Василий шульгин биография. «Даже не желая этого, мы революцию творили. Дворянин с безупречным прошлым

Василий Витальевич Шульгин родился 1 января 1878 года в Киеве. Он был сыном профессора Киевского университета Виталия Яковлевича Шульгина, основателя и издателя газеты «Киевлянин». Матерью была ученица отца.

К сожалению, отец Шульгина умер, когда ему был всего год от рождения. Но Василию Витальевичу повезло с отчимом. Им стал профессор университета, экономист, впоследствии член Государственного Совета Д. И. Пихно.

Окончив киевскую гимназию, Василий поступает в Киевский университет, где изучал право. Уже в университете у него сформировалось негативное отношение к революции. Этому послужили поступки революционно настроенных студентов.

Закончив в 1900-ом университет, он отбывал воинскую повинность с 1901-1902 годы. Вышел в запас прапорщиком. После этого некоторое время жил в деревне, но к 1905 стал ведущим сотрудником газеты «Киевлянин», которой на тот момент руководил его отчим. А уже с 1911г становится главным редактором детища своего покойного отца.

С 1907г он полностью посвящает себя политике, был депутатом II-IV Государственных дум от Волынской губернии. Входил во фракцию русских националистов и умеренных правых. В 1913-ом Шульгин выступил на страницах своей газеты по делу Бейлиса, обвинив прокуратуру в фальсификации дела и предвзятости. Номер газеты был конфискован властями, а сам автор был приговорен к трем месяцем тюрьмы.

Дальше началась Первая мировая война и Василий Витальевич пошел добровольцем на фронт, где был ранен. Уже в 1915-ом выходит из фракции националистов и образовывает Прогрессивную группу националистов, а позднее становится членом бюро Прогрессивного блока от фракции прогрессивных националистов, член Особого совещания по обороне.

27 февраля 1917 года Василий Шульгин был избран в состав Временного комитета Государственной Думы. Он и А.И. Гучков 2 марта того же года отправляются в Псков принимать документ об отречении Николая II от престола в пользу великого князя Михаила Александровича, а уже 3 марта он присутствовал при отказе Михаила Александровича от престола и участвовал в составлении и редактировании акта отречения.

На государственных совещаниях высказывался против отмены смертной казни, против выборных комитетов в армии, за сильную власть против автономии Украины, поддержал программу генерала Л. Г. Корнилова. Был членом основанной П. Б. Струве «Лиги русской культуры». В конце августа был арестован как корниловец и редактор газеты «Киевлянин» по постановлению Комитета охраны революции. Вскоре был освобожден. Уже в октябре в Киеве возглавил «Русский национальный союз».

После переворота 25-го октября становится основателем тайной осведомительной организации под названием «Азбука». Впоследствии эта организация станет альтернативной разведывательной службой Добровольческой армии. Уже в начале 1918 ездил в Новочеркасск и стал одним из основателем Добровольческой армии вместе с Деникиным .

Разработал «Положение об "Особом совещании при Верховном руководителе Добровольческой армии", членом которого стал с ноября 1918. В конце 1918г выпускал газету «Россия», в которой пропагандировал монархизм и национализм. С января 1919г Шульгин возглавил комиссию по национальным делам. А с августа продолжил выпуск «Киевлянина».

После крымского краха Врангеля Василию придется отправиться в эмиграцию, это случится в ноябре 1920. Сначала последует Константинополь, где он будет включен Врангелем в «Русский совет». С 1922-23г побывает в Болгарии, Германии и Франции. А с 1924 года будет находиться в Сербии. Там он много печатается эмигрантской периодике и выпускает мемуарные очерки.

В конце 1925- начале 1926г побывает нелегально в России. Шульгина пригласит подпольная антисоветская организация «Трест». Как окажется позднее, эта организация находилась под контролем Государственного политического управления. В России он успел побывать в родном Киеве, Москве и Петербурге. Позднее он напишет книгу «Три столицы: Путешествие в красную Россию» об изменениях России после революции.

Василий Шульгин был членом Русского общевоинского союза (РОВС) с 1924, Национально-трудового союза нового поколения (с 1933); живя в Югославии, работал бухгалтером. В декабре 1944-го в Югославию вступила Красная Армия. 24 декабря 1944 года Шульгина арестовали и отправили во внутреннюю тюрьму МГБ в Москве.

Так в возрасте 63-лет за прежнюю контрреволюционную деятельность его осудили на 25 лет. Свой срок он отбывал во Владимире. В 1956г был освобожден и направлен в дом инвалидов в Гороховце. Позднее в 1961 был гостем XXII съезда КПСС. Снялся в документально-художественном фильме «Перед судом истории». Василий Витальевич умер 15 февраля 1976 года. Ему шел 99-ый год. Он чуть-чуть не дожил до ста лет.

Российский политический деятель, публицист Василий Витальевич Шульгин родился 13 января (1 января по старому стилю) 1878 года в Киеве в семье историка Виталия Шульгина. Его отец умер в год рождения сына, мальчика воспитывал отчим, ученый-экономист Дмитрий Пихно, редактор монархической газеты "Киевлянин" (сменил на этой должности Виталия Шульгина), впоследствии — член Государственного Совета.

В 1900 году Василий Шульгин окончил юридический факультет Киевского университета, еще год учился в Киевском политехническом институте.

Был избран земским гласным, почетным мировым судьей, стал ведущим журналистом "Киевлянина".

Депутат II, III и IV Государственной думы от Волынской губернии. Впервые избран в 1907 году. Первоначально входил во фракцию правых. Участвовал в деятельности монархических организаций: являлся действительным членом Русского собрания (1911-1913) и входил в состав его совета; принимал участие в деятельности Главной палаты Русского народного союза им. Михаила Архангела, являлся членом комиссии по составлению "Книги русской скорби" и "Летописи погромов смутных 1905-1907 годов".

После начала Первой мировой войны Шульгин пошел на фронт добровольцем. В звании прапорщика 166-го Ровенского пехотного полка Юго-Западного фронта участвовал в боях. Был ранен, после ранения возглавлял земский передовой перевязочно-питательный отряд.

В августе 1915 года Шульгин вышел из фракции националистов в Государственной думе и образовал Прогрессивную группу националистов. Одновременно он вошел в состав руководства Прогрессивного блока, в котором видел союз "консервативной и либеральной части общества", сблизившись с бывшими политическими противниками.

В марте (феврале по старому стилю) 1917 года Шульгин был избран в состав Временного комитета Государственной думы . 15 марта (2 марта по старому стилю) он, вместе с Александром Гучковым, был направлен в Псков для переговоров с императором и присутствовал при подписании манифеста об отречении в пользу великого князя Михаила Александровича, о чем впоследствии подробно написал в своей книге "Дни". На следующий день — 16 марта (3 марта по старому стилю) он присутствовал при отказе Михаила Александровича от престола и участвовал в составлении и редактировании акта отречения.

По заключению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 ноября 2001 года он был реабилитирован.

В 2008 году во Владимире на доме №1 по улице Фейгина, где Шульгин жил с 1960 года по 1976 год, установлена мемориальная доска.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Василий Шульгин не был простым участником революции. Именно он, депутат трех Государственных Дум и отчаянный монархист, как ни парадоксально, принимал отречение Николая II, а позднее стал одним из организаторов и идеологов Белого движения. Тем ценнее обнаруженное в архиве неизвестное свидетельство Шульгина, в котором он пытается объяснить причины русской революции и Гражданской войны. Возможно, это редкое свидетельство еще немного приблизит нас к пониманию трагических событий революционной поры, столетний юбилей которых не за горами.

Валерий Левицкий и Василий Шульгин

В богатейшем собрании воспоминаний эмигрантов из "Пражской коллекции" Государственного архива Российской Федерации отложились мемуары кадета Валерия Михайловича Левитского (1886-1946). Левитский относился к числу людей, активно не принявших революцию и участвовавших в Белом движении. Деятельнее всего он проявил себя на ниве журналистики, активно сотрудничая с виднейшим деятелем белого лагеря Василием Витальевичем Шульгиным (1878-1976) 1 . Левитский публиковался в екатеринодарской газете "Россия", редактором которой был Шульгин; в одесской газете - с тем же названием, ставшей фактической правопреемницей екатеринодарского издания; был редактором "Великой России", выходившей, в свою очередь, в Екатеринодаре и Ростове-на-Дону. Левитский не был фигурой первого ряда так называемой "русской общественности" - он не был личностью, подобной Шульгину или Милюкову; вместе с тем Левитский работал в "команде" Шульгина и был достаточно политически близким ему человеком. Именно поэтому Василий Витальевич счел возможным предпослать к так и не опубликованным в полном объеме воспоминаниям Валерия Михайловича, получившим название "Борьба на Юге" 2 , краткое предисловие, публикуемое на страницах нашего журнала.


"Неответные" вопросы

В этом тексте Шульгин предпринял попытку объяснить происхождение русской революции, Гражданской войны и поражения в ней Белого движения, что перекликается с опубликованным в 2010 г. дневником В.В. Шульгина за февраль 1918 г. 3 Всю свою жизнь Шульгин пытался дать себе ответ на эти "неответные" вопросы: почему произошла революция? Обречено ли было самодержавие? Почему в Гражданской войне победили красные, а не белые? Были ли белые нравственными победителями в этой войне? Нам кажется, что Шульгин подошел к ответу на эти вопросы ближе, чем другие мыслители его времени.

Подчеркнутая романтичность, характерная для Шульгина, проявлялась и в его взглядах на Белое движение. Сам Шульгин свою концепцию Белого движения охарактеризовал как "утопию монархиста", отмечая, что основная предпосылка Белого дела - "повиновение вождю", отмечая, что "его (вождя. - А.П.) совесть решает, что можно и должно, а что нет. Остальные повинуются" 4 . Как раз с этим-то "повиновением", полагал Шульгин, в решающий момент все оказалось неважно. В частности, Шульгин, обладавший исключительным литературным талантом, утверждал, что армия Деникина проиграла потому, что белые "не остались на высоте белизны... (отточия принадлежат В.В. Шульгину. - А.П.) Но этого и не могло быть... Ведь если бы мы были белые по природе своей, никакой революции не произошло бы. Из подлинно белых рук власть не вырывают... Мы не были белыми по существу, и поэтому произошла революция. Но когда она произошла, мы, будучи серенькими и грязненькими, все же бросились на защиту белого знамени, поднятого несколькими русскими, которых Россия может не стыдиться... Грешные, мы пошли за святыми... Трусы, мы пошли за героями. Низкие душой, мы пошли за идеалом Белой борьбы. И хотя часто пачкали мы белое знамя своими грязными руками, но все же держали его над Россией сколько смогли, не щадя живота своего и обильно поливая его подножие пусть грешной, но все же собственной кровью" 5 . То есть, по Шульгину, причина поражения - "Серые" и "Грязные", которых к Белой армии, "увы, примазалось не малое число" 6 .

Первые, как указывал Василий Витальевич, "прятались и бездельничали, вторые крали, грабили и убивали не во имя тяжкого долга, а собственно ради садистского, извращенного грязно-кровавого удовольствия..." 7 . "Серые" и "Грязные" теряют честь и мораль - значит, Белые проигрывают, ибо, по убеждению Шульгина, "белое дело не может быть выиграно, если потеряна честь и мораль" 8 .

Белые, как писал Шульгин в дни крушения деникинского фронта, возненавидели русский народ, "окрасноармеились" и, фактически приняв большевистский лозунг "Грабь награбленное!" применительно к своим же соотечественникам, тем самым "подали Ленину руку через фронт" 9 . Армия устала от лишений и пожелала получить трофеи от "благодарного населения": "Микроб своеволия охватил всю армию. Она очнулась, как известно, только в Крыму, потеряв все свои завоевания", - комментировал эти события В.В. Шульгин в одной из своих статей 10 .


Добровольцы, зловольцы и безвольцы

Добровольцы, по словам Шульгина, стали превращаться в Зловольцев: "Рядом с увядающей лилией доброволия распускался буйный будяк Зловолия. Зловольцы быстро раскусили секрет деникинского царства - царства "диктатуры на словах", отсутствие той железной воли, перед которой радостным строем стоят Добрые и перед которой, скрипя зубами, склоняются Злые. Зловольцы отлично поняли, что можно безнаказанно предаваться своей природе. Что же касается третьей стихии - большого пласта, лежащего между добровольцами и зловольцами, - именно Безвольцев, то для них находилось чудное оправдание: раз начальство о нас не заботится, то мы имеем право сами о себе позаботиться. Раз Деникин не дает, надо самим взять. Как только было произнесено это слово: "самим взять", все покатилось по наклонной плоскости. Плоскость эта характеризуется двумя истинами; одной русской: "душа меру знает", а другой французской: "аппетит приходит во время еды"... И пошло. Зловольцы "ловчились", Зловольцы крали, Зловольцы грабили, Зловольцы убивали, а население, смотря на все это, горестно воздевало руки к небу: вот тебе и Добровольцы! Оно не знало, что добровольцев собственно уже нет, а есть плохо дисциплинированная армия из обыкновенных русских людей, у которых "бугор собственности" к тому же никогда не отличался чрезмерным развитием" 11 .

Белые перестали быть белыми, и в этом причина их поражения. К тому же контрреволюция, как считал Шульгин, не смогла выдвинуть ни одного нового имени ни в области военной, ни в области гражданского управления: "новых людей нет, а старых и мало и пали они духом" 12 .

Уже в эмиграции Шульгин писал, детализируя предыдущее утверждение: "В этом и была наша трагедия. Ведь революция произошла именно потому, что человеческий Stoff (материал.- нем. - А.П.), составлявший государственную ткань, не выдержал и лопнул. И вот теперь из этих клочков, из лоскутков невыдержавшего материала приходилось отстраивать заново российское государство. Если бы еще была уверенность, что клочки Stoff`а за время революции улучшились в смысле добротности. Так ведь нет. В массе они скорее ухудшились. Хотя и поумнели политически, но нравственно еще более разболтались" 13 . Вместе с тем Шульгин отмечал: "Да, наш путь казался славным тогда... Через короткое время он стал только "крестным", тяжелым, но слава отлетела. Все равно... Пройдут большие годы, и слава вернется... Потому что при всех наших недостатках мы все-таки оказались из того штофа, который нельзя было "скотом бессловесным" вести на бойню: мы не пошли, мы взялись за винтовки и дали "бой"... Нас победили, но мы отстояли свое право называться людьми... В этом наша слава, и ее воздадут нам потомки" 14 .

Левитский, отправляя свою рукопись в Пражский архив, датировал "Борьбу на Юге" 1923м годом, однако под предисловием В.В. Шульгина поставлена другая дата - 15 октября 1922 г., Прага. Название дано публикатором.


В.В. Шульгин Предисловие

Так называемая "Борьба на Юге", другими словами, трагедия, связанная с именами Алексеева, Корнилова, Деникина и Врангеля, еще не имеет[ни] своего внешнего историка, ни своего внешнего истолкования, ни Гомера, ни Софокла. Еще не наступило время охватить этот грандиозный процесс общим и верным рисунком, в котором главное будет на первом месте, детали на своем, а автор историк из норки очевидца, хорошо знающего только свой кусочек, поднимется на высоту, с которой будет разворачиваться вся панорама. Сейчас мы еще в полосе личных переживаний. Иначе не может быть и этим нечем смущаться. Ведь для того чтобы интегрировать, надо написать сначала дифференцированное уравнение. Мы - те, кто были в той или иной форме участниками южнорусской борьбы, можем написать дифференцированное уравнение, т. е. записать процесс в бесконечно малых, и от этого, насколько правильно мы его напишем, будет зависеть и интеграл, т. е. глава русской революции, именуемая белое движение, представленная не в элементах, а во всей ее ценности. При этом надо еще помнить, что вполне естественные, но преждевременные наши попытки обобщений, т.е. интегрирования теперь же, надо рассматривать только как элементы. Ведь эти попытки есть сгущение взглядов участников событий на происходящее. Взгляды эти могут быть правильны или нет, но, во всяком случае, они являлись действительными силами, в той или иной мере влиявшими на развитие событий. Вполне удержаться от обобщений значило бы утаить причины, в силу которых люди поступили так иначе.

Истинным виновником нашей трагедии было обывательское равнодушие, легкомыслие и аморальность. Русский обыватель, из-за спасения которого в сущности шла борьба, сначала полагал, что лучше всего он спасется, если будет сидеть тихо и мирно. Поэтому в начале, когда Добровольческая армия была действительно добровольческой, он поставлял добровольцев в ничтожном для России количестве. Когда же армия генерала Деникина перешла к системе мобилизаций, мобилизованный обыватель отомстил тем, что выявил свою истинную, далеко не белую натуру... Обывательщина заполнила войска и администрацию. Она влила в Белое движение свои обычные качества: неврастеническую раздражительность, непостоянство, расточительность, неодолимую потребность к злословию и злопыхательству и полное отсутствие уважения к чужой собственности. Это была та самая русская обывательщина или общественность, которая столько лет сочувственно наблюдала, как политиканы разных мастей подучивали мужика грабить помещика, праздновали убийства министров и городовых, отбивали ладони, рукоплеская тенорам и басам из студенческой молодежи, затягивавшим "Дубинушку". Народ проснулся; дубину нашел и ухнул... Только одним концом по помещикам, генералам и министрам, а другим по этой самой русской интеллигенции, которая столько вызывала и, наконец, вызвала дубинушку. От неожиданного удара мозги обывателя-интеллигента своротились слева направо, но и только: дубинушка не могла переменить сущности, основы его натуры. Поэтому, когда он получил винтовку из белых рук генерала Деникина "для спасения России", он вместо этого занялся делом, более отвечающим его духовной консистенции: вместо одного помещика грабил и помещика, и крестьян, и кого попало. Вместо министров и городовых убивал "жидов" и безоружных "коммунистов". А вместо дубинушки тайно и явно мечтал о том, как бы перевешать всех "кадетов", разумея под этим именем всех, кто старался обуздать его дикость.

Напрасно горсточка истинно белых боролась с этим желтым потоком. Их могла привести в чувство только страшная катастрофа: она и разразилась. В точности повторилась история крестовых походов. Высокая идея освобождения Гроба Господня превышала силы немногочисленных истинных крестоносцев. Пришлось опираться на более широкие круги, мобилизовать общество. Тогдашняя широкая общественность состояла из "розовой", понимавшей мужество как право пьянствовать, играть в кости, бандитствовать по большим дорогам и дико ссориться между собой. Когда их призвали к святому делу, они его затоптали в грязь. И тем не менее крестовые походы навсегда остались в памяти человечества, как высокий порыв, зародившийся в нравственных безднах Средневековья. Такую же светлую память оставит после себя дело Алексеева, Корнилова, Деникина и Врангеля.

Наша общая ошибка, если можно в этом случае говорить об ошибках, состояла в том, что мы переоценили этот человеческий материал, которым оперировали, загипнотизированные примерами необычайной доблести настоящих белых добровольцев, мы приписали эти качества и всей обывательщине, которую включили в свои ряды. Мобилизовав эту обывательщину, мы поставили перед ней сверхгероическую задачу. Может быть и естественно, что обыватель не мог ее выполнить. Большевики победили нас чувством реальности. К концу 1919 года со всякой идеализацией большевистского движения было покончено. "Рай" был погребен ужасом созданной ими жизни, их моральный облик внушал только отвращение. Но он внушал и страх. Это большевики поняли. Поняли и использовали вовсю, террором и дисциплиной они взнуздали русского обывателя и погнали его на белых. Они не ставили героических задач, они не требовали подвига, они требовали повиновения, повиновение им было оказано.

ГАРФ. Ф. Р-5881.
Оп. 2. Д. 449. Л. 1 в - 1 е. Машинопись с рукописными вставками.

Примечания

1. Подробнее о Шульгине в годы Гражданской войны см.: Пученков А.С. Национальная политика генерала Деникина (весна 1918 - весна 1920 гг.). СПб., 2012. С. 169-180, 191-200, С. 246-259; Он же. Украина и Крым в 1918 - начале 1919 года. Очерки политической истории. СПб., 2013. С. 22-39, С. 102-105 .
2. Публикацию фрагмента воспоминаний В.М. Левитского см: Пученков А.С. Украина и Крым в 1918 - начале 1919 года. С. 238-246.
3. Шульгин В.В. "Создалось положение просто дьявольское..." (Дневник февраля 1918 года) / Вступительная статья, публикация и комментарии А.С. Пученкова // Русское прошлое. Историко-документальный альманах. 2010. Кн. 11. С. 98-109.
4. ГАРФ. Ф. Р-5974. Оп. 1. Д. 15. Л. 28, 79.
5. Там же. Л. 92-93.
6. Шульгин В.В. Что нам в них не нравится: Об антисемитизме в России. СПб., 1992. С. 67.
7. Шульгин В.В. Дни. 1920: Записки. М., 1989. С. 527.
8. Там же. С. 294.
9. Шульгин В. Дубровские // Великая Россия (Новороссийск). 1920. 8 февраля.
10. Шульгин В. Русский исход // Русская газета. 1924. 7 мая.
11. Шульгин В. В отпуску // Новое время (Белград). 1924. 28 июня.
12. Шульгин В. "Тыл отстает от фронта" // Киевлянин. 1919. 1 сентября.
13. ГАРФ. Ф. Р-5974. Оп. 1. Д. 18. Л. 97.
14. Там же. Л. 123.

19.01.2011 - 11:49

Этот человек поражал окружающих. Монархист, идеолог и вдохновитель белогвардейского движения, позже «нашедший» плюсы в советском строе, который продержал его долгие в тюрьме и уничтожил семью. Кто же он был - знаменитый Василий Шульгин, политик, утверждавший: «Я всю жизнь занимался политикой и всю жизнь ненавидел ее»?

Депутат Государственной Думы

Родился этот удивительный человек 1(13) января 1878 г в Киеве. Его отец - профессор всеобщей истории в Киевском университете, редактор либеральной газеты «Киевлянин». Он скончался в год рождения сына, и Василия воспитывал отчим - патриот и монархист профессор-экономист Д. И. Пихно, который так же стал и редактором «Киевлянина».

Окончив гимназию, Шульгин учился на юридическом факультете Киевского университета. Тогда впервые обнаружилась некая странная раздвоенность его сознания - Шульгин выступает против еврейских погромов, но позиционирует себя как антисемит. В 1900 он стал ведущим журналистом, а позже и главным редактором «Киевлянина».

Во время русско-японской войны Шульгин был призван в армию в чине прапорщика запаса полевых инженерных войск и служил в 14-м саперном батальоне, но в военных действиях тогда не участвовал.

В 1907 Шульгин начинает всерьез заниматься политикой - становится депутатом Государственной Думы от Волынской губернии, членом монархической фракции националистов.

Несколько раз его принимал Николай II. Шульгин тогда выступал с поддержкой действий Столыпина, поддерживая не только его знаменитые реформы, но и меры для подавления революционного движения. В 1913 году Шульгин выступил в газете с резкой критикой действий правительства. За эту статью он был приговорен к тюремному заключению на 3 месяца «за распространение в печати заведомо ложных сведений о высших должностных лицах», а номер газеты был конфискован. Те экземпляры, которые уже разошлись, перепродавались по 10 рублей.

Войны и революции

Когда началась Первая мировая война, Шульгин отправился добровольцем на фронт, участвовал в боях, был ранен, а затем возглавил земский передовой перевязочно-питательный отряд. Позже он активно занимался политикой, заседал в Думе, вышел из фракции националистов и создал «Прогрессивную партию националистов».

Затем февральская революция, в гуще которой варится Шульгин - 27 февраля 1917 года он избран в состав Временного Комитета Государственной думы. Именно он вместе с Гучковым принимал отречение Николая II...

После революции Шульгин создает при армии Деникина тайную организацию «Азбука» - разведывательное отделение. Все ее агенты имели подпольные клички - буквы алфавита. Основной задачей этой организации был сбор и анализ сведений о внутреннем и внешнем положении России. Отделение имело агентуру во многих городах России и всего мира.

В ноябре 1917 Шульгин встретился с генералом М.В. Алексеевым и принял участие в формировании Добровольческой армии. Одновременно он редактировал в различных городах газету «Великая Россия», в которой пропагандировал белую идею. Но позже, видя разложение белого движения, Шульгин написал: «Белое дело начиналось почти что святыми, а кончили его почти что разбойники».

В 1920 году Шульгин жил в Одессе. Белая армия, интеллигенция, буржуазия в панике покидала страну. После вступления Красной армии в Крым Шульгин, растеряв трех своих сыновей и жену, эмигрировал.

На пароходе Шульгин познакомился с дочерью генерала Д.М. Сидельникова Марией Дмитриевной, которая была почти вдвое моложе его - и началась любовь, которой было суждено пережить много страданий. За границей Шульгин нашел первую жену и добился ее согласия на развод. Судьба первой супруги закончилась трагично - она покончила жизнь самоубийством. Потеря сразу и семьи и страны не прошла для нее даром...

Шульгин поселился в Югославии и активно участвовал в контрреволюционном движении. Он связался с руководством подпольной антисоветской организации «Трест» и в 1925 году нелегально посещал СССР.

Впечатления от поездки в СССР Шульгин изложил в книге «Три столицы» - с подробным описанием увиденного в СССР. После того как в СССР выяснилось, что Шульгин сумел проникнуть за железный занавес, все его перемещения и встречи проходили под контролем ОГПУ.

Когда Гитлер напал на Россию, Шульгин, ранее приветствовавший идеи националистов, все же сумел разглядеть угрозу для страны. Он не стал бороться с нацистами, но и не служил им. Это спасло его от смертельной карающей руки Советов, но не избавило от тюрьмы.

Владимирский централ - этапом из Югославии

В 1944 году Шульгин получил открытку из советского посольства - с просьбой зайти «с целью упорядочения некоторых формальностей». Шульгин отправился в посольство - и был арестован. После проведения первичного допроса Шульгин был вывезен в Москву.

После предъявления обвинения и проведения следствия, которое продолжалось более двух лет, Шульгин был приговорен к тюремному заключению сроком на 25 лет. Срок Шульгин отбывал в знаменитой Владимирской тюрьме. Среди его сокамерников были писатель и философ Д.Л. Андреев - сын Леонида Андреева, князь П.Д. Долгоруков, академик В. Парин.

После 20 съезда КПСС Шульгин был освобожден. Вначале он жил в доме престарелых, а затем ему позволили поселиться с женой - но квартирный вопрос, как водится, решен не был. Тогда Шульгин, будучи уже весьма пожилым и больным человеком, решительно объявляет голодовку, и вскоре им предоставляют свой угол, а затем и однокомнатную квартиру.

Кстати, Шульгин, за годы мытарств в СССР приобрел некоторую практичность, которую вряд ли бы можно было ожидать от мыслителя и потомственного избалованного интеллигента в других условиях. Так, он оформил половину пенсии на свою жену, чтобы в случае его смерти она не осталась без средств существования. Но жена, хотя и была значительно моложе, умерла раньше.

Очевидцы жизни Шульгина во Владимире рассказывали, что когда супруга скончалась, он поселился в деревне рядом с кладбищем и жил там до 40-ого дня - прощался с той, что любила его столько лет... Когда монархист вернулся в город, выяснилось, что «доброжелатели», опекавшие его, украли кое-какие золотые вещи супруги - единственное, что оставалось у старика.

Человек-эпоха

Шульгиным интересовались многие знаменитые люди - еще бы, человек, который был непосредственным участником роковых событий XX века. К нему приезжали писатели, сценаристы, режиссеры - как к живому свидетелю Истории. Шульгин давал консультации писателю Льву Никулину, написавшему книгу «Мертвая зыбь». Позже по ней был снят знаменитый фильм «Операция "Трест». Шульгин снялся в художественно-публицистическом фильме «Перед судом истории», сыграв самого себя...

В 1961 году в изданной стотысячным тиражом книге «Письма к русским эмигрантам» Шульгин признал: то, что делают коммунисты, совершенно необходимо для народа и спасительно для всего человечества. Впоследствии Шульгин сказал об этой своей работе: «Меня обманули» - перед этим он ездил по стране, и ему демонстрировали "достижения советской власти".

Но даже похвала власти не помогла Шульгину, когда нашелся его сын Дмитрий, живущий в США. Шульгин обратился с просьбой к властям о поездке, но ему отказали - под предлогом... приближающейся годовщины Октябрьской революции. Шульгин возмущался: «После того, как я написал благоприятно для Советов, мне нельзя ехать за границу. Почему? Потому, что куда бы я теперь ни поехал, меня запрут в "каземат". Зачем? Затем, чтобы я там написал, что меня силой принудили написать благоприятное о Советах»... Шульгин так и остался совершенно один и умер в 1976 г - на 99-ом году жизни.

  • 2912 просмотров

Шульгин Василий Витальевич - (13 января, 1878-15 февраля, 1976) -русский националист и публицист. Депутат второй, третьей и четвёртой Государственной думы, монархист и участник Белого движения.

Шульгин родился в Киеве в семье историка Виталия Шульгина. Отец Василия умер за месяц до его рождения, и мальчика воспитывал отчим, учёный-экономист Дмитрий Пихно, редактор монархической газеты «Киевлянин» (сменил на этой должности В. Я. Шульгина), впоследствии - член Государственного Совета. Шульгин изучал право в Киевском университете. Негативное отношение к революции сформировалось у него ещё в университете, когда он постоянно становился очевидцем беспорядков, организованных революционно настроенными студентами. Отчим Шульгина устроил его на работу в свою газету. В своих публикациях Шульгин пропагандировал антисемитизм. В силу тактических соображений Шульгин выступил с критикой дела Бейлиса, поскольку было очевидно, что этот одиозный процесс играл на руку только противникам монархии. Это послужило поводом для критики Шульгина со стороны некоторых радикальных националистов, в частности, М. О. Меньшиков назвал его «еврейским янычаром» в своей статье «Маленький Золя»

В 1907 г. Шульгин стал членом Государственной Думы и лидером фракции националистов в IV Думе. Он отстаивал крайне правые взгляды, поддерживал правительство Столыпина, включая введение военно-полевых судов и другие неоднозначные реформы. С началом Первой мировой войны Шульгин ушёл на фронт, но в 1915 г. был ранен и вернулся.27 февраля 1917 г. Советом старейшин Думы В.В. Шульгин был избран во Временный комитет Государственной думы, который брал на себя функции правительства. Временный комитет принял решение, что император Николай II должен немедленно отречься от престола в пользу сына Алексея при регентстве его брата великого князя Михаила Александровича.

02 марта к царю в Псков для переговоров Временный комитет направил В.В. Шульгина и А.И. Гучкова. Но Николай II подписал Акт об отречении от престола в пользу брата великого князя Михаила Александровича. 03 марта В.В. Шульгин принимал участие в переговорах с великим князем Михаилом Александровичем, в результате которых тот отказался принимать престол до решения Учредительного собрания. 26 апреля 1917 г. В.В. Шульгин признавался: "Не скажу, что вся Дума целиком желала революции; все это было бы неправдой....Но, даже не желая этого, мы революцию творили".

В.В. Шульгин всячески поддерживал Временное правительство, но, видя его неспособность навести порядок в стране, в начале октября 1917 г. переехал в Киев. Там он возглавил "Русский национальный союз".

После Октябрьской революции В.В. Шульгин создал в Киеве подпольную организацию "Азбука" с целью борьбы с большевизмом. В ноябре-декабре 1917 г. отправился на Дон в Новочеркасск, участвовал в создании белой Добровольческой армии. С конца 1918 г. редактировал газету "Россия", потом "Великая Россия", воспевая монархические и националистические принципы и чистоту "белой идеи". Когда надежда на приход к власти антибольшевистских сил была потеряна, Шульгин сначала перебрался в Киев, где принимал участие в деятельности белогвардейских организаций («Азбука»), позже эмигрировал в Югославию.

В 1925-26 гг. он тайно посетил Советский Союз, описав свои впечатления от НЭПа в книге Три столицы. В эмиграции Шульгин поддерживал контакты с другими деятелями Белого движения до 1937 г., когда он окончательно прекратил политическую деятельность.В 1925-1926 гг. нелегально прибыл в Россию, побывал в Киеве, Москве, Ленинграде. Посещение СССР описал в книге "Три столицы", свои впечатления подытожил словами: "Когда я шел туда, у меня не было родины. Сейчас она у меня есть". С 30-х гг. жил в Югославии.

В 1937 г. отошел от политической деятельности. Когда в 1944 г. советские войска вступили на территорию Югославии, В.В. Шульгин был арестован и препровожден в Москву. За "враждебную коммунизму и антисоветскую деятельность" он был приговорен к 25 годам заключения. Срок отбывал во Владимирской тюрьме, работал над воспоминаниями. После смерти И.В. Сталина в период широкой амнистии политзаключенных в 1956 г. был освобожден, поселился во Владимире.

В 1960-х гг. призывал эмиграцию отказаться от враждебного отношения к СССР. В 1965 г. он снялся в документальном фильме "Перед судом истории": В.В. Шульгин,сидя в Екатерининском зале Таврического дворца,где заседала Государственная дума, отвечал на вопросы историка.