Все кризисы холодной войны. Международные отношения и региональные конфликты. Главные признаки начавшейся холодной войны

Во второй половине ХХ столетия на мировой политической арене развернулось противостояние двух сильнейших держав своего времени: США и СССР. В 1960-80 годах оно достигли своей кульминации, и получило определение «холодная война». Борьба за влияние во всех сферах, шпионские войны, гонка вооружений, экспансия «своих» режимов - главные признаки взаимоотношений двух сверхдержав.

Предпосылки появления «холодной войны»

После окончания Второй мировой войны самыми сильными в политическом и экономическом отношении оказались две страны: США и Советский Союз. Каждая из них имело большое влияние в мире, и стремилась всеми возможными способами укрепить лидерские позиции.

В глазах мировой общественности СССР терял привычный образ врага. Многие европейские страны, разоренные после войны, начали проявлять повышенный интерес к опыту быстрой индустриализации в СССР. Социализм начал привлекать миллионы людей как средство преодоления разрухи.

Кроме того, влияние СССР заметно расширилось на страны Азии и Восточной Европы, где к власти пришли коммунистические партии.

Обеспокоенный столь стремительным ростом популярности Советов, западный мир приступил к решительным действиям. В 1946 году в американском городе Фултон бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь, в которой на весь мир обвинил Советский Союз в агрессивной экспансии, и призвал весь англосаксонский мир дать ему решительный отпор.

Рис. 1. Речь Черчилля в Фултоне.

Еще больше ухудшило отношения СССР с бывшими союзниками доктрина Трумэна, с которой он выступил в 1947 году.
Данная позиция предполагала:

  • Оказание экономической помощи европейским державам.
  • Формирование военно-политического блока под руководством США.
  • Размещение американских военных баз вдоль границы с Советским Союзом.
  • Поддержка оппозиционных сил в восточноевропейских странах..
  • Использование ядерного оружия.

Фултонская речь Черчилля и доктрина Трумэна были восприняты правительством СССР как угроза и своеобразное объявление войны.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Основные этапы «холодной войны»

1946-1991 гг. - годы начала и конца «холодной войны». На протяжении этого периода конфликты между США и СССР то затухали, то вспыхивали с новой силой.

Конфронтация между странами велась не открыто, а при помощи политических, идеологических и экономических рычагов влияния. Несмотря на то, что противостояние двух держав не вылилось в «горячую» войну, они все же принимали участие по разные стороны баррикад в локальных военных конфликтах.

  • Карибский кризис (1962 г.). В ходе Кубинской революции в 1959 году власть в государстве была захвачена просоветски настроенными силами во главе с Фиделем Кастро. Опасаясь проявления агрессии нового соседа, президент США Кеннеди разместил ядерные ракеты в Турции, на границе с СССР. В ответ на эти действия советский лидер Никита Хрущев приказал разместить ракеты на территории Кубы. В любой момент могла начаться ядерная война, однако в результате договоренности оружие было выведено с приграничных регионов обеих сторон.

Рис. 2. Карибский кризис.

Поняв, насколько опасны манипуляции ядерным оружием, в 1963 году СССР, США и Великобританией был подписан Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. Впоследствии был также подписан новый Договор о нераспространении ядерного оружия.

  • Берлинский кризис (1961 г.). По завершении Второй мировой войны Берлин был разделен на две части: восточная принадлежала СССР, западная контролировалась США. Противостояние двух стран все больше возрастало, и угроза Третьей мировой войны становилась все более ощутимой. 13 августа 1961 была возведена так называемая «Берлинская стена», поделившая город на две части. Эту дату можно назвать апогеем и началом спада «холодной войны» между СССР и США.

Рис. 3. Берлинская стена.

  • Война во Вьетнаме (1965 г.). США развязали войну во Вьетнаме, разделенным на два лагеря: Северный Вьетнам поддерживал социализм, а Южный - капитализм. СССР негласно участвовал в военном конфликте, всячески поддерживая северян. Однако эта война вызвала небывалый резонанс в обществе, в частности, в Америке, и после многочисленных протестов и демонстраций была прекращена.

Последствия «холодной войны»

Отношения между СССР и США продолжали быть неоднозначными, и между странами еще не раз вспыхивали конфликтные ситуации. Однако во второй половине 1980-х, когда у власти в СССР стоял Горбачев, а США правил Рейган, «холодная война» постепенно сошла на «нет». Окончательное ее завершение произошло в 1991 году, вместе с распадом Советского Союза.

Период «холодной войны» был весьма острым не только для СССР и США. Угроза Третьей мировой войны с использованием ядерного оружия, раскол мира на два противоборствующих лагеря, гонка вооружений, соперничество во всех сферах жизни держали в напряжении все человечество в течение нескольких десятилетий.

Что мы узнали?

При изучении темы «Холодная война» мы познакомились с понятием «холодная война», выяснили, какие страны оказались в конфронтации друг к другу, какие события стали причинами для ее развития. Также мы рассмотрели основные признаки и этапы развития, узнали кратко о «холодной войне», выяснили, когда она была закончена и какое влияние оказала на мировую общественность.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 1180.

Начало «холодной войны». Началом «холодной войны» формально считается 5 марта 1946, когда Уинстоном Черчиллем была произнесена его знаменитая речь в Фултоне (США). Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 г. оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана. Речь Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определил так:

… От Штеттина на Балтике до Триеста в Aдриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии - все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. (…)Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии. Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квази-коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами. (…)Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира.

Черчилль призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.

Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

Противостоящие друг другу военно-политические блоки на территории ЕвропыС течением лет напряжённость в противостоянии блоков менялась. Наиболее острый её фазис приходится на годы Корейской войны, за которым последовали в 1956 события в Польше и Венгрии; с наступлением хрущёвской «оттепели», однако, напряжение спадает, особенно это было характерно для конца 1950-х гг, увенчавшегося визитом Хрущёва в США; скандал с американским самолётом-шпионом У-2 (1960) привёл к новому обострению, пиком которого явился Карибский кризис (1962); под впечатлением этого кризиса вновь наступает разрядка, омрачившаяся, правда, подавлением «Пражской весны».


Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.

Новое обострение наступило в 1979 г. в связи с советским вторжением в Афганистан, которое на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика весной 1983-го года, когда советской ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер с почти тремя сотнями людей на борту. Именно тогда президент США Рональд Рейган в отношении СССР пустил в обиход крылатое выражение «империя зла». США в этот период разместили свои ядерные ракеты в Западной Европе и начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»); обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, с большим трудом и напряжением для экономики поддерживавшего ракетно-ядерный партитет, не было средств для адекватного отпора в космосе.

С приходом к власти Михаила Горбачёва, провозгласившего «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми», идеологическое противостояние быстро потеряло свою остроту. В смысле военно-политическом, Горбачёв поначалу пытался проводить политику в духе «разрядки» 1970-х гг., предлагая программы ограничения вооружений, но довольно жёстко торгуясь вокруг условий договора (встреча в Рейкьявике).

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политического союза

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. плану Маршалла, в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения.

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу Западноевропейского союза (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.

Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для западной цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА (1950-1953 годы)

Война Северной Кореи и Китая против Южной Кореи и США ряда американских союзников за контроль над Корейским полуостровом.

Она началась 25 июня 1950 года с внезапного нападения Северной Кореи (Корейской Народно-Демократической Республики) на Южную (Республику Корея). Это нападение было осуществлено с согласия и при поддержке Советского Союза. Северокорейские войска быстро продвигались за разделявшую две страны 38-ю параллель и уже через три дня овладели столицей Южной Кореи Сеулом.

Совет Безопасности ООН признал Пхеньян агрессором и призвал все государства - члены ООН оказать помощь Южной Корее. Кроме США, свои войска в Корею послали Англия, Турция, Бельгия, Греция, Колумбия, Индия, Филиппины и Таиланд. Советский представитель в тот момент бойкотировал заседания Совета Безопасности и не смог воспользоваться своим правом вето.

После того как северокорейцы отказались отвести свои войска за демаркационную линию, с 1 июля в Корею стали перебрасываться две американские дивизии. Одна из них была разбита, а ее командир попал в плен. Другая же смогла вместе с южнокорейскими войсками отступить к плацдарму, созданному у порта Пусан. К концу июля это была единственная территория на Корейском полуострове, удерживаемая войсками ООН. Их Верховным главнокомандующим назначили генерала Дугласа Макартура, героя войны против Японии на Тихом океане. Он разработал план грандиозной десантной операции в порту Инчхон. В случае успеха коммуникации северокорейской армии, осаждавшей пусанский плацдарм, оказались бы перерезаны.

15 сентября американские и южнокорейские морские пехотинцы высадились в Инчхоне. Американский флот господствовал на море, а авиация - в воздухе, поэтому северокорейцы никак не могли помешать десанту. 28 сентября был взят Сеул. Северокорейская армия, сражавшаяся у Пусана, была частично пленена, а частично перешла к партизанской войне в горах. 1 октября войска ООН пересекли 38-ю параллель и 19 октября взяли северокорейскую столицу Пхеньян. 27-го числа американцы достигли реки Ялуцзян на корейско-китайской границе.

В начале января 1951 года китайские и северокорейские силы вновь захватили Сеул, но в конце месяца американская 8-я армия перешла в контрнаступление. К исходу марта китайские войска были отброшены за прежнюю демаркационную линию.

В этот момент в американском военно-политическом руководстве выявились разногласия. Макартур предлагал нанести удар по китайской территории

В конце апреля китайские и северокорейские войска предприняли новое наступление, но были отброшены на 40-50 км к северу от 38-й параллели. После этого 8 июля 1951 года начались первые переговоры представителей воюющих сторон. Война между тем приняла позиционный характер с широким использованием минных полей и заграждений из колючей проволоки. Наступательные операции имели теперь чисто тактические цели. Численное превосходство китайцев компенсировалось американским преимуществом в огневой мощи. Китайские войска наступали густыми цепями прямо по минным полям, но их волны разбивались об американские и южнокорейские укрепления. Поэтому потери "китайских народных добровольцев" многократно превышали потери противника.

27 июля 1953 года в местечке Пханьмыньчжон вблизи 38-й параллели было наконец достигнуто соглашение о прекращении огня Корея оказалась разделена по 38-й параллели на Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея. Мирного договора между Севером и Югом нет до сего дня.

Общие потери сторон в Корейской войне составили, по некоторым оценкам, 2,5 миллиона человек. Из этого числа примерно 1 миллион приходится на потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла вдвое меньше - около полумиллиона человек. Вооруженные силы Южной Кореи недосчитались примерно четверти миллиона человек. Потери американских войск составили 33 тысячи убитыми и в 2-3 раза большее количество раненых. Войска других государств, сражавшихся под флагом ООН, потеряли погибшими несколько тысяч человек. Не менее 600 тысяч человек приходится на убитых и раненых мирных жителей Северной и Южной Кореи.

Список литературы

История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс. Алексашкина Л.Н. и др. – М., 2010, 432с.

История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. – М., 2013, 352с.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003, 324с.

Симкина Н.Н. Культура России в 20 веке: Учеб. пособие / Н.Н. Симкина. - Брянск: БГТУ, 2004.

Хуторский В.Я. История России. Советская эпоха (1917-1993). - М., 1995.

5 марта 1946 года У. Черчилль, во время своего официального визита в США произнес знаменитую речь, которая привела к кардинальным изменениям в международных отношениях.

Начало холодной войны

Вначале своего выступления английский отставной лидер подчеркнул восхищение героизмом советского народа и мудрой политикой своего друга товарища Сталина. После такой преамбулы, Черчилль приступил к осуждению политики коммунистов и диктаторского режима в СССР.

Заканчивалась речь пламенными призывами к объединению англосаксонской нации для борьбы со сталинским произволом. Спустя несколько дней И. В. Сталин назвал Черчилля вторым Гитлером, восприняв осуждения Запада как угрозу новой войны. С этого момента капиталистические и социалистические государства вступили в пассивное противостояние, получившее свое название холодная война.

Берлинский кризис

Берлинский кризис, длившийся 4 года (1958-1962), стал одним из наиболее острых моментов хода холодной войны. В начале 1958 года, Генсек СССР Н. С. Хрущев выдвинул ультиматум США, требуя немедленного вывода из территории Западного Берлина американских вооруженных сил, на что правительство США ответило категорическим отказом, так как войска советского союза не собирались покидать восточную часть города.

Особой остроты кризису предавало то, что жизнь в капиталистическом Западном Берлине была на много лучше, нежели у восточных соседей, наблюдалась непрерывная миграция горожан из социалистического лагеря к капиталистам ФРГ.

Пиком Берлинского кризиса стал август 1961 года, когда, не согласившись на обоюдные компромиссы, правительства враждующих государств инициировали возведение стены, которая разделяла город на восточную и западную часть

Берлинская стена на долгие годы стала символическим занавесом между враждующими лагерями. Падение стены стало результатом усилий Р. Рейгана, который выступая в Западном Берлине, обратился к М. Горбачеву с призывом доказать гласность в СССР на практике и разрушить Берлинскую стену.

Просьба президента Америки была услышана Генеральным секретарем, и уже через несколько месяцев стена рухнула, ознаменовав объединение Германии.

Карибский кризис

После относительной стабилизации кризиса в Берлине, театром новых противостояний США и СССР стал бассейн Карибских островов. Американский самолет разведчик, совершая очередной облет коммунистической Кубы, заметил на территории острова советские ракеты дальнего поражения.

Правительство США выступило со срочным обращением к народу Кубы с просьбой не поддаваться попыткам милитаризировать государство Советским Союзом. Советская сторона начала хаотично оправдываться, сначала уверяя США в том, что никакого оружия на Кубе нет, затем, что ядерные ракеты размещены на острове исключительно с мирными целями.

Армия США создала военную блокаду острова. Дипломаты СССР не спешили предпринимать активные действия по демонтажу ракет. Карибский кризис продолжался всего 14 дней, однако это время стало наиболее тяжелым периодом для всего человечества: мир стоял перед реальной угрозой ядерной войны.

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич


  • Холодная война – это

2. Создание системы коллективной безопасности

3. «Горячие точки» – «Холодной войны»

Берлинский кризис;

Арабо – Израильский конфликт;

Корейская война;

Карибский кризис;

Афганская война»;

4. Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ №1

г. Моздок


«Холодная война» – это состояние напряжённой конфронтации в отношениях между капиталистическими и социалистичес-кими странами во главе с США и СССР.

Термин «Холодная война» был запущен в оборот в 1946 году. Один из главных теоретиков этого противостояния, основатель и первый руководитель ЦРУ Аллен Даллес считал его вершиной стратегического искусства - «балансированием на грани войны».

Выражение «Холодная война» впервые прозвучало 16 апреля 1947 года в речи Бернарда Боруха , советника президента США Гарри Трумэна перед палатой представителей штата Южная Каролина.

Однако первым термин «Холодная война» употребил в своём произведении «Вы и атомная бомба» Джордж Оруэлл , в котором «Холодная война» означала продолжительную экономичес-кую, геополитическую и идеологическую войну между США, Советским Союзом и их союзниками.


«Холодная война» – это состояние экономической, идеологической, политической и полувоенной конфронтации между двумя системами (социализм и коммунизм).

ПРИЧИНЫ:

  • СССР после Победы стремился окружить себя поясом дружественных государств;

2. США стремились втянуть страны Европы в сферу своего экономического влияния;

3. Тревога США и Англии о дальнейшем расширении сфер влияния СССР

СССР и соцлагерь

США и страны Запада

ОБРАЗ ВРАГА

5 марта 1946 года – речь Черчилля в Фултоне – призыв к борьбе с экспансией коммунизма;

Март 1947 года – «Доктрина Трумэна:

а) – доктрина сдерживания;

б) – доктрина отбрасывания

План атомных бомбардировок СССР

начало с 1946 года

Создание советской атомной бомбы 1949

Создание НАТО 1949

Создание ОВД

Раскол Германии на два

Государства ФРГ и ГДР


Пережив две войны, люди поняли, как важно сохранить мир. После Второй Мировой войны страны- победительницы создали Организацию Объединённых Наций – ООН. Представители разных стран обсуждают вопросы международной жизни, чтобы сохранять мир на Земле.

Название «Объединённые Нации» было предложено Президентом США Франклином Делано Рузвельтом и впервые было использовано в «Декларации Объединённых Наций» подписанной 1 января 1942 года, в соответствии с которой представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать свою борьбу против стран Оси «Рим-Берлин-Токио»

25 апреля – 26 июня 1945 года – конференция в Сан-Франциско. Создание Организации Объединённых Наций – ООН.

Высший орган ООН:

  • Генеральная ассамблея (сессии один раз в год);
  • Совет Безопасности (11 членов, из них пять постоянных членов – «мировые полицейские»: СССР, США, Англия, Франция, Китай)

Призрак «Холодной войны» локальные конфликты:

1945 год – конфликт в Иране;

1946 год – конфликт вокруг Турции;

1946-1949 годы – гражданская война в Греции;

1948-1949 годы – конфликт в Германии;

1949 год – конфликт в Китае;

1945 – 1954годы Индо – китайский конфликт;

1948 – 1949годы Арабо – Израильский конфликт;

1950 – 1953годы Корейская война;

1956 год – Англия + Франция + Израиль

Египет + СССР;

1961год – Берлинский кризис;

1962год – Карибский кризис;

1966 – 1973годы Вьетнамская война;

1979 – 1989годы Афганская война;

1983год – программа СОИ

(стратегическая оборонная инициатива);

«Холодная война» – это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых


Конец сороковых – шестидесятые годы, крайняя острота противостояния:

  • претензии Сталина на пересмотр границ в Европе и Азии и режима Черноморских проливов, изменение режима управления бывшими итальянскими колониями в Африке;
  • речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г с призывом защитить всеми возможными средствами западный мир от «распространения влияния СССР»;
  • «доктрина Трумэна» (февраль 1947г). Меры по «спасению Европы от советской экспансии» (включая создание сети военных баз вблизи советских границ). Главные доктрины – доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма;
  • создание Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской модели развития;
  • «железный занавес», сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалистического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов .

1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис.

Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты. Но, угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США.

Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.


1962 г. – 1979 г. Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон».

Однако к началу 80-х СССР начинает проигрывать в гонке вооружений. Происходит разрядка международной напряженности:

  • договоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией;
  • соглашение по Западному Берлину, советско-американские договоры об ограничении во­оружений (ПРО и ОСВ);
  • Совещание 1975 г. в Хельсинки по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (попытки мир­ного сосуществования двух систем, его сложнос­ти и противоречия);
  • военно-политический паритет между СССР и США.

1979 г. – 1987 г. Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещают в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы ПРО. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении находится в постоянной боевой готовности.

  • конец разрядки, новое обострение международного противостояния двух систем;
  • ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений, американская программа СОИ;
  • рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Латинской Америки;
  • ввод советских войск в Афганистан; «доктрина Брежнева» - ограничение суверенитета стран социалистического лагеря, усиление трений внутри него;
  • попытки продолжения политики «холодной войны» в условиях кризиса мировой социалистической системы

Конец «Холодной войны» был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а так же, просоветские коммунистические режимы.

Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги «Холодной войны» оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия «Холодной войны».

Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет, был создан первоначально как система связи для американской армии.


Берлинский кризис

После войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны: СССР, США, Франция, Англия. Вскоре США, Франция и Англия объединили свои зоны в одну (Тризония).

В 1948 году они начали восстанавливать экономику Германии. Для стабилизации валюты была проведена денежная реформа. В ответ СССР закрыл границу с западными зонами оккупации, включая Западный Берлин.

Блокада Берлина – первая открытая конфронтация СССР с бывшими союзниками. Начавшись 24 июня 1948 года она продолжалась 324 дня. За это время снабжение войск союзников в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина взяла на себя авиация союзников.

Советские войска не препятствовали полётам самолётов над Восточным Берлином.


В апреле 1948г Госсекретарь Маршалл решил оказать помощь Западной Европе в послевоенном восстановлении, сделав таким образом Европу своим вечным должником. Целью «плана Маршалла» было укрепление капитализма в Европе.

В 1949 году была создана организация Североатлантического договора НАТО, якобы против возможной агрессии Германии. А фактически против СССР. В НАТО вошло 12 государств Европы.

НАТО изначально создавалось для трех взаимосвязанных целей – это держать СССР вне Европы, США – внутри Европы, а Германию – под Европой, т.е. подавлять ее и не давать Германии подняться в политическом смысле. В настоящий момент, задача по тому, чтобы выгнать СССР, а затем и Россию из Европы – полностью решена.

Ответом СССР было создание в 1949 году Совета экономической взаимопомощи - СЭВ странам Восточной Европы. И в 1955 году создание военной Организации Варшавского договора в которую вошли девять стран. Европа была поделена на два лагеря


В арабо-израильском конфликте противостоявшие в «холод­ную войну» страны приняли разные стороны. Так, если в ФРГ по­беда евреев приветствовалась, то в ГДР, напротив, сочувствовали арабам, подвергшимся «наглой империалистической провокации».

В годы «холодной войны» ни СССР, ни США не удалось перетя­нуть ближневосточные страны на свою сторону. Лидеры ближне­восточных государств были более озабочены своими внутренними и региональными проблемами и использовали антагонизм между СССР и США в собственных интересах.

Советский Союз играл важ­ную роль в поставках оружия главным противникам Израиля - Египту, Сирии, Ираку. Это, в свою очередь, придавало стимул Шта­там и другим западным странам для того, чтобы поддержать Израиль в своём стремлении вытеснить СССР с мирового и ближневосточного рынка оружия­

В результате такой конкуренции со­перничающие ближневосточные народы в изобилии снабжались самым современным оружием. Естественным следствием такой по­литики стало превращение Ближнего Востока в одно из самых опасных мест в мире.


Основные события Арабо-Израильского конфликта во второй половине 20 века

1956 г. - объединённый контингент войск Великобритании, Франции и Израиля оккупировал Синайский полуостров, но под давлением СССР и США войска были выведены с занятых террито­рий.

1967 г. - широкомасштабное наступление Израиля. Итогом вой­ны, длившейся шесть дней, стала аннексия Израилем Синайского полуострова, Газы, Голанских высот, Западного берега реки Иордан, установление контроля над Иерусалимом.

1973 г. - вторжение египетской армии на Синайский полу­остров; сирийская армия заняла Голанские высоты. В ходе трёхне­дельной войны Израилю удалось остановить продвижение арабских войск и перейти в наступление.

1978 г. - подписание Кэмп-Дэвидских соглашений, ставших ос­новой для заключения египетско-израильского мирного договора 1979 г.


Война между Северной Кореей при поддержке Китая и Южной Кореей при поддержке ООН и США. Северокорейские войска начали вторжение 25 апреля 1950 года. Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР принял решение начать военные действия против Северной Кореи-КНДР.

Когда в сентябре 1950 года прибыли войска США, большая часть Южной Кореи была оккупирована войсками Северной Кореи. Последние отступили до китайской границы. На что Китай ответил своим наступлением.

В октябре 1950 года фронт стабилизировался на прежней демаркационной линии. Переговоры о перемирии начались в 1951 году. А война завершилась в 1953 году.

Этот военный конфликт не погашен и по сегодняшний день.


Первого января 1959 г на Кубе после долгой гражданской войны партизаны во главе с Фиделем Кастро захватили власть. США весьма обеспокоены, получив у себя под боком коммунистическое государство.

В 1961 году американские ракеты с ядерными боеголовками были размещены в Турции - в непосредственной близости от границ СССР. В случае ядерного конфликта эти ракеты «дотягивались» в том числе и до Москвы. По мнению Джона Кеннеди, они были ненамного опаснее баллистических ракет, размещенных на подводных лодках.

Однако ракеты средней дальности и межконтинентальные ракеты различаются по времени подлета. И кроме того, установки в Турции было куда проще мгновенно привести в боевую готовность.

Хрущев счел американские ракеты на берегу Черного моря угрозой. Поэтому был предпринят ответный шаг - тайное перемещение и установка ядерных сил на дружественной Кубе, что и привело к Карибскому кризису 1962 года.


Операция «Анадырь» началась в июле 1962 года. На остров, расположенный в 11 000км от СССР и в 150 км от США через Атлантический океан, в условиях военно-морской блокады, судами гражданского флота были тайно доставлены 50 тыс. советских солдат и офицеров.

Артиллерия, танки, автомобили, самолёты и вертолёты, боеприпасы, стройматериалы. И ракеты среднего радиуса действия. Сразу же ракеты и прочая военная техника готовилась к постановке на боевое дежурство. По ночам, скрытно, во влажном тропическом климате, под угрозой американских бомбардировок.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолет разведчик U -2 ВВС США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты Р-12. Всего было размещено 42 ракеты.

22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе «советского наступательного оружия» из-за чего в США началась немедленно паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Разрешение конфликта.

Узнав о присутствии на Кубе советских ядерных сил, руководство США решило установить вокруг Кубы военно-морскую блокаду. Советские ракеты формально не нарушали международного права, тогда как введение блокады считалось прямым объявлением войны.

Поэтому блокаду назвали «карантином» и обрезали морское сообщение не целиком и полностью, а только в части вооружения. Дипломатические переговоры, на протяжении которых весь мир находился в напряжении, продолжались неделю. СССР выводит свои силы с Кубы; США убирают ракеты из Турции и оставляют попытки вторгнуться на Кубу.

Итоги и последствия Карибского кризиса

Карибский кризис, чуть не ставший причиной Третьей Мировой войны, продемонстрировал всю опасность ядерного оружия и недопустимость использования его в дипломатических переговорах. В 1962 году США и СССР договорились прекратить ядерные испытания в воздухе, под водой и в космосе, и «Холодная война» пошла на спад. Также именно после Карибского кризиса была создана прямая телефонная связь между Вашингтоном и Москвой - чтобы лидерам двух государств больше не приходилось полагаться на письма, радио и телеграф в обсуждении важных и безотлагательных проблем.


Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979года по 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней Для обоих военных округов это было самое крупное развертывание войск за последние полвека. Лишь 24 декабря было объявлено о решении советским руководством решения о вводе войск в Афганистан…. Было определено и точное время перехода границы – 15.00 25 декабря 1979года.

25 декабря 1979 года в 15.00 На аэродромы в Кабуле Баграме с трёхминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские воинские части.

В Кабул и Баграм было доставлено 7700 десантников и 894 единицы боевой техники. В Союз, на Родину, стали приходить цинковые гробы. Для родных это было как гром среди ясного неба. 1979 г. – 86 погибших, 1981 г. – 1200 погибших, 1982 г. – 1900 погибших, 1984 г. – 2343 погибших…


1979 год 86 человек

1980 год 1484 человек

1981 год 1298 человек

1982 год 1948 человек

1983 год 1448 человек

1984 год 2343 человек

1985 год 1868 человек

1986 год 1333 человек

1987 год 1215 человек

1988 год 758 человек

1989 год 53 человека

Из них пять генералов

Всего через горнило Афганской войны прошло 620 тысяч советских военнослужащих и 21 тысяча гражданского персонала. Из них 14 533 погибли и 417 пропали без вести Примерно 53 тысячи получили ранения. 6759-инвалиды.

На афганской войне побывали более 32 тысяч белорусов. Из них 772 человека не вернулись с войны и погибли во время боевых действий. 774 вернулись инвалидами.


Новый мировой порядок (по мнению США) – это политический порядок, который :

  • основан на базовых американских ценностях (демократия, капитализм, либерализм и т.д.) получивших во второй половине ХХ века широкое распространение в мире;
  • ориентирован на сохранение мира во всём мире, предотвращение или быстрое разрешение международных конфликтов, недопущение гуманитарных катастроф;
  • предполагает безусловное глобальное политическое лидерство США;
  • допускает применение силы не только против реальных, но и «предполагаемых» агрессоров и нарушений законов;
  • ориентирует на действия «желательно», а значит, необязательно под эгидой ООН;
  • добровольно, или не очень добровольно, принимается большинством других стран;
  • налаживание первой всемирную систему управления и контроль каждого человека и общества, управление национальными ценностями, образованием, финансами, торговлей Соединенными Штатами.

Сегодня крайне агрессивная внешняя политика во многом направлена на поддержание действующей финансовой системы, заложником которой является весь мир. Невозможность проведения последующих военных операций в отношении неугодных режимов поставит крест на господстве США, так как эта спекулятивная система не несет миру ничего хорошего. «Холодная война» возвращается в мировую политику.

Текущее положение Соединенных Штатов поддерживается непрекращающейся эмиссией доллара, который печатается во все больших объемах и не имеет сколь-нибудь существенного реального обеспечения. Американское правительство печатает доллар не напрямую, а через частную Федеральную резервную систему. По факту и Федеральный резерв, и правительство в равной степени подконтрольны одним и тем же олигархическим финансовым элитам.


- Россия не должна

вмешиваться в политику

других стран и вообще, лезть в чужие дела –

недемократично!!!

Сербия, Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, Египет и другие…. они не считаются!

НАМ ведь можно!!!


Властители Соединённых Штатов не в первый раз сталкиваются с выбором: либо хаос и анархия в Америке, либо потеря ими власти и богатств, либо «антикризисная война».

Так было в 1930-е годы и США смогли избежать экономического краха и гражданской войны у себя дома, умело разыграв партию Второй мировой войны.

Так было и в начале 1980-х, когда США избежали гибельного системного кризиса, начав умелую войну против СССР.

А не ждать ли чего подобного и в ходе теперешнего Мега кризиса, снова угрожающего американским властите-лям? Не предпримут ли США аналогичной попытки?

Почему бы не допустить «войны во спасение», «антикризисной войны» в XXI веке?


«Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке». Билл Клинтон

42-ой президент США

1993-2001гг.

«Мы приняли жёсткое заявление, которое демонстрирует, что НАТО, победившее в «Холодной войне» и добившееся развала СССР, не позволит проводить новые линии по Европе между странами, которым посчастливилось присоединиться к евроатлантическим структурам и остальными государствами, стремящимся к демократии…. Мы не позволим России выстроить такую линию через эти государства». Кондолиза Райс

66-ой Госсекретарь США 2005-2009г.

«Наша победа в «Холодной войне» стала возможной только благодаря готовности миллионов американцев в военной форме отразить угрозу, исходившего из-за «железного занавеса»

Хиллари Клинтон

67-ой Госсекретарь США 2010-2014г.

«Мир избежал ядерной катастрофы, и мы создали условия для того, что бы выиграть «Холодную войну» без единого выстрела в сторону СССР».

Барак Обама

44-ой президент США

2009-2017гг.


Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ.

Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения.

Стоит отметить, что Россия никогда первой не проявляла агрессии, а только давала отпор попыткам внешнего вмешательства и какого-либо губительного воздействия.

Периоды «холодной войны» и международные кризисы.

В «холодной войне» выделяют два периода. Для периода 1946 - 1963 гг. характерно нарастание напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кризиса. Это период создания военно-политических блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух социально-экономических систем. Значительными событиями были Корей ская война 1950 - 1953 гг., война Франции во Вьетнаме 1946 - 1954 гг, подавление СССР восстания в Венгрии в 1956 г., Суэц кий кризис 1956 г., Берлинские кризисы 1948 -1949, 1953 и 1961 гг., Карибский кризис 1962 г. Ряд из них едва не вызва ли новую мировую войну.

Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он ха рактеризуется переносом центра тяжести международных кон фликтов в «третий мир», на периферию мировой политики. Од новременно отношения США и СССР трансформировались от конфронтации к разрядке международной напряженности, к переговорам и соглашениям, в частности, о сокращении ядер ных и обычных вооружений и о мирном решении международ ных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и война СССР в Афганистане.

Карибский кризис.

Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение негласно разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядерного удара, каким стал Советский Союз после размещения американских ракет в Турции. Получение сведений о размещении советских ракет на «красном острове» вызвало панику в США. Противостояние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на грани войны, однако благо­разумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с остро ва в ответ на обещания президента США Дж. Кеннеди не втор гаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

Война во Вьетнаме.

США оказывали помощь Южному Вьет наму, однако режим, установившийся там, оказался под угро зой краха. На территории Южного Вьетнама развернулось пар­тизанское движение, поддерживаемое Демократической Респу бликой Вьетнам (ДРВ, Северный Вьетнам), Китаем и СССР. В 1964 г. США, использовав в качестве предлога собственную провокацию, начали массированные бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили войска в Южном Вьетнаме.

Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с партизанами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществляли массовые расправы с мирными жителя ми, но движение сопротивления ширилось. Американцы и их местные подручные несли все большие потери. Столь же безу спешно американские войска действовали в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в самих США, наряду с военными неудачами заставили американцев пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американские войска были выве дены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу - г. Сайгон. Появилось новое государство - Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ).

Война в Афганистане.

В апреле 1978 г. в Афганистане прои зошел военный переворот, осуществленный приверженцами ле вых взглядов. Новое руководство страны заключило договор с Советским Союзом и неоднократно просило его о военной помо щи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Гражданская война между сторонниками и противниками ново го режима в Афганистане все сильнее разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в страну ограниченного контингента войск. Присутствие советских войск в Афгани стане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР действовал в рамках соглашения с руководством страны и ввел войска по его просьбе. По сути, советские войска оказа лись втянутыми в гражданскую войну в Афганистане. Вывод советских войск из Афганистана был осуществлен в феврале 1989 г.

Ближневосточный конфликт.

Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между государством Израиль и его арабскими соседями.

Международные еврейские (сионистские) организации выбра ли территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира еще в начале XX в. В ноябре 1947 г. ООН приняла реше ние о создании на территории Палестины двух государств: араб ского и еврейского. Иерусалим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено Государство Из раиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Началась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Си рия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более половины территории, пред назначенной для арабского государства, и западную часть Иеру салима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан по лучила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

С тех пор противостояние евреев и арабов в Палестине оста ется одной из острейших проблем. Сионисты призывали евреев всего мира переселяться в Израиль, на «историческую родину». Для их размещения на арабских территориях создавались ев рейские поселения. Влиятельные силы в Израиле мечтают о создании «Великого Израиля» от Нила до Евфрата (символически эта идея отражена в государственном флаге Израиля). Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР под держал арабов.

В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. А.Насером национализация Суэцкого канала ударила по интересам Великобритании и Франции (Насер поддерживал антифранцузское во стание в Алжире). Началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта. 29 октября 1956 г. израильская армия перешла египетскую границу, а в зоне канала высадились англичане и французы. Силы были неравны, готовилось наступление на Каир. Лишь после угрозы СССР приме нить силу против агрессоров в ноябре 1956 г. военные действия были прекращены, а войска интервентов покинули Египет.

5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб ских государств в ответ на деятельность Организации освобождения Палестины (ООП) во главе с Ясиром Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продвигались вглубь Египта, Сирии, Иордании. Протесты против агрессии, охватившие весь мир, и усилия СССР заставили Израиль уже 10 июня остановить военные действия. В ходе шестидневной войны Израиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, западный берег реки Иордан, восточную часть Иерусалима, Голанские высоты на сирийской территории.

В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действова ли более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полуострова. В 1970 и 1982- 1991 гг. израильские войска втор глись на территорию Ливана для борьбы с находившимися там палестинскими беженцами. Часть территории Ливана оказалась под контролем Израиля. Лишь в начале XXI в. израильские вой ска покинули Ливан, однако провокации против этой страны продолжались.

Все попытки ООН и ведущих мировых держав добиться пре кращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1978-1979 гг. при посредничестве США удалось подписать в Кемп-Дэвиде мирный договор между Египтом и Израилем. Из раиль выводил войска с Синайского полуострова, но палестин ская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных терри ториях Палестины началась интифада - восстание палестинцев. В 1988 г. было объявлено о создании Государства Палестина. По пыткой разрешить конфликт стала договоренность между лиде рами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестин ской автономии на части оккупированных территорий. Однако Палестинская автономия находилась в полной зависимости от Израиля, а на ее территории оставались еврейские поселения.

Ситуация обострилась в конце XX - начале XXI в., когда началась вторая интифада. Израиль был вынужден вывести свои войска и переселенцев из сектора Газа. Но взаимные об стрелы территории Израиля и Палестинской автономии, терро ристические акты продолжались. Летом 2006 г. шла война меж ду Израилем и ливанской организацией «Хесболла». В конце 2008 г. - начале 2009 г. израильские войска нанесли удар по сектору Газа, где у власти находилось радикальное движение Хамас. Военные действия привели к гибели сотен палестин цев.

Разрядка.

С середины 50-х гг. СССР неоднократно выступал с инициативами всеобщего и полного разоружения. Важнейшие шаги по смягчению международной обстановки были сделаны в 70-е гг. В США и в СССР росло понимание, что дальнейшая гон ка вооружений становится бессмысленной, что военные расходы подрывают экономику. Улучшение отношений между СССР и Западом получило название разрядка.

Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация отношений СССР с ФРГ. Важным пунктом договора между ними было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ (1970). Во время визита в СССР в мае 1972 г. прези дента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ограни чении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об огра ничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Новый Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) был подпи сан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокращение численности баллистических ракет.

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся заклю чительный этап Совещания по безопасности и сотрудни честву глав 33 европейских стран, США и Канады. Его итогом стал Заключительный акт, в котором были зафиксированы прин ципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

В конце 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Прекра тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях све та в начале 80-х гг. вновь привели к усилению гонки вооруже ний и росту напряженности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состояли причины образования военно-политических бло ков? В чем заключались их задачи?

2. Каковы причины кризисов в 40 - 50-х гг.? Каковы были их по следствия?

3. Каковы причины и последствия крупнейших военных конфлик тов 60 -80-х гг.?

4. Что такое разрядка? В чем ее причины? Какие были достигну ты соглашения?

5. Как изменилось соотношение сил в мире в конце XX - начале XXI в.?

6. Составьте таблицу, отражающую хронологию крупнейших меж дународных конфликтов, которые произошли во второй поло вине XX - начале XXI в.

Летом 2011 года официально стартует процесс постепенного вывода американских сил из Афганистана. К 2014 году члены НАТО планируют завершить передачу ответственности за ситуацию в стране афганским силам безопасности, подготовка которых ведется усиленными тепами при участии региональных и международных структур. Однако обстановка в Исламской Республике Афганистан (ИРА) остается сложной. Межэтнические проблемы по-прежнему не решены, борьба с непримиримой вооруженной оппозицией далека от завершения, колоссальная коррупция, тормозящая экономическое восстановление Афганистана, непобедимая наркомафия, сросшаяся с чиновничьим аппаратом на самом высоком уровне, рост потребления наркотиков внутри самой страны. Все это происходит на фоне малой эффективности международных и региональных структур, в том числе ООН. Когда американцы и натовцы покинут Афганистан окончательно, если покинут вообще, и удастся ли сохранить государственную стабильность после их ухода, остается под вопросом.

Сегодня операция НАТО в Афганистане уже не приковывает к себе столь пристального внимания, как десять лет назад. Во-первых, эта многолетняя война Запада успела хорошенько поднадоесть международному сообществу: политикам, СМИ, обывателям. Во-вторых, все привыкли к плохим новостям о перманентной активности талибов и очередных жертвах в результате военных действий, так что это не вызывает особо острой реакции, если только страны НАТО не переживают очередной электоральный цикл. В-третьих, войска Североатлантического альянса собираются в ближайшем будущем покинуть афганскую землю, что многим дает повод говорить о войне в Афганистане как успешно выполненной миссии, являющей собой пример готовности проводить сложнейшие операции под эгидой альянса далеко за пределами его зоны ответственности. В-четвертых, у Запада появилась свежая, куда более интересная и, заметим, гораздо легче выполнимая задача – свержение полковника Каддафи в Ливии. На фоне тяжелой позиционной войны в Афганистане, требующей больших затрат, операция в Ливии является своего рода легкой прогулкой.

Действительно, в Ливии не надо держать более 132 тысяч человек для поддержания видимости порядка и стабильности и тратить ресурсы на обеспечение 28 так называемых Групп восстановления провинций, разбросанных по всему Афганистану и занимающихся различными социальными и инфраструктурными проектами. Именно в Афганистане, а не в Ливии для того, чтобы решить проблему ресурсного голода, НАТО требуется присутствие 48 стран, не только ведущих держав мира (США, Франции, Германии, Великобритания) но и небольших государств, чей вклад в общее дело создания стабильности и наведения порядка в этой стране ограничивается не более чем десятью военнослужащими или специалистами .

Именно в Афганистане, а не в Ливии США и НАТО потеряли сотни человек убитыми , еще больше погибло мирных афганцев в результате неосторожных или халатных действий Североатлантического альянса .

Однако может сложиться так, что ливийская «легкая воздушная прогулка» через какое-то время также превратится в сложнейшую проблему, которая, возможно и не станет «лакмусовой бумажкой» для будущего НАТО, но может создать дополнительные трудности политического и функционального характера для организации. Ведь война США и ее союзников в Афганистане тоже начиналась с воздушных бомбардировок.

Как все начиналось

Войне в Афганистане предшествовали трагические события – теракты 11 сентября 2001 г., после которых тогдашний президент США, республиканец Джордж Буш-младший, объявил войну международному терроризму в лице «Аль-Каиды» во главе с Усамой бен Ладеном и режиму талибов в Афганистане, территория которого к тому моменту стала основной базой международного терроризма, где под крылом радикального исламского движения «Талибан» нашли свое пристанище радикальные исламистские боевики.

Буш направил американские войска зачищать Афганистан от талибов, заручившись дипломатической поддержкой многих стран мира, среди которых была и Россия. Правовой основой для военных действий США стал пункт 51 Главы VII Устава ООН о праве «на индивидуальную или коллективную самооборону». Перед американцами стояли три главных цели: уничтожить бен Ладена, покончить с «Аль-Каидой» и свергнуть режим талибов.

7 октября 2001 г. президент США санкционировал нанесение воздушных ударов по столице Афганистана Кабулу и ряду других городов. Началась военная операция «Несокрушимая свобода» (“Enduring Freedom”) , в которой самое активное участие принял ближайший союзник США – Великобритания. Если американцы и британцы в основном занимались нанесением воздушных авиаударов по главным городам Афганистана и опорным базам талибов, то в наземной операции важнейшую роль сыграл «Северный альянс» во главе с Ахмадом Шахом Масудом.

В помощь американцам поспешили многие европейские страны, которые в добровольном порядке вошли в «антитеррористическую коалицию». В поддержку США Североатлантический блок впервые в своей истории ввел в действие Статью 5 Вашингтонского договора, а два года спустя альянс принял решение отправиться в Афганистан вслед за своим главным членом и партнером.

Уже к декабрю 2001 г. режим талибов был свергнут, многие тысячи боевиков были выдавлены к границе с Пакистаном и осели в зоне пуштунских племен афгано-пакистанского приграничья.

Под зорким руководством американской администрации и при активном участии НАТО и Организации Объединенных Наций началось строительство «демократического» Афганистана. При этом ООН, как главная международная структура, безусловно, не могла оставаться в стороне от афганской проблемы. Под ее эгидой в начале декабря 2001 г. в Бонне состоялась первая историческая конференция по Афганистану, по итогам которой страна получила временную администрацию во главе с Хамидом Карзаем.

Следующим решением по Афганистану стало создание Международных сил содействия безопасности (МССБ) в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1386 (от 20 декабря 2001 г.). Первый мандат МССБ был сроком на шесть месяцев. Затем он регулярно продлялся. Всего же по Афганистану ООН приняла 12 резолюций .

Стоит заметить, что мандат на пребывание в Афганистане имеют только Международные силы, но не НАТО. Ни одна резолюция Совета Безопасности, относящаяся к Афганистану, не предоставляет альянсу мандат ООН на проведение миссии в Афганистане. Добровольно и самостоятельно возложив на себя командование силами МССБ 11 августа 2003 г., НАТО в лице тогдашнего Генерального секретаря организации лорда Робертсона постфактум уведомила об этом Генерального секретаря ООН Кофи Анана письмом от 2 октября 2003 г. К письму прилагалась Долгосрочная стратегия НАТО в осуществлении ее роли в составе МССБ. При этом Генеральный секретарь НАТО любезно обещал, что будет держать Генерального секретаря ООН «в курсе дальнейших событий в ходе рассмотрения этого вопроса Североатлантическим советом» .

НАТО в Афганистане

Как самостоятельный актор НАТО начинает играть серьезную роль в Афганистане лишь с августа 2003 года, когда альянс добровольно взял на себя функции стратегического командования, контроля и координации деятельности Международных сил содействия безопасности для Афганистана (МССБ).

Это решение стало важнейшим шагом для НАТО. Вовлечение альянса в военную операцию США объясняется целым комплексом причин. Здесь можно назвать и проявление солидарности с Соединенными Штатами в рамках Статьи 5 Вашингтонского договора, и помощь в планировании и практической реализации операции, которую военные структуры НАТО с самого начала боевых действий оказывали членам блока, решившим воевать вместе с США в рамках «коалиции желающих». Огромную роль сыграла необходимость сохранить единство альянса, которое в сентябре 2001 г. оказалось под угрозой в связи с фактическим игнорированием НАТО со стороны тогдашней американской администрации .

Стремление НАТО быть полезной американцам в Афганистане не сразу нашло понимание в Белом доме. Почти два года американская администрация предпочитала «работать» в одиночку, прибегая в основном к помощи ближайшего союзника – Великобритании, а также ряда стран, которые сразу же изъявили желание помочь Вашингтону. Однако после свержения талибов, когда ситуация относительно стабилизировалась и нужда в прямых военных действиях отпала (часть террористов «Аль-Каиды» и талибов была уничтожена, часть оттеснена в горы к границе с Пакистаном), а внимание Белого дома переключилось на Ирак (куда американцы вторглись в марте 2003 г.), наступил «звездный час» альянса.

Задача НАТО на первом этапе заключалась в обеспечении локальной безопасности в относительно спокойных регионах Афганистана и постепенном расширении зоны безопасности на территорию всей страны, на втором – в обеспечении условий для восстановления ИРА. Все это должно было происходить при сохранении доминирующей политической роли и военного контроля со стороны Соединенных Штатов.

Фактически за НАТО закреплялась обслуживающая роль по расчистке политических, экономических и гуманитарных «завалов», оставленных американцами после военных действий. Альянсу предназначалось стать своеобразным кризисным менеджером , возглавляющим международные усилия по гуманитарному и социально-экономическому восстановлению Афганистана.

Нельзя сказать, что американская трактовка роли НАТО в Афганистане не устраивала организацию. Альянс был доволен ситуацией, когда Международные силы содействия безопасности не участвуют в прямых военных столкновениях, занимаясь больше вопросами патрулирования и соблюдения безопасности в афганских провинциях, а также различными инфраструктурными проектами.

Между тем постепенно становилось очевидным, что американцы поспешили праздновать победу над «Талибаном», который за 2003–2005 гг. сумел восстановить свои силы, и начался новый этап афганской кампании с активным внедрением повстанческой войны и подрывной деятельности против сил НАТО. Североатлантический блок столкнулся с целым комплексом проблем военного и гражданского характера, которые привели к тому, что «Афганистан стал испытанием для всего альянса» . НАТО становилось все труднее и труднее выполнять задачи по обеспечению безопасности даже на локальном уровне. Серьезные проблемы возникли в сфере управления страной и развитии Афганистана. Взяв на себя ответственность за миротворческую операцию, НАТО переоценила свои потенциал и ресурсы как кризисного менеджера. Организация столкнулась с серьезными репутационными вызовами, связанными, в первую очередь, с негативными последствиями ошибочных действий американцев, приводивших к гибели все большего числа мирных граждан. Возникли проблемы внутреннего характера, связанные с трудностями во взаимоотношениях европейских стран с администрацией Буша, которой было свойственно игнорировать интересы Европы в целом и альянса в частности.

Афганистан показал, что к партизанской диверсионно-подрывной войне НАТО оказалась не готовой. С каждым годом общества европейских стран все меньше понимали, почему европейцы должны гибнуть в Афганистане за призрачную идею демократизации этой страны. «Маленькая победоносная война», инициированная Джорджем Бушем, превратилась для США и НАТО в затяжную позиционную войну с повстанцами. Бен Ладена поймать не удавалось, «Аль-Каида» по-прежнему функционировала и время от времени напоминала о себе страшными терактами или сообщениями о предстоящих терактах, режим талибов был хоть и свергнут, но не разбит. Не удивительно, что Афганистан стал головной болью для натовских военных и чиновников.

В дополнение к трудно решаемым афганским проблемам появилась новая – забурливший Пакистан.

Стратегия Обамы для Аф-Пака

Смена президентской команды в США привела к изменению подхода не только к Афганистану, но ко всему региону Среднего Востока в целом.

Во-первых, для достижения главной цели США – уничтожения «Аль-Каиды» – было принято решение объединить подходы к Афганистану и Пакистану в одну региональную стратегию. Объединенный регион получил название Аф-Пак (или Пак-Аф). Президент Обама усилил внимание к Пакистану, который наряду с Афганистаном стал вторым адресатом новой стратегии США. Впервые администрация США публично констатировала глубокую взаимозависимость проблемы повстанческого движения в Афганистане и деятельности экстремистов в восточных районах Пакистана. Руководство США четко обозначило, что отныне «больше не предусматривается наличие двух отдельных линий в отношении Афганистана и Пакистана». Одним из конкретных инструментов сотрудничества между Пакистаном и Афганистаном должны были стать регулярные встречи их президентов на высшем уровне под эгидой США для обмена информацией и координации действий в борьбе против талибов и «Аль-Каиды» .

Во-вторых, изменилась официальная позиция американского руководства по поводу переговоров с талибами (возможность таких переговоров предыдущая администрация вовсе отрицала). Фактически была предложена политическая амнистия так называемым умеренным талибам, которые не являлись идеологическими приверженцами «Аль-Каиды» и были готовы сложить оружие, признать кабульское правительство Карзая и конституцию и вернуться к мирной жизни.

В-третьих, планировалось значительное увеличение численности американского контингента в Афганистане .

В-четвертых, был сделан упор на экономику. Хотя Афганистан нельзя назвать богатой страной , но у этого государства есть определенный экономический потенциал, связанный прежде всего с разработкой полезных ископаемых, гидроэнергетикой, строительством транзитных коммуникаций, производством некоторых видов сельскохозяйственных культур. В этой связи администрация Обамы запланировала потратить в 2010 г. около 4,4 млрд. долларов на создание в Афганистане и на севере Пакистана социально-экономической инфраструктуры, что должно было способствовать вовлечению афганцев в мирную жизнь и сузить базу людских ресурсов для «Аль-Каиды».

Дальнейшее оформление эта стратегия получила на юбилейном саммите НАТО в Келе/Страсбурге в начале апреля 2009 г . Во-первых, была поддержана объявленная администрацией США политическая амнистия умеренным талибам. Во-вторых, была создана Тренировочная миссия НАТО (NATO Training Mission in Afghanistan), задача которой – подготовка афганских военных и полицейских. Это означало, что альянс делает ставку на подготовку собственных афганских сил безопасности, которые в перспективе должны будут полностью взять на себя ответственность за ситуацию в стране, т.е. предусматривалась постепенная «афганизация» безопасности, сроки которой оставались неопределенными. Скорректировать параметры «афганизации» безопасности заставили события лета – начала осени 2010 г., когда Афганистан захлестнула волна террора со стороны талибов, приуроченная к президентским выборам 20 августа. Только в день голосования было совершено 139 террористических актов по всей стране. В августе-сентябре потери МССБ составили более 140 человек. Ситуация обострилась до такой степени, что Обама распорядился временно приостановить отправку дополнительных контингентов в Афганистан . В связи со значительными потерями, понесенными за эти два месяца союзниками США, в Европе резко выросло число недовольных пребыванием в Афганистане национальных контингентов. Позиция ведущих стран НАТО и участников МССБ – Франции, Германии, Италии и даже Великобритании – меняется: вместо увеличения военного контингента речь идет о необходимости обозначить сроки начала вывода сил НАТО из Афганистана, а также сосредоточиться на подготовке афганских военных и полицейских, для чего следует в Афганистан направлять не солдат, а специалистов-инструкторов.

В этих условиях американцам не осталось ничего иного, как принять позицию европейских стран, стремящихся как можно быстрее определиться со сроками ухода из Афганистана. Поэтому уже 23 октября 2009 г. на заседании министров обороны НАТО принимается Стратегическая концепция по передаче ответственности за ситуацию в Афганистане афганским силам безопасности (The Strategic Concept for Transition to Afghan Lead). Причем первые шаги в этом направлении планировалось сделать уже во второй половине 2010 г.

2010 г. наглядно продемонстрировал гибкость американской политики на афганском направлении, которую можно охарактеризовать как политику кнута и пряника. С одной стороны, администрация Обамы поддержала программу национального примирения, получившую одобрение на международной конференции по Афганистану в Лондоне (январь), а затем в Кабуле (июнь), а также одобренную Всеафганской Джиргой мира (июнь), высказавшейся за «правительственно-оппозиционную модель дальнейшего развития афганского общества». Фактически руководству Афганистана в лице Х. Карзая был дан «зеленый свет» на установление контактов с главными лицами вооруженной оппозиции и движения «Талибан», информация о переговорах с которыми неоднократно просачивалась в СМИ. С другой стороны, американцы продолжили оказывать военное давление на талибов и «Аль-Каиду» в рамках антиталибских операций («Моштарак», февраль-март 2010 г., провинция Гельманд, и «Шефаф», март-апрель 2010 г., северные провинции Афганистана) и провели успешную спецоперацию по ликвидации лидера международного терроризма Усамы бен Ладена.

Основным приоритетом внутри Афганистана для МССБ и США остаются подготовка и обучение афганской армии, полиции и сил безопасности для скорейшей передачи им ответственности за ситуацию в стране. И здесь уже обозначены конкретные сроки – процесс начнется летом 2011 г. и должен завершиться к 2014 г. Однако будет ли это концом войны?

Миссия ООН

28 марта 2002 г. резолюцией 1401 была учреждена Миссия по содействию Афганистану со штаб-квартирой в Кабуле (UNAMA). Основными задачами Миссии являются мониторинг ситуации с правами человека, гендерные вопросы, гуманитарное содействие развитию Афганистана. Миссия имеет восемь региональных представительств.

Главная функция представителей Миссии – мониторинг ситуации, а также координация реализации различных программ и специализированных агентств ООН. На основе тщательного мониторинга подготавливаются ежегодные регулярные оценочные доклады Генерального секретаря по ситуации в Афганистане.

Не менее ценную информацию содержат доклады специализированных агентств ООН. В случае Афганистана особую ценность представляет статистка Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), которое выпускает отчеты, касающиеся производства и распространения наркотиков в стране, проводит опросы крестьян, работает с данными аэрофотосъемки, собирает информацию о работе МВД. Отчеты этой структуры – основный источник статистики, используемой исследователями афганского наркотрафика.

Еще одно направление работы Миссии ООН в Афганистане – координация продовольственных и сельскохозяйственных программ, мониторинг импорта и экспорта продукции. Очередной крупный проект ООН, стартовавший в апреле 2010 г., предусматривает продовольственную поддержку 7,3 млн афганцев. Программы ООН направлены не только на обеспечение продуктам извне, но и на эффективное распределение продовольствия внутри региона. Среди них – массовая закупка зерна у афганских крестьян для нужд продуктового обеспечения их соотечественников.

Не менее сложное направление работы – помощь афганским беженцам. В данном случае работа идет по линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Оказывается помощь беженцам, которые возвращаются в страну из Ирана, Пакистана. Зимой 2010 – 2011 гг. Управление начало реализацию программы оказания помощи в преддверии холодов семьям беженцев в провинции Кабул. По данным Управления, за последнее время в страну вернулось 8 млн. граждан Афганистана, которые находятся в сложном социально-экономическом положении. Было организовано строительство 200 тыс. жилых домов в Афганистане для беженцев и внутренне перемещенных лиц, возвращающихся на родину, начиная с 2002 г. Долговременная программа ООН ведется в сотрудничестве с местными департаментами по вопросам беженцев и репатриации. С тех пор, как в 2002 г. добровольная репатриация приобрела широкие масштабы, программа обеспечения жильем помогла 14 млн. бывших эмигрантов обрести новый дом на родине. Данное число составляет более 25 процентов от общей численности беженцев, вернувшихся в Афганистан.

Несмотря на пользу, которую Миссия ООН приносит своей деятельностью простым афганцам, работа ее сотрудников сопряжена с большой опасностью для жизни. Степень опасности определяется отношением местного населения к представителям международного сообщества, что во многом зависит от политического контекста и крайней возбудимости мусульманского населения Афганистана к любым информационным поводам, связанным с исламом и попыткой его дискредитации. Так, в феврале 2011 г. вследствие провокационного поведения американского пастора Джонса из Флориды, обещавшего публично сжечь Коран, в Афганистане и в других странах мусульманского мира прошли стихийные протесты. Мирная демонстрация в Мазари-Шарифе вышла из-под контроля, гнев митингующих был обращен на представительство Миссии в этом городе, в результате чего 12 сотрудников миссии были убиты, при этом двое – обезглавлены. Подобные нападения (возможно, не столь кровавые) происходят достаточно регулярно.

НАТО

После свержения талибов возникла необходимость регулировать процесс обеспечения безопасности на локальном уровне и восстановления страны. Поэтому Североатлантический блок на протяжении первых пяти лет присутствия в Афганистане занимался в основном расширением своей зоны ответственности на всю территорию этой страны, обеспечением безопасности в рамках проведения первых парламентских и президентских выборов, а также развитием инфраструктурных социально-экономических проектов.

С этой целью альянс разработал общеполитическую стратегию в отношении Афганистана, в основу которой была положена триада: безопасность, управление и развитие . Однако время показало, что натовская стратегия в отношении Афганистана не может быть реализована полностью, потому что два из трех ее компонентов (управление и развитие) имеют гражданский характер и для их реализации альянс не располагает достаточными опытом и навыками. Только одна из трех составляющих – безопасность – соответствует компетенции НАТО, причем ее обеспечение со стороны МССБ под эгидой альянса вызывает много вопросов и нареканий. Что касается строительства гражданских институтов и социально-экономического развития страны, они должны проводиться в жизнь не НАТО, а международными структурами, а задача альянса – обеспечивать соответствующие условия безопасности для их реализации. Афганистан показал, что НАТО ни по своему характеру, ни по функциональной, профессиональной и идеологической готовности не в состоянии заниматься комплексным постмиротворчеством .

Любопытно, что по мере осложнения ситуации в Афганистане, постепенно осознавая ограниченность своего потенциала в плане социально-экономического восстановления и демократического развития этой страны, сначала Соединенные Штаты, затем НАТО стали все активнее ставить вопрос о глобализации афганской кампании, привлечении других региональных игроков к решению афганской проблемы .

Сегодня главной своей задачей в Афганистане НАТО видит подготовку афганских полицейских и солдат. С этой целью была создана специальная Тренировочная миссия НАТО , в рамках которой МССБ занимаются подготовкой афганских кадров. Реализация этой задачи необходима альянсу для того, чтобы начать постепенный вывод своих сил из страны.

Деятельность Европейского союза как организации в Афганистане в основном ограничивается финансовым и отчасти политическим участием.

Первая финансовая помощь Кабулу со стороны ЕС относится еще к 1980-м годам. Тогда европейские страны активно спонсировали Афганистан через свой офис в Пешаваре (Пакистан). После вывода советских войск офис ЕС был открыт в Кабуле . Сегодня ЕС имеет в Афганистане своего Специального представителя. C 2002 по 2010 гг. финансовая помощь Евросоюза составила порядка 8 млрд. евро. В 2011–2013 гг. на программы развития Афганистана планируется выделение 600 млн. евро . При этом ключевой проблемой остается эффективность использования этих средств и коррупция в среде афганских чиновников и западных подрядчиков.

Политическое значение ЕС в жизни Афганистана сводится к участию в строительстве афганской демократии, в том числе через легитимизацию афганских президентских и парламентских выборов. В 2004 г. Европейская комиссия выделила 22,5 млн. евро на президентские выборы в Афганистане. «Европейский союз рассматривает выборы, президентские и парламентские, безусловно, как один из главных инструментов укрепления развивающихся государственных и гражданских институтов страны. В контексте заявлений о постепенном сворачивании военной активности в Афганистане и передачи функций обеспечения порядка и безопасности местным властям значение проведения выборов в целом переоценить очень сложно» .