Финансовые решения, принимаемые домохозяйствами. Неизбежность прогресса Ос-нов-ные функ-ции рынка

Урок № 31-32

Тема урока: Проблема общественного прогресса

Цель :

Задачи: 1) объяснить понятия и термины: «общественный прогресс», «регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий прогресса»; ознакомить с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса;

Тип урока : Комбинированный урок, урок обобщения и закрепления знаний .

Оборудование: Учебник, индивидуальный раздаточный материал, учебная презентация.

Ход урока

1 урок

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Проверка домашнего задания (5-7 мин.)

1) В чем заключается смысл понятия «исторический процесс»? (Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. )

2) Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики? (различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса . Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование ( цивилизация ). Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. )

3) Каковы возможные варианты коренного, качественного обновления общества? ( Социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества )

4) Какие факторы воздействуют на характер исторического процесса? (природные факторы, духовным фактором, материальных факторов, техника и технология,)

5) Какие участники исторического процесса являются движущими силами истории? (Названные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности . Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление )

6) Как соотносятся в историческом процессе роли народных масс и выдающихся личностей? (Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление)

Подготовка к восприятию нового материала

Мыслители с древних времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и сно­ва лето? Может быть, по таким же правилам должно развиваться и общество? Период процветания сменяется эпохой упадка, далее следует возрождение и снова неизбежно наступает благоденствие, и этот непрерывный круговорот длится тысячелетиями? Так ли это? Задумаемся вместе над этими проблемами.

Тема урока: «Проблема общественного прогресса». Мы рассмотрим следующие вопросы:

    Прогресс и регресс.

    Противоречивость прогресса.

    Критерии прогресса.

    Многообразие путей и форм общественного развития.

II I . Изучение нового материал (30 мин)

В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой истории: пессимистический и оптимистический. К первому можно отнести взгляды древнегреческого поэта Гесиода, который разделил всю историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но люди развращались, в силу чего каждый последующий век оказывался хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный век железный, современный Гесиоду, демонстрировал полный упадок нравствен ности.

Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.

1. Прогресс и регресс (10 мин)

Работая с предложенным материалом, ответьте на вопросы и выполните задания.

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Сам термин «прогресс» происходит от латинского слова progress , которое означает «движение вперед». Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Известно, что общество находится в непрерывном движении, развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом - в каком направлении развивается общество?

Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и те же стадии.

Существует также органическая теория возникновения и развития об щества и государства, согласно которой закономерности жизни общества можно сопоставить с жизненными циклами живого существа: организм зарождается из клетки, с течением времени взрослеет, достигает своего расцвета, становится зрелым, затем неизбежно стареет и умирает.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? Оттого, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем.

В разные эпохи ученые и философы по-разному объясняли общественный прогресс и его перспективы. Суть гипотезы, предложенной тем или иным мыслителем, во многом зависела от исторического периода, а также опт, мировоззрения.

Древнегреческий поэт Гесиод (VII I -VII вв. до н. э.) рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по его мнению, являлся золотой век, когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили добро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл серебряным веком; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушени­ем идеалов люди оказались в железном веке, когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость. В соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое общество имеет рег рессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории.

С достижениями науки, ремесел, расцветом искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано появление теории общественного прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781).

Французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого и восходящее развитие человеческого разума.

Классик немецкой философии Георг Гегель считал общественный прогресс не только принципом разума, но и движущей силой всех мировых событий.

Эту веру в прогресс восприняли Карл Маркс и его последователи, считавшие, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и совершенствованию самого человека.

X IX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали но­вую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни обще­ ства. В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энер­ гетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества.

Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. 1902). Ему принадлежит высказывание: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно, про­ грессировать могут только человеческие индивидуумы». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории неподвластен проектированию.

    Что такое «прогресс»?

    Что такое «регресс»?

    С кем из мыслителей вы согласны и почему?

    Заполните таблицу:

Мыслитель

Взгляды

Аристотель и Платон

Рассматривали историю как циклический процесс, замк­нутый круговорот, проходящий одни и те же стадии

Гесиод (VII I -VII вв. до н. э.)

Рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по его мнению, являлся «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили доб­ро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл «серебряным веком»; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушением идеалов, люди оказались в «железном веке», когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость. В соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое обще­ство имеет регрессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории

Жан Антуан Кондорсе (1743-1794)

История представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоя­щее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти сред­ства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого □ восхо­дящее развитие человеческого разума

Георг Гегель (1770-1831)

Считал общественный прогресс не только принципом разума, но и движущей силой всех мировых событий

Карл Маркс (1818-1883)

Человечество идет ко все большему овладению при­родой, развитию производства и совершенствованию самого человека

Карл Поппер (1902 -1 994)

Говорил о возможности прогресса только для человече­ских индивидуумов, но не для исторического процесса

Философы XX - XXI вв.

Появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, ха­рактерного для идей прогресса. Вместо них предлагают­ся теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энер­гетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества

2. Противоречивость прогресса (10 мин.)

Если сделать попытку графически изобразить прогресс человечества, то получится не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и ги­гантские скачки назад. В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям.

Афоризмы:

    Если в древности люди носили шкуру леопарда, то сейчас они носят сшитую из нее шубу, - прогресс, как говорится, налицо, но только не для леопарда. (Тойшибеков Бауржан)

    Если кричат: "Да здравствует прогресс!", всегда справляйся: "Прогресс чего?" (Станислав Ежи Лец)

    Весь прогресс, на который можно надеяться, - это сделать людей несколько менее злыми. (Гюстав Флобер)

    Возражения против прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности. (Джордж Бернард Шоу )

Какие мысли по поводу прогресса прослеживаются в данных афоризмах?

Прогресс всегда противоречивое явления?

Какие примеры противоречивости прогресса вы бы могли привести?

Противоречивость прогресса : совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Т.О. Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.

Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.

Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями - стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле - перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.

Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. Наша страна в 20-30-е гг. XX в. вышла по объемам производства ряда важнейших продуктов промышленного производства на первое место в Европе. Ускоренным темпом осуществлялась индустриализация, началась механизация сельского хозяйства, поднялся уровень грамотности населения. Эти достижения имели оборотную сторону: миллионы людей, ставших жертвами жестокого голода, сотни тысяч семей, высланных с мест их привычного проживания, миллионы репрессированных, подчинение жизни людей тотальному регулированию и контролю.

Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет.

3. Критерии общественного прогресса (10 мин)

В ходе обсуждения вопроса о неоднозначности общественного прогресса было высказано предположение, что, рассуждая на эту тему, необходимо для себя выбрать свой собственный взгляд на сущ­ность прогресса. Иначе говоря, необходимо определить критерии прогресса.

Критерии - это те обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-л ибо явления. Подробнее остановимся на этом.

Работая с третьим пунктом § 15, заполните таблицу:

Мыслители

Взгляды о критериях прогресса

А. Кондорсе и просветители

Развитие разума человека

Социалисты □ утописты

Принцип братства людей

Ф. Шеллинг

Постепенное приближение к правовому устройству

Г. Гегель

Сознание свободы

Современные философы

1. Развитие производительных сил, включая самого человека.

2. Возвышение гуманизма □ мера свободы человека, раскрытие его подлинно человеческих качеств, т. е. развитие человечности

Какой критерий общественного прогресса вам представляется наиболее правильным и почему?

Традиционные критерии прогресса : - прогресс науки и техники

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистически­ми параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных усло­вий для человека - в этом видится прогресс современного об­щества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества



- уровень образования,



- отношение к природе и др.

III. Итог урока (3-5)

    В чем заключается противоречивость общественного прогресса?

2 урок

Цель: Раскрыть основные вопросы по теме проблема общественного прогресса

Задачи: 1) ознакомить с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса на примерах заданий ЕГЭ;

2) развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ные и проблемные задания направленные на подготовку к ЕГЭ;

3) способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Изучение нового материал (5-7 мин)

4. Многообразие путей и форм общественного развития

Логика всемирной истории это единый процесс поступательного развития человечества. Единство исторического процесса наглядно проявляется с возникновением государств, сменяемых политических устройств, общих воззрений и т. д.

Но вместе с тем история человечества не сводится к одному единству. Единство исторического процесса не исключает многообразия. Многообразие истории это факт очевидный, так как история человечества - это история множества государств и народов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, войн и революций. Развитие любой страны отличается своими историческими и национальными особенностями и происходит в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Каждый народ имеет свою культуру, язык, особые природные условия существования. Народы находятся на разных этапах своего развития, что означает неодинаковый уровень их материальной и духовной культуры. Эти факторы определяют разнообразие в жизни народов, многовариантный характер их развития.

Но многообразие осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса.

Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т. е. историческая альтернатива.

Многовариантность небеспредельна: она включена в рамки оп ределенных тенденций исторического развития.

III . Закрепление (30 мин)

Разбор заданий части С .

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.

1) смысл понятия, например: «Общественный прогресс - это развитие общества от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенно­му)»;

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например:

- «Улучшение материальных условий жизни и увеличение ее продолжительности многие считают главным критерием общественного прогресса»;

- «Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия об­щественного прогресса уровень гуманизации общества, положение в нем лич­ности».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе.

С6. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него;

2) создание средств нападения дальнего действия;

3) строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах.

Могут быть приведены другие примеры.

С7. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогрес­са иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) свойство общественного прогресса: противоречивый характер;

2) примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:

- египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;

- прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;

- рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жиз­ни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрес­сы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Понятие общественного прогресса». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детали­зированы в подпунктах.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Различные взгляды на направленность общественного развития

2. Понятие прогресса и регресса.

3. критерии прогресса :
- развитие человеческого разума
- совершенствование нравственности людей
- прогресс науки и техники
- развитие производительных сил, включая самого человека
- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

4. Противоречивость и относительность прогресса

5. Гуманистические критерии прогресса : - средняя продолжительность жизни человека, - детская и материнская смертность, состояние здоровья, - уровень образования, - развитие различных сфер культуры, - чувство удовлетворенности жизнью, - степень соблюдения прав человека, - отношение к природе и др.

С9.2 Философия

«Если людоед пользуется вилкой и ножом - это прогресс?» (С. Ежи Лец)

1. Определение проблемы ( критерии общественного прогресса , совершенствование нравственности людей)

2. Теоретический блок ( прогресс, критерии прогресс)

3. Аргументы

IV . Итог урока

    Что означает слово «прогресс»?

    Чем объяснить многообразие взглядов на прогресс?

    В чем заключается противоречивость общественного про­гресса?

    Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чем его преимущества?

    Почему пути и формы общественного развития многообразны?

    В чем вы видите смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?

    Выскажите свою точку зрения по поводу революционно­го и эволюционного путей развития общества. Что, на ваш взгляд, в мировой истории было эффективнее, если говорить о прогрессе, революции или реформы?

Домашнее задание

Выучите § 15, выполните задания.

1. Работа с текстом выполнить задания С1-С4.

Прочитайте текст и выполните задания CI - С4.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыс­лителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, ко­торые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и без­радостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в ус­ловиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост куль­туры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоя­дерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Го­лод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. По­этому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противо­стоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непроститель­ным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человече­ских институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родив­шихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными рука­ми и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и при­родой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоре­чие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализо­ванных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохра­нению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществле­ния грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человече­ского в человеке и природного в природе.

(АД. Сахаров)

С1. На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.

С2. Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?

С3. В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих дан­ное утверждение.

С4. А.Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества - его гибель или спасе­ние. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.

2. Завершить написание эссе

Неизбежность прогресса

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова, голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

Из книги Молох автора Лем Станислав

Интеллект - случайность или неизбежность В беседе с молодыми немецкими философами я позволил себе задать несколько риторический вопрос: может ли интеллект считаться существенным условием сохранения вида. Я ответил себе сам, констатируя, что многомиллионное

Из книги Мятеж номенклатуры [Москва 1991-1993. Книга 1] автора Савельев Андрей Николаевич

Неизбежность путча (Война миражей)С 1991 г. политические сезоны мы начали мерить с августа по август.Первый такой сезон (1991–1992 гг.) был отмечен кавалерийской атакой президентской команды на основы государственного строя. Тылы надежно обеспечивал российский парламент.

Из книги Талибы, международный терроризм и человек, объявивший войну Америке автора Бодански Йозеф

НЕИЗБЕЖНОСТЬ БОРЬБЫ 20 августа 1998 года президент Клинтон сообщил американскому народу, что Соединенные Штаты только что нанесли удар крылатыми ракетами по объектам террористов в Афганистане и Судане как возмездие за недавние взрывы посольств США в Кении и Танзании.

Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора

Глава 7 Расизм - неизбежность? Карл Линней вошел в историю как великий классификатор. Всех людей он делил на белых законодателей и черных рабов. Исторический факт О неизбежном большом будущем расизма И гадости, которые писал о неграх Вольтер, и теория полицентризма

Из книги Россия. История успеха. Перед потопом автора Горянин Александр Борисович

4. Неизбежность империи Хотя политика опеки восточных христиан оставалась непоколебимой вплоть до 1917 г., в XIX в. она утратила свою чистоту. Александр I прирезал в 1809 г. к Российской империи лютеранскую Финляндию, а в 1815-м – большую часть католического герцогства

Из книги Новая опричнина, или Модернизация по-русски автора Калашников Максим

Экстремизм как неизбежность Поэтому рост молодежного экстремизма в РФ неизбежен.Юность – сам по себе экстремальный период. Молодые, как правило, придерживаются радикальных взглядов. Радикализм необходим социуму, он – средство получения социального опыта. А также – и

Из книги Завтра будет война автора Буровский Андрей Михайлович

Неизбежность Большой войны Война между странами Европы не могла не вспыхнуть именно потому, что все страны Европы были империями. Все империи созданы как могучие военные механизмы. Они существуют для завоеваний и территориального расширения. Все внешние конфликты они

Из книги Критика нечистого разума автора Силаев Александр Юрьевич

Неизбежность самозащиты Неизбежно мнение: а может, нам имеет смысл просто сдаться? Зачем готовиться к войнам, если они несут неисчислимые бедствия, выиграть их сомнительно, а выигрыш все равно мало что даст?У А. Паршина есть весьма примечательное рассуждение: по его

Из книги Мир через полвека автора Сахаров Андрей Дмитриевич

Смысл как неизбежность Забежим немного назад. К онтологии как таковой. Пожертвуем чем-то, но скажем, по возможности, просто. Многим и это покажется сложным, но… Если сказать еще проще, то сказать будет просто нечего.Живое не бывает идеальным, идеальное не бывает живым.

Из книги Глобальный Смутокризис автора Калашников Максим

Из книги Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления автора Сахаров Андрей Дмитриевич

Неизбежность 13 ноября 2008 года на Х круглом столе крупного бизнеса РФ и ЕС в Канне глава компании «Шелл» м-р Олилла, ссылаясь на доклад МАГАТЭ, призвал всех готовиться к тому, что после финансового кризиса на мир надвинется еще один тяжелый кризис – нефтегазовый. В 2015 году,

Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр

НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПЕРЕСТРОЙКИ Наше общество оказалось (не «вдруг», конечно, а в результате сложного исторического процесса) глубоко больным. Симптомы болезни - последняя стадия которой получила название «эпоха застоя» - известны, в какой-то мере мы понимаем ее причины и

Из книги Тревога и надежда автора Сахаров Андрей Дмитриевич

Из книги Собрание сочинений. Тревога и надежда (статьи, письма, выступления, интервью). Том 1. 1958-1986 автора Сахаров Андрей Дмитриевич

НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПЕРЕСТРОЙКИ Наше общество оказалось (не "вдруг", конечно, а в результате сложного исторического процесса) глубоко больным. Симптомы болезни - последняя стадия которой получила название "эпоха застоя" - известны, в какой-то мере мы понимаем ее причины и

Из книги Время демографических перемен. Избранные статьи автора Вишневский Анатолий Григорьевич

Неизбежность прогресса Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые

Из книги автора

Неизбежность перемен Все эти проявления были бы невозможны, если бы сохранялась традиционная высокая смертность и женщина, супружеская пара должны были бы по-прежнему всю жизнь заботиться о воспроизводстве потомства, чтобы хоть кто-то из рожденных ими детей мог

1) По сборникам Егораевой прорешать задание В3.Будет проверочная работа.
Обращаю внимание, что почти все не посчитали нужным выполнять в течение последнего месяца то, что я задавала, а именно: отработку последовательно всех заданий части В. (В1-В8) . Советую обратить внимание на это упущение.

Прошу сдать работу именно в среду. Позже не буду принимать.

Я поменяла тематику данного набора текстов, сделав ее ближе к историческому моменту последних дней.
Аргументы черпать можно прямо из жизни.
Внимательно почитайте сопроводительные материалы к текстам. Информация об авторах часто помогает написать сочинение.

ДЗ по литературе на понедельник, 5 марта:
Прочитать начало романа А.Платонова "Котлован". Подумать над особенностями языка, стиля писателя. Чем обусловлены эти особенности?

Без стыда нет человека

СВОЙ первый фильм Павел Лунгин снял в 40 лет. «Такси-блюз» сразу принёс ему Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за лучшую режиссёрскую работу. Потом были «Луна-парк», «Свадьба», «Олигарх», «Бедные родственники».

Режиссёр говорит, что последняя его картина «Остров» — это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это ещё и попытка рассказать о том, как это мучительно больно — быть человеком. И как необходимо им быть.

Текст 1 (Из интервью с Павлом Лунгиным)

(1)Мне кажется, сейчас весь мир не понимает, куда он идёт. (2) Россия похожа на лабораторию Бога, в которой он ставит над нами эксперимент. (3) Он делал это в 1917 году, он продолжает ставить эти эксперименты и сегодня. (4) В нашей стране происходит то же самое, что и в других странах, но доведённое до абсурда. (5) Когда в стеклянной кастрюльке кипит вода, пузырьки в ней кажутся такими огромными — даже жутко становится.(6) Наверное, бывали на Земле времена и похуже. (7)Другое дело, что тогда существовали чёткие представления о добре и зле. (8) И в этом противостоянии добра злу можно было найти хоть какое-то утешение. (9) Сейчас же всё это размазано, размыто.(10) И мы часто не понимаем, что такое добро и что такое зло.

(11) Россия, корчась в общих противоречиях, никак не осознает, к чему она идёт. (12) С одной стороны, ей хочется сохранить свои особенности, с другой — ей хочется быть, как все. (13) С третьей стороны, очень много соблазнов вокруг…(14) Это тяжёлый период. (15) Но, знаете, мир всегда развивается по синусоиде. (16) И сейчас мы находимся в какой-то глубокой общемировой впадине.

(17) В начале ХХI века в мире не осталось ни больших идей, ни больших стремлений. (18) Не может же восприниматься целью жизни рентабельность. (19) Человек не рождён для того, чтобы осознавать себя как небольшое, но прибыльное предприятие, в которое он вкладывает им же заработанные деньги.

.(20) Россия вошла в период стабилизации. (21) И главный вопрос теперь - не как физически выжить в этом мире, а кем СТАТЬ в нем. (22) Человек создан не для того, чтобы жить только ради успеха и денег и проводить отпущенные ему годы между работой и телевизором. (23) Наша страна всегда жила идеями, духовной борьбой, поисками смысла жизни. (24) А сейчас мы обеспокоены другими вопросами. (25) «Достаточно ли хороша и престижна моя машина, какой марки мой мобильный телефон, тот ли лейбл на моем костюме, да и вообще - не считают ли меня неудачником?» - думают многие. (26) Мы заперты в клетку денег, успеха и телевизионного экрана.

(27) Осталась ли в нас совесть? («8(Способны ли мы к раскаянии, жалости, состраданию? (29) Эти чувства в нас не убиты - они подавлены. (30) Мы воспринимаем их как слабость. (31) Но плакать стыдно. (32) И нельзя считать наличие души проявлением слабости. (33) Мир не состоит из стройных рядов младших менеджеров, которые победным маршем идут от успеха к успеху. (34) Мир сложнее. (П.Лунгин)

Текст 2 (А.Д. Сахаров)

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человека к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжёлой, часто жестокой и безрадостной), даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны. И в связи с этим нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безжалостным, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом.

Однако я не склонен абсолютизировать одну только материальную сторону прогресса. Я убеждён, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человеке всё человеческое - радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства, но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами.

Уже сейчас граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае, прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.


Дмитрий Сергеевич Лихачев Дми́трий Серге́евич Лихачёв (28 ноября 1906 года , Санкт-Петербург , Российская империя — 30 сентября 1999 года , Санкт-Петербург , Российская Федерация) — выдающийся советский и российский филолог , искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР).

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов .

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего - молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев - человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками - один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью - об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины - в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь - зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен - и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Текст 3(Лихачев: «Письма о добром»)

Письмо третье САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» - слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму.

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость - всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде - правде-истине и правде-справедливости.

Неизбежность прогресса

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова, голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

Текущая страница: 4 (всего у книги 10 страниц)

Еще более важное место, чем сейчас, в науке будущего должны занять космические исследования. Я предполагаю расширение попыток установления связи с инопланетными цивилизациями. Это – попытки принять сигналы от них во всех известных видах излучений, и одновременно проектирование и осуществление собственных излучающих установок. Это – поиски в космосе информационных снарядов инопланетных цивилизаций. Информация, полученная «извне», может оказать революционизирующее воздействие на все стороны человеческой жизни – на науку, технику, может быть полезной в смысле обмена социальным опытом. Бездействие в этом направлении, несмотря на отсутствие каких-либо гарантий успеха в обозримом будущем, было бы неразумным.

Я предполагаю, что мощные телескопы, установленные в космических научных лабораториях или на Луне, дадут возможность увидеть планеты, обращающиеся вокруг ближайших звезд (альфа Центавра и других). Атмосферные помехи делают нецелесообразным увеличение зеркал наземных телескопов сверх уже существующих.

Вероятно, к концу пятидесятилетия начнется хозяйственное освоение поверхности Луны, а также использование астероидов. Произведя на поверхности астероидов взрывы специальных атомных зарядов, возможно, удастся управлять их движением, направлять их «поближе» к Земле.

Я изложил некоторые свои предположения о будущем науки и техники. Но я почти полностью обошел то, что составляет самое сердце науки и часто оказывается наиболее значительным по практическим последствиям, – наиболее абстрактные теоретические исследования, порождаемые неистощимой любознательностью, гибкостью и мощью человеческого разума. В первой половине XX века такими исследованиями явились создание специальной и общей теории относительности, создание квантовой механики, раскрытие строения атома и атомного ядра. Открытия такого масштаба всегда были и будут непредсказуемы. Единственное, на что я могу рискнуть, да и то с большими сомнениями, это назвать несколько достаточно широких направлений, в которых, по моему мнению, возможны особенно важные открытия. Исследования в области теории элементарных частиц и в области космологии могут привести не только к большому конкретному прогрессу в уже существующих областях исследований, но и к формированию совершенно новых представлений о структуре пространства и времени. Большие неожиданности могут принести исследования в области физиологии и биофизики, в области регуляции жизненных функций, в медицине, в социальной кибернетике, в общей теории самоорганизации. Каждое крупное открытие окажет прямо или косвенно глубочайшее влияние на жизнь человечества.

Неизбежность прогресса

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов – это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) – даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса – урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни – теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения – может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова, голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое – радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

МИР,
ПРОГРЕСС,
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Нобелевская лекция4
Прочитана Е. Г. Боннэр в Осло 10 декабря 1975 года.

Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!

Глубокоуважаемые дамы и господа!

Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.

Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды – Нобелевской премии Мира – и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами. Я с особенным удовлетворением воспринял формулировку Комитета, в которой подчеркнута роль защиты прав человека как единственного прочного основания для подлинного и долговечного международного сотрудничества. Эта мысль кажется мне очень важной. Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым – основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества. Эта точка зрения существенно отличается от широко распространенных марксистских, а также от технократических концепций, согласно которым определяющее значение имеют именно материальные факторы, социальные и экономические права. (Сказанное не означает, конечно, что я в какой-либо мере отрицаю значение материальных условий жизни людей.)

Все эти тезисы я собираюсь отразить в лекции и особо остановиться на некоторых конкретных проблемах нарушения прав человека, решение которых представляется мне необходимым и срочным.

В соответствии с этим планом выбрано название лекции: «Мир, прогресс, права человека». Это, конечно, сознательная параллель к названию моей статьи 1968 года «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», во многом близкой по своей направленности, по содержащимся в ней предостережениям.

Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.

Создано ракетно-термоядерное оружие, способное в принципе уничтожить все человечество, – это самая большая опасность современности. Благодаря экономическим, промышленным и научным достижениям несравненно более опасными стали также так называемые обычные виды вооружения, не говоря уже о химическом и бактериологическом оружии.

Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество таким образом столкнулось с грозной экологической опасностью.

Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах третьего мира. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьезными опасностями в будущем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором жизни сотен миллионов людей, обреченных с момента рождения на нищенское полуголодное существование. При этом прогнозы на будущее, несмотря на несомненные успехи «зеленой революции», являются тревожными, а по мнению многих специалистов – трагическими.

Но и в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них – тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления – рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т. п. Надвигающееся истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают все сильней давить на жизнь также и в развитых странах, лишая (или угрожая лишить) многих людей ставших уже привычными изобилия, удобства и комфорта.

Однако наиболее существенную, определяющую роль в проблематике современного мира играет глобальная политическая поляризация человечества, разделившая его на так называемый первый мир (условно назовем его «западный»), второй (социалистический), третий (развивающиеся страны). Два крупнейших социалистических государства фактически стали враждующими тоталитарными империями с непомерной властью единственной партии и государства над всеми сторонами жизни своих граждан и с огромным экспансионистским потенциалом, стремящимся подчинить своему влиянию обширные районы земного шара. При этом одно из этих государств – КНР – находится пока на относительно низком уровне экономического развития, а другое – СССР, – используя уникальные природные ресурсы, пройдя через десятилетия неслыханных бедствий и перенапряжения всех сил народа, достигло в настоящее время огромной военной мощи и относительно высокого (хотя и одностороннего) экономического развития. Но и в СССР уровень материальной жизни населения низок, а уровень гражданских свобод ниже даже, чем в малых социалистических странах. Очень сложные общемировые проблемы связаны также с «третьим миром», с его относительной экономической пассивностью, сочетающейся с растущей международной политической активностью.

Эта поляризация многократно усиливает и без того очень серьезные опасности, нависшие над миром, – опасности термоядерной гибели, голода, отравления среды, истощения ресурсов, перенаселения, дегуманизации. Обсуждая весь этот комплекс неотложных проблем и противоречий, следует прежде всего сказать, что, по моему убеждению, любые попытки замедлить темп научно-технического прогресса, повернуть вспять урбанизацию, призывы к изоляционизму, патриархальности, к возрождению на основе обращения к здоровым национальным традициям прошлых столетий – нереалистичны. Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации.

Еще не так давно люди не знали минеральных удобрений, машинной обработки земли, ядохимикатов, интенсивных методов земледелия. Есть голоса, призывающие вернуться к более традиционным и, возможно, более безопасным формам земледелия. Но возможно ли осуществить это в мире, где и сейчас сотни миллионов людей страдают от голода? Несомненно, наоборот, необходима дальнейшая интенсификация и распространение ее на весь мир, на все развивающиеся страны. Нельзя отказаться от все более широкого применения достижений медицины и от расширения исследований во всех ее отраслях, в том числе и в таких, как бактериология и вирусология, нейрофизиология, генетика человека и генохирургия, несмотря на потенциальные опасности злоупотребления и нежелательных социальных последствий некоторых из этих исследований. То же относится к исследованиям в области создания систем имитации интеллекта, к исследованиям в области управления массовым поведением людей, к созданию единых общемировых систем связи, систем сбора и хранения информации и т. п. Совершенно очевидно, что в руках безответственных бюрократических, действующих под покровом секретности учреждений – все эти исследования могут оказаться необыкновенно опасными, но в то же время они могут стать крайне важными и необходимыми для человечества, если их осуществлять под контролем гласности, обсуждения, научного социального анализа. Нельзя отказаться от все более широкого использования искусственных материалов, синтетической пищи, от модернизации всех сторон быта людей. Нельзя отказаться от возрастающей автоматизации и укрупнения промышленного производства, несмотря на связанные с этим социальные проблемы.

Нельзя отказаться от строительства все более мощных тепловых и атомных электростанций, от исследований в области управляемой термоядерной реакции, поскольку энергетика – одна из основ цивилизации. Я позволю себе вспомнить в этой связи, что 25 лет назад мне, вместе с моим учителем, лауреатом Нобелевской премии по физике Игорем Евгеньевичем Таммом, довелось стоять у начала исследований управляемой термоядерной реакции в нашей стране. Сейчас эти работы приобрели огромный размах, исследуются самые различные направления, от классических схем магнитной термоизоляции до методов с использованием лазеров.

Нельзя отказаться от расширения работ по освоению околоземного космоса и по исследованию дальнего космоса, в том числе от попыток приема сигналов от внеземных цивилизаций, – шансы на успех таких попыток, вероятно, малы, но зато последствия успеха могут быть грандиозными.

Я назвал только некоторые примеры, их можно умножить. В действительности все главные стороны прогресса тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить все здание цивилизации, – прогресс неделим. Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы. Недооценка этих факторов, особенно распространенная в социалистических странах, возможно под влиянием вульгарных идеологических догм официальной философии, может привести к извращению путей прогресса или даже к его прекращению, к застою. Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума. Важнейшая проблема охраны среды – один из примеров, где особенно ясна роль гласности, открытости общества, свободы убеждений. Только частичная либерализация, наступившая в нашей стране после смерти Сталина, сделала возможными памятные всем нам публичные дискуссии первой половины шестидесятых годов по этой проблеме, но эффективное ее решение требует дальнейшего усиления общественного и международного контроля. Военные применения достижений науки, разоружение и контроль над ним – другая столь же критическая область, где международное доверие зависит от гласности и открытости общества. Упомянутый пример управления массовым поведением людей, при своей внешней экзотичности, тоже вполне актуален уже сейчас.

Свобода убеждений, наличие просвещенного общественного мнения, плюралистический характер системы образования, свобода печати и других средств информации – всего этого сильно не хватает в социалистических странах вследствие присущего им экономического, политического и идеологического монизма. Между тем эти условия жизненно необходимы не только во избежание злоупотреблений прогрессом, вольных и по неведению, но и для его поддержания. В особенности важно, что только в атмосфере интеллектуальной свободы возможна эффективная система образования и творческой преемственности поколений. Наоборот, интеллектуальная несвобода, власть унылой бюрократии, конформизм, разрушая сначала гуманитарные области знания, литературу и искусство, неизбежно приводят затем к общему интеллектуальному упадку, бюрократизации и формализации всей системы образования, к упадку научных исследований, исчезновению атмосферы творческого поиска, к застою и распаду.

Прежде чем перейти к обсуждению проблем разоружения, я хочу воспользоваться возможностью и еще раз напомнить некоторые свои предложения общего характера. Это прежде всего идея создания под эгидой ООН Международного консультативного комитета по вопросам разоружения, прав человека и охраны среды. Комитету, согласно моей мысли, должно быть предоставлено право получения обязательных ответов от всех правительств на его запросы и рекомендации. Такой комитет явился бы важным рабочим органом для обеспечения общемировых дискуссий и гласности по самым важным проблемам, от которых зависит будущее человечества. Я жду поддержки и обсуждения этой идеи.

Я также хочу подчеркнуть, что я считаю особенно важным более широкое использование войск ООН для купирования международных и межнациональных вооруженных конфликтов. Я очень высоко оцениваю возможную и необходимую роль ООН, считая ее одной из главных надежд человечества на лучшее будущее. Последние годы – трудные, критические для этой организации. Я писал об этом в книге «О стране и мире»; уже после ее выхода в свет заслуживающим сожаления событием было принятие Генеральной Ассамблеей (причем почти без обсуждения по существу) резолюции, объявившей сионизм формой расизма и расовой дискриминации. Все беспристрастные люди знают, что сионизм – это идеология национального возрождения еврейского народа после двух тысяч лет рассеяния и что эта идеология не направлена против других народов. Принятие подобной резолюции, по моему мнению, нанесло удар престижу ООН. Несмотря на подобные факты, часто порождаемые отсутствием чувства ответственности перед человечеством у руководителей некоторых более молодых членов ООН, я все же верю, что рано или поздно ООН сумеет играть в жизни человечества достойную роль, в соответствии с целями Устава.

Перехожу к одной из центральных проблем современности – к разоружению. Я подробно изложил свою позицию в книге «О стране и мире». Необходимо укрепление международного доверия, совершенный контроль на местах силами международных инспекционных групп. Все это невозможно без расширения разрядки на область идеологии, без увеличения открытости общества. В этой же книге я подчеркнул необходимость международных соглашений об ограничении поставок оружия другим государствам, прекращение новых разработок систем оружия по специальным соглашениям, соглашение о запрещении секретных работ, устранение факторов стратегической неустойчивости, в частности запрещение разделяющихся боеголовок.

Как же я представляю себе идеальное общемировое соглашение о разоружении в техническом плане?

Я думаю, что такому соглашению должно предшествовать официальное (не обязательно сразу открытое) заявление об объеме всех видов военного потенциала (от запасов термоядерных зарядов до прогнозов контингентов военнообязанных), с указанием примерной условной разбивки по районам потенциальной конфронтации. Соглашение должно предусматривать в качестве первого этапа ликвидацию преимуществ одной стороны над другой отдельно для каждого стратегического района и для каждого вида военного потенциала (конечно, это только схема, от которой неизбежны некоторые отклонения). Таким образом, будет исключено, во-первых, что соглашение в одном стратегическом районе (скажем, в Европе) будет использовано для усиления военных позиций в другом районе (скажем, на советско-китайской границе), и, во-вторых, исключены возможные несправедливости из-за трудности количественно сопоставить значимость разных видов потенциала (например, трудно сказать, скольким зенитным установкам ПРО эквивалентен один крейсер, и т. п.). Следующим этапом сокращения вооружений должно явиться пропорциональное сокращение одновременно для всех стран и всех стратегических районов. Такая формула «сбалансированного» двухэтапного сокращения вооружений обеспечит непрерывающуюся безопасность каждой страны, непрерывное равновесие сил в каждом районе потенциальной конфронтации и одновременно радикальное решение экономических и социальных проблем, порождаемых милитаризацией. На протяжении многих десятилетий варианты подобного подхода выдвигаются многими экспертами и государственными деятелями, однако до сих пор успех очень незначителен. Но я надеюсь, что сейчас, когда человечеству реально угрожает гибель в огне термоядерных взрывов, разум людей не допустит этого исхода. Радикальное сбалансированное разоружение действительно необходимо и возможно как часть многостороннего и сложного процесса разрешения грозных, неотложных мировых проблем. Та новая фаза межгосударственных отношений, которая получила название разрядки, или детанта, и, вероятно, имеет своим кульминационным пунктом совещание в Хельсинки, в принципе открывает определенные возможности продвижения в этом направлении.

Заключительный акт совещания в Хельсинки в особенности привлекает наше внимание тем, что в нем впервые официально отражен тот комплексный подход к решению проблем международной безопасности, который представляется единственно возможным; в акте содержатся глубокие формулировки о связи международной безопасности с защитой прав человека, свободы информации и свободы передвижения и важные обязательства стран-участниц, гарантирующие эти права. Очевидно, конечно, что речь идет не о гарантированном результате, а именно о новых возможностях, которые могут быть реализованы лишь в результате длительной планомерной работы, с единой и последовательной позицией всех стран-участниц, в особенности демократических стран.

Это относится, в частности, к проблеме прав человека, которой посвящена последняя часть лекции. В нашей стране, о которой я теперь буду говорить преимущественно, за месяцы, прошедшие после совещания в Хельсинки, вообще не произошло сколько-нибудь существенного улучшения в этом направлении; в отдельных же вопросах замечаются даже попытки сторонников жесткого курса «завинтить гайки».

Все в том же состоянии находятся важные проблемы международного информационного обмена, свободы выбора страны проживания, поездок для учения, работы, лечения, просто туризма. Чтобы конкретизировать это утверждение, я сейчас приведу некоторые примеры – не в порядке их важности и не стремясь к полноте.

Вы все знаете лучше, чем я, что дети, скажем, из Дании могут сесть на велосипеды и весело доехать до Адриатики. Никто не увидит в них «малолетних шпионов». Но советские дети этого не могут! Вы сами можете мысленно развить этот пример (и все нижеследующие) на множество аналогичных ситуаций.

Вы знаете, что Генеральная Ассамблея под давлением социалистических стран приняла решение, ограничивающее свободу телевизионного вещания со спутников. Я думаю, что сейчас, после Хельсинки, есть все основания для его пересмотра. Для миллионов советских граждан это очень важно и интересно.

В СССР качество протезов для инвалидов крайне низкое. Но ни один советский инвалид, даже имея вызов от иностранной фирмы, не может выехать по этому вызову за границу.

В советских газетных киосках нельзя купить некоммунистические зарубежные газеты, да и коммунистические продаются далеко не каждый номер. Даже такие информационные журналы, как «Америка», крайне дефицитны и продаются в ничтожном числе киосков, расходятся же мгновенно и обычно с «нагрузкой» неходовых изданий.

Каждый желающий эмигрировать из СССР должен иметь вызов от близких родственников. Для многих это неразрешимая проблема, например для 300 тысяч немцев, желающих уехать в ФРГ (к тому же квота на выезд составляет для немцев всего 5 тысяч человек в год, то есть выезд распланирован на 60 лет!). За этим – огромная трагедия. Особенно трагично положение лиц, желающих соединиться с родственниками в социалистических странах, – за них некому заступиться, и произвол властей не знает пределов.

Свобода передвижения, выбора места работы и жительства продолжает нарушаться для миллионов колхозников, продолжает нарушаться для сотен тысяч крымских татар, 30 лет назад с огромными жестокостями выселенных из Крыма и до сих пор лишенных права вернуться на родную землю.

Заключительный акт совещания в Хельсинки вновь подтвердил принципы свободы убеждений. Но требуется большая и упорная борьба, чтобы эти положения акта имели не только декларативное значение. В СССР многие тысячи людей преследуются сегодня за убеждения в судебном и внесудебном порядке – за религиозные верования и желание воспитывать своих детей в религиозном духе; за чтение и распространение (часто простое ознакомление одного-двух человек) нежелательной властям литературы, обычно абсолютно легальной по демократическим нормам, например религиозной; за попытку покинуть страну; особенно важна в моральном плане проблема преследования лиц, страдающих за защиту других жертв несправедливости, за стремление к гласности, в частности за распространение информации о судах, о преследованиях за убеждения, об условиях мест заключения.

Невыносима мысль, что сейчас, когда мы собрались для праздничной церемонии в этом зале, сотни и тысячи узников совести страдают от тяжелого многолетнего голода, от почти полного отсутствия в пище белков и витаминов, от отсутствия лекарств (витамины и лекарства запрещено пересылать в места заключения), от непосильной работы, дрожат от холода, сырости и истощения в полутемных карцерах, вынуждены вести непрестанную борьбу за свое человеческое достоинство, за убеждения, против машины «перевоспитания» , а фактически слома их души. Особенности системы мест заключения тщательно скрываются, десятки людей страдают за ее разоблачение – это лучшее доказательство реальности обвинений в ее адрес. Наше чувство человеческого достоинства требует немедленного изменения этой системы для всех заключенных, как бы они ни были виновны. Но что сказать о муках невинных? Самое же страшное – ад спецпсихбольниц Днепропетровска, Сычевки, Благовещенска, Казани, Черняховска, Орла, Ленинграда, Ташкента…

Я не могу сегодня рассказывать конкретные судебные дела, конкретные судьбы. Есть большая литература (я обращаю здесь ваше внимание на издания издательства «Хроника-пресс» в Нью-Йорке, перепечатывающего, в частности, советский самиздатский журнал «Хроника текущих событий» и издающего аналогичный информационный бюллетень). Я просто назову здесь, в этом зале, имена некоторых известных мне узников. Как уже вы слышали вчера, я прошу вас считать, что все узники совести, все политзаключенные моей страны разделяют со мной честь Нобелевской премии Мира.

Вот некоторые известные мне имена: Плющ, Буковский, Глузман, Мороз, Мария Семенова, Надежда Светличная, Стефания Шабатура, Ирина Калинец-Стасив, Ирина Сеник, Нийоле Садунайте, Анаит Карапетян, Осипов, Кронид Любарский, Шумук, Винс, Румачик, Хаустов, Суперфин, Паулайтис, Симутис, Караванский, Валерий Марченко, Шухевич, Павленков, Черноглаз, Абанькин, Сусленский, Мешенер, Светличный, Сафронов, Роде, Шакиров, Хейфец, Афанасьев, Мо-Хун, Бутман, Лукьяненко, Огурцов, Сергиенко, Антонюк, Лупынос, Рубан, Плахотнюк, Ковгар, Белов, Игрунов, Солдатов, Мяттик, Юшкевич, Кийренд, Здоровый, Товмасян, Шахвердян, Загробян, Айрикян, Маркосян, Аршакян, Мираускас, Стус, Сверстюк, Кандыба, Убожко, Романюк, Воробьев, Гель, Пронюк, Гладко, Мальчевский, Гражис, Пришляк, Сапеляк, Калинец, Супрей, Вальдман, Демидов, Берничук, Шовковый, Горбачев, Верхов, Турик, Жукаускас, Сенькив, Гринькив, Навасардян, Саартс, Юрий Вудка, Пуце, Давыдов, Болонкин, Лисовой, Петров, Чекалин, Городецкий, Черновол, Балахонов, Бондарь, Калиниченко, Коломин, Плумпа, Яугялис, Федосеев, Осадчий, Будулак-Шарыгин, Макаренко, Малкин, Штерн, Лазарь Любарский, Фельдман, Ройтбурт, Школьник, Мурженко, Федоров, Дымшиц, Кузнецов, Менделевич, Альтман, Пэнсон, Хнох, Вульф Залмансон, Израиль Залмансон и многие, многие другие. В несправедливой ссылке – Анатолий Марченко, Нашпиц, Цитленок. Ожидают суда – Мустафа Джемилев, Ковалев, Твердохлебов. Я не мог назвать всех известных мне узников за неимением места, еще больше я не знаю или не имею под рукой справки. Но я всех подразумеваю мысленно и всех не названных явно прошу извинить меня. За каждым названным и не названным именем – трудная и героическая человеческая судьба, годы страданий, годы борьбы за человеческое достоинство.