Налчаджян социально психологическая адаптация личности. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. Членство в научных обществах и организациях

КРИТИКА И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я А. А. Н А Л Ч А Д Ж Я Н, С о ц и а л ь н о - п с и х и ч е с к а я а д а п т а ц и я л и ч н о с т и: формы, механизмы и стратегии, Ереван, Издательство АН АрмССР, 1988, 263 с. Проблема социально-психической адаптации личности является центральной & науках о человеке. Это объясняется в первую очередь тем, что социальные и экономические противоречия при нынешнем этапе развития научно-технического прогресса предъявляют жизни все новые и новые задачи, которые ждут своего психологического решения. Социальная психология, как наука, является могущественным средством для разрешения практически всех социальных проблем. Безотлагательным становится социопсихологическое исследование таких явлений, как социальная структура общества, конформизм и авторитаризм, защитные механизмы личности н изменения ее самосознания при различных проблемных и конфликтных ситуациях, апатия, социальная беспомощность, познавательный диссонанс, фрустрированность личности и пути их преодоления. Решение стоящих сегодня перед социальной психологией задач предполагает углубленную разработку ее теоретических проблем. Это осуществлено в рецензируемой книге, характерной чертой которой является как интеграция теоретических основ различных психологических направлений, так и выдвижение новых идей (см. с. 23, 26, 64, 82, 98, 150, 162, 214-217, 230, 235-238). В, первой главе автор рассматриваемой книги анализирует существующие определения социальнр-пснхической адаптации и предлагает ее альтернативное определение (с. 18). По его мнению, тремя разновидностями социальной адаптации являются: нормальная, девиантная, патологическая (с. 32-39). Различая понятия «адаптация» и «адаптнрованность», автор полагает, что «адаптация путем преобразования или полного устранения объективной проблемной ситуации осуществляется преимущественно с помощью незащитных адаптивных механизмов п их комплексов. тогда как для адаптации с сохранением ситуации (например, межличностного или внутреннего конфликта) актуализируются у ж е приобретенные защитные комплексы или же создаются новые» (с. 40-41). Такой подход к изучению адаптации п адаптированностн личности открывает широкие исследовательские возможности. Автор монографии впервые в советской психологической литературе анализирует вопросы социально-психической дезадаптированности личности (с. 21-25). Ситуации, требующие адаптивного поведения, в монографии описаны со всей полнотой (гл. 2). Фрустрирующие ситуации, различные виды конфликтов, а т а к ж е когнитивный диссонанс автор рассматривает как разновидности проблемных ситуаций. Развивая свою ранее выдвинутую идею об оптимальном воздействии фрустратора на личность, автор пишет, что «для каждой личности должен существовать оптимальный уровень фрустрации, оказывающий благотворное влияние на процесс ее формирования (с. 82); «развивающую личность никогда не удовлетворяет уже достигнутое» (с. 83). В третьей главе монографии автор углубляет мысли, высказанные им в своих более ранннх исследованиях в области изучения защитных механизмов личности*. Под психическим механизмом он понимает «структуру определенным образом связанных психических действий, осуществление которых приводит к специфическому результату» (с. 109). Подавление, вытеснение, интеллектуализация, проекция, сублимация и другие механизмы психической защиты последовательно и интегрально * См.: А. Ереван, 1980. А. Н а л ч а д ж я н, Личность, психическая адаптация и творчество,. 100 Критика и библиография включаются в адаптационный процесс. Защитные механизмы интроекцин (с. 153- 156), изоляции (с. 160-161) и аннулирования действия (с. 178-179) в отечественной литературе анализируются впервые. Автор находит глубинные- связи между психологической рационализацией и защитной аргументацией. Например: «авторнтарно-конформная личность, обладающая большой властью и олицетворяющая организацию или социальную группу, имея тенденцию к предательству, проецирует ее на других (в первую очередь на людей с низким статусом), обвиняет их в предательстве и предпринимает против них превентивные отрицательные санкции» (с. 173). На основе этой и ряда других идей, выдвинутых в данной монографии, можно анализировать истоки многих социально-психологических явлений нашего о б щ е с т в а сталинизма, застоя, перестройки. Обсуждая вопрос о разновидностях психической идентификации, автор предлагает гипотезу о том, что «негативная идентификация, в частности, идентификация с «агрессором», при устойчивой отрицательной установке к нему приводит к образованию защитного механизма обратной реакции (вместо ненависти-подчеркнутая и выставляемая напоказ «любовь» и т. п.)» (с. 149). В четвертой главе автор книги анализирует сложную структуру самосознания личности (с. 183-187, рис. 5), а т а к ж е его функцию (с. 187-206). Р а з р а б о т к е идеи о функциях самосознания, несомненно, способствовала отчетливая постановка в кннге вопроса о подструктурах самосознания. Автор предлагает гипотезу о диф ференцированиой защите подструктур самосознания личности (с. 213-227). Д л я создания основ научной характерологии очень ценна идея о том, что «самосознание личности осуществляет свою защиту дифференцированно, т. е. к а ж д а я ее подструктура (Я-образ) защищается специфическими защитными комплексами» (с. 214). Монография оригинальна как по замыслу, т а к и по самой структуре изложения. Соединяя в единой системе ряд эмпирических исследований и теоретических конструкций, автор излагает основные положения концепции социально-психической адаптации личности. Остается только сожалеть, что книга вышла в свет таким небольшим тиражом, без резюме на армянском и иностранном языках, а т а к ж е без именного и предметного указателя. С. С. ЧШМАРИТЯН

Библиотека этнопсихолога

АКАДЕМИЯ НАУК АРМЯНСКОЙ ССР

Институт философии и права

А.А.Налчаджян

Социально-психическая адаптация личности
(формы, механизмы и стратегии)

Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 1988

Глава I . ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ : §1. К определению психической адаптации | §2. Альтернативное определение психической адаптации | §3. Социально-психическая дезадаптированность личности | §4. Механизмы социализации | §5. Социализация и адаптация | §6. Разновидности социально-психической адаптации | §9. О перспективах структурно-функционального подхода к проблеме адаптации

Глава II. СИТУАЦИИ, ТРЕБУЮЩИЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: | §1. Структура социальной ситуации | §2. Проблемные ситуации | §7. Конфликты как проблемные ситуации | §8. Когнитивный диссонанс как проблемная ситуация и как фрустратор .

Глава III. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ: §1. Виды поведения в фрустрирующих ситуациях | §2. Общий обзор защитных механизмов | §3. Подавление и вытеснение | §4. Интеллектуализация | §5. Образование реакции как формирование противоположной установки | §6. Проекция | §7. Идентификация | §8. Интроекция | §9. Идентификация, уровни понимания и эмпатия | §10. Изоляция как защитный механизм | §11. Самоограничение как механизм нормальной адаптации | §12. Рационализация или защитная аргументация | §13. Сублимация | §14. Аннулирование действия

Глава IV. АДАПТИВНЫЕ ФУНКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ: §1. Личность, самосознание и адаптация | §2. Структура самосознания | §3. Поструктуры и функции Я-концепции | §5. О единицах самосознания | §6. Ситуативные Я-образы и их адаптивные функции | §7. Дифференцированная защита подструктур самосознания | §9. Конфликты между подструктурами самознания | §11. Активизация Я-концепции и регуляция адаптивного поведения

Глава 1

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
§1. К определению психической адаптации
С.8. А. Необихевиористское определение адаптации . В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г.Айзенка и его последователей.

Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

С.9. Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использовании собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи.

Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре . В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущуственно об адаптации групп, а не индивида.

С.9. "Социальная адаптация" используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой.

С.10. Б. Интеракционистское определение адаптации. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности , Л.Филипс , все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. . Определение, даваемое интеракционистами "эффективной адаптации личности", содержит такие элементы, которые в бихевиористском определении отсутствуют. Такое название интеракционисты дают той разновидности адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества.

С.11. Согласно Л.Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды. а). Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом. б). Гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Это второе, более специфическое понимание социально-психической адаптации личности представляет значительный интерес для нас, поскольку в нем содержится идея активности личности, творческом и целеустремленном, преобразующем характере ее социальной активности.

С.11-12. Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются следующие: а) адаптированность в сфере "внеличностной" социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, \\ добивается компетентности и мастерства; б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

С.12. Следует отметить еще одну важную особенность интеракционистского понимания адаптации: представители этого направления социальной психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т.Шибутани пишет: "Каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). В отличие от понятия "приспособление" (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям – хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений" . .

Бихевиористы для всех случаев используют термин "приспособление" (adjustment), что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека.

С.12. Подход интеракционистов, как он представлен в книге Шибутани, ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям . Здесь просматривается также очень полезная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям.

С.13. В. Психоаналитическая концепция адаптации личности. Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г.Гартманном , хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З.Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены в ставшей классической для психоаналитиков работе Анны Фрейд . .

C.12-13. Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego – принципом реальности. Ego "ведет войну" против Id, против Super-Ego и внешней реальности.

Г.Гартманн считает, что только психоанализ не может разрешить проблему адаптации, так как последняя является также предметом биологии и социологии. Однако без открытий психоанализа эта проблема, по его мнению, не может быть решена.

Интерес к проблеме адаптации возрос, согласно Г.Гартманну, вследствие развития психологии Я, повышения общего интереса к личности и ее приспособлению к условиям внешней реальности. Одним из важнейших шагов на пути к превращению психоанализа в общую теорию психологии он считает создание психологии Я (Ego-psychology), вовлечение в область психоанализа многих результатов, полученных в других школах психологии.

Как психоаналитик, Г.Гартманн признает большое значение конфликтов в развитии личности. Но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многое другое может быть свободно от конфликтов. Эти процессы могут привести к конфликтам, нарушения данных процессов развития могут порождать конфликты, в частности в сфере инстинктивных влечений. Однако Г.Гартманн считает возможным ввести термин "свободная от конфликтов сфера Я" (conflict-free ego sphere) для обозначения той совокупности функций, которая в каждую \\ данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов. Отмечая недостаточность знаний об этой сфере, Г.Гартманн включает сюда такие явления, как страх перед реальностью, защитные процессы в той мере, в которой они приводят к "нормальному" развитию, сопротивление, вклад защитных процессов в перемещение (displacement) целей инстинктивных влечений и др. .

С.14. Адаптация, согласно Г.Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я . Интересно было бы проследить те процессы, которые ассимилируют внешние и внутренние стимулы и приводят к средней адаптивности и нормальной адаптации, и их связи и взаимодействия с теми механизмами, которые приводят к нарушениям развития личности. Г.Гартманн отмечает, что многие проблемы, связанные с развитием характера, таланта, "интересов Я", выбора методов защиты в определенных ситуациях и т.п. не могут быть решены лишь в терминах инстинктов и конфликтов.

С.14. В области психоанализа изучение Я началось с раскрытия и описания защитных механизмов (см. A.Freud, Das ich und die Abwehrmechanismen. L.,1946), однако уже в рамках психоанализа возникла необходимость изучения других функций и других аспектов его активности.

Согласно Г.Гартманну, если определенный интеллектуальный процесс (например, интеллектуализация, которая в подростковом возрасте, согласно А.Фрейд, выступает в качестве защитного механизма против собственных инстинктивных влечений личности) играет защитную роль, то это не значит, что данная функция исчерпывает его определение. Этот же процесс может быть направлен на внешнюю реальность, способствуя адаптации личности . Многие функции Я прямо не вовлечены в конфликты личности, но оказывают косвенное воздействие на защитные процессы. Развитие интеллекта в онтогенезе Г.Гартманн считает независимым от конфликтов и той борьбы, которую ведет Я "на три фронта".

С.15. Г.Гартманн и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса . Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Явно под влиянием эволюционной биологии Г.Гартманн считает, что человек обладает преформированными средствами адаптации, которые развиваются, созревают и затем используются в процессах адаптации. Адаптивный процесс регулируется со стороны Я .

Современные психоаналитики широко используют введенные еще З.Фрейдом понятия "аллопластических" и "аутопластических" изменений и, соответственно, различают две разновидности адаптации: а) аллопластическая адаптация осуществляется теми же изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями; б) аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.), с помощью которых она приспосабливается к среде. К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации он добавляет еще один: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма .

С.15-16. Писхоаналитики, особенно со времени появления книги Г.Гартманна, большое значение придают социальной адаптации личности. Г.Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется \\ также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Все в большей степени свою среду человек создает сам. Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации, а также (частично) и развитие Я. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию. Г.Гартманн вводит понятие "социальная уступчивость" для обозначения того явления, когда социальная среда как бы исправляет нарушения адаптации таким образом, что неприемлемые в одних социальных условиях формы поведения становятся приемлемыми в других. Возможности удовлетворения потребностей и развития, предоставляемые обществом взрослым и детям, различны и оказывают неодинаковое влияние на них. Социальная уступчивость проявляется в первую очередь в отношении к детям, а также страдающим неврозами и психозами.

Исходя из этого, Г.Гартманн считает процесс адаптации человека многослойным, причем представление об уровне адаптации лежит в основе концепции здоровья человека .

С.16-17. В целом психоаналитическая теория адаптации человека является в настоящее время самой разработанной. Психоаналитики создали широкую систему понятий и открыли ряд тонких процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде. Некоторые из положительных результатов психоаналитиков мы обсудим в последующих разделах настоящего труда. Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций психоанализа, она опирается на фрейдовские представления о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях, поэтому для нас неприемлема. Но не следует забывать, что многие вопросы психологии адаптации личности впервые сформулированы представителями психоанализа и ряд достижений психоаналитиков в этой области (например, открытие и довольно подробное описание целой \\ системы защитных механизмов) представляет непреходящую ценность для психологии.

§2. Альтернативное определение психической адаптации

С.17. В советской специальной литературе встречается следующее (более широкое) понимание социальной адаптации: это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде . .

С.17. В этой связи отмечается полезность идеи Э.С.Маркаряна, который справедливо считает, что человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адаптивно-адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу [Кн. Философские проблемы теории адаптации, с.233; 17. Э.С.Маркарян, Вопросы системного исследования общества , М.,1972, с.43].

С.17. Нам представляется, что выработка полноценного научного определения социально-психической адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации, если определение этого понятия, в свою очередь, правильно отражает тот реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости.

C.17-18. Онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. . Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом \\ социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов.

С.18. Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

С.18. Вопросы, касающиеся сущности проблемных фрустрирующих ситуаций, состояния фрустрации и путей его устранения подробно будут обсуждаться нами в следующей главе. Здесь сугубо кратко можно сказать следующее: главный вопрос состоит в том, каким образом процесс адаптации (или адаптирования) с использованием специфических и общих адаптивных механизмов приводит к изменениям первоначального психического состояния, с которого личность начала свой адаптивный процесс. Оказавшись в проблемной ситуации и отражая ее, индивид переживает определенное психическое состояние. Это состояние обычно весьма динамично. Таково, например, состояние фрустрированности, которое возникает в особенно трудных для личности проблемных ситуациях, называемых фрустрирующими проблемными ситуациями. Параллельно с активизацией и использованием адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. Последовательность изменяющихся ситуаций порождает последовательность соответствующих психических состояний. По завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с породившей его проблемной ситуацией исчезает или сильно меняется. Таково самое общее определение процесса адаптации.

С.18-19. Одним из важнейших принципов теории социально-психической адаптации личности мы считаем следующее утверждение: в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами \\ ее характера. Изучение устойчивых адаптивных комплексов является одним из путей развития научной характерологии. Проблему адаптивных комплексов мы намерены обсуждать в последующих главах. Здесь мы предварительно отметим, что следует различать три их основные разновидности: а) незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях; б) защитные адаптивные комплексы, являющиеся устойчивыми сочетаниями только защитных механизмов; в) смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных адаптивных механизмов. Таким образом, принимая встречающуюся в психологической литературе классификацию адаптивных механизмов на защитные и незащитные, мы распространяем ее на адаптивные комплексы и дополняем эту классификацию средним, смешанным типом адаптивного комплекса, соответственно – адаптивного процесса и адаптированности, которые осуществляются смешанными адаптивными комплексами. Изучение адаптивных комплексов, таким образом, может в значительной мере способствовать развитию характерологии, являющейся важнейшей, но и наиболее слаборазвитой частью социальной психологии личности.

С.19. Социально-психическая адаптация личности, осуществляющаяся на уровне личностных механизмов, не сводится к конформизму. Конформистское поведение, как выражение соответствующей социальной установки, является только одной из возможных адаптивных стратегий, осуществляется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах. Социально-психическая адаптация личности может иметь неконформистский и творческий характер, тогда как конформистское поведение в некоторых ситуациях может быть неадекватным, приводящим к формированию таких черт и установок личности, которые делают невозможной ее гибкую адаптацию. Длительная приверженность к конформистской стратегии адаптации может способствовать формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов. В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности.

С.19-20. Очевидно, что нельзя придерживаться возможной прагматической точки зрения, согласно которой хорошо адаптирован тот, кто добивается успеха. Не говоря уже о том, что критерии успеха могут быть совершенно различными в различных обществах и социальных средах , следует ясно осознать, что успех в жизни и адаптированность – разные социально-психологические явления и \\ итоги психической активности человека. Было бы неверно каждую неудачу считать признаком отсутствия адаптированности. .

C.20. Не все потребности человека способствуют правильному функционированию его организма и психики и его социально-психической адаптации. Если брать крайний случай, то у личности может быть даже такая потребность (она может быть как гипертрофированной прирожденной – "естественной", как принято говорить в советской психологии, – так и социогенной), на пути к удовлетворению к которой индивид погибает.

С.20. Исходя из этого мы считаем целесообразным предложить еще одну классификацию потребностей и мотивов личности: а) потребности и мотивы, адаптивные в данной социальной среде; б) потребности и мотивы, стремление к удовлетворению которых в данной социальной среде приводит к дезадаптации личности. Их можно назвать дезадаптивными потребностями и мотивами поведения человека.

С.20-21. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от того, на какие ценности она направлена, т.е. из какого спектра социальных ценностей должен выбрать индивид для ее удовлетворения соответствующий объект-цель. Поэтому иожно говорить \\ также об адаптивных и дезадаптивных целях и, соответственно, уровнях притязаний личности в тех основных социально-групповых средах, в которых протекают ведущие формы ее активности.

§3. Социально-психическая дезадаптированность личности


C.21. Социально-психическая дезадаптированность личности в первую очередь выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная мотивированная извне и изнутри деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.

Имея в виду то обстоятельство, что человек начинает осуществлять адаптивные процессы во всех тех случаях, когда оказывается в проблемных ситуациях (а не только при переживании конфликтных ситуаций), можно выдвинуть проблему уровней дезадаптированности.

С.22. Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, оттталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

§4. Механизмы социализации

С.25. Именно в процессе социализации перед личностью возникают те проблемные ситуации, для преодоления которых формируются адаптивные механизмы. Обсуждение этого вопроса начнем с изложения точки зрения Т.Парсонса, которую он развил в некоторых работах в качестве части своей общесоциологической теории. (Этот автор находится под сильным влиянием психоанализа и некоторые свои идеи заимствовал от представителей данного направления социологии).

С.25-26. Согласно Т.Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов: а) познавательных механизмов; б) защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются пешения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты; в) механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами. Механизмы приспособления, согласно Т.Парсонсу, сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами. Такое приспособление приводит к интернализации элементов социального \\ контроля и в этом смысле имеют сходство с функционированием сверх-Я . . Здесь по существу утверждается мысль о том, что в процессе социализации личности, после когнитивных механизмов, важнейшую роль играют психические механизмы адаптации, причем сублимацию Т.Парсонс, по-видимому, не считает механизмом защитного характера.

С.26. Точка зрения Т.Парсонса содержит в себе еще один нюанс, который заслуживает специальног внимания. Он считает, что механизмы приспособления сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами. Мы полагаем, что это утверждение следует истолковать следующим образом: Т.Парсонс считает, что "классические" защитные механизмы (фрейдовские динамизмы) служат для разрешения внутренних конфликтов личности, а функцией механизмов незащитной адаптации является разрешение внешних конфликтов. В этой связи возникает ряд вопросов, в том числе следующий: можно ли считать механизмы незащитной адаптации результатами сублимации внешних конфликтов, или же это такие механизмы, которые какими-то другими путями оказываясь в распоряжении индивида, участвуют в осуществлении такой сублимации? Если имеет место второе предположение, тогда следует выяснить, к каким результатам приводит осуществление сублимирующей функции приспособительных механизмов. Аналогичный вопрос возникает также в связи с механизмами защитной адаптации: являются ли они результатами сублимации внутренних конфликтов или же сами сублимируют внутренние конфликты? Если имеет место второе, то к каким результатам приводит работа защитных механизмов?

С.26. Мы считаем возможным другое истолкование: возможно, что сублимация как сложный и независимый адаптивный процесс, осуществляется с помощью своих специфических механизмов и может носить как защитный, так и незащитный характер. Какая из этих функций сублимации будет осуществлена, зависит как от ситуации, так и от индивидуальных особенностей личности (в том числе от уровня ее творческой одаренности). Сублимация вместе с другими адаптивными механизмами может участвовать в процессах разрешения как внешних, так и внутренних конфликтов, взаимодействуя с ними . . Все эти гипотезы подлежат эмпирической проверке. Их расширение и эмпирическая проверка позволит получить дополнительные сведения, необходимые для развития теорий социализации и социально-психической адаптации.

С.26-27. Согласно Т.Парсонсу, познавательными механизмами социализации являются подражание (имитация) и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви. Для того, чтобы личность переживала идентификацию с другим человеком, необходимо, чтобы последний имел определенную установку \\ к социализируемой личности и установил с ней определенные отношения. Эти отношения могут выражаться в таких действиях, как советы и указания учителей и родителей. Интернализируя эти указания и ожидания, социализируемая личность приобретает индивидуальную нравственность.

При обсуждении этой проблемы Т.Парсонс, с нашей точки зрения, игрнорирует одно важное обстоятельство, что не позволяет ему видеть внутренние связи различных механизмов социализации. Речь идет о том, что подражание и идентификация, как познавательные механизмы социализации, участвуют в тех адаптивных личностных процессах, которые развертываются в психике человека после того, как она оказывается в проблемной ситуации, Достаточно вспомнить, например, о существовании такого механизма защитной адаптации, как психическая идентификация с агрессором . . С другой стороны, нет оснований для утверждения, будто в процессах защитной и незащитной адаптации из всех познавательных механизмов участвуют только подражание и идентификация. Достаточно, например, проанализировать структуру рационализаций для доказательства того, что психическая адаптация личности осуществляется с участием и других познавательных механизмов, в том числе механизмов научения (на которые в данной связи обратил внимание и сам Т.Парсонс).

Таким образом, все те механизмы, которыми, согласно Т.Парсонсу, осуществляется процесс онтогенетической социализации личности, участвуют также в процессах ее адаптации на всех этапах ее развития.

С.27. Социализация, согласно Т.Парсонсу, осуществляется благодаря функционированию еще нескольких механизмов. которые он характеризует в качестве "катетически-оценочных". Таковы: а)

А. А. Налчаджян

Загадка смерти

Очерки психологической танатологии

Альберт Агабекович Налчаджян - известный армянский психолог, доктор психологических наук, профессор, председатель Центра психологических исследований, руководитель исследовательской группы в Институте человека (Ереван), научный руководитель научно-исследовательского комплекса «Татев» (Ереван), член Международного совета психологов, Международной ассоциации поведенческой медицины, психотерапии и консультирования, Общества психологического исследования социальных проблем (США) и других научных сообществ.

А. А. Налчаджян - автор более 20 книг, которые опубликованы на русском, армянском, немецком, польском и других языках. В последние годы плодотворно работает в области исследования проблем психологической танатологии, психологии сновидений, а также этнической психологии.

Книга, которую вы держите в руках, посвящена проблемам новой науки - психологической танатологии. В ней достаточно популярно, но научно достоверно рассматриваются вопросы социальной, психологической и биологической смерти человека, эвтаназии, новейшие данные о предсмертных переживаниях людей, полученные в последние десятилетия.

Здесь вы найдете ответы на многие вопросы, среди которых центральное место занимают следующие: «Как тема смерти отражается и символизируется в сновидениях?», «Что дают парапсихологические исследования для познания смерти и умирания?» и т. п. Автор книги считает, что психологически зрелая личность не может быть безразлична к тому, что будет после ее смерти. Наряду с данными научных исследований автор активно использует в книге примеры, заимствованные из литературы и искусства, что делает ее эмоционально насыщенной и яркой.

Введение

Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история.

И. В. Гёте

Memento mori! (Помни о смерти!)

Латинская пословица

Загадка смерти всегда была увлекательной темой для повседневных и философских размышлений. Ведь смерть - такой же частый гость в жизни людей, как и рождение. Смерть - неотъемлемая часть, аспект жизни. Сегодня к этому не только загадочному, но и, будем искренни, страшному явлению проявляют интерес медицина, философия и психология, а для экзистенциальной философии и психологии проблема смерти является одной из центральных.

Никто не может быть безразличным к проблеме смерти, будь то идеалисты, дуалисты или материалисты. И невозможно обойти ее, ведя себя подобно страусу - делая вид, что ее не существует. Психологические, физиологические, медицинские и философские исследования смерти углубляют понимание жизни и самопонимание человека. Я думаю, что исследования и размышления о вопросах жизни, умирания, смерти и ее последствий для живущих - один из основных путей достижения мудрости и социально-психологической зрелости. Недаром древние латиняне призывали всегда помнить о смерти.

Страшна не столько сама смерть как конец индивидуального земного существования, сколько понимание неизбежности такого конца. Осознание неотвратимости смерти и представления о существовании или невозможности после нее другого вида бытия оказывают глубокое воздействие на весь ход жизнедеятельности человека и его взаимоотношений с другими людьми. Идея неизбежности смерти бросает тень на жизнь человека, превращая ее остаток в период подготовки к умиранию или, говоря иначе, в период медленной психологической смерти. Есть много людей, которые придают большое значение всем обрядам и действиям, связанным со смертью и похоронами, скрупулезно совершают их. Создается даже представление, что таким образом они готовятся к собственной смерти, давая понять, какого отношения ждут к себе от тех, кто останется жить после их смерти.

Однако психически здоровые и имеющие большие практические цели люди, если они не являются исследователями смерти, избегают разговоров о ней, стараются вытеснять из своего сознания соответствующие мысли, поскольку такие размышления, доводя до сознания проблематичность самого бытия человека в этом мире, могут оказать разрушающее воздействие на деятельность, на стремление к конкретным целям. Иные могут даже деморализоваться, руководствуясь такими «мудрыми» изречениями, как «После нас - хоть потоп», становятся крайне эгоистичными, беспринципными и коварными. «Если все суета, - рассуждают они, - тогда никому не нужны честность, преданность, верность и другие моральные принципы и категории: можно быть злым и хитрым, обманывать и причинять людям страдание и при этом не ощущать угрызений совести».

Однако не у всех развитие личности принимает такой характер после осознания конечности земной жизни. У многих имеются мощные и здоровые психические и моральные силы, которые предотвращают подобное нездоровое и антисоциальное развитие. Некоторые из них вытесняют из своего сознания мысли о смерти, предотвращают развитие представлений о тщетности человеческих усилий, тем самым защищая свою психику от тех нежелательных изменений, о которых говорилось выше.

Но мы пойдем другим путем, намного более надежным, и приглашаем следовать за нами. Мы стремимся познать все о смерти, умирании и возможности загробного существования и при этом не только не стать аморальными, но, наоборот, использовать эти знания для нашего дальнейшего морального роста. Спокойный и уравновешенный подход к смерти, уменьшение тревоги и страха с помощью плодотворной индивидуальной работы во благо людей - вот надежные способы предотвращения невротических нарушений, развития крайнего воинствующего эгоизма и других патологических и разрушительных явлений, которые наблюдаются в жизни немалого числа людей.

Осознание неизбежности смерти и убежденность в этом возникают на достаточно высоком уровне психического развития личности, связаны с развитием мышления и речи, способности к обобщениям и предвидению будущего. По всей вероятности, человек - единственное живое существо, которое осознает, что неизбежно умрет. Осознавая неотвратимость смерти, человек учитывает ее при организации своей последующей жизнедеятельности. Он старается ставить перед собой такие цели и задачи, которые возможно решить в оставшемся отрезке времени. Иначе говоря, выбор целей, уровня притязаний и стремлений, путей самоутверждения, пусть не всегда осознанно, но в значительной степени, обусловлены фактом принятия неотвратимости смерти. В некоторых случаях человек сам планирует свою смерть, когда, например, осознанно готовится к самоубийству. Чаще всего, однако, мы видим следующее: люди заранее дают своим близким точные указания о том, как они должны распоряжаться их телом и имуществом. Завещание - одно из самых любопытных явлений из всех возникших в истории человечества. Оно доказывает, что человек, пусть только на уровне интеллекта, принимает неизбежность смерти, смиряется с судьбой. Но составление завещания показывает также, что человек как будто только наполовину верит в свою смерть. Здесь мы видим также элементы оптимизма и выражение желания быть бессмертным.

Этнические группы – важнейшая разновидность социальных групп, т. е. общностей людей. Известно, что исследованием взаимоотношений людей в социальных группах, механизмов их возникновения и развития, появления новых психических явлений в процессе этих взаимодействий занимается в наше время бурно развивающаяся наука – социальная психология. На стыке социальной психологии и ряда других наук, в первую очередь этнологии и психологии личности, формируется другая, чрезвычайно перспективная наука – этническая психология (этнопсихология).

Согласно социально-психологическим представлениям, когда формируется какая-либо группа людей, сохраняющая свое существование более или менее длительно (месяцы и годы), и если ее члены взаимодействуют достаточно часто, в ней возникают общие, групповые явления, совокупность которых образно можно назвать групповой психикой (но не психологией, так как этим словом обозначается наука о психике); социальная психология – это наука о психике групп, если говорить весьма абстрактно и упрощенно. Именно в этом смысле и следует понимать выражения “этническая психика” и “этническая психология”: этническая психология – наука, изучающая “этническую психику” или психический склад народа, этноса. Психический склад этноса включает все те черты, свойства и процессы, которые приобретаются этнической группой в ходе своего развития. Все эти понятия мы подробно разъясним на следующих страницах книги.

Перечислим ряд вопросов, на которые должны ответить представители этой сравнительно новой науки – этнопсихологии. Как возникают и формируются этнические группы и их высшая разновидность – нация? Какие этапы проходит процесс этногенеза? Чем отличаются друг от друга этнические группы и какие существуют сходства между ними? Какие типы людей, мужчин и женщин, встречаются в этносах и как они формируются? Почему между этносами возникают конфликты и какими способами они смягчаются? Что такое самосознание этноса и как оно выражается в межэтнических отношениях?

Этнопсихологических вопросов – великое множество. На значительную их часть мы попытаемся дать ответы в данной книге не только на основе собственных исследований и размышлений, но и опираясь на достижения мировой науки о жизни и взаимоотношениях этносов.

Особое внимание мы уделяем проблемам межэтнических отношений, национальных стереотипов и символов, этнозащитным механизмам, национальному самосознанию и его структуре, вопросам этноцентризма. Многие черты и тенденции этнической психики сохраняются и действуют вне сферы сознательного контроля личности, на подсознательном уровне, поэтому представляет интерес ответ на вопрос, каким образом на уровне индивидуальной и групповой психики взаимодействуют индивидуальное и общечеловеческое бессознательное.

Интересные мысли об этносах высказаны еще с древнейших времен. Один из самых первых авторов книг по этнопсихологии, Г. Шпет, справедливо писал, что “…Геродот, Ксенофонт, Цезарь, Тацит, Страбон, Плиний должны быть названы, по-видимому, среди первых источников этнической психологии. Уже Гиппократ пробует связать особенности народных характеров с различиями климата и географических условий” . Но когда мы утверждаем, что этнопсихология является новой наукой, то имеем в виду, что начиная со второй половины 19-го и особенно в 20-м веке, психическая жизнь этносов и наций исследуется последовательно, на основе достижений психологии, социологии, этнографии и антропологии и с использованием современных научных методов. В прошедшие века подобные исследования попросту были бы невозможны. Всему свое время, и мы можем сказать, что наступила эра этнопсихологии.

Книга, которую вы начали читать, представляет собой одновременно научное исследование и вузовское пособие. Дело в том, что в настоящее время невозможно писать систематический курс этнопсихологии без предварительного осуществления самостоятельных исследований почти в каждой из ее областей, которые здесь представлены. Этнопсихологических данных немало, но они плохо систематизированы, а зачастую вовсе не связаны в единую систему знаний. Многие этнопсихологические явления совсем еще не исследованы. Существуют большие возможности творческой работы, создания новых концепций и единой этнопсихологической науки.

Хотя вряд ли в настоящее время возможно полное объединение этнопсихологических явлений с единых теоретических позиций, мы все же стремились произвести синтез возможно большего их количества в рамках общего подхода, называемого нами адаптивным. Смысл этого подхода состоит в том, что многие этнопсихологические механизмы и процессы служат целям адаптации индивидов и этнических групп к тем социальным и межэтническим условиям, в которых они существуют. Этот подход хорошо “работает” при рассмотрении таких явлений, как этнические конфликты, процессы и механизмы этнической самозащиты, национального характера, ассимиляции и других. Основные наши представления о социально-психологической адаптации индивидов и групп представлены в одной из наших предыдущих книг . Идеи этой теории мы часто будем использовать на страницах данной “учебной монографии”. Мы увидим, до какой степени внутриэтнические и особенно межэтнические отношения проникнуты различными защитными процессами, работой таких механизмов, как атрибуция, проекция, сублимация, рационализация и другие. Эти механизмы помогают этносам и их отдельным представителям осуществлять психологическую самозащиту, создавать стереотипы, психологически подготавливать свои агрессивные действия против других этносов путем их дегуманизации и дискредитации.

При рассмотрении целого ряда проблем автор высказывает новые идеи и гипотезы, излагает результаты собственных исследований. Но в целом книга представляет собой попытку творческого синтеза результатов исследований многих и многих авторов, работавших и еще работающих в различных странах. Привлекаются идеи и сведения не только из собственно этнопсихологических, но и из других наук: исторических, социологических, антропологических, языковедческих, религиоведческих, философских и других работ.

Используются сведения о самых различных этносах, поскольку только таким путем можно создать этнопсихологию как науку об этнических группах. Но даже для понимания природы и исторической судьбы определенной нации или этноса требуется выйти за ее “пределы” и исследовать прошлое и настоящее других народов, их культуру и деяния.

Книга представляет собой попытку освещения ряда основных проблем современной этнопсихологии в их систематическом изложении. Ввиду обострения этнических конфликтов во многих регионах мира, в том числе на территории бывшего СССР, и протекания бурных этнических процессов, актуальность выпуска такого труда, надеемся, не вызовет сомнений у читателей. Мы стремились к тому, чтобы изложение было общедоступным и, вместе с тем, строго научным, поскольку книга предназначена не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, в том числе студентов и аспирантов. Мы надеемся, что она будет использоваться в вузах в качестве основы для чтения спецкурсов по этнопсихологии.

Более подробно проблемы этнической самозащиты, характерологии и этногенеза рассматриваются в отдельных монографиях .

А. А. Налчаджян

Август 2002 г.

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

§ 1. Социальная группа и индивид

Иногда утверждают, и это можно услышать от многих вполне разумных людей, что нельзя о целой нации говорить, что она хорошая или плохая, честная или нечестная, агрессивная или добрая, полноценна или страдает комплексом неполноценности, умственно высоко– или слаборазвита и т. п. Главный аргумент рассуждающих таким образом людей сводится к тому, что в любой этнической группе встречаются как добрые, так и агрессивные, как умные, так и глупые, как честные, так и нечестные люди, и всякое обобщение в этой области недопустимо. Может показаться, что это действительно очень разумный и мощный аргумент и полностью соответствует реальностям жизни и нашему повседневному опыту. Мы в какой-то момент обезоружены и думаем, что, к примеру, агрессивность турка и его склонность к разбойному образу жизни – лишь черты, характерные для отдельных представителей этой нации, а в целом турецкая нация мало чем отличается от других наций. А может быть вообще не стоит исследовать психологию этносов и наций (высшей ступени развития этносов) и их психологические различия, и следовательно психология должна ограничиваться исследованием индивидов без учета их принадлежности к различным этническим группам?

Дополните информацию о персоне

Биография

Родился 22 августа 1939 г. в г. Ленинакан (ныне Гюмри) Республики Армения, второй ребенок в семье.

После окончания средней школы Альберт Налчаджян поступает в механико-математический факультет Ереванского государственного унгиверситета . После окончания университета в течение двух лет работает техником, затем инженером.

В 1964 году поступает в аспирантуру по психологии в и всю свою дальнейшую жизнь связывает с психологией.

С 1968 г. по 1981 г. работал в Институте иностранных языков им. В. Брюсова (Ереван) преподавателем психологии, доцентом, заведующим кафедрой психологии.

В 1981-1996 гг. работал в в качестве заведующего отделом психологии.

В 1996-1997 гг. был стажером в Фордамском университете (Нью Йорк, США). После возвращения в Армению основал Центр психологических исследований, председателем которого является до сих пор.

Армянский психолог, доктор психологических наук, профессор.

В последние годы плодотворно работает в области исследования проблем психологической танатологии, психологии сновидений, а также этнической психологии.

Членство в научных обществах и организациях

  • председатель Центра психологических исследований
  • руководитель исследовательской группы в Институте человека (Ереван)
  • научный руководитель научно-исследовательского комплекса "Татев" (Ереван)
  • член Международного совета психологов
  • член Международной ассоциации поведенческой медицины, психотерапиии консультирования

Сочинения

  • Агрессивность человека. - СПб.: Питер, 2007. - 734 с.; 24 см. - (Мастера психологии).
  • Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. СПб., 2004
  • Ночная жизнь. Личность в своих сновидениях. СПб.: Питер, 2004
  • Личность в сновидениях: (Психология сна и сновидений) / А. А. Налчаджян, 182 с. 20 см, Ереван Айастан 1982
  • Личность, психическая адаптация и творчество / А. А. Налчаджян, 264 с. 22 см., Ереван Луйс 1980
  • Личность. Групповая социализация и психическая адаптация / А. А. Налчаджян; АН АрмССР, Ин-т философии и права, 263, с. 21 см, Ереван Изд-во АН АрмССР 1985
  • Мотив, конфликт, фрустрация, 240 с. 21 см., Ереван Айастан 1978
  • Психологический словарь / А. А. Налчаджян, 238 с. 20 см, Ереван Луйс 1984

Достижения

  • Доктор психологических наук
  • профессор

Изображения