Джунгария была окончательно разгромлена войсками цинской империи. Калмыки - джунгары. Падение и разгром Джунгарского ханства

Знала зарождение, расцвет и закат не одной империи. Однако было не так уж много государств, цивилизационной основой которых служила конно-кочевая культура. О трагическом конце последнего государства номадов - Джунгарии – рассказывает известный исследователь-ойратовед Марал Томпиев.

Распад Ойратского союза

Политический термин «джунгары» возник в начале XVII века в результате разделения ойратов (переводится как «жители лесов») на северо-западную и юго-восточную группировки.

Согласно тюрко-монгольской традиции, юг был главной и определяющей стороной света. Если смотреть на юг, то юго-восточная группировка под руководством чороса Хара Хулы окажется слева. Левое крыло у монгол всегда называлось джун-гар – левая рука. Поэтому чоросы как главное племя получили свой политоним – джунгары.

Многие историки ошибочно считают, что джунгары – это левое крыло армии Чингисхана. Торгоуты и часть дербетов из северо-западной группировки, по логике, должны были стать барунгарами – правой рукой. Но уйдя на Жаик и Едиль и попав в сферу влияния России, они стали называться калмаками (по-русски – калмыками). Словом «калмак» исламизированные племена тюрков называли кочевников, которых они считали оставшимися в язычестве (тенгрианстве). Лишь в XVIII веке русские путешественники и историки, чтобы отличать своих «нижних» калмыков на Волге от «верхних» в Тарбагатае, стали называть их зюнгорскими калмыками, а сокращенно – джунгарами.
С середины XVI века ойраты, потерпев поражения от восточных и южных монголов, были вынуждены отойти на север и запад, в верховья реки Хобда, и перебраться через Монгольский Алтай. На широкой пустынной равнине между хребтами Алтайских и Тянь-Шанских гор они и обрели свою главную родину – географическую Джунгарию. Таким образом, ойраты вытеснили из Алтая и Тарбагатая разрозненные казахские племена найманов, кереев, жалаиров, уаков и кипчаков, которые рассеялись в Могулистане и Казахском ханстве, а также кыргызов, вынужденных уйти в горы Тянь-Шаня.

Переселение ойратов на запад объяснялось не желанием повторить походы Чингисхана, а выбором пути наименьшего сопротивления. Таким путем для них оказались земли распавшегося Сибирского ханства, которое состояло в основном из казахских племен. Дербеты и торгоуты, покинув пределы Джунгарии, двумя потоками вдоль Иртыша двинулись на северо-запад, вытесняя дальше на запад и в горную часть Алтая остатки племен кереев, уаков, кипчаков, теленгитов. В итоге западнее Иртыша и южнее линии новых русских городов Тюмень, Тобольск, Тара, Томск обосновалась северо-западная группировка ойратов. Ее возглавили дербетский тайджи Далай Батур (?–1637) и торгоутский тайджи Хо Урлюк (?–1644). Первый был женат на сестре второго, поэтому родственники кочевали вместе и в согласии.

Четыре орды

Внутренние междоусобицы и поражения от Есимхана (1565-1628) привели к разрыву между Далай Батуром и Хо Урлюком. Последний увел своих торгоутов через горы Мугоджары в верховья реки Эмбы и, двигаясь по ее течению, обрушился на ногайские кочевья. Эта война закончилась поражением Ногайской Орды и возникновением в конце 1630-х годов Калмыцкой орды, раскинувшейся от Эмбы до Дона. В Сарыарке же остались дербеты во главе с Далай Батуром и хошоуты во главе с Куйши-тайджи.

В юго-восточной группировке ойратов после смерти Хара Хулы в 1635 году его сын Хото Хоцин принял титул хунтайджи, а Далай-лама присвоил ему девиз Эрдени Батур. Эту дату принято считать рождением Джунгарии как государства. Возможно, это совпадение, но как раз в 1635 году маньчжуры разгромили последнего независимого монгольского хана Ликдена и забрали у него яшмовую печать Чингисхана.
Эрдени Батур продолжил политику своего отца, направленную на объединение ойратов под властью чоросов в одно государство. Началось создание постоянной армии, административного аппарата управления и налогообложения, широко внедрялся буддизм. В южном Тарбагатае, близ современного Чугучака на реке Эмель, Эрдени Батур построил из камня столицу. Вокруг нее он начал развивать земледелие и ремесленное производство, которым стали заниматься сарты и уйгуры. Развалины старой столицы на Эмеле хорошо сохранились – они находятся недалеко от поселка Когвсар (в переводе с ойратского «много оленей») на высоте 1330 метров.

Территория Джунгарии за счет вытеснения разрозненных казахских племен расширилась не только на запад, захватив земли Казахского ханства, но и на восток. Хошоут Туру Байху тайджи со своим улусом в 1636–1637 годах завоевал прилегающие к Тибету земли вокруг озера Кукунор, вытеснив оттуда монголов с тибетцами и создав там отдельное Хошоутское государство.

Таким образом, после 1636 года появились четыре ойратские орды: Калмыцкая на Волге, Джунгарская на Эмеле, Хошоутская на озере Кукунор и Дербето-Хошоутская в Сарыарке. Позже три из них образовали отдельные государства, а вот сарыаркинские ойраты не смогли оформить государственности и были завоеваны Галдан Бошокту ханом.

В это же время маньчжуры завоевали Северный Китай, образовали новую правящую династию Цин и продолжили покорение Монголии. Эрдени Батур перед лицом маньчжурской угрозы начал подготовку общемонгольского хурала, на котором предполагались объединение восточных и западных монгольских племен и принятие общего кодекса наказаний – Ихе Цааж. Хурал состоялся в сентябре 1640 года в урочище Улан бура на юго-востоке Тарбагатайских гор. На него приехало большинство знатных тайджи и нойонов из Джунгарии, Калмыкии, Кукунора, северной Сарыарки и Халха Монголии.

Главной целью Эрдени Батура было прекратить междоусобицы и объединить разные монголоязычные племена для будущей борьбы с общим врагом – Циньским Китаем. Эта цель не была достигнута, и долгосрочного политического объединения халха и ойрат-монголов не произошло. Но в целом принятие законов Ихе Цааж способствовало упорядочиванию социальной структуры общества, более справедливому судопроизводству, усилению милитаризации экономики и дисциплины в войсках, а также укреплению влияния буддизма.

Вторая столица ханства Урдун, основанная Цеван Рабданом, была построена на месте бывшей столицы Чагатайского улуса, под названием Куяш, или Улуг-иф. Сейчас это развалины старой Кульджи, которая находилась между южным берегом Или и Чапчальским рвом и была растянута на 20 км между современными поселками Конохай, Укуршы, Бирушсумул, Алтысумул, Каирсумул и Наймансумул, севернее которого находились ханский дворец и центральная площадь. Летом через Чапчальский ров, который в то время был непроходимым для конницы, бросали с десяток деревянных мостов, которые во время опасности быстро разбирались. Зимой же воду из Чапчала отводили в Или, чтобы по льду не прошла вражеская конница.

Интересный факт: столица Могулистана – Алмалык – раньше была второй столицей Чагатайского улуса. Сын Чагатая – Есу Монке цы перенес ее с юга на северный берег реки (глубоководная и быстрая Или была непроходима для конницы). Там пролегали караванные пути до Каракорума – столицы империи и дальше в Китай и на запад Сарай-Берке – столицу Золотой Орды. Западный путь шел от Алмалыка вдоль северного берега Или и по восточному берегу ее протока Баканаса через городища Акколь, Актам, Карамеген и озеро Балхаш, по реке Токрау в Сарыарку и дальше на Волгу и в Россию. После разгрома ойратами Алмалыка караванный путь и города вдоль Или и Баканаса пришли в упадок, но их развалины хорошо сохранились до наших дней.

По незнанию истории российские власти в 1881 году отдали Китаю Илийский край вместе с четырьмя столицами: Карлукского ханства – Или-балык; Чагатайского улуса – Куяш, Улуг-иф; Могулистана – Алмалык; Джунгарии – Урдун. Это стало причиной амбиций Китая в плане территориальных претензий.

Начало конца

В 1750-х годах на Джунгарию обрушилась череда несчастий, так после смерти Галдан Цэрена среди знати произошел раскол. Некоторые тайджи и нойоны не признали захватившего трон его внебрачного сына – Ламу Доржи. Нойон чоросов Даваци, считавший себя более знатным, в 1751 году со своими сторонниками Амурсаной (1722-1757), нойонами Баньджуром, Батма и Ренже Цэренами бежал от преследований Лама Доржи в казахский Средний жуз к султану Абылаю. А мятежные нойоны дербетов Сарал и Убаши Цэрен ушли к императору Цянь Луню. Таким образом, джунгарская внутренняя междоусобица переросла в международную и послужила для соседних стран сигналом об ослаблении Джунгарии.

Быстрее всех в ситуации сориентировался и повел свою игру по принципу «разделяй и захватывай» глава Среднего жуза султан Абылай. Он не выдал мятежников во главе с Даваци, проигнорировав требования Ламы Доржи. Последний в 1752 году с тремя туменами вторгся в кочевья Среднего жуза в восточной Сарыарке. Однако война приняла затяжной характер, и джунгары, фактически проиграв ее, отступили.
Воспользовавшись сообщениями Толе-би о полном отсутствии джунгарских войск в западном Жетысу (серьезный просчет Лама Доржи), Абылай в декабре 1752 года отправил туда своеобразный десант из 500 казахов и 150 ойратов-сторонников Даваци и Амурсаны. Это войско стремительным марш-броском обошло Балхаш с запада, вдоль южного берега Или, и в начале января 1753 года, не встретив на пути никакого сопротивления, ворвалось в Урдун, где не были разобраны мосты через Чапчальский ров. Лама Доржи попал в плен и 12 января был казнен. При поддержке казахов новым хунтайджи стал Даваци. После этой блестяще проведенной операции Абылай еще больше утвердился в своих планах установить контроль над Джунгарией.

Даваци оказался ограниченным и жадным, что только добавило огня в пожар джунгарских междоусобиц. Претензии Амурсаны на «полцарства» тоже не были удовлетворены. И тогда Амурсана снова обратился за помощью к Абылаю, который безотказно снабдил союзника уже против Даваци необходимым количеством лошадей и даже выделил казахский отряд. В свою очередь Даваци обратился к помощи зайсанов алтайских теленгитов (толенгутов), которые весной 1754 года полностью разбили казахско-джунгарский отряд Амурсаны. Последний с 20 тысячами хойтов бежал в Халку, где, явившись к китайским властям, заявил о желании служить богдыхану Цянь Луну (1711-1799). Его отправили в Пекин. В дальнейшем это обращение с просьбой о помощи послужило беспроигрышным поводом для захвата и уничтожении Джунгарии. Уже с 1753 года Цины начали покорять местных ойратов со стороны Гобийского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Непокорных казнили или выселяли в Южную Монголию (в общей сложности около 40 тысяч семей). Их потомки до сих пор живут во Внутренней Монголии Китая под родовым именем Джангар в племенном объединении Чахар.

Учитывая предыдущий военный опыт, весной 1755 года огромная китайская армия численностью в 50 тысяч человек отправилась на окончательное покорение Джунгарии. Состоявшая из 10 тысяч маньчжур, 10 тысяч халха и 20 тысяч южных монголов, она была разделена на две части. Собственно китайцев (ханьцев) было порядка 10 тысяч, но они в боевых действиях не участвовали. Питавшие отвращение к войне и насилию ханьцы составляли лишь тыловые отряды – они должны были заниматься земледелием на захваченных территориях и создавать военно-пахотные поселения для снабжения продовольствием.

Пехота состояла в основном из маньчжурских племен, тогда как кавалерия, по аналогии с русскими казаками и волжскими калмыками, комплектовалась из монголов, позже ойратов. Для покорения Джунгарии был использован план генерала Арана, который предложил по мере продвижения войск в глубь территории противника строить в тылу вдоль караванных путей крепости с постоянными военными гарнизонами – туюнами. Первые крепости были построены в Кумуле и Барколе в восточном Тянь-Шане.

Джунгария была обречена, поскольку численность ее армии даже вместе с отрядами казахов была в два раза меньше. Это не говоря уже о превосходстве наступавшего войска в количестве артиллерии и массового огнестрельного .

Прибывшая из Монголии северная часть в 20 тысяч сабель под командованием монгольского генерала Пан-ти (в ее авангарде были хойты Амурсаны) приступила к захвату Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Южная часть, пришедшая из Маньчжурии под командованием генерала Юн Чуна (ее проводником и авангардом был другой дербетский нойон – Сарал), захватила Тарбагатай и Джунгарскую равнину. Затем Сарал повел своих воинов южнее озера Эбинор, через хребет Борохор для захвата северной части долины Или. А Амурсана двинулся по южному берегу Или, где Пан-ти практически без боя вошел в Урдун – столицу Джунгарии.

Несмотря на помощь в три тысячи казахских воинов от Абылая, не доверявший им Даваци уклонился от боя в районе Текеса и с небольшим отрядом бежал через перевал Юлдуз в южный Тянь-Шань. Но вскоре был схвачен при помощи уйгурского хакима в Уч Турфане, недалеко от реки Аксу, и отправлен в Пекин. Цянь Лун обошелся с ним гуманно, и в 1759 году он умер своей смертью. Между тем Пан-ти, расположившись в Кульдже в качестве главного китайского наместника, объявил о распаде Джунгарии и назначил новых хунтайджи для каждого из племен Чорос, Дербет, Хошоут и Хойт.

Амурсана, который надеялся, по меньшей мере, на часть Джунгарии, ничего не получил. Чтобы обуздать недовольство бывшего союзника, Пан-ти под конвоем отправил его в Пекин. По дороге Амурсана сбежал в родные кочевья хойтов в Тарбагатае, где при поддержке Абылая вместе с бывшим аманатом аргыном Казак сары поднял восстание против Китая. Собрав остатки войска, осенью 1755 года он ввернулся в Кульджу. Пан-ти, уверенный в победе, неблагоразумно распустил основную часть армии и остался с 500 воинами в полном окружении, был разбит и покончил с собой.

Гибель Джунгарии

После восстановления независимости Джунгарии чоросские тайджи посчитали унизительным для себя подчиняться Амурсане, который был всего лишь хойтским нойоном. Его мать была младшей сестрой Галдан Цэрена, поэтому в глазах Чоросов он считался человеком более низкого происхождения. Из-за этой ошибки правящие чоросы и мятежные хойты почти целиком были истреблены Цинами.
В стане восставших возобновились раздоры и кровавые междоусобицы, которые усугубились опустошительными набегами казахов и кыргызов, почувствовавших слабость бывших тиранов. Дороги Джунгарии были усыпаны трупами, реки краснели от пролитой человеческой крови, а воздух был полон дыма от горевших монастырей и кибиток. В период 1753-1755 годов казахи угнали в плен из Или и Эмиля (Джунгарская равнина) более 10 тысяч семей. Амурсана, став хунтайджи, в отместку за поражение в 1754 году казнил 15 алтайских зайсанов и передал Абылаю еще 7 тысяч семей теленгитов. В общей сложности более 100 тысяч ойратов были распределены между казахскими племенами, где они и ассимилировались.

Киргизы из Алая под предводительством Кубатур-би из рода Кушчу захватили долину Таласа, а сарыбагыши – верховье Чу и Иссык-Куль. Сами джунгары стали откочёвывать из центральных районов: дербеты – в Кобдо Халха Монголии, а часть хошоутов – в Кашгарию. Китайцы же с удовлетворением наблюдали за разбродом в стране заклятого врага, стремясь усилить разногласия, радушно принимая беглецов. Таким образом, предчувствуя бессилие джунгарского волка, китайский дракон начал готовиться к последнему и решающему броску.

Весной 1756-го циньская армия под командованием маньчжурского генерала Чао Хуэйя осадила Урумчи и весной следующего года прошла до Эмиля и Тарбагатая. Маньчжуры вместе с 5 тысячами дербетов нойона Сарала двинулись маршем к Кульдже. Амурсана, пытался организовать сопротивление и даже выиграл несколько маленьких сражений. Но в конце концов маньчжуры, использовав численное преимущество и перегруппировав силы, разбили джунгар. Бросив все, Амурсана снова бежал к казахам. Преследуя его, маньчжуры переправились через Иртыш и вышли на земли Среднего жуза.

Это было концом Джунгарии – последней империи кочевников, которая в 1761 году превратилась в Циньское наместничество под названием Синьцзян (новая граница). Округ Кобдо, Тарбагатай, провинция Или и Урдун (Кульджа) были присоединены к Китаю. Джунгары, особенно мятежные племена Чорос и Хойт (тогда как дербеты вовремя покорились и меньше пострадали), были почти полностью истреблены. В борьбу за джунгарское наследство активно включились казахи и кыргызы.

В 1757-58 годах казахские батыры напали на алтайских куба калмаков. Особенно прославились батыры найман Кокжал Барак и кипчак Кошкарбай. Действуя по заданию султана Абылая, они мстили калмыкам за набеги на Средний жуз и за участие в разгроме отряда Амурсаны и Абылая в 1754 году. Перейдя Иртыш и вторгшись в горный и монгольский Алтай, казахские батыры стали наводить страх, забирая мальчиков в толенгуты, женщин и девушек в токалки, а скот присоединяя к своим стадам. Россия, до этого безучастно наблюдавшая за ситуацией, решила тоже присоединиться к дележу Джунгарии. Царица Елизавета Петровна в мае 1756 года издала указ о приеме беглецов в свое подданство, а в июне – указ о присоединении к России территории Горного Алтая.

В противовес переселению казахов в Джунгарию китайцы стали переселять туда маньчжурские племена лучников – Сибе, Дауров и Солонов, также Чахаров и Халха – монголов, Таранчи-Уйгуров из Кашгарии, Дунган из Ган-Су (Кен-су), а также Урянгхайцев (Сойотов) из Тувы. В 1771 году по инициативе китайцев были переселены Торгоуты из Поволжья, которых разместили к югу и востоку от Кульджы в долине Юлдуза и верхнего течения реки Урунгу на пустующих землях их братьев Чоросов и Хойтов.

В 1757-1758 годах Джунгария, последняя империя кочевников, была полностью уничтожена.

Китайский историк Циньской империи Вэй Юань (1794-1857) писал, что численность джунгар к 1755 году составляла не менее 200 тысяч кибиток. Российский историк С.Скобелев считал, что с учетом среднего коэффициента 4,5 человека на кибитку численность населения Джунгарии составляла около 900 тысяч. Поэтому размеры потерь можно представить следующим образом:

Число дербетов (поддержали китайцев и не участвовали в мятежах) – около 150 тысяч, или 20%.
Спаслось в Сибири, в северной Монголии и в Горном Алтае – 60 тысяч.
Спаслось в самой Джунгарии – 40 тысяч.
Увезено в плен казахами и киргизами – 100 тысяч.
Умерли от голода и эпидемии оспы – 200 тысяч.
Погибли от междоусобиц, набегов казахов и киргизов – 50 тысяч.

Если сложить эти цифры и отнять получившуюся сумму от общей численности в 900 тысяч, то количество джунгар (в основном Чоросов и Хойтов), уничтоженных циньскими войсками, составит около 300 тысяч.

Как за 170 лет до этого ослабленное Сибирское ханство было разделено между Россией и сильной Джунгарией, так и ослабленная Джунгария была поделена между соседями.

(Из книги «Шекара шегін айқындау дауірі. Эпоха обретения границ». [email protected])

Калмыки
Вскоре ногайским племенам междуречья Волги и Урала пришлось делать выбор уже в спешном порядке. Давление ойратов на казахские степи усиливалось, и в 1616 году одно из их племен, торгуты, прорвалось на запад и поселилось там, в низовьях Волги. Название «торгуты» было трансформировано в «калмыки». Эти пришельцы покончили с лавированием Большой ногайской орды между русскими и Казахским ханством. Она перестала существовать. Одна часть ее племен переселилась на побережье Волги и присоединилась там к Малой ногайской орде. Другая - окончательно вошла в состав Казахского ханства в форме одного из его автономных образований под названием Младший жуз. Теперь казахскому государству приходилось иметь дело с ойратами и на востоке, и на западе. Калмыки номинально находились под властью русских и, опираясь на них, боролись с казахами. Однако вскоре русские сами стали селиться в междуречье Волги и Урала. Почва стала уходить у калмыков из-под ног. В этих условиях одна их часть была вынуждена, как и вытесненные ими самими ногайцы, перебраться на правобережье Волги. Другая часть предприняла попытку вернуться через страну казахов на прежние земли, оказавшиеся к тому времени под властью Китая. Переход, начавшийся в 1770 или 1771 году, был ужасен. Только половина пустившихся в путь добралась до цели и поселилась в Илийской долине.
В течение полутора веков отсутствия торгутов их ойратские собратья переживали полную событий историю. Одно из племен, джунгары, выросло под руководством своего вождя Галдана (1676-1697 гг.) в могущественное государство и стало наносить казахам такие сокрушительные удары, что оказалась под вопросом дальнейшая судьба как Казахского ханства, так и его народа. В 1710 году было созвано собрание представителей казахских жузов в Каракумах. Есть свидетельства, что на этом сходе звучали предложения уйти на запад, за Волгу. То есть даже спустя полтора века после перекрытия пути через Волгу русскими сознание кочевников Восточного Дешт-и-Кипчака продолжало считать возможным, как и сотни лет назад, такой исход. Как устойчивы стереотипы!
Более века длилась ожесточенная борьба между казахами и джунгарами за жизненное пространство. Это была схватка за право выжить. Она выработала в казахах монолитное единство духа и сознания. Иначе и не могло быть. Иначе проигрыш был бы неизбежен…
Между тем Китай продолжал наступать на северо-запад. Джугары, так и не сумевшие одолеть казахов, оказались в критическом положении. В 1757 году войска китайского императора разбили в пух и прах армию джунгарского правителя Амурзаны и покончили с последним из монгольских независимых государств.
Эта победа позволила правителю Поднебесной империи включить в состав своей державы Восточный Туркестан и Джунгарию и учредить в 1760 году особую военно-административную единицу - имперское наместничество Синьцзян, что в переводе с китайского означает «новая территория» или «новые рубежи».
Так в целом определились контуры Казахстана, или «земли казахов». Дальнейшая история Казахстана описана в литературе подробно, поэтому останавливаться на ней не будем. Просто отметим некоторые примечательные моменты. В пору постепенного вхождения Казахстана в состав России коренное население имело дело в первую очередь с казаками. Этот громадный степной район осваивался и контролировался в основном силами пяти российских казачеств - Астраханского, Уральского, Оренбургского, Сибирского и Семиреченского. Казаки зачастую совершали разорительные набеги на аулы кочевников при поощрении царской администрации. Особенно отличалось в этом плане Уральское войско. Если коренное население предпринимало попытки организовать самозащиту, власти тут же снаряжали карательные экспедиции для усмирения «бунтарей». Короче, теперь русские казаки действовали против кочевников так же, как те в свое время - в отношении Киевской Руси.
Но контакты между разными народами - это не только войны или притеснение одних другими. Даже в том случае, если при этом одна сторона считается победителями, а другая - побежденными, это еще и взаимообогащение культур, обретение новых возможностей для их самовыражения.
О том, чему казахов научили до революции русские, написано немало. А вот что они сами брали у кочевников, живя рядом с ними? В частности, в области духовной жизни? Думаю, что тут тоже есть, о чем сказать. К примеру, А. Букейханов пишет, что один старый «сибирский казак», провожая сына на русско-японскую войну, напутствовал его так: «Налетай на врага с кличем «Аблай!».
Изюминка тут заключается в том, что клич «Аблай!» - символ единства казахов в период борьбы с джунгарами. Видимо, вера казахов в дух своего легендарного предка оказалась столь сильной, что она со временем была перенята отчасти соседствующими русскими…
Почему сегодняшние калмыки совсем не похожи на исторических европеоидных калмыков, которые в 17 веке заселили земли Южной России? На это есть очевидный, для историков и этнографов ответ, но к сожалению мало доступный широкому кругу образованных граждан. Все дело в политике Санкт-Петербурга, того времени. После ликвидации автономной Волжской Орды, в конце 18 века, большая часть ее населения крестились и стали называть себя русскими, по новой русской вере. Но, так как примерно 1% населения (100 тыс.чел.) бывшей Волжской Орды (Калмыцкого Ханства) находились в личной зависимости от влиятельных атаманов и их семей, то Высочайшим указом, это население было оставлено в той же зависимости. Атаманам и родовитой казачьей верхушке оставили их привилегии - раздали дворянские и княжеские титулы, а так же оставили им бывшее лично зависимое население. В основном это были пастухи, принадлежащие к монголоидной расе, которых атаманская верхушка нанимала не из числа своих соплеменников, а из числа жителей Китая, для выпаса своих огромных табунов и ухода за бесчисленными стадами скота. Эта традиция соблюдалась со времен Стального Императора (Чингисхана), так как использовать своих казаков или членов их семей, для хозяйственной работы, было запрещено Уставом. По этой причине, Китай всегда был традиционным поставщиком работников обслуживающих хозяйственные интересы правящей элиты Орды. После Революции хозяева и владельцы были упразднены, а имя "калмыки" так и осталось за сегодняшним малым этносом России. Так же, в народной памяти, современные калмыки сохранили имена своих князей, и даже наименования воинских подразделений, к которым, когда-то, относились их князья. Сохранился язык и религия буддизма, которые в 18 веке играли роль связующего стержня Волжской Орды.

Дмитрий Верхотуров

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками.

В казахской исторической памяти с войной с джунгарами связано очень многое. В числе событий, память о которых тщательно сохраняется, находится одна из крупнейших побед над джунгарами в местности Кара-Сиыр на берегу реки Буланты в 1728 году, после битвы названной Калмак-Крылган. Сохраняется память о внезапном нападении джунгар и разгроме ряда казахских родов — год великого бедствия – Актабан-Шубырынды, 1723 год.

Сюжеты и герои войны с джунгарами становились персонажами эпоса, сказаний и песен. В советское время историю джунгаро-казахских войн изучали преимущественно по письменным источникам: русским, китайским, монгольским, не уделяя внимания богатому пласту казахских сказаний. В независимом Казахстане уже появились исследования, привлекающие этот материал, но его изучение только начинается.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта война составляет одну из важных основ казахской исторической памяти.

Правда, в связи с казахо-джунгарскими войнами обозначилась тенденция к тому, чтобы опрокинуть реалии более чем двухвековой давности на современность, и использовать эту давно прошедшую войну в качестве идеологического обоснования ненависти к монголам, калмыкам, а также народам, которые были вассалами Джунгарии и воевали на ее стороне.

Иногда война с джунгарами подается как непримиримое столкновение казахов и ойратов, буквально битва насмерть. Разумеется, такие моменты в длинной череде казахо-джунгарских войн бывали во множестве и не раз противостояние доходило до пика взаимного ожесточения. Это ожесточение также часто пытаются опрокинуть на современность и использовать в политических целях.

Сама мысль о том, чтобы постоянно ворошить ненависть войны, закончившейся два с половиной века назад, выглядит более чем странной. Это можно было бы как-то понять, если бы казахи проиграли войну с джунгарами и пытались, условно говоря, «перевоевать» ее ради укрепления национального самосознания. Но на деле, как всем прекрасно известно, все было наоборот: казахи войну с джунгарами выиграли, Джунгария рухнула и исчезла с политической карты Центральной Азии.

Все точки над «ё» давно расставлены: Джунгарии – нет, а Казахстан существует. Казалось бы, что тут еще можно сказать?

Конечно, пусть каждый верит, во что хочет. Но есть упрямые факты. Казахи и ойраты иногда воевали вместе, в одном строю. Джунгары и их бывшие вассалы во множестве попадали в плен в казахам, пополняли ряды толенгутов, в дальнейшем полностью растворившись среди победителей.

Примеры объединения казахов и части ойратов стоит начать с истории, как казахский хан Аблай косвенно участвовал в дворцовых переворотах в Джунгарии, поддерживая одну из противоборствующих сторон.

В начале 50-х годов XVIII века Джунгария ослабла под ударами с двух сторон, с запада от казахов, с востока – от империи Цин. Некогда сильное и грозное государство определенно покатилось к закату. В самой Джунгарии шла ожесточенная борьба между группировками знати, стремящимися захватить ханский престол. В 1749 году Лама-Доржи организовал заговор против Аджа-хана, который увенчался успехом. Аджа-хан был убит, а Лама-Доржи занял джунгарский престол. Это стало сигналом для других группировок, котрые включились в борьбу против узурпатора. В том же году возник заговор знати с целью возвести на трон Цэвэндама, однако он провалился и претендент был вскоре казнен.

Лама-Доржи проявил себя весьма подозрительным и жестоким человеком, не желавшим давать противникам шансов на успех. Угроза расправы нависла над всеми остальными представителями джунгарской знати, имевшими права на ханский титул. Племянник джунгарского хана Галдан-Цэрена (умершего в 1745 году) – Давачи и хойтский князь Амурсана решили воспользоваться покровительством казахов и сбежали в 1751 году из Джунгарии к Аблай-хану. Судя по дальнейшей биографии этих людей, замысел побега был выдвинут Амурсаной, который потом еще неоднократно отличился «перелетами».

Аблай-хан принял джунгарских беглецов, поскольку покровительство им открывало широкие возможности для подчинения изрядно ослабевшего в длительных войнах давнего противника казахов. Давачи и Амурсане были выделены кочевья среди кочевий Среднего жуза.

С этого момента начинается активное участие казахского хана в джунгарских дворцовых переворотах. Лама-Доржи потребовал от Аблай-хана выдачи беглецов, на что был дан решительный отказ. В сентябре 1752 года Лама-Доржи собрал 30-ти тысячную армию и пошел в поход. Но джунгарский хан потерпел сокрушительное поражение от казахского войска, был вынужден отступить обратно в Джунгарию, при этом отказавшись от предложения мира со стороны Аблай-хана.

Зимой 1752 года Давачи и Амурсана предложили Аблаю дерзкий план устранения хана-узурпатора. После разгрома у него начались очень серьезные проблемы. Когда Лама-Доржи был в походе, в Джунгарии состоялся очередной дворцовый переворот, в ходе которого ханом объявил себя дербетский князь Иэмхэжаргал. Он сумел подчинить себе большую часть джунгарских улусов. Разбитый казахами Лама-Доржи не смог выдворить соперника, и жил в почти не охраняемой ставке, на которую можно было напасть небольшим отрядом. Аблай поддержал этот план, выделив им 500 отборных батыров. Еще 150 воинов Давачи и Амурсана смогли тайно набрать в ойратских кочевьях по Или среди противников Лама-Доржи .

В самом начале января 1753 года, казахско-ойратский отряд совершил рейд по Джунгарии и успешно напал на ставку джунгарского хана. Лама-Доржи был захвачен в плен и 12 января 1753 года казнен. Давачи был провозглашен джунгарским ханом.

Давачи удалось расправиться с другими претендентами на джунгарский престол и на короткое время стать полноправным ханом. Однако, интересы бвыших союзников: Давачи и Амурсаны, разошлись. Амурсана не получил той власти, на которую рассчитывал, а Аблай-хан стал поддерживать Давачи, как относительно законного хана Джунгарии.

Тем временем, Цинская империя приготовилась к окончательному сокрушению Джунгарии. В начале 1754 года была объявлена мобилизация, в ходе которой было собрано 150 тысяч лошадей для похода, собрана огромная казна в 3 млн. лян серебра для обеспечения боевых действий. Ударный отряд цинов составили: 10 тысяч воинов из Халха-Монголии, 20 тысяч воинов из Южной Монголии, 10 тысяч знаменных маньчжурских войск, а также 10 тысяч китайских солдат, которые в основном оставлялись в гарнизонах и охраняли обозы с продовольствием.

Было очень тщательно проведено планирование нападения. Были учтены особенности дорог в Джунгарию, были подсчитаны запасы воды вдоль маршрутов, созданы магазины с продовольствием. Армия разделилась на две группировки, и двумя маршрутами двинулась в Джунгарию. Император Хун Ли считал, что силы Давачи истощились и настало время его разбить.

Амурсана, оценив расстановку сил, в августе 1754 года с 4 тысячами своих сторонников переметнулся на сторону цинского императора, получив от него титул цин-вана. По всей видимости, это был человек авантюрного склада характера, стремившийся к власти любой ценой и не особо выбиравший средства.

Цинская армия сосредоточилась на границе Джунгарии. Весной 1755 года начался решающий поход, в ходе которого Джунгария была окончательно разгромлена. Это было полное и сокрушительное поражение джунгар. Уже к июлю 1755 года цинские войска вышли к Или.

Хан Давачи, потерпев полное поражение, с остатками своего войска бежал к границам казахских владений. Аблай-хан дал ему в подкрепление 3 тысячи воинов. Давачи намеревался отбить Кашгарию, но ничего сделать не успел. Передовой отряд цинских войск под командованием Амурсаны, в мае 1755 года настиг хана в его ставке на реке Текес, одном из притоков Или. Давачи бежал, не приняв боя, но 8 июля 1755 года попал в плен. Это был конец Джунгарского ханства, которое 19 июля 1755 года было официально присоединено к Цинской империи. Впрочем, Амурсана недолго был на цинской службе. Вскоре после крушения Джунгарии он поднял мятеж, но достичь успеха не смог.

Разгромленные джунгары частью попали под власть цинского императора, часть из них бежала в Россию, и позднее получила разрешение пройти до Волги, а некоторая часть бежала в казахские степи и осела среди казахов. Ойратские воины участвовали на стороне казахов в быстротечной казахо-цинской войне 1756-1757 годов, когда Аблай-хан два раза разгромил цинские войска: у горы Калмак-Толагай в Семиречье, а затем на реке Аягуз. После этих поражений, империя Цин заключила мир с казахским ханом.

В истории пополнения казахских родов ойратами большую роль сыграл Шанды-Жорык, или «Пыльный поход».

В январе 1771 года ойраты-торгоуты приняли решение откочевать с низовий Волги обратно в Джунгарию. 30909 семей по русским данным, около 170-180 тысяч человек, двинулись в путь. Это переселение русские историки вслед за документами той эпохи называли «торгоутским побегом». После переправы по замерзшей Волге, ойраты рассчитывали пройти через степи Младшего и Среднего жузов, выйти к Балхашу и от него через Семиречье пробиться в Джунгарию.

Однако вскоре ойраты потерпели поражение от хана Младшего жуза Нурали, который захватил множество женщин и детей в плен, и потребовал от остальных возвращеия назад. Ойратские тайджи не подчинились его требованию и продолжали движение в обход кочевий Младшего жуза. Весной ойраты переправились через Тургай и почти без остановок прошли через степь Сары-Арка и остановились на реке Шошил у озера Балхаш.

По пути казахи постоянно нападали на ойратов, отбивая мелкие группы от основного потока, захватывали в плен отставших. Ойраты постоянно теряли людей, скот, имущество. Но при этом казахи не пытались навязать ойратам решающего сражения.

На стоянке у Балхаша ойраты были окружены войском Аблай-хана, собранным заранее для решающего удара по ойратам. После трехдневных переговоров, ойраты внезапно пошли в атаку и прорвали окружение, бросившись вдоль южного берега Балхаша в Джунгарию. Их преследование и получило название Шанды-Жорык.

Небольшая группа под командованием Тинжу-тайджи незаметно выскользнула из-под преследования и двинулась вдоль северного берега Балхаша, по наиболее тяжелому маршруту. Они смогли беспрепятственно пройти почти до самой Джунгарии и были перехвачены только на Или.

Итог этого «торгоутского побега» и Шанды-Жорык был таков. В Джунгарию смогли пробиться только около 20 тысяч ойратов, которые были приняты цинскими властями и поселены на прежних джунгарских кочевьях. Остальные ойраты либо погибли в пути, либо попали в плен в казахам. Конечно, сейчас уже невозможно подсчитать точное количество, но пленных ойратов могло быть до 100 тысяч человек.

Большая часть взятых во время Шанды-Жорык в плен ойратов стала рабами. Однако часть из них, в основном представленная воинами, заняла другую социальную нишу – стала толенгутами. Это были люди, перешедшие под покровительство султанов, преимущественно иноземцы. Султаны в то время набирали много толенгутов, к примеру, Аблай имел 5 тысяч толенгутских хозяйств, около 25-30 тысяч человек, часть из которых входила в состав его армии .

Подавляющее большинство толенгутов во второй половине XVIII века, очевидно, составляли ойраты. Однако, среди них были также бывшие вассалы джунгар, воевавшие на стороне Джунгарии против казахов. В их число входили – енисейские кыргызы, чьи княжества располагались в широкой степной долине Енисея, на территории современной Хакасии. В 1703 году джунгары заставили часть своих вассалов на Енисее покинуть свои традиционные владения и переселиться в Джунгарию. Из енисейских кыргызов туда ушли алтырский князь Тангут Батур-тайджи, езерский князь Шорло Мерген, алтысарский князь Агалан Кашка-тайджи, а также князь Корчун Иренаков, сын знаменитого алтысарского князя Иренака, который в 60-80-х годах XVII века держал в страхе русские волости по Томи и Енисею, неоднократно грабил округу Красноярского острога. Часть енисейских кыргызов в Джунгарии, после разгрома ханства, вернулось обратно на Енисей, некоторые остались на месте, а часть оказалась среди казахов. Очевидно, многие из них, вместе с ойратами, стали толенгутами казахских султанов.

Толенгутов было так много, что в XIX веке они образовали целую Толенгутскую волость на землях Среднего жуза. Среди казахов отмечались «киши кара калмак» — ойраты, и «ески кыргыз» — енисейские кыргызы, которые в XIX веке полностью ассимилировались среди казахов. Это вливание составило весьма значительную долю казахского населения, около 5%.

Ассимиляции сильно способствовало то, что многие рабы постепенно становились свободными скотоводами. Последующие уже при русской власти в XIX и начале ХХ века отмена привилегий знати, упадок кочевого хозяйства, теснота пастбищ и вынужденный переход к земледелию и отходничеству, привели к перемешиванию казахских родов. В этом процессе, разумеется, принимали активное участие и потомки ойратов, некогда захваченных в плен.

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками. Казахские ойраты были в лучшем положении, чем ойраты, которые перешли в русское подданство. Тех русские власти погнали в зимний переход на Волгу, в котором они потеряли почти весь скот и погибло много людей.

В свете этих фактов, попытки снова поднять ожесточенность эпохи казахо-джунгарских войн, представляют собой, по сути, уточненную форму самоненависти. Ненависть к джунгарам сейчас означает также ненависть к тем ойратским предкам, которые есть у большей части нынешних казахов.

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 101

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 103

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 116

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 105

Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX века: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск, 1991, с. 111

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 121

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 123

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 126-129

Народы Средней Азии и Казахстана. Т. II. М., «АН СССР», 1963, с. 330

Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). Т. I. Алма-Ата – Москва, 1935, с. 98

Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957, с. 163

Арынбаев Ж.О. Казахское общество в XIX веке: традиции и инновации. Караганда, «Полиграфия», 1993, с. 35-36

Во взаимоотношениях Русского государства и Джунгарского ханства вопрос о сюзеренитете над коренными народами Южной и Западной Сибири, в том числе, о праве сбора ясака с северных алтайцев, был едва ли не самым острым. Он возник уже в первой половине XVII в. и не сходил с повестки переговоров между двумя государствами вплоть до гибели Джунгарии. Постоянные конфликты порождали вопрос о подданстве племен и народов, обитавших в пограничной зоне, о том, кто является их сюзереном, кто обладает правом собирать с них ясак.

Недостаток военных сил России в Сибири, занятость русского двора европейскими делами, нежелание обострять отношения с могущественным государством Центральной Азии, противодействовавшим агрессивным устремлениям маньчжурской династии Цин были причинами того, что ряд тюркских племен Сибири, в том числе значительная часть северных алтайцев, давно признавших подданство Русского государства, оказались вынуждены платить дань и ойратам.

Автором идеи о кондоминиуме (двойном подданстве) северных алтайцев, барабинцев и енисейских кыргызов являлся основатель Джунгарского ханства Батур-хунтайджи, впервые высказавший ее в 1640 г. представителю тобольского воеводы Меньшому-Ремезову. Однако, если в период правления Батур-хунтайджи все спорные вопросы во взаимоотношениях с Русским государством решались, как правило, мирным путем, то позже, после прихода в 1662 г. к власти Сенге, обстановка на Алтае резко осложнилась. Особенно это проявилось после того, как в 1667 г. джунгарские войска разгромили хотогойтского Алтын-Хана Лозона (Лубсана).

Джунгарские отряды начали не только нападать на представителей коренного населения Сибири, но и осаждать Красноярск, угрожать Кузнецку и Томску, требуя, в частности, выдачи бежавших под их защиту отдельных групп телеутов (выезжих). Не улучшились русско-джунгарские отношения и после гибели Сенге, и захвата верховной власти его братом Галданом в 1670 г. Прибывшие в Кузнецк послы нового хана заявили местным властям, что "прежде того отцу Кегеневу и брату Сенге и ему Кегеню подгородные кузнецкие люди, абинские служилые татары и выезжие белые калмыки и тюлиберские и боянские ясачные татары давали ясак, а ныне ему многие годы ясаку не дают и чтоб выезжих белых калмыков выдал на прежнее житье, а с ясачных людей дать ясак, грозя ежели того учинено не будет, приходить под Кузнецкой войною и уезды разорять". Однако, осложнившаяся внешнеполитическая обстановка и, прежде всего, война с Халхой (1688-1690 гг.), а затем и с Цинской империей заставила Галдана искать помощи со стороны Русского государства и умерить свои притязания в Южной Сибири. Его племянник Цэван-Рабдан, захвативший в начале 90-х гг. власть в Джунгарии, вскоре после гибели Галдана укрепил свои позиции в ханстве и возобновил прежние претензии. В годы его правления русско-джунгарские отношения крайне обострились, на Алтае начались вооруженные столкновения. В 1710 г. ойратские войска, возглавляемые зайсаном Духаром, сожгли построенную год назад при слиянии Бии и Катуни Бикатунскую крепость, разорили более 10 деревень, подступали к Кузнецку.

В июне 1713 г. сибирский губернатор М.П. Гагарин направил в Джунгарию тарского казачьего голову Ивана Чередова. В листе, адресованном хунтайджи Цэван-Рабдану, губернатор потребовал возвращения захваченных на Алтае пленных, имущества, а также просил, "чтоб на калмык, которые российский город, бывшей меж Бией и Катуней рек, разорили дать оборон". Цэван-Рабдан категорически отказался принять представителя сибирского губернатора, запретил снабжать его продовольствием и предоставлять кров. Переговоры, не принесшие никакого результата, И. Чередов вел с чиновниками хунтайджи. Прибывшие вместе с И. Передовым в Тобольск ойратские послы вручили М.П. Гагарину ответный лист правительства Джунгарии, в котором перечислялись "обиды", нанесенные ойратам русскими властями Сибири. В конце послания содержалась прямая угроза - "города Томск, Красноярск, Кузнецкой на их (ойратских. - Авт.) землях построены, долой буде снесены не будут, то их, яко на своей земле (хунтайджи) пошлет взять".

Еще более русско-джунгарские отношения обострились в 1715 - 1716 гг. после появления в верховьях Иртыша военного отряда подполковника И.Д. Бухгольца, отправленного Петром I по предложению М.П. Гагарина в Восточный Туркестан на поиски "песошного золота". Как известно, русский отряд был осажден джунгарскими войсками в новопостроенной Ямышевской крепости и вынужден был после длительной обороны, в условиях голода и эпидемии, срыть крепость и весной 1716 г. возвратиться обратно. Попытка русского правительства, не располагавшего достаточными сведениями о географическом и политическом положении Восточного Туркестана, в частности, Яркенда, пройти через территорию Джунгарского ханства привела к резкому обострению русско-ойратских отношений и к усилению напряженности в приграничной полосе, в том числе на Алтае. В том же 1716 г. кузнецкие власти сообщили правительству, что ойратские войска "многие деревни пожгли".

Напряжение стало спадать лишь после начала в 1717 г. новой джунгаро-цинской войны, когда Джунгария оказалась на грани поражения. В такой обстановке Цэван-Рабдан был вынужден направить в Петербург посольство во главе с Борокурганом с просьбой к Петру I принять его в подданство России на тех же условиях, что и волжских калмыков, и построить в верховьях Иртыша крепость. Русское правительство откликнулось на эту просьбу и направило в Джунгарию для приведения к присяге Цэван-Рабдана капитана Ивана Унковского. Однако, в 1722 г., когда И. Унковский прибыл в Джунгарию, обстановка резко изменилась. Цэван-Рабдан заявил русскому послу: "Было де его наперед сего прошение, чтобы городы построить для того, что китайцы на улусы его чинили нападения, а ныне де старый китайский хан умер (император Канси умер в декабре 1722 г.), а на его место его сын вступил (девиз правления Юнчжэн, 1723-1735 гг.), который прислал к нему (Цэван-Рабдану. - Авт.) послов своих, чтоб жить по-прежнему в дружбе... для чего ныне инороднему , контайши, ненадобны". Правитель Джунгарии заявил русскому послу о намерении возобновить сбор албана с северных алтайцев. Вскоре ойротские и телеутские отряды вновь появились в Кузнецком уезде.

К середине 20-х гг. XVIII в., как это видно из ведомости, присланной чрезвычайному и полномочному послу С.Л. Владиславичу-Рагузинскому, направлявшемуся на переговоры в Китай, джунгары собирали дань "с Кондомских, с Етиберской, с Каргинской, с Щелкалской, с Кергешской, с Комляжской, с Кузенской, да Мраских з Бежбоякова, с Ендаева, с Елейской, з Ближней Карги, с Кузетеевой, с Кызыл-Карги, с Кавинской, с Коинской и з Шерской, да с подгородной Таугапской волостей. И оные де иноземцы им, контайшиным калмыкам, на контайшу албана дают по вся годы после ясака Российской империи". Джунгары брали дань не только с перечисленных, в основном шорских, но и с Барсоятской волости. По данным 1730 г. в двоеданческих волостях числились уже Баштинская, Карачерская, Забийская шорские волости.

Северные алтайцы платили ойратам дань шкурами ценных пушных зверей, изделиями из железа. По сведениям воеводской канцелярии г. Кузнецка 1752 г. из трех шорских родов (Каргинского, Елейского и Тазашского) 21 человек считался двоеданцем. Размер дани в денежном выражении равнялся 23 руб. 52 коп в год. В натуральном выражении это, примерно, одна шкурка соболя с человека в год. В Ковинском роде было 11 двоеданцев, плативших дань джунгарам соболями, белками, бобрами, красными кожами на сумму 12 руб. 32 коп. В Бельтирском роде значилось 24 двоеданца, сумма дани составляла 26 руб. 88 коп. Из двоеданцев Итиберской волости 49 человек платили джунгарам дань "разным зверем и железом делным: таганами и котлами".

Таким образом, из 13 волостей ойратам платили дань в сумме 492 руб. 70 коп, 470 чел. Для сравнения отметим, что местные кузнецкие власти с этих же волостей собирали ясак, как следует из окладных книг, с 1350 человек.

Положение северных алтайцев-двоеданцев было исключительно тяжелым. Джунгарские и телеутские сборщики дани, доносил в Москву томский воевода С. Вяземский, в двоеданческие волости "сами ездят и жен своих и детей, и братьев, и племянников, и людей своих посылали и государевых ясашных людей мучат, бьют и грабят, и всячески разоряют, да всякую мягкую рухлядь и платья, зипуны и шубы, и котлы, и топоры сильно отнимают и лошадей отгоняют". По преданиям алтайцев, сборщики дани (даруги) "носили в правом ухе в виде серьги особый знак - маленький посеребренный таганчик, служивший эмблемой албана, собираемого с алтайцев железными котлами и таганами". С неплательщиками албана расправлялись самым жестоким образом. Телеутский князь Байгорок, собиравший по приказу Цэван-Рабдана албан, старшину Чеоктона "поймал, у живого глаза велел выколоть и ременья из спины вырезали и повесили на дерево". Вина последнего состояла в отказе от уплаты дани.

В годы военных неудач, вспышек междоусобиц в самой Джунгарии ойратские правители, стремясь возместить понесенные потери, ужесточали фискальную политику на Алтае. Так было, например, после смерти Галдан-Цэрена в 1745 г. В 1752 г. жители Верхнеку-мандинской волости Акучай Истегешев и Акачак сообщали русским властям, что прибывший из Джунгарии сборщик албана Дюрен, собрав по два-три соболя с каждого человека, потребовал заплатить ему по шесть шкурок соболя. "И оной де Дюрен, - пожаловались посланцы, - уже с них, у кого ежели соболей нет, забирает и лошадьми и в неоплате де того алману бьет немилостиво".

Сбор дани с северных алтайцев-двоеданцев ойратские и телеутские феодалы превратили в одно из средств личного обогащения. Население Кондомских волостей неоднократно жаловались властям Красноярска и Кузнецка на самоуправство и грабежи джунгарских и телеутских князей. Так, присланный хунтайджи Галдан-Цереном Кутук Кытакулов в 1742 г. "сверх ясаку на себя собирал сильно десять соболей... да взял де с собою в подводы восемь лошадей и не возвратил, а подводчиков отпустил пеших, також де многих белтир мучил и всякими нападками и вязал иных к юрте спиной назад и к полу де арканом и брал по соболю и коньми". Сменивший его в 1743 -1744 гг. Мамут Кытакулов "взял же с оных татар в два года 22 коня, которых де и угнал с собою, да сверх ясаку взял с них 20 соболей, також де и кроме того своими нападками брал по коню и мучил всякими муками» (Потанин, 1875).

Непосильные поборы и издевательства со стороны джунгар нередко побуждали двоеданцев оставлять свои исконные места и скрываться в отдаленных труднодоступных районах. Джунгарский сборщик албана Чюхай Часманов в 1752 г. жаловался русским властям, что "Мраской волости башлык Ебога с своей волости албану за семь лет не отдавал и бегает от них со своей волостью. Капской волости башлык Копышак не отдавал за нынешний 752 год за 30 голов и от того платежа бежал",

Царское правительство и местные сибирские власти принимали меры, чтобы оградить коренное население Сибири от домогательств джунгарских феодалов и вассалов. Практически, всем послам и посланцам, направляющимся из столицы и из сибирских городов в Джунгарию, вменялось в обязанность добиваться от ойратских владельцев прекращения грабежей, возвращения имущества и пленных.

Сибирские воеводы, получив сведения о появлении джунгарских или телеутских сборщиков дани в жилищах северных алтайцев, нередко высылали военные отряды, которые силой выдворяли джунгар, отбирали и возвращали населению имущество и скот. Насколько острым и сложным был вопрос о сюзеренитете над пограничными между Джунгарией и Русским государством коренными народами Сибири, свидетельствуют, например, переговоры русского посла Л. Угрюмова с джунгарским правителем Галдан-Цэреном и его советниками. Вкратце история отправления этого посольства такова. В 1730 г. в Москву прибыло очередное посольство из Джунгарии. Во время переговоров ойратские послы заявили, что Галдан-Цэрен желает наконец "о ссорах и претензиях как с российской, так и с его стороны произошедших согласится и для того просил о присылке к нему из России знатной персоны, с которым обещает во всех претензиях исследование и розвод учинить". Предложение это было охотно принято и вместе с ойратским посольством в ставку хунтайджи был отправлен майор Л. Д. Угрюмов.

В инструкции Сибирской губернской канцелярии, врученной Л.Д. Угрюмову в Тобольске, по вопросу о двоеданцах говорилось следующее: "Когда зенгорский владелец Галдан-Чирин или знатные ево калмыцкие начальники будут иметь претензию о волостях, о которых оной Галдан-Чирин претендовал с посланном своим, якобы ево владения, и на то ему, посланнику Угрнмову, представлять, что оные волости и теленгоуты и урянхайцы издревле поданные Российской империи ясашные, а не их Калмыцкого владения, и ясак и с тех волостей в казну нашего и. в. беретца по окладным книгам издавна с прошедшаго 1622 году, а в Калмыцком владении никогда не бывали".

Угримову велено было потребовать, чтобы с волостей "Кузнецкого ведомства - с Командинской, Тагап-ской, с Комлешской, с Тергешевской, с Кузеневской, с Юской (Южской), с Елейской и с протчих ясачных волостей и теленгутов и с урянхайцев... с тех бы волостей оного алману (Галдан-Цэрен) брать не велел и в том зборе калмыком своим запретил".

Уже во время одной из первых встреч Галдан-Цэрен выступил с большими претензиями в адрес царского правительства и местной сибирской администрации. Джунгарский хан, в частности, заявил, что с "городов Тары, Томска, Кузнецка и Красноярска в разных городах лет за 9 и болше воспрещено ему, зенгорскому владелцу, с подданных ево тамо живущих народов брать ясак: с киргиских, уранхаев и бирюсов со 138 волостей...". Во время последующих заседании чиновники Галдан-Цэрена неоднократно заявляли Л.Д. Угримову, что воеводы в сибирских городах чинят препятствия ойратам в сборе дани незаконно. В ответ на эти и им подобные претензии и домогательства русский посол в соответствии с инструкцией заявлял: "Оныя народы издревле пребывают в подданстве российском и ясак платят в Россию с построения тех городов болши 100 лет, в которых и впредь никому вступатца не надлежит... А о двоеданцах, которые платят ясак в обе стороны, им брать запрещения не бывало".

Длительные и сложные переговоры с бесконечными взаимными претензиями и упреками положительных результатов, по существу, не принесли. Более того, почти сразу же после их завершения в кочевьях южных, а затем и в жилищах северных алтайцев появились ойратские сборщики дани, угрожавшие русским войной, в связи с чем в 1735 г. правительство направило в Сибирскую губернию указ, в котором говорилось, что "...для удержания зенгорского владелца от противных поступков впредь до совершенного с ним розводу в границах барабинских и кузнецких волостей, с которых берется в российскую сторону ясак, а на него зенгорского владелца алман, в том зборе алмана ему запрещения не чинить". Тогда же Галдан-Цэрен потребовал от сибирских воевод разрешить его людям собирать дань с волостей, плативших какое-то время дань хану Галдану. Речь шла об обложении данью населения, проживающего в бассейнах рек Кондомы, Мрассы и др. Изучив материалы, представленные Кузнецкой воеводской канцелярией, Коллегия иностранных дел рекомендовала Сенату воздержаться от подобного разрешения.

В 1742 г. в Петербург из Джунгарии прибыло посольство во главе с зайсаном Ламой-Даши, представившее канцлеру А.М. Черкасскому большой список волостей, с которых местные сибирские власти запрещали брать дань. В этом реестре назывались енисейские кыргызы, жители Барабы, северные алтайцы и многие другие.

Этот вопрос занял центральное место в личном послании Галдаи-Цэрена императрице Елизавете Петровне. "Из давних времен, - утверждал хунтайджи, - в нашу сторону давали дань теленгуты, бирюсы и уранхайцы, и другие некоторые, а ныне оным от вашей стороны нам дань давать запрещено, того ради прошу оным повелеть по-прежнему обыкновению надлежащую нам дань давать без удержания". Но и на этот раз требования остались без удовлетворения. Более того, в 1745 г. северным алтайцам-двоеданцам было строго запрещено платить джунгарам дань железом и железными изделиями (Потанин, 1866).

Таким образом, вплоть до последних дней существования Джунгарского ханства вопросы о сборе ясака, о принадлежности тех или иных земель и проживавших на них народов Западной и Южной Сибири были одними из самых сложных и острых, нередко являвшихся основой возникновения локальных конфликтов и напряженности в межгосударственных отношениях. Вопросы эти были сняты с повестки дня после разгрома Цинской империей Джунгарского ханства в середине 50-х гг. XVIII в.

(По материалам И.Я.Златкина)

В истории человечества не единожды возникали великие государства, которые на протяжении всего своего существования активно влияли на развитие целых регионов и стран. После себя они оставили потомкам только памятники культуры, которые с интересом изучают современные археологи. Иногда человеку, далекому от истории, сложно даже представить, как могущественны были его предки несколько столетий назад. Джунгарское ханство в течение ста лет считалось одним из самых могущественных государств семнадцатого века. Оно вело активную внешнюю политику, присоединяя к себе новые земли. Историки считают, что свое влияние ханство в той или иной мере оказывало на немногочисленные кочевые и даже Россию. История Джунгарского ханства является ярчайшим примером того, как междоусобицы и неуемная жажда власти могут разрушить даже самое мощное и сильное государство.

Местонахождение государства

Образовалось Джунгарское ханство приблизительно в семнадцатом веке племенами ойратов. В свое время они были верными союзниками великого Чингисхана и после распада Монгольской империи смогли объединиться, чтобы создать мощное государство.

Хочется отметить, что занимало оно обширные территории. Если взглянуть на географическую карту нашего времени и сравнить ее со старинными текстами, то можно убедиться, что Джунгарское ханство тянулось по территориям современных Монголии, Казахстана, Киргизии, Китая и даже России. Ойраты управляли землями от Тибета до Урала. Воинственным кочевникам принадлежали озера и реки, они безраздельно владели Иртышом и Енисеем.

На территориях бывшего Джунгарского ханства находят многочисленные изображения Будды и развалины оборонительных сооружений. На сегодняшний день они не очень хорошо изучены, и специалисты только начинают приоткрывать для себя увлекательную и полную событий историю этого древнего государства.

Кто такие ойраты?

Своему образованию Джунгарское ханство обязано воинственным племенам ойратов. В дальнейшем они вошли в историю как джунгары, но это название стало производным от созданного ими государства.

Сами ойраты являются потомками объединенных племен Монгольской империи. Во времена ее расцвета они составляли мощную часть армии Чингисхана. Историки утверждают, что даже само название этого народа произошло от рода их деятельности. Практически все мужчины с юности занимались военным делом, а боевые отряды ойратов находились во время сражений по левую сторону от Чингисхана. Поэтому с слово «ойрат» можно перевести как «левая рука».

Примечательно, что даже первые упоминания об этом народе относятся к периоду их вхождения в состав Монгольской империи. Многие специалисты утверждают, что благодаря этому событию они в корне изменили ход своей истории, получив мощный толчок к развитию.

После краха Монгольской империи они образовали собственное ханство, которое первое время стояло на одном уровне развития с двумя другими государствами, возникшими на осколках единых владений Чигисхана.

Потомками ойратов являются в основном современные калмыки и западномонгольские аймаки. Частично они расселились на территориях Китая, однако здесь эта этническая группа не слишком распространена.

Образование Джунгарского ханства

Государство ойратов в том виде, в котором оно существовало на протяжении столетия, образовалось не сразу. В конце четырнадцатого века четыре крупных ойратских племени после серьезного вооруженного конфликта с монгольской династией договорились о создании собственного ханства. Оно вошло в историю под названием Дербен-Ойрат и выступило прообразом сильного и мощного государства, которого и добивались кочевые племена.

Если рассказывать кратко, Джунгарское ханство образовалось приблизительно в семнадцатом веке. Однако ученые расходятся во мнении о конкретной дате этого знаменательного события. Одни считают, что государство родилось в тридцать четвертом году семнадцатого столетия, а другие утверждают, что это произошло практически на сорок лет позже. При этом историки называют даже разных личностей, которые возглавили объединение племен и положили начало ханству.

Большинство специалистов после изучения письменных источников того времени и сопоставив хронологию событий, пришло к мнению, что исторической личностью, объединившей племена, был Гумэчи. Соплеменники знали его как Хара-Хула-тайджи. Ему удалось собрать воедино чоросов, дербетов и хойтов, а потом под своим руководством отправить их на войну против монгольского хана. В процессе этого конфликта были затронуты интересы многих государств, в том числе Маньчжурии и России. Однако в итоге произошло разделение территорий, которое и привело к образованию Джунгарского ханства, распространившего свое влияние на всю Среднюю Азию.

Кратко о родословной правителей государства

О каждом из князей, управлявшем ханством, до наших дней сохранились упоминания в письменных источниках. На основе этих записей историки сделали вывод, что все правители относились к одной родоплеменной ветви. Они являлись потомками чоросов, как и все аристократические роды ханства. Если сделать небольшой экскурс в историю, то можно сказать, что чоросы относились к самым могущественным племенам ойратов. Поэтому именно они сумели с первых дней существования государства взять власть в свои руки.

Титул правителя ойратов

Каждый хан помимо своего имени носил определенный титул. Он показывал его высокое положение и высокородность. Титул правителя Джунгарского ханства - хунтайджи. В переводе с языка ойратов он означает «великий правитель». Подобные дополнения к именам были весьма распространены среди кочевых племен Средней Азии. Они стремились всеми силами закрепить свое положение в глазах соплеменников и произвести впечатление на своих потенциальных врагов.

Первым почетный титул Джунгарского ханства получил Эрдэни-Батур, являющийся сыном великого Хара-Хулы. В свое время он присоединился к военному походу своего отца и сумел оказать заметное влияние на его исход. Поэтому неудивительно, что молодого военачальника объединенные племена очень быстро признали своим единственным лидером.

«Ик Цаандж Бичг»: первый и главный документ ханства

Так как государство джунгаров являлось, по сути, объединением кочевников, то для управления ими был необходим единый свод правил. Для его разработки и принятия в сороковом году семнадцатого века был собран съезд всех представителей племен. На него приехали князья со всех отдаленных уголков ханства, многие отправились в долгий путь с Волги и из Западной Монголии. В процессе напряженной коллективной работы был принят первый документ ойратского государства. Его название «Ик Цаандж Бичг» переводится как «Великое Степное Уложение». Сам сборник законов регламентировал практически все стороны жизни племен, начиная от религии и заканчивая определением основной административной и хозяйственной единицы Джунгарского ханства.

Согласно принятому документу главной государственной религией было принято одно из течений буддизма - ламаизм. На это решение повлияли князья самых многочисленных ойратских племен, так как они придерживались именно этих верований. Также в документе упоминалось, что основной административной единицей устанавливается улус, а хан является не только правителем всех племен, входящих в состав государства, но и земель. Это позволяло хунтайджи крепкой рукой управлять своими территориями и мгновенно пресекать любые попытки поднять мятеж даже в самых отдаленных уголках ханства.

Государственно-управленческий аппарат: особенности устройства

Историки отмечают, что административный аппарат ханства тесно переплетался с традициями племенного устройства. Это позволило создать довольно упорядоченную систему управления огромными территориями.

Правители Джунгарского ханства были единоличными правителями своих земель и имели право без участия аристократических родов принимать те или иные решения, касающиеся всего государства. Однако эффективно управлять ханством хунтайджи помогали многочисленные и преданные ему чиновники.

Чиновничий аппарат состоял из двенадцати должностей. Мы перечислим их начиная с самой значимой:

  • Тушимелы. На эту должность назначались только самые приближенные к хану лица. Они занимались в основном общеполитическими вопросами и выполняли роль советников правителя.
  • Джаргучи. Эти сановники подчинялись тушимелам и тщательно отслеживали соблюдение всех законов, параллельно они выполняли судебные функции.
  • Дэмоци, их помощники и албачи-зайсаны (к ним относятся также помощники албачей). Даная группа занималась налогообложением и сбором податей. Однако каждый чиновник заведовал определенными территориями: дэмоци собирали налоги на всех зависимых от хана территориях и вели дипломатические переговоры, помощники дэмоци и албачи распределяли повинности среди населения и собирали налоги внутри страны.
  • Кутучинеры. Чиновники, попадающие на эту должность, контролировали всю деятельность зависимых от ханства территорий. Очень необычно было то, что правители никогда не вводили на завоеванных землях свою систему управления. Народы могли сохранить привычное судопроизводство и другие структуры, что существенно упрощало отношения между ханом и покоренными племенами.
  • Чиновники ремесленного производства. Правители ханства уделяли большое внимание развитию ремесла, поэтому в отдельную группу были выделены должности, отвечающие за те или иные производства. К примеру, улутам подвластны были кузнецы и литейщики, бучинэры отвечали за производство оружия и пушек, а бучины заведовали только пушечным делом.
  • Алтачины. Сановники этой группы следили за добычей золота и изготовлением различных предметов, использующихся в религиозных обрядах.
  • Джахчины. Эти чиновники в первую очередь были охранниками границ ханства, а также при необходимости выполняли роль людей, расследующих преступления.

Хотелось бы отметить, что данный управленческий аппарат практически без изменений просуществовал очень долго и был очень эффективен.

Расширение границ ханства

Эрдэни-Батур, несмотря на то что государство изначально имело довольно обширные земли, стремился всеми возможными способами увеличить свои территории за счет владений соседних племен. Его внешняя политика была крайне агрессивна, однако она обуславливалась ситуацией на границах Джунгарского ханства.

Вокруг государства ойратов расположилось множество племенных союзов, которые постоянно враждовали между собой. Одни просили помощи у ханства и в обмен присоединяли свои территории к его землям. Другие же пытались напасть на джунгаров и после поражения попадали в зависимое положение от Эрдэни-Батура.

Подобная политика позволила за несколько десятилетий заметно расширить границы Джунгарского ханства, превратив его в одну из самых сильных держав на территории Средней Азии.

Расцвет ханства

До конца семнадцатого века все потомки первого правителя ханства продолжали вести его внешнюю политику. Это привело к расцвету государства, которое, кроме военных действий, активно торговало с соседями, а также развивало земледелие и скотоводство.

Галдан, являющийся внуком легендарного Эрдэни-Батура, шаг за шагом завоевывал новые территории. Он воевал с Халхасским ханством, казахскими племенами и Восточным Туркестаном. В итоге армия Галдана пополнилась новыми воинами, готовыми к сражению. Многие говорили, что со временем на развалинах Монгольской империи джунгары воссоздадут новую великую державу под своим флагом.

Данному исходу событий отчаянно противился Китай, который видел в ханстве реальную угрозу для своих границ. Это вынудило императора втянуться в военные действия и объединиться с некоторыми племенами против ойратов.

К середине восемнадцатого века правителям ханства удается урегулировать практически все военные конфликты и заключить перемирие со своими древними врагами. Возобновилась торговля с Китаем, Халхасским ханством и даже Россией, которая после разгрома отряда, посланного возвести Ярмышевскую крепость, крайне настороженно относилась к джунгарам. Приблизительно в этот же период времени воискам хана удалось окончательно сломить казахов и присоединить их земли.

Казалось, что впереди государство ждет только процветание и новые свершения. Однако история приняла совсем иной оборот.

Падение и разгром Джунгарского ханства

В момент наивысшего расцвета государства обнажились его внутренние проблемы. Приблизительно с сорок пятого года семнадцатого века претенденты на престол начали долгую и ожесточенную борьбу за власть. Она продолжалась в течение десяти лет, за которые ханство теряло свои территории одни за другими.

Аристократия настолько увлеклась политическими интригами, что пропустила, когда один из потенциальных будущих правителей Амурсана попросил помощи у китайских императоров. не преминула воспользоваться этим шансом и ворвалась в пределы Джунгарского ханства. Воины нещадно вырезали местное население, по некоторым сведениям, умерщвлено было около девяноста процентов ойратов. Во время этой бойни умирали не только воины, но и дети, женщины, а также старики. К концу пятьдесят пятого года восемнадцатого века Джунгарское ханство полностью прекратило свое существование.

Причины уничтожения государства

На вопрос, «почему пало Джунгарское ханство», ответить крайне просто. Историки утверждают, что государство, которое на протяжении сотни лет вело захватнические и оборонительные войны, может сохранять себя только за счет сильных и дальновидных лидеров. Как только в веренице правителей появляются слабые и неспособные взять власть в свои руки претенденты на титул, это становится началом конца любого подобного государства. Парадоксально, но то, что выстраивалось великими военачальниками на протяжении долгих лет, оказалось полностью нежизнеспособно в междоусобной борьбе аристократических родов. Джунгарское ханство погибло на пике своего могущества, практически полностью потеряв создавший его когда-то народ.