Островский, "Бесприданница": анализ и характеристика героев. Литературно-исторические заметки юного техника Про что произведение бесприданница краткое содержание

«Бесприданница» - драма А.Н. Островского, сороковая («юбилейная») пьеса написанная великим русским драматургом. Удивительная, даже исключительная сценическая судьба этой пьесы XIX века и в наши дни продолжает привлекать внимание историков театра и исследователей-литературоведов. Театральные постановки и киноэкранизации «Бесприданницы», давно ставшие классикой, по-прежнему пользуются любовью отечественного зрителя.

Нина Алисова в роли Ларисы

Как могло случиться, что из всего огромного литературного наследия великого русского драматурга А.Н. Островского, только эта, непринятая и непонятая современниками автора пьеса, перешагнула все временные рубежи и обрела настоящее бессмертие?

Попробуем разобраться.

На протяжении XIX и XX веков отношение зрителей и критиков к творчеству А.Н. Островского претерпевало множество изменений. Демократическая критика конца 1850-начала 1860-х годов пыталась увидеть в произведениях драматурга некий социальный протест против косности и застоя окружающей действительности. Некоторые современники (в частности писатель и критик П. Боборыкин) вообще отказывали Островскому в праве быть драматургом, отмечая несценичность, даже эпичность его самых удачных пьес.

Наиболее острую полемику вызвала драма Островского «Гроза». По мнению большинства литературоведов, сам А.Н. Островский приобрёл всеобщую известность как драматург исключительно стараниями Н. Добролюбова. Обстоятельные критические разборы Добролюбовым пьес Островского на страницах некрасовского «Современника» уже в XIX веке стали хрестоматийными. Именно Добролюбов изобрёл и «тёмное царство», и «луч света», и массу других штампов до сих пор активно эксплуатируемых в школьных сочинениях. Однако рядом с добролюбовской практически сразу оформилась и иная линия в интерпретации творчества А.Н. Островского. Это линия А. Григорьева - личного друга драматурга, который считал мир его произведений вовсе не «тёмным царством», а царством «поэзии народной жизни».(к ней тяготеют статьи М. М. Достоевского и М.И. Писарева). У Добролюбова и Григорьева «Гроза» включалась в разные эстетические контексты (в зависимости от мировоззрения критиков, их понимания исторических закономерностей и движущих сил русской жизни). В одном случае она была прочитана как жёсткая социальная драма, в другом - как высокая поэтическая трагедия.

Пьесе «Бесприданница» повезло гораздо меньше. Если в конце 1850-х - начале 1860-х годов Добролюбов, Григорьев, М. Писарев и другие ведущие критики ломали копья в спорах: является ли Катерина из «Грозы» «лучом света в тёмном царстве», то в 1878 году, когда появилась «Бесприданница», пьесу практически не заметили.

Несмотря на то, что сам А.Н. Островский считал свою сороковую пьесу лучшим драматическим произведением, её постановки в Москве и Петербурге разочаровали не только критиков, но и давних поклонников творчества драматурга. К «Бесприданнице» приклеили ярлык весьма заурядной, скучноватой пьески с банальным сюжетом и забыли о ней на долгие годы.

Но действительно талантливые произведения, как правило, переживают своих авторов и находят отклик в сердцах будущих поколений. Пьеса «Бесприданница» обеспечила А.Н. Островскому бессмертие в веках. Драматург безошибочно предугадал это бессмертие, взяв за основу пьесы сюжет жестокого городского романса. Вечная, непреходящая тема соотношения идеального и материального начал (любовь и бедность), навсегда «поймала в сети» российского зрителя. На наш взгляд, именно этим объясняется феномен «Бесприданницы», пережившей всех своих критиков и гонителей. Вот уже почти полтора столетия пьеса не сходит со сцен ведущих театров страны, а её кинематографические версии - «Бесприданница» Протазанова (1936) и Худякова (1974), «Жестокий романс» Э.Рязанова (1982) - оставались и остаются любимыми фильмами для нескольких поколений как советских, так и постсоветских людей.

История создания пьесы

А. Н. Островский, будучи весьма зависимым от театра, исключительно театральным драматургом, обычно писал свои вещи в сравнительно короткие сроки. На протяжении 30 лет (с 1853 по 1883 годы) его новые пьесы каждый сезон ставились на сценах главных московских и петербургских театров. За свою творческую жизнь А.Н. Островский успел сочинить пятьдесят четыре пьесы (из них только семь в содружестве с другими драматургами). Однако свою сороковую пьесу «Бесприданница» автор намеренно снял с привычного театрального конвейера, обдумывал и создавал её несколько лет.

Как свидетельствует помета Островского на первом листе автографа, драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве, а закончена лишь осенью 1878-го.

Параллельно с работой над «Бесприданницей» драматург успел создать несколько очень известных пьес, сразу же принятых к постановке Малым театром: «Волки и овцы»(1875), «Богатые невесты» (1876), «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877), «Последняя жертва» (1878). Все они прошли с большим успехом.

Но, как свидетельствует переписка А.Н. Островского, четыре года автор буквально жил своей «Бесприданницей». Он постоянно возвращался именно к этой пьесе, обдумывал сюжетные линии, характеры и монологи главных персонажей; не желая упускать ни малейшей детали, отделывал свою сороковую по счёту вещь самым тщательным образом.

1 октября 1876 года, сообщая своему другу, актёру Александринского театра Ф. А. Бурдину о своей работе над комедией «Правда - хорошо, а счастье лучше», Островский писал: «Все мое внимание и - все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение».

На черновом автографе «Бесприданницы», хранящемся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Островский пометил: «Opus 40». Вторичное упоминание о работе над «Бесприданницей» встречается в письме драматурга к Бурдину от 3 февраля 1878 года из Москвы: «…я теперь занят большой оригинальной пьесой; я желаю ее кончить зимой к будущему сезону, для того, чтобы быть свободнее летом».

В сентябре 1878 года драматург также писал одному из своих знакомых: «Я работаю над своей пьесой изо всех сил; кажется, выйдет не дурно».

Надежды, казалось бы, оправдались. Вскоре после завершения работы, 3 ноября 1878 года, драматург сообщал из Москвы: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений»

Одновременно Островский вёл переговоры о постановке «Бесприданницы» в Москве и в Петербурге. 28 октября 1878 года «Бесприданница» уже была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом.

Провал в Москве

Премьера «Бесприданницы» состоялась на сцене Малого театра в Москве уже 10 ноября 1878 года. Она прошла под знаком бенефиса актёра Н.И.Музиля, игравшего Робинзона. Второй раз пьеса была дана в бенефис М.П. Садовского (Карандышев). Островский неоднократно свидетельствовал о большом успехе спектакля в Москве (см. его письмо к Ф.А.Бурдину от 27 декабря 1878 г., а также «Записку по поводу проекта „Правил о премиях… за драматические произведения“ 1884 г.).

Однако, по мнению большинства рецензентов, пьеса «Бесприданница» потерпела полнейший, несомненный и даже окончательный провал.

Постановка нового произведения Островского была осуществлена всего за какие-нибудь десять дней. Теперь в это трудно даже поверить. Однако для той поры это было явлением совершенно обыкновенным. Понятно, что в столь сжатые сроки ни актёры, ни режиссёр, не могли даже толком осмыслить произведение, которое предстояло преподнести публике со сцены.

Гликерия Федотова

Первой исполнительницей роли Ларисы Огудаловой на московской сцене стала актриса Гликерия Николаевна Федотова. Г.Федотова была яркая актриса, которой удавались равно и драматические, и комедийные роли. Однако роль Ларисы в исполнении Федотовой признана крайне неудачной. Вот некоторые реплики критиков: «Окончательно лишила правды и оригинальности»; «пропасть между мелодраматическим тоном, взятым актрисой, и «всей остальной бытовой средой» сделала лицо актрисы «фальшивым и банальным», и т. д.

В последующих постановках «Бесприданницы» в Малом театре Ларису играла М.Н. Ермолова. Роль Карандышева исполнил М.П. Садовский, имевший в театре амплуа «бытового простака» и «комика». Он также не сумел раскрыть один из самых психологически сложных образов пьесы.

Через день после московской премьеры, 12 ноября, в «Русских ведомостях» появилась рецензия давнего и постоянного оппонента Островского П. Боборыкина. По мнению рецензента, на бенефис артиста Н. Музиля (он играл Робинзона) «собралась вся Москва, любящая русскую сцену». Все ожидали хорошей пьесы, но не дождались. «Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей», ибо публика «явно переросла те зрелища», какие предлагает ей Островский. Особенное возмущение рецензента вызвал незамысловатый сюжет «Бесприданницы», ибо никакого интереса нет в истории о том, как «какая-то провинциальная девушка полюбила негодяя, согласилась выйти замуж за антипатичного пошляка и, отвергнутая другой раз предметом своей страсти, подставляет свою грудь под пистолет жениха». Досталось и героине: «...эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы… ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешон своей умственной и нравственной «низменностью».

Мария Ермолова

В Ларисе Боборыкин увидел полное повторение героинь из «Бешеных денег» и других пьес Островского, а в Паратове - ещё одного негодяя из целого ряда распутных пошляков в прежних пьесах драматурга (в том числе - Вадим Дульчин в «Последней жертве»). Самым удачным образом был назван Карандышев, но критика очень смущала его противоречивость и двойственность. Театральные актёры XIX века ещё не умели это играть. Даже очень хороший актёр вряд ли смог бы «замаскировать» двойственность Карандышева в конце третьего и четвёртом акте.

Весьма показательно, что опытный литератор, автор романов и пьес, П. Боборыкин оказался неспособным ни постичь сюжет пьесы, ни понять сложность характеров и связывающих их отношений. Он до крайности всё упростил, огрубил, не схватил главного ни в проблематике пьесы, ни в её художественном воплощении, даже не приблизился к сердцевине замысла.

Остальная московская критика либо вторила Боборыкину, либо и вовсе отмалчивалась.

К сожалению, в 1878 году, когда уже не было в живых ни Н. Добролюбова, ни самого верного поклонника творчества А.Н. Островского Аполлона Григорьева, оценить «Бесприданницу» по достоинству оказалось некому. Драматург пережил всех своих талантливых критиков, предоставив право далёким потомкам оценивать своё сороковое, «юбилейное» произведение.

Премьера в Петербурге

В Петербурге «Бесприданница» вызвала более сочувственные отклики. Премьера состоялась на сцене Александринского театра 22 ноября 1878 года, в бенефис Ф.А. Бурдина, с участием премьерши М. Г. Савиной, исполнявшей роль Ларисы. В спектакле также приняли участие: Полонский (Карандышев), Бурдин (Кнуров), Сазонов (Вожеватов), Нильский (Паратов), Читау (Огудалова), Арди (Робинзон), Васильев 1-й (Гаврило), Горбунов (Иван), Константинов (Илья), Натарова 1-я (Евфросинья Потаповна).

Актёры Александринского театра, среди которых у Островского было немало друзей, весьма прохладно отнеслись к новой пьесе. Бурдин первоначально возражал против роли Кнурова. Она казалась ему эпизодической и маловажной для бенефиса («аксессуарная роль»). Н.Ф.Сазонов отказался играть Карандышева, потребовав от автора значительных сокращений текста.

Театральная критика отмечала превосходную игру М.Г. Савиной, но самой актрисе пьеса не нравилась, также как и не нравилась собственная работа в ней. На гастролях в провинции, куда Савина возила свои любимые роли, она сыграла «Бесприданницу» только три раза и бросила навсегда. Она играла Ларису «слишком идеальной», «слишком непостижимой» с точки зрения здравого смысла, театральных критиков и немногочисленных рецензентов.

Петербургские газеты «Новое время» и «Голос» дважды возвращались к оценке «Бесприданницы». На рецензента «Нового времени» пьеса произвела «сильное впечатление», но и он не увидел в фабуле ничего нового: ни тип главной героини, ни другие фигуры не новы; пьесе не хватает сценического движения, действия и т. д. Рецензенты «Голоса» с одной стороны хвалили Островского как бытописателя, подчёркивая точные характеристики и сложные характеры её персонажей. Но в то же время они не могли простить драматургу слишком грубой реалистичности, неприкрытого цинизма его героев (Паратова, Кнурова с Вожеватовым, даже Ларисы). Получалось, что критики ценили «Бесприданницу» за реалистично раскрытое в ней «бесстыдное и холодное бессердечие», ставшее главным признаком современного прогресса, но тут же обвиняли автора в недооценке положительных сторон этого пресловутого прогресса и непроглядном пессимизме.

Разноречивость критических оценок, на наш взгляд, вызвана новаторской природой самой пьесы, её сценической, композиционной, психологической сложностью, намного опередившей каноны своего времени. К сожалению, современные автору театральные критики, режиссёры и актёры, не привыкшие выходить за рамки своего сценического амплуа, оказались не в состоянии понять новаторство Островского. Напротив, в 1870-е годы на драматурга всё чаще и чаще сыпались упрёки в идеологической отсталости, избитости, шаблонности, исчерпанности его драматургической поэтики. Общественность настоятельно требовала появления на сцене других персонажей, свободных от пессимизма и пережитков «тёмного царства», т. е. героев, живущих настоящим, откликающихся на социальные и политические проблемы современности, героев-труженников, новаторов, борцов.

Но автор «Грозы», «Леса», «Бесприданницы» резко отличался от драматургов, писавших на «злобу дня» и потакавших сиюминутным интересам зрителя. Он звал к постижению глубоких, труднодоступных истин и потому верил не только в зрителя сегодняшнего, но и завтрашнего, в зрителя будущего. Именно поэтому глубоко продуманная, во многом опередившая своё время пьеса Островского в 70-е годы XIX века пришлась не ко двору ни театральной критике, ни широкому зрителю. Несмотря на полный актёрский ансамбль, в сезон 1878-79 годов пьеса ставилась в репертуар Александринского театра крайне редко, а потом о ней и вовсе забыли. В Петербурге «Бесприданница» сошла со сцены уже в 1882 году и не появлялась на ней 15 лет. В Москве пьеса держалась дольше - до 1891 года. Возобновили «Бесприданницу» на обеих столичных сценах в сезон 1896 -1897 гг. Но это была уже новая жизнь хорошо забытой пьесы.

Вторая жизнь «Бесприданницы»

Возвращение «Бесприданницы» А.Н. Островского на подмостки столичных и провинциальных театров связано с именем великой русской актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Именно Комиссаржевская по-настоящему открыла роль Ларисы, а сама уже во многом изменившаяся эпоха вдохнула новую жизнь в этого персонажа.

Вера Комиссаржевская

На рубеже XIX-XX веков театр, как и всё общество, переживал ломку мировоззрений, переоценку ценностей, не мог находиться в стороне от новых веяний в литературе и искусстве. На волне модернистских исканий конца 1890-х годов простенькие пьески А.Н. Островского из жизни провинциального купечества и вовсе выглядели чем-то архаичным и неудобоваримым.

С момента написания «Бесприданницы» прошло 18 лет. И в 1896 году, через десять лет после смерти А.Н. Островского, Александринский театр решил вновь поставить когда-то провалившуюся пьесу.

Известно, что В.Ф. Комиссаржевская сама настоятельно требовала от дирекции Александринки назначить её на роль Ларисы Огудаловой. При этом актриса даже прибегла к шантажу: или вы мне даёте роль Ларисы в «Бесприданнице», или я ухожу из театра. Режиссёры по-прежнему не задавались задачей дать старой пьесе Островского новое прочтение, но терять талантливую актрису не захотели. Впрочем, никто, кроме самой Комиссаржевской, и не рассчитывал на успех...

17 сентября 1896 года театр был полон. Почтенная публика пришла посмотреть строптивую Комиссаржевскую в знаменитой пьесе. Первые два акта зрители недоумевали. Они привыкли к савинской Ларисе - хорошенькой мещаночке, ведущей бесшабашную жизнь в материнском доме. И вдруг Лариса - Комиссаржевская: хрупкая, застенчивая, неяркая, говорит тихо, поначалу показалось - даже неинтересно. В антрактах публика разочарованно переговаривалась между собой о провале спектакля, но уже появились отдельные зрители, в основном с галёрки, которые начинали понимать, что перед ними актриса, воплотившая образ «раненой», глубоко страдающей женщины, что такого ещё не было на сцене русского театра. В третьем акте покашливание, шепоток, шуршание программок прекратилось. Комиссаржевская стала единственной властительницей публики. А когда оборвался последний аккорд гитары, публика боялась пошевелиться.

Критика высказывалась весьма благосклонно об игре Комиссаржевской. В её Ларисе не было типических цыганских черт и отпечатка старой провинции, хотя другие исполнительницы роли (Федотова, Ермолова, Савина) именно эти черты считали основными.

Один из критиков, Юрий Беляев, отмечал, что своим исполнением Комиссаржевская «поднимает престиж» Ларисы - девушки, упавшей до положения «драгоценной безделушки, на которую бросают жребий».Критик восторгался актрисой, но считал, что она создала образ, разительно отличающийся от героини Островского. Он считал, что Вера Фёдоровна показала Ларису какой-то «белой чайкой», а вовсе не девушкой с кипучей цыганской кровью. Другой критик, Федор Степун, оценил в игре Комиссаржевской то, что с первой же своей фразы («Я сейчас все на Волгу смотрела, как там хорошо на той стороне») она подымает внутренний мир Ларисы на огромную духовную высоту.

Еще один критик, А. Кугель, считал игру Веры Фёдоровны обаятельной, но неправильной. По его мнению, Лариса вышла слишком грустной и элегической. Возможно, это действительно так, что исполнение Комиссаржевской было слишком «надбытовым».

Комиссаржевская, пожалуй, вопреки всем предшествующим ей исполнительницам, а также театральным режиссёрам и критикам, поняла, в чём заключался основной драматизм пьесы Островского. Автор назвал «Бесприданницу» драмой не только из-за трагической развязки. Почти все её герои - люди сложные, неоднозначные, во многом двойственные.

Лариса, конечно, не «луч света в тёмном царстве», но она и не беззаботная дурочка, которую обманул заезжий негодяй, а потом случайно застрелил местный сумасшедший. Лариса - человек мыслящий, глубоко чувствующий, прекрасно понимающий всю нелепость своего положения («Я для вас кукла. Поиграете вы мной, изломаете и бросите»; «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нравилась?» и т. д.). Она нуждается в любви, как прекрасный цветок нуждается в воде и солнечном свете. Лариса разрывается между миром своих прекрасных грёз и надежд и миром жестокой реальности, в который её вовлекает собственная мать и самолюбивые, хищные поклонники. В поисках выхода девушка бросается ко всем, кто обещает любить её, даже к Карандышеву, но «все только себя любят». И лучшим выходом для неё оказывается смерть.

Именно так, трагически-обречённо, надрывно, безысходно зазвучала Лариса в интерпретации Комиссаржевской. Это стало новым рождением пьесы. «Бесприданница» на много дней заняла воображение театрального Петербурга. Достать билет на спектакль было невозможно. Комиссаржевская привела в театр ту часть русской интеллигенции, которая долгие годы считала театр лишь местом пошлых развлечений.

В 1930 -е годы «Бесприданница» принадлежала к числу пьес Островского, пользующихся наибольшей любовью советского зрителя. На сцене советского театра наиболее остро был выражен именно социальный пафос этой замечательной драмы. Она ставилась во многих драматических театрах Москвы, Ленинграда и на периферии. Из московских постановок «Бесприданницы» особенно значительны постановки Драматического театра (б. Корша) с В. Н. Поповой в роли Ларисы (1932 г.) и Центрального театра транспорта (1946 г.). В 1948 году «Бесприданница» возобновлена на сцене Малого театра.

Экранизации

Однако массовому зрителю пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» стала знакома лишь благодаря удачным киноверсиям Я. Протазанова (1936) и Э.Рязанова (1984), по праву считающимися классикой отечественного кинематографа.

В отличие от большинства других драматических произведений XIX века, «Бесприданница» четырежды подвергалась кинопостановкам в нашей стране.

Первая попытка принадлежит режиссеру Кай Ганзену. В 1912 году он снял одноименный незвуковой фильм, в котором главные роли исполнили Вера Пашенная и Николай Васильев.

В 1936 году появилась «Бесприданница» Я. Протазанова (в главных ролях Н. Алисова и А. Кторов). Протазанов не стал менять сюжет, но над сценарием значительно поработал Владимир Швейцер – тот самый, который работал над сценариями советских фильмов-сказок «Василиса Прекрасная», «Конёк-Горбунок», «Кащей Бессмертный» и др.

Протазанов и Швейцер буквально «проанатомировали» пьесу Островского, но не стали слепо следовать тексту. Возможности кинопостановки были куда обширнее, чем возможности театрального спектакля и вообще возможности драматургического действия. Поэтому в фильме появилась масса новых эпизодов (венчание сестры Ларисы, похождения Робинзона, прекрасные натурные съёмки и т.д.).

Актёрский ансамбль был безупречен: А.Кторов (Паратов), Б.Тенин (Вожеватов), М.Климов (Кнуров), О.Пыжова (мать Ларисы), В.Балихин (Карандышев). На роль Ларисы Протазанов пригласил совсем молодую студентку, первокурсницу ВГИКа Нину Алисову. Натурные съёмки проходили в Кинешме, Калуге, Костроме и Плёсе.

«Бесприданница» Протазанова сразу стала знаковым фильмом для всего советского довоенного кинематографа. Фильм тут же, как говорится, «ушёл в народ». Долгие годы советский зритель был уверен, что знаменитые эпизоды с брошенной в грязь бобровой шубой, гонкой на пароходах и безобразиями Робинзона - это оригинальный текст Островского. Песню А.Гуэрича «Нет, не любил он» пели все девушки 1930-40-х годов, искренне считая её старинным цыганским романсом, который исполняла Лариса Огудалова в пьесе.

Экранизация Протазанова и Швейцера оказалась настолько удачной, что почти пятьдесят лет вполне устраивала советского зрителя.

Телеспектакль «Бесприданница» К. Худякова (1974), несмотря на прекрасное созвездие актёров (Т.Доронина, А.Джигарханян, В.Гафт) только разочаровал своей «театральностью» и «камерностью». После протазановского фильма, в основе которого лежала интерпретация образа Ларисы Комиссаржевской, возвращение Т. Дорониной к Ларисе «докомиссаржевского» периода выглядело оригинальным, но смотрелось уже без интереса.

Поэтому когда в 1984 году вышел фильм Э.Рязанова «Жестокий романс» он стал практически откровением для зрителей, не видевших или принципиально не смотревших несколько «устаревшую» к тому времени протазановскую картину.

О замечательном фильме Э. Рязанова написано и сказано так много, что не имеет смысла повторять все критические отзывы в данном очерке.

Однако сегодня уже многие и не помнят, что при своём появлении «Жестокий романс» вызвал массу споров и нареканий, особенно у людей старшего поколения - поклонников «Бесприданницы» 1936 года. Сам режиссёр и сценарист фильма Э.Рязанов в своих многочисленных интервью не раз признавался: когда он писал сценарий «Жестокого романса», его девизом был максимальный отход от текста пьесы Островского, дабы лишить фильм «камерности», сделать его интересным для современного зрителя. Но затем, в процессе съёмок, режиссёр бросил клич: «назад, к Островскому!». И от этого фильм только выиграл. Все (за редким исключением) реплики персонажей пьесы «Бесприданница» звучат в «Жестоком романсе», все характеры представлены живо и ярко, действие фильма полностью соответствует авторской концепции А.Н. Островского.

Особенно много нареканий в адрес фильма «Жестокий романс» было за оригинальную интерпретацию, даже развитие образа Паратова (Н. Михалков). Старшее поколение не смогло простить Рязанову излишне демократичного Михалкова, по темпераменту более напоминающего мексиканского мачо, а никак не русского барина. Одна моя пожилая родственница, воспитанная на протазановской версии, после просмотра кинофильма Рязанова долго возмущалась эпизодом, где Паратов, сойдя с белой лошади, собственными руками двигает грязный экипаж: «Он - барин, а не биндюжник!» Конечно, эпизод с шубой в протазановском фильме выглядел куда более эффектно, но его уже использовали 50 лет назад, и повторение данного жеста актёром Михалковым выглядело бы, скорее, как пародия. Всем зрителям 1980-х годов было очевидно, что Михалков - не Кторов, а Кторов - не Михалков. Такие типажи, как протазановский Паратов вымерли ещё в первой половине столетия.

Именно поэтому, на наш взгляд, Рязанов в своём фильме очень удачно снял с Паратова как маску завзятого негодяя, так и социально окрашенного барина-белоручки, раба сословных предрассудков. Психологически развив образ центрального персонажа пьесы, режиссёр приблизил его одновременно и к реалиям русской жизни 70-х годов XIX века, и сделал интересным людям века XX. По сути Паратов - не коварный соблазнитель и далеко не расчётливый делец. Разорившийся дворянин, бывший судовладелец, он сам пал жертвой своего непростого времени, времени Кнуровых и Вожеватовых. Островский отнюдь не ставит знака равенства между Паратовым и бряхимовскими купцами-толстосумами. Для него деньги - не цель, а средство к существованию, бессмысленному и бесцельному, ибо никакой определённой цели у этого человека быть не может. Паратов - такая же вещь, такая же бессмысленная безделушка, как Лариса. Разница лишь в том, что все его страдания и метания в момент «продажи» себя за деньги остаются вне рамок сценического действия и зрителю не видны. Мы видим уже смирившегося со своей участью, несчастного человека, который напоследок пускает пыль в глаза, но тоже погибает, раздавленным, сломленным. Лариса же умирает, оставаясь самой собой - любящей и свободной.

Тема «Бесприданницы» стала особенно близка русскому зрителю на рубеже XX-XXI веков, в эпоху тотального пересмотра прежних ценностей, ломки человеческих отношений, бездумного поклонения «золотому тельцу». Сколько таких Ларис - красивых, умных, талантливых девушек с университетским образованием - отправилось в содержанки к современным Кнуровым или Вожеватовым не расскажет ни одна статистика. Возможно, некоторые из них и до сих пор считают, что поступили правильно, ухватившись за материальное благополучие, растоптав всё то, что когда-то считали главным в своей жизни. Бог им судья.

Но ясно одно: феномен «Бесприданницы» как вечного сюжета на все времена не отпускает нас и сегодня. Спустя тридцать лет после выхода на экраны «Жестокого романса» фильм по-прежнему смотрится на одном дыхании, а современная молодёжь имеет представление о творчестве великого русского драматурга А.Н. Островского исключительно из этого фильма. И это не самый плохой вариант.

В 2011 году режиссёром А.Пуустусмаа по мотивам драмы Островского была снята ещё одна «Бесприданница». Сюжет фильма в общих чертах повторяет сюжет пьесы, но действие перенесено в наши дни.

Большой вымышленный город на Волге - Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев - давний и неудачливый поклонник - «и тут как тут». Вожеватов сообщает, что ждёт Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызывает радостное оживление владельца кофейни. К пристани поскакала лучшая в городе четверня с хозяином на козлах и цыганами в парадной одежде.

Появляются Огудаловы с Карандышевым. Огудалову угощают чаем, Карандышев важничает и, как равный, обращается к Кнурову с приглашением на обед. Огудалова поясняет, что обед в честь Ларисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев выговаривает Ларисе за фамильярность с Вожеватовым, несколько раз осудительно упоминает дом Огудаловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Паратове, к которому Карандышев относится с завистливым недоброжелательством, а Лариса - с восторгом. Она возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: «Сергей Сергеич - идеал мужчины». Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Карандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба - в честь приезда Паратова. Лариса с женихом уходят.

Появляется Паратов в сопровождении провинциального актёра Аркадия Счастливцева, которого Паратов зовёт Робинзоном, поскольку снял его с необитаемого острова, куда Робинзона высадили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отвечает: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. найду выгоду, так все продам, что угодно», и вслед за этим сообщает, что женится на невесте с золотыми приисками, приехал проститься с холостяцкой волей. Паратов приглашает на мужской пикник за Волгу, делает ресторатору богатый заказ и зовёт пока к себе отобедать. Кнуров и Вожеватов с сожалением отказываются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.

Второе действие происходит в доме Огудаловых, главная примета гостиной - рояль с гитарой на нем. Приезжает Кнуров и упрекает Огудалову, что она отдаёт Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой полумещанской жизни и, вероятно, вернётся к матери. Тогда им потребуется солидный и богатый «друг» и предлагает себя в такие «друзья». После этого он просит Огудалову, не скупясь, заказать Ларисе приданое и подвенечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появляется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огудалова рисует деревенскую жизнь в мрачных красках. Лариса наигрывает на гитаре и напевает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содержателя хора цыгана Илью, она зовёт его наладить гитару. Илья рассказывает, что барин приезжает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сообщивших о приезде долгожданного клиента. Огудалова беспокоится: не поторопились ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появляется Карандышев, которого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «повеличаться» (выражение Огудаловой) Ларисой, удовлетворить своё самолюбие, которое так долго страдало от пренебрежения им, Карандышевым. Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев бранит город за внимание к развратному, промотавшемуся кутиле, приезд которого всех свёл с ума: рестораторов и половых, извозчиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздражённо бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Испуганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.

Огудалова ласково и фамильярно принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полумиллионным приданым. Огудалова зовёт Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Самолюбие Паратова удовлетворено. Огудалова знакомит его с Карандышевым, между ними происходит ссора, поскольку Паратов стремится задеть и унизить жениха Ларисы. Огудалова улаживает скандал и заставляет Карандышева пригласить на обед и Паратова. Появляется Вожеватов в сопровождении Робинзона, выдаваемого за англичанина, и знакомит его с присутствующими, в том числе и с Паратовым, который сам недавно уступил ему Робинзона. Вожеватов и Паратов сговариваются повеселиться на обеде у Карандышева.

Третье действие - в кабинете Карандышева, убранном бедно и безвкусно, но с большими претензиями. На сцене тётка Карандышева, смешно жалующаяся на убытки от обеда. Появляется Лариса с матерью. Они обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым своего положения. Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним. После ухода женщин появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Карандышева. Появляется Карандышев, который важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берётся её уговорить. Появившуюся Ларису просят спеть, но Карандышев пытается ей запретить, тогда Лариса поёт «Не искушай». Гости в восторге, Карандышев, собираясь сказать давно заготовленный тост, уходит за шампанским, остальные оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что ещё несколько таких мгновений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса соглашается поехать на пикник в надежде вернуть Паратова. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышева посылают ещё за вином. Вернувшись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, понимает, наконец, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвёртое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Карандышева с пистолетом. Тот появляется и расспрашивает Робинзона, где его товарищи. Робинзон отделывается от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Карандышев уходит. Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов, полагающие, что «драма начинается». Оба понимают, что Паратов дал Ларисе серьёзные обещания, которые не намерен выполнять, а потому она скомпрометирована и положение её безвыходное. Теперь может осуществиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпадает Кнурову, и Вожеватов даёт слово устраниться.

Появляется Лариса с Паратовым. Паратов благодарит Ларису за удовольствие, но она хочет услышать, что теперь стала его женой. Паратов отвечает, что не может порвать с богатой невестой из-за страстного увлечения Ларисой, и поручает Робинзону отвезти её домой. Лариса отказывается. Появляются Вожеватов и Кнуров, Лариса бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот решительно уклоняется, оставляя её с Кнуровым, который предлагает Ларисе совместную поездку в Париж и содержание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её подумать. В отчаянии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не решается покончить с собой и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь...» Появляется Карандышев, Лариса пытается прогнать его, говорит о своём презрении. Он упрекает её, рассказывает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали её в орлянку, как вещь. Лариса потрясена и, подхватывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Карандышев пытается её остановить, кричит, что прощает её и увезёт из города, но Лариса отвергает это предложение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбешённый и униженный Карандышев стреляет в неё. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладёт револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыганское пение. Паратов кричит: «Велите замолчать!», но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыганский хор со словами: «...вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

Пересказала

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.

Действие происходит в большом приволжском городе Бряхимове. На высоком берегу Волги находится кофейня. Буфетчик Гаврило и его слуга Иван готовятся к приему постоянных посетителей – купцов Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они славятся тем, что каждое утро гуляют «для моциону», а потом пьют особенный чай – шампанское. Его нужно разливать из чайника в стаканы с блюдечками, чтобы люди не сказали, что, дескать, «ни свет ни заря – шампанское пьют».

Появившиеся особы начинают завтракать, обсуждая последние новости. Василий Данилыч сообщает, что покупает у Сергея Сергеича Паратова его самый известный пароход «Ласточку». Также Вожеватов говорит о том, что Харита Игнатьевна Огудалова, вдова, которая одна поднимала трех дочерей, теперь выдает замуж младшую – Ларису Дмитриевну. Мужчины предполагают, что ее может постичь такая же судьба, как первых двух сестер.

Старшая дочь была выдана за кавказского князя, который не довез ее даже до Кавказа, а зарезал по дороге от ревности. А средняя вышла якобы за иностранца, но он «оказался совсем не иностранец, а шулер». И вот теперь осталась последняя дочь Лариса – красавица, играет на гитаре и поет романсы. В доме бывает много молодых людей, готовых слушать ее песни и расточать комплименты, но не готовых взять замуж Ларису Дмитриевну, потому что она бесприданница.

Мать, Харита Игнатьевна, еще молодая и интересная женщина, и сама не прочь устроить свою женскую судьбу, только ей надо выдать замуж последнюю дочь. Год назад Сергей Сергеевич Паратов, богатый судохозяин, поездил к Огудаловым, всех женихов отбил, но так и не женился, ведь, по его словам, во всем всегда ищет выгоду. Лариса его очень любила, «чуть не умерла с горя, бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила». После были еще двое женихов: «старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий князя, вечно пьяный». Вот тогда-то и сказала матери Лариса, что выйдет замуж за первого встречного. Им оказался Юлий Капитоныч Карандышев.

В это время к кофейне подходят Огудаловы вместе с будущим женихом Ларисы. Карандышев приглашает всех присутствующих на обед, который он дает в честь Ларисы Дмитриевны. Кнуров считает такое приглашение оскорбительным от бедного чиновника, но Харита Игнатьевна объясняет, что обед в честь дня рождения Ларисы, и просит обязательно приехать. Кнуров обещает.

Карандышев упрекает Ларису в излишней фамильярности с Василием Данилычем, говорит, что пора ей отвыкать от прежнего образа жизни, который он называет табором. В это время на пристани раздается выстрел из пушки. Лариса вспоминает, что так всегда встречали Паратова, говорит, что по-прежнему любит его, но он никогда не вернется. Это в самом деле Паратов, и его едут встречать все слуги вместе с цыганами.

Чуть позже он появляется в кофейне и представляет купцам своего нового друга, артиста Аркадия Счастливцева. Паратов прозвал его Робинзоном , так как спас с пустого острова, куда он был высажен со своим собутыльником с корабля капитаном, по требованию пассажиров. А еще Сергей Сергеич сообщает, что женится на богатой девушке, а в приданое берет золотые прииски, вот поэтому продал и баржи, и свою любимую «Ласточку». Купцы сообщают, что и Лариса тоже выходит замуж. Паратов вспоминает, что чуть не женился на ней, и собирается вечером заехать к «тетеньке», как всегда называл он Хариту Игнатьевну.

Действие II

Вожеватов дарит Ларисе на день рождения брошь, которую мать тут же перепродает Кнурову за 700 рублей. Немолодой женатый купец укоряет Хариту Игнатьевну за то, что она отдает свою последнюю дочь за небогатого чиновника. Он говорит, что Лариса Дмитриевна со своей красотой «зачахнет», потому что «создана для блеску», и предполагает, что когда-нибудь она сбежит от недостойного мужа. Вот тогда понадобится участие богатого и солидного друга, предлагая в качестве такового себя. А пока он велит матери невесты приобрести для венчания все самое лучшее и обещает оплатить.

Появляется Лариса, берет гитару и напевает романс. Она делится с матерью мечтами: как поедет с женихом в деревню, будет собирать грибы и ягоды. Но Огудалова резонно замечает, что Заболотье не Италия: как бы не разочаровалась Лариса в своем женихе. Девушка в окно зовет Илью, чтобы он настроил ей гитару, а тот сообщает, что приехал «барин». Мать с дочерью пока не догадываются, что приехал Паратов.

Появившемуся Карандышеву Лариса говорит, чтобы они скорее уехали в деревню, но Юлий Капитоныч заявляет, что собирается устроить венчание здесь, чтобы не сказали, будто бы они прячутся: ведь он, бедный чиновник, не пара красавице Ларисе. Для этой цели он и устраивает обед, где хочет поднять тост за невесту, которая отнеслась к нему не так, как все остальные. Это и будет его маленькой местью за те насмешки, которые ему пришлось сносить.

Появившийся Паратов сообщает «тетеньке», что выгодно женится, а Ларису упрекает в том, что она быстро забыла его и выходит замуж. Она невольно признается, что все еще любит Паратова. Удовлетворив свое самолюбие этим ответом, «блестящий барин» затевает ссору с Карандышевым и требует извинения, пообещав наказать. Появившиеся гости разряжают обстановку. Будущему жениху приходится пригласить и Паратова, и тот намерен «потешиться» над ним за обедом, так как не прощает обид.

Действие III

Обед у Карандышева. Дешевое вино в бутылках из-под дорогого, сигары из табака низкого сорта. Купцы, особенно Кнуров, оскорблены тем, что пригласили на званый обед, а есть нечего. Он собирается уезжать в клуб, чтобы наконец пообедать. Их возмущает, что сам хозяин уже напился. Паратов раскрывает тайну, что так и было задумано: он подговорил Робинзона напоить Карандышева, ведь сам купец такое «бургонское» точно пить не будет.

Гости сговариваются уехать с цыганами за Волгу, но понимают, что без Ларисы «прогулка будет не весела». Вожеватов даже готов одарить всех гребцов по рублю серебром. Они договариваются окончательно напоить Карандышева и уехать. Робинзона брать не хотят: он уже свою роль сыграл, а теперь будет мешать. Вожеватов обещает ему, что они с утра уедут в Париж, а сейчас ему надо выспаться и отдохнуть.

Харита Игнатьевна укоряет будущего зятя, что он так сильно напился, но тот заявляет: он у себя дома и может делать что хочет. Тогда она просит Паратова не издеваться над Юлием Капитонычем. Тот обещает примириться, выпив с ним «брудершафт». Но говорит, что будет пить только коньяк и только из стаканов. После этого Карандышев становится совсем пьяным.

Паратов просит Ларису Дмитриевну спеть, но она отказывается, ведь ей стыдно за поведение своего «жениха». Пьяный Карандышев говорит, что запрещает ей петь. Это оскорбляет Ларису – она соглашается исполнить романс «Не искушай меня без нужды». Цыган Илья подыгрывает ей и подпевает вторым голосом. А Паратов сидит, запустив руки в волосы. После все восхищаются пением Ларисы и оставляют ее наедине с Сергеем Сергеичем.

Он признается, что во время ее пения проклинал себя за то, что «потерял такое сокровище». Говорит, что «еще несколько таких минут» и он бросит все расчеты – тогда никакая сила не вырвет его у Ларисы, «разве что вместе с жизнью». Паратов говорит, что они сейчас всей компанией уезжают за Волгу, и зовет ее вместе со всеми. Лариса растеряна: как же можно ей уйти с обеда будущего жениха, но потом решается. Тем более что Карандышев осуществляет свою «месть»: говорит тост, в котором заявляет, что Лариса Дмитриевна умеет ценить и выбирать людей, что она «отличает золото от мишуры», именно поэтому и выбрала в женихи его.

Паратов предлагает выпить «за счастливейшего из смертных», и, пока Карандышев ходит за очередной бутылкой вина, все покидают дом через заднюю калитку. Лариса на прощание говорит матери, что той либо радоваться за дочь, либо искать ее в Волге. Карандышев понимает, что гости над ним посмеялись, и, оскорбленный таким обманом, собирается мстить каждому. Он берет пистолет и уходит.

Действие IV

В кофейне обиженный Робинзон берет за счет Вожеватова бутылку дорого вина. Иван замечает Карандышева с пистолетом, который пристает к Робинзону с вопросом, где его друзья. Тот отвечает, что, очевидно, гуляли на Волге, поэтому брошенный жених отправляется на пристань.

Появляются цыгане, следом Кнуров и Вожеватов. Они обсуждают судьбу Ларисы Дмитриевны, которая бросила своего жениха, потому что в очередной раз поверила Паратову, а он-то уж точно не променяет ее на «миллионную невесту». Считая, что должны принять участие в дальнейшей судьбе Ларисы, почтенные купцы разыгрывают в «орлянку», кому взять ее в содержанки и поехать с ней на выставку в Париж.

«Бесприданница», действие 1 – краткое содержание

В кофейне одного из приволжских городов беседуют местные богатые дельцы – пожилой Кнуров и молодой Вожеватов. Они обсуждают громкую новость: всем известная молодая красавица Лариса Огудалова выходит замуж на ничтожного характером и бедного чиновника Карандышева.

Бесприданница. Фильм-спектакль по одноименной пьесе А.Н.Островского (1974)

Лариса – дворянка, но без средств, бесприданница . Мать её, Харита Игнатьевна, стараясь найти дочери богатого жениха, устраивала у себя дома вечера, приглашая на них состоятельных людей. Но из них к Ларисе так никто и не посватался. Весь город помнит историю прошлогоднего её увлечения красивым и дерзким судовладельцем Сергеем Паратовым. Тот зачастил в дом Огудаловых, отбил оттуда других женихов, однако напоследок уехал, не сделав предложения. Страстно влюблённая Лариса бросилась за ним, но мать воротила её с пути.

Вожеватов рассказывает Кнурову: сегодня Паратов должен вновь приехать в город, чтобы продать один свой пароход.

В кофейню входят Лариса с матерью и Карандышев. После согласия Ларисы выйти за него Карандышев задирает нос, но этим лишь вызывает у горожан насмешки и издёвки. Сейчас, в кофейне, Карандышев начинает придираться к Ларисе с ревнивой мелочностью. Он припоминает ей историю с Паратовым. Лариса в сердцах говорит жениху, что со смелым и гордым Паратовым он не выдерживает никакого сравнения.

Огудаловы и Карандышев уходят. В кофейне появляется Паратов, только что приплывший на собственном пароходе. Новость о замужестве Ларисы поначалу заставляет его взволноваться и призадуматься. Но он быстро берёт себя в руки и рассказывает Кнурову с Вожеватовым, что и сам решил жениться – на богатой девушке. В приданое за ней дают золотые прииски, а его собственное денежное состояние сильно расстроено.

«Бесприданница», действие 2 – краткое содержание

Карандышев собирается после свадьбы ехать в глухой уезд, где легче сделать чиновную карьеру. Ларису не пугает даже унылая жизнь в глуши среди лесов. Она хочет побыстрее уехать из города, с которым связаны тяжкие для неё воспоминания.

Но к дому, где она живёт с матерью, вдруг подъезжает на рысаках после годичного отсутствия Паратов. В разговоре с Ларисой наедине Паратов несправедливо упрекает её за то, что она «забыла его слишком быстро» и высокомерно насмехается в глаза Ларисе над Карандышевым. Лариса в ответ признаётся, что любит Паратова до сих пор..

Входит Карандышев. Паратов беседует с ним свысока, даже прикрикивает на него. Карандышев явно трусит, сносит оскорбления и по настоянию Ларисы и её матери приглашает Паратова к себе на сегодняшний предсвадебный обед.

Паратов решает потешиться там над Карандышевым при помощи сального вечно пьяного шутника – актёра Робинзона. Паратов, Кнуров и Вожеватов собираются этим же вечером, после обеда, ехать на гулянье за Волгу и нанимают для этого катера и цыганский хор.

«Бесприданница», действие 3 – краткое содержание

Пригласив на обед городских богачей, Карандышев угощает их с позорной скудостью. Его скупой тёткой для праздничного стола закуплены самые дешёвые продукты. Гости с насмешкой обсуждают это в своём кругу. Подученный Паратовым Робинзон за обедом старается посильнее напоить Карандышева.

После обеда гости просят Ларису исполнить романс. Она с грустью берёт гитару и, глядя на Паратова, поёт: «Не искушай меня без нужды возвратом нежности своей». Паратов слушает в большом волнении.

Разговор Паратова и Ларисы наедине. «Зачем я бежал от вас! – восклицает он. – Зачем потерял такое сокровище! Своим пением вы разбудили благородные чувства, которые ещё не угасли вконец в моей душе». Паратов приглашает Ларису ехать с ним на гулянье за Волгу: «Сейчас или никогда».

Лариса колеблется. Открыто уехать накануне свадьбы от жениха с чужими мужчинами – шаг нелёгкий. Но Паратов упрашивает с такой страстью, что она решается поставить на кон свою судьбу. Лариса надеется: на пикнике Паратов сделает ей предложение. «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге!» – говорит она взволнованной матери.

Богатые гости уезжают, даже не предупредив перепившегося Карандышева. Узнав об этом, тот чуть не плачет от обиды. «Я буду мстить!» – кричит Карандышев, хватает висящий на стене пистолет и выбегает.

«Бесприданница», действие 4 – краткое содержание

Вечером участники гулянья возвращаются из-за Волги. Кнуров и Вожеватов входят в кофейню на берегу. Ни тот, ни другой не верит, что Паратов женится на Ларисе, а ей теперь, возможно, придётся порвать с оскорблённым Карандышевым. Кнуров и Вожеватов и сами неравнодушны к Ларисе. Кнуров во избежание соперничества предлагает бросить монету: кому выпадет удача, тот и «позаботится» о Ларисе в дальнейшем, а другой пусть откажется от претензий на неё. Бросают – и счастье выпадает Кнурову.

Вдали идут Лариса с Паратовым. «Вы так и не сказали, жена теперь я ваша или нет?» – горячо допытывается она. Паратов вначале уклоняется от ответа, а потом говорит, что свои страстные слова Ларисе перед пикником он произнёс в мимолётном увлечении. Паратов предлагает ей теперь вернуться к Карандышеву. «Мне остаётся лишь повеситься или утопиться!» – ахает Лариса. Паратов рассказывает, что уже обручён, показывает кольцо. Лариса в потрясении опускается на стул.

Подходит старый Кнуров и предлагает Ларисе всё своё состояние, если она согласится стать его любовницей. Жениться он не может, ибо уже имеет супругу. Лариса в слезах отрицательно качает головой. Кнуров уходит. Лариса подбегает к крутому волжскому обрыву, но при виде высоты в ужасе отшатывается. «Я не смогу сама убить себя! Если бы меня убил кто-нибудь другой!»

К кофейне, у которой она сидит, подбегает Карандышев. Он набрасывается на Ларису с упрёками и рассказывает узнанное от Робинзона: Кнуров и Вожеватов разыгрывали её монетой. Лариса ошеломлена: « Значит, я – просто вещь для мужчин!»

Карандышев называет её бесстыдной, но обещает простить, если она вернётся к нему. «Уходите! – гонит его Лариса. – Для вас я слишком дорогая вещь!». «Так не доставайся же ты никому!» – кричит Карандышев, вынимает пистолет и стреляет в неё.

Лариса хватается за грудь: «Ах! Какое благодеяние вы для меня сделали!» «Никто не виноват, – убеждает она выбежавших из кофейни Паратова, Кнурова и Вожеватова. – Это я сама. Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Лариса умирает под звучащую вдали песню цыган.

См. подробнее в отдельной статье