Азербайджан. история. Территория Азербайджана в составе Российской империи в XIX веке Краткая история азербайджана

Азербайджан - страна на юго-востоке Кавказа. Много важных и интересных событий происходило на этих землях. И многое о них нам может поведать история. Азербайджан предстанет в исторической ретроспективе, открыв тайны своего прошлого.

Расположение Азербайджана

Расположена на востоке Закавказья. С севера граница Азербайджана имеет соприкосновение с Российской Федерацией. На юге страна граничит с Ираном, на западе - с Арменией, на северо-западе - с Грузией. С востока страна омывается волнами Каспийского моря.

Территория Азербайджана практически в равной мере представлена горными районами и низменностями. Этот факт сыграл немаловажную роль в историческом развитии страны.

Первобытные времена

Прежде всего узнаем о наиболее древних временах, в которые нам позволяет заглянуть история. Азербайджан был заселен ещё на заре развития человечества. Так, наиболее древний памятник пребывания неандертальца на территории страны датируется более 1,5 млн лет назад.

Самые значительные стоянки древнего человека обнаружены в Азыхской и Тагларской пещерах.

Древний Азербайджан

Первым государством, которое располагалось на территории Азербайджана, была Манна. Центр его находился в границах современного Иранского Азербайджана.

Название «Азербайджан» происходит от имени Атропата - наместника, который стал править в Манне после покорения её Персией. В честь него вся страна стала называться Мидия Атропатена, что позже трансформировалось в название «Азербайджан».

Одним из первых народов, который населял Азербайджан, являлись албаны. Данная этническая группа принадлежала к нахско-дагестанской языковой семье и была родственно близка современным лезгинам. В I тыс. у албанов появилось собственное государство. В отличие от Манны, оно располагалось на севере страны. Кавказская Албания постоянно подвергалась захватническим устремлениям Древнего Рима, Византии, Парфянского царства и Ирана. Некоторое время на значительных территориях страны смог укрепиться Тигран II.

В IV в. н. э. на территорию Албании, в которой до тех пор господствовали местные религии и зороастризм, из Армении пришло христианство.

Арабское завоевание

В VII в. н. э. случилось событие, которое сыграло решающую роль в истории региона. Речь идет об арабском завоевании. Вначале арабы покорили Иранское царство, от которого Албания была в а затем начали наступление на сам Азербайджан. После того как арабы захватили страну, сделала новый виток ее история. Азербайджан теперь стал навеки неразрывно связан с исламом. Арабы, включив страну в Халифат, стали проводить планомерную политику исламизации региона и быстро достигли своих целей. Южные в первую очередь подверглись исламизации, а затем новая религия проникла в сельскую местность и на север страны.

Но не все так легко складывалось для арабской администрации на юго-востоке Кавказа. В 816 году в Азербайджане началось восстание, направленное против арабов и ислама. Руководил этим народным движением Бабек, который придерживался древней зороастрийской религии. Главной опорой восстания были ремесленники и крестьяне. Более двадцати лет народ во главе с Бабеком боролся с арабскими властями. Восставшим даже удалось изгнать арабские гарнизоны с территории Азербайджана. Чтобы подавить восстание, Халифату пришлось консолидировать все свои силы.

Государство Ширваншахов

Несмотря на то что восстание было подавлено, Халифат с каждым годом слабел. У него уже не было сил, как прежде, контролировать различные части огромной империи.

Наместники северной части Азербайджана (Ширвана), начиная с 861 года, стали именоваться Ширваншахами и передавать свою власть по наследству. Номинально они подчинялись халифу, но фактически были полностью независимыми правителями. Со временем даже номинальная зависимость исчезла.

Столицей Ширваншахов была изначально Шемаха, а затем Баку. Государство просуществовало до 1538 года, когда было включено в состав персидского государства Сефевидов.

В это же время на юге страны существовали попеременно сменяющие друг друга государства Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Раввадидов, которые также либо не признавали власть Халифата вообще, либо делали это только формально.

Тюркизация Азербайджана

Не менее важной для истории, чем исламизация региона, вызванная арабским завоеванием, была его тюркизация вследствие нашествия различных тюркских кочевых племен. Но, в отличие от исламизации, этот процесс растянулся на несколько столетий. Важность этого события подчеркивают ряд факторов, которыми характеризуется современный Азербайджан: язык и культура современного населения страны имеет тюркское происхождение.

Первой волной тюркского нашествия стало вторжение огузских племен сельджуков из Средней Азии, которое произошло в XI веке. Оно сопровождалось огромными разрушениями и уничтожением местного населения. Многие жители Азербайджана, спасаясь, бежали в горы. Поэтому именно горные районы страны менее всего подверглись тюркизации. Тут господствующей религией стало христианство, а жители Азербайджана смешались с обитавшими в горных регионах армянами. В то же время оставшееся на своих местах население, смешиваясь с тюркскими завоевателями, переняло у них язык и культуру, но при этом сохранило и культурное наследие своих предков. Образовавшийся от этого смешения этнос стал в будущем именоваться азербайджанцами.

После распада единого государства сельджуков на территории южного Азербайджана правила династия Ильдегезидов тюркского происхождения, а затем ненадолго эти земли захватили хорезмшахи.

В первой половине XIII века Кавказ подвергся монгольскому вторжению. Азербайджан был включен в состав государства монгольской династии Хулагуидов с центром на территории современного Ирана.

После падения династии Хулагуидов в 1355 году Азербайджан на непродолжительное время входит в состав государства Тамерлана, а затем становится частью государственных образований огузских племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Именно в этот период происходит окончательное формирование азербайджанской народности.

Азербайджан в составе Ирана

После падения государства Ак-Коюнлу, в 1501 году, на территории Ирана и южного Азербайджана образовывается мощное государство Сефевидов с центром в Тебризе. Позже столица была перенесена в иранские города Казвин и Исфахан.

Государство Сефевидов обладало всеми атрибутами настоящей империи. Особенно упорную борьбу Сефевиды вели на западе с набирающей мощь Османской империей, в том числе и на территории Кавказа.

В 1538 году Сефевидам удалось покорить государство Ширваншахов. Таким образом, под их властью оказалась вся территория современного Азербайджана. Иран сохранял контроль над страной и при следующих династиях - Хотаки, Афшаридов и Зендов. В 1795 году в Иране воцарилась династия Каджаров тюркского происхождения.

В то время Азербайджан был уже разделен на множество мелких ханств, которые подчинялись центральному иранскому правительству.

Завоевание Азербайджана Российской империей

Первые попытки установить контроль России над территориями Азербайджана были предприняты ещё при Петре I. Но в то время продвижение Российской империи на Закавказье не имело особых успехов.

Ситуация коренным образом изменилась в первой половине XIX века. В ходе двух русско-персидских войн, длившихся с 1804 по 1828 год, к Российской империи была присоединена практически вся территория современного Азербайджана.

Это был один из поворотных моментов, которыми пестрит история. Азербайджан с этих пор надолго был связан с Россией. Именно к временам пребывания в относится начало нефтедобычи в Азербайджане и развития промышленности.

Азербайджан в составе СССР

После Октябрьской революции наметились центробежные тенденции в различных регионах бывшей Российской империи. В мае 1918 года была образована независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Но молодое государство не смогло выстоять в борьбе с большевиками, в том числе по причине внутренних противоречий. В 1920 году оно было ликвидировано.

Большевиками была создана Азербайджанская ССР. Первоначально она входила в состав Закавказской федерации, но с 1936 года стала полностью равноправным субъектом СССР. Столицей данного был город Баку. В этот период интенсивно развивались и другие города Азербайджана.

Но в 1991 году произошел распад Советского Союза. В связи с этим событием Азербайджанская ССР прекратила свое существование.

Современный Азербайджан

Независимое государство стало именоваться Азербайджанской Республикой. Первый президент Азербайджана - Аяз Муталибов, ранее бывший первым секретарем республиканского комитета Коммунистической партии. После него попеременно должность главы государства занимали и Гейдар Алиев. В настоящее время президент Азербайджана - сын последнего, Он вступил в эту должность в 2003 году.

Наиболее острая проблема в современном Азербайджане - это Карабахский конфликт, начавшийся ещё в конце существования СССР. В ходе кровавого противостояния между правительственными войсками Азербайджана и жителями Карабаха, при поддержке Армении, была образована непризнанная Республика Арцах. Азербайджан считает данную территорию своей, поэтому конфликт постоянно возобновляется.

Вместе с тем нельзя не отметить и успехи Азербайджана в построении независимого государства. Если в будущем эти успехи будут развиты, то процветание страны станет закономерным итогом общих усилий правительства и народа.

👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру
скайсканнер
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Действительно лучшие цены на отели

Очень “правильное” в географическом смысле местоположение территории современного Азербайджана привело к очень раннему появлению на этих землях человека. И речь идет о многих тысячелетия назад. Каменные орудия труда первых людей были обнаружены в северной части в районе горы Авейдаг.

Также были найдены и останки первых людей, предположительно неандертальцев. Возраст наскальных рисунков, найденных в пещерах этой местности превышает 10 тысяч лет – именно в этот период и начинается история Азербайджана.

Появление следов государственности история возникновения Азербайджана

Первый следы государственности начинают появляться в IV-III тысячелетии до нашей эры. На рубеже I тысячелетия до нашей эры здесь были такие государственные образования, как Манна, Скиф и Кавказская Албания(возникло в период I века до н.э – I века н.э.). Роль этих государств в повышении культуры развития экономики и ремесел чрезвычайно велика. Также эти государства повлияли на формирование в будущем единого народа. В I веке нашей эры здесь присутствовали представители великого Рима, а частности легионеры императора Домициана.

IV-V века существования Кавказской Албании характерны принятием христианской религии как государственной, появлением алфавита – это был очень важный шаг в истории Азербайджана.

Арабское нашествие

VII век нашей эры принес новые потрясения для этой земли. Началось арабсое вторжение, завершившееся в VIII веке полным захватом территории современного Азербайджана. Официальной религией стал Ислам. Этот период сопровождался сильный подъемом политики и возникновению понятия “самоидентификация нации”. Формировался единый язык и обычаи. Было создано 5 небольших государств, которые позднее были объеденены величайшим гоударственным деятелем Шахом Исмаилом Хатаи. Под его руководством слились воедино южные и северные земли будущего Азербайджана. Сформировалось Сефевидское государство(столица – Тебризе), ставшее со временем одной из самых могущественных империй
Ближнего и Среднего Востока.

Культурное обогащение

XIII век принес монгольское нашествие, а в XIV веке набеги орд Тамерлана были регулярными. Но все эти события не остановили культурное развитие Азербайджана. Основными центрами азербайджанской культуры в XIV – XV веках стали города Тебриз и Шамахы.

Здесь творили выдающиеся поэты Ширвани, Гасан-Оглы, историк Рашидаддин, философ Шабустари. Также особым украшением этого периода является творчество великого поэта Физули.

Нефтяной бум

Нефть во все времена играла большую роль в истории страны. Открытие поистине неиссякаемых нефтяных месторождений в районе Баку привело к нефтяному буму в конце XIX века и способствовало интенсивному развитию столицы Азербайджана. Стали появляться крупные нефтяные предприятия, использовавшие в добыче новые в тот период времени паровые двигатели. 1901 год стал годом рекорда. Азербайджан по нефтедобыче преодолел 50% планку в мире.

Наше время

В 1920 году Азербайджан стал одной из республик СССР. Этому предшествовало двухлетнее существование Азербайджанская Демократическая Республика, которая была разгромлена Красной Армией после ее вторжения 28 апреля 1920 года.

1991 года стал годом обретения Азербайджаном независимости. Сегодня в Азербайджане развивается новое современное общество, интенсивно строится жилье, страна расцветает, как и должно быть у такого прекрасного государства и его прекрасных жителей.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰.

Краткая история Азербайджана История Азербайджана, а вернее его государственности, насчитывает примерно 5 тысяч лет. Первые государственные формирования на территории Азербайджана возникли ещё начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры. В I тысячелетии до нашей эры здесь существовали Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Кавказская Албания и Атропатена. Эти государства играли большую роль в повышении культуры государственного управления, в истории экономической культуры страны, а также в процессе формирования единого народа. В III веке н.э. Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке – Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения. С принятием исламской религии в VII веке история Азербайджана претерпела коренной перелом. Мусульманская религия дала сильный толчок формированию единого народа, языка, обычаев и пр. среди тюркских и нетюркских народов на территориях, где сейчас расположен современного Азербайджана. В Азербайджане начался новый политический и культурный подъём: на его землях, где был распространён ислам, как государственная религия, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. В указанное время началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории. В конце XV – начале XVI веков начинается новая веха в истории Азербайджана. Выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана. Образовалось единое Сефевидское государство со столицей в городе Тебриз, превратившееся со временем в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока. Пришедший к власти после падения Сефевидского государства полководец Надир-шах ещё более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот правитель в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, после его смерти, управляемая им империя пала. Во второй половине XVIII века Азербайджан распался на мелкие ханства и султанаты. В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары, являющиеся азербайджанской династией. Они стали внедрять политику подчинения территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению. Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. В итоге, на основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Aзербайджан был разделён между двумя империями: Южный Азербайджан был присоединён к Ирану, а Северный – к Российской империи. *** 28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории АДР – Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР). В декабре 1922 года Азербайджан, Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. В 1922 она вошла в состав СССР, а в 1936 года ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года. 30 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость.

Азербайджан - один древнейших очагов человеческой цивилизации, - это этническая территория и историческая Родина азербайджанцев, изначально являющихся исконным населением этой страны.На севере, вдоль главного Кавказского хребта, проходит граница Азербайджана с Россией. С востока он омывается Каспийским морем, а на северо-западе и юго-западе соответственно соседствует с Грузией и Арменией. Большая часть территории Азербайджана представляет собой обширную равнину, окаймленную горными цепями, постепенно переходящими в низменность.

Расположение Азербайджана в климатическом поясе, представленном 9 из 11 климатических зон земного шара от субтропиков до альпийских лугов, наличие плодородных земель, многих полезных ископаемых, богатый и разнообразный растительный и животный мир - все это благоприятствовало развитию хозяйства, общественной и культурной жизни. Жители древней азербайджанской земли в упорной борьбе за существование постепенно перешли к родовому строю, образовали племена, а затем государства и, наконец, сформировались в народность и самостоятельную нацию.

Азербайджан, как часть Южного Кавказа («Закавказья»), региона с богатейшей природой и целебными климатическими условиями, исторически считается колыбелью цивилизации. Уже в каменном веке (палеолите) здесь жили люди. Об этом свидетельствуют археологические находки, в пещере Азых в Гарабаге. Там обнаружены каменные орудия, которые говорят, что люди, населявшие эти территории, изготовляли наконечники для стрел, ножи, топоры для обработки дерева, для разделки туш. Кроме того, в пещере Азых обнаружена челюсть неандертальца. Остатки древних поселений найдены у горы Килликдаг, около Ханлара. Основным занятием первобытных людей была охота, которая давала в пищу людям мясо, кожу для изготовления одежды. Но уже и тогда на территории Азербайджана было скотоводство, а по берегам рек люди выращивали ячмень, пшеницу. 10 тысяч лет назад неизвестный художник, живший в Гобустане, недалеко от Баку, оставил нам рисунки о жизни людей того времени.

Позднее на этой территории люди стали выплавлять из меди наконечники для стрел, предметы быта, украшения, разрабатывая медную руду, которая находилась на территории нынешнего Нагорного Карабаха, Кедабекского, Дашкесанского районов. Предметы из меди обнаружены на холме Кюльтепе в Нахичевани. Во втором тысячелетии до н. э. (бронзовый век) людьми, живущими на территории сегодняшнего Азербайджана стали применяться в хозяйстве изделия из бронзы – ножи, топоры, кинжалы, мечи. Такие изделия были обнаружены в районах Ходжалы, Кедабека, Дашкесана, Мингечаура, Шамхора и др. В IV тысячелетии до н. э. орудия труда стали изготовлять из железа, что позволило улучшить качество обработки земли. Все это привело к имущественному неравенству среди населения, первобытнообщинный строй пришел в упадок, на смену которому пришли новые социальные отношения. В конце III тысячелетия до н. э. в южном районе современного Азербайджана образовались племена луллубеев и кутиев. В начале I-го тысячелетия до н. э. в районе озера Урмия жили маннеи, которые упоминались в ассирийских клинописях в IХ в. до н. э. Тогда же здесь возникло государство Манна, в VII в. до н. э. – государство Мидия. Здесь жили также племена кадусиев, каспиев, албанов. В этом же районе было и рабовладельческое государство Ассирия. Из-за Большого Кавказа сюда вторгались племена киммерийцев и скифов. Так в результате общения, развития и соединения племён в союзы стало создаваться государственное образование. К концу VII в. до н. э. Манна попала в зависимость от более могущественного государства Мидии, в состав которого входили южные области нынешнего Азербайджана. После того, как малую Мидию захватил царь Кир II, она вошла в состав древнеперсидского государства Ахеменидов. В 331 году войска Александра Македонского нанесли персам поражение. Малая Мидия стала называться Атропатеной («страна хранителей огня»). Главной религией в стране было поклонение огню – зороастризм. Атропатена была страной с развитым хозяйством и культурной жизнью, в стране была письменность, денежные отношения, развивались ремесла, особенно ткачество из шерсти. Это государство просуществовало до 150 года н. э., территория которого совпадала с границами сегодняшнего Южного Азербайджана. Столицей царей Атропатены был город Газака.

В I веке до н. э. – I веке н. э. возникает государство Албания Кавказская. Здесь жили албаны, леги, удины. В Албании было принято христианство, по всей стране возводились храмы, многие сохранились до наших дней. В стране была письменность. Албанский алфавит состоял из 52 букв. Эти земли были исключительно плодородны, считалось, что эти земли орошались лучше, чем земли Вавилона и Египта. Здесь выращивали виноград, гранаты, миндаль и грецкие орехи, население занималось скотоводством, ремесленники изготовляли изделия из бронзы, железа, глины, стекла, остатки которых обнаружены при раскопках в Мингечауре. Столицей Албании был город Кабала, руины которого находятся в Куткашенском районе республики. В I веке до н. э., в 66 году войска римского полководца Гнея Помпея двинулись на Албанию. На берегах Куры произошло кровопролитное сражение, которое окончилось поражением албанов.

В начале нашей эры страна столкнулась с одним из самых тяжелых испытаний в своей истории - в III веке Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке - Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения.

В первых столетиях нашей эры турецкие этносы, составлявшие основную часть населения страны и являющиеся с военно-политической точки зрения более организованными и сильными, сыграли важнейшую роль в процессе формирования единого народа. Среди турецких этносов преобладали турецкие огузы.

Начиная с первых столетий нашей эры турецкий язык являлся также главным средством общения между малочисленными народами (народными меньшинствами) и этническими группами, проживавшими на территории Азербайджана, а также играл связующую роль между севером и югом. В то время этому фактору принадлежала очень важная роль в формировании единого народа, поскольку в описываемый период еще не было единого религиозного мировоззрения - единобожия, охватывающего всю территорию Азербайджана. Поклонение Танры - главному богу древних турков - танрычество - еще недостаточно притеснило другие религиозные мировоззрения и не вытеснило их окончательно. Еще имело место зардуистство, огнепоклонничество, поклонение Солнцу, Луне, небу, звездам и так далее. На севере страны, в некоторых частях территории Албании, особенно в ее западных регионах, распространялось христианство. Однако, независимая албанская церковь действовала в условиях острого соперничества с соседними христианскими концессиями.

С принятием исламской религии в VII веке произошел коренной перелом в историческом предопределении Азербайджана. Исламская религия дала сильный толчок формированию единого народа и его языка, сыграла решающую роль в ускорении этого процесса.

Существование единой религии между тюркскими и нетюркскими этносами на всей территории их распространения в Азербайджане явилось причиной формирования единых обычаев, расширения родственных отношений между ними, их взаимодействия.

Исламская религия объединила под единым тюрко-исламским знаменем все принявшие ее тюркские и нетюркские этносы, весь Большой Кавказ и противопоставила его Византийской Империи и находящимся под ее опекой грузинским и армянским феодалам, пытавшимся подчинить их христианству. С середины IX века традиции древней государственности Азербайджана вновь возродились.

В Азербайджане начался новый политический подъем: на землях Азербайджана, на которых был распространен ислам, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. Вследствии создания независимых государств произошло оживление во всех областях политической, экономической и культурной жизни. Началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории.

Создание собственных государств (Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов, Шеддадидов, Шекинского правления) после длившегося около 600 лет порабощения Сасанидами и арабами, а также превращение ислама на всей территории страны в единую государственную религию, сыграло важную роль в этническом развитии азербайджанского народа, в формировании его культуры.

В то же время, в тот исторический период, когда отдельные феодальные династии часто сменяли друг друга, исламская религия сыграла прогрессивную роль в объединении всего азербайджанского населения - как различных тюркских племен, сыгравших главную роль в формировании нашего народа, так и смешивавшихся с ними нетюркских этносов, в форме единой силы против чужеземных захватчиков.

После падения Арабского Халифата - начиная с середины IX века возросла роль тюрко-исламских государств, как на Кавказе, так и на всем Ближнем и Среднем Востоке.

Государства, управляемые Саджидами, Ширваншахами, Саларидами, Раввадидами, Шеддадидами, Шекинскими правителями, Сельджуками, Эльданизами,Монголами, Эльханид-Хилакудами, Тимуридами, Османидами, Гарагоюнидами, Аггоюнидами, Сефевидами, Афшанидами, Гаджарами и другими тюрко-исламскими династиями оставили глубокий след в истории государственности не только Азербайджана, но и всего Ближнего и Среднего Востока.

С XV-XVIII веках и в последующий период культура государственности Азербайджана еще более обогатилась. В этот период империи Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов, Афшаров и Гаджаров управлялись непосредственно азербайджанскими династиями.

Этот важный фактор оказывал положительное влияние на внутренние и международные отношения Азербайджана, расширял сферу военно-политического влияния нашей страны и народа, сферу использования азербайджанского языка, создал благоприятные условия для еще большего морального и материального развития азербайджанского народа.

В описываемый период, наряду с тем, что азербайджанские государства играли важную роль в международных отношениях и военно-политической жизни Ближнего и Среднего Востока, они принимали очень активное участие в отношениях Европа - Восток.

В годы правления великого государственного деятеля Азербайджана Узун Гасана (1468-1478) империя Аггоюнлу превратилась в могучий военно-политический фактор на всем Ближнем и Среднем Востоке.

Культура государственности Азербайджана получила еще большее развитие. Узун Гасан ввел политику создания мощного, централизованного государства, охватывающего все земли Азербайджана. С этой целью было издано специальное "Законодательство". По указанию великого правителя был переведен на азербайджанский язык "Корани-Керим", выдающемуся научному деятелю своего времени Абу-Бекр ал-Теграни было поручено написание Огузнаме под названием "Китаби-Диярбекнаме".

В конце XV - начале XVI веков азербайджанская государственность вступила на новый этап своего исторического развития. Внук Узун Гасана - выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи (1501-1524) закончил дело, начатое его дедом и сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана.

Образовалось единое Сефевидское государство, столицей которого был Тебриз. В период правления Сефевидов культура азербайджанского государственного правления еще более возросла. Азербайджанский язык стал государственным языком.

В результате удачных реформ внутренней и внешней политики, проведенных шахами Исмаилом, Тахмасибом, Аббасом и другими Сефевидскими правителями, Сефевидское государство превратилось в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Пришедший к власти после падения Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах Афшар (1736-1747) еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот великий правитель Азербайджана, выходец из афшар-тюркского племени в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, планы великого правителя относительно создания на этой территории могучего, централизованного государства не состоялись. После смерти Надир-шаха, управляемая им широкотерриториальная империя пала.

На земле Азербайджана появлялись местные государства, которые еще во времена жизни Надир-шаха делали попытки подняться на борьбу за свою свободу и независимость. Таким образом, во второй половине XVIII века Азербайджан распался на малые государства - ханства и султанаты.

В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары (1796-1925), являющиеся азербайджанской династией. Гаджары вновь стали внедрять начатую еще их прадедами политику подчинения гарагоюнских, аггоюнских, сефевидских и всех прочих территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению.

Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. Азербайджан превратился в плацдарм кровавых войн двух великих государств.

На основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Aзербайджан был разделен между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный - к управляемому Гаджарами Иранскому шахству. Таким образом, в последующей истории Азербайджана появились новые понятия: "Северный (или Российский) Азербайджан" и "Южный (или Иранский) Азербайджан".

Для создания себе поддержки на Южном Кавказе Россия стала в массовом порядке переселять на захваченные азербайджанские земли, в частности, горные районы Карабаха, территории бывших Эриванских и Нахичеваньских ханств, армянское население из соседних регионов. На землях Западного Азербайджана - бывших территориях Эриванского и Нахичеваньского ханств, граничащих с Турцией, срочным образом и с определенной целью была создана так называемая "Армянская область". Именно так на земле Азербайджана была заложена основа для создания будущего армянского государства.

Кроме того, в 1836 году Россия ликвидировала независимую албанскую христианскую церковь и отдала ее в подчинение армянской григорианской церкви. Таким образом, были созданы еще более благоприятные условия для григорианизации и армянизации христианских албан, являющихся древнейшим населением Азербайджана. Была заложена основа для новых территориальных притязаний армян к азербайджанцам. Не удовлетворившись всем этим, царская Россия прибегла к еще более грязной политике: вооружив армян, подняла их против тюрко-мусульманского населения, следствием чего явились массовые резни азербайджанцев практически на всей оккупированной русскими территории. Так началась эпоха геноцида азербайджанцев и всего тюрко-мусульманского народа Южного Кавказа.

Борьба за свободу в Северном Азербайджане завершилась невиданными трагедиями. В марте 1918 года захватившее власть дашнако-большевистское правительство С. Шаумяна осуществило безжалостный геноцид против азербайджанского народа. Братская Турция протянула Азербайджану руку помощи и спасла азербайджанское население от поголовной резни, осуществлявшейся армянами. Победило освободительное движение и 28 мая 1918 года была создана первая на Востоке демократическая республика в Северном Азербайджане - Азербайджанская Демократическая Республика. Азербайджанская Демократическая Республика, будучи первой парламентарной республикой в истории Азербайджана являлась, в то же время, примером демократического, правового и мирового государства всего Востока, в том числе тюрко-исламского мира.

Во времена Азербайджанской Демократической Республики история парламентарства делилась на два периода. Первый период длился с 28 мая 1918 года по 19 ноября 1918 года. В течении этих 6 месяцев первый в Азербайджане парламент - Азербайджанский Национальный Совет, состоявший из 44 мусульмано-тюркских представителей, принял исключительно важные исторические решения. 28 мая 1918 года Парламент объявил Независимость Азербайджана, взял на себя вопросы управления государством и принял историческую Декларацию Независимости. Второй период в истории парламентарства Азербайджана длился 17 месяцев - с 7 декабря 1918 года по 27 апреля 1920 года. За этот период среди прочих необходимо отметить и принятый Парламентом 1 сентября 1919 года Закон об учреждении Бакинского Государственного Университета. Открытие национального университета было очень важной заслугой деятелей Республики перед родным народом. Хотя впоследствии Азербайджанская Демократическая Республика и пала, Бакинский Государственный Универ-ситет сыграл важнейшую роль в претворении в жизнь ее идей и в достижении нашим народом нового уровня независимости.

В общем, за период существования Азербайджанской Демократической Республики было проведено 155 парламентских собраний, из которых 10 прошли в период действия Азербайджанского Национального Совета (27 мая - 19 ноября 1918 года), а 145 - в период действия Азербайджанского Парламента (19 декабря 1918 г. - 27 апреля 1920 г.).

На обсуждение Парламента было вынесено 270 законопроектов, из них около 230 были приняты. Законы обсуждались в условиях горячего и делового обмена мнениями и редко принимались ранее третьего чтения.

Несмотря на то, что Азербайджанская Демократическая Республика просуществовала всего 23 месяца, она доказала, что даже самые жестокие режимы колоний и репрессий не в состоянии уничтожить идеалы свободы и традиции независимой государственности азербайджанского народа.

В результате военной агрессии Советской России Азербайджанская Демократическая Республика пала. Пришел конец независимости азербайджанской государственности в Северном Азербайджане. 28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории Азербайджанской Демократической Республики Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР).

Сразу после советской оккупации начался процесс уничтожения системы независимого государственного правления, созданный в период существования Азербайджанской Демократической Республики. Повсюду в стране властвовал "красный террор". Всякий, кто мог сопротивляться укреплению большевистского режима, сразу же уничтожался как "враг народа", "контрреволюционер" или "диверсант".

Таким образом, после мартовского геноцида 1918 года начался новый виток геноцида азербайджанского народа. Разница была в том, что в этот раз были уничтожены избранные люди нации - выдающиеся государственные деятели Азербайджанской Демократической Республики, генералы и офицеры Национальной армии, передовая интеллигенция, религиозные деятели, руководители партий, политические деятели, известные ученые. Большевистско-дашнакский режим на этот раз обдуманно уничтожал всю передовую часть народа, дабы оставить народ без лидеров. В действительности этот геноцид был еще более ужасен, чем тот, что был осуществлен в марте 1918 года.

Созывом первого съезда советов Азербайджанской ССР 6 марта 1921 года завершилась советизация Северного Азербайджана. 19 мая того же года была принята первая Конституция Азербайджанской ССР.

После того, как азербайджанский народ лишился своего независимого правительства началось разграбление его богатств. Отменилась частная собственность на землю. Были национализированы все природные богатства страны, вернее, они стали считаться государственной собственностью. В частности, для управления нефтяной промышленностью, был создан Азербайджанский Нефтяной Комитет, и управление этим комитетом было поручено А.П. Серебровскому, направленному в Баку лично В.И. Лениным. Таким образом Ленин, отправивший 17 марта 1920 года в Военно-Революционный Совет Кавказского Фронта телеграмму, в которой говорилось: "Нам чрезвычайно важно завоевать Баку" и давший распоряжение о захвате Северного Азербайджана, достиг своей мечты - Бакинская нефть перешла в руки Советской России.

В 30-е годы проводились широкомасштабные репрессии против всего азербайджанского народа. Только в 1937 году репрессиям подверглось 29 тысяч человек. И все они были наиболее достойными сыновьями Азербайджана. В этот период азербайджанский народ потерял десятки и сотни таких своих мыслителей и интеллигентов как Гусейн Джавид, Микаил Мушфиг, Ахмед Джавад, Салман Мумтаз, Али Назми, Таги Шахбази и другие. Был уничтожен интеллектуальный потенциал народа, его лучшие представители. Оправиться от этого ужасного удара азербайджанский народ не мог на протяжении последующих десятилетий.

Великая Отечественная война 1941-1945 года сплотила народы Советского Союза против фашизма. Немецкие войска рвались к богатым залежам Бакинской нефти, однако Азербайджан, благодаря героизму советского солдата, не был захвачен фашистами. Призыв «Всё для фронта, всё для победы!» - превратил город Баку в арсенал Советской армии, в городе выпускалось более ста видов боеприпасов, а Бакинская нефть была главным топливом для «моторов» войны. Великая Отечественная Война затронула каждую советскую семью. Сотни тысяч азербайджанцев участвовали в войне, многие из них были награждены орденами и медалями, а 114 воинов-азербайджанцев удостоены звания Героя Советского Союза.

Однако уже в 1948-1953 годах начался новый этап массовой высылки азербайджанцев с их древнейшей родины - Западного Азербайджана (так называемой территории Армянской ССР). Армяне, поддерживаемые и поощряемые русскими, еще более укрепились на землях Западного Азербайджана. Им было обеспечено численное преимущество на этой территории. Несмотря на большие успехи, достигнутые в результате созидательной деятельности азербайджанского народа, по ряду объективных и субъективных причин, во многих областях экономики Азербайджана - как в промышленности, так и в сельском хозяйстве стали проявляться отрицательные тенденции.

В 1970-1985 годах, в течение исторически короткого времени на территории Республики были созданы сотни заводов, фабрик, отраслей производства. 213 крупных промышленных предприятий были построены и приступили к работе. Во многих отраслях производства Азербайджан занимал ведущие позиции в СССР. 350 наименований продукции, производимой в Азербайджане, экспортировалось в 65 стран мира. Огромное историческое значение всех этих созидательных работ. Это в действительности было вступлением азербайджанского народа в 70-х годах XX века в новую стадию подъема освободительного движения.

Последняя, на данный момент, стадия истории государственности Азербайджана начавшаяся в канун падения СССР 18 октября 1991 года принятием Акта Конституции "О государственной независимости Азербайджанской Республики" с успехом продолжается и по сей день.

На продолжении всей своей истории азербайджанские государства проходили периоды подъема и спада, подвергались внутреннему распаду и внешней оккупации. Но, несмотря на это Азербайджан всегда сохранял с соседями миролюбивые, спокойные взаимоотношения.

В 1988 году сепаратистские террористические группировки Нагорно-Карабахской Автономной Области вместе с вооруженными силами Армении начали проводить военные действия с целью присвоения Нагорного Карабаха. К ним присоединились части вооруженных сил СССР, расположенные в Армении и Нагорно-Карабахской Автономной Области. В начале происходил захват мест проживания азербайджанцев в Карабахе. 19 января 1992 года был захвачен Керкиджахан, 10 февраля - села Малыбейли, Гушчулар. Мирное безоружное население было подвергнуто насильст-венному выселению. Сузилось кольцо блокады Ходжалы и Шуши. В середине февраля армянские и советские военные соединения захватили деревню Гарадаглы. В ночь с 25 на 26 февраля произошло самое трагичное событие в современной истории Азербайджана. Армянские военные формирования, совместно с солдатами 366 мотострелкового полка России учинили страшную резню мирного азербайджанского населения в селе Ходжалы.

Современный Азербайджан многонациональное государство. Республика Азербайджан является государством с рыночной экономикой. Основное население азербайджанцы, исповедываемая религия - ислам. Издревле в традициях народа Азербайджана главной чертой было гостеприимство, уважение к старшему, помощь слабому, миролюбие и терпимость.

Столица государства – красавец-город Баку, город с развитой инфраструктурой, с красивой набережной на берегу моря, с гостиницами, обилием ресторанов с изысканными блюдами знаменитой на весь мир азербайджанской кухни и блюдами кухней народов мира, с обилием предложений для отдыха и развлечений, с множеством театров, картинных галерей, музеев, парков.Парки Баку в брызгах россыпи алмазов струй воды фонтанов, свежая зелень деревьев укрывает от летнего солнца.

Назывался ли Азербайджан в древности Азербайджаном? October 31st, 2017

Так как я буду делать серию постов посвященных Азербайджану, хочу напомнить читателям об истории названия этой страны, по этому поводу часто возникают различные недопонимания. Общую информацию о термине "Азербайджан" можно узнать в Википедии.
Существует устойчивое представление о том, что термин "Азербайджан" никогда не применялся к территории нынешнего гос-ва Азербайджан и относился лишь к северо-западным частям нынешнего Ирана, и якобы этот термин искусственно был перенесен на нынешний Азербайджан лишь в начале 20 века при становлении Азербайджанской республики.

Исторические документы свидетельствуют о том, что это ложное представление. Из-за тесной исторической связанности всего региона Закавказья многие географические и политические термины перемешивались и могли менять свой смысл, но термин "Азербайджан" устойчиво применялся к территории нынешнего одноименного гос-ва вместе с другими более известными названиями - Кавказская Албания, Арран, Ширван и Армения. Главная причина по которой нынешний северный Азербайджан соединялся с южным иранским - это подчиненность данной территории центрам власти, которые находились существенно южнее (там, где и зародился этот термин) например Сасанидскому Ирану или арабскому Халифату. Плюс, устойчивое желание правителей, контролировавших Азербайджан, видеть его единой частью со всем Закавказьем, в связи с этим Азербайджаном даже могли называть все Армянское нагорье, включая часть территории современной Турции.
Несколько примеров использования термина "Азербайджан" в исторических документах:


Наиболее показательно смешивает Азербайджан и Армению знаменитый географ Якут аль-Хамави (12 век.)
«Словарь стран» («Муджам аль-булдан»)
«Границы Азербайджана тянутся от Барды на востоке до Арзинджана на западе...»

По мнению Якута Азербайджан простирался от нынешнего турецкого города Эрзинджана (Арзинджана) до города Барда в современном Азербайджане.
Поэтому по Якуту аль-Хамави в состав Азербайджана входило почти все Армянское нагорье.

Соответственно и армянский город Двин , находящийся сейчас в современной Армении недалеко от Еревана, тоже входил в пределы Азербайджана.

О городе Барда.
«Барда — город в самой дальней части Азербайджана, построен из жженого кирпича и известняка и находится равнине. По сообщениям ал-Истахри Барда — очень большой город. Я говорю, что это описание старое, ибо в настоящее время от города не осталось ничего. В Азербайджане я встречал людей из жителей Барды и расспрашивал их о городе и они говорили мне, что город сильно разрушен и что жителей в нем теперь очень мало, почти как в деревне, положение там беспокойно, бедность явная, нужда видимая, дома разрушенные, разорение всеобщее. Хвала тому, кто производит перемены, но сам не меняется, кто уничтожает, но не уничтожается и он распоряжается своими тварями так, что ни в одной из них не видна тайна его промысла!»

Полковник Бурнашёв, живший в Тбилиси в качестве уполномоченного российского правительства при царе Ираклии II, в 1786 г., в составленном им описании политического состояния областей азербайджанских писал следующее:

«К теперешнему положению тех земель, которые под именем Адребиджани разумеются, начиная с севера прилежит Грузия, то есть царства Кахетинское и Карталинское; от востока море Каспийское и: провинция Гилян, от полудня область Ирак, от запада Туреция… Азербайджанских владельцев разделять должно на самовластных и зависимых, а первых — на могущих и маломощных. Дербентский или Куба-хан есть из числа могущих, почитают его довольно богатым, сила его собственная состоит из 3000 человек, но к предприятиям важным против своих соседей призывает он как ближние Адербиджанские ханы, как-то: Нухинский, Ширванский и Шушинский, владельцев из Дагестана и приводит бродяг лезгинских…» В. Н. Левиатов Очерки из истории Азербайджана в XVIII веке. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1948. — С. 144.

Фирман Ага Мохаммед Шаха Каджара ко всем «адербайджанским» и дагестанским владетелям:

«Высочайший повелителя Персии фирман в том состоит, дабы известно и ведомо вам было, что удостоился уже я быть в Персии шахом; адербейджанские же ханы и владельцы все мне покорились...» Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. — СПб, 1886. — Т. 3. — С. 64.

Фатали-хан писал Екатерине II (в конце 1782 г.), что весь Азербайджан недоволен поступками царя Ираклия и Ибрагим-хана (заключением в тюрьму гянджинского и ереванского ханов). Он, Фатали-хан, «за должность свою признал, чтобы честь и право адырбайджанских ханов защитить». О. П. Маркова. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII веке. Наука. Москва, 1966. Стр. 176

Взятие Эривани (Еревана) русскими войсками в 1827 году. Картина Франца Рубо. До захвата войсками Российской империи Ереван был столицей небольшого азербайджанского Эриванского ханства.