Евгений Яковлевич Савицкий: биография. Генерал от инфантерии михаил савицкий Савицкий евгений яковлевич дважды герой советского союза



В Военно-воздушных силах проводятся торжественные мероприятия по случаю 100-летия со дня рождения талантливого военачальника и воздушного аса дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого. Он из плеяды солдат Победы, проявивших исключительную отвагу и мастерство, поднявших величие подвига во имя Родины на недосягаемую высоту.

В 1954 году на сборах командиров авиазвеньев, которые проводились регулярно, впервые довелось увидеть воочию командующего авиацией ПВО генерал-лейтенанта Савицкого - довольно высокого, элегантного, подвижного, быстрого в мыслях и делах. Командующий лекций не читал, он делал комментарии и приводил яркие примеры на многих занятиях.
«...Вас выводят в зону боя. Что вы будете делать?» - спрашивал он у аудитории.
- Немедленно занимать превышение и готовиться к атаке.
- По теории всё верно. Однако наши радиолокационные станции пока ещё не так совершенны, скорее всего, вас выведут только в район расположения цели. Имея превышение, вы вряд ли быстро увидите на фоне земли закамуфлированные самолёты НАТО. Держитесь ниже: на фоне неба самолёт обнаружить проще. А когда обнаружите, тогда уж незамедлительно занимайте позицию с превышением для атаки».
Пройдёт 25 лет, и фигура командира звена, за значимость которой боролся генерал Савицкий, во многом утратит свои позиции. «Почему аварийность у вас на порядок ниже?» - спросил как-то один из преемников Савицкого у командующего ВВС ГДР.
- Потому что у нас главная фигура в авиации - командир звена, а у вас за всё спрашивают с командира авиаполка, - прозвучал ответ командующего.
С нестандартными решениями и подходами талантливого военачальника Савицкого приходилось сталкиваться потом не раз. Приземляется как-то пилот после выполнения полёта... и мать честная! Обе плоскости Як-28П в гофрах после «подхвата» - самолёт полностью выведен из строя. Естественно, пилота за это «отчехвостили», доложили о ЧП в округ. И вдруг через четыре часа в Гудауте на истребителе приземляется командующий авиацией ПВО Евгений Савицкий. Осмотрел помятый самолёт, отвёл в сторону пилота. Думали, не летать больше нашему «асу»! А командующий забрал его на должность лётчика-испытателя во Владимировку. «Он, конечно, самолёт угробил, - объяснил своё решение командующий, - но зато спас десятки жизней».
Однажды в Новосибирске пилот Привалов «по-чкаловски», на бешеной скорости пролетел под мостом через реку Обь в районе городского пляжа на истребителе
МиГ-17П. Тут же из Кремля последовала команда: воздушного хулигана с должности снять. Маршал Савицкий вызвал нарушителя в Москву: в чём дело?
- Да надоело по небу ползать, товарищ командующий, - откровенно признался пилот. - В авиации исчезает чкаловский дух. Полёты «блинчиком» ведут в тупик, аварийность этим не сократишь, наоборот, она будет нарастать.
Пилота в должности оставили, вскоре он был назначен заместителем командира эскадрильи, а позже - заместителем командира авиаполка.
Откуда же столько интересных идей и неординарных подходов у человека, выросшего в рабочей семье, в заштатном на тот момент Новороссийске? В жизни и службе Савицкому ничего не давалось легко: он знал, каких усилий воли и труда требуют смелые решения. Он сам стал инструктором-новатором, которому начальник авиаучилища командир корпуса Иван Богослов стал персонально доверять особо важные задания. Евгений Яковлевич был талантлив во многом: блестяще пилотировал самолёт и вёл воздушные бои, мастерски водил автомобиль, не имея музыкального образования, на трофейном пианино свободно озвучивал популярные мелодии.
До начала войны, прибыв переводом в 61-й авиаотряд особого назначения, капитан Савицкий увидел застой и рутину. Новый командир резко увеличил интенсивность полётов повышенной сложности, приказал учиться стрелять не по стационарной, а по подвижной мишени, - одним словом, оживил лётное дело. Получив в своё распоряжение худший в округе 29-й истребительный авиаполк, капитан Евгений Савицкий не стал протестовать - сел в кабину, взлетел и продемонстрировал каскад сложнейших фигур, промчавшись в заключение над самой землёй вверх колёсами.
«Вот так отныне будем летать!» - озадачил он стоявших в строю пилотов, большинство из которых были старше его по возрасту. Ему поверили. Через год полк занял в округе первое место, получив переходящее Красное знамя.
С началом Великой Отечественной войны комдив Савицкий, назначенный на должность в 28 лет (!), рвётся на фронт, но добивается лишь разрешения на короткую стажировку. Савицкий выезжает под Москву: ходит в бой рядовым пилотом, ведомым пары. Здесь сбивает свой первый самолёт, получает первый боевой орден и первую взбучку за то, что в воздухе «рассыпал» звено. В общем, приобретая боевой опыт, он готовился к предстоящим боям под Сталинградом, Воронежем, на Кубани. Отправляясь в житницу Советского Союза, комкор Савицкий в пожарном порядке формирует 3-й авиакорпус из малообстрелянных воздушных бойцов. К началу жарких боёв в апреле 1943 года мы имели на Кубани всего 600 боевых самолётов. У немцев же в активе было 800 боевых машин, и до 200 бомбардировщиков они могли привлекать из Донбасса.
«...Мы прилетели на Кубань штатным составом. Немцы стянули туда все сливки - отборные эскадры «Рихтгофен», «Мельдерс», «Удетт», «Зелёное сердце» с бубновыми тузами, тиграми и пантерами по бортам, разбросали листовки с описанием несметных побед своих асов, - вспоминал участник тех боёв Грант Ишханов. - Далеко не в критических ситуациях мы потеряли несколько экипажей. На следующее утро в полк прилетел Савицкий.
- Как дела? - окинув взглядом строй пилотов, спросил генерал.
Строй молчал: сказать было нечего.
- Ну, ясно. Наслушались баек, начитались листовок. Немец на эти вещи мастак. Посмотрим, какой он мастак в бою. Самолёт мне. Любой! - сдвинув брови, приказал комкор. - Кто пойдёт в бой со мной?
Опытные пилоты взметнули руки вверх.
- Нет, полетишь вот ты, молодой! - он ткнул пальцем в стоящего на фланге новичка.
Пара взлетела. Только через полчаса вырвалось в эфир: «Я Дракон, атакую! Прикрой...» И снова тишина. Через 40 минут самолёты приземлились. Савицкий буквально выпрыгнул из кабины. Бросив командиру полка: «Мне срочно надо на другой аэродром, он вам расскажет всё», кивнул в сторону ведомого.
- Братцы! Бубновых бить можно! Командир сейчас двоих завалил! - дрожащим от волнения голосом начал рассказывать лётчик. Весть о воздушном бое Савицкого быстро разнеслась по полкам, и хвалёные фашистские «тузы» начали гореть. За три недели жарких боёв фашисты потеряли в небе Кубани около 1.200 боевых машин...»
Высокое лётное мастерство, физическая подготовка, хладнокровие и воля часто выручали генерала не только в бою. При базировании корпуса в Крыму разведка донесла, что в Плоешти (Румыния) должен приземлиться шеф люфтваффе Герман Геринг. Поступило распоряжение - попытаться его уничтожить. Савицкий на трофейном «мессершмитте» вылетел на опасное задание лично. Барражировал в районе военного аэродрома Плоешти долго, однако Геринг так и не прилетел. Топлива на обратный путь не хватило, пришлось сесть в районе Бельбека в степи. А тут три советских солдата с карабинами.
- Хенде хох!
- Товарищи, я свой! - вылезая из самолёта с немецкими крестами, с неподдельным спокойствием произнёс пилот.
Генерал тогда убедил-таки бойцов доставить его в штаб...
Пройдя Южный фронт, жестокие бои в Белоруссии и Прибалтике, сбив лично 22 самолёта противника плюс 2 в группе, получив две Золотые Звезды Героя Советского Союза, генерал Савицкий встретил победу в Берлине. А уже в 1948 году сравнительно молодой генерал возглавил истребительную авиацию ПВО страны, хотя на должность претендовали и маршалы. Этому предшествовали некоторые обстоятельства.
Летом 1945 года над советской зоной оккупации в воздухе Савицкий неожиданно был атакован английским истребителем. Выйдя из-под удара, после нескольких сложных фигур пилот Савицкий зашёл «союзнику» в хвост и так прижал его, что атаковавший вынужден был позорно бежать. Главнокомандующий советскими оккупационными войсками Жуков был взбешён этим происшествием. Но в кабинете Жукова генерала неожиданно потребовал к телефону Сталин.
- Здравствуйте, товарищ Савицкий. Доложите, что за сражение с нашими союзниками вы устроили?
- Товарищ Сталин, он первый атаковал меня в нашей зоне, - ответил пилот и поведал детали.
- Получается, что вы победили его в навязанном вам тренировочном бою?
Савицкий рассказал о превосходстве советского «Яка» над «Тайфуном», пояснив, что победить не составило особого труда.
- Значит, наша техника лучше?..
- Несомненно, лучше, товарищ Сталин!
- Хорошо. Продолжайте командовать корпусом...
В 1948 году, посмотрев в Тушино первый групповой пилотаж пятёрки реактивных истребителей, ведомой Савицким, Сталин обратился к главнокомандующему ВВС маршалу авиации Вершинину:
- Вы долго ищете кандидата на должность командующего истребительной авиацией ПВО. Эта авиация будет реактивной. Кто лучше знает такую авиацию? Тот, кто на ней летает. Вот пусть Савицкий и возглавит её...
Генералу Савицкому пришлось создавать организационную структуру авиации ПВО практически с нуля, превратив её в главное на тот период средство защиты советского неба. С 1955 по 1975 год было пресечено свыше 30 фактов нарушения Госграницы СССР, 13 самолётов-нарушителей было сбито или принуждено к посадке. При генерале Савицком управление авиации войск ПВО было исключительно авторитетным и сплочённым коллективом. О Евгении Яковлевиче с теплотой и уважением отзывались все, с кем ему довелось служить и работать в разные периоды. Большинство из них отмечали высокие профессиональные и нравственные качества человека и руководителя, простоту и доступность, верность слову и дружбе. Но никто не знал его лучше, чем его близкие, родные ему люди:
«Будучи строгим, отец тем не менее никогда не навязывал собственной воли, - вспоминает дочь маршала, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Светлана Евгеньевна Савицкая, - говоря, что каждый должен заниматься тем делом, которое ему более по душе. Ни брата, ни тем более меня к полётам он не подталкивал. Мы выбрали небо сами...» Так что уникальная, единственная в мире авиационно-космическая, звездоносная династия образовалась стихийно.
Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий был глубоко государственным человеком. Даже находясь в группе генеральных инспекторов Минобороны СССР, он продолжал активно работать. Таким он и останется навсегда в памяти и сердцах потомков.

Светлана Савицкая установила восемь мировых рекордов в пилотировании, став настоящим асом. Она стала второй после Терешковой женщиной, покорившей космос. Этими достижениями она добавила славы своей фамилии. Ее отец - маршал Савицкий, пилот-ветеран Великой Отечественной и кавалер двух золотых звезд Героя.

Жизнь всей этой семьи связана с небом. Лидия Павловна, жена легендарного аса, тоже была во время войны доблестной летчицей, за свои подвиги она награждена боевым орденом, «Красной Звездой».

Евгений Савицкий воспитывался в обычной трудовой семье. В 1917 году он, осиротев, покинул отчий дом. Судьба беспризорника изменилась после того, как он попал в детдом, а затем в ремесленное училище. После ФЗУ он, работая на цементном заводе, освоил несколько рабочих профессий и проявил способности к освоению сложной техники.

Следуя девизу тех лет «Комсомолец - на самолет!» девятнадцатилетний юноша стал учвоенлетом 4-й Сталинградской авиашколы, где упорно изучал материальную часть и осваивал навыки пилотирования. После ее окончания будущий маршал Савицкий распределяется в Дальневосточный военный округ, где уже в 1929 году применяет полученные знания во время боевых операций на границе.

К началу войны он уже опытный летчик, обучающий новое поколение молодых пилотов. Майор Савицкий рвется на фронт, но ему отказывают, мотивируя нужностью высококлассных инструкторов в тылу. Осенью 1941 года ему все же удается попасть в боевую часть как стажеру. Истребитель ЛаГГ-3 - его первая боевая машина, и летчик использует все ее возможности, сбивая «Мессершмитт - 109» и чуть не погибая сам. Новый, 1942 год, Савицкий Евгений Яковлевич отмечает, выполняя задание особой важности, нанося сверхточный удар по немецкому штабу.

Настойчивость пилота дает результаты, его назначают командовать 205-й авиадивизией, с которой ему довелось пройти славный боевой путь. ВВС - особый командиры-летчики участвуют в воздушных боях наравне со всеми. Теперь он летает на «Яках», которым сохраняет верность все четыре страшных года. Исключение составляет именной «Лавочкин-5» с надписью «Валерий Чкалов» на фюзеляже, подаренный тружениками-горьковчанами.

В 1944 году самолет был сбит огнем зениток противника, при вынужденной посадке ас получил травму позвоночника. В тот день ему присвоили воинское звание генерал-лейтенанта и наградили первой звездой Героя.

Всего в течение войны летчик Савицкий сбил двадцать два вражеских самолета, не считая групповых побед и штабного «Шторха» уже над Берлином. Кстати, именно на таком мог попытаться сбежать от возмездия Адольф Гитлер.

После войны герой не почил на лаврах, а осваивал новые типы самолетов и руководил учебной работой в ВВС Савицкий стал автором увлекательных книг о советской авиации и истории войны в воздухе.

В 63-летнем возрасте прославленный пилот совершил свой последний в жизни полет. Можно лишь догадываться о тех эмоциях, которые он испытывал, поднимая в воздух сверхзвуковой перехватчик. Возможно, вспоминал свой Як-3…

Ушел из жизни маршал Савицкий в 1990 году, не дожив до развала страны, которую любил и защищал, как мог.

Старые летчики не умирают, они взлетают и остаются на небесах.

До славного Дня Победы остаётся всего ничего - ровно неделя. Поэтому постараюсь каждый день выкладывать небольшие зарисовки о наших героях. Героях с большой буквы.

Евгений Яковлевич Савицкий относится к плеяде талантливых советских асов времен Великой Отечественной войны. При этом, всю войну он прошел на высоких командных должностях. Ему можно было и не участвовать в боях. Но девиз «Делай, как я!» стал для него главным в жизни. Он предпочитал лично вести в бой своих летчиков, подавая им пример героизма и мужества. Все эти качества принесли Савицкому славу не только боевого пилота, но и великолепного организатора, что он и доказал после войны.


Родился Савицкий 24 декабря 1910 года в городе Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. Был четвертым ребенком у родителей. Жизнь была к нему немилосердна. В 12 лет от холеры умирает отец. Затем он попал в детский дом. После окончания школы ФЗУ работал шофёром. Уже с юношества стал твердым, уверенным в себе человеком. Увлекался боксом.

В Новороссийске, как и в любом портовом городе, был морской клуб, где отдыхали и развлекались моряки с иностранных судов. С ними частенько встречался пока на ринге, а не в небе, будущий маршал. «Однажды (мне шел уже семнадцатый год) выставили меня против какого-то негра, - напишет впоследствии в своих воспоминаниях Савицкий. - Противник мне достался серьезный. Во-первых, килограммов на десять - двенадцать тяжелее; во-вторых, старше меня и явно опытнее. Словом, не моя весовая категория. Когда негр швырнул себя в очередном сокрушительном свинге справа, я вместо отхода назад сделал уклон вправо и нанес встречный удар. Мой левый прямой прошел, и перчатка пришлась точно в подбородок противника. Негр сел на брезент, а затем начал медленно валиться на спину... После этого боя тренер стал проявлять ко мне интерес, и на занятия в секции я ходил уже регулярно».

С ринга - в небо!

Занятия боксом помогали в жизни. Так, в конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ он участвовал бою с вооруженной бандой. Именно тогда на юношу обратили внимание комсомольские вожаки и направили его в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он окончил в 1932 году. В течение двух лет служил в родном училище летчиком-инструктором, а потом был назначен командиром авиационного отряда в Киеве. Но жизнь военного - это постоянные разъезды. Вскоре Евгения Яковлевича назначают командиром 61-го отдельного отряда особого назначения, который базировался на Дальнем Востоке. Перед началом Великой Отечественной войны он был ужекомандиром 31-й истребительной авиационной дивизии, на самой границе с Китаем. Ему тогда было всего тридцать лет.

Вполне естественно, что Савицкий не мог спокойно наблюдать, как его боевые товарищи мужественно сражаются с немцами, пока он вынужден охранять небо Дальнего Востока. Он рвется на фронт. «Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы, - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.- Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится».

Первый раз на фронт Савицкому удалось вырваться на стажировку в ноябре 1941 года. Как командир звена он принял участие в полетах на новых тогда истребителях ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил немецкий «мессер», но и сам чуть не погиб - его спасла бронеспинка самолета.



Вскоре его ожидало еще более ответственное задание. Под самый Новый год его неожиданно вызвал к себе командующий Западным фронтом ГеоргийЖуков. Майор Савицкий получил задание уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, он успешно справился с этим, получив за это успешное задание первый орден Красного Знамени.

После этого Савицкий на полгода вновь выпадает из боевой практики. Его назначили командующим ВВС 25-й армии на Дальнем Востоке. И лишь в мае 1942 года его очередной рапорт командование удовлетворило. Он был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии.

Несмотря на высокую должность и звание (а в 1942 году он был уже полковником), Савицкий постоянно принимал участие в воздушных боях. Причем, воевал исключительно на отечественных «Яках», в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки. Особенно он отличился в боях под Харьковом и Сталинградом где проявил себя зрелым и грамотным командиром.

Однажды во время барражирования над одним из участков территории противника он уже собирался вести шестерку «яков» назад, на аэродром, так как горючего в баках оставалось совсем немного. И вдруг с запада, со стороны солнца, показалась большая группа «юнкерсов», идущих под прикрытием истребителей Ме-109. Савицкий принимает решение атаковать противника, и лично сбил один «юнкерс».

Слава о нем распространялась достаточно быстро. А вскоре пришло и очередное повышение в должности. В начале 1943 года он был назначен командиром формирующегося 3-го истребительного авиационного корпуса. Первые свои бои летчики корпуса Савицкого провели 20 апреля на Кубани в составе 4-й воздушной армии, сбив за день 47 самолетов противника. Одиниз них был на счету Савицкого.

У самого Чёрного моря

Но удачи и разочарования ходят рядом. Через неделю уже его Як-1 был сбит очередью с Ju-87 прямо над Черным морем, неподалеку от его родного Новороссийска.

Тот бой вначале был успешным для будущего маршала. «Вдавив гашетку, я видел, как загорелся один бомбардировщик, вслед за ним тут же задымил второй, - вспоминал Савицкий. - Выходя из атаки, я краем глаза заметил в боевом развороте двух «яков»: разделавшись с «мессерами», ребята спешили на выручку. Колонна «юнкерсов», разваливаясь на глазах, теряла строй».

Но и Савицкого вскоре подбили. Ему тогда очень повезло - рядом были советские катера, которые и спасли молодого военачальника.

«Стоя на берегу моря возле села Кабардинки с двенадцатикратным биноклем, который взял у морских пехотинцев, я рассматривал Новороссийск и его окрестности, - вспоминал он. - Знакомые места! Да еще как знакомые-то... Вот уж и впрямь угораздило свалиться с неба на землю именно там, где родился и вырос, где провел свое детство, свою юность и где когда-то получил путевку в большую жизнь... Оказывается, не только в кино да романах судьба такие коленца выкидывает!»

После освобождения Кубани его корпус, входивший уже в состав Южного фронта, участвовал в боях на Украине и в Крыму. К марту 1944 года он уже стал генерал-майором. На его счету было 15 самолетов противника и 107 боевых вылетов. 11 мая 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Вскоре он стал генерал-лейтенантом авиации.

Интересно, что в этот же день в воздушном бою над мысом Херсонес, его самолет был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Савицкий с трудом сумел перетянуть свой горящий самолет на территорию, занятую нашими войсками и приземлил машину на фюзеляж, едва при этом не погибнув. При посадке он получил перелом трех позвонков, но остался в строю.

А вообще Савицкий был очень осторожным летчиком. И внимательным. Он не позволял противнику лишнего. «За все воздушные бои, в которых мне уже довелось принимать участие, ни одному вражескому истребителю ни разу еще не удалось сесть мне на хвост, - писал он в своих воспоминаниях. - Пробоины от самолетных пушек или от зениток - другое дело. От этого никто не застрахован».

Противник в Крыму был разгромлен. Но дальше у корпуса Савицкого были не менее кровавые бои. Ему предстояло с воздуха поддерживать войска, принимавшие участие в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооруженному на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. Вот, к примеру, что писал о тех событиях в книге своих воспоминаний начальник штаба 2-й гвардейской танковой армии А. И. Радзиевский: «Мне не удается вспомнить других случаев, когда бы авиация перебазировалась на захваченные танковыми соединениями аэродромы до выхода общевойсковых армий. Такой маневр был осуществлен в ходе январского наступления частями 3-го истребительногокорпуса генерал-лейтенанта авиации Е. Я. Савицкого. В частности, поддерживавшая нашу армию 265-я истребительная авиационная дивизия этого корпуса подобным способом перебазировалась на захваченные нами аэродромы в Сохачеве, Любени и Иновроцлаве. Мы восхищались мужеством летчиков и техников 16-й воздушной армии, которые, пренебрегая опасностью, делали все, чтобы обеспечить прикрытие танковых соединений с воздуха».

В паре со своим ведомым Самойловым Евгений Яковлевич сам неоднократно летал наразведку и охоту на бомбардировщики противника.В небе Германии он одержал свои последние три победы, доведя счет до 22 самолетов противника, сбитых лично. Еще два уничтожил в группе с товарищами. Свой последний вражеский самолет, легкий «Физлер-Шторх», генерал Савицкий сбил над самым центром Берлина 27 апреля 1945 года. Он вдруг увидел, что с центральной аллеи Тиргартена взлетает двухместный связной самолет. Савицкий уничтожил его и тут же сообщил об этом в штаб армии. Над Берлином Савицкий совершил 216-й боевой вылет. А всего его 3-й истребительный авиакорпус за два года боев сбил две тысячи вражеских самолетов. 2 июня 1945 года Савицкий был награждён второй медалью «Золотая Звезда».


Он был не только по служебным характеристикам, но и по личным ощущениям каждого, служившего в 3 ИАК, самым авторитетным начальником, - сказано о Савицком в военно-историческом очерке о боевом пути 16-й воздушной армии, изданном в 1975 году.- Его отвага в сочетании с большим опытом и глубокими знаниями буквально покоряла людей. Вместе с тем, он был строгим, справедливым и добрым человеком.

Наши самолеты - лучше!

Савицкий стал самым результативным советским асом-генералом времен Великой Отечественной войны. Впрочем, летающий командир корпуса - было редкое явление, особенно для войск союзников. У них такого просто быть не могло. Настоящим шоком для союзников стал условный бой уже после окончания войны с английским «Темпестом», с которым Савицкий случайно встретился в небе Германии. Он не только принял навязанный ему английским летчиком воздушный бой, но и трижды на своем «Як-3» зашел в хвост условному противнику, обыграв его по всем статьям. А потом Савицкому позвонил Сталин. «Значит, наша машина лучше английской? - спросил он. - «Лучше!» - твердо ответил Евгений Яковлевич.

Сразу после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Именно Савицкий предложил идею группового высшего пилотажа на реактивных самолетах, блестяще воплощенная во многих воздушных парадах. С 1948 года он командовал авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР (1965). Последним освоенным им самолетом стал МиГ-21. Свой последний полет он провел 1 июня 1974 г., в возрасте 63 лет!


Всего же за время своей летной практики он налетал почти полтора года - время, рекордное для истребителя, при этом совершив 5 тысяч 586 посадок. Поистине, его можно назвать легендой не только советской, но и мировой авиации.


С 1966 года Савицкий являлся заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. В 1961 году ему присвоили звание маршала авиации. С 1980 года он служил в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР.


Савицкий за годы службы былнаграждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Умер он в 1990 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Его мундир с боевыми орденами находится в музее ПВО в подмосковном поселке Заря, для которого он немало сделал, будучи заместителем главкома ПВО. Дочь Савицкого - Светлана, стала летчиком-космонавтом, совершила два полета в космос, Герой Советского Союза.


- С девятнадцати лет я посвятил себя авиации, и всю дальнейшую жизнь упорно и настойчиво совершенствовался в избранной профессии, - писал о своем предназначении маршал. - Формула летчиков «Делай, как я!» стала для меня девизом в жизни. Понимаю я его просто: чтобы получить право вести за собой других, сперва овладей тонкостями своей профессии сам. И я всю жизнь неутомимо, бережно накапливал необходимый опыт, чтобы впоследствии делиться им с другими. Иных секретов у меня не было и нет.

    Евгений Яковлевич Савицкий 24 (по ст.ст.11) декабря 1910 6 апреля 1990 Прозвище позывной «Дракон» Место рождения Новороссийск, Российская империя … Википедия

    Савицкий Евгений Яковлевич Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    - (р. 1910) маршал авиации (1961), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командир истребительной авиадивизии и авиакорпуса, сбил лично 22 и в группе 2 самолета. В 1966 80 заместитель главнокомандующего Войсками… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 11(24).12.1910, Новороссийск], советский военачальник, маршал авиации (1961), дважды Герой Советского Союза (11.5.1944 и 2.6.1945), заслуженный военный лётчик СССР (1965). Член КПСС с 1931. В Советской Армии с 1929. Окончил Военную школу… … Большая советская энциклопедия

    - (1910 1990) советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков (1932), Высшую военную академию (1955; позже Военная… … Энциклопедия техники

    - (1910 1990), маршал авиации (1961), Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командир истребительной авиадивизии и авиакорпуса, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта. В 1966 80 заместитель главнокомандующего Войсками ПВО… … Энциклопедический словарь

    - (24.12.1910 1990) летчик истребитель, дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии (1978), маршал авиации (1961). Во время войны командовал 3 иак. Сбил лично 22 самолета противника и 2 в группе. После войны командовал авиацией ПВО… … Большая биографическая энциклопедия

Евгений Яковлевич Савицкий

Я – «Дракон». Мемуары маршала авиации

© Савицкий Е. Я., наследники, текст, 2017

© ООО «ТД Алгоритм», оформление, издание, 2017

* * *

Внуку Константину, сыну Светланы, – с верой в его поколение – посвящаю


Вместо предисловия

Запомнился мне один разговор. Настойчиво пробивалась в нем мысль о том, что нынче, мол, на фоне космических полетов, достижений техники, всепроникающей математики и все объясняющей логики духовные-то взлеты не очень уж и смотрятся.

Сразу оговорюсь: я не против рациональности. Человек никогда ни от чего хорошего не отказывался. Не откажемся и мы – ни от «думающих» машин, ни от «бездумных» вещей. Однако стремление к рациональности – это одно, а бесстрастный расчетливый рационализм – совсем другое. Так что позволю себе утверждать, что, кроме достижения пространственно-временных целей – хорошо закончить школу, поступить в институт, защитить диссертацию, покорить пустыню и космос, – существуют иные цели и ценности – внутреннего, духовного порядка. Но, признаться, действительно тут что-то настораживает и вызывает тревогу.

…В одном из испытательных полетов погиб мой хороший друг, выдающийся летчик нашего времени Саша Федотов. И вдруг слышу: «На кой ляд надо было тот самолет спасать? Ну, спас – пожали бы ему руку, героем бы назвали. Очень вы любите, чтобы вас героями называли, мозолями своими гордиться любите. А я предпочитаю жить в красивой и удобной квартире, ходить в театры да спокойно радоваться успехам жизни…»

Словом, получается, что он – умный, а мы – дураки. Мы лезем туда, где труднее, ищем романтики, высшего смысла жизни, а такой вот похваливает нас с этакой пошлой снисходительностью: «Герои! Вперед, ребята!..», а сам живет в свое удовольствие, карабкается туда, где еще сытнее да уютнее, не брезгуя ни ложью, ни лестью, ни лицемерием, ни угодничеством. Такие на каждом шагу говорят высокие слова, хотя в глубине души уверены, что слова эти – выдумка хитрецов вроде них самих, чтобы легче было водить за нос других. Сколько еще таких болтунов возле высоких слов кормится!

Ну а мне с годами, замечаю, почему-то все чаще вспоминается наша голодная беспризорная братия с ее неписаными законами и понятиями о чести, трудовая детдомовская школа, рабочие коллективы, где молодым парням умели прививать чувство ответственности за дело, которому служишь. Уверен, вопросы, которые волновали нас в ту пору, не стареют и никогда не перестанут волновать молодые умы. Каждому, кто живет не просто, как придется, а всерьез задумывается о цели и смысле жизни, приходится на них отвечать заново.

В чем человеческая красота? На каких дорогах искать счастье? Что требовать от жизни – малого или великого? Что такое подвиг: минутный толчок, бросающий вперед, или вся жизнь?..

Предлагаемая читателю книга не претендует на мемуарные исследования – на мой взгляд, в ней нет необходимости раскрывать вопросы специального, исторического характера. Книга эта скорей размышления военного летчика о времени и о себе. Конечно, могут упрекнуть меня; почему же о войне писать так, будто не было нескольких десятков лет после нее, – мы ведь сейчас уже многое знаем, чего не знали тогда. Не настаиваю на своей точке зрения, только писать о боевом прошлом решил все-таки оттуда, из того времени. Наверное, это более интересно – знать, что думал и чувствовал человек на войне, чем то, что думает об этом автор сейчас.


Евгений Яковлевич Савицкий – маршал авиации, дважды Герой Советского Союза


Возможно, что-то в этой книге не оправдает ожидания читателей, однако делаю попытку, исходя из собственной судьбы, документировать рассказ о своей эпохе. А вдруг отвечу в какой-то мере на поставленные выше вопросы?..

Глава первая, вводная. Об отчем крае, детстве и отрочестве – времени давнем, трудном, но радостном

Дочка моя, Светлана, в детстве любила заводить со мной душевные беседы. Заберется ко мне на колени и давай приговаривать: «Папочка, ты у меня самый красивый, самый добрый, самый хороший, самый…» Проведет, как принято у пилотов, предварительную подготовку – и в атаку: «Расскажи сказку!..»

Признаться, по части народного эпоса я не очень был силен – самому в детстве сказок не много довелось слушать. Не до них как-то матери было…

Однако Светлану, думается мне, увлекали не столько и не только сказочные сюжеты – главное для нее было побыть со мной, вечно занятым, то уходящим куда-то ни свет ни заря, то возвращающимся уже к ночи: полеты, учения, испытания боевых машин, различные совещания… Так что, поймав меня и захватив инициативу в свои руки, дочка согласна была слушать что угодно. А я, наскоро пересказав про белого бычка (пожалуй, единственную сказку, которую знал), заводил тогда речь о полетах в стратосфере, о воздушных боях, о том, как пятеркой крутили мы «мертвые петли» на реактивных истребителях, а порой увлекался и начинал растолковывать выполнение глубоких виражей, «бочек».

– Вот смотри, – говорил я и моделькой самолета, а то и просто ладонями, в чем силен каждый пилот, принимался откручивать пилотажные фигуры. – Закладываем сначала крен, ручку управления тянем на себя, а за ней газок вперед, – вперед, с опережением. И-и… пошел!..

Глаза Светланы радостно загорались, она бросалась ко мне на шею, подгибая коленки, и мы так крутились по комнате – в импровизированной пилотажной зоне. Было шумно, весело. А годкам этак к десяти довольно грамотно с точки зрения летной методики дочка моя могла уже и сама рассказать, как выполняется полупетля Нестерова или как выводить самолет из штопора. Порой я замечал, с каким интересом Светлана рассматривает мои пилотские доспехи: гермошлем, высотный костюм, летные краги, планшетки. В эти минуты она притихала, словно понимая, что приобщается к великим таинствам неба, и я старался не мешать ей в этом ее священнодействии…

А вопросы у Светланы становились все сложнее, серьезнее. Как-то заявила: «Люблю слушать, как люди жизнь начинают», – и попросила рассказать о моем детстве, юности.

Слушать она умела. Пристроится, бывало, поуютней в уголке дивана, широко-широко распахнет глаза – и вот уже уносимся мы вместе в то давнее, трудное, но все-таки радостное время – когда начиналась жизнь…

На окраине Новороссийска, в так называемой Станичке, в семье стрелочника железной дороги Якова Савицкого в 1910 году родился сын. Был он по счету четвертым. Нарекли Евгением. Как младшего в семье, мальчика любили, зря не наказывали, не обижали ни родители, ни старшие братья, и казалось, безоблачно-радостному детству не будет конца…

Но вот азиатская холера унесла Якова Савицкого. В памяти сохранилось: гроб посреди комнаты, в гробу неузнаваемо изменившийся отец. Непривычная в доме напряженная тишина, завешанное черным зеркало… Неотвратимость постигшего нас горя до меня еще не доходит, и я с любопытством рассматриваю заплаканные лица людей. Только когда отца опустили в могилу, а на тесовую крышку гроба посыпались комья холодной сырой земли, тревога с причитаниями и слезами взрослых передалась и мне.

Помню, кто-то оттаскивал меня от рыдающей матери, кто-то приговаривал: «Бедный сиротинушка… Как же теперь прокормить четверых…» Что эти слова означали, я вскоре уже понял, и, как знать, не с тех ли горестных уроков и началась моя школа жизни?..

…Однажды, когда все мы, четверо мальчишек, собрались, за столом, мать присела к краешку и как-то виновато, словно извиняясь за случившееся, сказала:

– Дети, я все распродала, что покупали с отцом. У меня нет больше денег, чтобы вас одевать и кормить…

Она хотела сказать что-то еще, но заплакала. Заплакала, спрятав лицо в ладони, плечи ее как-то жалостно затряслись, и вся она показалась мне вдруг такой маленькой, беззащитной, что я невольно рванулся из-за стола и выкрикнул:

– А мы для чего?..

Через несколько дней, когда мать дала нам на обед только по стакану чая без сахара и маленький кусочек хлеба на всех, я решил идти на базар. То, что продукты надо искать именно там, объяснять мне не требовалось, но вот каким путем их достать – этого я пока не представлял.

Чтобы попасть на базар, из Станички предстояло пройти через старые царские казармы. Полуразрушенные, с выбитыми глазницами окон, они наводили ужас на местных жителей. В то время в подвалах казарм скрывались беспризорники, и слухи о них разносились по округе. То говорили, что шайки беспризорных грабят и убивают людей, а по ночам разводят костры и на них сжигают свои жертвы. То якобы кто-то сам видел, как мучают в подвалах невинных. Словом, мрачное это место люди старались проходить не в одиночку, засветло. И я, решительно шагнув из дома, тоже подумал, как бы пристроиться к кому-нибудь из попутчиков. Но вокруг не было ни души, а отступать назад было уже поздно.

Надо сказать, за себя я умел постоять: братья меня обучили драться, и довольно неплохо. В те давние годы юных отроков не водили в школы фигурного катания, не знали мы и диких приемов каратэ – коварных, жестоких. Как в старину во многих краях матушки-России, среди нас еще была жива старая забава русского простонародья – кулачные бои по простой системе – «стенка на стенку». Нельзя сказать, чтобы в открытой драке бойцы проявляли чрезмерную любезность друг к другу. Но неписаные правила не позволяли, например, бить лежачего, применять оружие, противника каждый выбирал себе по росту – чтоб не слабее был тебя самого (а дрались и взрослые, и пацаны). И в этом мне виделся справедливый, я бы сказал, даже благородный дух наших схваток.