Павел Исаков – разработчик первой БМП. Награды и звания

Имя Павла Исакова, конструктора военных гусеничных машин, стоит в одном ряду с такими знаменитыми разработчиками бронетехники, как Михаил Кошкин, Николай Астров, Жозеф Котин, Николай Духов и других. Павел...

Имя Павла Исакова, конструктора военных гусеничных машин, стоит в одном ряду с такими знаменитыми разработчиками бронетехники, как Михаил Кошкин, Николай Астров, Жозеф Котин, Николай Духов и других.

Павел Павлович родился 11 (24) января 1918 года в Петрограде в семье рабочего Путиловского завода. В 1941 году окончил Московское высшее техническое училище имени Баумана по специальности «Танкостроение».

В годы войны молодой инженер участвовал в модернизации тяжелых танков KB-1C, КВ-85, ИС-2, а также самоходной артиллерийской установки (САУ). Эти машины внесли значительный вклад в дело Победы. Заметной самостоятельной работой конструктора в военное время была установка пулемета ДШК на башне танка. Эта разработка в 1943 году была принята на вооружение.

После войны Павел Павлович совместно с другими учеными участвовал в разработке легкого плавающего танка ПТ-76, бронетранспортера БТР-50П, тяжелого танка Т-10. Возглавляя конструкторское бюро ─ ГСКБ-2, он совмещал работу по производству гусеничных тракторов на Челябинском тракторном заводе с научной деятельностью в интересах оборонной промышленности.

Коллектив ГСКБ-2 внес существенный вклад в развитие отечественного машиностроения.

Апогеем конструкторской мысли Исакова стала боевая машина пехоты БМП-1, разработанная в 60-е годы прошлого столетия и не имевшая аналогов в мировой практике танкостроения. Машина, разработанная коллективом конструкторов под руководством Исакова, была признана лучшей среди машин, представленных на конкурс от других советских машиностроительных заводов. Первый зарубежный БМП, немецкий «Мардер», был построен лишь спустя 5 лет.

БМП-1 в разные годы состоял на вооружении армий различных стран мира. Эта машина использовалась во многих военных конфликтах — во время арабо-израильских войн 1973 и 1982 годов, войнах в Афганистане и Чечне, а также локальных конфликтах.

В 1986 году Исаков руководил разработкой роботизированных комплексов «Клин-1» и «Клин-2», также не имевших аналогов в мире. Эти машины приняли участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

ИСАКОВ Павел Павлович

Герой Социалистического Труда (1971). Создатель первой БМП. Конструктор танков и тракторов, доктор технических наук, заслуженный деятель науки, видный ученый отрасли, крупный специалист в области теории, расчета и конструирование военных гусеничных машин (ВГМ).

Родился в семье рабочего Путиловского завода. В 1941 г. окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана по специальности «Танкостроение». Своевременно защитить диплом помешала война. Трудовую деятельность начал в 1941 г. инженером-конструктором на Челябинском тракторном заводе, куда его направили.

В 1943 г. переходит на Опытный завод №100 в Челябинске, где работал вместе с Ж. Я. Котиным и Н. Л. Духовым инженером-конструктором до декабря 1945 г. Принимал участие в работе в разработке конструкции и освоении производства, а также модернизации тяжелых танков KB-1C, КВ-85, ИС-2 САУ.

Заметной самостоятельной работой молодого инженера была установка пулемета ДШК на башне танка. Эта разработка в 1943 г. была принята на вооружение. В декабре 1945 г. он был переведен на работу старшим инженером-конструктором в Ленинград в филиал завода № 100.

В период с 1949 по 1951 года работает начальником отдела в институте ВНИИ-100, а в 1951 году назначается заместителем главного конструктора ленинградского Кировского завода, где работал до марта 1953 года. В этот период принимает активное участие во множестве военных разработок. Тяжёлый танк Т-10, плавающий танк ПТ-76, бронетранспортер БТР-50П.

В 1953 году возвратился в Челябинск на должность главного конструктора становится главным конструктором ЧТЗ, где руководит работами по совершенствованию тяжелых танков Т-10 (Т-10А, Т-10Б, Т-10М), созданию опытных ракетных танков «объект 770», «объект 772», «объект 775», «объект 780», гусеничного дизель-электрического трактора ДЭТ-250, боевой машины пехоты, принципиально нового класса – БМП. Большинство из этих машин принято на серийное производство.

В 1974 году он становится директором ВНИИ Трансмаш, и работает там до 1987 г. Он много уделял развитию научно-технической базы института, новых направлений научных исследований, использованию вычислительной техники. При его активном участии создается вычислительный центр, внедряются методы натурно-математического моделирования, автоматического проектирования, автоматизации испытаний объектов.

Вступив в должность директора ВНИИ Трансмаш, он стал придавать большое значение подготовке научных кадров. При его непосредственном участии организован диссертационный докторский совет при ВНИИ и созданы филиалы кафедр Ленинградского политехнического и Ленинградского механического институтов.

Для отработки перспективных систем и ВГМ в целом, он - как опытный конструктор и руководитель института принимает участие в создании ходовых макетов с жестко закрепленной пушкой, гидромеханической трансмиссией, 7-опорной ходовой частью, газотурбинным двигателем, дизелем постоянной мощности, оборудованием подводного вождения, с различной посадкой экипажа, со стабилизированием корпуса, 8-колесном шасси, дублированным управлением, с телеуправлением и др.

Под его научным руководством ВНИИ Трансмаш совместно с НИИ, КБ и заводами отрасли активно участвовал в разработках и испытаниях новых ВГМ: Т-64А, Т-72А, Т-80 и БМП-2.

Там же в 1986 он создаёт роботизированные комплексы “Клин-1” и “Клин-2”, не имеющие аналогов в мировой практике, которые приняли участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

«Клин-1» - тяжелый роботизированный комплекс на базе инженерной машины разграждения ИМР-2 для работы на территории ЧАЭС, состоящий из машины-робота и машины управления. «Клин-2» – легкий специализированный транспортный робот СТР-1 для работы на кровлях ЧАЭС.

Награжден Золотой медалью «Герой Социалистического Труда» (1971 г.),
двумя орденами Ленина, многочисленными орденами и медалями.
Удостоен звания лауреата Ленинской премии (1967 г.).
Заслуженный работник ВНИИтрансмаш.

БМП-1 была разработана в первой половине 1960-х годов в КБ ЧТЗ и стала первой в мире серийной боевой машиной пехоты. Главный конструктор - П.П.Исаков. В 1965 году КБ Челябинского завода представило несколько вариантов БМП объект 765, один из которых и был принят на вооружение в 1966 году как объект 765Сп1. Широкой общественности машина была показана на параде войск на Красной площади в Москве в 1967 г. Серйно производилась на Курганском иашиностроительном заводе с 1966 по 1983 год.

В отличие от БТР боевые машины пехоты всегда гусеничные (БТР могут быть как гусеничные, так и колёсные). В остальном БМП отличается от БТР лучшей защитой и более высокой огневой мощью, хотя в последнее время разработаны варианты гусеничных БТР на базе танков с противоснарядным бронированием, так что различия между гусеничными БТР и БМП по их боевым свойствам практически исчезли. Отличить такой БТР от БМП можно по основному вооружению, которое у БТР, как правило, пулемётное, а у БМП - пушка от 20 мм и выше, однако это отличие непринципиальное, и многие варианты современных БТР с новыми боевыми модулями это подтверждают. Также принципиальным отличием БМП от БТР можно считать приспособленность к ведению боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Многие специалисты считают, что главное отличие состоит в том, что БТР предназначен для транспортировки, а БМП для огневой поддержки и прикрытия пехоты в бою (это видно из названий этих машин). От БТРа требуется скорость (колёса), а от БМП огневая мощь и броня.



Исаков Павел Павлович – главный конструктор Челябинского тракторного завода имени В.И. Ленина Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

Родился 11 января 1918 года в городе Петроград, ныне Санкт-Петербург, в семье рабочего Путиловского завода. Русский. Окончил среднюю школу в своем городе.

Для продолжения учебы поступил в Московский государственный университет, но после первого курса перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В 1941 году успешно закончил училище, но начало войны помешало своевременно защитить и получить диплом.

В июле 1941 года, как специалист, был направлен в Челябинск, на тракторный завод (в годы войны - в Кировский завод Наркомтанкопрома). Трудовую деятельность начал инженером-конструктором в конструкторском бюро КБ под руководством Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова. В 1943 году был переведен на Опытный завод №100 в том же Челябинске, где работал инженером-конструктором. В этот период принимал участие в разработке конструкции и освоении производства, а также модернизации тяжелых танков KB-1C, КВ-85, ИС-2 и самоходной артиллерийской установки (САУ). Заметной самостоятельной работой молодого инженера стала разработка установки пулемета ДШК на башне танка, которая была принята на вооружение в 1943 году.

В декабре 1945 года был переведен на работу старшим инженером-конструктором в город Ленинград, в филиал завода № 100. В период 1949-1951 годы работал начальником отдела в институте ВНИИ-100, а в 1951 году был назначен заместителем главного конструктора ленинградского Кировского завода. В эти годы непосредственно участвовал в разработке новых машин - тяжелого танка Т-10, плавающего танка ПТ-76, бронетранспортера БТР-50П.

В марте 1953 года был назначен главным конструктором государственного специализированного конструкторского бюро ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), вернулся в Челябинск. С приходом П.П. Исакова на ЧТЗ под его руководством начинается бурный творческий этап создания и разработки принципиально новых в мировой практике объектов бронетанковой и артиллерийской техники. В их числе: новый вид вооружения – боевая машина пехоты БМП-1. Эта машина стала новым словом в отечественном танкостроении, намного опередив разработки ведущих зарубежных стран. На ее базе были так же впервые созданы и приняты на вооружение подвижные разведывательные пункты ПРП-3, ПРП-4, командирские машины управления БМП-1К (командирская) и БМП-1КШ (командно – штабная). В ГСКБ-2 были созданы опытные образцы принципиально новых изделий: низко силуэтного ракетно-пушечного танка с газотурбинным двигателем ГТД-700 (изделие 775Т), боевой машины пехоты с газотурбинным двигателем ГТД-400 (изделие 764), а также началась разработка макетных образцов боевой машины поддержки танков (изделие 776).

В это же время коллектив ГСКБ-2 работает над созданием мирной техники для различных отраслей народного хозяйства. С использованием ряда танковых узлов и систем был создан самый мощный и надежный в нашей стране дизель-электрический трактор ДЭТ-250, получивший три золотые медали на выставках в России и за рубежом в 1960, 1965, 1966 годах. В январе 1961 году был запущен в серийное производство.

На заводе серийно выпускался трактор С-100. В октябре 1963 года с главного конвейера сошел его модернизированный вариант - трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М. В конце 1960-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130.

Руководимый П.П. Исаковым коллектив ГСКБ-2 внес весомый вклад в дело развития прогресса отечественного машиностроения, его всегда отличали новаторство и смелость технической мысли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за особые заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и достижение высоких производственных показателей Исакову Павлу Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В июне 1974 года назначен директором ВНИИтрансмаш (ВНИИ-100, ныне ОАО «ВНИИтрансмаш»). Здесь много внимания уделял развитию научно-технической базы института, новых направлений научных исследований, использованию вычислительной техники. При его активном участии создается вычислительный центр, внедряются методы натурно-математического моделирования, автоматического проектирования, автоматизации испытаний объектов.

Для отработки перспективных систем и военных гусеничных машин в целом П.П.Исаков как опытный конструктор и руководитель института принимал участие в создании ходовых макетов с жестко закрепленной пушкой, гидромеханической трансмиссией, 7-опорной ходовой частью, газотурбинным двигателем, дизелем постоянной мощности, оборудованием подводного вождения, с различной посадкой экипажа, со стабилизированием корпуса, 8-колесном шасси, дублированным управлением, с телеуправлением и др. Под научным руководством П.П.Исакова ВНИИтрансмаш совместно с НИИ, КБ и заводами отрасли активно участвовал в разработках и испытаниях новых ВГМ: Т-64А, Т-72А, Т-80 и БМП-2.

Другим направлением работ было создание оборудование для космических исследований. В частности, приборов для определения физико-математических свойств поверхности планеты Венеры, установленных на станциях «Венера-13» и «Венера-14» и «Вега», автоматического подвижного аппарата с «прыгающим» движителем для исследования поверхности Фобоса, который входил в состав станции «Фобос-2».

В 1986 году руководил разработкой роботизированных комплексов «Клин-1» и «Клин-2», не имеющих аналогов в мировой практике, которые приняли участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. «Клин-1» - тяжелый роботизированный комплекс на базе инженерной машины разграждения ИМР-2 для работы на территории АЭС, состоящий из машины-робота и машины управления. «Клин-2» – легкий специализированный транспортный робот СТР-1 для работы на кровлях АЭС.

Придавал большое значение подготовке научных кадров. Находясь в Челябинске, совмещал работу на заводе с преподавательской деятельностью, был профессором кафедры автоматических установок аэрокосмического факультета Челябинского политехнического института. В Ленинграде при его непосредственном участии организован диссертационный докторский совет при ВНИИтрансмаш и созданы филиалы кафедр Ленинградского политехнического и Ленинградского механического институтов. Является автором более 60 научных трудов и 39 изобретений.Доктор технических наук (1971), заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации.

Работал в ВНИИтрансмаш до выхода на пенсию в 1987 году.

Жил в городе Санкт-Петербург. Скончался 22 февраля 1999 года. Похоронен на Южном кладбище города Санкт-Петербург.

Награжден орденами Ленина (05.08.1966, 05.04.1971), Октябрьской Революции (15.09.1976), Отечественной войны 2-й степени (18.07.1945), «Знак Почета» (30.04.1945), медалями. Лауреат Ленинской премии (1967 год, за создание и организацию производства БМП-1).