Николаевское Инженерное училище. История военных училищ Инженерно саперное училище

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова продолжает боевые и славные традиции Таллинского военно-пехотного училища, формирование которого началось 17 августа 1940 года в военном городке Тонди, в Таллине — столице Эстонии. Первоначально училище состояло из двух батальонов: 1 батальон был укомплектован красноармейцами - участниками боев с белофиннами, молодежью г. Ленинграда и Ленинградской, Псковской и Новгородской областей; 2 батальон был полностью укомплектован молодежью Эстонской республики.

С началом Великой Отечественной войны учебный процесс в училище был прерван, училище получает приказ Командующего Северо-Западным фронтом: создать вместе с рабочими отрядами мощный район обороны на подступах к г. Таллину, нести патрульную службу в городе, вести борьбу с агентурой противника, бандитизмом, а также выполнять задания по минированию танкоопасных направлений и объектов, подлежащих уничтожению. При выполнении этих задач, мужество и героизм стали нормой поведения для офицеров и курсантов училища. Как бы не важно было выполнение боевых задач на фронте, война не снимала с училища его главную задачу - подготовку для фронта командирских кадров. По приказу Народного Комиссара обороны училище было выведено из района боевых действий и эвакуировано в тыл.

15 июля училище на двух эшелонах покинуло Таллин. Дорога была тяжелая. Эшелоны неоднократно попадали под обстрел вражеских войск. На железнодорожных станциях курсанты оказывали помощь населению по ликвидации очагов пожаров, спасению государственного имущества, восстановлению путей разрушенных вражеской бомбардировкой.

25 и 26 июля 1941 года 1-й и 2-й эшелоны с личным составом прибыли в город Славгород Алтайского края. В Славгороде училище пробыло не долго, в конце августа училище переводится в г. Тюмень Уральского военного округа.

С 27 августа 1941 года училище именовалось 2-е Тюменское военно-пехотное училище, а с 16 сентября 1941 года, войдя в состав Западно-Сибирского военного округа, училище получило свое прежнее наименование — Таллинское военно-пехотное.

10 сентября 1941 года училище сделало первый досрочный выпуск офицеров. Фронт получил 551 офицера в звании «лейтенант». В связи с войной срок обучения курсантов был сокращен до 6-ти месяцев, набор курсантов увеличен с двух до пяти батальонов. Выпускники училища первого выпуска, в основном, были направлены в 368-ю стрелковую дивизию, формировавшуюся в городе Тюмени. Выпускники эстонской национальности убыли в распоряжение командования 7-й и 249-й эстонских дивизий, которые формировались под Челябинском.

За годы Великой Отечественной войны училище подготовило и выпустило более 4,5 тысяч офицеров, которые на фронтах войны проявляли мужество, героизм и отвагу. Выпускники училища сражались под Сталинградом, защищали Ленинград и Карелию, участвовали в битвах под Курском и на Днепре, освобождали Прибалтику и Белоруссию и повсюду показывали замечательные морально-боевые качества: мужество, героизм, беззаветную преданность Родине.

Двенадцать лет после Великой Отечественной войны училище продолжало выпускать офицеров-пехотинцев.

В конце 50-х годов происходит реорганизация и перевооружение всех видов Вооруженных Сил и родов войск, начинается перестройка системы военно-учебных заведений.

В связи с приказом Министра обороны СССР и директивы ГШ СВ от 22 июня 1957 года Тюменское военное училище было реорганизовано в Тюменское военно-инженерное училище (ТВИУ) с задачей подготовки офицеров для инженерных войск. Для укомплектования училища прибыли курсанты 1, 2, 3 курсов из бывших Ленинградского и Московского военно-инженерных училищ. Командно-преподавательский состав училища был укомплектован опытными офицерами, многие из которых были участниками Великой Отечественной войны, прошли большую школу учебы в академиях и службы в частях. По решению командующего войсками округа занятия в училище были начаты 15 ноября 1957 года.

В наследство от пехотного училища ТВИУ получило одну 2-х этажную казарму; два учебных корпуса, на одном этаже 2-го учебного корпуса размещался батальон обеспечения; 2-х этажный корпус, где размещалось управление училища и клуб; автомастерские в небольшом сарае; курсантскую столовую на 200 мест; строевой плац; два дома для офицерского состава.

Окончившим училище курсантам присваивалось воинское звание «лейтенант» и квалификации «техник-строитель» и «техник-механик».

Изменения в военном деле, большая насыщенность новой техникой инженерных войск, повышение требований к командным кадрам явилось причиной перехода училища на программу высшего образования.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 января 1968 года, на основании приказа МО СССР от 31 января 1968 года училище было преобразовано в высшее военно-инженерное командное училище.

В апреле 1974 года Совет Министров СССР принял постановление «Об увековечении памяти маршала инженерных войск Прошлякова А.И.». На основании этого Постановления был издан приказ МО СССР № 107 от 30 апреля 1974 года, училищу было присвоено наименование «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова».

Справочно: Алексей Иванович Прошляков был одним из выдающихся советских военачальников. Он родился 5 февраля 1901 года в селе Голенищево Рязанской области в семье рабочего. В Красной Армии с 19 лет. Во время Великой Отечественной войны занимал высокие посты: был начальником инженерных войск армии на Западном фронте, заместителем начальника инженерных войск инженерного управления Центрального и Брянского фронтов (1941 г.), заместителем командующего - начальником инженерных войск Южного, Сталинградского, Донского, Центрального, Белорусского и 1 Белорусского фронтов (1942-1945 гг.). В мае 1945 г. Прошляков А.И. был удостоен звания Героя Советского Союза за инженерное обеспечение, личные мужество и героизм, проявленные в Берлинском сражении. С 1952 по 1965 год Алексей Иванович - начальник инженерных войск МО СССР. В 1961 году А.И.Прошлякову присваивается звание маршала инженерных войск, с февраля 1965 года он - военный инспектор-советник Министерства обороны СССР. Умер Алексей Иванович 12 декабря 1973 года. В честь памяти маршала инженерных войск Алексея Ивановича Прошлякова на территории училища установлен бюст героя.

В 1992 году училище перешло на программу 5-годичного обучения. В этом же году в училище была введена новая специализация — инженерно-саперная для ВДВ.

В августе 1998 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации Военно-инженерная академия им. В.В.Куйбышева преобразовалась в Военно-инженерный университет с тремя филиалами. Тюменское высшее военно-инженерное командное училище преобразовано в Тюменский филиал Военно-инженерного университета, что позволило оперативно решать научные проблемы, способствовало улучшению методического обеспечения образовательного процесса, повышению практической направленности в обучении курсантов.

9 июля 2004 года Правительством Российской Федерации было принято решение о создании Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (ТВВИКУ) на базе Тюменского филиала Военно-инженерного университета.

22 июня 2007 года по Указу Президента Российской Федерации Тюменскому ВВИКУ было вручено новое Боевое Знамя с российской символикой. Старое Красное Знамя передано на хранение в музей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года и директивы Министра обороны Российской Федерации № Д-31дсп Тюменское высшее военно-инженерное командное училище реорганизовано в Филиал федерального государственного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации (филиал, г. Тюмень) - Тюменский военный институт инженерных войск.

С 2010 года училище готовит высококвалифицированных военных специалистов инженерных войск для иностранных государств.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 1639-р и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 марта 2012 года № 610 училище реорганизовано в Тюменский филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации».

С 1 сентября 2013 года на основании Постановления Председателя Правительства Российской Федерации училище было переподчинено начальнику инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации с возвращением исторически сложившегося наименования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова».

В этом же году начальником училища назначен полковник Евмененко Дмитрий Феликсович.

Все годы офицеры-выпускники училища выполняли боевые задачи в мирное время. Они сыграли важную роль в разминировании местности от взрывоопасных предметов, оставшихся на нашей земле после Великой Отечественной войны. Более 500 выпускников выполняли интернациональный долг в Анголе, Эфиопии, Алжире, Вьетнаме, Афганистане и других «горячих точках». Выпускники училища, командуя инженерными частями и подразделениями, сыграли важную роль, в обеспечении порядка по разоружению незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской республики, а также в обеспечении мира в зоне грузинско-абхазского конфликта, в Южной Осетии, в Приднестровье, в Югославии, осуществляли инженерное обеспечение таджикско-афганской границы. Особый вклад внесли выпускники училища в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС,

В честь памяти выпускников училища геройски погибших во время боевых действий в «горячих точках» и выполнивших свой воинский долг до конца в различных вооруженных конфликтах на территории училища установлена памятная стелла выпускникам отдавшим жизни во имя Отечества и создан мемориал погибшим военных инженерам всех поколений.

Десятки офицеров инженерных войск, имеющие боевой опыт, служат и работают в настоящее время в училище.

Училище готовит дипломированных специалистов образования с полной военно-специальной подготовкой по четырем военным специальностям и трем военным специализациям.

Военные специальности со сроком обучения 5 лет:

  • «Применение инженерных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения» в соответствии с ФГОС ВО 23.05.02 Транспортные средства специального назначения (присваивается квалификация - инженер);
  • «Применение подразделений и эксплуатация инженерных электротехнических средств» в соответствии с ФГОС ВПО 140107 Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов (присваивается квалификация - специалист);
  • «Применение подразделений управляемого минирования и эксплуатация радиоэлектронных средств инженерного вооружения» в соответствии с ФГОС ВО 11.05.02 Специальные радиотехнические системы (присваивается квалификация - инженер специальных радиотехнических систем).

Военная специальность со сроком обучения 5,5 лет:

  • «Применение инженерно-позиционных подразделений, строительство и эксплуатация фортификационных сооружений, и маскировка» в соответствии с ФГОС ВО 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений (присваивается квалификация - инженер-строитель).

Военные специализации, в соответствии с ФГОС ВО 23.05.02 Транспортные средства специального назначения (присваивается квалификация - инженер):

  • «Применение инженерных подразделений ВДВ и эксплуатация средств инженерного вооружения»;
  • «Применение понтонно-мостовых, переправочно-десантных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения»;
  • «Применение инженерных подразделений РВСН и эксплуатация средств инженерного вооружения».

Срок обучения - 5 лет.

Окончившим училище присваивается воинское звание ЛЕЙТЕНАНТ.

Также училище осуществляет подготовку дипломированных специалистов среднего профессионального образования со средней военно-специальной подготовкой по военным специальностям:

  • «Применение инженерных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения» в соответствии с ФГОС СПО 15.02.04 Специальные машины и устройства; по специализации «Ремонт и хранение инженерных боеприпасов».
  • «Применение инженерных подразделений и эксплуатация электротехнических средств» в соответствии с ФГОС СПО 13.02.07 Электроснабжение (отраслям).

Срок обучения — 2 года 10 месяцев.

Окончившим училище присваивается воинское звание ПРАПОРЩИК и выдается государственный диплом с квалификацией — ТЕХНИК.

В послереволюционной России шла Гражданская война. Регулярной Красной Армии не хватало специалистов инженерного профиля. Надо было срочно их готовить. С этой целью в 1919 году были образованы военно-инженерные курсы. На курсах был установлен четырёхгодичный срок обучения.
Сначала курсы базировались в Сергиевом Посаде, а в 1920 году их пе¬ревели в Москву и разместили в бывших кадетских казармах (на Красноказарменной улице). В ходе подготовки первого выпуска, в течение 1920-1924 годов, неоднократно менялись статус курсов, их название и даже срок обучения. К их названию добавили "Московские...", потом стали именовать Московской военно-инженерной школой;
Отмечая отличное выполнение этого задания, школе присваивается почётное звание, и с июля 1921 года она именуется: "2-я Московская военно-инженерная школа имени III Коминтерна".
Первый выпуск школы состоялся в сентябре 1923 года. Двадцати трём курсантам было присвоено звание "Красный командир". В числе выпускников этого потока были: В.В. Майзель, И.Н. Добромыслов, Я.Н. Гумилевский. А.И. Кожевников, В.С. Гордон, Е.Н. Кубеев и другие.
Второй выпуск, состоявшийся в 1924 году, был значительно многочисленней: 69 курсантов получили звание "Командир Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (РККА). В этот период в СССР создаются военно-инженерные школы (курсы) в гг. Киеве, Самаре, Казани и Екатеринославле, а та, что в столице, снова меняет название. Теперь её именуют: "Московская военно-инженерная школа имени Коминтерна".
С 1923-го по сентябрь 1932-го года школа произвела 10 выпусков, дав инженерной службе Красной Армии 910 командиров. И опять перемена места дислокации и названия. Школу переводят в Ленинград, где тоже была подобная школа; их сливают и дают название "Объединённая военно-инженерная школа им. Коминтерна". Сюда передают всю документацию из Москвы и награды.
18 марта 1937 года - очередное переименование в "Ленинградское Краснознамённое военно-инженерное училище". Одновременно принято решение восстановить МВИУ, поручив руководство переброской его в Москву (03.-10.1937) и размещение там капитану Кокуеву Ноколаю Ивановичу (1901-1969). 3дание, где оно тогда расположилось, сохранилось до сих пор (Москва, Ярославское шоссе, д.32 а). Срок обучения остался трёхгодичным, занятия на новом месте начались 13 октября 1937 года. А в феврале 1938-го начальником МВИУ назначается полковник А.Н. Варваркин.
30 августа 1939 года принятые в Московское военное инженерное училище 13 июля 1939 года курсант-первокурсники конно-сапёрного отделения были переведены для дальнейшего обучения в ряды курсантов конно-сапёрного отделения Тамбовского военного кавалерийского Краснознамённого училища имени 1-й Конной армии, откуда в свою очередь 1 июня 1940 года – в ряды курсантов 1-го эскадрона конно-сапёрного дивизиона Черниговского военно-инженерного училища.
С 22 июня до конца 1941 года состоялось шесть вы¬пусков (с 16-го по 21-й). В конце 1941 г. полковника А.Н. Варваркина переводят на должность начальника Главного управления военно-инженерной подготовки Красной Армии (ГВИУ КА), а начальником МВИУ с 15 декабря назначается генерал-майор инженерных войск Ермолаев Павел Александрович. С его руководством фактически связан весь военный период истории училища. 3а время Великой Отечественной войны МВИУ произвело 38 выпусков (с 16-го по 53-й).
В октябре 1944 года, когда многие выпускники МВИУ, перешагнув восстановленную западную границу СССР, в Болшеве в связи с 25-летием образования училища состоялось торжественное вручение ему Красного знамени и грамоты, текст которой гласит: "Президиум Верховного Совета СССР постановил вручить Красное знамя Московскому военно-инженерному училищу как символ воинской чести, доблести и славы, как напоминание каждому из бойцов и командиров части об их священ¬ном долге преданно служить Советской Родине, защищать её мужественно и умело, отстаивать от врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни. 14 октября 1944 г.". В связи с вручением Красного знамени произошло очередное изменение статуса и наименования училища: теперь это - Московское Краснознамённое военно-инженерное училище (МКВИУ). Многих преподавателей и командиров награждают орденами и медалями СССР.
3а период 1923-1945 гг. в училище состоялось 53 выпуска, подготовлено 11224 специалиста для инженерных служб нашей армии, а также для Польши, Чехословакии, Югославии и Албании. В это число не входят выпускники "специальных краткосрочных сборов", которые проводились на базе МВИУ в 1941-1943 годах. Их число превышает 9000 человек.
После парада Победы 24 июня 1945 года, в котором участвовал ряд наиболее отличившихся выпускников училища, приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса И.В. Сталина МКВИУ объявлена благодарность.
В апреле 1946 года его сливают с переведённым в Болшево из Москвы Высшим военно-инженерным строительным училищем. Это объединённое учебное заведение получает наименование Московского Краснознамённого высшего военно-инженерного училища. Начальником назначается генерал-майор инженерных войск Сысоев. К 25 апреля вся документация МКВИУ передаётся вновь образованному училищу.
Объединённое училище из Болшева переводится сначала в Ленинград, потом в Прибалтику под Калининград и впоследствии получает название Калининградского ВИУ, а в январе 1960 г., в связи со значительным сокращением Вооружённых Сил СССР, оно ликвидируется. Личный состав демобилизуется, часть курсантов переводится в Тюменское военно-инженерное училище. По неполным данным, из стен его вышло 27 Героев Советского Союза. В фотоальбоме имеются фотографии найденных выпускников училища.

Нагрудный знак выпускника Николаевского Инженерного училища.
(Утвержден 1.04.1910)

После преобразования Артиллерийского и Инженерного корпуса во 2-й кадетский, корпус продолжал готовить инженерных офицеров, но уже в 1804 г. в Петербурге открыта Инженерная школа для юнкеров-кондукторов на 25 человек, которая в 1810 г. преобразована в Инженерное училище со штатом 50 человек (с 1816 г. оно именовалось Главным училищем инженеров).

На базе этого училища в сентябре 1819 г. было создано Главное инженерное училище, состоявшее из кондукторских и офицерских классов (на 96 и 48 человек) с 4-летним курсом обучения. Выпускники 1-го разряда по успеваемости переводились в офицерские классы с производством в прапорщики, 2-го разряда оставлялись еще на год, а 3-го направлялись юнкерами в армию, где служили не менее двух лет до производства в офицеры (по экзамену и по представлению начальства).

В кондукторском отделении изучались арифметика, алгебра, геометрия, русский и французский языки, история, география, рисование, аналитическая геометрия, дифференциальное исчисление, а также полевая фортификация и артиллерия; в инженерном фортификация, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, физика, химия, гражданская архитектура, практическая тригонометрия, начертательная геометрия, механика и строительное искусство. С 1819 по 1855 г. училище выпустило 1036 офицеров. С 21 февраля 1855 г. оно именовалось Николаевское инженерное училище.

В 1865 г. училище было преобразовано по образцу артиллерийского в трехгодичное с теми же правилами приема и выпуска, что и в Михайловском артиллерийском. Но штат его был меньше 126 юнкеров (рота). Структура его и порядок перевода воспитанников в академию также были идентичными с артиллерийским училищем. Однако в отличие от последнего инженерное училище в большей степени комплектовалось за счет лиц, поступивших по аттестатам гражданских учебных заведений. Из принятых в 1871-1879 гг. 423 человек выпускников военных гимназий было 187 (44%), переведенных из других военных училищ 55 (13%) и выпускников гражданских учебных заведений 181 (43%). Из 451 человека, убывшего из училища за тот же период, с офицерскими и гражданскими чинами выпущено 373 человека (83%), переведен в другое училище 1, уволено до окончания курса 63 (14%), выпущено до окончания курса нижними чинами 11 (2%) и умерло 3 (1%); т.е. картина примерно та же, что и в артиллерийском училище. Выпуск из училища в 1862-1879 гг. колебался от 22 до 53 человек в год.

Инженерное училище в большей мере обеспечивало потребности армии в офицерах своей специальности, чем артиллерийское, но в конце XIX в. и его штат был увеличен со 140 до 250 человек. Социальный состав училища за счет большого числа поступавших «со стороны» (не из военных гимназий и кадетских корпусов) был менее дворянским, чем артиллерийского училища: среди поступавших до 30% составляли лица не дворянского происхождения.


Фото юнкеров Николаевского Инженерного училища с преподавателем и священником. Юнкера изображены с поясными пряжками присвоенных гренадерским саперным батальонам.

Николаевское инженерное училище в 1866-1880 гг. подготовило 791 офицера, в 1881-1895 гг. 847, в 1896-1900 гг. 540, а всего за вторую половину XIX в. 2338{172}.


Рота юнкеров Николаевского Инженерного Училища на ступенях лестницы Инженерного (Михайловского) замка - на снимке полковник В.В. Яковлев (впоследствии ген.-лейт. Сов. Армии), генерал-майор Зубарев, подполковник Муффель, капитан Дарипацкий.

В 1901-1914 гг. было выпущено 1360 офицеров (см. табл. 41). Следовательно, за весь период своего существования училище дало примерно 4,4 тыс. офицеров.

Миха́йловский за́мок, Инженерный замок бывший Императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII - XIX веков и ставший местом его смерти. Это здание крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века. Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.

В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником - ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями».

Альбом Николаевского Инженерного училища.
(публикуется частями)

оБРБДЕОЙЕ

оБЮБМП ЧПКОЩ

рЕТЧПЕ УЕОФСВТС 1939 ЗПДБ. пЛОБ НПЕЗП ЛБВЙОЕФБ Ч нАОИЕОЕ ЫЙТПЛП ПФЛТЩФЩ. оЕЧПЪНПЦОП ПФЗПТПДЙФШУС ПФ ФБЛПЗП РТЕЛТБУОПЗП ДОС РПЪДОЕЗП МЕФБ. оБЦЙНБА ЛОПРЛХ ТБДЙПРТЙЕНОЙЛБ — Й УТБЪХ ОБ РПМОХА НПЭОПУФШ: Б У 5.45 ЧЕДЕФУС ПФЧЕФОЩК ПЗПОШ». пВЯСЧМЕОБ ЧПКОБ рПМШЫЕ! ъОБЮЙФ, ЧУЕ-ФБЛЙ ОБЮБМПУШ! хЦЕ ОЕУЛПМШЛП ОЕДЕМШ ЫМЙ УРПТЩ, ЧЩУЛБЪЩЧБМЙУШ УПНОЕОЙС РП РПЧПДХ ТЙУЛПЧБООПК РПМЙФЙЛЙ ОБ ЗТБОЙ ЧПКОЩ, ЛПФПТБС Ч 1938 ЗПДХ РТЙЧЕМБ Л БООЕЛУЙЙ бЧУФТЙЙ Й уХДЕФУЛПК ПВМБУФЙ юЕИПУМПЧБЛЙЙ, Ч 1939 ЗПДХ — Л ХОЙЮФПЦЕОЙА ЮЕИПУМПЧБГЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ Й ЪБОСФЙА нЕНЕМШУЛПК ПВМБУФЙ, ДПВТПН ЬФП ОЕ ЛПОЮЙФУС! ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, ОБУФХРЙФ ТБЪЧСЪЛБ! пВУХЦДБМЙ БОЗМП-ЖТБОГХЪУЛЙЕ «ЗБТБОФЙЙ» рПМШЫЕ Й УПЧЕФУЛП-ЗЕТНБОУЛЙК ДПЗПЧПТ П ОЕОБРБДЕОЙЙ — Й ЧПФ ФЕРЕТШ ЧУЕ-ФБЛЙ! чУЕ-ФБЛЙ УОПЧБ ЧПКОБ! чУРПНОЙМЙУШ ХЦБУЩ РЕТЧПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ: ХВЙФЩЕ, УФПОЩ ТБОЕОЩИ, ЧЩЦЦЕООБС ЪЕНМС, ОБ ЛПФПТПК ЕЭЕ Й ФЕРЕТШ, ЮЕТЕЪ ДЧБДГБФШ МЕФ, ЧЙДОП, ЗДЕ ВХЫЕЧБМЙ ВПЙ У НБУУПЧЩН РТЙНЕОЕОЙЕН ЧУЕИ ЧЙДПЧ ФСЦЕМПЗП ПТХЦЙС. уОПЧБ ЧПКОБ! чП ЙНС ЮЕЗП?

с ВТПУБА ЧЪЗМСД ОБ УЧПК РЙУШНЕООЩК УФПМ, ТБВПЮЕЕ НЕУФП РТЕРПДБЧБФЕМС ФБЛФЙЛЙ Ч нАОИЕОУЛПН ЧПЕООПН ХЮЙМЙЭЕ. ъДЕУШ ОБЧБМЕОЩ ПВЫЙТОЩЕ НБФЕТЙБМЩ ДМС ТБВПФЩ П ОБУФХРМЕОЙЙ ОБ «ХЛТЕРМЕООЩЕ ТБКПОЩ», ФП ЕУФШ ОБ ПВПТПОЙФЕМШОЩЕ УППТХЦЕОЙС «РТПФЙЧОЙЛБ». ъОБЮЙФ, С ЪБВМХЦДБМУС, ОБДЕСУШ, ЮФП ЛПЗДБ-ОЙВХДШ РПМЙФЙЛБ РТПЧПЛБГЙК РТЕЛТБФЙФУС Й НЙТ УФБВЙМЙЪХЕФУС. нОЕ ВЩМЙ ЙЪЧЕУФОЩ РМБОЩ ВПЕЧПК РПДЗПФПЧЛЙ ЧЕТНБИФБ{24} , Й С ЪОБМ, У ЛБЛПК ГЕМША ЙДЕФ РПДЗПФПЧЛБ ПЖЙГЕТУЛЙИ ЛБДТПЧ. лПЗДБ Ч НБТФЕ 1938 ЗПДБ НЩ ЧФПТЗМЙУШ Ч бЧУФТЙА, РПМЛПЧОЙЛ рАТОИБХЬТ, ЛПНБОДЙТ 61-ЗП РЕИПФОПЗП РПМЛБ, УЛБЪБМ НОЕ: «дПВТПН ЬФП ОЕ ЛПОЮЙФУС, ыФЕКДМЕ!» фБЛ ПОП С РПМХЮЙМПУШ.

нАОИЕО УЕОФСВТС 1939 ЗПДБ ПФТБЦБМ ПВЭЕЕ ОБУФТПЕОЙЕ. оЕ ВЩМП Й УМЕДБ ЧППДХЫЕЧМЕОЙС, ЛБЛПЕ ВЩМП Ч РЕТЧЩЕ ОЕДЕМЙ БЧЗХУФБ 1914 ЗПДБ. оБ ХМЙГБИ ОЕ РЕМЙ «зЕТНБОЙС, зЕТНБОЙС РТЕЧЩЫЕ ЧУЕЗП», ЙМЙ «дЕТЦЙФЕУШ ЛТЕРЮЕ Ч ЗХЭЕ ВПС», ЙМЙ «рТЙЪЩЧ ТБЪДБМУС, РПДПВОЩК ЗТПНХ». оБ ЬФПФ ТБЪ НЩ ЧУФХРБМЙ Ч ЧПКОХ ВЕЪ ЫХНБ, ПЪБДБЮЕООЩНЙ; ФПМШЛП ЗПТЕ ЦЕО Й НБФЕТЕК ВЩМП ФБЛЙН ЦЕ, ЛБЛ ТБОШЫЕ.

ч УБРЕТОПН ХЮЙМЙЭЕ Ч дЕУУБХ-тПУУМБХ

рЕТЧЩК ЗПД ЧПКОЩ — ДП 31 ДЕЛБВТС 1940 ЗПДБ — С Ч ЛБЮЕУФЧЕ РТЕРПДБЧБФЕМС ФБЛФЙЛЙ ВЩМ РТЙЛПНБОДЙТПЧБО Л УБРЕТОПНХ ХЮЙМЙЭХ Ч дЕУУБХ-тПУУМБХ, ОБЮБМШОЙЛПН ЛПФПТПЗП ВЩМ ФПЗДБ РПМЛПЧОЙЛ нЕДЕН. лБЛ ЕДЙОУФЧЕООПНХ ЪДЕУШ РТЕРПДБЧБФЕМА ФБЛФЙЛЙ НОЕ РТЙЫМПУШ РТБЛФЙЮЕУЛЙ УФБМЛЙЧБФШУС УП ЧУЕНЙ РТЕДНЕФБНЙ, ЛПФПТЩН ПВХЮБМЙУШ ВХДХЭЙЕ ПЖЙГЕТЩ. пУОПЧОПЕ ЧОЙНБОЙЕ ХДЕМСМПУШ РТЕРПДБЧБОЙА ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙИ Й РТБЛФЙЮЕУЛЙИ ЪОБОЙК РП ЧЕДЕОЙА ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК УПЧНЕУФОП У РПДДЕТЦЙЧБЕНЩНЙ ЧПКУЛБНЙ Ч ПУОПЧОПН ДМС ОБУФХРМЕОЙС ОБ «ХЛТЕРМЕООЩЕ ТБКПОЩ». рТЙ ЬФПН ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ ПВТБЭБМПУШ ОБ ФБЛФЙЮЕУЛПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ЧУЕИ ТПДПЧ ПТХЦЙС, РПДДЕТЦЙЧБАЭЙИ ОБУФХРБАЭХА РЕИПФХ, ПУПВЕООП ОБ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕ У УБРЕТБНЙ Й ОБ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ УПЧТЕНЕООЩИ УТЕДУФЧ ВМЙЦОЕЗП ВПС. ьФП ДБМП НОЕ ЧПЪНПЦОПУФШ ОБРЙУБФШ ДПЧПМШОП ВПМШЫХА ТБВПФХ П РПДЗПФПЧЛЕ Й РТПЧЕДЕОЙЙ ОБУФХРМЕОЙС ОБ ПДЙО ЙЪ ХЮБУФЛПЧ МЙОЙЙ нБЦЙОП{25} .

дТХЗБС ТБВПФБ ВЩМБ РПУЧСЭЕОБ ЧПРТПУХ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ТБЪТБВПФБООЩИ Л ФПНХ ЧТЕНЕОЙ Ч дЕУУБХ-тПУУМБХ ЛХНХМСФЙЧОЩИ ЪБТСДПЧ, УМХЦЙЧЫЙИ ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН ДМС РПДТЩЧБ ВТПОЕЧЩИ ВБЫЕО ФБОЛПЧ. ч 1940 ЗПДХ, ЛПЗДБ ВМЙГЛТЙЗ РТПФЙЧ жТБОГЙЙ ВЩМ ОБЮБФ ЧПЪДХЫОП-ДЕУБОФОЩНЙ ПРЕТБГЙСНЙ Ч вЕМШЗЙЙ Й зПММБОДЙЙ, РТЙЮЕН ДБООЩЕ зЙФМЕТПН Ч 1939 ЗПДХ ЗБТБОФЙЙ ОЕКФТБМЙФЕФБ вЕМШЗЙЙ Й зПММБОДЙЙ ВЩМЙ ЗТХВЕКЫЙН ПВТБЪПН ОБТХЫЕОЩ, С РПМХЮЙМ ЪБДБОЙЕ ДБФШ ФБЛФЙЮЕУЛХА ПГЕОЛХ ПДОПЗП ЙЪ РЕТЧЩИ ВПЕЧ: ЧОЕЪБРОПЗП ОБРБДЕОЙС ОБ ВЕМШЗЙКУЛЙК ЖПТФ ьВЕЙ-ьНБЬМШ.

пРЩФ, РТЙПВТЕФЕООЩК ЧП ЧТЕНС РТЕРПДБЧБОЙС Ч ЧПЕООЩИ ХЮЙМЙЭБИ, РПЪЧПМЙМ НОЕ РПЪДОЕЕ, ЧП ЧТЕНС ВПЕЧ Ч уПЧЕФУЛПН уПАЪЕ, ЛТЙФЙЮЕУЛЙ ПГЕОЙЧБФШ ФТЕВПЧБОЙС, РТЕДЯСЧМСЧЫЙЕУС ЧЩУЫЙН ЛПНБОДПЧБОЙЕН ДЕКУФЧХАЭЙН ЧПКУЛБН, Б ФБЛЦЕ ОЕПВИПДЙНЩК ДМС ЙИ ЧЩРПМОЕОЙС ХТПЧЕОШ ФБЛФЙЮЕУЛПК РПДЗПФПЧЛЙ.

уТЕДЙ УМХЫБФЕМЕК ХЮЙМЙЭБ Ч дЕУУБХ-тПУУМБХ ВЩМ Й ЛЙФБКУЛЙК ЛБРЙФБО юБО чЕЛП, УЩО юБО лБК-ЫЙ, ЛПФПТЩК ИПФЕМ Ч зЕТНБОЙЙ УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБФШ УЧПЙ ЧПЕООП-ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ ЪОБОЙС. чРЕТЧЩЕ С ЧУФТЕФЙМ ЕЗП ЧП ЧТЕНС ХЮЕВОП-РПЛБЪБФЕМШОПК РПЕЪДЛЙ ЧУЕИ ХЮЙМЙЭ Ч ЧПУФПЮОЩЕ РПЗТБОЙЮОЩ ТБКПОЩ. с РПЛБЪБМ ЕНХ ФПЗДБ РПМЕ ЙУФПТЙЮЕУЛПК ВЙФЧЩ Ч 1410 ЗПДХ{26} , Б ФБЛЦЕ ПВЯСУОЙМ ЕНХ ИПД ВПЕЧ РПД фБООЕОВЕТЗПН Ч 1914 ЗПДХ. чРТПЮЕН, ЛБРЙФБО юБО чЕЛП ВЩМ ОЕ ЕДЙОУФЧЕООЩН ЛЙФБКУЛЙН ПЖЙГЕТПН, ПВХЮБЧЫЙНУС Ч ОЕНЕГЛЙИ ЧПЕООЩИ ХЮЙМЙЭБИ. нЩ ЗПФПЧЙМЙ ЙЪ ОЙИ ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН УРЕГЙБМЙУФПЧ РП УПЧТЕНЕООЩН ТПДБН ПТХЦЙС. пЮЕЧЙДОП, ЬФП УПФТХДОЙЮЕУФЧП ВЩМП УЧСЪБОП ЕЭЕ У УПЗМБЫЕОЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ Ч УЧПЕ ЧТЕНС ВЩМЙ ЪБЛМАЮЕОЩ НЕЦДХ ТЕКИУЧЕТПН Й юБО лБК-ЫЙ. лБЛ ЙЪЧЕУФОП, Ч ДЧБДГБФЩИ ЗПДБИ НОПЗЙЕ ПЖЙГЕТЩ ТЕКИУЧЕТБ УМХЦЙМЙ ЙОУФТХЛФПТБНЙ Ч ВХТЦХБЪОПК БТНЙЙ ЛЙФБКУЛПЗП НБТЫБМБ Й РЕТЕДБЧБМЙ ЪДЕУШ УЧПК ПРЩФ «ЗТБЦДБОУЛПК ЧПКОЩ», ОБЛПРМЕООЩК Ч ВПТШВЕ РТПФЙЧ ОЕНЕГЛПЗП ТБВПЮЕЗП ЛМБУУБ.

пРЕТБГЙС «нПТУЛПК МЕЧ» — ЛТХРОЩК ПФЧМЕЛБАЭЙК НБОЕЧТ

ч ЖЕЧТБМЕ — НБТФЕ 1941 ЗПДБ — Л ЬФПНХ ЧТЕНЕОЙ НЕОС ЛБЛ РПДРПМЛПЧОЙЛБ Й ЛПНБОДЙТБ ВБФБМШПОБ РЕТЕЧЕМЙ Ч НАОИЕОУЛЙК 61-К РЕИПФОЩК РПМЛ — С ХЮБУФЧПЧБМ Ч ЛТХРОЩИ ЧПКУЛПЧЩИ ХЮЕОЙСИ ОБ РПВЕТЕЦШЕ вЕМШЗЙЙ Й зПММБОДЙЙ. чУЕ НЩ РТЕДРПМБЗБМЙ, ЮФП ЬФП РПДЗПФПЧЛБ ПРЕТБГЙК «нПТУЛПК МЕЧ», ЛБЛ ОБЪЩЧБМЙ ФПЗДБ РМБО ЧЩУБДЛЙ Ч бОЗМЙЙ. рПЪЦЕ ОБН УФБМП ЙЪЧЕУФОП, ЮФП «нПТУЛПК МЕЧ» ВЩМ; ПФНЕОЕО ЕЭЕ Ч ПЛФСВТЕ 1940 ЗПДБ Й ЮФП ОБЫЙ ХЮЕОЙС ДПМЦОЩ ВЩМЙ УМХЦЙФШ НБУЛЙТПЧЛПК ЪБРМБОЙТПЧБООПК БЗТЕУУЙЙ РТПФЙЧ уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ. фПЗДБ, ПДОБЛП, ОЙЛФП ОЕ ЪОБМ ИБТБЛФЕТБ Й УФЕРЕОЙ ФТХДОПУФЙ РПУФБЧМЕООЩИ ЪБДБЮ, ФТЕВПЧБЧЫЙИ ПФ ОБУ, «УХИПРХФОЩИ ЛТЩУ», ПЗТПНОЩИ ХУЙМЙК. оЕ ПУФБЧБМПУШ ОЙЛБЛЙИ УПНОЕОЙК Ч ФПН, ЮФП ЙДЕФ ФТЕОЙТПЧЛБ Л «РТЩЦЛХ ЮЕТЕЪ ЛБОБМ"{27} .

лХМШНЙОБГЙЕК ВЩМП ДЧХИДОЕЧОПЕ ХЮЕОЙЕ, ЧП ЧТЕНС ЛПФПТПЗП ВБФБМШПОЩ Ч РПМОПН ВПЕЧПН УОБТСЦЕОЙЙ, ХУЙМЕООЩЕ МЕЗЛПК БТФЙММЕТЙЕК, ФСЦЕМЩНЙ НЙОПНЕФБНЙ, РТПФЙЧПФБОЛПЧЩНЙ Й РЕИПФОЩНЙ ПТХДЙСНЙ, ПВХЮБМЙУШ РПЗТХЪЛЕ ОБ ДЧХИ Й ЮЕФЩТЕИФЩУСЮЕФПООЩЕ ФТБОУРПТФОЩЕ ЛПТБВМЙ Й ЧЩЗТХЪЛЕ У ОЙИ. лТПНЕ ФПЗП, ОБ ВЕТЕЗХ ЛБОБМБ — У ХЮЕФПН ПФМЙЧПЧ Й РТЙМЙЧПЧ — НЩ РТБЛФЙЛПЧБМЙУШ Ч ВХЛУЙТПЧЛЕ РПОФПОПЧ У РПМОПК ОБЗТХЪЛПК, Б ФБЛЦЕ Ч ЧЩУБДЛЕ РЕИПФЩ. иПФС ЙНЕООП Ч РТЙВТЕЦОЩИ ЗПТПДБИ ТБЪЧЕДЛБ РТПФЙЧОЙЛБ ДЕКУФЧПЧБМБ РТЕЧПУИПДОП, НЩ МЙЫШ ПДЙО ТБЪ РПДЧЕТЗМЙУШ ОБМЕФХ БОЗМЙКУЛПК БЧЙБГЙЙ.

пВЕТ-МЕКФЕОБОФ чЕЮХТЕЛ

ъОПКОПЕ НБТЕЧП РМЩМП ОБД ВБТБЛБНЙ, ЧЩУФТПЕООЩНЙ ЧВМЙЪЙ ПДОПЗП ЙЪ ЧОЕЫОЙИ ЖПТФПЧ ОБ УЕЧЕТП-ЧПУФПЛЕ чБТЫБЧЩ. йАОШУЛПЕ УПМОГЕ РБМЙМП ЧЕУШ ДЕОШ. фЕОШ ПФ ОЕНОПЗЙИ ДЕТЕЧШЕЧ ОЕ НПЗМБ РПНЕЫБФШ ФПНХ, ЮФП У РПЛТЩФЩИ ФПМЕН ЛТЩЫ ОБЮБМБ ЛБРБФШ УНПМБ. оБУ ХЗОЕФБМП, ПДОБЛП, ДТХЗПЕ: РТЙУХФУФЧЙЕ ЬУЬУПЧГБ, РТЙДБООПЗП ОЕУЛПМШЛП ДОЕК ОБЪБД ЫФБВХ НПЕЗП ВБФБМШПОБ. дП УЙИ РПТ НЩ ОЕ УФЕУОСМЙУШ Й ОЕ УЛТЩЧБМЙ Ч УЧПЕН ЛТХЗХ ОБЫЙИ УПНОЕОЙК РП РПЧПДХ РТПЙУИПДСЭЙИ УПВЩФЙК. фЕРЕТШ ОБДП ВЩМП ДЕТЦБФШУС ЙОБЮЕ. чЕЮХТЕЛ — ФБЛ ЪЧБМЙ РТЙУМБООПЗП ЙЪ НАОИЕОУЛПЗП ЫФБВБ уу ПВЕТ-МЕКФЕОБОФБ — ЧЕУШНБ УЛПТП ДБМ ОБН ЬФП РПЮХЧУФЧПЧБФШ. рП ПФОПЫЕОЙА Л ОБН ПО ДЕТЦБМУС РПДЮЕТЛОХФП РТЕДХРТЕДЙФЕМШОП, ОП ЕУМЙ ИПФЕМ ДПВЙФШУС ЧЩРПМОЕОЙС УЧПЙИ ФТЕВПЧБОЙК ПФ ЖЕМШДЖЕВЕМС ЙЪ ЫФБВБ ВБФБМШПОБ, ФП УФБОПЧЙМУС УФТПЗ Й ПФДБЧБМ РТЙЛБЪБОЙС ТЕЪЛЙН ФПОПН. пЮЕЧЙДОП, ЕНХ ИПФЕМПУШ РПДЮЕТЛОХФШ УЧПЕ ПУПВПЕ РПМПЦЕОЙЕ. ьФП РТПСЧМСМПУШ Й Ч ФПН, ЮФП ПО УРМПЫШ Й ТСДПН РТЙНЕОСМ ОБГЙУФУЛЙК ЦБТЗПО, ЪБДБЧБМ РТПЧПЛБГЙПООЩЕ ЧПРТПУЩ. пДОБЛП ОБ ОБУ ЬФП УПЧЕТЫЕООП ОЕ ДЕКУФЧПЧБМП. ъБ РПУМЕДОЙЕ НЕУСГЩ, ЛПЗДБ ОБЫ РПМЛ ОБИПДЙМУС НЕЦДХ вТАУУЕМЕН Й бОФЧЕТРЕОПН Ч ТЕЪЕТЧЕ ЗМБЧОПЗП ЛПНБОДПЧБОЙС, НЩ, ПЖЙГЕТЩ, ЛТЕРЛП УДТХЦЙМЙУШ.

рТПЫМП ОЕУЛПМШЛП ОЕДЕМШ ОБРТСЦЕООПК ХЮЕВЩ. ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РТЙЛБЪБНЙ ПОБ РТПЧПДЙМБУШ ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН ОПЮША Й ОБ ТБУУЧЕФЕ Й ЪБЧЕТЫБМБУШ ЛПНБОДОП-ЫФБВОЩН ХЮЕОЙЕН, ЧП ЧТЕНС ЛПФПТПЗП УТЕДОЙК Й НМБДЫЙК ЛПНБОДОЩК УПУФБЧ ЪОБЛПНЙМУС У ТЕМШЕЖПН НЕУФОПУФЙ Й ДПТПЗБНЙ Ч ТБКПОЕ, РТПУФЙТБЧЫЕНУС ДП вХЗБ. уФБМЙ РПЗПЧБТЙЧБФШ, ЮФП НЩ ЗПФПЧЙНУС Л ОБУФХРМЕОЙА ОБ уПЧЕФУЛЙК уПАЪ.

ч ОБЮБМЕ НБС ХНЕТ НПК ПФЕГ. с РПМХЮЙМ ЛТБФЛПУТПЮОЩК ПФРХУЛ. чПЪЧТБЭБСУШ ЙЪ нАОИЕОБ, С ПУФБОПЧЙМУС Ч чЕОЕ. нЕОС ЙОФЕТЕУПЧБМП, ЛБЛ ЧЕОГЩ ПФОПУСФУС Л ФТЕФШЕНХ ТЕКИХ. фЕРЕТШ ЙИ ПФОПЫЕОЙЕ ЪОБЮЙФЕМШОП ЙЪНЕОЙМПУШ. ъБНЕФОПЕ ЧОХФТЕООЕЕ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ РТЙЧЕМП Л ФПНХ, ЮФП зЙФМЕТ ПУОПЧБФЕМШОП РТЙЦБМ «ЧЕТОХЧЫЙИУС Ч МПОП ТЕКИБ». чП ЧУЕ ЧПКУЛПЧЩЕ ЫФБВЩ БЧУФТЙКУЛПК БТНЙЙ ВЩМЙ ОБРТБЧМЕОЩ ОБГЙУФЩ, ПЖЙГЕТЩ ЧУЕИ ЮЙОПЧ Й ТПДПЧ ПТХЦЙС. чПЕООПЕ ХЮЙМЙЭЕ Ч чЕОЕ ВЩМП РТЕЧТБЭЕОП Ч ГЙФБДЕМШ ЧЕТОЩИ зЙФМЕТХ ЛПНБОДЙТПЧ Й РТЕРПДБЧБФЕМЕК ЧПЕООЩИ ДЙУГЙРМЙО.

оБИПДСУШ Ч нАОИЕОЕ, С ЧУФТЕФЙМУС Ч ЫФБВЕ VII ЧПЕООПЗП ПЛТХЗБ УП УФБТЩНЙ ДТХЪШСНЙ, УПУМХЦЙЧГБНЙ ЧТЕНЕО РЕТЧПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ, Ч ФПН ЮЙУМЕ У ПДОЙН ВМЙЪЛЙН РТЙСФЕМЕН. рЕТЕД НПЙН ПФЯЕЪДПН ПО ФБКЛПН РЕТЕДБМ НОЕ ОПЧЕКЫЙЕ ЛБТФЩ. пОЙ ЗПЧПТЙМЙ УБНЙ ЪБ УЕВС: ЬФП ВЩМЙ ЛБТФЩ уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ ДП хТБМБ. ч РПМЛХ ЬФЙ НБФЕТЙБМЩ ЧЩЪЧБМЙ УЧПЕЗП ТПДБ УЕОУБГЙА. рПСЧЙМУС чЕЮХТЕЛ Й ОБЮБМ ИЧБУФБФШ УЧПЕК ПУЧЕДПНМЕООПУФША П ОБНЕТЕОЙЙ зЙФМЕТБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙ ТБЪДТПВЙФШ «ТХУУЛЙК ЛПМПУУ» Й МЙЫЙФШ ЕЗП ДХИПЧОПК УБНПУФПСФЕМШОПУФЙ. ьФБ УФПТПОБ РМБОБ «вБТВБТПУУБ», ЛБЪБМПУШ, ВЩМБ ЙЪЧЕУФОБ ЕНХ ЧП ЧУЕИ РПДТПВОПУФСИ.

чБТЫБЧУЛПЕ ЗЕФФП

оБУ ХЗОЕФБМБ, ПДОБЛП, ОЕ ФПМШЛП НЩУМШ П ФПН, ЮФП Ч ОЕДБМЕЛПН ВХДХЭЕН РТЕДУФПЙФ, ЧЕТПСФОП, ОБРБДЕОЙЕ ОБ уПЧЕФУЛЙК уПАЪ. еЭЕ ВПМШЫЕ ДЕКУФЧПЧБМБ ОБ ОБУ ЧУС БФНПУЖЕТБ Ч чБТЫБЧЕ. лПОЕЮОП, НЩ ЧУЕ, ПДОЙ ВПМШЫЕ, ДТХЗЙЕ НЕОШЫЕ, УМЩЫБМЙ ЛПЕ П ЮЕН — ПВ «ПЛПОЮБФЕМШОПН ТЕЫЕОЙЙ» ЕЧТЕКУЛПЗП ЧПРТПУБ, ПВ ЙУФТЕВМЕОЙЙ ЧУЕИ РТПФЙЧОЙЛПЧ ЖБЫЙЪНБ. лПЕ-ЮФП НЩ ДБЦЕ ЧЙДЕМЙ Й ДЕМБМЙ: Ч РЕТЧХА НЙТПЧХА ЧПКОХ Й ОБ ъБРБДОПН ЖТПОФЕ ЧП ЧФПТХА, ОП чБТЫБЧБ — ЬФП ВЩМП ОЕЮФП УПЧЕТЫЕООП ЙОПЕ.

фТБНЧБК ЫЕМ ФПЗДБ, ОЕ ПУФБОБЧМЙЧБСУШ, ЮЕТЕЪ ЗЕФФП, ФХ ЮБУФШ ЗПТПДБ, ЛХДБ УПЗОБМЙ ЕЧТЕЕЧ Й ЛХДБ ЧПЕООПУМХЦБЭЙН ЧЕТНБИФБ ЧИПДЙФШ ВЩМП УФТПЗП ЪБРТЕЭЕОП. пДОБЛП Й ФБЛ НПЦОП ВЩМП ХЧЙДЕФШ, ЮФП ФБН РТПЙУИПДЙФ ОЕЮФП ХЦБУОПЕ. чЕЮХТЕЛ, ЧРТПЮЕН, УЮЙФБМ, ЮФП ЬФП ФПМШЛП ОБЮБМП Й ЮФП ОЕ ФП ЕЭЕ ВХДЕФ РПФПН. чУЕИ ЕЧТЕЕЧ ЪБЗПОСФ Ч ЗЕФФП Й ФПЗДБ... рТЙ ЬФПН ПО ЪМПВОП ХМЩВБМУС.

зЕВВЕМШУПЧУЛБС РТПРБЗБОДБ РТЕУФХРОЩН ПВТБЪПН ТБЪДХЧБМБ ОЕЙЪВЕЦОЩЕ ПУМПЦОЕОЙС, ЧЩФЕЛБЧЫЙЕ ЙЪ ЛБФБУФТПЖЙЮЕУЛЙИ ХУМПЧЙК ЦЙЪОЙ ЬФЙИ ЙУФЕТЪБООЩИ Й ЙЪНХЮЕООЩИ МАДЕК, Й МЦЙЧП ЧЩДБЧБМБ ЙИ ЪБ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП «ЧЩТПЦДЕОЙС» Й «ХРБДЛБ» МАДЕК ЕЧТЕКУЛПК ОБГЙПОБМШОПУФЙ. дЕКУФЧЙФЕМШОПУФШ ВЩМБ ЙОПК. рП ОЕЛПФПТЩН РТЙЪОБЛБН НПЦОП ВЩМП УХДЙФШ, ЮФП ПВЙФБФЕМЙ ЗЕФФП, ОЕУНПФТС ОБ ЧУЕ ХОЙЦЕОЙЕ, УФБТБМЙУШ УПИТБОСФШ РПТСДПЛ, ЧОХФТЕООАА УФПКЛПУФШ Й ФЧЕТДПУФШ ДХИБ. фПФ, ЛФП ЧЙДЕМ ЙИ ЗМБЪБ, НПЗ РПОСФШ ЧУА ЙИ УФТБУФОХА, ЗТПЪОХА ОЕОБЧЙУФШ РТПФЙЧ ФЕИ, ЛФП, ЧЩРПМОСС ЧПМА зЙФМЕТБ, ХОЙЮФПЦБМ УПФОЙ ФЩУСЮ МАДЕК, РЩФБСУШ РТЕДБФШ ЪБВЧЕОЙА ДБЦЕ ФПФ ЖБЛФ, ЮФП ПОЙ УХЭЕУФЧПЧБМЙ. ч ЛБЦДПН ДПНЕ, Ч ЛБЦДПН РПНЕЭЕОЙЙ ПФ РПЗТЕВБ ДП ЮЕТДБЛБ ДЕОШ ЪБ ДОЕН ТБЪЗПТБМУС УЧСЭЕООЩК ПЗПОШ ОЕОБЧЙУФЙ РТПФЙЧ ЙЪЧЕТЗПЧ, ЧПЪОПУЙМЙУШ НПМШВЩ Л ВПЗХ П НЕУФЙ ФЕН, ЛФП Ч УНЩУМЕ чЕФИПЗП ЪБЧЕФБ РТЙОБДМЕЦБМ Л ОПУСЭЙН ОБ УЕВЕ РЕЮБФШ РТПЛМСФЙС. фБЛПЧБ ВЩМБ БФНПУЖЕТБ, Ч ЛПФПТПК Ч 1943 ЗПДХ ТБЪЗПТЕМПУШ ЗЕТПЙЮЕУЛПЕ ЧПУУФБОЙЕ чБТЫБЧУЛПЗП ЗЕФФП.

нПК ЛПНБОДЙТ РПМЛБ, РПМЛПЧОЙЛ рАТЛИБХЬТ, ПФОПУЙМУС ЛП ЧУЕНХ ЬФПНХ ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ Й С. дП УЙИ РПТ НЩ УФБТБМЙУШ ОЕ ЪБНЕЮБФШ ЬФХ УФПТПОХ ЖБЫЙЪНБ, ФЕТТПТ РТПФЙЧ ДТХЗЙИ ОБТПДПЧ Й РТПФЙЧ ЙОБЛПНЩУМСЭЙИ. фЕРЕТШ ЦЕ ПОБ ЧУЕ ВПМШЫЕ ЪБФТБЗЙЧБМБ ЧУА ЗМХВЙОХ ДХЫЙ. пФ ЬФПЗП ОЕМШЪС ВЩМП ПФДЕМБФШУС ОЙ УЙДС Ч ПДОПН ЙЪ НОПЗЙИ ЛБЖЕ, ЗДЕ ЪЧХЮБМБ ЧЕУЕМБС НХЪЩЛБ, ОЙ РЕТЕД ЪОБНЕОЙФЩН РБНСФОЙЛПН ыПРЕОХ, ОЙ ДБЦЕ Ч ГЕТЛЧЙ, ЗДЕ Ч МАВПЕ ЧТЕНС ДОС УПФОС ЧЕТХАЭЙИ УФБЧЙМЙ УЧЕЮЙ РЕТЕД ЙЛПОБНЙ.

рТЙНЕТОП ТБЪ Ч ДЧБ ДОС НЩ НБТЫЙТПЧБМЙ НЙНП ПИТБОСЧЫЕЗПУС ЬУЬУПЧГБНЙ МБЗЕТС БТЕУФПЧБООЩИ РБ ПЛТБЙОЕ тБДЪЙНЙОБ. ъБ ФТЕИНЕФТПЧПК ЧЩУПФЩ ЪБВПТБНЙ ЙЪ ЛПМАЮЕК РТПЧПМПЛЙ, ФСОХЧЫЙНЙУС ЧДПМШ ХМЙГЩ, ФПМРЙМЙУШ УПФОЙ ЦБМЛЙИ ЖЙЗХТ, НПМЙЧЫЙИ П ИМЕВЕ — ФПМШЛП П ИМЕВЕ, ИМЕВЕ, ИМЕВЕ. чУЕ НЩ ЪБНПМЛБМЙ, УПМДБФЩ УФБТБМЙУШ ОЕ УНПФТЕФШ РП УФПТПОБН; ЛПЗДБ ЬФПФ ХЮБУФПЛ ПУФБЧБМУС РПЪБДЙ, ВПМШЫЙОУФЧП ЧЪДЩИБМП У ПВМЕЗЮЕОЙЕН.

ч ОБЮБМЕ ЙАОС НОЕ РТЙЫМПУШ ВЩФШ ЪБУЕДБФЕМЕН ОБ ПДОПН ЙЪ РТПГЕУУПЧ Ч ЧПЕООПН ФТЙВХОБМЕ ДЙЧЙЪЙЙ. пВЧЙОСЕНЩН ВЩМ ОЕНЕГЛЙК УПМДБФ — ЕНХ ВЩМП РТЙНЕТОП 22 ЗПДБ. пО ПЗТБВЙМ РПМШУЛХА ЦЕОЭЙОХ, ЪЧЕТУЛЙ ЙЪОБУЙМПЧБМ ЕЕ, Б ЪБФЕН ХВЙМ РПМЕОПН.

ьФП ВЩМ ЕДЙОУФЧЕООЩК УМХЮБК, ЛПЗДБ Ч УХДЕВОПН ТБЪВЙТБФЕМШУФЧЕ НОЕ РТЙЫМПУШ ХЮБУФЧПЧБФШ Ч ТЕЫЕОЙЙ ЧПРТПУБ П ЦЙЪОЙ ЙМЙ УНЕТФЙ. оЕ УЛТПА, ЮФП С ЕЭЕ ДПМЗП РЕТЕЦЙЧБМ ЬФПФ РТПГЕУУ: ЧП-РЕТЧЩИ, ЙЪ-ЪБ УНЕТФОПЗП РТЙЗПЧПТБ Й, ЧП-ЧФПТЩИ, ЙЪ-ЪБ ДЕФБМЕК РТПГЕУУБ. оБЫМЙУШ УЧЙДЕФЕМЙ, ЛПФПТЩЕ, РЩФБСУШ ПВМЕЗЮЙФШ ХЮБУФШ ПВЧЙОСЕНПЗП, ЪБСЧМСМЙ, ЮФП ПО МЙЫШ РПФПНХ УПЧЕТЫЙМ РТЕУФХРМЕОЙЕ, ЮФП ОЕ ВЩМ ЪБЛБМЕО «ПФ НОПЗЙИ ДЕНПТБМЙЪХАЭЙИ СЧМЕОЙК НОПЗПНЕУСЮОПЗП РЕТЙПДБ ПЛЛХРБГЙЙ». лБЛ НПЦОП ВЩМП ЙУЛБФШ ПРТБЧДБОЙС Й ПВЯСУОЕОЙС ФБЛПНХ ЮХДПЧЙЭОПНХ РТЕУФХРМЕОЙА? й ЮФП ПЪОБЮБМЙ «ДЕНПТБМЙЪХАЭЙЕ СЧМЕОЙС НОПЗПНЕУСЮОПЗП РЕТЙПДБ ПЛЛХРБГЙЙ»? вЕЪДЕМШЕ ЙМЙ ЧУЕ ФП, ЮФП РТПЙУИПДЙМП Ч ЗЕФФП, Ч ЬУЬУПЧУЛЙИ МБЗЕТСИ, Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, Ч МАВПН РПМШУЛПН ЗПТПДЕ, Ч МАВПК РПМШУЛПК ДЕТЕЧОЕ: РПМСЛЙ ВЩМЙ ВЕУРТБЧОЩНЙ, ЧОЕ ЪБЛПОБ; ЧЕДШ ЬФП ЦЕ ВЩМЙ УМБЧСОЕ, «ХОФЕТНЕОЫЕО» — МАДЙ ОЙЪЫЕК ТБУЩ, ПОЙ ОЕ ЙНЕМЙ РТБЧБ ОБ ЦЙЪОЕООПЕ РТПУФТБОУФЧП, ДБ Й ОБ ФП, ЮФПВЩ ЦЙФШ... оЕ Ч ЬФПН МЙ Й ВЩМЙ ЛПТОЙ ДЕНПТБМЙЪБГЙЙ? й ЛПЗП ОБДП ВЩМП УЮЙФБФШ РПДМЙООЩНЙ РТЕУФХРОЙЛБНЙ?

нБТЫ Л ЗТБОЙГЕ

ч УЕТЕДЙОЕ ЙАОС НЩ РПМХЮЙМЙ РТЙЛБЪ РТПЧЕУФЙ ТЕЛПЗОПУГЙТПЧЛХ ЧВМЙЪЙ ЗТБОЙГЩ. ч УФПМПЧПК ТБЪЗПЧПТ ЫЕМ ЧПЛТХЗ ДПЗПЧПТБ П ОЕОБРБДЕОЙЙ НЕЦДХ зЕТНБОЙЕК Й уПЧЕФУЛЙН уПАЪПН, ЪБЛМАЮЕООПЗП Ч БЧЗХУФЕ 1939 ЗПДБ. нЩ ЧУЕ ЕЭЕ ЧЕТЙМЙ, ЮФП зЙФМЕТ ВХДЕФ УПВМАДБФШ ЬФПФ ДПЗПЧПТ. дЕОШ ЪБ ДОЕН Ч зЕТНБОЙА ЫМЙ ЙЪ тПУУЙЙ РПЕЪДБ У ЪЕТОПН. оБТХЫЕОЙЕ ДПЗПЧПТБ ЪБФТПОХМП ВЩ РТПДПЧПМШУФЧЕООПЕ РПМПЦЕОЙЕ зЕТНБОЙЙ.

чПУЕНОБДГБФПЗП ЙАОС НПЕНХ РПМЛХ ВЩМП РТЙЛБЪБОП Ч ФЕЮЕОЙЕ 24 ЮБУПЧ ТЕЛЧЙЪЙТПЧБФШ Ч ФПЮОП ПВПЪОБЮЕООПН ТБКПОЕ 600 МПЫБДЕК У ФЕМЕЗБНЙ. бЛГЙС ВЩМБ ЧОЕЪБРОПК Й УОБЮБМБ ЧЩДБЧБМБУШ ЪБ РПМЙГЕКУЛП-ЧЕФЕТЙОБТОПЕ НЕТПРТЙСФЙЕ. хЦЕ Ч ЮЕФЩТЕ ЮБУБ ХФТБ ОБУЕМЕООЩЕ РХОЛФЩ, ВЩМЙ ПЛТХЦЕОЩ, Й, УМЕДПЧБФЕМШОП, ХЗОБФШ МПЫБДЕК ВЩМП ОЕЧПЪНПЦОП. лТЕУФШСОБН ВЩМП РТЙЛБЪБОП Ч ФЕЮЕОЙЕ ПДОПЗП ЮБУБ ДПУФБЧЙФШ МПЫБДЕК ДМС ПРТЕДЕМЕОЙС ЙИ РТЙЗПДОПУФЙ Л ЙУРПМШЪПЧБОЙА. ъБФЕН ОБЮБМУС ПФВПТ. зПДОЩИ МПЫБДЕК ЪБВЙТБМЙ, ПУФБЧМСМЙУШ ФПМШЛП УФБТЩЕ ЛМСЮЙ. фП ЦЕ РТПЙУИПДЙМП У ФЕМЕЗБНЙ. фЕРЕТШ ЛБЦДБС ТПФБ РПМХЮЙМБ ДПРПМОЙФЕМШОП ЗХЦЕЧПК ФТБОУРПТФ. уФБЧЙМБУШ ГЕМШ ЗБТБОФЙТПЧБФШ ОБЙЧЩУЫХА УФЕРЕОШ РПДЧЙЦОПУФЙ ОБ ПФЛТЩФПК НЕУФОПУФЙ, Ч УФПТПОЕ ПФ ВПМШЫЙИ ДПТПЗ Й — ЕУМЙ РПОБДПВЙФУС — РП ВЕЪДПТПЦША. тБЪЩЗТЩЧБМЙУШ ДХЫЕТБЪДЙТБАЭЙЕ УГЕОЩ, лТЕУФШСОЕ ВЩМЙ Ч ПФЮБСОЙЙ. рТЕДУФПСМБ ХВПТЛБ ХТПЦБС, Б ЮФП НПЦОП УДЕМБФШ ВЕЪ МПЫБДЕК Й РПЧПЪПЛ?

уМЕДХАЭЕК ОПЮША ПТХЦЙЕ, УОБТСЦЕОЙЕ, РТПДПЧПМШУФЧЙЕ, НЕДЙЛБНЕОФЩ Й УБРЕТОПЕ ЙНХЭЕУФЧП ВЩМЙ РПЗТХЦЕОЩ ОБ ЬФЙ РПЧПЪЛЙ. оБЮБМПУШ ДЧЙЦЕОЙЕ.

ч ОПЮШ ОБ 20 Й ОБ 21 ЙАОС РПМЛ Ч ДЧБ РЕТЕИПДБ ЪБОСМ РПЪЙГЙЙ ЧПУФПЮОЕЕ вХЗБ, УЕЧЕТОЕЕ нБМЛЙОЙ.

пДОБЛП РПЮФЙ ОЙЛФП ОЕ ЧЕТЙМ, ЮФП РПМПЦЕОЙЕ УФПМШ УЕТШЕЪОП. й Ч РТПЫМПН ОЕ ТБЪ УМХЮБМПУШ, ЮФП зЙФМЕТ ДПВЙЧБМУС УЧПЕЗП РХФЕН ЧПЕООЩИ ДЕНПОУФТБГЙК. уПНОЕЧБФШУС НЩ УФБМЙ МЙЫШ РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ОБН РЕТЕДБМЙ УППВЭЕОЙЕ, ЮФП ОЕУЛПМШЛП ПФНПВЙМЙЪПЧБООЩИ УПЧЕФУЛЙИ БТНЙК ЧРМПФОХА РПДПЫМЙ Л ЗТБОЙГЕ Й ЮФП ЧПФ-ЧПФ ПОЙ ОБЮОХФ ОБУФХРБФШ. дПЫМЙ ФБЛЦЕ УМХИЙ П ДЙЧЕТУЙПООЩИ БЛФБИ. пДОБЛП ЫФБВ ДЙЧЙЪЙЙ РПЮФЙ ОЙЮЕЗП ОЕ ЪОБМ ОЙ П РТПФЙЧОЙЛЕ, ОЙ П ФПН, ЛБЛ ОБЫЕ ЛПНБОДПЧБОЙЕ ПГЕОЙЧБЕФ ПВУФБОПЧЛХ Ч ГЕМПН.

рПУМЕ РЕТЕИПДБ Х чЩЫЛХЧБ ЦЕМЕЪОПДПТПЦОПК МЙОЙЙ чБТЫБЧБ — пУФТПМЕОЛБ ОПЮОПК НБТЫ ВЩМ РТПЧЕДЕО Ч ХУМПЧЙСИ РПМОПК УЕЛТЕФОПУФЙ. йЪ вТПЛБ ОБЫ РПМЛ ХЦЕ Ч ТБЪЧЕТОХФПН ЧЙДЕ, ФП ЕУФШ У ДЧХНС ВБФБМШПОБНЙ Ч РЕТЧПН ЬЫЕМПОЕ Й У ФТЕФШЙН Ч ТЕЪЕТЧЕ, РПУМЕ ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ФСЦЕМПЗП РЕТЕИПДБ РП РЕТЕУЕЮЕООПК НЕУФОПУФЙ ЧЩЫЕМ ОБ ЙУИПДОЩЕ РПЪЙГЙЙ ЪБРБДОЕЕ ЦЕМЕЪОПДПТПЦОПК МЙОЙЙ нБФЛЙОС — пУФТХЧ. фБЛ ЛБЛ ФТЕВПЧБМПУШ РПДФСОХФШ ТПФЩ ЛБЛ НПЦОП ВМЙЦЕ Л УПЧЕФУЛЙН РПЗТБОЙЮОЩН ЪБУФБЧБН, ФП ХЦЕ РТЙНЕТОП ЪБ РСФШ ЛЙМПНЕФТПЧ ДП ЗТБОЙГЩ ЧУЕ ПЗОЙ ЗБУЙМЙУШ, УПВБЛЙ ЧЩМБЧМЙЧБМЙУШ. оБУЕМЕООЩЕ РХОЛФЩ Й ИХФПТБ РТПЮЕУЩЧБМЙУШ.

чЕЮЕТПН 21 ЙАОС ЛПНБОДЙТБН ОБ РПУМЕДОЕН ПРЕТБФЙЧОПН УПЧЕЭБОЙЙ Ч ЫФБВЕ ДЙЧЙЪЙЙ Х вТПЛБ ВЩМ ПВЯСЧМЕО РТЙЛБЪ зЙФМЕТБ П ОБУФХРМЕОЙЙ.

фЕРЕТШ ОБУФБМ «ЧЕМЙЛЙК ЮБУ» ДМС чЕЮХТЕЛБ, ЧЩРПМОСЧЫЕЗП ПВСЪБООПУФЙ ЧФПТПЗП ПЖЙГЕТБ ДМС РПТХЮЕОЙК. пО ВХЛЧБМШОП ХРЙЧБМУС «ЙУФПТЙЮЕУЛПК НЙУУЙЕК зЕТНБОЙЙ», Ч ЧЩРПМОЕОЙЙ ЛПФПТПК ЕНХ РТЕДУФПСМП ХЮБУФЧПЧБФШ.

лБЛ С ХУФБОПЧЙМ ЙЪ НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ВЕУЕД У ХОФЕТ-ПЖЙГЕТБНЙ Й УПМДБФБНЙ, Ч ЧПКУЛБИ ОЕ ВЩМП ОЙЛБЛПЗП РТЕДУФБЧМЕОЙС П «НЙУУЙЙ зЕТНБОЙЙ». оБУФТПЕОЙЕ ВЩМП УЛПТЕЕ РПДБЧМЕООЩН, ЮЕН ВПДТЩН, Й РТЙФПН ОЕ ФПМШЛП Х НПМПДЩИ УПМДБФ, ЧРЕТЧЩЕ ЧУФХРБЧЫЙИ Ч ВПК, ОП Й Х ФЕИ, ЛФП ХЦЕ «ОАИБМ РПТПИ». пЗТПНОЩЕ РТПУФТБОУФЧБ уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ РТЕДУФБЧМСМЙУШ ЙН УРМПЫОПК ЪБЗБДЛПК. мЙЫШ ОЕНОПЗЙЕ, Ч ЮБУФОПУФЙ УФБТЩЕ ПЖЙГЕТЩ — ХЮБУФОЙЛЙ РЕТЧПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ, УРПЛПКОП ЦДБМЙ ТБЪЧЙФЙС УПВЩФЙК.

оБ ЧЩДБООЩИ ОБН РПМЕЧЩИ ЛБТФБИ ВЩМБ ПВПЪОБЮЕОБ ЗМХВПЛБС, ИПФС Й ОЕ УРМПЫОБС, УПЧЕФУЛБС ПВПТПОЙФЕМШОБС УЙУФЕНБ. дБООЩЕ П ОЕК СЛПВЩ ХДБМПУШ ХУФБОПЧЙФШ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РПУМЕДОЙИ ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОЩИ РПМЕФПЧ. пДОБЛП ОЙЮЕЗП ОЕ ВЩМП ЙЪЧЕУФОП П ИБТБЛФЕТЕ ПФДЕМШОЩИ ПВПТПОЙФЕМШОЩИ УППТХЦЕОЙК Й П ФПН, ЪБОСФЩ МЙ ПОЙ ЧПКУЛБНЙ.

оПЮШ ВЩМБ СУОПК. пФЮЕФМЙЧП ВЩМП УМЩЫОП, ЛБЛ ЙДХФ РПЕЪДБ РП ДЧХИЛПМЕКОПК ДПТПЗЕ чБТЫБЧБ — вЕМПУФПЛ - чЙМШОП{28} . лПООЩЕ ПВПЪЩ ЧЩДЕТЦБМЙ РЕТЧПЕ ЙУРЩФБОЙЕ, ИПФС ДПТПЗБ ФТЕФШЕК ЛБФЕЗПТЙЙ ДП вТПЛБ РП ЧУЕК ЫЙТЙОЕ ВЩМБ ЪБОСФБ НБТЫЙТХАЭЙНЙ ЛПМПООБНЙ, ЮФП ЧЕМП ЙОПЗДБ Л УПЪДБОЙА РТПВПЛ.

чУЕ РТЙЗПФПЧМЕОЙС Л ВЩУФТПНХ РТЕПДПМЕОЙА РПЗТБОЙЮОЩИ ЪБУФБЧ ВЩМЙ ЪБЛПОЮЕОЩ. оБЫЙ ВБФБМШПОЩ ДПМЦОЩ ВЩМЙ УОБЮБМБ, ДЧЙЗБСУШ ОБ МЕЧПН ЖМБОЗЕ НЕЦДХ РПМПФОПН ЦЕМЕЪОПК ДПТПЗЙ Й ОЙЪЙОПК вТПЛБ, ЧЩКФЙ Л ъБТЕНВБН, Б ъБФЕН РП ФЕЮЕОЙА ТЕЛЙ ДПУФЙЗОХФШ ЧЩУПФЩ НЕЦДХ ыХМШ-0ПТЦЕ Й бОДТЕЕЧПН.

ъБДБЮЙ ДОС ДМС ЮБУФЕК, ЧЧПДЙНЩИ Ч ВПК Х НЕУФЕЮЛБ оХТ, Б ФБЛЦЕ ДМС ФБОЛПЧПЗП УПЕДЙОЕОЙС, ОБОПУСЭЕЗП ХДБТ ЙЪ ТБКПОБ пУФТХЧБ, УППВЭЕОЩ ОБН ОЕ ВЩМЙ. нЩ РТЕДРПМБЗБМЙ, ПДОБЛП, ЮФП 2-С Й 3-С ФБОЛПЧЩЕ ЗТХРРЩ, ОБУФХРБС ЧНЕУФЕ У 9-К Й 2-К БТНЙСНЙ, РПДДЕТЦБООЩЕ 4-К БТНЙЕК, ЗМХВПЛП ЧЛМЙОСФУС Ч ТБКПО ПРЕТБФЙЧОПЗП ТБЪЧЕТФЩЧБОЙС РТПФЙЧОЙЛБ, ЮФПВЩ ПФТЕЪБФШ ЕЗП ЧПКУЛБ ПФ ФЩМБ. рПДПВОБС ФБЛФЙЛБ ХЦЕ ВЩМБ РТЙНЕОЕОБ ЧП ЧТЕНС РПИПДБ ОБ рПМШЫХ. лТПНЕ ФПЗП, НЩ ТБУУЮЙФЩЧБМЙ ОБ ХУРЕЫОЩЕ ДЕКУФЧЙС РПДЧЙЦОЩИ ЮБУФЕК Ч ОБРТБЧМЕОЙЙ ОБ вЕМПУФПЛ. лБЦДЩК УПЪОБЧБМ УЕТШЕЪОПУФШ РПМПЦЕОЙС. ъБДБЮБ ЛБЛ НПЦОП ВМЙЦЕ Й ОЕЪБНЕФОП РПДПКФЙ Л УПЧЕФУЛЙН РПЗТБОЙЮОЩН ЪБУФБЧБН ВЩМБ ЧЩРПМОЕОБ.

22 ЙАОС 1941 ЗПДБ, 5 ЮБУПЧ 30 НЙОХФ

оБ УМЕДХАЭЕЕ ХФТП Ч 5.30 ЧДПМШ ЧУЕК ЗТБОЙГЩ ОБЮБМУС БТФЙММЕТЙКУЛЙК ПЗПОШ ОЕВЩЧБМПК УЙМЩ. рПДБЧМСМУС ЛБЦДЩК ПВЯЕЛФ, ЛПФПТЩК НПЗ УМХЦЙФШ ПВПТПОЕ. пДОПЧТЕНЕООП ОЕНЕГЛБС БЧЙБГЙС ОБЮБМБ НБУУЙТПЧБООЩЕ ОБМЕФЩ. чУЕ ЬФП ЗПЧПТЙМП П ФПН, ЮФП ОБЮБМПУШ ФЭБФЕМШОП Й ЪБВМБЗПЧТЕНЕООП РПДЗПФПЧМЕООПЕ ЧФПТЦЕОЙЕ.

юЕТЕЪ ОЕУЛПМШЛП НЙОХФ РПУМЕ ОБЮБМБ БТФЙММЕТЙКУЛПК РПДЗПФПЧЛЙ ЧУРЩИОХМЙ РПЦБТЩ. оБИПДЙЧЫЙЕУС ОБ УПЧЕФУЛЙИ РПЗТБОЙЮОЩИ ЪБУФБЧБИ РЕТЕДПЧЩЕ ЮБУФЙ ВЩМЙ ВЩУФТП ПРТПЛЙОХФЩ. оБ НПЕН ХЮБУФЛЕ ОЙЛБЛПЗП УПРТПФЙЧМЕОЙС ОЕ ВЩМП. фПМШЛП УП УФПТПОЩ нБМЛЙОЙ ВЩМ УМЩЫЕО ЫХН РЕИПФОПЗП ВПС, Й ТБЪДБЧБМЙУШ ЧЪТЩЧЩ. оЕРТЕТЩЧОП РПЮФЙ ОБ ВТЕАЭЕН РПМЕФЕ ОБД ОБНЙ МЕФЕМЙ ОБ чПУФПЛ ЬУЛБДТЙМШЙ Й ПФДЕМШОЩЕ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛЙ.

лБЛ Й ЛБРЙФБО НЕДЙГЙОУЛПК УМХЦВЩ ДПЛФПТ вЕТЗНБОО, С УМЕДПЧБМ У ВБФБМШПОПН ЧЕТИПН ОБ ЛПОЕ. чУЛПТЕ НЩ ДПУФЙЗМЙ ЧЩУПФЩ У РПМПЗЙНЙ УЛМПОБНЙ Й ФТЙЗПОПНЕФТЙЮЕУЛЙН ЪОБЛПН. фХФ, ОБЧЕТИХ, НЩ ХЧЙДЕМЙ РЕТЧПЗП Й ЪБ ЬФЙ ЮБУЩ ЕДЙОУФЧЕООПЗП НЕТФЧЕГБ: РПЦЙМПЗП УЕТЦБОФБ-РПЗТБОЙЮОЙЛБ Ч ПМЙЧЛПЧП-ЪЕМЕОПН ПВНХОДЙТПЧБОЙЙ.

юЕТЕЪ ЛЙМПНЕФТ ОБЫЕ РТПДЧЙЦЕОЙЕ ВЩМП ОБ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС ПУФБОПЧМЕОП ПЗОЕН ЙЪ РХМЕНЕФПЧ Й ЧЙОФПЧПЛ. чУЛПТЕ ОБЫБ ЗПМПЧОБС РПИПДОБС ЪБУФБЧБ ОБФЛОХМБУШ ОБ ОЕДПУФТПЕООЩЕ МЕЗЛЙЕ РПМЕЧЩЕ ХЛТЕРМЕОЙС. уПМДБФ Ч ОЙИ ХЦЕ ОЕ ВЩМП. рП ЧУЕНХ ВЩМП ЧЙДОП, ЮФП УФТПКЛБ ОБЮБМБУШ ОЕДБЧОП. чПЛТХЗ ЧБМСМЙУШ НПФЛЙ ЛПМАЮЕК РТПЧПМПЛЙ, ДЕТЕЧСООЩЕ ЛПМШС, УЛПВЩ, ДПУЛЙ Й НЕЫЛЙ У ГЕНЕОФПН. нЩ ВЩМЙ РПТБЦЕОЩ ХЧЙДЕООЩН. оЙЮЕН ОЕ РПДФЧЕТЦДБМПУШ, ЮФП ЗПФПЧЙМПУШ ОБРБДЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ НЩ РТЕДХРТЕДЙМЙ. зДЕ ЦЕ РТПФЙЧОЙЛ, П ЛПФПТПН ЗЕВВЕМШУПЧУЛБС РТПРБЗБОДБ ФЧЕТДЙМБ, ВХДФП ПО РТЙЗПФПЧЙМУС УНСФШ ОБУ ОЕЧЙДБООПК НБУУПК МАДЕК Й ЧППТХЦЕОЙС?

лПЗДБ ОБЫ РПМЛ РПДПЫЕМ Л ыХМШВПТЦЕ, РЕТЧПНХ ЛТХРОПНХ ОБУЕМЕООПНХ РХОЛФХ Ч ОБЫЕК РПМПУЕ ОБУФХРМЕОЙС, ФП ПЦЙДБМПУШ, ЮФП ФБН НЩ ЧУФТЕФЙН ПТЗБОЙЪПЧБООПЕ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ. пДОБЛП ОЙЮЕЗП ОЕ РТПЙЪПЫМП. ыФБВ ДЙЧЙЪЙЙ РТЙЛБЪБМ ОБН ЛБЛ НПЦОП ВЩУФТЕЕ ДЧЙЗБФШУС ДБМШЫЕ, НЙНП ОБУЕМЕООПЗП РХОЛФБ.

пДОБЛП Ч РПУМЕДХАЭЙЕ ДОЙ ЛБТФЙОБ ЙЪНЕОЙМБУШ. оБЫЕ РТПДЧЙЦЕОЙЕ ОБТХЫБМПУШ Й ЪБНЕДМСМПУШ ХРПТОЩН УПРТПФЙЧМЕОЙЕН УПЧЕФУЛЙИ ЧПЙОУЛЙИ ЮБУФЕК, ЛПФПТЩЕ ДТБМЙУШ У ЙУЛМАЮЙФЕМШОЩН ХНЕОЙЕН. оЕПЦЙДБООП Й, ОЕУНПФТС ОБ СЧОПЕ РТЕЧПУИПДУФЧП ЖБЫЙУФУЛПК БЧЙБГЙЙ, УПЧЕФУЛЙЕ ЙУФТЕВЙФЕМЙ У ОЕПВЩЮБКОПК УНЕМПУФША БФБЛПЧБМЙ У ВТЕАЭЕЗП РПМЕФБ ОБЫЙ РЕИПФОЩЕ ЮБУФЙ, У ФТХДПН РТПДЧЙЗБЧЫЙЕУС ЮЕТЕЪ РПМС, МЕУБ Й ВПМПФБ. пОЙ ОПУЙМЙУШ ОБД ВЕЪЗТБОЙЮОЩНЙ ВЕТЕЪПЧЩНЙ МЕУБНЙ, ЮХФШ ОЕ ЪБДЕЧБС ЧЕТИХЫЛЙ ДЕТЕЧШЕЧ, ПВУФТЕМЙЧБМЙ РТПУЕМЛЙ Й ФТПРЩ, УЕС РБОЙЛХ Ч ОЕНЕГЛЙИ ЧПКУЛБИ.

еЭЕ ДП ФПЗП, ЛБЛ НЩ ДПУФЙЗМЙ ПЛТБЙО нЙОУЛБ, УФБМП СУОП, ЮФП РЕТЕД ОБНЙ УЕТШЕЪОЩК РТПФЙЧОЙЛ.

рТЕДБФЕМШУЛПЕ ОБРБДЕОЙЕ ОБ уПЧЕФУЛЙК уПАЪ, СЧМСЧЫЕЕУС ОБТХЫЕОЙЕН ОПТН НЕЦДХОБТПДОПЗП РТБЧБ, У РЕТЧЩИ ЦЕ ЮБУПЧ ЧЩЪЧБМП УФТБЫОЩЕ ТБЪТХЫЕОЙС Й ОЕПРЙУХЕНЩЕ ВЕДУФЧЙС ОБУЕМЕОЙС. рПЧУАДХ ЧЙДОЕМЙУШ УЗПТЕЧЫЙЕ ДЕТЕЧОЙ, УЛПТВОП РПДОЙНБАЭЙЕУС Л ОЕВХ РЕЮОЩЕ ФТХВЩ, ОБ ТБЪЧБМЙОБИ — ЦЕОЭЙОЩ, ДЕФЙ, УФБТЙЛЙ Й УФБТХИЙ, У ПФЮБСОЙЕН ЛПРБЧЫЙЕУС Ч НХУПТЕ Ч ОБДЕЦДЕ ОБКФЙ ЧЕДТП, ЛБУФТАМА ЙМЙ ЛБЪБОПЛ ДМС ЧБТЛЙ РЙЭЙ, — ОБ ВПМШЫЕЕ ТБУУЮЙФЩЧБФШ ОЕ РТЙИПДЙМПУШ. ъДЕУШ Й ФБН ЦЕОЭЙОЩ РЕТЕЧСЪЩЧБМЙ УЧПЙИ ТБОЕОЩИ ДЕФЕК.

ьФЙ ЛБТФЙОЩ ЪБВЩФШ ОЕЧПЪНПЦОП. чРЕТЧЩЕ С РЕТЕЦЙМ РЕТЧЩК ДЕОШ ЧПКОЩ ОБ ЖТПОФЕ, ЧРЕТЧЩЕ С ХЧЙДЕМ, ЮФП ОЕУЕФ ЧФПТЦЕОЙЕ НЙТОПНХ ОБУЕМЕОЙА, ОБ ЛПФПТПЕ ПВТХЫЙЧБЕФУС ПЗПОШ БТФЙММЕТЙЙ Й ЦЕУФПЛБС ВПНВБТДЙТПЧЛБ У ЧПЪДХИБ.

рЕТЧЩЕ ДОЙ ЖБЫЙУФУЛПЗП ОБРБДЕОЙС ОБ уПЧЕФУЛЙК уПАЪ РПЪЧПМЙМЙ НОЕ ТБУРПЪОБФШ МПЦШ П РТЕЧЕОФЙЧОПК ЧПКОЕ, Б ФБЛЦЕ ПРТПЧЕТЗМЙ ДТХЗЙЕ МЦЙЧЩЕ ХФЧЕТЦДЕОЙС РТПРБЗБОДЩ. рПУМЕ ПФТБЦЕОЙС ПДОПК ЙЪ БФБЛ РТПФЙЧОЙЛБ С ПЛБЪБМУС ОПЮША Ч РПМХТБЪТХЫЕООПК ДЕТЕЧЕОУЛПК ЫЛПМЕ. йЪ ЗТХДЩ ЧБМСЧЫЙИУС ЛОЙЗ С ОБХЗБД ЧЩФБЭЙМ ПДОХ. ъДЕУШ ТБОШЫЕ ВЩМБ ВЙВМЙПФЕЛБ, ЛПФПТХА ЧБТЧБТУЛЙ ХОЙЮФПЦЙМЙ. ьФП ВЩМЙ УФЙИПФЧПТЕОЙС зЕКОЕ ОБ ОЕНЕГЛПН СЪЩЛЕ. й С ЧУРПНОЙМ ХФЧЕТЦДЕОЙС РТПРБЗБОДЩ П «ВЕУЛХМШФХТШЕ ЛПННХОЙУФЙЮЕУЛПК тПУУЙЙ».