Запоминание словарных слов с помощью ассоциаций. Ассоциации в изучении словарных слов. Введение нового словарного слова

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Для того, чтобы учение было успешным, интересным, увлекательным, на разных этапах уроков русского языка учителя используют занимательные задания, которые побуждают детей размышлять, искать и находить правильное решение грамматических задач. Проблемная ситуация создается, когда встает вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов.

Работа строится в несколько этапов:

Предъявление нового слова:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) рассматривание картинки (предметной, из набора “картинный словарь” или на слайде);

в) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

1. Работа над слуховым образом слова.

Учащиеся проговаривают слово хором орфографически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нём “опасное место”.

2. Запись слова с “окошком”.

После того, как дети определили ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь и словарь.

3. Работа над зрительным образом слова, сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись её на доске, в тетрадях или словариках, например: деревня- от слова “дерево”; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение. Однокоренные слова: деревянный, деревенский и др. Земляника – от слова “земля”; земляная ягода. Петух – от слова “петь”; с помощью суффикса –ух. Рябина – от слова “рябой” - пёстрый, покрытый пятнами другого цвета. Однокоренные слова: рябой, рябчик, рябинник (заросль из кустов рябины). Учащиеся получают ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю. Также можно использовать элемент этимологического анализа.

4. Подбор и запись однокоренных слов.

При работе со словарными словами использование кроссвордов дает возможность еще раз зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов.

Правил для написания словарных слов не существует. Проверить их родственными словами не получается. Так как память у учащихся начальной школы очень яркая и образная, можно воспользоваться этим и предложить учащимся самим придумывать для словарных слов свои правила - “неправильные”. Если сделать это при помощи ассоциаций, то эмоционально образная память ребёнка активно заработает. Свяжем наше слово с другим, “проверочным”, но не однокоренным, где безударный непроверяемый звук становится ударным. У словарного слова появляется “приёмный родственник”, который помогает точно запомнить нужную орфограмму. Решение такой проблемной ситуации выражается у детей в создании рисунков, которыми может пользоваться весь класс.

“Приемных родственников” нельзя путать с настоящими родственными словами, слишком далеки они по смыслу. Детям интересен и увлекателен именно сам процесс их сочинения, рисование, а вся работа в целом даёт качественный результат изучения словарных слов. Помогаю детям интуитивно уловить алгоритм формирования ассоциативной связи. Такой алгоритм помогает ученику быстро и прочно усваивать самую разную информацию, и не только на уроках русского языка.

Этимологическая справка о словарных словах не всегда содержит опорное написание. В таких случаях трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. К одному и тому же слову можно придумать несколько ассоциативных образов, а затем выбрать наиболее удачный.

Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь своё написание, не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в данном словарном слове.

Ассоциативная связь может быть выявлена по ряду признаков: по цвету, количеству, действию, звучанию, назначению, месторасположению, форме, материалу, вкусу, массе и т.д.

Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:

  1. Записать словарное слово и поставить ударение;
  2. Выделить слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании;
  3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму;
  4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова;
  5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок);

Прочитать словарное слово, чётко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму. Использование приёма ассоциаций в словарной работе предполагается начинать со второго года обучения в начальной школе, когда учащиеся достаточно прочно овладели навыками подбора однокоренных слов и уверенно отличают родственное слово от ассоциативного образа.

Ценность данного приёма работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь. На начальном этапе работы с использованием приёма ассоциативного образа учитель сам показывает и создаёт образы. В дальнейшем уже ведётся совместный разбор словарных слов, учитель выполняет лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. (Папка с рисунками учащихся прилагается) .

3. II этап. Практическая реализация проекта.

4. Развитие речи на уроках развития русского языка.

5. Психодиагностика на уроках русского языка.

6. "О любви к орфографическим правилам..."

7. Развитие орфографической интуиции на уроках русского языка.

8. Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов.

Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов

Ребенку с первых его шагов в учебной деятельности в учебнике русского языка О.Л. Соболевой предлагается три альтернативных пути, три способа овладения грамотным письмом: осмысленное применение правила, обращение к орфографической интуиции и запоминание.

Запоминание на сознательном уровне орфографического образа слова - один из эффективных путей овладения грамотностью. Автор решает одновременно две задачи: помочь ребенку запомнить, как пишутся конкретные слова, и гораздо более важную - способствовать интенсивному развитию мозговых структур, а не только памяти.

В учебниках О.Л. Соболевой практически отсутствует механическое запоминание. Не секрет, что в больших дозах оно может привести к притуплению способностей и уменьшению творческого потенциала ребенка. Кроме того, такое запоминание отнюдь не способствует повышению интереса к предмету. Поэтому естественным и необходимым становится обращение к яркой эмоционально-образной памяти ребенка, к огромным возможностям, заложенным в ассоциативном способе мышления.

Находкой в этом отношении стала ассоциативная методика запоминания и усвоения информации, разработанная Василием Агафоновым, автором оригинальных учебных пособий «Неправильные правила», «Совсем неправильные правила», «Считайте в рифму» и многих других. Его замечательные сказки и стихи, в которых реализован ассоциативный алгоритм запоминания, стали при создании учебника основой словарной работы.

Алгоритм запоминания, который автор предлагает ребенку, в учебниках распространен в первую очередь на слова с непроверяемыми орфограммами, то есть на словарные слова. Однако любое слово, написание которого подчиняется правилу, само собой разумеется, тоже можно запомнить. Таким образом, по отношению к любому слову ребята могут выбирать между правилом, орфографической интуицией и собственной памятью. Помимо прочего, это работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанализу: он учится понимать самого себя, прислушиваться к себе. Это очень важно.

Суть алгоритма в том, чтобы найти зацепку, ассоциативную ниточку, мостик между словом, которое ты хочешь запомнить, и другим словом, в котором «упрямая» буква слышится ясно и четко.

На первом этапе ассоциативная «зацепка» включается в эмоционально-образный контекст сказки или стихотворения. Кроме текста, в котором необходимый для запоминания образ буквы повторяется различными способами, есть еще рисунки. В рисунках возникает множество дополнительных ниточек, вторичных «зацепок», которые усиливают эффект запоминания. Визуальная метафора возбуждает эмоциональную память ребенка, активизирует его внимание к объекту запоминания, обеспечивает избирательную направленность этого внимания. Органичное соединение вербального и графического образов создает прочную основу для ненасильственного, активного и долговременного запоминания. Вот как это может быть:

СКАЗКА О БАКЕ С «О»

Жила-была когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву «О» . И грызть бублик, похожий на букву «О» . А ещё она любила смотреть на круглое облако и на круглое солнце, похожие на букву «О» , любила осень, которая начинается с буквы «О». В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву «О» . А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.

Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя «бока».

Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! - обиделась бака. - Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «О».

И стали её писать с «О» .Вот так: с «О » бака. А потом и просто: собака. Так до сих пор и пишут.

(В. Агафонов)

Как видите, ниточек много, и они пронизывают собой весь текст сказки: это и слова, где "О" под ударением, и слова, которые начинаются с этой буквы, и игра с ее формой - акцентация внимания на реальных предметах, напоминающих эту букву по форме: круглая луна, бублик, похожий на букву "О" , круглое облако, круглое солнце.

Есть еще и подтекст, работа с которым, по мнению нейрофизиологов, активизирует мыслительные процессы и является мощным фактором развития мозговых структур ребенка.

И наконец, есть рисунок. Вы сможете рассмотреть на нем письменный образ буквы "О", и обилие круглых предметов, которые с большим желанием и очень быстро отыскивает ребенок: окошко в доме, тарелка и т.д. Запомнить помогает цвет, мажорная энергетика рисунка, его особенности, учитывающее целостное и одновременно дискретное восприятие ребенка.

В каждом случае волшебные ниточки, как мы называем их с детьми, разные. Так, чтобы запомнить, как пишется береза, оказалось достаточно всего один раз прочитать с детьми четыре строчки:

Берёза так была бела,

Что буква "Е" из слова "белый"

К ней незаметно перешла

И уходить не захотела.

(В. Агафонов)

Стоит ребенку «войти» в картинку, вжиться в нее (а это происходит за несколько секунд) и всмотреться в выражение лица березы и особенно самой буквы, так трепетно и нежно прильнувшей к стволу, - и уже просто невозможно написать береза с буквой «И» .

Кстати, я спрашивала детей, какую именно строчку нарисовал художник, и всегда слышала ответ: четвертую, «и уходить не захотела» . Через какое бы время ни попалось в диктанте это слово, образ, воспринятый из рисунка и текста, мгновенно и непроизвольно возникнет в сознании ребенка - и ошибки не будет.

Однако стихи и сказки, просторный контекст для ассоциативной «зацепки» на следующем этапе усвоения алгоритма уже необязателен. Достаточно просто образа. Например, чтобы запомнить слово огурец, можно представить себе огромный-преогромный огурец и сказать самому себе: «Ого! О-го-го-го, какой огурец! Огромный, хороший! И сам похож на букву «О». Он и начинается с буквы «О»!» Вот и все!

Оказалось, что ребенок гораздо легче, чем взрослый, изобретает свои собственные ниточки и привязывает к ним слова, «как воздушные шарики». Я считаю, что моим ученикам помогает само слово «упрямые». «Им не хватало этого слова, как не хватало глагола придумай вместо составь. Им так и хочется переупрямить «упрямые» слова и написать их правильно, без ошибки». Может быть, и в самом деле семантика слова упрямый вызывает определенные эмоциональные импульсы, усиливается мотивация запоминания, мотивация поиска конкретных приемов, способных помочь «переупрямить» слово.

Позже автор уже только предлагаем свой вариант ассоциативной «зацепки», давая ребенку понять, что это именно вариант. Делать это можно, например, так. Помещаем в алой рамочке три словарных слова: колесо, страница и платок. В задание вводится метафора: «Постарайся привязать каждое упрямое слово к другому слову...». А чуть ниже:

Колесо колется спицами?

Страница - странная?

Из платка Дюймовочке сшили платье?

Ищи волшебные ниточки!

В самом деле, так и представляешь себе колесо от велосипеда, из которого торчат острые спицы и колются. Они ведь кО лются, поэтому кО лесо !

Интересный факт! Дети не путают слова-помощники, которые находят по ассоциации, и родственные слова. В их сознании это четко разделяется, и никаких специальных усилий для этого не требуется: только однажды, раз и на всегда развести эти понятия. Вопросительными знаками мы как бы говорим ребенку: "Мы вот что придумали, но может быть, у тебя есть другой вариант? Другой образ? Можешь воспользоваться нашим, а можешь и своим".

И очень важно, чтобы ребенок уже в семь лет понимал, что ассоциации у каждого свои, хотя они и могут иногда совпадать у разных людей. Очень важно научить ребенка непроизвольно находить тот образ, который больше подходит именно ему и именно для него облегчает запоминание, доверять себе в этом отношении.

Сам образ волшебных ниточек (и словесный, и на рисунке) тоже работает. Ниточки, узелки, привязки, зацепки, мостики - все эти слова, когда ребенок их слышит или читает, стимулируют ассоциативное мышление, способствуют непроизвольному возникновению образов, ассоциативных цепочек.

Навык ассоциативной работы формируется у младших школьников настолько быстро, что уже к концу первого класса они намного опережают в этом своих родителей, а нередко и учителя. А самое главное - им нравится так запоминать.

Котлета

Жил-был кот. Не любил он зиму, а любил он лето!

Так сильно любил, что начал ездить по свету, чтобы догнать лето. Кот прославился, и стали его называть Кот - лета.

Кот Кот-лета был отличным кулинаром. Он изобретал разные блюда из мяса. Однажды он взял фарш, добавил лук, яйца, соль, перец, перемешал и слепил маленькие круглые лепёшечки. Кот Кот-лета поджарил их на сковороде. Всем понравилось новое блюдо. Люди ходили к коту Кот-лете за рецептом. Он открыл ресторан, в котором фирменным блюдом были лепёшки из фарша. Все полюбили это блюдо и назвали такую лепешку в честь кота Кот-леты – КОТЛЕТА . С тех пор котлеты знают все!

Иней

Жили-были две буквы – "И" и "Й" . Они были очень похожи друг на друга, хотя немножко и отличались. У "Й" был бантик, а у "И" его не было. Первоклассники всё время их путали. Вместо "И" писали "Й" или наоборот.

Однажды ночью буквы посовещались и придумали, как помочь детям. Они попросили слог "не" устроиться между ними. и на доске появилось предложение "И – не Й!".

Утром дети увидели его и обрадовались. Буквы им очень помогли. А учительница сказала: "Какое красивое слово серебрится на нашей доске! " И дети хором прочитали слово "ИНЕЙ". С этого дня они навсегда запомнили, как пишется это красивое слово.

А одна девочка нарисовала целое наглядное пособие, которое помогает запомнить, как пишется слово осадки. Она нарисовала на большом листе бумаги огромное облако и написала около него - ОБЛАКО. Потом нарисовала дождь и снег, которые идут из этого облака и написала: ОСАДКИ. И соединила эти два слова стрелкой: осадки - потому что из облака. Здорово!

Но дело не в том, чтобы запомнить тридцать, или сорок, или даже двести конкретных слов, и даже не в том, чтобы научиться запоминать таким способом написание любого слова. Самое важное - то, что ребята экстраполируют ассоциативный алгоритм запоминания вообще на любую учебную информацию - по математике, природоведению, по любым предметам. Впрочем, наверно, даже и не это самое главное, а то, что этот алгоритм развивает, что он сообщает необходимый импульс ассоциативным процессам в деятельности мозга, увеличивает творческий потенциал детей. Ну и просто - делает интересней и эмоциональней жизнь на уроке. Ассоциативная методика - не единственная, с помощью которой автор помогает детям запоминать образ слова. Есть много других приемов: игра со шрифтом, насыщение текста определенной буквой и звуком, этимологические открытия, которые мы совершаем. Однако ассоциативная линия остается ведущей. Она проходит даже сквозь этимологический анализ. В ребенке формируется активная потребность в несущей информацию метафоре, вырабатывается не только навык усвоения такой метафоры, но и навык ее создания.

При работе с метафорой (как чужой, так и собственной) включается эмоциональная память, запоминание и усвоение становятся быстрыми и прочными.Нужно сказать, что ассоциативная методика, и в частности, те ее приемы, которые работают на запоминание, помогают согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический, и в этом одно из ее достоинств.Пусть в этой статье будет еще одно стихотворение об "упрямом" слове. Мы с детьми продолжаем учиться запоминать!

Маленький маляр

Как-то краской красил шар

Очень маленький маляр.

Был маляр росточком мал,

Со стремянки он упал.

Со стремянки вниз упал,

В букву "А" рукой попал.

В букве "А" рука застряла,

А ему и горя мало:

"Ну и что, что я упал?

Ну и что, что ростом мал?

А зато я красил шар,

Потому что я маляр!"

(В. Агафонов)

Положительные эффекты:

Словарные слова дети пишут практически без ошибок. А алгоритм запоминания словарных слов у ребят стал излюбленным «снарядом» для тренировки воображения и памяти. Они часто предлагают свои ассоциации, идеи, образы, придумывают сказки и даже сочиняют стихи.

I. Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Я представляю вам сегодня мастер-класс на тему “Приемы работы над правописанием словарных слов”.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы освоим приемы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, т.е. через применение деятельностного подхода.

II. Игра “Вставь пропущенную букву”.

Слова: винегрет, палисадник, агроном (в каждом слове пропущена безударная гласная).

Прошу вас поднять нужную букву на карточке.

Кол-во ошибок в зале – 1.

III. Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка.

– Вот вам и проблема! Для решения, которой используются методы эйдетики и мнемотехники.

“Эйдос” по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии).

Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

“Ассоциативные зацепки” , с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Винегрет (лат. vinum – уксус, заправка для салата на основе уксуса).

Палисадник. Многие учащиеся неверно толкуют значение слова, соотнося палисадник с гр. poly (“много, многое”). Исходя из такого толкования, они ошибочно заменяют гласную о на а в первом слоге. Чтобы исключить эту ошибку, достаточно объяснить этимологию слова. В основе палисадника лежит латинское слово palus – “заостренная палка”. Таким образом, проверочное слово найдено.

Агроном – греч. agrós поле и ómos закон.

Прием № 1. Разъяснение лексического смысла слова, этимология слова.
Приём № 2. Метод звуковых ассоциаций.

а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Пассажир – пасса жир берет билет в касс е.
Улица – на улиц е встречаю знакомые лиц а.
Запад – на запад е солнце пад ает.

б) В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт ! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)
Облако – на облак е лак.
Пловец – плов ец плывет в плов е.
Соловей – соло вей поет соло.

в) Дети представляют какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, мини-сказка: “Женщи на варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие”.

У детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.

Приём № 3. Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

“Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

Приём № 4. “Мускульная память”.

А теперь повернулись…… пишем: “Первую гласную в слове энтузиазм, вторую гласную в слове тренировка” (выполняется письмо на спине впереди сидящего ученика).

Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайр в книге "Научи своего ребенка читать". Убедитесь, что ребенок почувствовал, что вы написали, объясните ему, что это за буква и попросите его написать ее на бумаге. Данная система работает благодаря "мускульной памяти": способности запоминать информацию через действия тела.

IV. Итак, называем буквы пропущенные буквы: …

Слово (хором).

Винегрет, палисадник, агроном, горизонт, облако, яблоко, энтузиазм, тренировка.

Приём № 5. Выделение безударной гласной размером и цветом и развешивается по всему классу сами учениками при помощи скотча.

Приём № 6. Диктанты наоборот.

Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма.

Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно придти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.

Агроном –

1) специалист по улучшению культуры земледелия;
2) человек, знающий законы земледелия.

Директор –

1) руководитель предприятия, учреждения;
2) человек, умеющий управлять коллективом.

1) недалеко от чего-нибудь;
2) приблизительно.

Я выбрала для работы следующие виды упражнений:

  • Метод звуковых ассоциаций;
  • Метод графических ассоциаций (мнемотехника);
  • Запись слова под разным углом зрения (на солнышке);
  • Выделение безударной гласной размером и цветом;
  • Использование языкового материала;
  • Орфографические пятиминутки;
  • Диктанты наоборот.

При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти.
Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).

Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.

Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.

При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Никто не будет отрицать, что начальная школа - важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее…

Учителя-методисты предлагают свое решение проблемы грамотного написания словарных слов. Разработанная методика запоминания этих слов практически апробирована, дала положительные результаты и активно используется педагогами в нескольких городах России.

Методика запоминания словарных слов.

Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

Цель: научить правильно писать словарные слова.

Средство: использование метода ярких ассоциаций.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика:

1. Записать словарное слово (сл. слово) и поставить ударение.

Например: береза.

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: бе-ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

Например: Бе, бе.

4. Найти ассоциативный образ (ас. образ), связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу.

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком

Ассоциативная связь может быть по:

  • - цвету;
  • - форме;
  • - действию;
  • - материалу;
  • - количеству;
  • - месту расположения;
  • - звучанию;
  • - вкусу;
  • - назначению;
  • - и т.д.
  • б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:


5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Внимание! НЕ навязывать ученику своей ассоциации.

Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

  • - Аналогично показать классу разбор 3-5 словарных слов.
  • - Произвести совместный разбор 3-5 новых словарных слов.

Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

  • - Для проверки дать еще 2 слова.
  • - Дать самостоятельную работу (одно несложное словарное слово) с последующим обсуждением каждой версии.
  • - Дать домашнее задание. Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.
  • - Текстовая проверка. (Количество словарных слов определяет учитель)

Внимание! Подробность шагов сделана с целью «не потерять» кого-нибудь из учеников. После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный ему «шаг». Методика - не догма, а источник творчества.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

гАзета - бумАга

дИректОр - крИк, рОт

зАвод - труБа

инЕй - бЕлый, снЕг

кАпуста - зАяц

кАрандаш - грАнь, бумАга

кАрман - дырА

кОнцерт - нОта, дО, хОр

кОрабль - вОлны, бОцман, кОк

лАдонь - лАпа

мАшина - шинА

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Запоминание словарных слов методом ассоциаций Учитель: Деркач С. В.

Цель исследования: выяснить, как лучше и быстрее запомнить написание слов, не подчиняющихся правилам орфографии.

Проблема Многолетний опыт работы показал, что не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки. Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно?

Проблемные вопросы Учёные о памяти человека Что такое «эйдетика»? Методика ассоциативного запоминания Экспериментальное исследование Практические рекомендации и выводы

Ученые о памяти Память – способность нервной системы (головного мозга) воспринимать окружающую действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить её.

Что такое эйдетика? Эйдос (греч.) – «образ» Эйдетизм- разновидность образной памяти.

Школа эйдетики занимается по оригинальной научной методике, разработанной учёными- психологами и апробированной на практике. Эта школа предлагает простые и оригинальные приёмы, основанные на фантазии, воображении, которые превращают запоминание словарных слов в увлекательное занятие.

Метод графических ассоциаций При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

Звуковые (фонетические) ассоциации Предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. завт рак На завтрак рак и

Комбинированный метод Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв

Методика ассоциативного запоминания словарных слов Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов. Цель: научить правильно писать словарные слова. Средство: использование метода ярких ассоциаций. Суть метода: трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика- не догма, а источник творчества

Требования к ассоциативному образу Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по: Цвету ин е й- сн е г, б е лый Форме к о рзина- овальная Месту з а вод- труб а Звучанию э стафета- « Э й!» Действию ст а кан- ст а влю Назначению к а пуста- з а яц Материалу г а зета- бум а га Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Экспериментальные исследования

Практические рекомендации и выводы Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию словарных слов. Повышается интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы. Самое главное, дети стали хорошо учиться.

Ассоциативный метод имеет ряд ограничений: Нельзя навязывать взрослые ассоциации ребёнку Нельзя перегружать ассоциациями память

Используемая литература Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе.- М.: Владос, 1992.- 218 с. Соболева О.Л. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык- 1 класс» Матюгин И.Ю. Как запоминать слова- Д.: Сталкер, 1997.- 448 с. Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память-Д.: Сталкер, 2003. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителя начальных классов- Р-на-Д.: Феникс, 2002.