Причины международных кризисов в период холодной войны. Холодная война между ссср и сша — кратко и понятно. Кризисы холодной войны

КРИЗИСЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

В чем же выражалась «холодная война»? Первое, и едва ли не самое наглядное ее выражение, - это...

Начало ее было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой «холодной войны». В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы «холодной войны» ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили «мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет», то теперь формулировка изменилась. Стали говорить «вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!» Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.

Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к «продажным девкам империализма».

Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения.

Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других. Другим «фронтом» холодной войны была...

С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря все большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.

«Холодная война» велась не только в политике, но и в области культуры, спорта.

Достаточно очевидно, что огромные затраты, которые несли сверхдержавы, не могли продолжаться бесконечно, и в итоге противостояние двух систем решалось в экономической сфере. Именно эта составляющая оказалась, в конечном счете, решающей. Более эффективная экономика Запада, позволяла не только поддерживать военный и политический паритет, но и удовлетворять растущие потребности современного человека, которыми в силу чисто рыночных механизмов хозяйствования умела грамотно манипулировать. В то же время тяжеловесная, ориентированная только на производство вооружений и средств производства, экономика СССР, не могла, да и не собиралась конкурировать в этой области с Западом. В конце концов, это отразилось на политическом уровне, СССР начал проигрывать борьбу не только за влияние в странах третьего мира, но и за влияние внутри социалистического содружества.

При рассмотрении истории "холодной войны1" и советско-американских отношений важно обратить внимание на огромное влияние военных факторов.

Отношение СССР и США к перспективе перерастания холодной войны в "горячую" определялось следующим.

Во-первых, правящие круги сверхдержав считали, что холодная война" может быть выиграна без применения военных средств. В США преобладала убежденность в преимуществах демократии и рыночной экономики в СССР - общественной собственности на средства производства и централизованного планирования экономики.

Во-вторых, опыт разрушительных последствий двух мировых войн, понимание опасности применения ядерного оружия побуждали и СССР, и США с осторожностью относиться к применению военной силы.

В-третьих на протяжении всего периода "холодной воины" ни одна из сверхдержав не обладала таким превосходством своей военной мощи, чтобы быть уверенной в способности вести и выиграть третью мировую войну.

В начальный период "холодной воины" СССР имел существенный перевес в обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе. В США считалось, что в конце 1940-х гг. СССР держал на территории стран Восточной Европы и своих западных округов 50-60 боеспособных дивизий. Число их в течение месяца могло быть увеличено до 150. В это время в западной части континентальной Европы им противостояло всего 8 дивизий: три французские, британская, бельгийская и голландская, а также две дивизии США. В 1952 г. страны НАТО решили увеличить свои силы до 50 дивизий к концу 1952 г., до 70 - в 1953 г., до 97 -в 1954 г Это не было выполнено. В конце 1953 г. в Центральной Европе НАТО имело лишь 20 боеспособных дивизий. В 1954 г. был подтвержден вывод, сделанный еще в 1945 - 1946 гг. - в случае войны США не могут обеспечить оборону Западной Европы без применения ядерного оружия.

Ядерная монополия рассматривалась в США как фактор, позволяющий в случае войны компенсировать советское превосходство в обычных вооружениях. В то же время сценарии такой войны, разрабатывавшиеся комитетом начальников штабов США в период, пока эта монополия существовала, показывали, что арсеналы ядерного оружия недостаточно велики, а средства его доставки не столь эффективны, чтобы гарантировать победу над СССР и его союзниками.

С появлением у СССР атомного, а затем и водородного оружия возможность для США выиграть ядерную войну уменьшилась. Принято считать, что до изобретения межконтинентальных баллистических ракет Советский Союз, не имея баз вблизи территории США, не угрожал ядерным ударом своему основному конкуренту. Однако, по оценке американских военных, уже в 1947 г. СССР имел на вооружении стратегические бомбардировщики ТУ-4, способные достичь территории США при полете только в одну сторону, без возвращения.

К середине 1950-х гг., по оценкам ЦРУ, СССР обладал несколькими сотнями ядерных бомб и мог нанести США и их союзникам ущерб, который квалифицировался ими как неприемлемый. В этот период недопустимость восприятия ядерной войны как средства политики была широко признана военно-политической элитой США. Генерал Д. Макартур, бывший командующий войсками США во время войны в Корее, заявил, что обеспечение безопасности страны военными средствами невозможно. Выступая 26 января 1955 г. в Лос-Анджелесе на собрании Американского легиона, он говорил о бессмысленности гонки за превосходством, необходимости мобилизации общественного мнения для принуждения правительств двигаться к безопасному миропорядку. Он заявил: "Если бы ему довелось начать жизнь сначала, то лучшее, что он мог бы сделать для американского парода, это продемонстрировать невозможность обеспечения национальной безопасности с помощью военной силы или превосходствам вооружениях; национальная безопасность может быть достигнута только уничтожением самой войны". Президент США Д. Эйзенхауэр, уходя в отставку, в 1961 г. обязался посвятить себя "делу мира во всем мире".

Опасность ядерной войны и важность ее предотвращения неоднократно признавалась и СССР. И все же гонка вооружений продолжалась на протяжении всего периода "холодной войны""."

При разборе с учащимися вопроса о том, почему она продолжалась, важно обратить их внимание на следующие обстоятельства.

Сохранялось взаимное недоверие лидеров, и особенно генералитета СССР и США. Обе стороны полагали, что основной гарантией соблюдения мира выступает высочайший уровень собственной военной мощи. Опасения, что другая сторона вырвется вперед в гонке вооружений, побуждали форсировать создание новых, все более разрушительных и дорогостоящих систем оружия. К середине 1980-х гг. СССР и США пришли к абсурдному положению. Обмен ударами с использованием менее 1% ядерного арсенала сверхдержав вел к гибели не менее 2/3 11аселения СССР и США и уничтожению 3/4 их промышленного потенциала. Но и в этих условиях сохранялись опасения, что одна из сверхдержав создаст качественно новые системы оружия, обесценивающие арсенал другой стороны.

Осознание опасности ядерной войны не исключило из арсенала политиков угрозу применения ядерного оружия в кризисной ситуации. Во время Берлинского кризиса 1948 г. США перебросили в Европу 60 стратегических бомбардировщиков, носителей ядерного оружия В-29. Это было угрозой, хотя никаких ультиматумов Советскому Союзу США не предъявляли.

В годы войны в Корее в США открыто обсуждалась возможность применения ядерного оружия против КНР. Д. Эйзенхауэр утвердил план ударов по Корее и Маньчжурии в случае неблагоприятного для США хода военных действий. Возможность применения ядерного оружия рассматривалась и во время боев у крепости Дьенбенфу во Вьетнаме в 1954 г., когда Франции грозило поражение. То же самое было при угрозах со стороны КНР по адресу Тайваня в 1954 и 1958 гг. В 1956 г. впервые с угрозами применения ядерного оружия выступил СССР (Суэцкий кризис).

Примером косвенной угрозы ядерным оружием были Берлинские кризисы 1958 - 1959, 1961 гг., которые проходили в скрытой форме. После вступления ФРГ в НАТО в 1955 г., опасаясь, что Западной Германии будет передано ядерное оружие, СССР в ноябре 1958 г. объявил о намерении через 6 месяцев заключить сепаратный мирный договор с ГДР, который "аннулировал бы права оккупационных держав в Берлине". В декабре 1958 г. советской стороной было заявлено, что любая попытка силового проникновения в Берлин из ФРГ будет рассматриваться как агрессия. В ответ в январе 1959 г. войска США в Европе были приведены в повышенную боеготовность. Последовало заявление Эйзенхауэра о том, что неядерная война в Европе невозможна. Это была косвенная угроза применения ядерного оружия, если СССР попытается силовым путем решить проблему Берлина.

В июне 1961 г. Н.С. Хрущев вручил президенту США Дж. Кеннеди памятную записку, где предлагал в 6-месячный срок решить проблему "оккупационного режима" в Западном Берлине, вновь ссылаясь на возможность решения проблемы Берлина путем сепаратного договора с ГДР. Ответом США стало принятие новой доктрины применения ядерного оружия, названной доктриной "гибкого реагирования". Она предполагала, что в случае таких действий СССР США будут соизмерять ответ со степенью угрозы. Ответ может варьироваться от ограниченного, точечного применения ядерного орудия до удара по СССР и его союзникам всеми наличными силами (такой удар именовался "массированным возмездием").

В наиболее опасном, Карибском кризисе 1962 г., стратегические сил США, впервые за всю историю "холодной войны", получили приказ приведении в повышенную боеготовность, при этом он не был зашифрован.

Во время войны на Ближнем Востоке в 1973 г. СССР предложил США совместными силами принудить участников конфликта к прекращению огня, угрожая односторонними действиями. США ответили введением повышенной готовности части своих сил. Здесь присутствовал косвенный элемент взаимного устрашения. Элемент устрашения проявился и в заявлении Дж. Картера в связи с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. о том, что в случае, если возникнет угроза нефтедобывающим странам Персидского залива, США готовы противостоять ей. Предупреждением СССР стала и принятая в 1980 г. директива № 59 Дж. Картера о необходимости для США быть готовыми к ведению "затяжной" ядерной войны.

Следует привлечь внимание учащихся к тому, что в угрозах применения ядерного оружия присутствовал значительный элемент блефа. В то же время угрозы не были пустым сотрясением воздуха. Ни СССР, пи США не могли допустить сомнений в решимости применить ядерное оружие в кризисной ситуации. Недооценка серьезности ядерных угроз могла спровоцировать решение о реальном применении оружия массового поражения. При этом, чем большими становились ядерные арсеналы, чем шире распространялось осознание опасности ядерной войны, тем менее убедительными становились угрозы ее развязывания из-за относительно малозначимых целей. По этой причине, по мере роста запасов ядерного оружия, угрозы его применения становились все более редкими. В то же время была найдена новая форма его применения: для торга в переговорах по ограничению и сокращению стратегических вооружений.

В 1970 - 1980-е гг. возникла особая специализация среди дипломатов и военных, связанных с переговорным процессом.

С точки зрения интересов безопасности СССР и США, эти две сверхдержавы создали столь значительные запасы оружия массового поражения, что даже десятикратное их сокращение сохранило бы в их распоряжении потенциал, способный уничтожить все живое на Земле. Тем не менее, признав возможность и целесообразность сбалансированного сокращения своих арсеналов, сверхдержавы предпочли вступить в длительный и малопродуктивный переговорный процесс.

Создавались новые системы орудия для того, чтобы использовать их в качестве козыря па переговорах, добиться уступок от другой стороны. Разрабатывалась система "увязок", когда возможность достижения соглашений ставилась в зависимость от уступок в иных сферах- экономической, политической, идеологической. Переговоры использовались для получения пропагандистских преимуществ: каждая из сторон обвиняла другую в недостатке доброй воли, пренебрежении интересами выживания человечества. Отрабатывались типовые аргументы, с помощью которых переговорный процесс тормозился. СССР обычно отказывался от любых предложений, предполагавших инспекцию на его территории для контроля над выполнением соглашений. США использовали в качестве "дежурного" аргумент об опасности для мира "тяжелых" советских ракет, способных нести боеголовки большой мощности.

Объективно падающее значение военной составляющей советско-американского соперничества побуждало стороны к более интенсивному использованию невоенных средств противоборства. Это стало очевидным в годы разрядки. Идеологические, политические и экономические инструменты политики использовались США с возрастающей интенсивностью. В конечном счете победу в "холодной войне" странам Запада обеспечила не военная мощь, а проявленная ими способность создать более высокий уровень жизни для населения, гарантировать гражданам соблюдение личных прав и свобод, правовую защиту от любого произвола.

Заключение

Изучив все необходимые материалы по данной, мною были сделаны следующие выводы.

В 1969 году начался период разрядки, нового потепления международных отношений. Это потепление сказалось, прежде всего, на советско-американских отношениях. Сверхдержавам удалось достичь соглашения об ограничении гонки ракетно-ядерных вооружений. Они установили потолок для их наращивания, В 1975 году был подписан Заключительный акт Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он определил правила поведения европейских стран. Это способствовало ослаблению напряженности в Европе. Но региональные конфликты продолжались. В 1971 году началась очередная индо-пакистанская война. Индия вторглась в Восточный Пакистан и способствовала его отделению. Возникло новое государство - Бангладеш. В 1973 году арабские страны, пытаясь повторить успех Израиля в 1967 году, внезапно напали на него. Но после первых же успехов они оказались вновь на грани поражения и заключили с Израилем перемирие. Китай, как и опасалось советское руководство, добился нормализации своих отношений с Западом. Его отношения с СССР продолжали ухудшаться. Местом конфликта стал Индокитай. СССР поддерживал Вьетнам, а Китай - Камбоджу. Между Вьетнамом и Камбоджой начались столкновения. Вьетнам в 1979 году вторгся в Камбоджу и сверг прокитайское правительство. Китай в ответ нанес удар по Вьетнаму. Но советское руководство считало, что разрядка в целом укрепила положение СССР. Это опять подтолкнуло СССР к принятию решений, обостривших обстановку в мире.

1979 год стал рубежом в начале новой волны роста международной напряженности. Толчком к нему стало размещение новых советских ракет средней дальности в странах восточной Европы и вторжение советских войск в Афганистан. Страны Запада стали требовать вывода этих ракет, угрожая размещением в Западной Европе аналогичных ракет США. Когда СССР отказался выполнить это требование, американцы приступили к размещению новых ракет. Столь же резко отреагировало мировое сообщество на вторжение в Афганистан. Напряженность вновь возросла. В США в 1980 году на президентских выборах одержал победу Р.Рейган, требовавший ужесточения политики США в отношении СССР и перевооружения американской армии. В 1983 году он предложил программу "звездных войн" - создания космического противоракетного оружия. Все переговоры по ограничению вооружений были прерваны. Афганской войне не было видно конца. Экономика не выдерживала начавшейся гонки вооружений. Новое руководство СССР во главе с М.С.Горбачевым поначалу попыталось добиться ослабления напряженности и только. Но затем был провозглашен переход к "новому политическому мышлению". СССР стал отходить от традиционного курса внешней политики. СССР и США договорились об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 году советские войска были выведены из Афганистана. Началась нормализация отношений с Китаем. СССР не отказался от подавления мирных революций 1989 года в странах Восточной Европы. Оттуда стали выводиться советские войска. "Холодная война" клонилась к закату. Распад СССР в 1991 году означал, что она закончилась.

Список литературы

1. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история зарубежных стран XX век. – М.: Русское слово», 2006г.

2. Кредер А.А. Новейшая история ХХ век. – М.: Центр гуманитарного образования,2005 г.

3. Шубин А.В. Новейшая история зарубежных стран. – М.: Дрофа, 2006г.

4. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю., История зарубежных стран.-М.: Дрофа, 2008г.

5. Уткин А. «Мировая холодная война» - М.:«Эксмо» 2005г.

Холодная война, продлившаяся с 1946 до 1989 гг., не являлась обыкновенным военным противостоянием. Это была борьба идеологий, разных социальных систем. Сам термин «холодная война» появился в среде журналистов, но быстро стал популярен.

Причины

Вроде бы окончание ужасной и кровопролитной Второй мировой должно было привести к миру во всем мире, дружбе и единению всех народов. Но противоречия среди союзников и победителей только усилились.

Началась борьба за сферы влияния. И СССР, и страны Запада (во главе с США) стремились расширить «свои территории».

  • Западные были напуганы коммунистической идеологией. Они и представить себе не могли, чтобы частная собственность вдруг стала государственной.
  • Соединенные Штаты и СССР вовсю старались усилить влияние, поддерживая различные режимы (что порой приводило к локальным войнам по всему миру).

Прямого столкновения так и не произошло. Все боялись нажать «красную кнопку» и запустить ядерные боеголовки.

Основные события

Речь в Фултоне как первая «ласточка» войны

В марте 1946 г. премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обвинил Советский Союз. Черчилль заявил, что он занимается активной мировой экспансией, нарушает права и свободы. Тогда же британский премьер-министр призвал западные страны дать отпор СССР. Именно с этого момента историки отсчитывают начало «холодной войны».

Доктрина Трумэна и попытки «сдерживания»

Соединенные Штаты решили начать «сдерживание» Советского Союза после событий в Греции и Турции. СССР требовал от турецких властей территории для последующего размещения военной базы в Средиземном море. Это сразу же насторожило Запад. Доктрина американского президента Трумэна ознаменовала полное прекращение сотрудничества между былыми союзниками по антигитлеровской коалиции.

Создание военных блоков и разделение Германии

В 1949 году был создан военный союз ряда западных стран – НАТО. Спустя 6 лет (в 1955) Советский Союз и страны Восточной Европы объединились в Организацию Варшавского Договора.

Также в 1949 году на месте западной зоны оккупации Германии появилась Федеративная Республика Германия, а на месте восточной – Германская Демократическая Республика.

Гражданская война в Китае

Гражданская война в Китае 1946–1949 годов также была следствием идеологической борьбы 2-х систем. Китай после окончания Второй мировой войны также был разделен на 2 части. Северо-восток находился под властью Народно-освободительной армии Китая. Остальная часть подчинялась Чан Кайши (лидеру партии Гоминьдан). Когда мирные выборы не удались, разразилась война. Победителем оказалась Коммунистическая партия Китая.

Корейская война

Корея также в это время была расколота на 2 зоны оккупации под контролем СССР и США. Их ставленники — Ким Ир Сен на севере и Ли Сынман на юге Кореи. Каждый из них хотел захватить всю страну. Вспыхнула война (1950-1953), которая кроме огромных человеческих жертв ни к чему не привела. Границы Северной и Южной Кореи практически не изменились.

Берлинский кризис

Самые тяжелые годы Холодной войны – начало 60-ых. Именно тогда весь мир оказался на грани ядерной войны. В 1961 генсек СССР Хрущев потребовал от американского президента Кеннеди кардинально поменять статус Западного Берлина. Советский Союз настораживала активность там западных разведок, а также «утечка мозгов» на Запад. Военного столкновения не случилось, но Западный Берлин был окружен стеной – главным символом «холодной войны». Многие немецкие семьи оказались по разные стороны баррикад.

Кубинский кризис

Самый напряжённый конфликт Холодной войны – кризис на Кубе в 1962. СССР в ответ на просьбу лидеров кубинской революции дал согласие на размещение на острове Свободы ядерных ракет среднего радиуса действия.

В результате любой городок в США мог быть стерт с лица земли за 2-3 секунды. Такое «соседство» не понравилось Соединенным Штатам. Чуть не дошло до «красной ядерной кнопки». Но и тут сторонам удалось договориться мирно. Советский Союз не стал размещать ракеты, а США гарантировали Кубе невмешательство в их дела. Также из Турции были выведены американские ракеты.

Политика «разрядки»

Не всегда «холодная война» протекала в острой фазе. Порой напряженность сменялась «разрядкой». В такие периоды США и СССР заключили важнейшие договоренности по ограничению стратегических ядерных вооружений и ПРО. В 1975 было проведено Хельсинкское совещание 2-х стран, в космосе дан старт программе «Союз-Аполлон».

Новый виток напряженности

Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году привел к новому витку напряженности. Соединенные Штаты в 1980-1982 вели против Советского Союза комплекс экономических санкций. Началась установка очередных американских ракет в странах Европы. При Андропове прекратились все переговоры с Соединенными Штатами.

Кризис социалистических стран. Перестройка

К середине 80-х многие социалистические страны оказались на пороге кризиса. Помощи от СССР поступало все меньше. Потребности населения росли, люди стремились выехать на Запад, где обнаруживали для себя много нового. Сознание людей менялось. Они хотели перемен, жизни в более открытом и свободном обществе. Техническое отставание СССР от стран Запада все усиливалось.

  • Понимая это, генеральный секретарь СССР Горбачев пытался путем «перестройки» оживить экономику, дать народу больше «гласности» и перейти к «новому мышлению».
  • Компартии социалистического лагеря пытались осовременить идеологию, перейти к новой экономической политике.
  • Берлинская стена, которая была символом «холодной войны», пала. Произошло объединение Германии.
  • СССР начал выводить свои войска из стран Европы.
  • В 1991 году Организация Варшавского Договора была распущена.
  • СССР, не переживший глубокий экономический кризис, также распался.

Итоги

Историки спорят о том, стоит ли увязывать окончание Холодной войны и распад СССР. Все же завершение этого противостояния произошло еще в 1989 году, когда многие авторитарные режимы в Восточной Европе прекратили существование. Противоречия на идеологическом фронте были полностью сняты. Многие страны бывшего соцлагеря вошли в состав Евросоюза и Североатлантического Альянса


Введение

2.1 Позиция СССР

2.2 Позиция США

Заключение


Введение


"Холодная война" - геополитическое, экономическое и идеологическое противостояние между блоками стран во главе с СССР и США, определявшее ход международных отношений на протяжении почти всей второй половины XX века. В своем течении "холодная война" имела периоды разрядки и обострения, последним конфронтационным этапом стало время с конца 1970-х и до середины 1980-х годов. Именно в это время конфликтность отношений между сторонами достигла максимума и в значительной степени решила исход всего противостояния. Эти факторы подчеркивают актуальность данной темы в качестве темы курсовой работы, также как и тот факт, что дискуссии о значении "холодной войны" в целом и указанного периода в частности в истории международных отношений продолжаются. Помимо этого, актуальность подчеркивается положением о том, что события финальной стадии "холодной войны" сыграли во многом определяющее значение на характер современных международных отношений.

В качестве объекта исследования выступают отношения между СССР и США, в качестве предмета - обострение противостояния этих стран в конце 1970-х - первой половине 1980-х гг.

Для конкретизации исследуемого периода обозначаются следующие хронологические рамки: конец 1979 года (ввод советских войск в Афганистан) - начало 1985 года (приход к власти в СССР М.С. Горбачева).

Таким образом, в данной работе целью ставится обозначение влияния обострения "холодной войны" в конце 1970-х - начале 1980-х на международные отношения.

В соответствии с целью ставятся задачи:

выяснить причины обострения противостояния;

проанализировать позиции сверхдержав в этот период конфронтации;

обозначить точки столкновения держав.

америка советский гонка вооружение

Для проведения исследования используются такие методы, как сравнительный анализ и анализ документов.

Источники для написания работы представлены хрестоматиями по истории СССР и России , где даны документы, характеризующие внутреннюю и внешнюю политику страны, ее позиции по отношению к международным процессам в изучаемый период времени; сборник документов под редакцией А. Богатурова дает информацию не только по СССР, но и по другим странам, в том числе США, а также предоставляет тексты основных международных соглашений. Аналитика по данной проблематике представлена трудами А. Уткина, Л. Млечина, А. Шубина, А. Яковлева и М. Калашникова . Несмотря на то, что все работы посвящены одной теме, точки зрения авторов значительно отличаются. Так, например, Л. Млечин и А. Уткин считают "холодную войну" - крупнейшей в истории ошибкой и катастрофой, тогда как А. Шубин, А. Яковлев и М. Калашников (наиболее радикальный из всех авторов) рассматривают ее как политику, направленную на разрушение советской государственности. Стоит отметить, что все аналитические труды богаты фактическим материалом. Однако, несмотря на такую разработанность темы, указанные работы не рассматривают влияния событий этого периода на международные отношения, сосредоточившись, в основном, на двусторонних и внутренних вопросах.

Также для работы используются справочники по военной истории , и данные со специализированного сайта "Холодная война - великое противостояние сверхдержав" ; эти источники предоставляют фактическую информацию по конкретным вопросам. Кроме того, в качестве справочного материала, используются информационные и биографические Интернет-сайты .

1. Причины обострения противостояния СССР и США


На пути выяснения влияния финальной стадии "холодной войны" на международные отношения обозначенного периода первой необходимой задачей является выяснения причин обострения конфронтации, что поможет более глубоко понять дальнейший ход событий.

Как указывалось выше, началом обострения противостояния двух сверхдержав считается 1979 г., с момента введения частей советской армии в Демократическую Республику Афганистан . Однако, это, безусловно, важное событие объективно не могло являться единственной причиной усиления конфронтации, особенно с учетом происходившей после Карибского кризиса 1962 г. так называемой "разрядки международной напряженности" . Как известно, "разрядка" помогла улучшить советско-американские отношения, привела к достижению сторонами ряда важных договоренностей: Соглашению между СССР и США о предотвращении ядерной войны , совместному подписанию "Заключительного акта" СБСЕ и договора ОСВ-2 . Однако, несмотря на все эти положительные события в развитии двусторонних отношений, нового всплеска враждебности избежать не удалось, следовательно, для его начала должны были иметься сложные, комплексные причины, а также противоречия, которые не смогла преодолеть политика "разрядки". Аргументируя бессилие "разрядки" прекратить противостояние, можно вспомнить такие примеры, как разное восприятие сторонами "Заключительного акта" (СССР воспринял его как гарантии целостности своих границ, Запад - как серьезное продвижение на пути укрепления прав человека) или же так и не произошедшую ратификацию ОСВ-2.

Итак, причины не могли возникнуть сиюминутно, они были следствием прошлых действий и ошибок сверхдержав, сохранением взаимных претензий и стереотипов в военно-политическом и других измерениях.

1.1 Расширение советской сферы влияния


Политика "разрядки" в значительной мере помогла ослабить напряженность противостояния СССР и США в Европе; руководства сторон несколько смягчили свои позиции по отношению друг к другу , однако события на периферии, в так называемом "третьем мире", внесли кардинальные перемены в складывавшийся порядок.

С 1961 в португальской колонии Анголе началась изначально имевшая национально-освободительный характер война; однако повстанческие силы достаточно быстро разделились на враждебные группировки и уже повели борьбу между собой за власть после отделения от португальской империи . Эта борьба крайне обострилась после получения страной независимости в 1975 году; сложилась ситуация, в которой поддерживаемые Западом правые организации - УНИТА, ФНЛА и ФЛЕК объединились для борьбы с левой МПЛА. Советский Союз, видя перспективу получения нового союзника в Африке и, как следствие, усиления своего влияния в регионе, совместно с Кубой активно начал оказывать помощь МПЛА. За короткое время СССР поставил в Анголу множество единиц боевой техники, отправлял военных советников, Куба же высадила в Анголе значительный контингент войск. Все это способствовало укреплению просоветского режима в Луанде и позволило СССР заполучить нового союзника в традиционной для западных стран сфере влияния; кроме Анголы, другим осколком португальской колониальной империи, вставшим на сторону Советского Союза, стал Мозамбик, также получавший значительную помощь.

Другим событием, подорвавшим статус-кво в Африке, стала революция в Эфиопии, случившаяся в 1974 году и приведшая к власти нацеленных на построение социализма лидеров. И в этом случае СССР взял курс на поддержку нового режима. Не отказался от помощи в адрес Эфиопии Советский Союз и в случае, когда пришлось делать выбор: в 1977 году началась эфиопо-сомалийская война из-за провинции Огаден; к моменту ее начала Сомали также являлось достаточно важным партнером СССР в регионе, однако последний склонился принять сторону Эфиопии. Отношения с Сомали были порваны, однако укрепилось советско-эфиопское сотрудничество. Эфиопия, во многом благодаря советской и кубинской помощи, одержала победу над Сомали, в обмен на это СССР получил опорные пункты для своих военно-морских сил в Красном море, которое занимало стратегически важное положение в военных и торговых путях западных стран.

Таким образом, Советский Союз за достаточно краткий промежуток времени получил в Африке ряд союзных государств, значительно расширил сферу влияния, что сразу же вызвало негативную реакцию Запада и, в первую очередь, США.


1.2 Военно-политические изменения


Так, американское правительство неофициально поддерживало прокитайский режим Пол Пота в Камбодже в его войне с просоветским Вьетнамом, также были совершены попытки США наладить отношения с КНР. Эти действия в итоге провалились, однако само их наличие говорит о попытках компенсировать полученные СССР в Африке сферы влияния.

Другим важным "периферийным" событием, повлиявшим на дальнейший ход международных отношений, стала исламская революция в Иране в 1978-1979 гг. По мнению президента США Дж. Картера Иран был "островком стабильности в неспокойном регионе" , важным опорным пунктом Америки для проецирования своей мощи и влияния; после революции же Иран вышел на откровенно антиамериканские позиции, впрочем, и на антисоветские. Потеря Соединенными Штатами важного и, по сути, единственного (не считая аравийские государства) союзника в регионе стала серьезным ударом по их престижу и потенциалу в рамках "холодной войны", что также побудило перейти американскую администрацию на более жесткие и подозрительные позиции по отношению к СССР.

Говоря об американской администрации, нельзя обойти стороной ее роль в эскалации конфликта. Президенты Джеральд Форд и Джимми Картер последовательно отходили от сложившейся к началу 70-х гг. тенденции - сокращению американского военного бюджета, и, напротив активно занялись наращиванием мощи. На вооружение в срочном порядке ставились новейшие ракетно-ядерные системы, принимались долгосрочные планы по увеличению атомного подводного флота, переоснащались бомбардировщики, несущие стратегические бомбы; было даже проведено увеличение количества сухопутных сил, в том числе - в Европе . Кроме этого, были пересмотрены доктрины возможного ведения боевых действий: при Форде произошло перенацеливание баллистических ракет с гражданских на военные и промышленные объекты, что в СССР было воспринято как подготовка США к нанесению первого удара; администрация Картера пошла дальше и увеличила число целей на территории СССР и стран ОВД с 25 до 40 тысяч, попутно увеличивая военный бюджет. Естественно, такие действия не способствовали к укреплению мирных отношений между сверхдержавами, а, напротив, сводили на нет результаты "разрядки".

На этом фоне начавшееся в 1977 году по распоряжению Л.И. Брежнева переоснащение Советским Союзом своих ракетных войск на западе страны системами РСД-10 "Пионер" (СС-20 по натовской классификации) произвело огромный эффект . Европейские страны рассудили появление этих ракет средней дальности как непосредственную угрозу для их территории, США - для своих военных объектов в Европе. Справедливо будет заметить, что эти действия советского руководства окончательно усугубили сложившуюся ситуацию и привели к принятию так называемого "двойного решения НАТО" 12 декабря 1979 года . Согласно этому решению, на территории Европы планировалось разместить крылатые ракеты "Томагавк", а ракеты средней дальности "Першинг" заменить на модернизированные "Першинг-2".

Такой поворот событий отрицательно сказался на положении СССР: он, стремившийся обезопасить свою территорию ракетами "Пионер", оказывался под ударом "Першингов", подлетное время которых к Москве было в несколько раз меньше, чем советских баллистических ракет к Вашингтону. В этой ситуации советское военное начальство пришло к убеждению о готовящейся американцами войне и приняло соответствующие решения: разместить дополнительные ракеты на территории ГДР и Чехословакии, а также выдвинуть стратегические подводные лодки максимально близко к берегам США . Гонка вооружений возобновилась в широчайшем масштабе.


1.3 Афганистан и идеологические противоречия


Наконец, решающим событием, окончательно вернувшим советско-американские отношения к конфронтации, стал уже упоминавшийся выше ввод советских войск в Афганистан 27 декабря 1979 года. Советское правительство, рассматривавшее эту акцию как оказание помощи дружественному режиму, не учло всех последствий: в США интервенция в Афганистан была воспринята как создание плацдарма для последующей оккупации стран Персидского залива, что привело бы к колоссальному энергодефициту и краху западных экономик. Практически сразу после начала советской операции президент Картер выдвинул новую доктрину, в которой была четко обозначена позиция правительства США: "…попытка внешней силы овладеть контролем над Персидским заливом будет рассматриваться как посягательство на жизненно важные интересы Соединенных Штатов Америки, и такое нападение будет отражено всеми необходимыми средствами, включая военную силу" . Кроме этого, на СССР были наложены экономические санкции, объявлено эмбарго на торговлю различными товарами, в том числе - высокотехнологичной продукцией.

Наряду с указанными геополитическими противоречиями продолжали существовать и идеологические конфликты. Так, например, военная помощь странам Африки и Афганистану в СССР расценивалась как поддержка дружественных режимов с целью построения в этих странах социализма; таким путем претворялись в жизнь идеи социалистического интернационализма. На Западе же любое оказание помощи Советским Союзом стране "третьего мира" воспринималось как коммунистическая экспансия и стремление стать мировым гегемоном; все это отражалось на общественном мнении, которое складывалось не в пользу СССР. Также существенное идеологическое противоречие наблюдалось в области прав человека: западные политики обвиняли советское руководство в ущемлении свобод граждан, вводили санкции на торговлю с Советским Союзом и его союзниками, для отмены которых требовались послабления от советского руководства в гуманитарных вопросах . Права человека, таким образом, стали предметом политического шантажа. В целом можно сказать, что идеологические противоречия не являлись основными, но и не способствовали взаимному улучшению отношений и добавляли напряженности в двусторонние отношения.

Подводя итоги раздела, можно вывести основные причины обострения "холодной войны" в конце 1970-х гг. В первую очередь такой причиной является рост военного и геополитического могущества СССР, расширение его сферы влияния и одновременное сокращение сферы влияния США, что нарушало устоявшийся стратегический баланс сил в мире. В стремлении защитить собственные интересы обе сверхдержавы наращивали уровень вооружений, выводили новые доктрины и тем самым продолжали нагнетать обстановку; любой локальный конфликт сразу же стал принимать форму двустороннего противостояния. Наконец, идеологические противоречия в области взглядов на развитие стран "третьего мира" и прав человека усугубляли и без того сложные отношения СССР и США. Под влиянием конфронтации двух ведущих держав международные отношения в мире становились все более напряженными.

2. Позиции сверхдержав в период обострения конфронтации


Новые условия в двусторонних отношениях вынудили стороны приспосабливаться к текущей ситуации и строить новые или дорабатывать старые стратегические доктрины, которые выражали позиции государств в период обострения конфронтации.


2.1 Позиция СССР


В годы обострения конфронтации Советский Союз в своей внешнеполитической деятельности фактически продолжал использовать ряд принципов, которые сформировались еще в конце 1960-х гг. и на Западе получили название "Доктрина Брежнева" ; и хотя эти принципы не были официально закреплены в каком-либо документе или акте, они являлись столпами советской дипломатии.

Первым из них был принцип продолжения борьбы с империалистическими странами, но борьба эта должна была иметь мирный характер, главным оружием СССР в ней должны были быть экономика и идеология, а военная мощь должна была быть гарантом безопасности и баланса сил в мире. При этом, провозглашалась необходимость постепенного взаимного с Западом разоружения и отхода от гонки вооружений; однако, в случае, если западные страны не пойдут по пути разоружения, то предусматривалась возможность симметричного роста советской военной мощи (этим пунктом и объяснялось размещение дополнительных вооружений в Центральной Европе).

Другим важным аспектом внешней политики было сохранение союзнических отношений со странами социалистического лагеря и вовлечение в орбиту своего влияния стран "третьего мира", во избежание их перехода в стан противника. Это положение претворялось в жизнь политикой "социалистического интернационализма", с помощью которой Советский Союз оправдывал свою военную и экономическую помощь государствам в разных частях света, а также вмешательство во внутренние дела стран-участниц ОВД, которое было направлено на сохранение имевшихся в странах Центральной и Восточной Европы просоветских режимов.

Внешняя политика также руководствовалась принципом целостности и нерушимости границ СССР, а также о неприемлемости какой-либо державы (в первую очередь, США) вести диалог с Советским Союзом с позиций силы. Сотрудничество, таким образом, должно было осуществляться на равных правах и принципах паритета, одинакового уровня безопасности.

В рамках этих общих положений советское руководство отвечало и на претензии Запада после начала советской операции в Афганистане и общего обострения отношений. В частности, Л. Брежнев в беседе с корреспондентом газеты "Правда" подчеркивал мирные устремления СССР и обвинял США в крахе "разрядки", а также утверждал, в противовес американским заявлениям, что ввод войск в ДРА - исключительно гуманитарная мера, принятая по просьбе правительства Афганистана и во имя установления мира в этой стране и ни в коем случае не направленная на экспансию в регионе. При этом сами Соединенные Штаты, по заявлению Брежнева, лишь способствовали усугублению кризиса, оказывая помощь афганским повстанцам.

Итак, можно заключить, что в рамках обострения "холодной войны" в 1979 году Советский Союз не принимал каких-либо специальных военно-политических доктрин, а продолжал пользоваться устоявшимися принципами и твердо отрицал любые обвинения Запада в гегемонистских устремлениях. Продолжение старой линии внешней политики можно объяснить, скорее всего, достаточно возрастным кадровым составом высших органов власти, привыкших руководствоваться в своих действиях проверенными методами и с трудом приспосабливавшихся к постоянно меняющимся условиям.

2.2 Позиция США


Выше уже говорилось о "Доктрине Картера" и ее положениях относительно отношений с СССР. С приходом же в 1981 году в США к власти республиканцев во главе с Р. Рейганом позиции Америки стали еще более радикальными и агрессивными .

В первую очередь, стоит отметить настрой новой администрации по отношению к Советскому Союзу - Рейган со своей командой во всеуслышание поставил целью изменение политической системы в СССР и победу в геополитическом противостоянии. Это показательное заявление, которое являлось прелюдией к оформлению целого ряда мер и принципов, использовавшихся Рейганом для ведения "холодной войны".

Важными в этом ряду представляются мероприятия, которые Рейган считал необходимыми для проведения внутри страны: во-первых, мощная психологическая обработка населения, во-вторых, реформирование экономики США (т. н. "рейганомика"). Пропаганда была направлена на усугубление образа врага в лице СССР в сознании рядовых американцев и европейцев и создание иллюзии стратегического отставания Соединенных Штатов, что в совокупности подтолкнуло население поддерживать республиканскую администрацию; целью же "рейганомики" было высвобождение дополнительных средств для интенсификации гонки вооружений.

Именно вовлечение Советского Союза в новую гонку вооружений представлялось американским правительством как главное средство борьбы; при этом, в новой гонке США должны были делать ставку на новые технологии, во многих отраслях которых они имели опережение по отношению к СССР. Такие действия должны были быть направлены на ликвидацию стратегического паритета и получения преимуществ Соединенными Штатами в случае ядерной войны; на этой почве даже была утверждена концепция "обезглавливания", т.е. нанесение США первыми атомного удара с целью уничтожения советского военного и политического руководства . Такое "обезглавливание", по сути, оправдывало гипотетическое начало Соединенными Штатами глобальной войны и демонстрировало их намерения одержать победу в таком случае.

Другим важным методом ведения "холодной войны", призванным ослабить Советский Союз, рейгановская администрация выбирала способ экономического давления. Первостепенным в нем было ограничение получения СССР новых технологий, в особенности тех, которые касались добычи углеводородного топлива; для американских правящих кругов это было особенно актуально в связи со строительством в Советском Союзе совместно с европейцами трубопровода "Уренгой - Западная Европа". Его открытие означало бы новый приток средств в СССР, поэтому Рейган считал необходимым как можно сильнее препятствовать введению в эксплуатацию этой углеводородной артерии. Объявлялась также вполне приемлемой практика технологической дезинформации и даже поставок бракованных запчастей для промышленной продукции. Экономическое давление могло проявляться и запретом на продажу другой продукции, такой, как зерно или ширпотреб.

Кроме всего этого, Рейган и его команда твердо ставили целью вести диалог с СССР с позиций силы, отойти от устоявшихся принципов равенства сверхдержав в международных отношениях и поставить Советский Союз в подчиненное положение, переговоры превращать в арену конфронтации, способную ударять по престижу СССР. Для укрепления этой позиции США объявляли необходимостью усилить свое влияние на союзников, сделать их верными последователями антисоветской политики, выступать единым фронтом против любого проявления "советской угрозы", заставив их твердо следовать решениям Вашингтона.

Касательно стран "третьего мира" выдвигалась идея содействия всем антикоммунистическим и прозападным силам, оказание им всевозможной экономической и военной поддержки, в том числе и тем, которые были на территории сферы влияния СССР. Важным считалось добиться союзнических отношений со странами - поставщиками сырья, что обеспечивало бы США высокий уровень энергобезопасности и давало бы возможность влиять на нефтяные цены. Также целью было сблизиться с Китаем (при сохранении отношений с Японией и Тайванем), попытаться усилить в нем рыночные тенденции и совместно оказывать давление на СССР на Дальнем Востоке.

Таковой была позиция США в сложившихся обстоятельствах; вполне ясна ее твердая антисоветская направленность, комплексность мер и стремление любой ценой (даже посредством превентивной войны) одержать победу в противостоянии.

Сравнив позиции двух главных действующих акторов "холодной войны", можно сделать выводы о совершенно разной направленности их политических доктрин: в СССР это было сохранение статус-кво в стратегическом плане с одновременным удержанием и расширением сферы влияния, в США - агрессивный курс на достижение преимущества над соперником и даже его возможная ликвидация, для чего были мобилизованы все имевшиеся у Вашингтона рычаги воздействия. Можно заключить, что влияние американской программы на международные отношения было более высоким, так как предусматривало активные наступательные действия по целому ряду пунктов и вовлекало в политическую игру самые разнообразные силы; советская же стратегия оставалась достаточно ограниченной и не предусматривавшей как гибких решений для противостояния противнику, так и возможной победы в противостоянии. Возможно, такой несколько пораженческий взгляд советских руководителей на конфронтацию уменьшил шансы СССР отразить наступление администрации Рейгана.

3. Точки столкновения сверхдержав


Противостояние СССР и США во время финальной стадии "холодной войны", как и в предыдущие периоды, имело яркие проявления на различных уровнях международной политики. Наиболее показательными из этих проявлений в данном временном отрезке можно считать обострение гонки вооружений и связанные с ней события и противоречия сверхдержав в региональных и локальных кризисах.


3.1 Новый этап гонки вооружений


Как уже упоминалось в предыдущих разделах, обе стороны к концу 70-х гг. значительно нарастили свои военные потенциалы и ставили ставку на их дальнейшее наращивание; в особенности это касалось США, начавших всерьез рассматривать возможность нанесения первого удара без возмездия со стороны СССР.

Администрация Р. Рейгана, высвободив экономическими реформами новые средства, начала беспрецедентное широкомасштабное военное строительство и модернизацию вооруженных сил США, внедрение новых систем вооружения и методов ведения боевых действий.

Наблюдался колоссальный рост военных расходов , ежегодно их доля в бюджете страны неуклонно увеличивалась. Главное внимание Вашингтона уделялось развитию стратегических сил, которые бы могли обеспечить полное превосходство над аналогичными силами СССР.

В соответствии с этой стратегией в первую очередь произошла смена поколений баллистических ракет войск США; в строй были введены ракеты МХ с разделяющимися на 10 частей боеголовками и ракеты с единым боевым блоком "Минитмен". За счет разделяющейся боевой части был достигнут значительный прирост количества ядерных снарядов. Происходило и наращивание стратегических сил военно-морского флота: в дополнение к имевшимся подводным лодкам типа "Поларис" были построены 12 субмарин "Трайдент", каждая из которых несла 336 (!) атомных боезарядов; при этом, за счет использования новейших достижений в оптике и электронике была достигнута точность поражения цели до 50 метров при дальности в 11 тысяч километров. Была проведена широчайшая модернизация военно-воздушных сил, были созданы и введены в строй совершенно новые на тот момент бомбардировщики "Стелс". К стандартным стратегическим средствам были добавлены тысячи высокоточных и малозаметных для радаров крылатых ракет, которые, в совокупности с не менее точными и намного более мощными атомными ракетами "Першинг-2" должны были встать на боевое дежурство в Европе.

В области обычных вооружений также произошли гигантские изменения: была значительно увеличена численность сухопутных войск (почти на 200 тысяч человек), в строй вступили армады танков "Абрамс" (около 7000 единиц), новые истребители-перехватчики (примерно 8000 единиц), множество новых кораблей ВМФ, в том числе атомные субмарины и авианосцы.

Венцом военной программы администрации республиканцев стала так называемая Стратегическая оборонная инициатива, или СОИ . Суть этой программы заключалась в строительстве на околоземной орбите ряда станций и спутников, оснащенных системами слежения и лазерными установками; такая система должна была бы полностью защитить США от баллистических ракет, уничтожая их на подлете, и обеспечила бы возможность нанесения первого удара Соединенными Штатами. И хотя многие современные исследователи считают эту программу до сих пор маловероятной и использовавшейся в качестве психологического оружия , она имела достаточно серьезные последствия: в Москве это вызвало серьезные опасения оказаться без возможности нанесения ответного удара. Такое опасение, в свою очередь, заставило Советский Союз искать симметричные ответы на СОИ и тратить огромные средства еще и на эту статью оборонных расходов; собственно, это и было, скорее всего, целью американской программы, направленной на истощение советской экономики в высокотехнологичной гонке вооружений.

Наращивание американской военной мощи сопровождалось ведением "экономической войны" против СССР. Описанная выше концепция экономического давления была осуществлена на практике: специальные директивы запрещали передачу Советскому Союзу стратегического оборудования и технологий, осуществлялась продажа "промышленной дезинформации", усилилось давление на европейских союзников с целью их присоединения к экономической блокаде . Банкиров убеждали не давать СССР кредитов с малыми процентами, или же вообще прекратить выдачу займов.

Однако даже в таких сложных условиях Советский Союз стремился поддерживать стратегическое равенство. На вооружение принимались новейшие ракетные системы различной дальности, совершенствовалась авиация, строились подлодки типа "Тайфун" (аналогичные по классу лодкам "Трайдент"), наращивалась мощь и без того огромных сухопутных сил. Шла напряженная работа и по вопросам, связанным с созданием оружия против СОИ. В 1984 году было произведено размещение ракет средней дальности "Темп-С" в ГДР и Чехословакии. Но такое масштабное строительство в области вооружений, на фоне все расширявшейся помощи союзным режимам, санкций, наложенных западными странами, и упавшего экспорта нефти, стало тяжким испытанием для советской экономики. Военные затраты требовали все больших финансовых ресурсов, запас которых в стране неуклонно сокращался; при этом вливаниями обделялись гражданские отрасли экономики, что усугубляло технологическое отставание промышленности и негативно сказывалось на уровне жизни населения. Таким образом, происходило то, к чему стремилась администрация Рейгана - гонка вооружений все сильнее и сильнее ослабляла Советский Союз, истощала его ресурсы, и, соответственно, его геополитические позиции и уменьшала шансы на победу в противостоянии.

Кроме принятия новых видов вооружения и совершенствования старых происходила постоянная демонстрация силы с обеих сторон, выражавшаяся в проведении масштабных военных учений на границе между блоками. Так, после того, как 1 сентября 1983 года советскими ПВО был сбит южнокорейский пассажирский "Боинг", незаконно вошедший в воздушное пространство СССР (этот момент считается апогеем периода конфронтации), в октябре-ноябре войсками стран НАТО были проведены маневры, отрабатывавшие действия армии в случае войны с Советским Союзом. В ответ проводились с не меньшим размахом учения ОВД, призванные показать готовность "достойно встретить" противника. Такие устрашающие акции стали одним из элементов ведения психологической войны и держали стороны в постоянном напряжении.

Однако, при всем масштабе происходившей гонки вооружений, не стоит забывать и о попытках снять напряженность. Такие попытки совершались Советским Союзом, реально опасавшемся начала американцами ядерной войны и заинтересованного в ослаблении нажима на собственную экономику. Ю. Андропов, придя к власти, провел свое так называемое "мирное наступление" - он предлагал вывести все советские и американские ракеты средней дальности из Европы, а также предлагал компромиссы по региональным конфликтам. Но Вашингтон этих предложений не принял, сославшись на их неискренность, и дальше повел курс на ужесточение политики по отношению к СССР; показательно, что вскоре после оглашения мирных инициатив советского руководства, Р. Рейган назвал Советский Союз "империей зла" . Попытки прекратить гонку вооружений договорным путем провалились.

Можно заключить, что гонка вооружений являлась наиболее ярким проявлением нового периода конфронтации; в то же время, она имела целью не только достижение стратегического преимущества одной стороны над другой, но и, со стороны США, должна была стать важной ступенью на пути полной ликвидации соперника. Как показали дальнейшие события, гонка вооружений и сопутствовавшие ей экономические столкновения действительно негативно отразилась на положении СССР и ускорили процесс его ослабления и последующего распада. При этом гонка вооружений стала тяжким испытанием для экономик обеих сверхдержав, в начале 1980-х находившихся в достаточно кризисных состояниях, однако из-за громоздкости и неэффективности, а также обозначившейся технологической отсталости Советский Союз пострадал значительно больше; это отразилось на всех сферах, начиная от общеэкономических показателях и заканчивая дефицитом потребительских товаров. США же, проведя масштабные реформы, сумели значительно увеличить свою военную мощь, которая, будучи созданной в конце 70-х - 80-х гг., до сих пор позволяет им навязывать собственные интересы по всему земному шару.


3.2 Локальные и региональные кризисы


Как говорилось выше, период обострения конфронтации характеризовался не только гонкой вооружений, экономическим и политическим соперничеством, но и рядом противостояний, связанных с конфликтами в зонах влияния стран. Такими кризисами были события в Афганистане, Польше и в Центральной Америке.

Введя войска в Афганистан, советские руководители надеялись провести быструю победоносную войну и укрепить в стране просоветский режим. Однако война начала затягиваться, Советский Союз терял жизни людей и огромные экономические ресурсы. Ведение войны с партизанскими отрядами в горных условиях стало тяжелой задачей для обученной для тотальных наступлений на запад Советской Армии. Войсковыми операциями удавалось уничтожать базы повстанцев, однако вскоре они вновь появлялись в тех же местах. Моджахеды опирались на лагеря в Пакистане, где они могли получить подкрепления и с новыми силами вступить в бой с советскими и правительственными войсками.

Именно Пакистан и стал основным пунктом поддержки партизанского движения в Афганистане. Вскоре после начала боевых действий, правители Саудовской Аравии, испугавшись возможности советского вторжения, начали оказывать активную военную и финансовую помощь моджахедам. В этих устремлениях их поддержало американское правительство, видевшее в Афганской войне не только угрозу своим интересам, но и возможность ослабить Советский Союз; кроме того, помощь повстанцам оказывала КНР. СССР попытался достичь договоренностей с Пакистаном об отказе им от поддержки антиправительственных войск, но Пакистан, находившийся под влиянием Запада, не пошел на соглашение. Тем временем в руки моджахедов поступало оплаченное западными странами оружие, включая зенитно-ракетные и артиллерийские системы; тысячи тонн военных грузов поступали в Афганистан через пакистанскую территорию; американской разведкой проводилась оперативная передача спутниковых снимков, отображавших положение советских войск, моджахедам . Используя поток военной помощи, партизаны оказывали упорное сопротивление советским войскам.

Администрация Рейгана, видя преимущества этой ситуации для себя, активно стимулировала поддержку моджахедов, а также строила планы проведения диверсионных операций в Средней Азии с возможным переносом боевых действий туда. Все это, в совокупности с международным давлением и начавшимся ростом внутреннего недовольства войной, сыграло значительную роль в том, что Советский Союз окончательно увяз в трясине гражданской войны в Афганистане. Она оказывала дополнительное давление на советскую экономику, требовала отвлечения огромных ресурсов и влияла на падение международного престижа СССР.

Другим кризисом в советской зоне влияния стала ситуация в Польше. В начале 1980-х гг. там разразился правительственный кризис, связанный с борьбой за власть в высших эшелонах, и кризис экономический, обусловленный общим спадом в экономике в 70-ые гг. Польше, получившей множество западных кредитов, предстояло теперь возвращать их, однако средств для этого в распоряжении польского правительства не имелось. Тогда, чтобы избежать дефолта в стране социалистического содружества, оплачивать долги Варшавы начала Москва. Это обеспечивало дополнительную нагрузку на советскую экономику, что в свете конфронтации было выгодно США. Крепло также недовольство населения падением уровня жизни, а также ограничением политических свобод. Стали происходить стачки рабочих, митинги, выступления; к осени 1980 года было создано объединение "Солидарность", направленное, по сути, на разрушение социалистического порядка в стране. Осложняло ситуацию избрание Папой Римским Иоанном Павлом II поляка Кароля Войтылу. Ситуация в Польше становилась все более критической, в декабре 1981 г. было введено военное положение; в Москве рассматривалась возможность ввода советских войск на территорию Польши . В таких условиях, достигнув договоренности с Иоанном Павлом II, американские правящие круги смогли наладить по неофициальным каналам поддержку "Солидарности" и другим оппозиционным движениям ; кроме этого, США и их союзники демонстративно начали поставку в Польшу гуманитарной помощи. В итоге польский кризис все-таки разрешился мирно, правительство нашло компромиссы с "Солидарностью", но авторитет СССР был окончательно подорван, большинство населения не только Польши, но и других стран Восточной и Центральной Европы стало крайне негативно относиться к социалистическому строю и ориентироваться на Запад; ширились различные либеральные движения, для борьбы с которыми СССР и союзным ему режимам приходилось расходовать значительные средства.

Еще один кризис данного временного периода - Центральноамериканский. Его начало можно считать конец 1970-х гг., когда в Никарагуа началась борьба населения с диктатором Сомосой, который пользовался поддержкой США. К 1979 году в стране одержали победу левые силы, создавшие новое правительство и взявшие курс на строительство социализма. Вскоре в Никарагуа появились антиправительственные правые движения, вскоре начавшие получать поддержку американцев. В свою очередь правительство во главе с Д. Ортегой стало получать помощь от СССР и Кубы. Гражданская война, развязанная, по сути, усилиями Белого Дома, опасавшегося появления нового просоветского государства в Карибском бассейне, дала Советскому Союзу некоторую возможность отыграться за обвинения в агрессии в адрес Афганистана.

Затем, в октябре 1983 года, американская армия, вопреки нормам международного права, совершила вторжению на Гренаду. Ими было свергнуто пришедшее к власти законным путем левое правительство; причиной агрессии была объявлена борьба с радикальными силами, которые, придя к власти, захотят совместно с Кубой "распространить свой режим на соседей по карибскому морю" . Однако на практике возможность кубинской экспансии была не очень высокой, поэтому действия США, скорее всего, были направлены на запугивание СССР с целью демонстрации готовности Вашингтона идти на решительные действия в случае продолжения советского финансирования центральноамериканских левых движений.

Кризисы в Центральной Америки настроили многие группы населения против США; однако, благодаря жестким действиям американского правительства, революционные движения не получили широкого размаха, на который рассчитывал СССР, оказывая помощь странам региона. Напротив, оказание поддержки новым союзникам требовало все больше расходов столь необходимых Советскому Союзу средств для модернизации экономики. Действия США вызвали осуждение со стороны европейского общественного мнения, однако страх перед СССР в рядах западных обывателей оставался значительно сильнее.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные точки столкновения сверхдержав, которыми являлись гонка вооружений и региональные кризисы, способствовали поддержанию общей напряженности в международных отношениях этого времени; СССР и США не упускали возможностей добиться стратегического преимущества в той или иной области. Компромиссы по основным проблемам так и не были найдены, конфронтация продолжала поглощать ресурсы обеих сторон, попутно негативно отражаясь на мировой экономике, торговле, науке и других отраслях. Наиболее негативно все эти аспекты сказались на положении Советского Союза и социалистического лагеря в целом; уровень жизни падал, росло недовольство населения, технологическая отсталость, отсталость в уровне жизни. Не выдержав бешеного темпа конфронтации, СССР терял влияние и геополитические позиции; надрыв экономики привел к отходу от курса конфронтации и общему ослаблению страны; с приходом к власти в марте 1985 года М.С. Горбачева напряженность постепенно начала спадать, однако это уже не смогло спасти Советский Союз от вскоре последовавшего распада.

Заключение


В ходе проведения исследования было выяснено, что причинами обострения глобального противостояния СССР и США стало, во-первых, расширение сферы влияния Советского Союза и ослабление позиций Соединенных Штатов, что нарушило сложившийся к началу 1970-х гг. баланс сил в мире; во-вторых, свою роль сыграли противоречия двух ведущих стран касательно вопросов прав человека и развития стран "третьего мира". Все это в совокупности с приходом к власти в США более радикальных политиков привело к началу новой конфронтации, усилило напряженность в сфере международных отношений.

Сравнительный анализ позиций сверхдержав относительно вопросов международных отношений позволил сделать вывод о более агрессивном настрое американской стороны, стремившейся любой ценой одержать победу в противостоянии; советская же сторона придерживалась концепции сохранения статус-кво, расширяя при этом собственную сферу влияния. Именно такая позиция США во многом определила крайнее обострение отношений с СССР не только по линии "Советский Союз - Запад", но и по многим другим направлениям мировой политики.

Наконец, анализ "гонки вооружений" и конфликтов, участниками которых являлись прямо или косвенно обе сверхдержавы, привел к определенным заключениям: "гонка вооружений" была мощным экономическим оружием, ускорившим процесс распада СССР; конфликты этого времени же по большей части происходили так или иначе под контролем одной из противоборствующих сторон и имели целью достижение стратегического преимущества в каком-либо аспекте. Любое событие в международных отношениях рассматривалось в контексте противостояния СССР и США, что усиливало атмосферу недоверия в тот период времени.

Итак, в заключении становится ясно об огромном влиянии периода "холодной войны" с конца 70-х и до середины 80-х гг. на всю систему международных отношений. Жесткая позиция сторон (в первую очередь, американской), постоянное ожидание начала атомной войны, непрекращающиеся периферийные столкновения сделали невозможным компромисс сверхдержав, усилили противоборство по всем направлениям. Нарушение экономических, торговых, технических и научных связей Запада с социалистическим лагерем ускорило процесс распада последнего, негативно отразилось на жизненном уровне рядовых граждан. Наконец, изматывающая "гонка вооружений" окончательно подорвала могущество Советского Союза и вывела его на траекторию развала. Также она смогла обеспечить военную гегемонию Соединенных Штатов уже в наше время, которая стала возможна благодаря главному последствию финальной стадии "холодной войны" - распаду Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и формированию новой, однополярной, во главе с США и их союзниками.

Список использованной литературы


1.Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. - Москва: Проспект, 2000. - 592 с.

2.Хрестоматия по отечественной истории (1946 - 1995): Учебное пособие для студентов вузов // Под ред.А. Киселева, Э. Щагина. - Москва: ВЛАДОС, 1996. - 600 с

.Холодная война - великое противостояние сверхдержав // #"justify">.Системная история международных отношений в четырех томах. Том IV. Документы 1945-2003 // Под ред. А. Богатурова. - Москва: НОФМО, 2004. - 594 с.

.История войн. Справочное пособие // Под ред.М. Аксеновой. - Москва: Аванта+, Астрель, 2007. - 640 с.

.Уткин А. Мировая "холодная война". - Москва: Алгоритм, Эксмо, 2005. - 393 с.

.Лавренов С., Попов И. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - Москва: ACT, Астрель, 2003. - 778 с.

8.Ethiopian Revolution // Global Security // #"justify">9.Лимарев В. Краткая история Камбоджи // История Камбоджи // #"justify">.Млечин Л. Холодная война: политики, полководцы, разведчики. - Москва: Центрполиграф, 2011. - 574 с.

."Доктрина Картера" // Холодная война - великое противостояние сверхдержав // #"justify">.Поправка Джексона-Вэника: ударим торговлей по правам человека // Интернет-газета "Zona. kz" // #"justify">.Геополитическая доктрина Брежнева // Громыко // #"justify">.Шубин А. От "застоя" к реформам. СССР в 1977-1985 гг. - Москва: Росспэн, 2001 (Фрагменты) - 89 с.

.Яковлев А. От Трумэна до Рейгана. Доктрины и реальности ядерного века. - Москва: Молодая Гвардия, 1985. - 416 с.

.Калашников М. Крещенье огнем: Борьба исполинов. - Москва: АСТ, Астрель, 2008. - 512 с.

.Речь Рейгана 8-го марта 1983 г. ("Империя зла") // Холодная война - великое противостояние сверхдержав // http://www.coldwar.ru/raegan/evil_empire. php (Был доступен 14.04.2012)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1) Корейская война

2) Возведение Берлинской стены

3) Карибский кризис

4) Вьетнамская война

5) Афганская война

47. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1984 гг. (Л,И. Брежнев и его преемники).

После смерти Сталина в 1953 г. бразды правления страной сосредоточились в руках небольшой группы политиков: преемника И. В. Сталина на посту председателя Совета Министров Г. И. Маленкова, министра объединенного МВД Л. П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Между ними сразу же началась борьба за лидерство, завершившаяся победой Н. С. Хрущева.

Во второй половине 50-х годов СССР выполнил задачи индустриализации, позади остались острые социальные противоречия. Послесталинские реформы стали давать ощутимые результаты как в соревновании с США, так и в повышении уровня жизни.

При этом дальнейшие преобразования в политической, идеологической и экономической областях все более упирались в необходимость решительного разрыва с прошлым. Следовало открыто сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций советского общества. Частично это удалось сделать Н. С. Хрущеву на XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г. К этому времени его позиции в руководстве страны серьезно укрепились. XX съезд КПСС, развенчание Сталина, разоблачение связанного с ним репрессивного режима положили начало новому этапу в общественной жизни партии и страны.

В 1957-1958 годах Хрущёвым было проведено три реформы . Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Хрущев стремился к децентрализации управления промышленностью ., переходу от отраслевого принципа руководства к территориальному Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами – совнархозами. Сохранялось лишь строго централизованное управление немногими стратегическими отраслями (оборонной, авиационной, радиотехнической и т. п.).

Реформа принесла лишь долю того экономического эффекта, на который рассчитывали ее творцы. Оказалась ослабленной единая техническая политика внутри продолжавших объективно существовать промышленных отраслей, лишившихся своих координирующих органов. Реформа ослабила хозяйственные связи между регионами, породив местничество. Как раньше министерства, так теперь каждый территориальный совнархоз пытался перетянуть на себя общегосударственное финансовое «одеяло».

Чтобы преодолеть местнический крен в I960 г. созданы республиканские СНХ в Российской Федерации, Казахстане и на Украине, а в 1963 г. – Высший совет народного хозяйства СССР.



Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Хрущёв изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. При Хрущеве произошло сокращение числа колхозов и рост число совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая реформа Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машинно-тракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность колхозов. Это было очень важно для укрепления самостоятельности крестьянского хозяйства. Однако поспешность в осуществлении реформы не дала желаемых результатов.

Дорого обошлась советскому крестьянству и печально известная кукурузная эпопея. Н. С. Хрущев, посетив в 1959 г. США, вдруг горячо уверовал, что можно быстро поднять «мясную целину», если кардинально изменить структуру посевных площадей кормопроизводства: вместо травополья перейти, по примеру богатой Америки, к посеву кукурузы. Но лишь в южных районах страны кукуруза прижилась и стала приносить доход.

Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования . В основе реформы лежали два мероприятия. Н.С. Хрущёв ликвидировал систему "трудовых резервов", то есть сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт, которые были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

В целом в хрущёвском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Первый (1953-1958) – наиболее позитивный, когда Никита Сергеевич боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве; второй (с 1959 года до смещения Хрущёва в 1964 году) – когда положительных результатов было меньше.

Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый ХХI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития страны, восполнить серьёзные нарушения равновесия, от которых страдало советское общество. В нём было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.

Семилетний план вывел советскую экономику из застоя. Сократился экономический разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто не изучал. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжёлый был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.

В 60-х годах Н.С. Хрущёв начал сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в личном хозяйстве, что вызывало недовольство у крестьян. Многие устремились в города, и как следствие деревни начали пустеть. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 года. Участились перебои в снабжении хлебом. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом в Америке за золото.

Аграрный кризис, расширение рыночных отношений, быстрое разочарование в совнархозах, соперничество с более развитыми странами, критика деятельности Сталина и большая интеллектуальная свобода стали факторами, которые способствовали возрождению экономической мысли в СССР. Оживились дискуссии ученых по проблемам экономики. Это горячо приветствовал Н.С. Хрущёв. Выявилось два направления: широкое применение математических методов в планировании, большая самостоятельность для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения, изучение экономики Запада.

Ситуация, сложившаяся в экономике, проецировалась на социальную политику Хрущева. В середине 50-х гг. был разработан пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата (ежегодно в среднем на 6%). Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях, предусматривавший их двойное увеличение для рабочих и служащих (колхозникам пенсии устанавливаются в 1965 г.). Отменяются все виды платы за обучение. Существенно повысился уровень потребления основных продовольственных товаров.

Бурно шло массовое строительство жилья. За 1956– 1960 гг. новоселье справили около четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще бесплатно получали от государства не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

В 1961 году был провозглашен Моральный кодекс строителя коммунизма. Параллельно с этим была развернута атеистическая кампания.

После ХХII съезда КПСС (октябрь 1961 г.) в деятельности Хрущева началась вторая волна реформ. В марте 1962 года он провел реорганизацию всего руководящего аппарата сельского хозяйства. Согласно проекту реформы, вся партия сверху донизу меняла территориальную структуру на производственную. Её аппарат подразделялся на две параллельные структуры для промышленности и для сельского хозяйства, который объединялись только в верхах. В каждой области появилось по два обкома: по промышленности и по сельскому хозяйству – каждый со своим первым секретарём. По этому же принципу были разделены также и исполнительные органы – облисполкомы. Такая реформа была чревата конфликтами, так как вела к зародышу двухпартийной системы.

Осенью 1962 года Хрущёв высказался за частичную отмену цензуры. Он добился разрешения Президиума ЦК на публикацию эпохального произведения "Один день Ивана Денисовича" Солженицына.

Прогрессивные изменения в годы правления Хрущева происходили и во внешней политике. В мае 1953г. были восстановлены дипломатические отношения с Югославией. В 1955г. по договоренности между СССР и США были выведены советские и американские войска из Австрии, которая благодаря этому избежала раскола на два государства и стала нейтральной. В 1956г. с Японией была подписана декларация о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений.

Большое влияние оказала на международные отношения "холодная война". Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе после второй мировой войны и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нарастание антиколониального освободительного движения в Юго-Восточной Азии привели к новой расстановке сил на мировой арене, к постепенной конфронтации между вчерашними союзниками. Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х годов стал корейский конфликт. Он показал, как легко «холодная война может перерасти в вооружённое столкновение. Советское правительство постоянно предлагало расширять торговые отношения. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой и техникой, устанавливались контакты и начался обмен делегациями с парламентами других стран.

Важной вехой в укреплении отношений между социалистическими государствами было создание Организации Варшавского Договора - Союза, провозгласившего своей целью проведение оборонной политики. Затронула оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком противоречий между Востоком и Западом явился "карибский кризис" (1962 г), вызванный размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Идея размещения ракет на Кубе принадлежала самому Н.С.Хрущеву. При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения США.У СССР была и другая, более важная цель: попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении. Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов.

Ещё одной проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно США было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз достиг значительных успехов. СССР выдвинуло много предложений о разоружении. Так Хрущёв в сентябре 1959г. выступил на ассамблее ООН с программой «всеобщего и полного разоружения» всех стран. В марте 1958г. СССР по собственной инициативе приостановил в одностороннем порядке испытания ядерного оружия. Однако в 1961 году вынужден был приостановить его в связи с обострением обстановки вследствие строительства Берлинской стены.

После "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. Оттепель в международных отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга.

Положение Хрущёва стало особенно сложным после разрыва советско-китайских отношений. Они настолько обострились, что вылились в пограничные конфликты. Китай стал предъявлять территориальные претензии к СССР. Этот разрыв пагубно сказался и на международном коммунистическом движении. Разногласия были вызваны различиями в оценке решений XX съезда КПСС. Китай отрицательно отнесся к оценке деятельности Сталина.

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. В официальном сообщении говорилось об отставке из-за преклонного возраста и состояния здоровья. Фактически на Пленуме ЦК, так же как днем ранее на заседании Президиума ЦК КПСС, Хрущеву были предъявлены многочисленные обвинения в развале экономики, принижении роли советских и партийных органов, личной нескромности, стремлении единолично решать важнейшие вопросы.