Что такое шумерские города и государства. Где на карте находилось Междуречье – древняя цивилизация. Космодромы древних шумеров

Древнейшие шумерские государства

Процесс образования крупных политических единиц из мелких городских областей в Вавилонии и Египте в настоящее время может быть представлен в общих чертах. В азиатском Двуречье наряду с ним происходил на глазах истории и важный процесс взаимодействия двух элементов населения - шумеров и семитов, а затем семитов различных слоев.

Городские храмовые центры с местными владетелями и культами были средоточиями культуры, религии и правительства. На юге они были шумерскими, в Северной Вавилонии и Месопотамии - семитскими. На самом юге Сеннаара, южнее Евфрата, некогда у моря лежал город Эриду с культом бога воды и бездны Эа (теперь холм Абу-Шахрейн с остатками знаменитого храма бога Эа, Инки, обнаруженного Тэйлором в 1855 г.). Далее, у впадения Евфрата, на его западном берегу знаменитый библейский Ур, центр культа бога луны Энзу (Сина), по Библии - родина Авраама. Развалины, погребенные под холмом Эль-Мукаяр, были обследованы Тэйлором в 1854 г., а затем - американцами. Найдены как храм, так и многочисленные некрополи, и множество клинописных табличек. Еще севернее, на старом русле Евфрата, лежали библейские Эрех (Урук, теперь Варка) с его знаменитым храмом богини Инанны-Иштар и древними гробницами, и Элласар (Ларса), центр культа бога солнца Баб-бара (Шамаша), давший интересный материал американскому Йельскому университету; Ниппур, город бога Энлиля, идеальная столица шумерского Сеннаара, исследованная экспедициями Пенсильванского университета, вероятно, несколько севернее Иссин (или Нисин); Адаб, на одном из каналов, с остатками храма и интересной статуей местного царя; у впадения Тигра Ширпурла, или Лагаш, найденный де Сарзеком под холмом Теллох, бывший одним из древнейших средоточий культуры и государственности; к северо-западу от негоУмма (теперь Джоха). Немецкие археологи, раскопав в 1902 г. по ту сторону древнего русла Евфрата - Шуруппак, родину вавилонского Ноя, обнаружили древнейшие, может быть, доисторические памятники шумерской культуры и древние гробницы. В Северной Вавилонии до Вавилона (Дин-тир-ки, «Седалище жизни») играли роль: Актак-Упи (вероятно, на правом берегу Тигра, близ Багдада), Кута (Телль-Ибрагим), город бога смерти Нергала, Киш (Охеймир к юго-востоку от Вавилона) с его храмом Харсаг-Каламма и Сиппар-Агаде, или Аккад - двойной город бога солнца Шамаша с храмом Э-баббара «Дом Лучезарного» (теперь холм Абу-Хабба). Далее идут уже ассирийские города по Тигру, вероятно, уже чисто семитического происхождения и, конечно, значительно уступающие в древности предыдущим: Ашшур, Калах и Ниневия, несколько восточнее - Арбела (Арбаилу - «град четырех божеств») с культом Иштар Арбельской.

Наконец, в самой Месопотамии, в верхней области Балиха нам известен древний семитский центр вавилонской культуры - град бога Сина, известный в Библии Xарран, игравший видную роль в жизнеописаниях библейских патриархов, где он, что весьма важно, находится в связи с южным городом Сина - Уром. К сожалению, здесь не производилось систематических раскопок (только Лэйярд пробовал у более южного пункта - Арбана), и потому мы совершенно не знаем судеб этой интересной местности до VIII в. до н. э. Харран имел влияние на развитие ассирийской и хеттской (митанни) культур. До самых последних времен он был оплотом язычества, и еще в XI в. н. э., уже под арабским владычеством, здесь служили богу Сину так называемые сабии, чья вера представляла собой пережиток вавилонско-арамейского язычества, подвергавшийся влиянию неоплатонизма и соединявший человеческие жертвы с высокой моралью.

Если Харран был самым западным древним пунктом вавилонской культуры, то самым восточным являются знаменитые Сузы (Шушан), столица Элама, потом Персии, пропитанные семитизмом в противоположность области Аншана, имевшей туземно-эламитский характер. Расположенные на равнине на Керхе Сузы еще в глубокой древности были центром особого княжества и культа местного божества Шушинак. Кроме Суз, в области Элама были и другие города-княжества, например: Туплиаш, Дер, Маламиридр, но Сузы сделались здесь скоро средоточием большого царства. Раскопки французских археологов, особенно экспедиции де Моргана, обследовали эту область до слоев каменного века.

Многие из этих центров пришли в упадок уже в древности, оставив нам великое множество клинописных табличек и других памятников с именами своих владетелей, созидавших храмы местным божествам, делавших в них вклады и упоминавших о своих деяниях. Найдены десятки тысяч различных деловых документов этой эпохи. Немало дошло и интереснейших вещественных памятников и произведений искусства. Ниппур является как бы главным государственным архивом, сохранившим дары царей-завоевателей верховному богу, идеальному царю страны, Энлилю. Наибольшее же количество текстов дал нам холм Теллох, и история погребенной под ним Ширпурлы проливает свет на судьбы архаической Вавилонии.

В начале 20-х гг. годов XX в. был найден и опубликован Лэнгдоном список династий Шумера, во многом мифический.

Ниппурский список династий был в общих чертах таков:

1. Первая династия Киша. Двадцать три царя. 24 510 + 10 лет, 3 месяца и 3 дня. Первый царь династии был Калуму (ягненок) с 900 годами, второй Зукакипу (скорпион) царил 840 лет, четвертый Этана, правивший 635 лет, играет роль в вавилонской мифологии.

2. Первая династия Урука. Двенадцать царей. 2310 лет. Третьим царем династии с 1200 годами правления был Лугальмарда, играющий роль в одном из вавилонских мифов; четвертым был сам Таммуз, получивший от составителя списка 100 лет царствования, а пятым Гильгамеш, герой известного эпоса, правивший в Уруке, согласно списку, 126 лет. После Гильгамеша имена царей уничтожены.

3. Первая династия Ура. Четыре царя. 177 лет.

4. Династия Авана (города Элама). Три царя. 356 лет.

5. Вторая династия Киша. Восемь царей. 3895 лет.

6. Династия Хамази. Один царь. 360 лет.

7. Вторая династия Урука. Три (?) царя. 480 лет.

8. Вторая династия Ура. Четыре царя. 108 лет.

9. Династия Адаба. Один царь. 90 лет.

10. Династия Мари. Шесть царей. 136 лет.

11 .Третья династия Киша. Одна царица. 100 лет.

12. Династия Акшака (Описа). Шесть царей. 99 лет.

13. Четвертая династия Киша. Семь или восемь царей. 166 лет.

14. Третья династия Урука. Один царь (знаменитый Лугальзаггиси). 25 лет.

15. Династия Аккада. Одиннадцать царей. 197 лет.

16. Четвертая династия Урука. Пять царей. 26 лет.

17. Династия Гутеев. Двадцать один царь. 124 или 125 лет и 40 дней.

18. Пятая династия Урука. Три (?)царя. 10 лет.

19. Третья династия Ура. Пять царей. 117 лет.

20. Династия Иссина.

Памятники, современные первым династиям этого списка, нам неизвестны. Древнейший из сохранившихся памятников Киша упоминает Утуга, который, однако, именуется не царем, а только исаком (патеси) Киша примерно около 3200 г. до н. э. Ко времени гегемонии третьей династии Киша восходят древнейшие документы Ширпурлы. Они относятся к тому времени, когда Ширпурла-Лагаш находилась под гегемонией Месилима, царя Киша, первого известного нам по современным памятникам объединителя, около 3100 г. до н. э. Он победил Эсара, царя Адаба. Сохранилась надпись на пожертвованной им богу - покровителю Ширпурлы Нингирсу каменной булаве с изображениями львов и эмблемы города: «Когда Лугальшагэнгур был исаком» в этом городе. Он был также верховным судьей в пограничной распре этого города с соседним Уммой. Под его влиянием Ширпурла-Лагаш и Умма заключили мир и исправили границу; Месилим санкционировал это, водрузив пограничный камень. По-видимому, вассальные отношения Лагаша к царям Киша пластически изображены на одном из древнейших памятников, найденных в Теллохе, - на каменной вотивной базе, представляющей два встречных шествия. Царь, идущий во главе одного из них, вручает что-то вроде диадемы предводителю другого. Однако затем мы встречаем в Лагаше «царей», очевидно, освободившихся от гегемонии Киша. Один из них, Урнина (около 3000 г. до н. э.) оставил несколько небольших вотивных плиток с архаичными надписями и примитивными изображениями, на которых представлены он сам, его многочисленные дети, визирь и слуга при совершении церемонии закладки. Царь сам несет на голове корзины с кирпичами для созидаемого храма. Надписи Урнины повествуют о постройках, сооружении каналов, дарах святилищам и т. п. Лес для построек этот царь уже получал из горных стран. Вокруг его сооружений найдены обуглившиеся остатки кедровых столбов.

При внуке Урнины Эанатуме (2400 г. до н. э.) Ширпурла-Лагаш достигла на короткое время высшей степени внешнего могущества и внутреннего процветания, хотя этот владетель и носил сначала титул только исака. Он подчинил себе Ур, Урук, кажется, Ларсу («место бога солнца») и Эриду, т. е. всю Южную Вавилонию, и, вероятно, в благодарность за это пожертвовал в храм своей богини Нины камень с надписью об этом и заклятиями относительно его неприкосновенности; в числе прочего он говорит: «Да не овладеет им царь Киша». Последний не забыл о своих верховных правах и, обеспокоенный успехами Эанатума, направляет против него исконного противника - соседа. Уш, исак Уммы, нарушает поставленный Месилимом пограничный камень, вторгается в область Ширпурлы-Лагаша и овладевает округом Гуедин. Эанатум нанес ему страшное поражение, в котором пало, по его словам, три тысячи шестьсот неприятелей.

До наших дней сохранились обломки так называемой «стелы Коршунов» - барельефа, представляющего победный памятник над Уммой; на лицевой стороне представлен бог Нингирсу, держащий сеть с убитыми врагами, сзади царь во главе своей фаланги; ниже - поле битвы, покрытое трупами врагов, к которым подбираются хищные птицы; еще ниже - сцены погребения убитых, жертвоприношения и заклания пленных.

Жители Уммы и преемник Уша Энакалли дали клятву никогда не вторгаться в область Ширпурлы и платить богам Лагаша дань зерновым хлебом. Последствием этой победы была расправа с Кишем и его союзником, Зузу, царем Описа: «Киш был разбит наголову, царь Описа прогнан в свою страну». Эанатум, таким образом, победил и юг и север Вавилонии; богиня Инанна пожаловала ему «патесиат в Лагаше и царство в Кише». Он сообщает нам еще о своих победах над «внушающими ужас горами Элама», о своих заботах по укреплению и мелиорации страны. Царского титула, однако, он не сохранил до конца жизни и не передал преемникам.

После его смерти сын Энакалли Урлумма вторгается в область Ширпурлы, при исаке (патеси) Энанатуме I, но преемник последнего Энтемена наносит ему поражение на берегу канала Луммагирнунта. Энтемена вторгается сам в Умму, ставит в нем по своему выбору в исаки жреца Или, с помощью которого приводит в порядок водяные сооружения. В память об этих победах он записывает историю предыдущих сношений двух государств-соперников на так называемом «историческом конусе», может быть, пограничном памятнике. Власть Энтемены, «великого исака (патеси) бога Нингирсу», простиралась, по-видимому, на Ур, где была найдена его статуя с обширной надписью, Эриду, где он строил храм, и Ниппур, где он устроил водопровод. При нем было отражено нашествие эламитов. После него Ширпурла приходит в упадок. От его преемников, Исаков (патеси) Энанатума II, Энетарзи, Энлитарзи, Лутальанды дошли до нас дворцовые архивы, доставившие нам тысячи клинописных приходно-расходных табличек, имеющих большой интерес для экономической и социальной истории древнего Сеннаара, но почти отсутствуют царские документы военного и строительного характера. Краткие царствования указывают на смуты - узурпации. Кажется, чрезмерно усилилось влияние жрецов. Наконец, Лугальанда был лишен светской власти узурпатором Уруинимгиной (около 2800 г. до н. э. или, по современным данным, 2318-2310 гг.), который пытался опереться на сельское население и рядом реформ возродить царство к новой жизни.

Он стеснил произвол и поборы жрецов и чиновников и старался обеспечить для «бедных» правосудие и законность, а также вернул богам их земли, захваченные двором и жрецами. Его называли добрым «царем Гирсу», его документы заслуживают имя «хартий вольностей».

«...Издревле при кораблях были надсмотрщики, при овцах - надсмотрщики, при рыбаках - надсмотрщики... Быки богов употреблялись для орошения полей, пожалованных исаку (патеси), лучшее поле богов отдавали друзьям исака (патеси). Ослов, быков брали жрецы... Одежды, бронзу, птиц они брали как повинность. Жрец в саду бедняка присваивал себе деревья, жал плоды. Когда погребался покойник, жрец брал себе его питье и его пищу. 7 сосудов сикера, 420 хлебов и 120 мер зерна, одежду... постель... Во всех пределах области бога Нингирсу, до самого моря, были надсмотрщики. Когда подданный царя на высокорасположенном поле копал себе колодезь, поселялся у него чиновник... Тогда господствовало рабство. Когда же Нингирсу, воин Энлиля, даровал Уруинимгине царство над Лагашем и дал ему власть над десятью сарами людей, он восстановил древние постановления и вернул стране слово, изреченное его царем Нингирсу. Он удалил надсмотрщиков. Никакой жрец уже не входит в сад бедняка. Если у подданного царя родится хороший осел, и его начальник скажет ему: «я хочу его у тебя купить», то пусть его не преследует начальник. (То же самое о доме подданного, расположенном вблизи дома начальника...) Он избавил чад Лагаша от грабежа и убийства... и водворил свободу. Вдове и сироте не творил неправды сильный. С Нингирсу заключил Уруинимгина этот договор... Если кто-либо покупал овцу и она оказывалась хорошей, у него ее отнимали земледельцы, приносившие во двор овцу для стрижки: если она оказывалась белой, представляли шерсть во дворец, а если нет, платили 5 сиклей... Когда сын бедняка устраивал себе рыбный садок, у него отнимали рыб. Если муж отпускал жену, исак (патеси) взыскивал с него 5 сиклей, а визирь - для себя I сикль (то же и при «выливании елея для гадания»). Теперь исак (патеси), визирь и прорицатель больше не берут... Прежде жены жили с двумя мужьями, теперь за это бросают женщин (в воду?)...»

В войне с Уммой Уруинимгина был сначала счастлив, но найденная в 1904 г. в уединенном месте, вдали от архивов, небольшая глиняная табличка рассказала нам, что конец его был трагическим. Автор, вероятно, чиновник-патриот, излил в ней свою скорбь по поводу страшного несчастья, постигшего его город:

«Люди Уммы бросили огонь в Эникалу, подожгли (храм) Анташурра, унесли серебро и драгоценные камни, потопили в крови дворец Тираш, в храме Абзибанда, в святилищах Энлиля и Баббара они пролили кровь... (идет длинный перечень разгромленных, сожженных и разграбленных храмов и других зданий), унесли зерно с Гинарбаниру, поля бога Нингирсу, которое было обработано. Люди Уммы, опустошив Лагаш, согрешили против Нингирсу. Могущество, пришедшее к ним, будет у них отнято. Царь Гирсу Уруинимгина не грешен в том. Что же касается Лугальзагисси, патеси Умма, то пусть его богиня Нисаба несет на своей главе бремя греха сего».

Лугальзагисси был выдающимся царем-завоевателем. Он подчинил Ларсу, Ур и Урук и сделал его центром своей державы, поместив в своей титулатуре на первом месте «царь Урука», и принял титул «царь страны и исак (патеси) чужих земель». В Ниппуре найдены надписи Лугальзагисси на каменных вотивных сосудах; здесь, в числе прочего, читаем: «Энлилю. Лугальзагисси, царь Урука, царь земли, жрец бога Ану, служитель Нисабы, сын Укуша, исака Уммы... Энлиль, владыка мира, дал ему царство «страны» (т. е. Шумера). Он покорил его силе земли, и он овладел от Востока до Запада, он уравнял ему путь от Верхнего (Средиземного) моря до Нижнего моря через Тигр и Евфрат».

Итак, обильный материал, доставленный нам древними Лагашем и Ниппуром, дал возможность выяснить в общих чертах судьбы шумерского Сеннаара на заре истории и проследить попытки образования из Вавилонии больших империй. Еще более черпается сведений о культурном и экономическом состоянии страны из огромного количества клинописных документов, найденных и находимых в царских архивах.

По идее, древний Сеннаар был единым государством с богом Энлилем во главе. Энлиль, сын верховного, но далекого от людей небесного бога Ану, бог гор и ветра, «владыка горных стран», а потом вообще стран, и даже «неба и земли», отец богов, обитает не только на горах Востока, родины своего народа, но и среди него, в священном граде Ниппуре, где храм его является настоящим средоточием вселенной. Здесь он решает судьбы царей и царств. По его повелению Эанатум «набросил великую его сеть на Умму и насыпал могильные холмы»; по его завету и перед его лицом разрешаются пограничные споры и скрепляются договоры. Цари и исаки (патеси) жертвуют в его храм от своей добычи и своего избытка. Трудно сказать, был ли когда-нибудь Ниппур местом светского царства, может быть, даже стоявшего во главе Сеннаара; в доступный нашему изучению период Ниппур был только нейтральным пунктом, столицей бога, восседавшего на высокой храмовой башне, называвшейся по-шумерски «экур», а по-семитски «зиккурат» (вершина горы). Подобным же образом и другие боги были тесно соединены со своими городами и областями: они были их идеальными царями, владетелями их территорий. Так, Нингирсу и его супруга Bay были хозяевами Ширпурлы-Лагаша, Нисаба - его соперника Уммы, Энки (потом Эа) - Эриду, Энзу (потом Син) - Ура и т. п. Государственные акты возводились к богам. Так, «по непреложному слову Энлиля, владыки земель, отца богов, Нингирсу и бог города Умма устроили разграничение, и Месилим... поставил пограничный камень»... «По прямому слову Нингирсу, воина Энлиля, начата война с Уммой»... и т. п. Завоевания царей расширяют область их богов, поругание святынь враждебного города падает на главу богов победоносного города. Местный характер богов, впрочем, не препятствует их почитанию по всей стране, и в каждом городе мы встречаем пантеоны с Энлилем, а затем местным богом во главе.

Молитвы и жертвы приносились не только лично, но для постоянного общения с божеством в храмы ставились в молитвенной позе статуи, представлявшие жертвователя перед богом даже после его смерти; самые имена этих статуй знаменательны, например: «Да продолжит мать бога мою жизнь», «Да будет мне жизнь наградой» и т. д. Подобные же имена носили и другие жертвуемые предметы; например, на одном мелком вотивном предмете мы читаем название: «Нингирсу возглашает в храме Урук Уруинимгине благие слова вместе с Бау». Жертвоприношения были большей частью бескровные, главным образом, растительные, и совершались как в честь великих богов, так и покровителей каналов, местностей, в честь статуй и даже музыкальных инструментов.

Цари и исаки (патеси) были избранниками и ставленниками богов, которые оракулом «провозглашали их имена» и находились с ними в близких отношениях. Так, «Энтемена, исак (патеси) Лагаша, получил жизнь от Энлиля, наделен разумом от Энки, избран сердцем Нины»; «Эаиатум, царь Лагаша, одарен силою от Энлиля, вскормлен священным молоком богини Нинхарсаг, наречен благим именем Инниной»... Лугальзагисси именует себя в числе прочего тем, «на кого благосклонно воззрел Ану, чье имя провозгласил Баб-бар», «чадом Нисабы, вскормленным священным молоком Нинхарсаг, воспитанником владычицы Урука»... Таким образом, царями усваивается божественная премудрость и даже делаются шаги к признанию их физической близости к богам, но пока это еще символическая риторика, и государи продолжают считаться лишь наместниками идеального царя-бога. Царей окружает многочисленный двор и широко развившийся класс чиновников, не говоря уже о могущественных жрецах. Документы сообщают нам множество бюрократических и иерархических терминов, не всегда для нас понятных. Во главе управления стоит «нубанда», т. е. «меньший (по отношению к царю) человек».

Среди таблеток архивов Урука и Ниппура были найдены новые фрагменты шумерского свода законов, которые вместе с давно известными так называемыми «шумерскими семейными законами» могут дать некоторое представление о шумерском праве. Вновь найденные таблетки написаны в эпоху династий Иссина и Ларсы, но записанные ими законы восходят, наверное, к более древнему времени. От записи законов, происходящей, может быть, из архива Урука и изданной Клеем в 1915 г., сохранилось 9 параграфов. Первые два касаются выкидыша, вызванного ударом. Один из них предусматривает случай нечаянного удара и наказывает его небольшой пеней, а второй предусматривает случай злостного избиения и налагает за подобный проступок значительно больший штраф. В этом пункте шумерское право даже более разработано, чем вавилонское эпохи Хаммурапи . По крайней мере, кодекс последнего, трактуя о насильственном выкидыше (§ 209), не различает удара нечаянного и намеренного. Третий параграф рассматривает вопрос о возмещении за баржу, сданную внаем и потерпевшую аварию (ср. §§ 236, 237, 238, 241 кодекса Хаммурапи). §§ 4 и 5 трактуют об отношениях, вытекающих из усыновления, и почти тождественны с соответствующими постановлениями шумерских семейных законов; § 6 предусматривает похищение девушки из дома родителей, против воли последних, но без насилия девушки; § 7 трактует о том же случае, но отягченном насилием девушки. Первый проступок мог быть ликвидирован браком, а второй карался смертью. Лишь второй из этих 2 параграфов имеет параллель в кодексе Хаммурапи (§ 130). Последние постановления, восьмое и девятое, устанавливают возмещение за быка, отданного внаем и погибшего или ото льва (ср. § 266 кодекса Хаммурапи), или вследствие небрежности (ср. § 267 кодекса Хаммурапи).

Фрагменты шумерского свода законов из Ниппура были изданы в 1919 г. Лутцем. Один из его параграфов рассматривает условия аренды сада (ср. § 61 кодекса Хаммурапи), другой устанавливает возмещение за срубленное в чужом саду дерево (ср. § 59 кодекса Хаммурапи). Третий параграф, посвященный садоводству, устанавливает штраф за вторжение в чужой сад. Этот случай не предусматривается сохранившимися постановлениями кодекса Хаммурапи, но, вероятно, параллельный параграф был записан в той части стелы законов Хаммурапи , которая была сглажена по повелению эламского царя, увезшего памятник в Сузы. В этой же лакуне были, вероятно, перечислены и те постановления, которые являлись параллелями к двум параграфам шумерского кодекса Ниппура, посвященным правовым нормам владения домами. Два постановления, определяющие ответственность пастуха, постановление о лицах, укрывающих беглых рабов, и, наконец, таковое о наказании строптивого раба предусматриваются и кодексом Хаммурапи (§§ 266, 15 - 16, 282). Параллели в своде законов Хаммурапи (§§ 129, 167 и 170 - 171) имеют и некоторые из законов семейного права ниппурского кодекса. Уже из этого суммарного обзора не слишком многочисленных фрагментов шумерского кодекса мы видим, сколь обстоятельно разработаны нормы права в шумерском обществе.

Население Ширпурлы-Лагаша (вероятно, в тесном смысле) Уруинимгина определяет в «десять cap», т. е. в тридцать шесть тысяч. В основном оно было сельским. Вся область была покрыта фермами и поместьями, размеры которых колебались между девятью и сорока пятью десятинами. Лугальанда владел примерно ста сорока семью десятинами, его жена - примерно шестьюдесятью десятинами, что вместе составляет всего лишь около 1/725 всей площади территории Лагаша. Земли царя и царицы, принадлежность которых богу или богине нередко подчеркивалась, распределялись также для пользования разным лицам. Например, Уруинимгина «распределил для обработки» площадь в тридцать болотистых десятин, - из которых только около восемнадцати десятин были годны к посеву, около десяти представляли сплошное болото, а остальные являлись солончаками или были заняты поселениями, - между шестью лицами, в том числе своей женой Шагшаг. Подчеркивается принадлежность земли богине Бау. Или, например, также принадлежащую Бау и управляемую Шагшаг площадь в несколько квадратных метров управляющий Эниггаль распределил для шестнадцати лиц, и прежде всего для себя. Такие ничтожные наделы указывают на интенсивность хозяйства, доходность земли (известно, что она давала до сам-пятьдесят два), а также развитие садоводства и огородничества, о которых у нас также имеются сведения; разводились лук, огурцы, и пространство дворцовых огородов доходило до 5875 кв. м. Продуктами земледелия, особенно зерновым хлебом, платилось жалованье, делались взносы и даже взималась подать с побежденных соседей.

Однако сельские занятия не были единственными. В Лагаше процветали всякого рода ремесла, названия которых постоянно встречаются в текстах, будучи не всегда для нас понятны. Уже двор и храмы требовали большого количества мастеров и даже художников. Здесь и столяры, и плотники, и кожевники, и скульпторы, и литейщики, и ювелиры и т. п. Прогресс искусства можно проследить даже на памятниках самого Лагаша. От примитивных рельефов Урнины до сложной символической композиции стелы Коршунов, несмотря даже на наивную примитивность изображений на последней, - несомненно, искусство сделало большой шаг. Здесь художник провел основную идею своего времени - идею богоправимого царства. Он изобразил на передней стороне победного памятника городского бога-покровителя, держащего сетчатый мешок с убитыми врагами и государственный герб - одноглавого геральдического орла, и только на оборотной стороне в четырех последовательных поясах он представил земного государя и его победу. Интересны изделия из меди, особенно головы быков и фигуры женщин, а также сосуды из камня и серебра, нередко со сложными изображениями, особенно изящная ваза, пожертвованная Энтеменой Нингирсу с изображением того же герба Ширпурлы, орла, уцепившегося лапами за спины львов. Этот герб постоянно встречается на памятниках Ширпурлы и иногда имеет вид львиноголового, иногда двуглавого орла. Что касается глиптики - известных цилиндров и глиняных булл, то здесь художество достигло большого совершенства. Сцены, изображаемые на цилиндрах, весьма интересны в религиозном отношении. Для знакомства с архитектурой в Ширпурле у нас также имеется хороший материал благодаря раскопкам де Сарзека и исследованиям Хейзи, разобравшимся в сложных постройках, представляющих остатки царского дворца. Характерным отличием шумерского периода от последующих являются сделанные от руки продольные, несколько выпуклые сверху кирпичи.

На нескольких барельефах изображены музыканты и их инструменты: тимпан, лира, арфа. Для пояснения при изображении игры на тимпане помещена фигура гения с головой барана, указывающая на силу удара; при изображении игры на арфе на резонаторе помещалась фигура быка, для указания на характер звука.

Военное дело у шумеров тоже было на известной высоте. Несмотря на мирный, по-видимому, характер их жизни, они были воинственным народом. Войнами полна их история, дошедшая до попытки образования великой империи. О войнах повествуют их надписи, битвы изображают их барельефы. Особенностью их строя, увековеченной стелой Коршунов, была замкнутая фаланга копьеносцев, с огромными четырехугольными окованными медью щитами и в своеобразных шлемах. Как эти шлемы, так и щиты, из которых каждый покрывал не менее семи человек, равно как и длиннейшие копья, конечно, изготовлялись за счет государства.

Бессмертную славу приобрели себе шумеры изобретением письма, правда, сложного и до крайности неудобного, но пережившего их, распространившегося по Передней Азии, где оно сделалось международным, и бывшего орудием великой вавилонской литературы в течение более двух с половиной тысячелетий. В рассмотренный нами период это письмо только в документах отчетности может быть с полным правом названо клинообразным; в царских надписях на камнях оно еще имеет вид линейного и не потеряло внешней видимости своего происхождения из иероглифов. Это вполне понятно, так как знаки этого письма получили вид клиньев только тогда, когда они были перенесены с камня на мягкую глину, а затем уже, в ассирийские времена, были стилизованы и стали высекаться на камнях в гвоздеобразном виде. Иероглифическое происхождение клинописи не подлежит сомнению со времени открытия М. В. Никольского, сделанного им в Москве в 1888 г. при определении двух надписей из коллекции Блау, начертанных знаками, еще вполне сохраняющими характер рисунка. К сожалению, в то время наша наука еще не могла оценить всей важности этого открытия - драгоценные документы были выпущены из России в Америку как фальшивые! Впоследствии нашлось больше десятка таких архаических надписей, поступивших в различные музеи.

В Лагаше да, вероятно, и вообще в Сеннааре, писали много. Хотя все дошедшие до нас тексты официального или делового происхождения, но уже и этот материал говорит о развитии литературного вкуса и манеры. Текст стелы Коршунов является достойным спутником ее скульптурной композиции. Он начинался кратким очерком отношений двух городов-соперников до увековечения памятников победы. Далее идет повествование о рождении и чудесном воспитании Эанатума. Инанна принимает его в свои руки и нарекает ему имя, Нинхарсаг вскармливает его, Нингирсу наблюдает за его ростом, который достигает пяти с половиной локтей. Он делается могучим государем и держит на веревке страны. Далее следует историческая часть, потом договор, скрепленный клятвами именем великих богов: Энлиля, Нинхарсаг, Энки, Энзу, Баб-бара и Нинки. Каждый из них «закинет свою великую сеть на жителей Уммы», если они нарушат границу или уничтожат камень. Затем идет рассказ о других победах Эанатума и, наконец, о содержании самой стелы. В надписи на «конусе» Энтемены мы также видим древнейший образец исторического очерка взаимных отношений двух государств-соседей. Тексты Уруинимгины, давая нам столь много ценнейшего культурно-исторического материала, в то же время обращают на себя внимание и своими литературными приемами, к которым прибегает автор, рисуя бывшие до него непорядки и противополагая им введенный новый уклад.

Были найдены подлинные шумерские мифы, не подвергшиеся семитской обработке. К таковым относится изданный в 1914 г. шумерский текст из Ниппура, содержащий миф о мироздании и потопе. Текст написан на большой таблетке тремя столбцами с каждой стороны. Сохранился он неважно, его начало отчасти уничтожено, и эта фрагментарность, в связи с лексическими затруднениями, препятствует полному пониманию содержания. С некоторой вероятностью можно предположить, что миф начинался с совещания главных богов Ану, Энлиля, Энки (Эа) и Нинту (Нинхарсаг) относительно сотворения людей. Повествованием о создании людей и животных заканчивается первый столбец текста. Второй столбец рассказывает об основании пяти древнейших городов: Эриду, Бидтибирт (Патибибл Бероса), Ларака, Сиппара, Шуруппака, и перечисляет их богов-хранителей. Третий и четвертый столбцы сохранились очень плохо. Поскольку можно судить о содержании, в третьем столбце говорилось о решении богов уничтожить потопом людей и о благочестии царя Шуруппака Зиудсудры, шумерского Ут-Напиштима. В четвертом столбце повествовалось о предупреждении одним из богов (Эа?) Зиудсудры, кажется, с помощью сновидения, как в рассказе Бероса о потопе. Пятый столбец описывает стихийную мощь потопа. Семь суток продолжались дожди и столько же времени носился ковчег по водам, покрывшим землю. По истечении семи суток снова появилось солнце, осветив небо и землю. Зиудсудра открыл окно ковчега, и свет солнца проник в него. Зиудсудра пал ниц перед богом солнца, а затем принес в жертву быка и овцу. Текст шестого столбца поддается пониманию с большим трудом. Из тех строк его, которые доступны переводу, мы узнаем, что Зиудсудра пал ниц перед Ану и Энлилем. «Они дали ему жизнь, подобно богу. Бессмертную душу, подобно душе бога, они сотворили ему... В стране Дильмун (?) они дали ему жить».

Существенно дополняет наши сведения о мифах Шумера и текст № 4561 Ниппурского архива, изданный в 1915 г. Лэнгдоном. Если, может быть, текст и не содержит прообраза библейских сказаний о рае и грехопадении, то во всяком случае мы имеем в его лице ряд фрагментов шумерских мифов о праистории мира, которые служили основанием для магических формул, прицепленных к ним. Наибольшего интереса заслуживает шестой фрагмент, повествующий о решении Энки (Эа) установить смерть неизбежным уделом человека. Эта пессимистическая мысль Шумера о неизбежности смерти для человека была, как мы увидим ниже, унаследована и семитами Вавилонии.

Таким образом, шумеры в рассмотренный нами период обладали уже развитой культурой, и напиравшие семиты не могли не воспользоваться их приобретениями.

Шумера:

  • Ок. 5000 г. до н. э. — на территории Шумера поселяются земледельцы.
  • Ок. 3500 г. до н. э. — изобретено колесо, возводятся первые города.
  • Ок. 3300 г. до н. э. — изобретено пиктографическое (рисуночное) письмо.
  • Ок. 3100 г. до н. э. — появляется клинописное письмо (клинопись).
  • Ок. 2500 г. до н. э. — в Уре строятся царские усыпальницы.
  • Ок. 2350-2150 гг. до н. э. — Шумер является частью Аккадской империи.
  • Ок. 2100 г. до н. э. — царь Ура правит царством Шумера и Аккада.
  • Ок. 2000 г. до н. э. — вторжение амореев.

Города-государства

Земледельческие поселения шумеров постепенно превращались в огромные обнесенные стеной города со своим собственным храмом. Во главе каждого города стоял правитель, которому подчинялись и окрестные сельские поселения. Города, организованные таким образом, назывались городами-государствами.

Царские гробницы

Первых царей и цариц города Ура хоронили в огромных могилах, полных удивительнейших сокровищ. В усыпальницах также находят десятки тел стражников и слуг, которые приняли яд, чтобы не разлучаться со своими правителями.

В усыпальнице царицы Шубад из Ура помимо самого тела царицы, в облицованной камнем гробнице находились золотые, серебряные и медные чаши. Неподалёку были найдены останки десяти знатных женщин в золотых головных уборах, двух быков, четырёх погонщиков и пятерых охранников. Так же там находился деревянный сундук и игральная доска.

Цари Шумера

Во главе каждого шумерского города стояла группа знатных и уважаемых людей — совет старейшин. Во время войны они выбирали военачальника, который правил до окончания военных действий. Войны становились все более частым явлением, и потому сроки правления военачальников увеличивались. В конце концов они стали царями, правили пожизненно и передавали власть своим сыновьям.

Саргон Аккадский

Саргон был родом из Аккада, земли к северу от Шумера. Он был искусным военачальником, и ему подчинялась огромная армия. Завоевав полностью Шумер и Аккад, он создал первую в мире империю. Аккадская империя просуществовала почти двести лет, пока не была разрушена горными племенами кутиев.

Ур-Намму

Царь Ура по имени Ур-Намму на короткий период восстановил господство шумеров. Ему подчинялись все шумерские и аккадские земли.

Конец Шумера

Около 2000 г. до н. э. на территорию Шумера вторглось племя, известное под названием амореи. Страна раскололась на множество небольших царств, позднее они стали частью Вавилонской державы. Материал с сайта

По периметру Ура, как и других городов шумеров, была построена стена, защищающая город от нападения со стороны других городов-государств. За пределами города находились сады финиковых пальм и поля пшеницы и ячменя. Через проём в защитной стене в город проходил канал, который соединял городские пристани с Евфратом.

Дома в Уре возводились из необожженных кирпичей, сделанных из глины. Они построены вокруг расположенного в центре внутреннего дворика. Стены домов были выкрашены в белый цвет. В доме обязательно были кухня, спальня и лестница, ведущая на крышу.

Ближе к центру города располагался рынок . Самое большое здание в Уре — огромная ступенчатая пирамидальная башня — называлась Зиккурат. На её вершине был храм бога луны Нанна. В храм, через его двор, люди несли свои дары. По периметру храма, как бы ещё одной защитной стеной, выстроены дома для его служителей.

Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) - в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений.

В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V -IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры - народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность - клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский.

В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.

Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии.

В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев.

Древняя Месопотамия стала областью, где впервые была опробована исторически одна из наиболее древних моделей организации власти в рамках отдельно взятого города, а шумерские государства можно считать древнейшим примером относительно централизованного политического объединения. История этого народа, в документах именовавшего себя "черноголовыми", охватывает значительный промежуток времени: с VI по III тысячелетия до н. э. Но последняя дата не стала рубежной в их существовании: шумеры оказали значительное влияние на формирование дальнейших типов государственности, таких как Ассирийская или Нововавилонская империи.

Шумеры: гипотезы и допущения

Начать следует все же с того, кто же такие таинственные sag-gig-ga из древних глиняных табличек. История шумерских городов-государств с 5 класса становится известна каждому, но школьный учебник истории по понятным причинам умалчивает о том, что народа "шумеры" в принципе не существует. Этнонимом sag-gig-ga древние писцы называли как своих соотечественников, так и сопредельные народы.

Само название "Шумер" как обозначение общей территории древних государственных объединений, так и условное название создавших их этнических групп, появилось благодаря ряду допущений. Правители возникшей многими веками позже Ассирии гордо именовали себя царями Шумера и Аккада. Поскольку уже было известно, что пользовалось семитское население Месопотамии, было сделано предположение, что шумеры - те самые несемитские народы, организовавшие древнейшие государственные объединения на этой территории.

Лингвистика очень часто приходит на помощь историкам. Благодаря отслеживанию изменений в языке, происходящим по определенным правилам, можно установить язык-предок и хотя бы пунктиром начертить траекторию перемещений того или иного народа. Шумерский язык дешифрован, но изучение текстов, оставленных его носителями, дало новую проблему: наречие "черноголовых" не имеет никаких связей с известными древними языками. Проблема осложняется тем, что шумерский язык расшифровывался через аккадские глоссы, а читать аккадские тексты оказалось возможным благодаря переводам с него на древнегреческий. Поэтому реконструированный шумерский язык может значительно отличаться от реально существовавшего.

Сами "черноголовые" о своей прародине ничего не рассказали. До нас дошли лишь путаные тексты, в которых говорится о существовании некоего острова, который шумеры покинули из-за некоторых проблем. В настоящее время существует смелая теория, что шумерский остров существовал на территории современного Персидского залива и был затоплен в результате движения тектонических плит, однако доказать или опровергнуть эту гипотезу не представляется возможным.

Древняя Месопотамия

Не слишком много известно и о предшественниках шумеров на этой территории: племенах субареев. Однако наличие здесь различных человеческих обществ в столь далекое время свидетельствует о том, что Древняя Месопотамия издавна была привлекательным для жизни регионом.

Главное богатство этой территории составляли две крупные реки - Тигр и Евфрат, благодаря которым и возникло само название Месопотамия (русифицированный вариант - Двуречье или Междуречье). Субареи не освоили технику поэтому им не удалось создать сколь-либо развитой системы государственности. Исследователями твердо установлено: именно тяжелый труд по созданию оросительной системы способствовал разложению родоплеменного строя и появлению первых

Возникновение централизованных объединений в Древнем Египте и шумерских городов-государств в перечне тем, принадлежащих к проблемному полю современного востоковедения, занимает особое место. На примере этих двух регионов особенно наглядно видно, какое значение имело географическое положение. Египтяне полностью зависели от разливов Нила и были вынуждены концентрировать свои усилия на возведении каналов для орошения полей в засушливое время, благодаря чему степень централизации стала чрезвычайно высокой, а в Северной Африке возникла одна из древнейших империй мира. Перед населением Месопотамии подобных проблем не стояло, поэтому племенные объединения, на базе которых впоследствии возникли древние шумерские города-государства, были локальными, а развитие земледелия остановилось на примитивном, в сравнении с египетским, уровне.

В остальном Месопотамия особыми богатствами не отличалась. Не было даже такого элементарного строительного материала, как камень. Вместо него использовалась смесь глины с природным асфальтом. Растительный мир был представлен преимущественно злаковыми (пшеница, ячмень). Кроме того, культивировались финиковые пальмы и кунжут. К числу основных занятий жителей шумерских городов-государств относилось и скотоводство: в северных областях Месопотамии приручались дикие козы и овцы, а в южных - свиньи.

Возникновение государственных объединений в Месопотамии по времени приблизительно совпадает с переходом к бронзовому, а вскоре и железному веку. Но археологи не обнаружили на территории региона большого количества металлических изделий. Его древнейшему населению оказались доступны лишь металлы метеоритного происхождения, в то время как значительных месторождений железа и меди в Месопотамии не было. Это очень быстро поставило древние шумерские города-государства в зависимость от привозного металла, что способствовало развитию государственности.

Распад родовых общин и возникновение рабства

В существовавших природно-климатических условиях шумерские города-государства неминуемо были заинтересованы в повышении рентабельности сельского хозяйства. Поскольку недостаток металлов и их высокая стоимость препятствовали совершенствованию орудий труда, шумерам требовались иные способы увеличения получаемой продукции. Эта проблема была решена одним из самых очевидных путей: введением рабского труда.

Возникновение рабства в шумерских городах-государствах в перечне тем, касающихся истории Древнего мира, занимает особое место. Хотя, как и в других древневосточных обществах, больше всего рабов на невольничий рынок поступало благодаря различным войнам, уже древнейшие шумерские кодексы дозволяют отцу семейства продавать в рабство своих детей. Особенно часто продавались дочери: они не считались особенно полезными в сельском хозяйстве.

Развивающееся рабовладение подтачивало патриархальное родоплеменное устройство. Прибавочный продукт, получаемый благодаря земледелию и скотоводству, распределялся неравномерно. С одной стороны, это вело к выделению знати, из чьей среды происходили первые цари шумерских городов-государств, а с другой - к обнищанию рядовых общинников. Сама продажа членов семьи в рабство была обусловлена не только необходимостью получить за это зерно для посева или просто пищи, но и требовалась для регуляции численности семейства.

Номовая государственность

Тема шумерских городов-государств интересна с позиции их организации. Выше уже отмечались отличия шумерского земледелия от древнеегипетского. Одно из главных следствий этих отличий - отсутствие необходимости в жесткой централизации. Но едва ли не лучшие климатические условия существовали в Древней Индии. Шумерские города-государства в перечне тем, касающихся развития древневосточной государственности, вновь занимают особое место.

Шумеры, в отличие от сменивших их народов, не создали централизованной империи. Одно из возможных этому объяснений - автаркия древних родоплеменных объединений. Их члены трудились только для себя и не нуждались в контактах с сопредельными племенными союзами. Все последующие государственные объединения Шумера возникли именно в границах племени или племенного союза.

Обращает внимание на себя следующий факт: плотность населения в Месопотамии в рассматриваемый период была столь высока, что расстояние от одного протогосударственного центра до другого порой не превосходило даже тридцати километров. Это говорит о том, что подобных догосударственных объединений существовало огромное количество. Процветающее в них натуральное хозяйство не приносило преобладания ни одному из древних шумерских городов-государств. Конфликты, возникающие между ними, оканчивались лишь угоном части населения в рабство, но не имели целью полное подчинение одного другому.

Все это стало причиной возникновения в Месопотамии номовой государственности. Само слово "ном" - греческого происхождения. Оно использовалось в административном делении Древней Греции. Впоследствии оно было перенесено на реалии Древнего Египта, а затем и на Шумер. В контексте истории шумерских городов-государств, термин "ном" обозначает независимый и замкнутый город с прилежащей к нему округой.

К окончанию шумерского периода (рубеж III-II тысячелетий до н. э.) насчитывалось около полутораста таких объединений, находившихся в состоянии относительного равновесия.

Основные номы Шумера

Наиболее важными для последующей эволюции государственности стали расположенные вблизи рек города-государства. С 5 класса история древних шумерских объединений становится известна с таких, как Киш, Ур и Урук. Первый был основан в конце IV тысячелетия до н. э. неподалеку от места соединения рек Евфрат и Ирнина. В то же время возвышается еще один известный город-государство, просуществовавший до IV века до н. э. - Ур. Он располагался непосредственно в устье Евфрата. Первые поселения на месте будущего Ура появились двумя тысячами лет раньше. К причинам столь раннего заселения этого места можно отнести не только очевидные благоприятные условия для земледелия. Из нынешнего названия местности - Телль-эль-Мукайяр, что переводится как "битумный холм" - понятно, что здесь в избытке находился природный асфальт, главный строительный материал в Шумере.

Первым населенным пунктом Южной Месопотамии, обзаведшимся собственными стенами, является Урук. Как и в случае уже упомянутых шумерских городов-государств, его возвышение относится к середине IV тысячелетия до н. э. Выгодное расположение в долине Евфрата позволило Уруку очень быстро заявить о своих претензиях на лидерство в регионе.

Помимо Киша, Ура и Урука, в Древней Месопотамии существовали другие города-государства:

  • Эшнунна, выстроенная в долине реки Диялы.
  • Шурпак в долине Евфрата.
  • Находящийся неподалеку от него Ниппур.
  • Ларак, расположившийся между отходящими от Тигра крупными каналами.
  • Адаб в верховьях реки Интурунгаль.
  • Сиппар, построенный в месте разделения Евфрата на два рукава.
  • Ашшур в районе среднего Тигра.

Степень влияния этих городов-государств на округу была различной. К концу шумерского периода на роль культового центра "черноголовых" выдвинулся Ниппур, поскольку там располагалось главное святилище верховного бога шумерского пантеона Энлиля. Однако это не делало город политическим центром. В большей степени на эту роль претендовали Киш и Урук.

Всемирный потоп и политические реалии

Каждый знаком с библейской легендой о гневе Бога на отвергнувших его заповеди людей и насланном им потопе, выжили в котором лишь семья праведника Ноя и спасенные на его ковчеге растения и животные. Сейчас нет никаких сомнений в том, что эта легенда имеет шумерские корни.

Источники зафиксировали участившиеся паводки на рубеже XXX-XXIX вв. до н. э. Их наличие было доказано и археологическими данными: ученые обнаружили относящиеся к той эпохе речные наносы. Ситуация была столь критической, что многие древние номы пришли в запустение, что и позволило впоследствии и жрецам и народным сказителям создать историю о всеобщем разорении и массовой гибели людей. Но приключившийся с Шумером природный катаклизм интересен не только как доказательство отражения реальности в древнем эпосе. Одним из его следствий стало нарушение состояния равновесия в регионе.

Во-первых, ослабленный Шумер стал легкой добычей для семитских племен, проникших в регион с юга и востока. Их появление на шумерских территориях наблюдалось и раньше, но прежде оно было более мирным, а, как уже говорилось, шумеры не делали особых различий между собой и иноплеменниками. Такая открытость привела в итоге к исчезновению шумерской цивилизации и массовому заимствованию их достижений пришлыми племенами.

Очевидно, семитам удалось закрепиться в крупнейших шумерских городах-государствах. Климат после наводнения значительно изменился, продуктов сельского хозяйства уже не хватало для обеспечения жизнедеятельности самостоятельных общин. Необходимость защищаться от вторжений значительно ускорила эволюцию форм государственной власти: в крупнейших номах на первые роли выдвигаются лугали, которых в русской исторической традиции часто называют "царями".

Наиболее ожесточенным стало соперничество Киша и Урука. Их отзвуки дошли до нас в древнем эпосе. В частности, лугаль Урука Гильгамеш стал центральным героем ряда шумерских сказаний. Ему приписывался поединок с неким опасным демоном, поиск травы бессмертия и личная встреча с единственным выжившим после потопа человеком Утнапиштимом. Последнее особенно интересно, поскольку позволяет строить предположения о Гильгамеше как о наследнике шумерских традиций государственности. Еще более интересной эта гипотеза становится в свете преданий, рассказывающих о нахождении Гильгамеша в рабстве у лугаля Киша по имени Ага. Однако проверить основанные на обрывках древних преданий теории практически невозможно.

Кризис шумерской цивилизации

Несколько пессимистичным выглядит название эпоса о Гильгамеше на аккадском языке: Ša nagba imuru - "О все видавшем". Существуют некоторые основания предполагать, что название было переведено с шумерского языка. Если такая теория верна, то высшее литературное достижение древнейшей цивилизации отражает эсхатологические настроения, охватившие общества. Это находится в явном противоречии с легендами о потопе, в которых явно проводится мысль о расцвете после кризиса.

Новое тысячелетие, начинавшееся после сражений Гильгамеша с многочисленными врагами, несло шумерам новые проблемы. Некогда благоприятные климатические условия шумерских городов-государств сделали возможным их расцвет. С начала II тысячелетия они же, хоть и опосредованно, ускорили гибель их основателей: Шумер все чаще становится объектом для экспансии.

Власть лугалей, все больше приобретавшая деспотические черты, превратила самодостаточные общины в источник рабочей силы. Нескончаемые войны требовали все больше солдат и поглощали всю большую часть прибавочного продукта. В процессе борьбы за гегемонию шумерские города-государства взаимно ослабляли друг друга, что делало их легкой добычей для врагов. Особенно опасными стали семиты, в частности, расположившиеся в Ашшуре ассирийцы и подчинившие центральные области Месопотамии аккадцы.

Известные из истории шумерские города-государства, такие как Киш, Ур и Урук, постепенно теряют прежнее значение. На первый план выходят новые мощные номы: Марад, Дильбат, Пуш и, наиболее известный из них - Вавилон. Однако захватчикам приходилось выдерживать атаки новых народов, желающих укрепиться на плодородных землях Междуречья. Правитель Аккада Саргон на некоторое время сумел консолидировать оказавшиеся под его власти земли, но после его смерти созданная им держава не выдерживает натиска многочисленных кочевых племен, которые в источниках называются "народы манда". На смену им приходят кутии, в скором времени подчинившими себе Южную Месопотамию. Север региона оказался под властью хурритов.

За всеми этими войнами и опустошительными набегами имя шумеров постепенно исчезает из источников. Представители древнейшей цивилизации постепенно сливаются с пришлыми народами, заимствуя их традиции и даже язык. В начале III тысячелетия до н. э. семитский по происхождению аккадский язык вытесняет шумерское наречие из разговорной речи. Он используется лишь в культовой деятельности и для записи законодательных кодексов (например, законы Шульги). Однако унифицированная грамматика и общий характер совершаемых записей позволяют говорить о том, что шумерский был для писцов уже не родным, а выученным языком. Таким образом, шумерский выполняет для нового населения Месопотамии ту же функцию, что выполняла для европейцев латынь.

Конец шумерской цивилизации

Последняя попытка сохранения шумерской цивилизации относится XXII веку до н. э. В системе номовой государственности на первый план вновь выдвинулся древний Ур, в котором правили цари из III династии. Они всячески покровительствовали шумерской культуре: отсюда и настойчивые попытки найти применение по сути уже мертвому языку. Но необходимо отметить, что покровительство шумерам было скорее декларативным и вызывалось чисто политическими потребностями: III династии приходилось не только выдерживать атаки со стороны соседей, но и бороться с недовольством социальных низов. Формально оказывая поддержку шумерской культуре и знаки внимания в виде фиксации законов на шумерском языке (необходимо учитывать, что в древних цивилизациях отношение к слову было особенным: любой текст непременно представлялся сакральным), цари никак не препятствовали семитизации населения.

Впрочем, даже декларативная поддержка некоторое время позволяла существовать остаткам некогда великой цивилизации. В правление Ибби-Суэна (2028 - 2004 до н. э.) усилился натиск западносемитского племени амореев, выступивших в союзе с Хутран-темпти (2010-1990 до н. э.) - царем мощного на тот момент государства Элам. Последний представитель династии тщетно пытался сопротивляться захватчикам. В 2004 г. до н. э. Ур был захвачен и подвергнут страшному разгрому, продолжавшемуся как минимум шесть лет. Это стало последним ударом для шумерской цивилизации. С установлением нового режима в Уре они окончательно исчезают с исторической сцены.

Предполагается, что шумеры проявили себя чуть позже еще раз: во II тысячелетии до н. э. шумерский этнический субстрат, смешавшись с аккадским и рядом других этносов, дал начало существованию вавилонской народности.

Итоги существования городов-государств в Месопотамии

Шумерская цивилизация не исчезла бесследно. До наших дней сохранились не только эпос и мифология или монументальные архитектурные сооружения. В рамках шумерской цивилизации были совершены открытия и получены знания, которыми пользуются современные люди. Наиболее известный пример: представление о времени. Преемники шумеров на территории Древней Месопотамии сохранили принятую шестидесятиричную систему счисления. Благодаря этому мы до сих пор делим час на шестьдесят минут, а минуту на шестьдесят секунд. От шумеров сохранилась и традиция делить сутки на 24 часа, а год на 365 дней. Шумерский лунно-солнечный календарь тоже сохранился, хотя и претерпел значительные изменения.

Однако, это отдаленные следствия. В ближайшей же исторической перспективе шумерская цивилизация оставила своим преемникам номовую государственность, определенную особыми природными условиями шумерских городов-государств. Несмотря на попытки того или иного города-государства добиться полной гегемонии на территории Месопотамии, за исключением кратковременного успеха этого никому так и не удалось сделать. Вавилон и Ассирия в разное время распространяли свою власть на обширные территории, а Ур при Саргоне сумел подчинить себе территорию такого масштаба, что превзойти это удалось лишь полторы тысячи лет спустя персам при династии Ахеменидов. Но итогом существования этих гигантских империй неизменно были затяжной кризис и крах.

Наиболее очевидная причина тому, что каждый раз крупные государства в Месопотамии распадались по условным линиям, определяющим, где находится шумерский город-государство, взятый как отдельная общественно-политическая структура, состоит именно в их необыкновенной устойчивости. Уже замечалось выше, что борьба за гегемонию в регионе была вызвана необычайным по разрушительности природным катаклизмом и последовавшим за ним вторжением семитских племен. Те приходили со своей идеей государственности, в то время как в Шумере уже сложилась опробованная и закаленная на протяжении четырех тысяч лет система самодостаточных государственных образований. Даже включившись по необходимости в политическую борьбу на последнем этапе своего существования, шумеры, как это следует из источников, в их явно приниженном положении в обществе, отчетливо понимали вынужденность своего участия в войнах.

Здесь любой историк вступает в сферу гипотез и предположений. Но вся история древнего Шумера соткана из них, и именно с гипотез началась эта статья. Появление на территории Месопотамии племен и племенных объединений, чье происхождение до сих пор невозможно установить даже на гипотетическом уровне, через несколько тысяч лет существования особого типа государственности завершилось таким же исчезновением в неизвестности. Таинственность, окружающая начало и конец истории шумерской цивилизации, стала основой многочисленных современных спекуляций. Особенный интерес вызывает фигура Этаны, царя Киша, который, согласно преданиям, каким-то образом взошел на небеса. Современные "исследователи" с удовольствием используют эти слова для доказательства того, что никаких шумеров и не существовало вовсе, а все культовые сооружения были созданы либо инопланетянами, либо им подобными существами.

Вместо этих глупостей куда разумнее обратиться к факту из жизни древних шумеров, о котором здесь уже неоднократно говорилось: эти люди, откуда бы они ни пришли, не умели выделяться. Они просту существовали в рамках своих племенных объединений, обрабатывали землю - не слишком усердно, - накапливали знания о мире и, как ни прискорбно, не заботились о завтрашнем дне. Ведь, возможно, память о всемирном потопе сохранилась не столько потому, что он был таким разрушительным - разливы двух крупных рек, образовавших Месопотамию, вряд ли были редким явлением, а потому что он стал неожиданным. Разумеется, не следует видеть в древних шумерах неких сибаритов, неспособных противостоять катастрофе, но вся их история будто свидетельствует о самом обыкновенном нежелании противостоять этому событию.

Отвлекаясь же от философских размышлений о первой настоящей цивилизации на земле, нужно отметить следующее: номовая государственность, являясь изобретением древних шумеров, принадлежит не только им. Под другим названием эта стратегия была опробована другой великой цивилизацией древности, тоже занятой поиском знаний. Под именем многочисленных полисов номы словно возродились в Древней Греции. Трудно удержаться от параллелей: как шумеры ассимилировались с семитами, уступив им свою культуру, так и древние греки, значительно подняв культурный уровень римлян, сошли с исторической сцены. Но, в отличие от шумеров, не навсегда.

Шумерская цивилизация в современном среднем образовании

Культурно-исторические общности Древнего мира - первые цивилизации, с которыми знакомится школьник в 5 классе. Шумерские города-государства в истории Древнего Востока представляют собой особый раздел в современных учебниках. Поскольку школьник еще не в состоянии освоить главные проблемы этой темы, она рассматривается в максимально увлекательной форме: приводятся литературные варианты эпизодов из эпоса, сообщаются начальные сведения о политической организации. Как показывает практика, усвоение начальных исторических знаний значительно облегчается с помощью таблиц, карт и иллюстраций по теме "Шумерские города-государства".

Важным элементом обучения в школе являются различные аттестации. В 2017 году было принято решение о проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР). Шумерские города-государства являются одной из проверяемых в ходе аттестации тем.

Поскольку знание дат и огромного списка царей различных номов не является обязательным для школьника, в рамках тестирования в первую очередь обращается внимание на усвоение культурологических знаний. В предложенном образце ВПР по истории для 5 класса шумерские города-государства являются одной из главных проверяемых тем, но самое сложное, что предстоит ученику, заключается в определении принадлежности того или иного архитектурного и скульптурного памятника шумерам. Большая же часть предлагаемых вопросов имеет целью выявить умение учащегося выражаться свои мысли по теме, анализировать разнородные элементы с целью нахождения у них общих признаков, а также отделять главную информацию от второстепенной. Таким образом, тема "Шумерские города-государства" в ВПР для 5 класса особых проблем у школьников не вызовет.

На юге Месопотамии в первой половине 3 тыс до н.э. проживало шумерское население. Именно здесь,в это время существовала целая группа крупных шумерских городов. Это были такие города как Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Исин, Ниппур, и Киш .

В 3 тыс, до н.э. в Шумере наблюдался экономический подъем. Здесь активно развивалось земледелие и стали более широко применяться металлические орудия труда. Шумерские мастера овладели методами литья, клепки, паяния. Они научились изготовлять бронзу. Из меди, золота и серебра изготавливались различные украшения. В строительстве применялся глинянный кирпич. Из дерева изготавливались повозки, колесницы, лодки, различная мебель. Происходит отделение торговли от ремесла. Появляються специальные торговцы - дамкары, которые занимались только куплей и продажей различных товаров. Мерилом стоимости при этом служили скот и зерно, но уже используется и металлический эквивалент - медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном. Очень часто ведуться войны. Появляются рабы из числа пленных. Их считали по головам (саг). Рабов клеймили, забивали в колодки. Рабыни занимались ткачеством и другими занятиями, использовались как землекопы на постройке каналов. Рабы могли быть храмовыми и частными.

Земля в шумерском городе делилась на две части. Одна находилась в собственности общины, другая в собственности храмов. В начале раннединастической эпохи (28 - 27 века до н.э.) во главе государства стоял эн - верховный жрец (иногда жрица) города государства. Он руководил храмами, наблюдал за городским строительством, сооружением оросительной системы, смотрел за жизнью общины. Иногда употреблялся термин лугаль , который означал "хозяин, господин, царь". Однако часто лугаль был другим лицом, не верховным жрецом и руководил только военными отрядами.

В дальнейшем во главе шумерский городов государств становятся правители с титулом энси или лугаль. Вначале армия в таких городах состояла из народного ополчения, но вскоре появляется довольно сильная армия, состояшая из боевых колесниц, тяжеловооруженных воинов и также легких пехотинцев.

Первый раннединастический период (28 - 27 века до н.э.) характеризуется возвышением города Киша и правлением первой Кишской династии. Затем стал возвышатся Урук. Во втором раннединастическом периоде (27-26 века до н.э.) влияние Киша снижается и правитель Урука Гильгамеш освобождает свой город от кишской гегемонии. Он и его приемники контролировали огромную территорию, возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах.

В третий раннединастический период (25-24 века до н.э.) на севере выдвигается город Упи-Акшак, а на юге Ур, где правит первая династия. Захоронения царей этой династии известны своим богатством и многочисленными предметами украшений. Вскоре гегемония стала переходить к правителям города Лагаша, где правила династия, основанная Ур-нанше. Наибольшего могущества Лагаш достиг при его внуке - Эаннатуме, который подчинил себе почти весь Шумер. Вскоре в Лагаше происходит переворот - к власти приходит новый энси - Уруинимгина (2318-2312 гг. до н.э.), который проводит важные экономические реформы в государстве. Они были записаны и являются одними из первых письменных форм правовых норм.

Но одновременно усиливается давний противник Лагаша - Умма. Во время правления Лугальзаггеси произошло его слияние с Уруком, и новое государство сумело объединить под своей властью Ниппур, Ларсу, Адаб, а затем и Киш. Вскоре Лугальзаггеси совершил поход на Лагаш, разорил его и подчинил себе. На четверть столетия Лукальзаггеси смог создать объединенное Шумерское царство во главе с Уммой. Однако это объединение было очень ненадежным. Вскоре Шумер был завоеван Аккадом .

В Шумере зародилась клинописная письменность. Писали на сырых глинянных табличках, которые позже обжигали. Слово или понятие изображалось в виде особого значка, состоящего из нанесенных на глину клиновидных палочек.