийского океана.

Возрастающая зависимость Китая от состояния индо-океанских коммуникаций обусловлена так же увеличивающимся дисбалансом между потребностями энергетики страны в нефтепродуктах и объемами внутренней добычи – необходима компенсация дефицита за счет импорта, который по прогнозам составит – до 50% потребностей к 2005 г. и 80% в 2010 г.

Данное предположение подкрепляется проведением КНР «Стратегии жемчужных бус» – созданием линии стратегических партнеров на побережье вдоль морских коммуникаций в Персидский залив, что выражено:

В развитии военно-морского сотрудничества со странами индо-океанского бассейна – Пакистаном, Мьянмой и Индией,

В заключении оборонных соглашений с ЮАР и Камбоджей,

В широкомасштабном портовом строительстве в Бангладеш (порт Читтагонг),

В возможном строительстве канала на перешейке Кйра (Таиланд), который соединит Андамантское и Южно-Китайское моря, минуя Малаккский пролив, территориальные воды Индонезии и Малайзии.

В целом строительство ВМС НОАК осуществляется в рамках долгосрочных программ, основанной на реализации концепции «защиты стратегических границ и жизненно важного пространства», согласно которой Китай должен иметь вооруженные силы, способные одержать победу в войне любой продолжительности и масштаба. К числу побудительных мотивов активации военноморского строительства в современном Китае следует отнести ряд важных событий, таких как: включение США территории восточного Китая и его акватории в операционную зону Тихоокеанского объединенного командования ВС США, выход США из договора по ПРО 1972 г., создание США системы ПРО с привлечением ВМС Японии, Республики Корея, Австралии и Тайваня, опыт ведения США и их союзниками воздушно-морских операций в ходе локальных конфликтов современности в Юго-Восточной Европе, в Центральной и Юго-Западной Азии, и наличие «тайваньской проблемы».

Организационная структура ВМС НОАК состоит из надводных и подводных сил, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны и оперативных формирований: Северного, Восточного, Южного флотов, Сангарской речной и Бохайской учебной флотилий и предусматривает однородные оперативные соединения – эскадры (подводных лодок – 6, эскортных кораблей – 7, минно-тральных кораблей – 3) и тактические соединения – бригады и дивизионы.

В дополнение к трем флотам, ВМС НОАК рассматривает возможность формирования четвертого флота, способного вести масштабные действия в океанской зоне, за пределами прибрежных операционных зон флотов, охватывающих прилегающие к Китаю акватории – аналога советских оперативных эскадр и флотилий.

Проведем анализ современного боевого состава и боевого потенциала ВМС НОАК с различных позиций, а именно:

Анализ структурных показателей боевого состава китайского флота по силам и единицам - надводным, подводным и воздушным силам, боевым надводным кораблям, подводным лодкам и летательным аппаратам;

Анализ географической проекции боевого потенциала ВМС НОАК по зонам дальности.

* Возрастные категории БНК, ПЛ и ЛА определены как: новейшая – до 10 лет, современная – 10-15 лет, устаревшая – 16-25 лет, старая - свыше 25 лет. Учитывая, что в практике китайского флота, наблюдается современное строительство БНК, ПЛ и ЛА по устаревшим проектам, фактическая оценка возрастной категории конкретного типа БНК, ПЛ и ЛА проведена по методу экспертных оценок с учетом морального старения. При этом основным качественным показателем возрастной категории принимаем коэффициент новизны – «Кнов.», определенный по формуле:

Удовлетворительным считается значение коэффициента равное величине «0,5» – см. Сравнительная оценка корабельного состава ВМС Индии и Пакистана. Резяпов Н., Иванов Ю. // Морской сборник. 6-2000. С.61.

Анализ возрастного показателя * БНК, ПЛ и ЛА китайского флота.

При этом факторы влияния природно-климатических условий, организации боевой службы, использования плавучего тыла и передовых пунктов базирования, технической надежности оружия и вооружения не учитываем. Расчетные материалы по указанным выше направлениям анализа вынесены в приложение.

Подведем итог анализа, отразив результаты графически – см. рис. 1 и 2 .

Так, «осредненное стандартное водоизмещение корабельного состава» составляет величину порядка 1000 т., а аналогичная величина «по экипажу» – 68 чел., что свидетельствует о «прибрежной ориентации» китайского флота в целом.

Как пример этого, отметим, что в структуре боевого корабельного состава количественное преобладание имеют малые БНК – ракетные и патрульные катера, удельный вес которых составляет 51, 9% и на долю которых приходится 1/5 часть противокорабельного ракетного потенциала китайского флота.

Корабли же морской зоны – эсминцы и фрегаты, а так же подводные лодки составляют 4.7, 7.9 и 13.8 процентов соответственно.

Анализ возрастных категорий китайского флота свидетельствует о том, что боевой корабельный состав ВМС НОАК всего на 19.4% обеспечен кораблями новых и современных конструкций.

При этом обновление корабельного состава осуществляется с преимущественным уклоном строительства кораблей морской и океанской зоны. Так, из 121 боевого корабля, построенного в последние 10–15 лет, на долю десантных кораблей приходится 38.0%, подводных лодок – 27.3%, фрегатов – 13,2% и эсминцев – 10,7% «новостроя».

Между тем, безнадежно старыми являются всё то ничтожно малое количество противоминных кораблей Китая – 46 ед. (95.8%), что делает противоминную оборону не то, чтобы низкоэффективной, а эфемерной * [ Отметим, что два новых тральщика, проходящие приемку в 2006 г., возможно являются первыми кораблями в программе противоминной обороны китайского флота ] ... Аналогичные выводы распространяются и на устаревшие, и на старые малые БНК (96,6%)…..

Помимо этого отметим, что в составе флота устаревшими и старыми кораблями являются 18 эсминцев (55,2% кораблей данного класса), 33 фрегата (67,3%) и 40 десантных кораблей (46.5%).

В итоге и в целом, очевидно, что:

Большая часть боевого корабельного состава представлена устаревшими и старыми кораблями, что ставит под сомнение их боевую ценность;

Дисбаланс в современном военно-морском строительстве Китая – преимущественное строительство морских и океанских кораблей, «при забвении» сил прибрежной обороны, обеспечивающих «своей повседневной рутиной» действия морских и океанских кораблей.

Боевой авиационный состав ВМС НОАК в большинстве своем представлен самолетами устаревших и старых конструкций – 82.7%, а в «функциональном выражении»: истребительной – 43,5% ЛА (232 истребителя), бомбардировочной – 22.5% (120 самолетов), и истребительно-бомбардировочной и штурмовой (19.5% или 104 машины) авиацией.

Состояние же авиапарка боевых самолетов китайского флота может быть определено как:

Бомбардировочная авиация – все машины старых и устаревших конструкций;

Истребительная авиация на 86,2% (200 ЛА) представлена так же самолетами старых и устаревших конструкций,

Истребительно-бомбардировочная авиация, почти на половину (46.1%) – самолеты старых конструкций.

«Бросается в глаза» ничтожно малый состав базовой патрульной авиации – 12 самолетов БПА старой конструкции, что делает результативность воздушной разведки и патрулирования весьма сомнительной, без привлечения самолетов разведки и ДРЛО Военно-воздушных сил Китая…

Таким образом, современные Воздушные силы ВМС НОАК так же в подавляющем большинстве (82.7%) представлены самолетами старых и устаревших конструкций, что делает их боевую ценность сомнительной.

Обновление авиапарка ВМС НОАК, равно как и рассмотренного выше корабельного состава, осуществляется, прежде всего, в обновлении ударной и истребительной авиации: в числе 88 новых и современных самолетов, построенных или приобретенных в последнее время, состоят 56 истребителей-бомбардировщиков (63.6% поступлений) и 32 истребителя (36.4%).

Проанализируем географическую проекцию боевого потенциала ВМС НОАК по операционным зонам дальности.

При этом данные зоны определены удаленностью от береговой черты, а именно:

Прибрежная – до 200 миль;

Ближняя морская – от 200 миль до 500 миль,

Морская – от 500 миль до 1000 миль, и

Океанская – свыше 1000 миль.

Географически, раздел ближнеморской и морской операционных зон проходит по рубежу: юго-западная акватория Японского моря – восточная оконечность о-ва Кюсю – южная часть о-ва Лусон и дельта р. Меконг. А раздел ближнеморской и прибрежной операционных зон проходит по рубежу: западное побережье Корейского п-ова – восточное побережье о-ва Тайвань – «середина» Индокитайского п-ова.

Таким образом, прибрежная и ближнеморская операционные зоны фактически охватывают акватории Желтого, Восточно-китайского и Южно-китайского морей.

Расчет показателей боевого состава и боевого потенциала ВМС НОАК выполнен в монографии, а результат отражен на рис. 3 .

Проанализируем полученный результат. При этом фактор напряженности использования сил и средств флота не учитываем.

Так, очевидно, что для действий в прибрежной зоне может быть задействовано 100% боевого состава и боевого потенциала китайского флота.

Но уже для оперирования в ближнеморской зоне может быть привлечено меньше половины (45.6%) боевых самолетов и исключает возможность применения до 20% БНК.

А для действий в морской операционной зоне могут быть задействованы до 1/ 3 боевого корабельного состава и 14% боевых самолетов.

Таким образом, по итогу 2006 г. китайский флот пока сохраняет боевую структуру* [ Обратным примером являются современные Морские силы самообороны Японии, полностью адаптированные для действий в морской (1000-мильной) операционной зоне ], ориентированную на действия в прибрежной и ближнеморской операционных зонах.

Между тем, необходимо отметить, что за первое шестилетие XXI века, ВМС НОАК удалось существенно увеличить потенциал своего силового присутствия в морской операционной зоне – см. табл. 2 .

В итоге и в целом заметим, что современные Военно-морские силы Китайской Народной Республики количественно обеспечены силами и средствами для создания благоприятного операционного режима в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов - о-ва Рюкю и Филиппинских», что говорит о выполнении первого этапа «Стратегии активной обороны».

Между тем, анализ боевых возможностей китайского флота с учетом боевых потенциалов ВМС стран региона и военно-силового присутствия США в Восточной Азии говорит о том, что современные военно-морские силы Китая самостоятельно навряд ли смогут обеспечить безопасность своего государства с морских направлений* [ Обоснование этого вывода приведено в книге «Красный дракон. Современные военно-морские силы Китая» ].

Таблица 2

Динамика роста боевого потенциала ВМС НОАК
в морской операционной зоне, 2000–2006 гг.

Боевые средства
для морской операционной зоны
Всего,
2006 г.
Поступ-
ление в
2000-
2006 гг.,
ед.
Удельный
вес пос-
туплений
в итоге
2006 г., %
Эсминцы, ед. 29 8 28,0
Фрегаты, ед. 16 6 37,5
Подводные лодки, ед. 87 22 25,0
Десантные корабли, ед. 25 9 36,0
Боевые самолеты, ед. 64 24 37,5
Противокорабельные ракеты, ед. 792 380 48,0
Зенитные управляемые ракеты, ед. 696 448 64,0
УР «воздух-воздух», ед. 144 144 100
Торпеды, ед. 1366 366 26,0
Десантовместимость, тыс. чел. 5,9 2,25 38,0
Танковместимость, ед. 215 90 42,0

Вооруженные силы стран мира

ВС Китая: ВМС НОАК

Как и остальные виды ВС, китайский флот в последние полтора десятилетия проходит через радикальное перевооружение. На примере флота это заметно особенно хорошо, поскольку данный вид ВС является самым технологически сложным, а его строительство идет гораздо дольше, чем сухопутных войск и авиации.

Еще в середине 90-х ВМС НОАК состояли из множества крайне устаревших кораблей и катеров, причем преобладали именно последние (т.е. китайский флот был почти чисто прибрежным). Многочисленные подводные лодки отличались примитивным вооружением и очень высокой шумностью. Надводные силы ВМС НОАК полностью состояли из кораблей, построенных по проектам 50-х – 60-х гг. ХХ в., причем далеко не лучших даже по тем меркам. Их ударные возможности были крайне ограниченными, а ПВО и ПЛО, по сути, отсутствовала вообще.

За последнее десятилетие китайский флот прошел путь, на который США понадобилось, как минимум, 30 лет, а Россия и Европу Китай за этот рекордно короткий срок сумел даже обойти, причем как качественно, так и количественно.

ВМС НОАК организационно делятся на три флота – Северный, Восточный и Южный (далее – СФ, ВФ и ЮФ) со штабами соответственно в гг. Циндао, Нинбо и Чжаньцзян. Надо отметить, что это деление представляется несколько искусственным, поскольку, в отличие от США и РФ, КНР имеет одно сплошное протяженное побережье. Впрочем, поскольку это побережье является достаточно длинным, деление на три флота, очевидно, облегчает управление ВМС. В начале 2016 г. три флота были включены в состав одноименных Командований (Северного, Восточного и Южного соответственно), которые были созданы в ходе военной реформы вместо прежних округов.

Подводные лодки

Морской компонент китайских СЯС долгое время состоял из одной весьма примитивной ПЛАРБ пр. 092 "Ся" с 12 БРПЛ JL-1. В настоящее время построены 4 гораздо более современные ПЛАРБ пр. 094 "Цзинь" (каждая с 12 БРПЛ JL-2 и с ПКР YJ-8Q). Достраиваются 2 еще более современные ПЛАРБ пр. 094В, каждая из которых будет нести по 16 БРПЛ JL-2.

На смену устаревшим ПЛА пр. 091 "Хань" (было построено 5, но две уже списаны, остальные в составе СФ) построены 6 ПЛА пр. 093 "Шан" (в т.ч. 2 пр. 093А, 2 пр. 093В) с ПКР YJ-8Q. Первые две входят в состав ЮФ, 2 А и 2 В - в состав СФ. Ведется строительство ПЛА пр. 095, сопоставимых по своим ТТХ с наиболее современными американскими и российскими ПЛА. Уже введены в строй 1-2 ПЛА этого типа.

Китайский флот дизельных ПЛ является крупнейшим в мире. Наиболее современными из них являются 15 ПЛ пр. 039А/В "Юань" (4 А, 11 В) с ПКР YJ-8Q и воздухонезависимой энергетической установкой (не менее 2 В на СФ, не менее 10 (4 А, 6 В) на ВФ). Начато строительство еще более современных ПЛ пр. 043.

Достаточно новыми считаются 12 ПЛ российской постройки - 2 пр. 877, 2 пр. 636, 8 пр. 636ЭМ с ПКР 3М54Е (из них 8 на ВФ, 4 на ЮФ). Кроме того, в начале 2000-х были построены 13 ПЛ пр. 039 "Сун" (из них 3 пр. 039G, 9 пр. 039G1) с ПКР YJ-8Q (по 4 G1 на СФ и ЮФ, остальные 5 ПЛ на ВФ).

Более старыми, но еще боеспособными являются 15 ПЛ пр. 035 "Мин" (2 А, 9 G, 4 В; в отстое еще до 5, в т.ч. 2 А, 1 G). Возможно, остаются на вооружении до 8 старых ПЛ пр. 033.

Надводные корабли

Единственный на данный момент китайский авианосец «Ляонин» (входит в состав СФ) представляет собой бывший советский авианесущий крейсер «Варяг», приобретенный КНР на Украине в недостроенном состоянии. Этот корабль не является полноценным авианосцем из-за своих конструктивных особенностей. В первую очередь речь идет о наличии носового трамплина и отсутствии катапульты. Соответственно, этот корабль навсегда останется учебно-экспериментальным, а не боевым, именно в таком качестве Китай его приобрел и достроил. В КНР уже начато строительство собственных «полноценных» авианосцев.

Наиболее мощными кораблями ВМС НОАК являются в настоящее время эсминцы. Самые старые из них – корабли типа «Люйда», построенные по советским проектам 50-х гг. Сейчас в составе ВМС остался 1 эсминец пр. 051G («Люйда-3») (на ЮФ; еще 1 в отстое). 5 эсминцев пр. 051 («Люйда-1») и 1 пр. 051D («Люйда-2») находятся в отстое, 3 пр. 051 используются как учебные.

В 90-е и начале 2000-х Китай приобрел в России 4 эсминца - 2 пр. 956, 2 пр. 956ЭМ (на ВФ). Тогда же в самом Китае были построены 7 эсминцев четырех разных проектов: 2 пр. 051С (на СФ), 1 пр. 051В (на ЮФ), 2 пр. 052В (на ЮФ), 2 пр. 052 (на СФ).

В конце концов, после указанных экспериментов, в КНР началось строительство по-настоящему современных эсминцев пр. 052С/D. Построено 6 эсминцев пр. 052С (4 на ВФ, 2 на ЮФ). В строю находятся 10 эсминцев пр. 052D (2 на СФ, 3 на ВФ, 5 на ЮФ), всего же будет построено до 20 кораблей этого типа. При этом следует подчеркнуть, что Китай уже технологически обошел Россию и практически все европейские страны в развитии крупных надводных кораблей и вышел на уровень трех наиболее передовых стран в этой сфере – США, Японии и Республики Корея. Об этом свидетельствует наличие на эсминцах пр. 052С (с третьего корабля) и пр. 052D (на всех) РЛС с ФАР и «классических» УВП типа американской Мк41.

На предыдущих эсминцах пр. 051 и 052 (включая первые два пр. 052С) устанавливались российские УВП барабанного типа, в которых к пуску одновременно готова лишь одна ракета из восьми, причем эти УВП были рассчитаны только на один тип ракет (ЗУР для ЗРС С-300Ф). На новых китайских эсминцах устанавливаются УВП, в которых готовы к пуску одновременно все ракеты, причем на эсминцах пр. 052D это могут быть ракеты разных типов и классов. На этих кораблях имеется УВП на 64 ракеты. Очевидно, в ней могут размещаться морские ЗУР HHQ-9, КРМБ DH-10 и, возможно, ПКР и ПЛУР. Это обеспечит эсминцам возможность наносить удары как по морским, так и по береговым целям, а также осуществлять ПВО корабельных соединений.

Уже спущены на воду и достраиваются на плаву 2 эсминца пр. 055, которые, по сути, являются крейсерами.

Наиболее многочисленным классом надводных кораблей ВМС НОАК являются фрегаты. Из них 23 - корабли пр. 053Н, который строился в семи модификациях. Это 10 фрегатов пр. 053Н3 (2 на СФ, 4 на ВФ, 4 на ЮФ), 6 пр. 053Н1G (на ЮФ), 1 пр. 053Н2 (на СФ), 5 пр. 053Н1 (на ЮФ). Кроме того, из фрегатов пр. 053Н 1 передан Береговой охране, 2 используются как учебные, 1 - как экспериментальный, 5 находятся в отстое, в т.ч. 1 с РСЗО. Также в отстое находится 1 фрегат пр. 053Н1. Еще 1 фрегат пр. 053НТН используется как учебный, 3 фрегата пр. 053H2G переданы Береговой охране. Фрегаты пр. 053Н (кроме наиболее современной модификации 053Н3) постепенно выводятся из состава ВМС, часть из них продается другим странам.

Им на замену построены 2 фрегата пр. 054 (на ВФ), сейчас ведется строительство фрегатов пр. 054А. Уже введено в строй 27 кораблей этого типа (7 на СФ, 10 на ВФ, 10 на ЮФ). Наряду с традиционным для ВМС НОАК ударным вооружением (8 ПКР С-803 в контейнерных ПУ) корабли пр. 054А стали первыми китайскими фрегатами, имеющими адекватную для кораблей такого класса ПВО: УВП на 32 ЗУР HHQ-16 (созданы на основе российского ЗРК "Штиль"). Благодаря этому данные фрегаты станут универсальными эскортными кораблями, которые можно будет использовать для охраны авианосцев вблизи своих берегов и для усиления эсминцев в открытом океане.

В 2012 г. в КНР начато строительство кораблей пр. 056, которые классифицируются либо как малые фрегаты, либо как корветы. В настоящее время уже введены в строй 39 кораблей этого типа (8 на СФ, 13 на ВФ, 16 на ЮФ и еще 2 в гарнизоне Гонконга, относящемся к зоне ЮФ), всего количество кораблей этого типа составит не менее 50 единиц.

Хотя в последние полтора десятилетия китайский флот из «москитного» (прибрежного) становится океанским, он остается на первом месте в мире по количеству боевых катеров. Так, имеется до 112 ракетных катеров: 83-86 пр. 022, 6 пр. 037-II, 20 пр. 037-IG. Все «037-е» входят в состав ЮФ, «022-е» распределены по всем флотам. При этом катера пр. 022 являются не только самыми многочисленными, но и самыми мощными и современными в своем классе в мире. Они построены на основе скоростных катамаранов австралийской фирмы Austal, каждый несет по 8 сверхзвуковых ПКР YJ-83. В отстое находится до 75 старых ракетных катеров пр. 024. Сторожевых катеров в составе ВМС НОАК до 250: до 20 пр. 037-I (еще 3 в БОХР), до 99 пр. 037, 17 пр. 062-I, до 98 пр. 062 (последние быстро списываются).

Минно-тральные силы представлены 1 минзагом пр. 918, 2 новейшими тральщиками пр. 082-II, 17 тральщиками пр. 082, 4 тральщиками пр. 081 и 6 пр. 082А. Это количество очень ограничено, поэтому тральные силы являются «ахиллесовой пятой» китайского флота.

Десантные силы ВМС НОАК включают 6 ДТД пр. 071 (2 на ВФ, 4 на ЮФ), 30 ТДК пр. 072 четырех модификаций (11 пр. 072-III (3 на СФ, 7 на ВФ, 1 на ЮФ), 15 пр. 072А (2 на СФ, 7 на ВФ, 6 на ЮФ), 4 пр. 072-II (1 на ВФ, 3 на ЮФ), 3 пр. 072 (на ВФ)), 13 средних десантных кораблей пр. 073 (10 пр. 073А, 1 пр. 073-III, 2 пр. 073-II), около 60 малых десантных кораблей (8-10 пр. 074А, 12-20 пр. 074, до 32 пр. 079-II, последние используются, в основном, как грузовые суда), а также 4 ДКВП пр. 12322, построенных на Украине.

В целом ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству дизельных ПЛ, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, десантных кораблей (впрочем, по общему тоннажу и вместимости десантных кораблей ВМС НОАК уступают ВМС США). По количеству атомных подлодок и эсминцев китайский флот является третьим в мире (по ПЛАРБ и ПЛА – после ВМС США и ВМФ РФ, по эсминцам – после ВМС США и Японии).

  • Морская пехота Китайской Народной Республики
  • Численность 215 000 человек Участие в Первый кризис в Тайваньском проливе
    Китайско-вьетнамская война
    Сражение у островов Спратли
    Командиры Действующий командир Вице-адмирал Шень Цзиньлун Известные командиры Чжан Айпин
    Е Фэй
    Лю Хуацин
    Чжан Динфа
    У Шэнли

    В феврале 2013 года заместитель начальника Генштаба НОАК Цзи Цзяньго отметил, что в настоящее время угроза безопасности Китая главным образом исходит с моря . Ранее политкомиссар Академии военных наук НОАК генерал Вен Цонгрен заявлял: "Китай должен прорвать блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности. Только когда прорвем её, сможем вести речь о подъёме Китая. Чтобы подъём был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из океанов в своем будущем развитии" .

    История

    С 1980-х годов значительно увеличилась зона действия ВМФ НОАК . Если раньше основной его задачей была оборона побережья, то к концу XX в. он стал превращаться в океанский флот.

    Организация

    Структура

    Северный флот Восточный флот Южный флот
    1-я база АПЛ

    2-я флотилия подводных лодок

    12-я флотилия подводных лодок

    22-я флотилия подводных лодок

    42-я флотилия подводных лодок

    2-я база АПЛ

    32-я флотилия подводных лодок

    72-я флотилия подводных лодок

    1-я флотилия эскадренных миноносцев

    10-я флотилия эскадренных миноносцев

    1-я флотилия быстроходных штурмовых судов

    1-я эскадра десантных кораблей

    1-я флотилия кораблей боевой поддержки

    3-я флотилия эскадренных миноносцев

    6-я флотилия эскадренных миноносцев

    1-я флотилия корветов

    16-я флотилия быстроходных штурмовых судов

    21-я флотилия быстроходных штурмовых судов

    5-я флотилия десантных кораблей

    2-я флотилия кораблей боевой поддержки

    2-я флотилия эскадренных миноносцев

    9-я флотилия эскадренных миноносцев

    11-я флотилия быстроходных штурмовых судов

    26-я флотилия быстроходных штурмовых судов

    6-я флотилия десантных кораблей

    3-я флотилия кораблей боевой поддержки

    2-я морская авиационная дивизия

    5-я морская авиационная дивизия

    3-й отдельный авиационный полк

    6-й отдельный авиационный полк

    Учебный полк

    Корабельное вертолётное крыло

    4-я морская авиационная дивизия

    6-я морская авиационная дивизия

    4-й отдельный авиационный полк

    8-я морская авиационная дивизия

    9-я морская авиационная дивизия

    7-й отдельный авиационный полк

    4-я радарная бригада

    11-й ракетный полк береговой обороны

    12-й ракетный полк береговой обороны

    2-й полк ПВО

    Полк электронной борьбы

    2-я радарная бригада

    13-й ракетный полк береговой обороны

    Полк электронной борьбы

    2-я бригада наблюдения

    3-я радарная бригада

    46-й ракетный батальон береговой обороны

    Учебная база Флота Северного моря База поддержки Чжоушань

    Морской гарнизон Xiamen

    База поддержки Гуанчжоу

    База поддержки Yulin

    Морской гарнизон Beihai

    1-я бригада морской пехоты

    164-я бригада морской пехоты

    Боевой состав

    Shenyang J-8 H Китай Китай 24 Истребитель-перехватчик Chengdu J-7 Китай Китай 30 Истребитель-бомбардировщик JH-7/7A Китай Китай 120 Истребитель-бомбардировщик Xian H-6 Китай Китай 36 30 H-6G и 3 H-6DU Китай Китай 7 Бомбардировщик/Разведчик Nanchang Q-5I Китай Китай 60 Штурмовик Hongdu JL-8 Китай Китай Пакистан Пакистан 12 Учебно-боевой самолёт Y-8 21 4 Y-8, 4 Y-8JB, 3 Y-8X, 4 Y-8J. 6 Y-8W Y-9 4 4 Y-9JB SH-5 Китай Китай 3 Многоцелевой самолёт-амфибия Ка-28 Россия Россия 19 Противолодочный вертолёт Z-8 Китай Китай 27 20 Z-8/Z-8A, 4 Z-8JH, 2 Z-8S и более одного Z-8 AEW Z-9C Китай

    Азиатско-Тихоокеанский регион многими экспертами признан одним из самых важных в ближайшие десятилетия. Здесь и важные транспортные пути, и динамично развивающиеся страны со все возрастающими амбициями, и самые могущественные флоты. В том, что флот является наиболее перспективным способом проекции силы в любую точку Земли, никто сегодня не сомневается, и Китай уделяет его развитию все большее внимание, так как ВМФ Китая должен составить конкуренцию американскому. Связано это с радикальным изменением стратегии Китайской Народной Республики.

    Международный опыт и сотрудничество

    Есть расхожее мнение о том, что поведение Китая традиционно не экспансионистское, и никаких намерений решать споры военными средствами у него нет. Однако это не означает, что власти КНР не осознают всей важности развития Вооруженных Сил. ВМФ Китая сегодня представляет многочисленный и динамично развивающийся род ВС, которому уделяется все большее внимание, и его значение только возрастает по мере повышения рисков судоходства в Мировом океане.

    Китайская культура, однако, славится тем, что прекрасно усваивает чужой опыт, извлекая из него максимальную выгоду. В случае с реализацией амбициозного плана по строительству флота, который мог бы конкурировать с США, на помощь приходит международное сотрудничество.

    Однако в деле построения могущественного флота не обойтись без авианесущих крейсеров, которых у Народной республики до недавнего времени не было. Для того чтобы эту ситуацию исправить, пришлось обратиться к помощи Украины, у которой и был куплен авианосец "Варяг", позже переименованный в "Ляонин".

    Технологии и деньги

    Китайские власти привыкли, что практически все, что им нужно, они могут купить на мировом рынке, развинтить это и извлечь оттуда нужную им технологию. Однако такой способ работает лишь до известного предела, за которым начинаются сложности, едва ли устранимые благодаря обычному шпионажу.

    Ведь мало получить готовый авианосец, нужно еще четко понимать, как он будет функционировать, обеспечить ему необходимую базу снабжения и ремонта. А технологическое развитие требует не только огромных денежных вливаний, но и значительной интеллектуальной традиции, направленной на решение определенной задачи.

    Учитывая тот факт, что столь активно свой ВМФ Китай начал развивать относительно недавно, можно предположить, что до превосходства над другими морскими державами ему еще далеко. Однако до численного паритета дело действительно может дойти. По официальным данным, которым, возможно, и не стоит полностью доверять, республика тратит на Вооруженные Силы порядка двухсот миллиардов и эта цифра будет, вероятно, существенно расти в ближайшее десятилетие.

    В то же время численность кораблей должна достигнуть 350 единиц, среди которых будут и новые авианосцы.

    Состав ВМФ Китая

    Китайский флот состоит из 183 судов, многочисленной морской авиации и 215 тысяч военнослужащих, которые обслуживают всю эту мощь. Стоит отметить, что у США - самой мощной военной державы - 188 судов различных классов. Однако сравнивать лишь численность не имеет смысла, ведь свои корабли ВМФ Китая использует иначе. И ориентируется Поднебесная на другие задачи.

    С организационной точки зрения, ВМФ Китая делится на три флота:

    • Северный, действующий в Желтом море и Бохайском заливе.
    • Восточный, зоной ответственности которого является Восточно-Китайское море и Тайваньский пролив.
    • Южный, функционирующий в Южно-Китайском море.

    Несмотря на то что каждый из этих флотов важен для обороноспособности страны, Южный имеет особое значение, так как именно в этом регионе расположены спорные территории, из-за которых постоянно возникает напряжение между КНР и США, а также другими региональными игроками, среди которых Вьетнам, Малайзия и Филиппины.

    На этом месте стоит сделать остановку и подробнее описать, как до недавнего времени в Китае представляли сферу своих интересов, и как представления о ней изменяются в современном мире.

    Эсминцы ВМФ Китая охраняют экономическую зону КНР в Южно-Китайском и Желтом морях, обеспечивают присутствие в Тихом, а в последнее время еще и в Индийском океане.

    Битва за море. Новые хозяева Индийского океана

    Если китайское правительство планирует действительно увеличить свою мощь за счет морского флота и наличия его представителей в наиболее важных региона мира, то без строительства военно-морских баз ему не обойтись.

    То, что власти в полной мере осознают этот факт, подтверждает начало строительства новых баз ВМФ Китая в Индийском океане.

    Предполагается, что с окончанием строительства китайский флот будет держать под контролем весь океан, а кроме того, иметь больший политический вес в тех странах, где будут построены военные базы. Среди стран, откликнувшихся на предложение китайских властей о строительстве, числятся Танзания, Кения, Бурунди, Сейшелы, Пакистан, Оман, Мальдивы, Шри-Ланка, Бангладеш и Мьянма.

    Таким образом, ВМФ Китая будет иметь одну из самых обширных сетей военно-морских баз, с которой смогут конкурировать только США.

    История китайского флота

    Китай, ВМФ которого столь активно развивается, вызывает все большее беспокойство соседей, но планы свои менять, вероятно, не собирается. Помня о былых поражениях, власти страны намереваются сделать КНР одной из ведущих держав современности.

    ВМФ Китая в 19в. представлял удручающее зрелище - устаревшие деревянные лодки были оснащены не менее устаревшей артиллерией. Именно такое состояние вооруженных сил привело страну к поражению сначала в Опиумных войнах, затем к свержению монархии, а затем и к гражданской войне.

    Однако уже в середине двадцатого века, не без помощи СССР, ситуация начала исправляться, и у Китая появилось современное вооружение, однако внутренние потрясения не создавали предпосылок для динамичного развития флота.

    Ситуация сильно изменилась в конце 1980-х, когда флот возглавил Лю Хуацин. Под его руководством ВМФ Китая, состав которого был значительно увеличен еще десятилетие назад, сосредоточился на повышении качества и технологических разработках, которые были призваны повысить боевую мощь страны и увеличить ее представительство на мировой арене.

    В качестве приоритета технологического развития было выбрано направление ракетостроения. Были разработаны новые типы ракет, которые должны были усилить не только эсминцы ВМФ Китая, но и авиацию флота.

    Однако, несмотря на значительные успехи в корабельном строительстве, Китай все еще придерживался стратегии регионального игрока, крайне редко выводя флот в отдаленные акватории. Ситуация начала меняться в XXl веке, когда к власти пришло новое поколение политиков, настроенное экспансионистски.

    Вызов мировому сообществу

    С тех пор как КНР начала активно увеличивать армейское финансирование, у многих специалистов по международной политике появились оправданные опасения, что власти страны захотят рано или поздно бросить вызов существующей системе распределения сил не только в регионе, но и в мире.

    Однако главным двигателем значительных перемен, произошедших с китайским флотом, является вовсе не политика, а экономика. Большинство энергетических ресурсов и другого сырья Поднебесная получает в качестве импорта из других стран. Большинство грузоперевозок осуществляются по морю, так как это наиболее дешевый способ, который довольно часто бывает небезопасен в тех регионах, по которым проходят самые важные для КНР морские коммуникации.

    Пиратство и территориальные споры очень часто ставят под угрозу морские перевозки, и именно для обеспечения безопасности мореходства в Индийском океане Китай строит все новые базы на его берегах.

    Покупка технологий

    Опыт технологического сотрудничества с другими странами у Китая огромен. Во время гражданской войны Вооруженные Силы этой страны получали значительную техническую и информационную поддержку от Советского Союза.

    Самым значительным подарком от советской власти была атомная бомба, которая ввела Китай в клуб наиболее могущественных держав планеты. Однако и после распада СССР сотрудничество продолжилось, но уже на более взаимовыгодной основе. Китай начал закупать у России готовое вооружения и лицензии на его производство. Кроме того, КНР получила доступ к советским технологиям через покупку образцов вооружения у некоторых постсоветских стран.

    В XXl веке очевидные преимущества обнаружились у формы сотрудничества, при которой создаются совместные предприятия с участием китайского капитала и российских технологий. По такой схеме производятся и разрабатываются истребители в КНР и Индии.

    Однако сотрудничество РФ и Китая не ограничивается только самолетостроением и производством авиационных двигателей. Начиная с 1990 года Россия поставляет в КНР различные подводные лодки, стоимость которых на 2002 год превысила полтора миллиарда долларов.

    Помимо подводных лодок, флаг ВМФ Китая поднялся над двумя российскими эсминцами, переданными китайским партнерам в 1999-2000 годах. Во всех случаях решающими для российской стороны являлись экономические интересы, в то время как Китай руководствовался интересами технологического и военного развития. Однако ситуация заметно изменилась после публикации в 2017 году документа, регламентирующего развитие ВМС России до 2030 года.

    Конкуренция за океан

    Как уже стало понятно, не только Китай стремится к доминированию в море, но и другие страны. Президентом России было приказано ВМФ РФ догнать и перегнать Китай по тоннажу флота, то есть занять вторую строчку после США, с которыми конкуренция практически невозможна.

    Таким образом, основная борьба развернется за региональное лидерство, так как проекция силы на значительные расстояния требует наличия мощных авианесущих групп, включающих как современные авианосцы, так и корабли поддержки, а также авиацию, отвечающую требованиям, предъявляемым к современным боевым машинам.

    Несмотря на то что не так давно Китай обзавелся своим первым авианесущим крейсером, он все еще значительно отстает в плане технологий и авионики. Например, после реконструкции на "Ляонине" все еще используются многочисленные устаревшие установки, среди которых есть одна наиболее важная - катапульта, разгоняющая при взлете самолеты до необходимой скорости.

    Поскольку "Ляонин" представляет собой всего лишь немного обновленный советский авианосец, то и технологии на нем используются соответствующие. Очевидно, что за столь короткий срок китайским инженерам не удалось совершить технологического прорыва, поскольку основные силы ушли на то, чтобы освоиться с техническим наследием СССР.

    Известно, что китайские дипломаты и военные долгое время старались выкупить у ВМС России авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", однако по политическим соображениям Россия от этой сделки отказалась, отдав предпочтение индийским партнерам, которые получили этот корабль формально бесплатно, но с обязательством оплатить российским предприятиям модернизацию и строительство портовой инфраструктуры.

    Этот случай свидетельствует о том, что вопрос владения технологиями в современных условиях является наиболее важным и превосходит по значимости простое владение военной техникой. Ведь и Китай, и Индия конкурировали не столько за владение корпусом корабля, который они могли бы построить и сами, но и за современное высокотехнологичное оборудование. Кроме оного, в таких вопросах имеет значение и бесценный опыт, которым владеют российские корабелы.

    Есть проблемы также и с системами наведения для корабельных ракет, запуски которых далеко не всегда бывают удачными. Впрочем, подобные трудности можно списать на технические неполадки и новизну разработок, которые прошли еще не все ступени испытаний. Сравнение ВМФ России и Китая в условиях чрезмерной закрытости китайского военного бюджета кажется затруднительным, однако неоднократные совместные учения и общая не слишком агрессивная обстановка позволяют надеяться, что противостояния между двумя флотами не произойдет в ближайшее время.

    Символика флота

    Как и любой другой флот, китайский имеет свои символы. Флаг ВМФ Китая представляет собой красное полотнище с соотношением сторон 5:4 и с красной звездой и иероглифами, обозначающими дату 01.08.1927, которая имеет большое значение в истории флота Поднебесной. Красный цвет стяга означает доблесть, отвагу и кровь, пролитую китайскими военнослужащими в боях с войсками Чан Кайши.

    Стоит отметить, что Днем ВМФ в Китае считается 23 апреля, именно в этот день в 1949 году был основан флот нового государства. И тогда же произошло знаменитое Наньчанское восстание, которое положило начало долгой и кровопролитной, но освободительной войне. Борьба китайских коммунистов позволила Китайской компартии установить власть Советов на территории всего Китая, исключая остров Тайвань, до сих пор не желающий подчиняться центральному правительству КНР.

    Спорные территории

    Однако самой главной задачей обновленного и заметно усиленного флота будет защита суверенитета КНР и ее экономических интересов в Юго-Восточной Азии.

    В акватории КНР имеется несколько спорных участков, на которые претендуют соседние государства, и некоторые из них, кстати, поддерживаются Соединенными Штатами. К наиболее крупному и принципиальному предмету споров относятся несколько островов в Южно-Китайском море.

    Эти острова, известные под названием Спратли, расположились в юго-западной части Южно-Китайского моря. На них претендуют несколько государств уже не одно десятилетие. В тот или иной момент и с разной интенсивностью в споре участвовали шесть государств: Вьетнам, Китай, Тайвань, Султанат Бруней, Малайзия и Филиппины.

    Китай старается доказать, что китайские мореплаватели первыми открыли этот архипелаг. Однако научно подтвержденных фактов не приводит. Между тем, достоверно известно, что первыми владельцами острова были испанцы, открывшие их для европейцев в 1929 году.

    Острова вызывают ожесточенные споры и перепалки между представителями американских и китайских военных. В то время как американские моряки стараются отстоять право прохода в нейтральных водах, китайские власти настаивают на суверенитете акватории островов.

    В своем стремлении закрепиться на островах ВМФ Китая начал строить искусственные сооружения на рифах и атоллах Спратли, что напрямую запрещено международным законодательством и вызывает агрессивное противодействие со стороны Филиппин, которым активно покровительствуют США.

    Столь большое внимание архипелагу страны Азии уделяют из-за огромных запасов нефти и газа, которые, по мнению геологов, содержатся на дне Южно-Китайского моря, однако для Китая это еще и вопрос престижа и безопасности мореходства, ведь в этом районе время от времени случаются вылазки пиратов, которые могут помешать транзиту китайских грузов в Европу и экспорту в КНР сырья и топлива.

    В ближайшее время следует ожидать продолжения трений между американскими и китайскими политиками, каждый из которых будет стараться отстоять интересы своего государства, и исход этого противостояния сложно предсказать, так как у каждой из сторон немало своих интересов, сторонников и противников.

    Одним из способов наиболее доступно донести свою позицию до партнера является парад ВМФ Китая, который реулярно проводится и приурочивается к различным государственным праздникам и ко Дню основания китайского флота. Однако часто поводом для смотра войск могут служить и международно значимые даты. Например, в 2017 году был проведен парад ВМФ Китая по случаю окончания Второй мировой войны.

    В китайском порту Циндао прошел морской парад, посвященный 70-летию образования военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК). В нем приняло участие свыше 30 китайских кораблей и 39 воздушных судов, а также порядка 20 иностранных военных кораблей более чем из десяти стран мира и делегации 60 государств Азии, Африки, Европы, Америки и Тихоокеанского региона. Также в торжествах приняли участие и корабли российского флота во главе с фрегатом "Адмирал Советского Союза Горшков".

    Как проходило становление флота

    • До конца гражданской войны в Китае (1927–1950; между сторонниками Коммунистической партии Китая, КПК, и партии Гоминьдан) НОАК не имела флота, т.к. боевые действия велись главным образом за контроль над континентальной частью страны. Отсутствие мощного флота в 1950 году не позволило НОАК взять под контроль о. Тайвань, куда эвакуировалось гоминьдановское правительство (КНР ограничилась о. Хайнань, куда армейские части десантировались на джонках).
    • Датой основания ВМС НОАК считается 23 апреля 1949 года, в этот день на сторону КПК перешли несколько кораблей ВМС Китайской Республики (правительства партии Гоминьдан). В ноябре того же года в Даляне была создана Военно-морская академия (с преподавателями из СССР). По оценкам историков, в середине 1950-х годов в Китае было около 2,5 тыс. советских военных специалистов, оказывавших стране содействие в строительстве современного флота.
    • Как отдельный вид вооруженных сил ВМС были учреждены в сентябре 1950-го, когда было создано отдельное командование при Генеральном штабе НОАК.
    • Первым боевым применением ВМС КНР было участие нескольких кораблей в подавлении беспорядков в городе Ухань в 1967 году во время "культурной революции" (1966–1976). Впоследствии китайский флот одерживал победы в столкновениях с вьетнамскими кораблями в районе спорных островов в Южно-Китайском море (в 1974 году у Парасельских и в 1988 году у островов Спратли).
    • К 1970 году КНР уже располагала современным флотом. В 1974-м Китай ввел в строй первую атомную подводную лодку (АПЛ, проект 091 "Хань"), в 1982-м впервые успешно запустил баллистическую ракету с подводной лодки.

    В 2002 году эскадра ВМС КНР совершила первое в истории военного флота Китая кругосветное плавание.

    В 2012 году был провозглашен курс на становление Китая в качестве сильной морской державы. В "Белой книге" правительства КНР 2015 года подчеркивается необходимость перехода от защиты исключительно прибрежных территорий к комплексному обеспечению безопасности как в прибрежных районах, так и в открытом море.

    В настоящее время военная стратегия КНР выделяет морское направление развития вооруженных сил как одно из четырех ключевых (наряду с космосом, киберпространством и ядерной сферой).

    Из чего состоит флот

    • Организационно ВМС НОАК делятся на три флота: Северный (зона действия - Желтое море и Бохайский залив), Восточный (Восточно-Китайское море, включая Тайваньский пролив) и Южный (Южно-Китайское море). Штабы флотов располагаются соответственно в городах Циндао, Нинбо и Чжаньцзян.
    • В начале 2016 года три флота были включены в состав одноименных командований, которые были созданы в ходе военной реформы.
    • Командующий ВМС НОАК - вице-адмирал Шэнь Цзиньлун.
    • ВМС НОАК включают подводные и надводные силы, военно-морскую авиацию, силы береговой обороны и морскую пехоту. Численность личного состава - около 324 тыс. ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, десантных кораблей (но уступают ВМС США по общему тоннажу и вместимости десантных кораблей).

    Подводный флот

    Согласно The Military Balance (Международный институт стратегических исследований, IISS), в 2018 году КНР обладала 62 подлодками, сравнявшись по численности с российским подводным флотом и уступив только американскому (68 подлодок). Морской компонентой сил ядерного сдерживания КНР являются четыре атомных подводных ракетоносца проекта 094 "Цзинь" (введены в строй в 2006–2015 годах), каждый с 12 баллистическими ракетами JL-2 и с противокорабельными ракетами. Достраиваются две атомные субмарины проекта 094В , каждая из которых будет нести по 16 ракет JL-2.

    На смену устаревшим атомным подводным лодкам проекта 091 "Хань" (три единицы в составе СФ) построено шесть новых - проекта 093 "Шан" . Ведется строительство новых атомных субмарин проекта 095.

    Наиболее современными из китайских дизельных подводных лодок являются 13 субмарин проекта "Юань" (четыре - типа 039А, девять - 039B). Начато строительство усовершенствованных подводных кораблей проекта "Цин" (типа 032, один уже проходит стадию испытаний).

    На вооружении также стоят 12 дизель-электрических подлодок российской постройки - проектов 877, 636 и 636М ("Варшавянка" ). Кроме того, имеется 12 субмарин проекта 039G "Сун" китайского производства.

    Боеспособными остаются подлодки проекта 035 "Мин" (11 единиц).

    Надводные корабли

    • Авианосцы

    Единственный на данный момент китайский авианосец "Ляонин" (в составе флота с 2012 года) - это бывший советский авианесущий крейсер "Варяг" проекта 11436, приобретенный в 1998 году на Украине недостроенным. На корабле может быть размещено до 24 истребителей "Шэньян" J-15 (скопированы с купленного на Украине Су-27К) и до 17 вертолетов (российские Ка-31 радиолокационного дозора, противолодочные Ка-28 и китайские транспортные Z-8).

    В апреле 2017 года был спущен на воду второй авианосец, аналогичный "Ляонину" (проект 001А). Ожидается, что он будет введен в строй в 2020-м.

    В настоящее время ведется строительство третьего авианосца (тип 002). Это новый проект. Высказывались предположения, что авианосец может быть оснащен ядерной силовой установкой и несколькими паровыми катапультами.

    " ТАСС/Reuters/CCTV"

    • Эсминцы

    ВМС НОАК, по сведениям китайских СМИ, эксплуатируют 28 эскадренных миноносцев (по данным The Military Balance, на 2018 год - 23; третье место после ВМС США и Японии, 64 и 32 соответственно):

    • четыре корабля российских проектов 956Э (две единицы) и 956ЭМ (две единицы), поставленные в КНР в конце 1990-х - начале 2000-х годов;
    • три корабля проектов 051С и 051B, построенных в тот же период;
    • десять кораблей проектов 052, 052В, 052С.

    В 2014 году в состав китайского флота принят первый эсминец проекта 052D "Куньмин" (по данным китайских СМИ, 11 судов принято на вооружение, еще 15 - в разной степени готовности).

    • Фрегаты

    Наиболее многочисленным классом надводных кораблей ВМС НОАК (59 единиц) являются фрегаты. Шесть самых старых из них - проекта 051 типа "Люйда" (модификации советских проектов 1950-х годов, строились с начала 1970-х по начало 1990-х).

    Также ВМС НОАК эксплуатируют 26 кораблей проекта 053Н разных модификаций (созданы на основе советского сторожевого корабля проекта 50 "Горностай"). Эти фрегаты (кроме наиболее современной модификации 053Н3) постепенно выводятся из состава ВМС, часть из них продается другим странам или передается береговой охране. На замену им начиная с середины 2000-х годов были построены два фрегата проекта 054 и 25 фрегатов проекта 054А. Установки вертикального пуска зенитных управляемых ракет на фрегатах проекта 054А созданы на основе российского зенитного ракетного комплекса "Штиль".

    • Корветы, катера и тральщики

    В 2012 году в КНР было начато строительство корветов проекта 056 . В настоящее время уже введено в строй 37 кораблей этого типа, из которых 16 - противолодочные 056А. Планируется, что общее количество таких кораблей составит не менее 50 единиц.

    ВМС НОАК занимают первое место в мире по числу боевых катеров (более 200). Имеется порядка 100 ракетных катеров (проекты 022, 037-II, 037-IG ) и примерно столько же сторожевых катеров (проекты 037-I, 037, 062-I ).

    Минно-тральные силы представлены единственным минным заградителем проекта 918 "Волэй" и 42 тральщиками проектов 081, 082 и 082А .

    • Десантные корабли

    Включают четыре универсальных десантных корабля-вертолетоносца проекта 071 типа "Циньчэньшань" , 30 больших десантных кораблей проекта 072 четырех модификаций, 11 средних десантных кораблей проекта 073, около 60 малых десантных кораблей (проекты 074А, 074, 079-II), а также восемь десантных кораблей типа 726 (включая две единицы типа "Зубр", построенных на Украине) и 12 катеров на воздушной подушке типа 724.

    Морская авиация

    Организационно состоит из шести авиадивизий, по две в каждом из флотов. По данным The Military Balance, на вооружении морской авиации ВМС стоят 374 военно-воздушные единицы (вторая в мире по этому показателю после американской), среди них:

    • 27 бомбардировщиков "Сиань" Н-6 G (собственная модификация советского Ту-16);
    • 120 истребителей "Сиань" JH 7 иJH -7А .

    Истребители представлены 24 бортами Су-30МК2 российского производства и копиями Су-27СК - 72 бортами "Шэньян" J -11В иJ -11 BS . На вооружении также состоит не менее 20 палубных истребителей "Шэньян" J -15 .

    Кроме того, морская авиация располагает 23 многоцелевыми истребителями "Чэнду" J -10 и 24 единицами "Шэньян" J -8 . Производство J -11 иJ -10 продолжается, их количество будет увеличиваться.

    Противолодочная авиация представлена тремя самолетами-амфибиями собственного производства SH -5 и 28 вертолетами (14 российских Ка-28 , 14 китайских "Харбин" Z -9 C , созданных на основе французского AS 365 ).

    На вооружении ВМС НОАК также состоит около 30 многоцелевых самолетов Y -8 . Из них семь бортов используются в варианте самолетов радиоэлектронной разведки, четыре - как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Y -8 J . Также имеется 36 транспортных самолетов Y -7 и более 100 учебных самолетов.

    В составе морской авиации НОАК также не менее десяти вертолетов ДРЛО (девять единиц Ка-31 и не менее одного типа "Чанхэ" Z -18 ), 38 транспортных вертолетов (восемь российских Ми-8 , 22 китайских Z -8 , созданных на базе французского SA-321; восемь собственно SA -321 ).

    Морская пехота

    Морская пехота ВМС КНР состоит из трех бригад. В частности, китайские морские пехотинцы несут гарнизонную службу на спорных с Вьетнамом Парасельских островах в Южно-Китайском море.

    На вооружении бригад морской пехоты состоят:

    • 73 легких танка ZTD -05 и 152 БМП ZBD -05;
    • 60 бронемашин типа ZBL -08 и 30 - типа ZTL -11 .

    Самоходная артиллерия насчитывает более 20 САУ "Тип-07" калибра 120 мм и более 20 устаревших САУ "Тип-89" . Также морская пехота НОАК располагает реактивными системами залпового огня "Тип-63" , противотанковыми ракетными комплексами HJ -73 и HJ -8 , переносными зенитными ракетными комплексами HN -5 и минометами калибра 82 мм.

    Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье"