Парижская мирная конференция. Причины и последствия протестов во франции Из произведений Дж. Кейнса

К концу 19-го века мир был практически полностью поделён между ведущими европейскими державами. Исключениями оставались разве что США, сумевшие отстоять свою независимость от Англии. Китай, в который европейские монстры глубоко залезать не сочли необходимым, и малоинтересная в колониальном плане Япония. Собственно, раздел завершился ещё в начале века.

Но с тех пор многое изменилось. В Европе после веков забвения возродилась великая держава – Германия. Колоний, за счёт которых обогащались Англия, Франция или Голландия, у Германии не было, к разделу мира она не успела. Традиционно стремившуюся к экспансии державу её скромное положение категорически не устраивало.
Впервые новая Германия (тогда ещё Пруссия) показала зубы в 1870-м году, когда в ходе франко-прусской войны Франция была полностью разгромлена и потеряла важнейшие в экономическом плане провинции – Эльзас и Лотарингию.

Победа над Францией позволила Пруссии завершить объединение Германии под скипетром Вильгельма I. Под властью прусских королей, а после победы в войне – германских императоров – оказалась крупнейшая западноевропейская страна с многомиллионным трудолюбивым населением.

Причина первой мировой войны — амбициозная Германия

Экономика объединённой Германии росла бурными темпами. Угольные шахты и железные рудники Рура, Саара, Силезии, Эльзас-Лотарингии давали первостепенные стратегические ресурсы. К началу ХХ века Германия по добыче угля, производству чугуна и стали более чем в полтора раза превзошла «мастерскую мира» — Англию.
На внутреннем рынке растущей промышленности Германии было тесно, и к началу ХХ века немецкие товары стали составлять серьёзную конкуренцию английским на рынке мировом.

Смертельно опасным соперником английскому мировому преобладанию Германию назвали сначала журналисты, а затем и официальные политики, включая премьер-министра Розбери.

У них были для этого причины. Главным конкурентом английских магнатов за золото и алмазы Южной Африки был Немецкий банк. В Китае, Германия оккупировала важнейший в стратегическом плане Шаньдунский полуостров. Экспорт немецких товаров в Китай стремительно рос, создавая угрозу английским экономическим интересам.

А постройка Германией Багдадской железной дороги, территория которой имела особый статус в Турецкой империи, создала прямую угрозу английским коммуникациям с Индией, важнейшей британской колонией.
Взрывоопасными были отношения Германии с Францией. Захват Германией Того и Камеруна создавал угрозу Французской Западной Африке.

Немецкие банки становились опасными конкурентами французским финансовым кругам. В массовом же сознании французов болезненной занозой сидела потеря Эльзаса и Лотарингии. Реваншистские настроения во Франции господствовали во всех слоях общества.

Зная об этом, немецкие правящие круги искали любой повод, чтобы нанести Франции ещё один удар и навсегда сломить её мощь. Незначительные колониальные конфликты в Марокко в 1905 и 1911 годах едва не вызвали войну между двумя державами.

Не лучшим образом складывались отношения Германии с Россией. Германия была главным экономическим партнёром России, потребителем её зерна и леса. Основным поставщиком машин и оборудования для российской экономики была опять же Германия, поскольку англичане наложили на свой экспорт в Россию ряд важных ограничений.

Пользуясь этим, немцы всеми способами занижали цены на российские экспортные товары и завышали на импорт. В российской печати велась широкая кампания за коренной пересмотр отношений с Германией, её поддерживали многие депутаты Думы и ряд министров.

Напряжённой была ситуация на Балканах. Австро-Венгрия стремилась к территориальной экспансии в регионе, тогда как Россия объявила себя защитницей всех славян и противодействовала всем австрийским планам.

Масштабный вооружённый конфликт был практически неизбежен. Понимая это, Германия в 1882 году подписала соглашение о взаимопомощи с Австро-Венгрией, искавшей союзника против России, и Италией, стремившейся вытеснить Францию из Туниса (Тройственный союз). При этом распался существовавший ранее «Союз трёх императоров» (Россия, Германия, Австро-Венгрия).

Перед лицом явно противостоявшего её нового альянса Россия поспешила вступить в союз с Францией. Подписание же англо-французских соглашений в 1904 и англо-русских в 1907 году завершило оформление нового военно-экономического блока – Антанты (Entente – согласие фр.).

Из уголька разгорелось пламя

Начало первой мировой войны летом 1914 года

Война разразилась летом 1914 года. Поводом послужило убийство в Боснии неким молодым радикалом наследника австрийского престола Франца-Фердинанда. 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

Россия заявила, что не допустит оккупации Сербии, и объявила всеобщую мобилизацию.

В ответ Германия 1 августа объявила войну России, 3-го – Франции и Бельгии, 4-го в войну против Германии вступила Англия, а 6-го войну России объявила Австро-Венгрия.
По своим масштабам война не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества.

В ней приняли участие 38 государств, где проживало свыше 1,5 миллиарда человек, или три четверти населения земного шара. Общее число мобилизованных достигло 73,5 млн. человек. Число погибших превысило 10 млн. – столько, сколько погибло во всех европейских войнах за предшествующую тысячу лет.

Франция против Германии в первые дни войны

С первых дней войны главное значение приобрёл французский театр военных действий. Именно здесь были сосредоточены крупнейшие военные группировки противоборствующих сторон, здесь развернулись решающие сражения.

К началу войны численность армии Германии здесь составляла 1.600.000 человек при 5000 орудий, французской – 1.300.000 человек при 4000 пушек.

Союзные силы Англии и Бельгии были сравнительно невелики – соответственно 87 и 117 тысяч чел. В ходе военных действий силы обеих стороны выросли более, чем вдвое.

На потенциальном направлении главного немецкого удара Франция располагала двумя мощными оборонительными линиями. Первую составляли крепости Верден-Бельфор-Туль-Эпиналь, вторую – Дижон-Реймс-Лаон.

Расценивая французские укрепления, как практически неодолимые, немцы руководствовались так называемым «планом Шлиффена», в соответствии с которым наступление велось в обход крепостей и главных французских сил, через территорию Бельгии.

Быстрый разгром Франции был объявлен первостепенной задачей. Французские планы предусматривали наступление в первую очередь на Эльзас и Лотарингию, с тем, чтобы лишить Германию важнейших промышленных районов.
Слаженные действия германских войск в Бельгии позволили им уже к 20 августа выйти к французской границе. В ходе Пограничного сражения, в котором с обеих сторон участвовало свыше 2 млн. чел., три французские армии и английский корпус был разгромлены.

Поражением закончилось и наступление французов в Эльзасе и Лотарингии. Немцы стремительно двигались вглубь страны, к Парижу, охватывая основные французские силы с флангов. Французское правительство переехало в Бордо, не будучи уверенным в возможности отстоять столицу.

Однако в конце августа ситуация изменилась. Французы сформировали две новых армии и выдвинули их на новую линию обороны по реке Марна.

При этом для быстрой переброски войск использовались все средства, включая парижские такси. Одновременно главнокомандующий генерал Жоффр заменил 30% генералитета.

Кадровые перестановки имели самые благоприятные последствия.

Российское вмешательство внесло свои изменения в войну

Важную роль в переломе сыграли действия русских войск, вторгнувшихся в Восточную Пруссию. Германия была вынуждена перебросить на восток два корпуса, что позволило французам и англичанам получить численное преимущество на фронте.

Свежие французские армии ударили во фланг наступавшим немцам. В ходе недельной битве на Марне немецкие войска были полностью разгромлены и откатились назад на 50-100 км. Это было переломное событие в ходе войны. До того англо-французские войска непрерывно отступали, теперь же моральное преимущество перешло к союзникам.

К тому же это была первая победа французов над германцами после франко-прусской войны 1870-1871 гг., что имело колоссальное моральное значение. Германский план молниеносного разгрома Франции провалился, война приняла позиционный характер

В 1915 году фронт практически не двигался, несмотря на попытки обеих сторон возобновить наступление. Глубоко эшелонированная оборона – несколько линий окопов, проволочные заграждения, доты и блиндажи – позволяла с успехом противостоять любым атакам. Применение новейших средств нападения – авиации, отравляющих газов – также оказалось малоэффективным.

Даже тяжёлая артиллерия была бессильная против окопавшихся войск, несмотря на свою невероятную по тем временам мощь. Так, знаменитая германская «Большая Берта» имела калибр 420 мм, вес снаряда составлял 900 кг. Атакующие усилия противоборствующих сторон приводили лишь к небольшим подвижкам линии фронта (не более 10 км.) и сопровождались огромными человеческими жертвами.

Относительное затишье на французском фронте объяснялось тем, что Германия перенесла акцент на восток, решив вывести из войны Россию. Русская армия потерпела ряд поражений и отдала значительные территории, однако затем фронт стабилизировался.

Боевая мощь русских войск была сильно подорвана, однако всё же они представляли собой грозную силу.
Наступление немцев завязло. Поэтому в качестве главной цели кампании 1916 года германское командование вновь выдвинуло разгром Франции, перейдя на Восточном фронте к обороне.

Именно в 1916 году разыгрались самые кровопролитные сражения Первой мировой войны – битва у Вердена (Верденская мясорубка) и сражение на Сомме. В ходе этих боёв впервые были применены танки и огнемёты.

Результаты боёв были весьма ограниченными, немецкое наступление было остановлено, потери же были огромны – германская армия потеряла до миллиона человек, союзники – около 1.300.000.

Сражения 1916 года были одним из последних мощных усилий Германии вырвать победу. Германия и её союзники – Австро-Венгрия, Турция и Болгария – проиграли экономическое сражение Антанте. Топливный кризис, разруха, нехватка продовольствия — от всего этого страдала и Франция. Но более значительная экономическая мощь Антанты, а также существенная помощь Америки, делали кризисные явления куда менее острыми, чем в Германии.

В конце концов, в конце 1916 года Германия запросила мира. Многие политики во Франции выступали за прекращение войны. Но разговоры эти быстро пресёк новый премьер-министр Жорж Клемансо, сторонник продолжения войны до победного конца, человек твёрдый и решительный. Будь он у руля Франции в 39-м, Вторая мировая могла и не состояться. Но у каждого времени свои герои.

Кстати, как-то в молодости Клемансо бросил вызов известному дуэлянту Дантесу. Тому самому. Но Дантес вызова не принял, и возможная месть за Пушкина не состоялась.

Перелом в первой мировой войне

1917 год стал годом окончательного перелома в войне. Наступательная мощь Германии была сломлена. Расстановка сил радикально изменилась. После Февральской революции практически прекратила активные военные действия Россия.

Однако в апреле войну Германии объявила Америка, чьи транспортные корабли регулярно топились германскими подводными лодками. К началу 1918 года численность американских войск во Франции превысила миллион человек. Воевал во Франции и русский экспедиционный корпус численностью до 400 тысяч человек.

В марте 1918 года германская армия предприняла последнюю попытку наступления в Пикардии, причём силы Германии уступали Антанте по всем показателям: по численности – 4 млн. человек против 5 млн. у союзников, по артиллерии – 15 тыс. орудий против 16.000, по авиации – 3000 самолётов против 3800, по танкам – 10 против 800.

Тем не менее, на первых порах Германии сопутствовал успех. Первый удар пришёлся по английским войскам, которые после упорных боёв начали отступление.

Лишь после этого активные действия начала французская армия, которой командовал генерал Петэн, герой Вердена и будущий изменник родины, глава марионеточного правительства Виши в оккупированной нацистами Франции.

Но и французам не удалось сразу остановить наступление неприятеля. Германские части приближались к передовым линиям оборонительного района Парижа. Столица Франции подвергалась обстрелам из дальнобойных орудий и ночным налётам бомбардировщиков.

Однако по мере приближения к Парижу упорство французов нарастало.

В конце концов, наступление германской армии был остановлено на рубеже Марны, там же, где и в 1914 году. А 8 августа союзники перешли в контрнаступление. Германская линия обороны была прорвана, потери германских войск лишь за первый день наступления составили 27.000 человек, 400 орудий, 62 самолёта. Продолжать войну Германия не могла.

В стране свирепствовал голод, начались массовые выступления солдат, рабочих, матросов, переросшие в вооружённые восстания и, в конечном счёте, революцию. Вильгельм II бежал в Голландию, после чего новое германское правительство приняло условия французского ультиматума и 11 ноября 1918 года подписало капитуляцию. Союзники Германии сдались ещё раньше.

Капитуляция Германии

Акт о капитуляции был подписан в Компьенском лесу, в штабном вагоне маршала Фоша. По условиям капитуляции Германия обязывалась выдать союзникам большое количество военных кораблей, пушек, миномётов, пулемётов, автомобилей, паровозов и вагонов.

Страна обязалась выплатить огромные репарации – 269 млрд. золотых марок, что эквивалентно примерно 100.000 тонн золота. Впоследствии сумма была снижена до 132 млрд. К слову – выплату по репарациям за Первую мировую войну Германия завершила лишь 3 октября 2010 года, переведя последний транш в 70 млн. евро.

Весь военный флот Германии подлежал разоружению. Левый берег Рейна оккупировался войсками союзников, на правом берегу создавалась демилитаризованная зона.

Позже, в ходе Парижской мирной конференции, были оформлены территориальные изменения. Франция получила обратно вожделенные Эльзас и Лотарингию, угольные копи Саарского бассейна, в Азии – Сирию и Ливан, в Африке – часть Камеруна и Того.

Французская делегация настаивала на расчленении Германии, чтобы навсегда лишить её возможности угрожать Франции. Однако союзники единым фронтом выступили против этого требования – доминирование Франции в континентальной Европе их никак не устраивало.

Интересно, что в 1940 году находившийся в музее вагон, в котором принял капитуляцию маршал Фош, по приказу Гитлера был привезён в Компьенский лес. И уже сам фюрер, сидя на том же стуле, что и Фош в 18-м, подписал акт о капитуляции Франции. Когда же в 45-м стало ясно, что поражение Германии неизбежно, эсэсовцы уничтожили вагон, а его остатки закопали. Гитлер боялся, что Германию вновь заставят подписать капитуляцию в знаменитом вагоне.

Франция оказалась наиболее пострадавшей стороной среди всех участниц войны. На территории её самых развитых промышленных районов 4 года велись боевые действия. Масштабы разрушений были колоссальны. Потери французской армии убитыми составили около 1300.000 человек – вдвое больше, чем у всех остальных союзников по Западному фронту, вместе взятых.

Однако воспользоваться плодами победы в полной мере Франция так и не смогла. Вчерашние союзники – Англия и США – настояли в 1924 году на принятии так называемого «плана Дауэса», призванного якобы обеспечить выплату немецких репараций Франции.

По этому плану французские войска выводились из Германии (Франция теряла уголь Саара), и Германия получала значительные кредиты от США и Англии – до 400 млрд. долларов по курсу 1999 года. При этом ограничения на продажу новейших промышленных технологий отсутствовали. Всё это позволило Германии быстро восстановить свою промышленность и подготовиться к реваншу – Второй мировой войне.

Первая мировая война — ВИДЕО

Первая Мировая Война создала новые международные трения. В Европе и на Среднем Востоке были разрушены старая Австро-Венгерская и Оттоманская империи. Столкновение политических или экономических интересов людей приводило к возникновению новых силовых конфликтов.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Устроителем Парижской мирной конференции была победившая сторона - страны Антанты, блок из более чем двадцати государств. Конференция, хоть и с перерывами, длилась больше года - с 18 января 1919 года по 21 января 1920 года . Победители и проигравшие обсуждали схему послевоенного мира - каким он будет?

Страны-участницы.

В самом начале Парижской мирной конференции 1919 года на ней присутствовали только государства из блока Антанты - победители в закончившейся войне. Именно они составляли соглашения, договоры и условия для проигравших.

Германию и ее союзников пригласили в Париж уже позже - и не за тем, чтобы обсудить принятые решения, а просто для оглашения финальных позиций.

Россия, принимавшая в Первой мировой войне самое большое участие, и вовсе осталась «за бортом» конференции. Ни одного из лидеров, которые могли бы управлять страной на тот момент, не позвали в Париж.

Главную роль на конференции в Париже играли представители трех стран - Клемансо от Франции, Ллойд Джордж от Великобритании и Вильсон от США. Их называли еще «великой тройкой». Именно они на самом деле принимали решения, обсуждая варианты между собой.

Соглашения конференции в Париже.

Спустя год работы Парижская мирная конференция смогла подготовить несколько договоров, касающихся послевоенного раздела мира и санкций для побежденных стран:

  • Сен-Жерменский договор;
  • Версальский договор;
  • Трианонский договор;
  • Нёйиский договор;
  • Севрский договор.

Именно эти соглашения и стали краеугольным камнем Версальско-вашингтонской системы, установившиейся в мире.

Отдельным пунктом можно вынести «армянский вопрос». Армению, наиболее сильно пострадавшую в ходе войны, на конференцию не позвали, как и Россию - были слишком заняты переделом земель. Однако эта страна самостоятельно прислала свои делегации и предъявила к договаривающимся сторонам требования: признать независимость Армении, дать новому государству гарантии безопасности, выплатить репарации и наказать виновных в геноциде армян.

В 1920 году, во время подписания Севрского договора, эти требования были услышаны и выполнены.

Итоги Парижской мирной конференции.

Несколько договоров Парижской мирной конференции 1919 г. значительно повлияли на карту мира и на судьбу побежденных стран.

Германия была вынуждена расстаться с большинством завоеванных территорий - Эльзас и Лотарингия вернулись обратно к Франции, Познань, Поморье и часть Западной Пруссии - к Польше. Бельгия получила назад Мальмеди и Эйпен, и кроме того, Германия признавала суверенитет Австрии, Польши и Чехословакии.

Многие округа проигравшей страны были демилитаризованы, колонии отошли странам-победительницам.

Австрия по итогам Сен-Жерменского договора официально превращалась в отдельное от Венгрии государство, была вынуждена ограничить свои вооруженные силы и выплачивать денежную компенсацию пострадавшим странам.

Венгрия также лишилась больше части военных сил и выплатила репарации пострадавшим сторонам. Кроме того, Трансильвания и часть Баната отошли к Румынии, Бачка и Хорватия достались Югославии, а Чехословакия получила Словакию и часть Закарпатья.

И наконец, Турция по итогам Севрского договора также лишилась части своих территорий. Были окончательно поделены земли Османской империи.

§7. Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система

Цели и итоги I-й мировой войны (§§3-5, 7, 9 А.А.Кредер)


Страны

Цели

Итоги

Германия

Германия планировала создать Балтийское герцогство во гла­ве с одним из представителей прусской династии Гогенцоллернов [§9].




  • Россия должна отказаться от претензий на Прибалтику и Финляндию [§7],


  • Она теряла 1/8 часть своей территории.

  • Она теряла все свои колонии.

  • Она имела право только на 100-тысячную армию.

  • Ей запрещалось вве­дение всеобщей воинской обязанности.

  • Она не мог­ла иметь подводных лодок, военной и морской авиации.

  • Ее объявили виновником развязывания войны.

  • Ее общий объем репараций в 132 мил­лиардов золотых марок [§9].

Австро-Венгрия

Стремилась установить контроль над Балканами [§3].Россия с начала века сбли­жается с Сербией и Черногорией, выступая гарантом их независимости перед лицом враждебных действий Австро-Венгрии [§4].

Югославянские на­роды объединились вокруг Сербии в Королевство сербов, хорватов и словенцев [§7].

Версальский мирный договор (28 июня 1919 г.):

  • к Чехословакии – часть Силезии,

  • к Польше – Познань,
Парижская мирная конференция санкционировала создание Чехо­словакии [§7].

Османская империя

Брест-Литовский мирный договор (3 марта 1918 г.):


Болгария

Претендовала на Македонию, как и Сербия [§7].

Англия

уничтожение германского флота [§7];

уничтожение германского флота (Германия не мог­ла иметь подводных лодок, военной и морской авиации) [§7];

Британские доминионы взя­ли под свой контроль часть германских колоний (вероятно в Африке и Океании) [§§4, 7];

Согласно англо-франко-русскому соглашению о разделе Османской империи (1916 г.): России – Константинополь (Стамбул) и часть Закавказья, остальное делили между собой Англия и Франция [§5].

метрополия взя­ла под свой контроль часть Османской империи;

обеспечение мира путем разоружения;

Германия имела право только на 100-тысячную армию;

обеспечение мира путем создания Лиги Наций;

Создание Лиги Наций;

При определении границ в после­военной Европе предлагала исходить из принципов само­определения [§7].

Парижская мирная конференция санкционировала создание двух новых государств – Польши и Чехо­словакии.

получила 22% репараций [§7],

Франция

на­ложение на Германию максимально возможных репараций;

получила 52% репараций,

претендо­вала на часть наследия Османской империи;

создание на левом берегу Рейна буферного независимого немецкого государства;

Германия не име­ла права размещать гарнизоны в Рейнской области [§7],

германская территория на побережье Балтийского моря – Мемель (Клайпеда) перешла под управление Франции [§9],


возвращение Эльзаса и Лотарингии [§7];

возвращение Эльзаса и Лотарингии [§7],

Россия

  • Стремилась к обладанию черноморскими проливами [§3].

  • Согласно англо-франко-русскому соглашению о разделе Османской империи (1916 г.): России – Константинополь (Стамбул) и часть Закавказья , остальное делили между собой Англия и Франция [§5].

Брестский мир (3 марта 1918 г.):

  • Россия должна вы­платить репарации в сумме 6 миллиардов марок,

  • Россия должна уйти с Укра­ины,

  • Россия должна отказаться от претензий на Прибалтику и Финляндию,

  • Россия должна отдать Османской империи области с Карсом, Ардаганом и Батуми [§7],

Бельгия

к Бельгии – округа Германии [§7],

Сербия

  • Претендовала на Македонию, как и Болгария.

  • У Сербии возникли проблемы с Австро-Венгрией, которая захватила Боснию, значительную часть на­селения которой составляли сербы [§4].

Югославянские на­роды объединились вокруг Сербии в Королевство сербов, хорватов и словенцев [§7].

Япония

Потребовала от Гер­мании передать ей свои территории в Китае (1914 г.) [§4].

решено пере­дать Японии германские колонии в Китае [§7],

Италия

  • Стремилась установить контроль над Северной Африкой [§3].

  • Тироль, Триест, восточное побережье Адриатики (1915 г.) и часть Малой Азии [§5, 7].

  • получила 10% репараций [§7],

Румыния

Трансильвания, Буковина и Банат (1916 г.) [§5];

захватила Бесарабию [§7];

США

спасение мира с помощью создания более демократического порядка на новых принципах:

  • отказ от тайной дипломатии;

  • обеспечение свободы торговли и мореплавания;

  • осуществление разоружения;

  • признание прав на самоопределение в качестве основы послевоенного переустройства мира;

  • создание международной организации по поддержанию мира [§7];

создание Лиги Наций, но сенат США не ратифицировал Версальский договор [§7];

Вопросы 7.

1. Когда и почему Советская Россия вышла из войны?

2. Какие события ускорили поражение Германии и ее союзни­ков?

3. Каковы были условия перемирия, заключенного странами Антанты с побежденной Германией?
18 января 1919 г. в Париже начала работу конференция держав-победительниц в мировой войне, на которой были представлены 27 госу­дарств, воевавших с Германией. Наибольший вес на конференции име­ли позиции Великобритании, США и Франции.

1. Противоречия между державами-победительницами [§7 п.1 Загладин].

Между участниками конференции - премьер-министром Великобритании Д.Ллойд-Джорджем, президентом США В. Вильсоном, премьер-мини­стром Франции Ж. Клемансо и другими лидерами возникли серьезные разногласия.

Франция стремилась к расширению своей колониальной империи и к максимальному ослаблению Германии за счет репараций и отторже­ния от нее территорий по западному берегу Рейна.

Великобритания намеревалась расширить свою колониальную им­перию, но не желала чрезмерного ослабления Германии, чтобы не нару­шить равновесие сил в Европе в пользу Франции.

Особые условия мира отстаивал президент США В. Вильсон. За вре­мя войны американский экспорт увеличился в четыре раза. Ведущие европейские страны задолжали США за поставки военного времени 12 млрд. долл. Огромный экономический и финансовый потенциал обуславливал особую заинтересованность США в свободном доступе к мировым рынкам. Поэтому США не поддерживали стремления ев­ропейских держав к расширению своих колониальных империй, не желали подрывать мощь Германии репарациями, ведь это снизило бы ее покупательную способность.

Еще до завершения войны В. Вильсон определил свои взгляды на принципы будущего миропорядка. Чтобы пережитая война стала последней, условия мира, по мнению Вильсона, не должны унижать достоинства побежденных. В начале 1918 г. В. Вильсон сформулировал 14 основных принципов послевоенного мира. Они пред­полагали обеспечение свободы торговли и мореплавания, учет ин­тересов народов всех, в том числе и колониальных стран.

Сохранение мира на будущее должна гарантировать новая между­народная организация - Лига Наций , обеспечивающая строгое со­блюдение всеми странами международно-правовых норм. При воз­никновении споров между государствами Лига Наций должна играть роль третейского судьи, а в случае возникновения военного конф­ликта - организовывать коллективные действия для прекращения агрессии.
Третейский суд - разрешение конфликта между государствами мирным путем с привлечением в качестве арбитра (судьи) третьей, нейтральной, стороны, которой доверяют оба участника конфликта. Третейским судьей может быть международная организация или ней­тральное государство.
Предложенный Устав Лиги допускал возможность введения между­народных санкций против страны-агрессора, начиная от экономической блокады и кончая использованием военной силы. При этом делегация США настаивала, чтобы Устав Лиги вошел в качестве составной части в договор о мире с Германией.

2. Условия Версальского мира [§7 п.2 Загладин].

Идеи В. Вильсона казались европейским лидерам либо лицемерными, либо наивными и идеалистическими. С большим трудом был найден компромисс, зафиксированный в мир­ном договоре с Германией, подписанном 28 июня 1919 г.
Компромисс - урегулирование конфликта путем взаимных уступок его участников. Компромиссом выступает, например, раздел спорной территории, отказ от таких требований, обращенных к другому госу­дарству, которые для него неприемлемы.

  1. Великобритания и Франция согласились на создание Лиги Наций.

  2. Захваченные у Германии и Турции колонии были провозглашены нахо­дящимися под контролем Лиги Наций. Странам Антанты она передала мандаты, то есть право на управление ими. Франция получила Сирию и Ливан, Великобритания - Ирак, Пале­стину и большую часть германских колоний в Африке.

  • Она вернула себе Эльзас и Лотарингию, присоединенные к Германии после франко-прусской войны 1870-1871 гг.

  • Бывший германский район Саара, богатый углем, был передан под управление Лиги Наций, его судьбу предстояло решать на общена­родном голосовании - плебисците.

  • демилитаризованной зоной, то есть там не должны были сооружаться укрепления и находиться германские войска, кроме полицейских формирований.

  1. Германия признавалась виновной в развязывании войны, ее обязали выплачивать компенсацию за нанесенный ущерб (репарации ). Аванс оп­ределялся в 20 млрд. марок

Фотография 6. Д. Ллойд-Джордж, Ж. Клемансо и В. Вильсон направляются на подписание Версальского мирного договора


  1. Германии

Какие цели преследовала?

Каких уступок добилась?

  • расширение своей колониальной империи;

Франция получила Сирию и Ливан.

  • максимальное ослабление Германии за счет:

  • репараций;

Германию обязали выплачивать компенсацию за нанесенный ущерб (репарации ). Аванс оп­ределялся в 20 млрд. марок , а окончательную сумму предстояло подсчи­тать позднее.

Специальная конференция в 1921 году установила общий объем репараций в 132 мил­лиардов золотых марок , из которых должны были получить Франция (52%), Англия (22%) и Италия (10%) (§§3-5, 7, 9 Кредер).

Франция после поражения в франко-прусской войне 1870-1871 гг. заплатила 5 млрд. франков золотом, т.е. в 10 раз меньше! [А.Я.]

  • отторже­ния от нее территорий по западному берегу Рейна;

Германия согласно договору теряла 1/8 часть своей территории:

  • Эльзас и Лотарингия – к Фран­ции,

  • округа – к Бельгии,

  • часть Силезии – к Чехословакии,

  • часть Пруссии и Поморья, а также Познань – к Польше,

  • Северный Шлезвиг – к Дании,

  • Мемель – к Литве.

Германский район Саара , богатый углем, был передан под управление Лиги Наций, его судьбу предстояло решать на общена­родном голосовании - плебисците.

Территория Германии по западному берегу Рейна провозглашалась демилитаризованной зоной .

Германии запрещалось иметь вооруженные силы численностью бо­лее 100 тыс. человек, создавать военную авиацию и подводный флот, строить надводные военные корабли.

Без армии Германия теперь никто и звать никак [А.Я.].

  1. Парижской конференцией признавались границы новых европейских государств - Польши, Чехословакии, Австрии и Венгрии. Польше пере­давались восточные земли Германии, Румынии - Трансильвания (ра­нее входила в состав Австро-Венгрии) и часть приграничной с Болгари­ей территории. Наибольшие же территориальные приращения получила Сербия, ставшая ядром нового государства - Югославии (Королевства сербов, хорватов и словенцев).

3. Противоречия Версальской системы [§7 п.3 Загладин].

Заложенные союзниками осно­вы послевоенного европейского и мирового порядка были несовершенны , несли в себе зачатки множества проблем и конфликтов.

Как считал один из самых известных экономистов XX в. Дж. Кейнс, серьезной ошибкой Антанты была недооценка значения экономических проблем послевоенного миропорядка , желание получить как можно больше от побежденных, в то время как следовало думать о содей­ствии им в восстановлении экономики. Это привело к социальным и политическим потрясениям в Центральной и Восточной Европе, обо­стрению этнических проблем.

Границы новых государств в Европе определялись без учета ин­тересов народов, населяющих их территории.


  • Около 30 млн. человек оказались на положении национальных меньшинств (немцы в Польше, Чехословакии, Югославии, венгры в Румынии, Чехословакии, Юго­славии, украинцы и белорусы в Польше). Многие из них вынужденно эмигрировали, но мечтали вернуться в родные края.

  • После создания Югославии хорваты и словенцы, исповедующие католичество (31% населения), и мусульмане, проживающие в Боснии и Македонии (10%), оказались на положении религиозного меньшинства . Православные сербы (43% населения) считали своей заслугой воссоединение славян, контролировали армию и центральные органы управления нового го­сударства, приобрели в нем решающую роль, что несло в себе зародыш будущих конфликтов.
Государства , которые считали, что их жизненные интересы ущемле­ны, не были удовлетворены условиями мира.

  • Германия приняла усло­вия Версальского мира лишь после угрозы возобновления военных дей­ствий со стороны союзников.

  • В Германии, Венгрии и Болгарии проблема возвращения территориальных потерь стала главной во внутренней по­литике, основой консолидации милитаристских, реваншистских сил.

  • Италия принадлежала к лагерю победителей, но большинство ее поли­тиков считало, что Парижская конференция не учла ее интересы при разделе колоний.
Лига Наций не стала универсальной организацией.

  • В ее состав не вошла охваченная гражданской войной Россия.

  • Сторонники изоля­ционистской политики в конгрессе США сорвали ратификацию Устава Лиги Наций, поскольку некоторые его положения противоречили «доктрине Монро», по которой США не могли принимать участия в конфликтах вне Западного полушария.
США не вошли в Лигу Наций, подписав с Германией в 1921 г. отдель­ный мирный договор.
Ратификация - одобрение высшим законодательным органом стра­ны подписанного международного соглашения. Принято считать, что без ратификации соглашения, предполагающие, что государство принимает на себя определенные обязательства, не вступают в силу.

4. «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции [§7 п.4 Загладин].

Важней­шим источником слабости Версальской системы было неучастие в ней России.

В апреле – июне 1918 г., после заключения мира между Россией и Германией, союзники высадили десанты в портовых рос­сийских городах (Япония - во Владивостоке, Англия - в Мурманс­ке), с тем чтобы предотвратить передачу немцам запасов оружия, ранее доставленного в эти города. После капитуляции Германии союз­ники заняли также портовые города Причерноморья. Территории, окку­пированные войсками стран Антанты, становились базой деятельности антибольшевистских сил - от монархистов до левых эсеров.

Председатель Высшего военного совета Антанты маршал Ф. Фош предлагал решить проблемы России путем открытой интервенции.

Однако недовольство в войсках, утомленных войной, требующих де­мобилизации, протесты общественности, опасения, что вмешательство во внутренние дела России выльется в затяжную и непопулярную в странах Запада войну, заставили союзников летом 1919 г. эвакуиро­вать войска с европейской части территории России. Они решили ограничиться экономической блокадой Советской России, помощью антибольшевистским движениям, поставками ему оружия.

5. Вашингтонская конференция [§7 п.5 Загладин].

За годы войны Япония примерно в четыре раза увеличила объем выпуска промышленной продукции, при­близившись по своей доле в мировом промышленном производстве к показателям Франции.

Это нарушало прин­ципы «открытых дверей» и «равных возможностей» в Китае, принятые до войны. Кроме того, японские войска вторглись на территорию Рос­сии на Дальнем Востоке, оккупировали северную часть Сахалина.

Подобное усиление Японии , расширение ее сфер влияния вызывало беспокойство остальных великих держав.

1) “Договор девяти”.


Ей пришлось пойти на серьезные уступки. Япония:

  • отказалась от «21 условия» к Китаю,

  • вернула ему захваченный бывший германский порт Циндао,

  • подтвердила приверженность прин­ципу «открытых дверей».

2) “До­говор пяти”.

Было заключено соглашение по ограничению морских вооружений , ко­торое должно было предотвратить возникновение соперничества в мор­ской мощи между победителями.

Конференция установила, что по линейным кораблям, считавшимся основной ударной силой фло­та, пропорции между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией могут составлять примерно 5:5:3:1,75:1,75.

Единственная уступка, которая была сделана Японии, состояла в обя­зательстве США воздерживаться от военного строительства на принад­лежащих им островах в западной части Тихого океана и на Филиппи­нах.

На Парижской и на Вашингтонской конференциях интересы наро­дов колониальных и зависимых стран не принимались во внимание. Это обострило противоречия между ведущими индустриальными странами и метрополиями в 1920-1930-е гг.

Вопросы и задания


  1. Объясните суть предложенных В. Вильсоном принципов уст­ройства послевоенного мира. Как вы думаете, чем они были продиктованы? Было ли реальным их осуществление после войны? Почему?

  2. Заполните таблицу «Намерения держав-победительниц на Па­рижской конференции» .

  1. Сделайте вывод, почему после окончания войны между дер­жавами-победительницами возникли противоречия.

  2. Охарактеризуйте основные условия послевоенных мирных до­говоров. Покажите на карте территориальные изменения в мире после первой мировой войны.

  3. Объясните, в чем состояла слабость Версальско-Вашингтонской системы. Какие причины ее определили?

  4. Когда, с какой целью была создана Лига Наций? Почему в нее не вошли США и Россия?

  5. Как первая мировая война изменила карту Европы?

Документальные материалы

Из послания В. Вильсона конгрессу США (8 янв. 1918г.):

В этой войне мы не требуем чего-либо особого для себя. Мы требуем, чтобы в мире можно было жить в безопасности, что­бы мир стал безопасным для каждой миролюбивой нации, ко­торая, подобно нашей, хотела бы вести собственный образ жизни, устанавливать собственные институты, быть уверенной в справедливости и честности со стороны других народов мира, не допускающих применения силы и агрессии.

Из произведений Дж. Кейнса:

Мирный договор не сделал ничего для экономического вос­становления Европы, ничего для того, чтобы превратить по­бежденные Центральные державы в добрых соседей, чтобы дать устойчивость вновь созданным государствам, образумить Россию. Он не подготовил путь для осуществления экономи­ческой солидарности в среде самих союзников. В Париже не пришли к соглашению о восстановлении расстроенных фи­нансов Франции и Италии, ничего не сделали для согласова­ния системы Европы и Нового Света.

Клемансо думал о том, как бы задушить экономическую жизнь врага. Ллойд-Джордж - как бы поудачнее совершить сделку и привезти домой нечто такое, что выдержит критику на неделю. Президент США - как бы не сделать чего-либо противного справедливости и праву <...>.

Основная экономическая проблема Европы, истощенной и разлагающейся на глазах, была единственным вопросом, к которому оказалось невозможно привлечь внимание.
Вопрос 8. Как Дж. Кейнс относится к подписанному мирному договору? Найдите в тексте документа оценки деятельности лидеров держав-победительниц.

XX век в лицах

Томас Вудро Вильсон (1856-1924) - пре­зидент США в 1913-1921 гг. от Демократи­ческой партии.

Выходец из семьи пресвитерианского пас­тора, был воспитан в духе протестантских религиозных традиций. Известный ученый, специалист в области права и государствен­ного строительства, ректор Принстонского университета. Покинул этот пост, вступив в конфликт с попечителями и преподава­телями университета, которым не по душе пришлись жесткость Вильсона, его склон­ность к административным экспериментам.

Тем не менее, в 1910 г. Вильсон добился избрания на пост губернатора штата Нью-Джерси, а в 1913 г. стал президентом США. При Вильсоне были проведены реформы в области таможенной, нало­говой, банковской политики (введение системы прогрессивного налого­обложения, государственного контроля над банковской деятельностью), расширены права профсоюзов, ужесточено антимонопольное законо­дательство.

В.Вильсон считал, что политика государства должна быть направлена на воплощение в жизнь морально-этических и религиозных норм. Он доби­вался, чтобы США играли активную роль на международной арене, гаран­тируя своей мощью устойчивый порядок в мире. Отказ конгресса США поддержать разработанную Вильсоном идею Лиги Наций был для него тяжелым ударом. Он заболел и отошел от дел, предоставив управление аппаратом Белого Дома своей жене.

В отличие от 2005 года, когда машины в Париже жгли в основном мигранты и их дети, в этот раз в протестах участвует городской средний класс, возмущенный ростом цен на топливо

Протесты, которые вот уже две недели сотрясают Францию, постепенно превращаются в фактор европейской политики и заставляют задуматься о том, каковы в современном обществе формы и методы оптимального взаимодействия народа и власти.

Предыстория проблемы достаточно известна: на фоне мирового тренда с дорожающей нефтью и в контексте бурного романа между французскими социалистами и «зеленым» лобби цены на моторное топливо во Франции в последние два года росли существенно быстрее, чем в остальных странах Евросоюза. Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что дизельное топливо, которое всегда оставалось на 10-15% дешевле бензина, с 2013 года из-за введения различных «экологических сборов» стало дорожать ускоренными темпами. Только за последние 12 месяцев цены на него выросли на 22% и дизель сравнялся по цене с бензином. По состоянию на 30 ноября дизельное топливо продавалось по цене €1,43 за 1 л (что соответствует 108 рублям по текущему курсу), а на некоторых АЗС и того дороже. В этой цене налоги составляют около 59%, но государству захотелось большего, ведь в цене 95-го бензина эта доля достигает 66%, и было решено с 1 января 2019 года налоги на «вредный» дизель дополнительно повысить. Это грозит привести к дополнительному удорожанию топлива на 7,6 евроцента за литр, или почти на 5%.

Здесь народ и не сдержался. Протесты начинались мирно, как, собственно, и происходит в Европе в большинстве случаев. Но тут же получили широкую поддержку населения, так как люди давно устали от безумных даже по европейским меркам притязаний правительства (налоги во Франции самые высокие в Европе - чтобы получить на руки €100, работник и его работодатель должны заплатить «сверху» еще €131). 24 ноября число протестующих по всей стране превысило 100 000 человек. Министр внутренних дел Франции обвинил в организации беспорядков лидера крайне правого «Национального фронта» Марин Ле Пен, которая в 2017 году была соперницей Эммануэля Макрона на президентских выборах. Конечно, среди протестующих могли быть и наверняка были ее сторонники, но для большинства эти доводы стали дополнительным доказательством неадекватности властей, и ситуация обострилась. Как результат: сотня сожженных машин, почти тысяча арестованных манифестантов, двести раненых полицейских и четверо погибших, включая 80-летнюю пенсионерку, случайно убитую в Марселе полицейской шумовой гранатой.

По указанию президента Макрона премьер-министр страны Эдуар Филипп начал переговоры с протестующими, но градус противостояния пока не снижается.

Можно констатировать, что сегодня французские протесты существенно превзошли те, что происходили в 1995 году, когда страна была парализована всеобщими забастовками, спровоцированными реформой пенсионной системы (проще - повышением пенсионного возраста), запущенной кабинетом премьер-министра Алена Жюппе после четырнадцати лет правления президента-социалиста Франсуа Миттерана.

Следует признать, что современная демократия становится все менее устойчивой. В странах, где демократический выбор реален и богат, победа все чаще достигается очень незначительным большинством (или даже меньшинством), а масштаб разногласий противостоящих политических лагерей оказывается таким большим, что каждая из сторон начинает затем руководствоваться исключительно ненавистью к противоположной. Там, где реального выбора нет из-за всякого рода «фильтров» и партийных ограничений, но демократические процедуры все еще принято формально соблюдать, повсеместно снижается явка, и победитель сталкивается затем с безразличием и недоверием. И в том и в другом случае легитимность власти оказывается относительно условной, и поэтому к ее традиционной логике - «до выборов еще пять [четыре, три] лет, так что можно делать почти все, что захочу» - обязательно следует добавлять элементарную осторожность и понимание, что электорат не стоит злить. Разного рода «майданы» в мире постмодернистской политики и социальных сетей становятся все более распространенными и успешными именно потому, что малейшее разочарование во власти деморализует ее сторонников и в то же время сплачивает противников, убежденных в том, что легитимность институтов относительна.

Во Франции сегодня мы наблюдаем именно такую ситуацию, а не банальную забастовку, каких бывало много. Сейчас целый ряд аналитиков ведут счет потерям и убыткам этой осени, сравнивая происходящее с событиями 2005 года. На мой взгляд, это совершенно ошибочно. Тогда протесты начались в пригородах Парижа, в бедных и преимущественно иммигрантских районах, и машины жгли в основном мигранты и их дети, тем самым выражая свое возмущение царящей «несправедливостью». Сегодня ситуация противоположна: на улицы - причем центральные - выходит городской средний класс, который не хочет больше платить бешеные налоги, значительная часть которых тратится на пособия и SMIC (минимальный размер оплаты труда) для тех, кто громил все вокруг 13 лет назад. Власти столкнулись с, вероятно, самым серьезным протестом с революционного 1968 года. В нем слилось все: недовольство высокими налогами и стоимостью жизни, разочарование проводимой социальной политикой, опасение нарастающей иммиграции, ощущение оторванности французских и европейских политиков от народа. Французский президент, избранный в прошлом году едва ли не как спаситель нации, пользуется сегодня поддержкой всего 25% избирателей.

Однако проблема не ограничивается лишь масштабами протеста и глубиной разочарования. Существенно осложняют дело два фактора. С одной стороны, это поддержка протестующих населением: по последним данным, она приближается к 84%, что делает практически невозможным применение любых жестких мер к манифестантам. С другой стороны, нынешний протест, в отличие от событий полувековой давности, не имеет организованного ядра - руководителей, с кем при желании власть могла бы инициировать диалог. Все это крайне ограничивает действия правительства, сводя их, по сути, лишь к аресту зачинщиков и наиболее активных участников протеста. Такая тактика имеет небольшие шансы на успех, ведь ни в одной европейской стране сегодня нельзя арестовать несколько тысяч человек в надежде держать их в камерах больше одного-двух дней. А уличные протесты в стране пока не собираются идти на спад. И все это не оставляет Елисейскому дворцу иных вариантов, кроме как отступить. Победа в противостоянии, в которое оказался втянут президент Макрон, невозможна. Уступки необходимы здесь и сейчас, иначе может быть поздно.

Думаю, что нынешним французским властям хватит политической мудрости, чтобы это понять и достойно отказаться от непопулярных решений. Вполне возможно, что за оставшиеся несколько лет пребывания в должности «технократический» президент сумеет вернуть себе доверие избирателей.

Протесты во Франции, на мой взгляд, показывают, что даже в благополучных и богатых обществах с относительно некоррумпированной властью у населения есть большой список претензий к своим правителям. Очевидно, что в политике XXI века нет и не может быть твердо установленных сроков пребывания у власти, гарантированной послушности народа на фоне произвольно принимаемых законов и правил. Сегодня государство возвышается не над массами и классами, как это было еще сто лет назад, а над подвижным множеством индивидов, которые порой способны мобилизоваться по причинам, в которых заранее сложно разглядеть повод для недовольства.

Наблюдая за событиями во Франции, прежде всего хочется спросить самого себя, а может ли нечто подобное произойти в России, где бензин давно уже привык дорожать на фоне снижающихся цен на нефть? С одной стороны, и в России, и в большинстве других стран постсоветского пространства население не готово выходить на улицу против системного ухудшения экономической ситуации, затрагивающего большинство граждан. Подобных выступлений в этих странах не видели с начала 1990-х годов. И даже пенсионная реформа, не говоря уже о повышении НДС или росте цен на бензин, не вызвали в России ничего сопоставимого по масштабу и ожесточенности с французским протестом.

С другой стороны, парижские протесты ставят другой очень важный вопрос: как ответит российская власть на выступления, хотя бы отдаленно сходные по масштабу и характеру с французскими? Лично у меня тут нет сомнений: реакция будет в разы более радикальной, чем в Европе. И если это случится, то никто не сможет спрогнозировать реакцию толпы. И более того, никто не сможет гарантировать лояльность властям простых полицейских или омоновцев, если вместо отправки в автозаки хихикающих подростков дело дойдёт до настоящих уличных столкновений.

В понедельник, 10 декабря, президент Франции Эммануэль Макрон обратился к гражданам своей страны. Видеообращение транслировали главные французские телеканалы.

Макрон объявил об увеличении минимального размера оплаты труда (SMIC) и отмене с 2019 года обложения сверхурочных часов социальными сборами, а также попросил работодателей выплатить сотрудникам новогодние премии. Это обойдется правительству минимум в 15 миллиардов евро, написал в Twitter журналист Paris Match со ссылкой на расчеты комиссии Национального собрания по социальным вопросам.

- События последних недель глубоко взбудоражили Францию. Они смешали как легитимные требования народа, так и неприемлемые акты насилия , - начал свое обращение Эмманюэль Макрон.

Эксперты услышали в этом угрозу всем, кто виновен в беспорядках и погромах во многих городах Франции. Они будут наказаны. Всех, кто участвовал в протестах, президент назвал «оппортунистами», которые воспользовались «легитимным» народным гневом для достижения своих целей. Среди этих оппортунистов Макрон упомянул и «безответственных политиков», которые ведут страну «к хаосу и анархии». Однако переходить на личности он не стал.

В видеообращении президент Франции объявил о четырех ключевых мерах, которые должны повысить благосостояние населения и успокоить недовольных. Другими словами, он пошел на уступки и практически объявил о выполнении всех требований «желтых жилетов».

Во-первых, в ближайшее время во Франции будет увеличена минимальная заработная плата. В 2019 году она подрастет на 100 евро. «Это не обойдется предприятиям ни на одно евро больше», - подчеркнул президент. То есть повышение будет обеспечено из государственной казны.

Во-вторых, со следующего года снова уйдут в прошлое налоговые сборы за сверхурочные часы. В свое время такую реформу вводил Николя Саркози, но Франсуа Олланд отменил ее.

В-третьих, Макрон попросил работодателей выплатить работникам премию по итогам года, или, как ее прозвали в народе, «новогоднюю премию». В некоторых странах это называется тринадцатой зарплатой. Президент подчеркнул, что она также не будет облагаться налогом.

И в-четвертых, Макрон пообещал отменить для пенсионеров запланированное на 2019 год повышение сбора CSG - социальных выплат, за счет которых финансируется государственная система здравоохранения и фонд помощи безработным. Повышение реализуется во Франции с 1991 года и повышается с каждым новым правительством. Но это будет касаться не всех пенсионеров, а лишь тех, доход которых составляет меньше 2000 евро в месяц.

Все эти меры должны повысить покупательскую способность французов, уверен Макрон.

В своем видеообращении президент также буквально объявил войну «налоговым беглецам», которые регистрируются в странах с более низкими налогами, а работают в Пятой республике. Макрон пообещал добиться того, чтобы работающие в стране филиалы иностранных предприятий платили свои налоги во Франции.

- Когда нaчинается насилие, заканчивается свобода. Теперь во Францию должен вернуться рeспубликанский порядок и спокойствие. Мы сделаем все для этого. Мы не сможем построить ничего, пока будем oпасаться за спокойствие на наших улицах. И я уже дал прaвительству наиболее жесткие инструкции по этому поводу. Но при этом я не забываю, что в стране есть гнев. Его ощущают многие из нас. И этот гнев вырaжается не только в тех недопустимых разрушениях, о которых я говорил. Конечно, это гнев против налога, и премьер-министр уже отменил его увeличение, намеченное на начало года. Но этот гнев может быть нашей вoзможностью. Это чувствoвалось последние 40 лет: это ощущали рабочие, это ощущaлось в деревнях, где госуслуг прeдоставлялось все меньше… 40 лет люди чувствовали, что их не слышат. Все это пришло к нам издалека, но происходит здесь, сейчас! За полтора года мы не смогли найти быстрое и эффeктивное решение проблемы. И я чувствую свою oтветственность, - выступление Макрона длилось около 13 минут.

Предложения Эмманюэля Макрона могут поставить под угрозу соблюдение Францией одного из главных требований Евросоюза, согласно которому дефицит бюджета должен составлять меньше 3% от ВВП. В Еврокомиссии заявили, что будут внимательно следить за экономической ситуацией во Франции.

Лидеры оппозиционных партий осудили заявления президента. Некоторые из них призвали французов к «гражданской революции».

При этом, как отмечает издание LCI, ссылаясь на данные социологического опроса, большинство французов поддерживают экономические меры президента Франции и довольны его видеообращением. Об этом заявили 54% опрошенных.