Конкурс методической работы в клубном учреждении. Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Организация гостевой зоны клубного учреждения

Дом культуры -

1) тип клубного учреждения;

2) обобщение название различных видов государственных, профсоюзных и ведомственных клубных учреждений (Районный Дом культуры, Дом культуры строителей, сельский профсоюзный Дом культуры и т.п.)

Прежде всего, в провинции, где у клубных учреждений меньше конкурентов в лице театров, библиотек, музеев, дома культуры и клубы по сей день, остаются центрами самой массовой, общедоступной, демократичной досуговой деятельности, позволяющей людям реализовать свои интересы и увлечения, свои творческие потенции, приобщаться к культуре. И очень важно не отнять эту возможность, не растерять традиций, не обесценить их.

Содержание работы методического центра

Методический центр является составной частью системы методических центров, осуществляющих методическое обеспечение культурно-досуговой деятельностью. Основными задачами методических отделов (кабинетов) являются:

    внедрение в практику культурно-досуговых учреждений новых форм и методов работы;

    изучение, обобщение и распространение передового опыта

    Участие в подготовке и повышение квалификации работников учреждений культуры, руководителей коллективов и кружков самодеятельного творчества

    обеспечение клубных учреждений методическими материалами, сценариями и репертуарными сборниками

    оказание методической помощи на местах

Главной целью работы методического центра является улучшение культурно-досуговой деятельности в районе путем совершенствования форм и методов работы культурно-досуговых учреждений.

Успешная деятельность методического центра определена многими факторами. В их числе - квалифицированные кадры методических работников, наличие материально-технической базы.

Каждый методист отвечает за конкретный направление работы (вопросы методики культурно-досуговой деятельности клубов, методическим обеспечением самодеятельного творчества и любительских объединений, клубов по интересам; осуществлением методической помощи клубам в работе с детьми и подростками). Специалисты методического центра обязаны обеспечить высокий уровень деятельности культурно-досуговых учреждений по закрепленным направлениям работы.

Работники методического центра готовят и проводят семинары, организуют печать материалов в средствах массовой информации, проводят консультации, контролируют исполнение методических и директивных документов, поддерживают деловые контакты с общественными организациями, курируют работу клубных учреждений, готовят методические материалы, выполняют другие виды работ.

Методические органы в районе являются центром сосредоточения методического, сценарного плана, поэтому особо важное значение имеет комплектование кабинетов соответствующими изданиями. Издательства выпускают достаточно большое количество учебной, научной и репертуарной литературы по культурно-досуговой деятельности, режиссуре массовых мероприятий, проведению праздников и обрядов, организации работы клубов и любительских объединений. Важным источником комплектования методических центров являются журналы « Культурно-просветительская работа», «Встреча», «Клуб», «Народное творчество», «В помощь художественной самодеятельности».

Методический центр должен комплектоваться: аудио-видео-записями, фотографиями. А также: слайдами, плакатами, афишами, пригласительными билетами.

В методическом центре следует собирать материалы, поступающие из культурно-досуговых учреждений. Это могут быть отчеты о проведенных мероприятиях, сценарии праздников, репертуаров коллективов художественной самодеятельности и т.д.

Методическом центре используют в своей работе определенные виды документальных материалов. Все материалы и документы распределяются по конкретным разделам и направлениям деятельности методкабинетов и учреждениям культуры.

В методическом центре Районного Дома культуры могут быть представлены: постановления правительства, приказы, распоряжения, постановления Министерства культуры РФ, решения местных органов, общественных организаций, документы научно-методических центров. Эти документы следует собирать в специальные папки и выделить раздел, который может быть назван « Директивные документы, инструктивно-методические материалы».

Полезны для работы и планы работы клубов, Домов культуры, театров малых форм, материалы о деятельности центров досуга, молодежных центров, сведения о шефской работе, отчеты культурно-досуговых учреждений. Эти документы дают возможность осуществлять контроль за исполнением намеченного методическим центром. Они могут быть представлены в разделе «Организационно-методическая работа».

Важным среди прочих материалов является раздел «Специалисты, сеть и материальная база учреждений культуры ». Здесь сосредоточенны данные о работниках культуры, руководителях коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам.

Раздел «Организации досуга » содержит материалы о работе коллективов художественной самодеятельности, о технических и прикладных видах народного творчества, создании и работе любительских объединений и клубов по интересам, об организации культурно-досуговых мероприятий, семейного отдыха, деятельности центров досуга и др..

Целесообразно в методическом центре собирать материалы по конкретным формам работы: о праздниках, обрядах, театральных представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках, смотрах, дискотеках, вечерах отдыха и т.д. Один из работников методического центра назначается ответственным за сохранность фонда. Все поступающие в методкабинет материалы регистрируются в специальном журнале.

Целесообразно создать систему каталогов и картотек по специальным разделам.

Важное значение в работе методического центра имеет материально-техническая база. Определенные требования к оборудованию, оснащению и оформлению методкабинета вытекают из его многофункциональной деятельности. В зале клубной работы сосредоточен основной фонд материалов и документов

В зале народного творчества устанавливается пианино или рояль, имеются народные инструменты, сосредотачиваются материалы о работе коллективах художественной самодеятельности, нотная литература. Желательно зал оборудовать звукоизоляцией.

В зале технических и аудиовизуальных средств клубные работники должны создать условия для перезаписей фонограмм, просмотров слайдов, видеокассет, прослушивание музыкальных дисков и аудиокассет.

Лекционно-демонстративный зал служит для провидения семинаров, «круглых столов», выступлений коллективов художественной самодеятельности.

Библиотека методического центра может действовать как специализированная передвижная, и как пункт выдачи книг, и как филиал ЦБ. Библиотека комплектуется литературой по вопросам культурно-досуговой деятельности, художественной самодеятельности, нотной литературой, музыкальными и литературными записями.

Методические центры должны быть своеобразно оформлены. Прежде всего, необходимо оформит карту района, на которую наносятся населенные пункты, культурно-досуговые учреждения с указанием их ведомственной принадлежности, памятники истории и культуры.

Обязательной принадлежностью методкабинета является стенд, раскрывающий структуру методической работы.

На стенде могут быть представлены должностные инструкции работников методического центра, Районного организационно-методического центра, сельских Дома культуры и клубов, планы работы, графики консультаций, семинаров, приказы и распоряжения отдела культуры, план работы методкабинета.

Наряду с указанными стендами методический центр может оформить материалы в помощь организаторам досуговой деятельности.

Успех деятельности методического центра определяют не только хорошая материально-техническая база, оборудования, оснащение и оформление, но и наличие передовых форм работы, актуальность, творческая смекалка, инициативность методистов. Многое обусловлено и тем, в какой мере работники методического центра владеют передовой методикой и внедряют ее в практику. Там, где этому уделяют должное внимание, УК пользуются популярностью.

Основными направлениями деятельности методического центра являются:

    координация работы клубных учреждений района по вопросам традиционной культуры и любительского творчества;

    методическое обеспечение мероприятий по сбережению, пропаганде и популяризации нематериального культурного наследия в районе;

    организация и проведение праздников, конкурсов, выставок, других культурных мероприятий;

    информационное обеспечение клубных учреждений района;

    обеспечение аналитических, социологических исследований, организация учёбы специалистов учреждений культуры района.

В каждом административном центре района имеется районный дом культуры независимо от наличия в этом центре городских и других клубных учреждений. Районный дом культуры подчинен непосред­ственно отделу культуры администрации района и организует разнооб­разную культурно-досуговую деятельность среди населения районного центра и населенных пунктов, расположенных на территории района.

Районный дом культуры является центром методического обеспе­чения культурно-досуговой деятельности сельских домов культуры и клубов района. Районный дом культуры, кроме того, осуществляет ме­тодическую работу и в других учреждениях культуры, не относящихся к Министерству культуры РФ.

Своеобразной методической лабораторией районного дома культу­ры является методический кабинет. Он обеспечивает внедрение в прак­тику деятельности клубных учреждений прогрессивных форм и методов работы. На его базе идет процесс изучения, обобщения и распростра­нения положительного опыта. Методический кабинет совместно с отде­лом культуры обеспечивает повышение квалификации клубных работ­ников, руководителей коллективов художественного и технического творчества. Методкабинет направляет в клубные учреждения методи­ческие разработки, в том числе: сценарные материалы, репертуарные сборники; оказывает практическую помощь в постановке культурно-досуговых программ.

Методический кабинет районного дома культуры имеет штатных работников, в числе которых два методиста и один инструктор. Кроме того, в штате РДК имеются должности художественного руководителя и директора.

Дом культуры -1)тип клубного учреждения;2) обобщение название различных видов государственных, профсоюзных и ведомственных клубных учреждений (Районный Дом культуры, Дом культуры строителей, сельский профсоюзный Дом культуры и т.п.)

Современные приоритеты в деятельности учреждений культуры не могут определяться без учета экономических, политических, социальных особенностей в стране и регионе. Культурная политика рассматривается нами как правовое и методическое обеспечение, подготовка творческих кадров, финансирование инфраструктуры в регионах, сохранение культурного наследия, поддержка творчества и т.д. Культурная политика начинается с четкого определения приоритетных направлений, в которых более всего нуждается государство и потому берется их поддерживать. Однако так получается не везде и не всегда

В клубных учреждениях сформировалась уникальная школа художественного образования детей и взрослых; государство создало и содержало систему учебных заведений по подготовке квалифицированных специалистов для клубов; в клубной практике было сделано немало открытий.

Прежде всего, в провинции, где у клубных учреждений меньше конкурентов в лице театров, библиотек, музеев, дома культуры и клубы по

сей день, остаются центрами самой массовой, общедоступной, демократичной досуговой деятельности, позволяющей людям реализовать свои интересы и увлечения, свои творческие потенции, приобщаться к культуре. И очень важно не отнять эту возможность, не растерять традиций, не обесценить их.

Сокращение клубной сети, как в городах, так и на селе, имеет много причин. Итак, мы можем сформулировать некоторые экономические и административные причины неблагоприятных обстоятельств развития культурно-досуговой деятельности сельских клубов в условиях рынка:

    Недостаточное финансирование клубных учреждений культуры федеральными и региональными органами гос. управления

    Отсутствие необходимой правовой поддержки сельских клубных учреждений

    Ухудшение материально-технической базы

    Неоправданная коммерциализация

    Сокращение сети клубных учреждений культуры

    Низкий количественный и квалификационный уровень обеспеченности кадрами, неудовлетворительная социальная защищенность работников клубных

Чтобы стать центром духовной, культурной жизни села, работа клубного учреждения должна подвергнуться существенной корректировке:

Организационно-управленческая деятельность работников сельских учреждений культуры обусловлена:

    на создание программ возрождения, развития и сохранения народной культуры

    оптимизацию взаимодействия инициативных групп с другими организациями

    разработку и внедрение графика-маршрута, и зоны обслуживания передвижными клубными учреждениями населения малых деревень, хуторских хозяйств, отдаленных производственных участков

Научно-методическая деятельность районного координационно-методического центра должна включать следующие направления:

    паспортизацию сельских поселений

    выявление и оказание информационно-методической поддержки общественно активным группам

    разработку научно-методических проектов

    помощь в организации кружков и коллективов

    поисковую, экспедиционную работу по выявлению историко-культурного своеобразия сельского поселения

    возрождение старинных обрядов и обычаев, внедрение в практику народных праздников, фольклорных фестивалей, выставок прикладного творчества и ремесел

    повышение квалификации работников культуры в ходе семинаров, практикумов, творческих лабораторий, школ передового опыта, курсов повышения квалификации.

Сельский Дом культуры с. Эйлиг-Хем введен в эксплуатацию 1987 году и расположен в с. Эйлиг-хем по улице Найырал 3. При сельском Доме культуры работают 5 специалиста, из них 2 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре.

Число жителей села Эйлиг-Хем 627 человек из них молодежь в возрасте от 15 до 24 лет 150 человек, т. е от общего числа населения численность молодежи составляет 23,9%.

Основными направлениями в работе с молодежью являлись мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы-смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха. Например, дискотеки с игровой программой «А, знаешь ли ты кто?», «Чистота - залог здоровья», «Круто ты попал!», «Лучшие танцоры вечера». Ежегодно в Доме культуры совместно с отделом молодежи проводится КВН среди молодежных команд. В этом году он прошел под названием «Мы молодые». Идеей было выявление и развитие способностей и талантов молодежи, общение и взаимоотношение молодежи в процессе творческой деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности сельского Дома культуры Улуг-Хемского кожууна в 2012 году являются:

  • 1. Модернизация материально-технической базы сельского Дома культуры с. Эйлиг-Хем. Так как клуб в сельской местности должен быть местной интеллектуальной базой, центром досуга, технически оснащенный современными компьютерно-электронными средствами. Ибо только хорошо технически оборудованный клуб может быть центром культуры;
  • 2. Модернизация досуга молодежи;
  • 3. Повышение квалификации специалистов сельского Дома культуры, руководителей любительских коллективов. В кожууне 19 специалиста сельских клубов имеют только среднее специальное образование, 9 специалистов - среднее специальное не по культуре, что составляет 52%, поэтому проблема специалистов, способных решать сложные задачи культурно-досуговых учреждений в новых условиях, а значит и проблема повышения квалификации этих специалистов - одна из главных. Решается она согласно плана повышения квалификации специалистов сельских культурно-досуговых учреждений;
  • 4. Активное участие в разработке Грантов Председателя Правительства РТ, социально-творческих заказов, ФЦП.

В настоящее время заметно повысилось требование населения, особенно молодежи в проведении качественных и содержательных мероприятий. Действительно, захочет ли человек провести свой досуг в технически не оснащенном центре культуры, если в других заведениях в этом плане намного лучше? Пойдет ли он на дискотеку в клуб с плохим качеством звука и без соответствующих световых эффектов, тогда как в г. Кызыле, например, качественных мест отдыха много? Этот вопрос ныне стоит перед культработниками села во всей остроте. Дело не только в том, что клуб может потерять свой авторитет в глазах людей. При слабой оснащенности техническими средствами клуб перестанет быть именно центром культуры, местом отдыха.

Намереваясь шагать в ногу со временем нужно твердо уяснить, что нормальное функционирование любого, даже небольшого клуба и в городе и на селе немыслимо сегодня без применения новых технологий, без умелого руководства. Нет такой сферы культурной работы, где не чувствовалась бы насущная необходимость в технических работников. Разве обойтись без технических помощников, которые каждое мероприятие могут сделать эмоциональнее, красочнее, доходчивее? Да и по развитию платных услуг, предоставленных клубом населению, тоже не решить без хорошей материально-технической базы.

Осознавая большую роль новых технологий мы в нашем Доме культуры пытаемся работать на постоянное улучшение материально-технической базы, с учетом современных требований, что несомненно отражается на уровень проводимых мероприятий. По сравнению с 2000 годом резко возросло число клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий, финансовых поступлений от разных видов уставных услуг.

На средства, вырученные от проведения уставных платных услуг, а также не в малой степени от спонсорских поступлений закуплены несколько комплектов компьютерной, оргтехники, средства связи. Приобретен и успешно используется в работе видеопроектор «SANYO», применение которого заметно улучшило качество и уровень проводимых мероприятий.

Стало возможным проведение красочных шоу-видео-дискотек для молодежи с одновременной проекцией видеоклипов, что как мы считаем, значительно повышает уровень дискотек на качественно новый уровень. Новым при проведении мероприятий явилась трансляция мероприятий на экран, показ слайдов, видеороликов, титров.

Новые технологии активно внедряются в кружки, работающие на самоокупаемости, в клубы по интересам и любительские объединения. В Доме культуры функционируют 13 формирований, где занимаются 125 человек, из них для молодежи от 15 до 24 лет 5 формирований, где занимаются 80 человек.

С 2011 года в нашем Доме культуры работают 2 платных самоокупаемых кружка и студия видеозаписи, где занимаются молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, всего 50 человек.

Это компьютерный кружок «Мой компьютерный мир» (рук. Монгуш А.А.), Целью данного кружка является обучение основным навыкам работы на персональном компьютере. В программу обучения входят ознакомление с устройством компьютера и периферийных устройств, работа с графикой, текстом, всемирная сеть Интернет.

От поступлений взносов за обучение в кружке приобретаем все расходные материалы: картриджи для принтеров, бумагу, заправку для ксерокса, пленку для ламинирования и т. д.

Кружок будущих видео-операторов. Занятие проводится еженедельно. Преподается теория, основные способы съемки, умения пользования светом, микрофоном. Благодаря кружковцам все мероприятия записываются с помощью видеокамеры на кассету и хранятся в отдельном фонде. Работает студия звукозаписи. На базе центра работает своя студия звукозаписи с возможностью компьютерного премастеринга и изготовления лазерных компакт-дисков, где увлечены делом 10 чел. (в возрасте от 14 до 24 лет).

В будущем планируется открыть при доме культуре клуб любителей кино, который соберет, надеемся молодежь единомышленников любителей кино. Уровень и количество сельских досуговых мероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемость молодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, они больше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют.

Таким образом, проблема удовлетворенности молодежи своим досугом является актуальной на сегодняшний день. В этой проблеме есть как объективное, так и субъективное содержание. С одной стороны, пассивность молодых людей, установка на потребительство, с другой - ограничения финансового характера. Дом культуры, например, выходом из данной ситуации, как ограничение финансового характера, считает проведение платных услуг, дискотек, кружков, аренды помещения и аппаратуры. Внедрение в Доме культуры платных, интересных кружков для молодежи, населения. Мы считаем, что тогда механизм самоокупаемости и самообеспечения сработает.

И так на сегодня выявлены 8 важнейших факторов привлечения населения, молодежь в сельский Дом культуры и развития клубного учреждения: заинтересованность в своей работе и творческий уровень руководителя, специалистов работающих в данном Доме культуры, хорошо продуманная тактика работы, активное внедрение уставных платных услуг по запросам населения, постоянное улучшение материально-технической базы, активное внедрение новых технологий в работе, Интернет, средства связи и постоянное улучшение эстетики, дизайна наружного фасада здания, благоустройству его территории: озеленению, освещение и т. д.

В целях активизации последовательной работы учреждений социокультурной сферы по профилактике социально-опасных заболеваний, приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни совместно с Управлением образования администрации Улуг-Хемского кожууна проводился цикл профилактических программ таких как «Нет туберкулезу!», «Мы за ЗОЖ», «Полоса жизни», по профилактике правонарушений, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.

Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях.

Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном, личностном уровне.

Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Досуг - это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем. При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее…

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Культурно-досуговым учреждениям важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

  • - постоянное улучшение материально-технической базы культурно-досуговых учреждений;
  • - повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора;
  • - создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали различные слои населения;
  • - создание банка идей и центра молодых инициатив, учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста;
  • - создание и организация новых клубов по интересам, гостиных и любительских объединений;
  • - участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности;
  • - создание на базе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.

На основании вышеизложенному в качестве предложения мы разработали проект муниципальной целевой программы по организации досуга молодежи.

Надеемся, что практическая значимость данной работы в дальнейшем будет связана с возможностью ее использования специалистами культурно-досуговых учреждений, а также педагогами организаторами в образовательных учреждениях в качестве методических рекомендаций по организации молодежного.

Заключение

В ходе исследования нами изучено современное состояние деятельности учреждений культуры по организации досуга молодежи села, как особой категории населения. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждения культуры, методов ее осуществления и поиска, новых досуговых технологий. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. досуг молодежь социокультурный

Оптимальное использование социально-культурного потенциала молодежи достигается при помощи использования социально-культурных технологий, а именно разработкой и внедрением социокультурных проектов и программ. С этой целью нами разработан проект поселенческой целевой программы «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 гг.», который утвержден Главой администрации и заложены средства на реализацию программы в бюджет Улуг-Хемского кожууна на 2013 год.

Надеемся, что наша целевая программа будет реализован успешно, так как она практически значима.

Культурно-досуговая деятельность

в условиях модернизации клубных учреждений

Анализ показывает, что процесс модернизации КДУ вызвал к жизни востребованные населением позитивные изменения в социокультурной сфере. И примеров тому – уже немало.

Так, в Атнарском центральном сельском Доме культуры Красночетай­ского района, руководимом Геннадием Шуськиным, в рамках модернизации выполнен большой объем работы: произведен капитальный ремонт здания и помещений, обнов­лено оборудование, облагорожена прилегающая территория.

Несомненно, большая роль в культурно-досуговой работе принадлежит действующим в этом сельском Доме культуры 12 клубным формированиям. В них участвуют 165 человек. Творческих коллективов из общего числа – 9, в них участвуют 123 человека.

В 2010 году этим сельским Домом культуры проведено 370 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – 60. Из общего числа на платной основе проведено 88 культурно-досуговых мероприятий, их посетили 2600 человек.

То же можно сказать и о работе Чуманкасинского сель­ского Дома куль­туры Моргаушского района. Еще в начале года состоялось орга­низационно-методическое посещение этого сельского Дома культуры специа­листами Мин­культуры республики и Дома народного творчества. Ими был сделан вывод о том, что работники Дома культуры во главе с директором Светланой Беловой в тесном сотрудничестве с руководством поселения и рай­она выполнили большой объем работ по капитальному ремонту здания и внут­ренней отделке помещений.

Культурно-досуговую деятельность Дома культуры обеспечивают 2 твор­ческих работника. Один из них имеет высшее, другой – среднее профессио­нальное образование. В 2010 году в Чуманкасинском сельском Доме культуры проведено 75 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – 28. На платной основе проведено 21 культурно-досуговое мероприятие, их по­сетили 257 человек. Для детей проведено три платных мероприятия, которые посетили 74 чел.


В работе КДУ, конечно же, большая роль принадлежит дейст­вующим в Чуманкасинском сельском Доме культуры 15 клубным формирова­ниям. В них участвуют 126 человек. В учреждении действуют 4 клубных фор­мирования для детей до 14 лет. Творческих коллективов из общего числа – 7, в них участвуют 67 человек.

Заметные позитивные перемены произошли и в работе Большешигаев­ского центрального сельского Дома культуры Большешигаев­ского сельского поселения Мариинско-Посадского района. Здесь также выполнена объемная работа по ка­питальному ремонту здания Дома культуры и отделке его помеще­ний.

В настоящее время в сельском Доме культуры – 12 клубных формиро­ваний. В их деятельности участвуют 165 человек. В учреждении действуют 7 клубных формирований для детей до 14 лет. Творческих коллективов из об­щего числа – 9, в них участвуют 85 человек.

Культурно-досуговую деятельность Дома культуры обеспечивают 5 твор­ческих работников. Один из них имеет высшее образование , остальные про­фессионального образования не имеют. В 2010 году здесь проведено 213 куль­турно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – проведен­ное специалистами КДУ платное мероприятие посетили 5 тыс. человек.

Примером позитивного развития служит и Чувашско-Сорминский куль­турно-досуговый центр Аликовского района. В истекшем году здесь подготов­лено и проведено 175 культурно-досуговых мероприятий. Однако в данном клубном учреждении предстоит целенаправленно внедрять в практику прове­дение мероприятий на платной основе.

Лишь положительно характеризуется населением также работа Куль­турно-спортивного комплекса Опытного сельского поселения Цивильского района, Большешемердянского сельского Дома культуры Большешемердян­ского сельского поселения Ядринского района и двух культурно-досуговых уч­реждений Янтиковского района: Новобуяновского сельского Дома куль­туры Новобуяновского сельского поселения и Муниципального учреждения куль­туры «Янтиковский районный культурно-досуговый центр ».

Особую актуальность в ходе модернизации и создания в сельских посе­лениях базовых клубных учреждений приобретает работа по отслеживанию и анализу состояния дел в культурно-досуговой деятельности на местах. При этом важным ее фактором является опора на результаты мониторинговых ис­следований и данные объективного учета. Исходя из этого, в январе 2010 г. Чувашским республиканским Домом народного творчества осуществлен прием документов годовой отчетности культурно-досуговых учреждений за 2009 год. В соответствии с установленным графиком получены и систематизированы от­четы из всех районов и городов республики.

Фиксация итогов деятельности данных учета и отчетности культурно-до­суговых учреждений республики за 2009 год сделала возможным создание ин­формационной базы данных , как для контроля, так и для принятия после­дующих организационных и методических решений. Результаты работы спе­циалистов Чувашского республиканского Дома народного творчества в отчет­ный период изложены в итоговом аналитическом материале об объективной ситуации в культурно-досуговой сфере республики «Клуб и народное творче­ство Чувашии в 2009 году».

Итоги деятельности клубных учреждений республики в 2009 г. рассмот­рены на Республиканском семинаре-практикуме директоров муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений, проведенном в марте 2010 г. в рамках реализации Чувашским республиканским Домом народного творчества совместно с факультетом дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Чувашского государственного инсти­тута культуры и искусств долгосрочной Программы повышения управленче­ской компетентности руководителей и специалистов муниципальных куль­турно-досуговых учреждений на годы.

С участниками семинара встретились специалисты Минкультуры Чува­шии и ЧРДНТ. Были обсуждены актуальные вопросы обеспечения пропаганды и популяризации Послания первого Президента Чувашии Гос­совету республики «Чувашия - из будущего и для будущего», итоги развития отрасли, в том числе – культурно-досуговой деятельности, в 2009 году и за­дачи на 2010 год, а также проблемы формирования перечня культурно-досуго­вых услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, и сохра­нения традиционных культур народов, населяющих Чувашию.

В завершение творческой учебы директора муниципальных и межпосе­ленческих КДУ посетили г. Алатырь. Здесь они ознакомились с историко-культурным наследием города и приняли участие в показательном мероприя­тии Республиканского (в рамках Всероссийского) фестиваля народного твор­чества «Салют Победы», посвященного 65-летитю Победы в Великой Отечест­венной войне г. г.

В целях пропаганды культурно-досуговыми средствами исторического значения Победы в Великой Отечественной войне, создания и обогащения ре­пертуара клубных учреждений произведениями гражданской и героико-пат­риотической тематики, а также совершенствования работы, направленной на укрепление нравственных устоев общества, внедрение новых форм и методов патриотического воспитания, развитие массовости и повышение исполнитель­ского мастерства клубных формирований, в рамках фестиваля народного твор­чества «Салют Победы» с января по май 2010 г. Чувашским республиканским Домом народного творчества организован и проведен Республиканский смотр-конкурс агиткультбригад и передвижных клубных учреждений «Подвиг Сол­дата – в наших сердцах!». Смотр-конкурс проходил в III этапа:

На I этапе (январь-февраль 2010 г.) состоялись районные и городские смотры-конкурсы агиткультбригад и передвижных клубных учреждений «Под­виг Солдата – в наших сердцах!». Организация и подведение итогов I этапа смотра-конкурса производились конкурсными комиссиями, созданными при администрациях муниципальных территорий.

В результате обсуждения темы, членами совета – специалистами Рес­публиканского Дома народного творчества сделан вывод: культурно-досуговая работа с детьми, подростками и молодежью в Цивильском районе ведется сис­темно, целенаправленно активизируются востребованные формы досуговой работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поко­ления, формированию и развитию у молодежи культуры здорового образа жизни. В молодежной среде получает развитие волонтерское движение. Ак­тивно проходят в районе молодежные экологические акции. С октября 2009 года реализуется молодежный социальный проект «Школа молодых лидеров Цивильского района», развивается инфраструктура летнего отдыха детей. В рамках выполнения Республиканской целевой программы «Молодежь Чуваш­ской Республики: гг.» осуществляется социальный проект «Моло­дежное правительство Цивильского района», в составе которого - 17 предста­вителей молодежи.

В районе функционируют 3 пришкольных профильных лагеря военно-спортивной и военно-патриотической направленности, в работе которых уча­ствуют 70 детей и подростков. Их показательное выступление стало для участ­ников заседания наглядным свидетельством востребованности и эффективно­сти совместной работы учреждений культуры и образования с детьми, подро­стками и молодежью.

Следующее выездное заседание Координационно-методического совета Чувашского республиканского Дома народного творчества на тему: «Матери­ально-технический ресурс базовых клубных учреждений и инновации в куль­турно-досуговой деятельности» состоялось во II квартале в Муниципаль­ном культурно-досуговом центре Комсомольского района. На нем рассмотрен со­временный опыт работы базовых клубных учреждений на примере Вурнар­ского, Ибресинского и Комсомольского районов.

Программу учебно-методического мероприятия, в котором приняли уча­стие 75 руководителей и специалистов базовых клубных учреждений респуб­лики, предварила их поездка в Чичканское сельское поселение района. Здесь участники заседания посетили и ознакомились с деятельностью Чурачикского социально-культурного центра, прошедшего этап модернизации одним из пер­вых в республике. Об опыте решения базовым клубным учреждением социо­культурных задач в современных социально-экономических условиях гостям рассказали глава Чичканского сельского поселения Юрий Лукиянов и дирек­тор КДУ Елена Шуряшкина. Важные аспекты современного развития куль­турно-досуговых учреждений на селе на примере Чурачикского социально-культурного центра затронул в своем выступлении заведующий сектором куль­туры администрации Комсомольского района Василий Васильев. Впечатления от увиденного и услышанного в Чурачиках стали импульсом для последующего делового разговора клубных специалистов на пленарном заседании. С подроб­ной информацией об опыте работы базовых клубных учреждений своих терри­торий в ходе него выступили директора муниципальных культурно-досуговых центров Ибресинского, Вурнарского и Комсомольского районов Людмила Константинова, Инна Шашкова и Галина Бормотина. В ходе обсуждения вы­ступлений коллег, участники заседания обменялись опытом модернизации клубных учреждений. Состоялся заинтересованный разговор по вопросам ор­ганизации ремонтных работ , материально-технического обеспечения, привле­чения финансовых ресурсов, организации платных мероприятий в базовых клубных учреждениях.

В мае 2010 года коллегией Минкультуры Чувашии был рассмотрен во­прос: «О работе муниципальных культурно-досуговых учреждений республики по формированию перечня услуг, оказываемых населению на платной и бес­плат­ной основе и ведение билетного хозяйства». В соответствии с ее рекомен­да­циями Республиканским Домом народного творчества обобщен опыт работы клубных учреждений по нормативному регулированию оказания платных услуг населению. Примером для обобщения послужила реализация культурно-досу­говых запросов и предпочтений жителей Аликовского и Порецкого районов.

В материале содержится анализ состояния дел по нормативному сопро­вождению клубной работы в названных районах. Здесь же приведены решения и постановления органов местного самоуправления по вопросам регулирова­ния платных услуг КДУ, положения о платных услугах и социально-творче­ском заказе , перечни бесплатных и платных культурно-досуговых услуг, пре­доставляемых населению учреждениями культуры, а также прейскуранты на платные услуги.

Анализ современного опыта культурно-досуговой деятельности в респуб­лике показывает, что еще не во всех муниципальных территориях республики создана система нормативного регулирования культурно-досуговых услуг, ока­зываемых населению на бесплатной и платной основе, а также ведению би­летного хозяйства. Поэтому обобщенный ЧРДНТ опыт работы клубных учре­ждений Аликовского и Порецкого районов в этом направлении стал примером для совершенствования нормативной базы культурно-досуговой деятельности в республике.

Вопросы формирования спектра современных культурно-досуговых ус­луг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, а также исполь­зование в клубной работе туристических методик на примере Мариинско-По­садского района в сентябре 2010 г. рассмотрены на очередном выездном засе­дании Координационно-методического совета Чувашского республиканского Дома народного творчества, проведенного на базе Мариинско-Посадского районного Дома культуры.

В заседании приняли участие руководители и ведущие специалисты клубных учреждений Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Комсомольского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Ци­вильского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского рай­онов и города Чебоксары.

Итогом заседания стало решение о наращивании процесса обучения и переподготовки специалистов культурно-досуговых учреждений по вопросам внедрения платных услуг. Важным признано также изучение и распростране­ние опыта работы по формированию перечня современных услуг, оказываемых КДУ населению на платной и бесплатной основе, работе по организации тури­стической деятельности и в других сельских территориях.

Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в сфере культуры пе­реданы органам местного самоуправления, и им, как показывает практика, требуется организационная поддержка и методическая помощь в исполнении названных полномочий, в том числе и в ходе совместной реализации Указа Президента Чувашии № 97 от 9 ноября 2007 г. «О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике».

Исходя из этого, Домом народного творчества в 2010 г. разработаны и распространены методический материал «Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры клубного типа», и рекомендации по проведению мо­ниторинга «Культурно-досуговые потребности сельских жителей».

На основе результатов мониторинга «Культурно-досуговые потребности сельских жителей», проведенного с использованием рекомендаций ЧРДНТ в Вурнарском районе, специалистами Дома народного творчества разработана и распространена информационно-аналитическая справка. Материал содержит основные цифровые показатели и выводы, полученные в ходе мониторинга, осуществленного во исполнение Постановления коллегии Минкультуры Чу­вашии от 01.01.01 года № 8 «О работе муниципальных культурно-досуго­вых учреждений по формированию перечня услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, и ведению билетного хозяйства».

В целях совершенствования работы клубных учреждений сельских посе­лений, а также для получения объективной информации о культурно-досуго­вых потребностях и запросах населения Вурнарского района, в рамках мони­торинга осуществлен опрос.

Анкетирование проведено в течение месяца – с 22 сентября по 22 ок­тября 2010 года - в 10 сельских поселениях Вурнарского района: Большетор­ханском, Большеяушском, Ершипосинском, Вурманкасинском, Малояушском, Янгорчинском, Кольцовском, Хирпосинском, Шинерском и Апнерском. В нем приняли участие 100 респондентов в возрасте от 15 до 65 лет. Из них 41 – мужчины, 59 - женщины. Большая часть респондентов имеет среднее специальное образование - 48 %, среднее образование имеют 31 %, высшее образование – 21 %.

На вопрос «Чем Вы чаще всего занимаетесь на досуге?» большинство респондентов (58%) отметили, что в свободное время посещают культурно-до­суговое учреждение, смотрят телевизор - 24 %. 12 % опрошенных жителей в свободное от работы и учёбы время предпочитает заниматься спортом, чте­нием художественной литературы , газет и журналов, а 6 % предпочитают про­гулки на свежем воздухе.

Анализ ответов, полученных на вопрос «Как часто Вы посещаете Дом культуры (сельский клуб)?» показал следующее: 52 % респондентов ответили, что они занимаются в любительских объединениях клубных учреждениях, по­этому 2-3 раза в неделю бывают в местном ДК, клубе, 22 % посещают КДУ периодически, а четверть опрошенных (25 %) посещают его только тогда, ко­гда проводятся «масштабные», по их мнению, мероприятия. И лишь 1 % рес­пондентов совершенно не интересуется культурно-досуговой деятельностью и не посещает клубное учреждение.

Ответы на следующий вопрос анкеты позволяют оценить роль Дома культуры (сельского клуба) в жизни населения Вурнарского района. Ответы таковы: 88 % респондентов считают, что Дом культуры (сельский клуб) делает жизнь разнообразнее, интереснее, и без них она была бы скучной и серой. 9 % считают, что в необходимых случаях можно отдохнуть и посетить инте­ресное культурно-досуговое мероприятие, проводимое работниками клубного учреждения, а 3 % респондентов могут обойтись и без Дома культуры, так как ничего в жизни не изменится и без него.

Для большинства опрошенных жителей Вурнарского района, наиболее востребо­ванными культурно-досуговыми мероприятиями являются дискотеки (79 %), вечера, посвящённые календарным датам и праздникам (69 %), кон­церты кол­лективов народного творчества (64 %) и развлекательные шоу-про­граммы (62 %). Менее популярны среди сельских жителей района выставки (22 %), лите­ратурно-музыкальные вечера (22%), тематические вечера (18 %), фестивали (10 %). Менее всего востребовано сегодня в районе посещение и просмотр кино­фильмов в КДУ. Как показывают результаты опроса, 2 % жите­лей района во­все не интересуется тем, что происходит в клубном учреждении.

В то же время в подготовке культурно-досуговых мероприятий активно участвуют 42 % респондентов, 38% участвуют в них по просьбе работников культуры, а 17 % по тем или иным причинам не участвуют, но хотели бы. Лишь 3% опрошенных совершенно не изъявляют желания участвовать в клуб­ных мероприятиях.

Ответы респондентов на вопрос, «Какие, на Ваш взгляд, платные куль­турно-досуговые мероприятия востребованы населением Вашего поселка (села, деревни?)» представлены ниже в виде таблицы (в сравнении данных взрослого населения и детей до 14 лет):

взрослое население

дети до 14 лет

□- дискотеки – 8 %

□ - демонстрация кинофильмов - 0

□ - смотры-конкурсы – 25 %

□ - развлекательные шоу-программы – 8 %

□ – спектакли – 28 %

□ - театрализованные представления – 11 %

□ – концерты - 20 %

□- дискотеки -30 %

□ - демонстрация кинофильмов - 2 %

□ - смотры-конкурсы – 5 %

□ - развлекательные шоу-программы - 18 %

□ – спектакли – 10 %

□ - театрализованные представления – 19 %

□ – концерты – 16 %

Ответы на следующий вопрос анкеты позволили оценить удовлетворен­ность респондентов качеством предоставляемых клубными учреждениями ус­луг. 86 % - качеством услуг удовлетворены полностью, 14 % – не в полной мере, что связано с невысоким уровнем качества того или иного культурно-до­сугового мероприятия КДУ, отсутствием современной аппаратуры, компью­терной техники и опытных специалистов.

На вопрос «Хочется ли Вам чаще посещать клубные учреждения?»

75 % респондентов - жителей района ответили положительно, указав причиной посещения КДУ реже желаемого:

Финансовые затруднения – 19 %

Отсутствие свободного времени – 31 %

Опасаюсь криминальной обстановки – 3 %

Не позволяет здоровье – 3 %

Нет компании – 13 %

Другие причины, в том числе учёба – 6 %.

У 25 % респондентов нет особого желания чаще посещать клубные уч­реждения.

Результаты изучения показывают, что на сегодняшний день около 1/6 части жителей Вурнарского района не в полной мере удовлетворены качеством предоставляемых клубными учреждениями услуг. В целом же сельские жители удовлетворены работой КДУ (86 %). Они считают, что Дом культуры (сельский клуб) делает жизнь села, деревни разнообразнее и интереснее, и именно там можно с пользой провести свободное время, отдохнуть от житейских забот, посетив досуговое мероприятие. Следовательно, работники культурно-досуговых учреждений, используя разнообразные формы и методы работы с населе­нием, способствуют возрождению национальных художественно-творческих традиций и обрядов, выявлению и поддержке молодых дарований, развитию культуры республики.

Итоги мониторинга позволяют сделать вывод о том, что руководителям КДУ района необходимо системно решать следующие проблемы: переоснаще­ние учреждений современной техникой и аппаратурой, новыми музыкальными инструментами. В этой связи необходимо продолжить начатую модернизацию клубных учреждений, целенаправленно работать над приобретением музы­кального инструментария и сценических костюмов для творческих коллекти­вов; активизацией участия населения в культурной жизни, систематически приглашать с выступлениями творческие коллективы из соседних муници­пальных территорий и регионов. Важно также вести целенаправленную работу по привлечению в клубные формирования молодежь, молодые семьи и пожи­лых людей, расширяя спектр кружков любительских объединений и клубов по интересам.

Необходим также активный диалог работников культуры с представите­лями органов местного самоуправления, так как разъяснение своей профес­сиональной позиции позволит клубным специалистам более эффективно ре­шать вопросы развития культурно-досуговой деятельности на местах.

С целью получения объективной информации о работе КДУ, культурно-досуговых потребностях и предпочтениях граждан в муниципальных террито­риях, необходимо провести аналогичные мо­ниторинговые исследования и в других районах, городах, сельских поселениях республики.

В соответствии с Планом реализации Федеральной целевой программы «Культура России» на 2010 г. Государственным Российским Домом народного творчества в рамках VIII Всероссийского смотра информационной деятельно­сти домов (центров) народного творчества с 29 сентября по 3 октября 2010 г. в Москве проведен Всероссийский семинар-совещание, в котором принял уча­стие специалист ЧРДНТ. Согласно программе, в течение трех дней специалистами культуры страны рассмотрены следующие вопросы: «Издательское редактирование в современных условиях»; «PR-деятельность в социокультур­ной сфере: новые коммуникативные реалии и инновации»; «Мето­дика описания объектов нематериального культурного наследия»; «Искусство редактирова­ния изданий (печатных, электронных и т. д.) в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности»; «О совершенствовании пра­вового положения и реформе финансирования государственных и муници­пальных учреждений». Проведены практические занятия по формированию реестра нематериального культурного наследия.

В завершение семинара оглашены итоги Всероссийского смотра инфор­мационной деятельности региональных домов и центров народного творчества, в ходе которого выступили рецензенты и члены жюри. Они ознакомили коллег с работой корпоративных информационных средств в сфере культуры. Состоя­лось также обсуждение проблем и перспектив развития информационной дея­тельности сети домов и центров народного творчества.

Чувашский республиканский Дом народного творчества по итогам пре­стижного смотра отмечен двумя наградами: дипломом лауреата - за сохранение традиционного песенного фольклора и издание сборника «Родные мои – кры­лья мои!» (составитель – Светлана Лаврентьева) и дипломом – за издание бук­лета «Родники, ах, родники!» к XVII Всероссийскому фестивалю народного творчества «Родники России» и VII Всероссийскому конкурсу мастеров деко­ративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» (руководитель проекта Та­мара Шамсеева, ответственный за выпуск Лия Чернова).

Во втором полугодии 2010 г. Чувашский республиканский Дом народ­ного творчества продолжил работу по проведению выездных учебно-методиче­ских мероприятий.

Так, на базе Культурно-досугового центра Батыревского района в ок­тябре проведен выездной Республиканский семинар-практикум директоров муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений «Об опыте работы органов местного самоуправления Батыревского района по при­данию клубным учреждениям статуса юридического лица».

Участники семинара-совещания побывали и ознакомились с деятельно­стью муниципального учреждения культуры «Центр развития культуры и на­родного творчества Тойсинского сельского поселения», созданного на базе Староахпердинского сельского Дома культуры. В ходе методического посеще­ния КДУ района коллег интересовали вопросы, касающиеся работы по оказа­нию платных услуг, в том числе - в малонаселенных пунктах.

В ноябре проведено заседание Координационно-методического совета «О деятельности муниципальных (межпоселенческих) КДУ и информационно-методических служб культурно-досуговой деятельности Янтиковского, Канаш­ского и Цивильского районов по реализации Программы повышения управ­ленческой компетентности руководителей и специалистов культурно-досуго­вых учреждений». В нем приняли участие клубные специалисты Алатырского, Аликовского, Канашского, Цивильского, Чебоксарского, Урмарского и Ше­муршинского районов.

О деятельности муниципальных и межпоселенческих культурно-досуго­вых учреждений и их информационно-методических служб по реализации Программы повышения управленческой компетентности руководителей и спе­циалистов культурно-досуговых учреждений выступили специалисты Канаш­ского, Цивильского и Янтиковского районов.

В ходе обмена опытом обсуждены вопросы формирования годового плана районных семинарских занятий клубных специалистов, тематики учебно-методических мероприятий, методики их проведения.

Подводя итоги заседания, члены совета - специалисты Дома народного творчества заострили внимание коллег на том, что работа с кадрами - одна из наиболее сложных и трудных и многогранной деятельности руководителя. Для успешной деятельности он, прежде всего, должен учитывать индивидуальные характеристики, способности, мотивы поведения и трудовые стимулы каждого сотрудника.

Все ли делается на местах для того, чтобы помочь начинающим и моло­дым работникам культуры освоиться на рабочем месте? Увы, не всегда. Это приводит к тому, что, приходя работать в сельские дома культуры, молодые специалисты на протяжении долгого времени не могут правильно сориентиро­ваться и строить свою работу. Им недостает практических навыков решения вопросов организации труда, этики трудовых взаимоотношений и многого другого. Поэтому молодые специалисты, которым не хватает знаний и навыков работы с людьми, покидают сферу культуры и устраиваются на работу, порой, далекую от полученной ими специальности. В этом - одна из причин текуче­сти кадров КДУ. Потому главной целью руководителей и специалистов ин­формационно-методических служб культурно-досуговых учрежде­ний в работе с кадрами, по мнению участников Координационно-методического совета, должно стать опера­тивное определение роли и места работника в современном учреждении культуры. Координационно-методический совет рекомендовал коллегам системно проводить семинарские занятия с работниками культурно-досуговых учреждений, так как эта форма учебы является основной в работе по повышению профессиональной квалификации на муниципальном уровне. При этом подчеркивается необходимость включения в план учебно-методиче­ских мероприятий для клубных специалистов вопросов, связанных с организа­цией работы учреждений, являющихся прокатными площадками и филиалами базовых домов культуры, внедрения в практику выездных дней профессио­нальной учебы по обмену опытом работы базовых КДУ.

Нина Черепанова
Консультация для молодых специалистов дошкольного учреждения по ФЭМП

для выступления на методическом объединении для педагогов Завьяловского района по направлению «Познавательное развитие»

Н. Л. Черепанова Ст. воспитатель МАДОУ «Црр – Октябрьский д/с»

Теоретические основы формирования и развития математических представлений у дошкольников

Слайд 3 Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Слайд Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.

Это вызвано целым радом причин : обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель : вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Слайд Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей

Слайд Какие же общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП ?

Слайд В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактические принципы : систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

Слайд С точки зрения Л. С. Выготского, понятие «математическое развитие дошкольников » является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Слайд Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы :

1 Количество и счет, 2 Величина, 3 Форма, 4 Ориентировка в пространстве, 5 Ориентировка во времени.

Слайд (Экспериментирование) Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций.

В математической подготовке предусмотренной программой, большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

Слайд При организации детского экспериментирования стоит новая задача : показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например микроскопа.

Требуется довольно много материалов для детского экспериментирования, поэтому, если позволяют условия, желательно в детском саду для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств

Слайд На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

Слайд Перечислите методы и приемы используемые на занятиях по ФЭМП

На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, практический, игровой) и

приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Современные требования к отбору содержания, средств, методов и приемов, стимулирующих активность и направленных на развитие детской самостоятельности им инициативности.

Слайд Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств

Слайд Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие :

Достаточное количество предметов, используемых на занятии;

Разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие) ;

Обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

Динамичность ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки;

Художественное оформление.

Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.

Слайд Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников .

Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника

Слайд Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий.

Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями

Слайд Математические способности относятся к познавательным (32) и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами : сенсорными и интеллектуальными.

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира.

Интеллектуальные - обусловливают его осмысление.

Слайд Фото В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление.

При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Слайд Формы организации детской деятельности по развитию математических представлений

Коллективные формы :

Математический утренник,

Праздники, развлечения,

Викторина

Встречи с интересными людьми,

Экскурсии;

Индивидуальные формы :

Гувернёрство,

Репетиторство;

Индивидуально-групповые :

Кружковая работа,

Дифференцированное обучение,

Сюжетно-ролевые игры

Оформление выставок и т. д.

Слайд В ходе совместной математической деятельности педагога с детьми

оказывается помощь и педагогическая поддержка детям, плохо усваивающим математический материал, а также детям, проявляющим повышенный интерес к математике;

используются дидактические игры, компьютерные игры, коллекционирование, сюжетно-дидактические игры, экспериментирование и проектная деятельность.

В ходе самостоятельной деятельности дети занимаются в интеллектуально-математической среде, созданной в группе;

педагог наполняет среду играми и игровыми материалами в соответствии с запросами детей;

педагог создает условия для самостоятельного экспериментирования и развития познавательно- исследовательской деятельности детей.

Слайд Заключение

Мастерство воспитателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы ребенка в процессе его развития состоит из умения сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности - разнообразными, творческими, продуктивными.

Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают , складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.

Использованные информационные ресурсы

Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : Курс лекций для студ. дошк . факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.

Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников . – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК» , - 2005.-392с.

В. Ф. ПЕТРОВА Методика математического образования детей дошкольного возраста

http://rudocs.exdat.com/docs/index-9473.html?page=2

http://madan.org.il/node/5476 h

ttp://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%