Почему советская власть организовала геноцид калмыков. Чиновники предложили собравшимся разойтись

С 11 по 31 июля в Волоколамске будет проходить форум «Я - гражданин Подмосковья». Это мероприятие проводится уже не первый год, при этом благосклонно воспринимается губернатором МО, Андреем Воробьёвым. В рамках того же форума, только в 218 году он заявил: «Популярное, важное мероприятие. Хочу поблагодарить всех - и организаторов, и глав муниципалитетов. Думаю, что такая практика общения с молодежью очень важна. Будем ее продолжать. Был большой запрос на привлечение иностранных гостей. Думаю, что это нужно подготовить к следующему сезону».

Иностранные гости и работа с молодежью - это, конечно, очень хорошо. Только смущает название форума, которое повторяется от региона к региону и ни к чему хорошему не ведёт. Потому что нет «граждан Подмосковья», или «граждан Москвы», или «граждан Адыгеи» или граждан «Карелии», а есть граждане России.

Нет, понятно, что молодежь необходимо привлекать, в том числе и в политику. Просто потому, что если это не сделает государство, то сделает несистемная оппозиция, и дальше будут несанкционированные митинги, аресты и масса прочих неприятных вещей.

Однако говорить о «гражданах Подмосковья» - это тоже идти в политику. Только какую-то деструктивную.

Потому что, например, был (а может быть и есть) такой проект, как «Я - гражданин Татарстана». И мы тактично не вспоминаем празднование от «татарских экстремистов» завоевания Золотой Ордой русских городов. Кстати, а хоть один из них, экстремистов этих, был привлечён хотя бы к административной ответственности?

Нет, давайте-ка вспомним, что там, в Татарстане, с преподаванием русского языка в школах. Там или конфликт, или нет там русского языка, если коротко и ёмко. Граждане Татарстана в этом отношении и в этом контексте - ну, примерно, как граждане Украины. Какие угодно, только вне русской культуры и вне русского языка.

Едем дальше: «Я - юный гражданин Республики Дагестан». Отличная молодежная и школьная программа. Наверное. Только 2018-й и 2019-й показали, что выросшие из этой программы дети, которые сейчас вполне себе юноши и мужчины, идут на вооруженные столкновения, на то, чтобы «закидать федералов палками, камнями, кирпичами».

А, вот, например, программа «Я гражданин Чечни». Цели этого проекта тоже обозначены, на первый взгляд, круто: «Частники клубных формирований узнают о событиях 2000-2003 годов, произошедших на территории Чечни, о проведении контртеррористической операции на всей территории региона и конституционных реформ.

Будет открыта выставка фотографий и других публикаций, повествующих о возрождение социально-экономической сферы республики, о людях, которые восстанавливали разрушенное войной хозяйство, о том, как шло возвращение вынужденных переселенцев в Республику.

Заведующая клубом Фатима Саралиева расскажет о Конституции Чеченской Республики, об основных статьях, которые должен знать каждый гражданин Чечни».

Обратите внимание на последние строки. Не о конституции РФ, а про Конституцию Чечни будет узнавать подрастающее чеченское поколение. Ну а то, что иногда чеченская молодежь вне пределов Чечни ведет себя так, что вмешиваться приходится Рамзану Кадырову, так это, в общем, тоже известный факт.

В 2017-м была целая республиканская акция «Я - гражданин Калмыкии» в одноименной республике. Может быть и научили, после калмыцких «Гасконцев» . Благородные калмыцкие «Гасконцы» в 2006 году, чтобы было понятно, поставили себе благородной целью убивать русских. Ну, бывает, да. Но все равно конкурсы и форумы - «гражданин Калмыкии». Нет, не России, а именно Калмыкии. Наверное, в рамках укрепления многонационального единства.

Но все больше кажется, что самые смелые концепции антиутопий воплощаются в жизнь. Теперь с подачи господина Воробьёва у нас есть «граждане Подмосковья». Наверное, дальше будут граждане Твери, Урала, потом в отдельную общность и народ объединятся казаки. И чем дальше, тем веселее.

Хотя у России есть то, что никогда её не предаст. «В отделе ЗАГС Суоярвского района 10 июня состоялся праздник «Я - гражданин Карелии, я - гражданин России!». Его главными героями стали 14 четырнадцатилетних жителей города и поселков Суоярвского района. В торжественной обстановке каждый из них получил документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации».

И, собственно, вопрос - все это происходит после десятков встреч в Кремле и тренингов администрации президент с заместителями губернаторов по политике. Интересно, не замечать такой идеологический сепаратизм перед трансфертом власти - это некомпетентность или что-то пострашнее?

Ичкерия (ЧРИ), провозглашённая бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым и его сторонниками в результате регионального государственного переворота в октябре 1991 года, не была официально признана ни одним государством.

Кто признал Ичкерию

Имели место только два акта признания республики со стороны лиц и организаций, не являвшихся субъектами международного права. Так, свергнутый в начале 1992 года и бежавший в Грозный первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия в марте 1992 года подписал указ о дипломатическаконный президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил, что Грузия к этому документу не имеет никакого отношения. Все последующие грузинские правители также не придали легальный статус представительству Ичкерии.

Кроме того, в январе 2000 года, во время Второй чеченской войны, президент Ичкерии Аслан Масхадов открыл официальное представительство ЧРИ в Исламском Эмирате Афганистан (ИЭА) - таком же самопровозглашённом государственном образовании, созданном исламистскими боевиками движения «Талибан» * на большей части территории Афганистана. ИЭА получил признание только со стороны нескольких мусульманских государств.

В отдельных странах, в частности в Украине , некоторые политики выступали за признание ЧРИ, но такие призывы остались без поддержки. Некоторые, согласно формулировкам Договора о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ, заключенного президентом РФ Б. Ельциным и президентом ЧРИ А. Масхадовым (уже после ликвидации Дудаева и подписания Хасавюртовских соглашений), расценивают данный документ как доказательство фактического признания Российской Федерацией независимости ЧРИ, так как в договоре республика выступает как субъект международного права. Но отношений на уровне послов между РФ Ельцина и ЧРИ Масхадова установлено не было.

Кто оказывал помощь

Однако неофициальная помощь Чечне оказывалась многими странами, с молчаливого согласия или даже негласного поощрения их правительств. В первую очередь - помощь военной силой. В рядах ичкерийской армии в кампанию 1994-1996 гг. воевали более тысячи иностранных наёмников. Самостоятельное подразделение численностью более 200 человек составили арабские боевики саудовца Хаттаба . Они были представителями разных государств - Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Египта, Судана, Омана и других, но в основном, как и Хаттаб, изгоями общества в тех странах, где родились.

Наёмники из восточноевропейских стран (числом около 800 человек) были распределены по подразделениям ичкерийской армии. Среди них было немало военных из Прибалтийских государств (преимущественно из Эстонии), но больше всего было боевиков украинской националистической организации УНА-УНСО*. Унсошники уже успели повоевать против Абхазии на стороне Грузии и в Приднестровье (что любопытно - на стороне ПМР против Кишинёва). В 1993 году УНА-УНСО* установила контакт с властями ЧРИ. Её лидер Дмитро Корчинский прибыл в Грозный, где был принят вице-президентом непризнанной республики Зелимханом Яндарбиевым и заместителем начальника (с 1994 г. - начальник) главного штаба вооружённых сил ЧРИ Асланом Масхадовым. Состоялись переговоры о вербовке украинских добровольцев в ичкерийскую армию.

Для вербовки был создан центр «Евразия», на счёт которого переводились денежные средства из ЧРИ. Возглавил центр нынешний лидер УНА-УНСО* Ондрий Шкиль. После начала военных действий в конце 1994 года из Украины в Ичкерию был отправлен первый отряд наёмников под названием «Прометей». Впоследствии был организован ещё отряд «Викинг». Впрочем, их боевые качества в целом оценивались ичкерийским командованием невысоко. Но отдельные наёмники получали высокое признание. Так, Олександр Музычко был награждён ичкерийским орденом «Герой нации». [С-BLOCK]

Одновременно Дмитро Корчинский с соратниками развернули по Украине пропагандистскую кампанию солидарности с «борющимся народом Ичкерии» через сеть «комитетов в поддержку Чечни». В украинских городах открылись отделения информационного агентства ЧРИ «Чечен-пресс»*. Уже позднее, в промежутке между двумя чеченскими войнами, Дмитро Корчинский объявил о создании «Института Кавказа», целью которого было объявлено развёртывание мощного фронта против России в этом регионе.

Грузия, хотя официально не признала ЧРИ, оказывала негласную поддержку Дудаеву. Так, разбитые отряды дудаевских боевиков уходили в Панкисское ущелье на севере Грузии, чтобы отдохнуть, набраться сил и снова вторгнуться в Чечню. Все требования России к Грузии об интернировании боевиков ни к каким результатам не приводили. В Грузии же прошли подготовку наёмники украинского отряда «Прометей». [С-BLOCK]

В общем и целом, ЧРИ получила содействие от тех мусульманских стран, в которых силён ваххабизм, исповедовавшийся Дудаевым и его сподвижниками (в странах, где преобладают традиционные направления ислама, Ичкерия такой поддержки не получила), а также со стороны тех восточноевропейских государств, где сильны русофобские настроения. Список последних наглядно показывает тех, кто путем переименования улиц и площадей и установления мемориальных досок увековечил имя Дудаева после его гибели. Это: Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Босния и Герцеговина. Турция также попала в этот список - вероятно, сразу по двум мотивам.

*запрещенные организации в РФ

Известный калмыцкий блогер Лари Илишкин продолжает отвечать на популярные вопросы о двух родственных народах. Он историк по образованию и поэтому знает, как много общего между нашими народами.

Предыдущие интервью читайте на нашем сайте: 1 часть , 2 часть , 3 часть .

Лари, в начале XIX века академик И.И. Лепехин писал о калмыках: «они занимают пустые степи, ни к какому обитанию неугодные. В них мы имеем, кроме других военных служб, хороших и многочисленных оберегателей наших пределов от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев». Что имел в виду академик?

Лепехин писал о волжских ойратах (калмыках). До прихода Хо Орлюка в этих степях кочевали лишь ногайцы. И то лишь на части Ставропольского плато. Обширные безводные полупустынные территории. В то время здесь не было ни Волгограда, ни Ростова, ни других современных городов. Даже деревень не было никаких, и оседлая жизнь теплилась лишь в небольшой округе близ Астрахани. Места были действительно непригодны для проживания для многих народов. Но не для калмыков. Именно с продвижением калмыков на юг вслед за ними двинулись и землепашцы из российских, а затем и украинских губерний. При Аюке хане по договору с русским правительством между ханством и русскими землями существовала 10-верстная нейтральная зона, где не могли кочевать калмыки и не имели права селиться крестьяне. По сути, это была межгосударственная граница. Когда русские нарушали договор, калмыки сжигали поселения и уводили в неволю их обитателей.

Кстати, Лепехин также писал, что от калмыков Россия получает наилучший убойный и рабочий скот. Судя по тому, как калмыцкая порода крупнорогатого скота через Бурятию распространяется далее на восток огромной страны, выводы академика актуальны и по сей день. А о том, как военный потенциал калмыков обеспечил безопасность южных рубежей государства, известно всем и подробно останавливаться на этой теме, наверное, нет смысла.

- Как на калмыцком называются соседние народы и правда ли, что название «чечен» монгольского корня?

Среди чеченцев гуляет версия монгольского происхождения их самоназвания «нохчо». Но я не вижу ничего монгольского в этом слове. Кстати, калмыки всех кавказцев именовали «черкес» вне зависимости от их реальной принадлежности к тому или иному этносу. Татар до сих пор называют «мангуд», казахов - «хасыг». Очень интересно на калмыцком именуются евреи - «хар гуйр». В дословном переводе «черная мука». Откуда взялось это название, история умалчивает. Но из всех монголов только калмыки так именуют иудеев. Значит, название родилось здесь, на Волге.

- Какие у вас отношения с ногайцами? Они действительно имеют монголоидную внешность?

Ногайцы - ближайшие родственники казахов, и естественно, что они имеют азиатскую внешность. Сегодня отношения ровные. Но наверняка у ногайцев сохранились исторические обиды, хотя они их и не озвучивают в общении с нами. Ведь именно калмыки обескровили Ногайскую орду. Однако если быть до конца справедливыми, то необходимо вспомнить, что поводом для столь радикального отношения калмыков к ногайской элите (она больше всего и пострадала) стало предательство последних. Изначально калмыки и ногайцы выступали чуть ли не единым фронтом в отношениях с кавказскими горцами. Но когда Хо Орлюк решил покорить Кабарду, то «союзники» фактически ударили в спину. Калмыки в горах попали в засаду, потеряв много своих людей, в том числе и своего предводителя. Между прочим, Хо Орлюк погиб в бою, когда ему было 92 года. Победители обезглавили его труп. Такого унижения калмыки не могли простить и в двух карательных походах уничтожили практически всю ногайскую аристократию. Как видим, и у нас есть причины для обид. Только калмыки тем и отличаются от многих, что обидами особо не мучаются.

- Какие отношения с крымскими татарами?

В прошлом крымские татары были для калмыков главными конкурентами в борьбе за влияние на территории между Черным и Каспийским морями. Сегодня мы не имеем возможности соприкасаться с ними и потому говорить о каких-либо взаимоотношениях нельзя.

- Ваше отношение к знаменитому Амурсане и подробнее расскажите историю его захоронения в Бурятии.

Амурсана - личность противоречивая. Для большинства в монгольском мире он является символом борьбы ойратов за независимость. И таковым он был долгое время. Мой отец журналист Наран Илишкин первым (по крайней мере, в Калмыкии) признал негативную роль Амурсаны в ойратской истории. Тем не менее его личность заслуживает внимания. Амурсана родился в Калмыцком ханстве. Позже его семья перекочевала в пределы Джунгарии. Захоронен в Бурятии. Так получилось, что Пекин хотел воочию убедиться в смерти своего самого опасного на тот момент врага и потребовал у российских властей предъявить доказательства. Тело Амурсаны было доставлено ближе к границе, где и продемонстрировано представителям Поднебесной. Маньчжуры потребовали выдать тело, но получили отказ. Амурсана был перезахоронен в Бурятии. Я рассматриваю это как знак. Родился в калмыцких степях, захоронен в Бурятии. Своей судьбой показывает нам, во что обходится раскол и личные амбиции. Вот почему имя Амурсаны нельзя предавать забвению.

- Откуда версия о калмыцких корнях химика Менделеева и Ленина?

По Менделееву скажу, что, когда у меня есть сомнения, я особо не вникаю в тему. А о том, что у вождя мирового пролетариата бабушка была калмычка, написала Мариэтта Шагинян. Говорухин также упоминал об этом на страницах, кажется, газеты «Аргументы и факты».

- Ваше видение личности Джа-ламы?

Очень неоднозначная личность. Фамилия его Санаев. Он уроженец Малодербетовского улуса Калмыкии. Во время революции в Китае оказался в Западной Монголии, где живут ойраты. Назвал себя Амурсаной. Дело в том, что среди монголов в то время было популярным предсказание о перерождении Амурсаны в России и возвращении в Монголию, где он должен был вырезать всех китайцев. И он вернулся. И, действительно, сумел организовать сопротивление и выбил китайцев из Западной Монголии. По требованию Пекина все-таки его вывезли на территорию России. Известно, что Джа-лама появлялся среди калмыцкой интеллигенции в Астрахани. Но когда в России грянула революция, он исчез и появился в Монголии, где стал фактически диктатором. По моему мнению, Джа-лама был агентом царской секретной службы. Об этом говорят некоторые факты. До революции был управляем. После революции 1917 года действовал уже сам и исключительно в собственных интересах. Был уничтожен, кстати, командированными в Монголию калмыками.

Понятно, что из-за огромных расстояний и 400 лет проживания вдали от монгольского мира калмыцкий язык неизбежно обрел отличия. Хотя понять основной смысл можно. Вам понятен бурятский язык? Какие у нас основные отличия в языках?

По мнению ученых, калмыцкий язык наиболее сохранил в себе идиомы древнего языка монголов именно благодаря многовековой изолированности. Поэтому скорее отличия появились не у нас. Сейчас основная задача - сохранить язык. Мы обязаны это сделать. И чтобы отличий было меньше, нам необходимо больше общаться внутри монгольского мира. Человек, хорошо владеющий бурятским, поймет калмыцкий, и наоборот. Один бурят в 2012 году рассказывал, что, когда был маленьким, не знал русского. К ним приезжали калмыки с детьми, и дети как-то понимали друг друга и, как сейчас бы сказали, вообще не парились.

Ваш великий просветитель Зая Пандита создал ойратскую письменность, получившую известность как «тодо бичиг», т.е. «ясное письмо». Им был определен и установлен литературный язык ойратов. Чей это диалект и почему лег в основу литературного калмыцкого языка?

Зая Пандита был из племени хошут. Тодо бичиг нельзя отнести к какому-либо диалекту. В этом его уникальность. А вот когда в советское время перешли на кириллицу, литературным стал торгудский диалект. Наверное, потому что исторически торгудов на Волге было подавляющее большинство и их диалект преобладал. После ухода большей части торгудов в 1771 году их численность здесь уменьшилась. Сегодня, наверное, торгудов и дервюдов в Калмыкии примерно равная численность. Но по традиции диалект торгудов стал литературным. Повторюсь, сегодня стоит проблема сохранения языка и совсем не важно, в каком диалекте.

Кто не помнит сказку о колобке, что от бабушки ушел, от дедушки ушел, да от лисы сбежать не удалось? В наши дни этого персонажа сильно напоминает экс-глава КГТРК Евгений Ункуров, с гнилостью предавший Кирсана Илюмжинова, преспокойно перекатившись в стан главы Калмыкии Алексея Орлова, а затем с позором выкатившийся из его советников за полную профнепригодность.

Теперь он подвизается в грязной компании агрессивно настроенных калмыцких националистов, которые в конце прошлого года, при явном одобрении Пернатого (так в республике с презрением называют г-на Орлова; прим. ред.), провели т. н. Чуулган – съезд ойрат-калмыцкого народа.

В итоге, пришедшие на крытый рынок в центре Элисты (именно там состоялся самозваный «съезд») полумаргинальные личности несколько часов подряд выслушивали хвалебные речи в адрес Алексея Орлова. Многие из них даже не выдержали подобной клоунады и, не поняв, при чем здесь хан-батюшка Орлов и «возрождение калмыцкого языка», убрались восвояси.

Кстати, о том, как именно собираются возвращать утерянный калмыками язык, который, для сведения, никто у народа не отбирал (сталинская ссылка за оправдание не сойдет, так как высылали многие народы, но при этом все прекрасно говорят и на родном языке, и на государственном русском), ни один из участников съезда внятно ответить так и не смог.

Зато о «суверенном калмыцком государстве» было сказано много. Один из участников съезда, историк КГУшного розлива Арслан Гордеев (который в реальной жизни работает… рубщиком мяса), в приватном разговоре докричался до того, что «Калмыкия – это отдельное государство» и «Россия здесь никого не должна интересовать, пусть живет отдельно» (!).

Парадокс состоит в том, что практически все махровые националисты в РК – выпускники исторического факультета Калмыцкого госуниверситета. То ли они историю, свой основной предмет, под каким-то только им понятным срезом проходили, или вовсе мимо нее прошли, перебиваясь с двойки на тройку в не котирующемся по меркам России вузе. Тем не менее, налицо – вопиющее невежество, если не сказать больше.

Всем известно, что калмыки сами, добровольно, вошли в состав Российской империи в 1609 г. И с какого перепугу вдруг один из 85-ти российских регионов провозглашается отдельными личностями самостоятельным государством – нормальному человеку не понять. Помнится, сепаратисты соседней Чечни допровозглашались в 90-х. Замочили их в сортире, и дело с концом.

Что забыл «колобок» Ункуров в столь странной компании, тоже остается загадкой. Может, истфак всплыл в памяти, который он с трудом окончил – наряду с таким же алкашом Лари Илишкиным и Баатром Боромонгнаевым? К слову, последний из них организовал у себя нечто вроде штаб-квартиры для сепаратистских сходок, куда наряду с остальными «защитниками калмыков» методично захаживает г-н Ункуров.

Как говорится, было бы смешно, коли не было б так грустно. На фоне всеобщего обнищания жителей Калмыкии за годы правления Орлова, когда каждый третий житель РК уезжает в поисках лучшей доли за пределы региона, поднятие махрово-националистической смуты грозит тем, что на месте некогда оазиса в степи останется выжженная полупустыня…

Ангелина БАКЛАНОВА

Прочитано 3260 раз

В России устоялось мнение: русское население притесняют только в северокавказских республиках. Отчего-то забывается, что страна состоит из множества этнических регионов. В некоторых из них русские находятся едва ли не в худшем положении, чем их сородичи на Северном Кавказе.

Русское население Кызыла - столицы Республики Тывы, жалуется на обострение враждебного отношения к ним со стороны коренного населения. Люди говорят, что некоторое время было относительно спокойно и вдруг на них вновь ополчились.


Относительно спокойно - не означает хорошо. На улицах - озлобленные взгляды и шипение «орус» — под этим словом подразумевают чужаков, — рассказывает жительница Кызыла, бывший школьный преподаватель географии Анна Казакова. - Продолжается это уже более 20-ти лет. В советский период русские составляли 50 % населения республики, ныне - менее 20 %. На улицах периодически появляются надписи «Русские, убирайтесь вон!»

В итоге отток граждан славянской внешности продолжается.


В начале 1990-х годов Тувинская АССР (нынешняя Республика Тыва) прославилась тем, что на её территории начались первые в СССР «русские погромы». Тувинская молодежь принялась громить в сельских районах дома, в которых проживали русские. Потом этот поток хлынул в города и поселки. На карте республики появились настоящие горячие точки — Хову-Аксы, Сосновка, Бай-Хаак. Были погромы с национальным подтекстом и в Кызыле.


Моя семья дважды уезжала из Тывы, потому что жить там, где тебя ненавидят лишь за то, что ты русский, нельзя. А моя семья жила там почти 50 лет, — рассказывает 18-летняя жительница посёлка Курагино Красноярского края Светлана Архипова. — Обидно и то, что на новом месте нас считают чужими, называют тувинцами. В Тыве мне нравилось. Там очень красиво, уникальные флора и фауна - можно увидеть и оленей, и верблюдов. Если бы имелась возможность, никогда не уехала бы из родных мест. Но страх, порождённый там, остаётся по сей день, не могу его побороть.


Писательница, блогер Елизавета Сенчина, которая тоже родилась и провела детство в Туве, говорит, что в последнее время приезжать в родные места страшно:


Я при каждой возможности старалась посещать этот богатый древней культурой край с мужем и детьми. Там живут мои близкие.


Однако после того, как по улицам Кызыла стали разгуливать толпы озлобленных, неопрятно одетых людей, решила, что посещать родину не стоит. Они пришли из сельской местности, безработные, голодные. Нападают на тех, кто на них не похож. Создаётся впечатление, что их на это подбивают некие силы.


Один мой знакомый, проживающий в этом городе, в 18 часов пошел в магазин. Толпа избила его жесточайшим образом. Другая моя приятельница сказала, что даже летом после 17 часов на улице лучше не показываться - могут сильно избить или изнасиловать.


«СП» : — Приезжают ли туристы в Тыву?


Особенно любят эти места художники и музыканты. Великолепный, наполненный талантами край. Но в последнее время поток туристов существенно сократился. Недавно общалась с одним поэтом, побывавшим в Тыве, он жил в юртах, много общался с местными жителями. Поэт сказал: «Уцелел чудом. Они вспыльчивые, там снова что-то начинается».


Вчера позвонил оттуда знакомый, сообщил, что в Тыве становится всё больше китайцев.


Жительница Кызыла Ирина Портнова рассказывает: «В период перестройки всем в Туве жилось трудно. Людям надо было на кого-то свалить вину. Решили свалить на представителей другой национальности. Дрались ожесточённо, с оглушительными воплями».


Национализм у нас, конечно, присутствует, но уже не носит те страшные формы как в конце 1980-х — начале 1990-х, — говорит жительница Кызыла Анна Морозова. - Я наполовину тувинка, наполовину русская. В советское время первыми руководителями властных структур были тувинцы, а замы — только русские. Последние имели больше прав и полномочий. До сих пор проживающие здесь русские считают, что спасли коренное население от туберкулёза и сифилиса. Но селения вымирали от неурожая и чумки, а не только от этих болезней.


Судя по рассказам русских жителей республики Калмыкии, их положение почти ничем не отличается от их коллег по несчастью из Тывы.


Стали постоянными столкновения калмыцкой молодежи с лицами славянских национальностей, при этом нападают толпой, бьют с особой жестокостью, применяя арматуру и свинцовые дубинки, — рассказывает жительница столицы республики - города Элисты Зоя, попросившая не называть её фамилию. — Творят это группы калмыцкой молодёжи в возрасте 17-18 лет, которые нападают толпой в несколько десятков человек на одиноких прохожих или на двоих-троих людей славянской внешности. Случается, забивают до смерти - кольями.


Происходит массовый исход калмыков из степи. Приезжают, в основном, в Элисту, где давным-давно безработица. Не находя работы, они пьют и грабят. Русских убивают только за то, что они - русские, — рассказывает житель калмыцкой столицы Антон Перевалов.


По этому поводу депутат Государственной Думы Николай Курьянович направлял запросы в Генпрокуратуру и ФСБ. Однако, по словам русских жителей Элисты, ситуация не изменилась.


Вы несёте полную ересь! Я - коренной элистинец, никогда о таком не слышал, — закричал в телефонную трубку начальник Управления по связям с общественностью и информационной политике Аппарата Правительства Республики Калмыкия Николай Санджиев. — Я не буду об этом говорить.


Новосибирский политолог Георгий Полянкин рассказывает, что в Республике Бурятии до такого не доходит, но националисты и там предъявляют претензии русским:


Бурнацисты — устоявшееся обозначение бурятских националистов, стоящих на позициях сепаратизма и русофобии.


Бурнацисты считают русских колонизаторами, захватившими их территорию. Часть бурнацистов приписывает русским геноцид и работорговлю.


Нынешнюю Россию они считают государством, стоящим на позициях притеснения нацменьшинств в пользу русских. Русских бурнацисты называют носителями шовинистических воззрений, поэтому активно симпатизируют северокавказским сепаратистам и мусульманским этническим ОПГ.


Также бурнацисты обвиняют русских в разрушении бурятской культуры: отмирании языка, размывании культурных традиций, изоляции от монгольского мира.


Они пользуются большой популярностью у бурятов. Люди славянской внешности живут там в состоянии постоянной тревоги. В этой республике процветает бытовой национализм: во всех неудобствах винят русских.