Равиль Гайнутдин: биография

Предшественник: Сам, как председатель президиума ДУМЦЕР 29 января 1994 года - 9 декабря 1998 года Преемник: Сам, как председатель президиума ДУМЕР Имя при рождении: Равиль Исмагилович Гайнутдинов Оригинал имени
при рождении: Равил Исмәгыйл улы Гайнетдинев Рождение: 25 августа (1959-08-25 ) (59 лет)
дер. Шали, Пестречинский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР Награды:

Биография

Равиль Исмагилович родился 25 августа , в дер. Шали , Пестречинского района Татарской АССР в татарской семье .

Работал ассистентом режиссёра на Казанском телевидении. В 1979 году поступил в медресе «Мир Араб» в Бухаре (Узбекистан), после окончания становится первым имам-хатыбом второй казанской соборной мечети «Нур Ислам ». В 1985 году назначен ответственным секретарём Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году становится имам-хатыбом московской соборной мечети , в 1988 году - главным имам-хатыбом. В 1991 году избран президентом Исламского центра Москвы и Московской области.

29 января 1994 года избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. 1 июля 1996 года избран председателем Совета муфтиев России .

Женат, отец двух дочерей.

Профессор Московского исламского университета, Международной славянской академии, Международной академии информатизации, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации .

Взгляды и высказывания

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 марта 2015 года) - за большой вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 августа 2009 года) - за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами
  • Орден Почёта (15 января 2004 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и межконфессионального сотрудничества
  • Орден Дружбы (6 октября 1997 года)- за большой вклад в укрепление экономики, развитие социальной сферы и в связи с 850-летием основания Москвы
  • Благодарность Президента Российской Федерации (23 августа 1999 года) - за большой вклад в установление мира и согласия в обществе
  • Орден Звезды Иерусалима (Палестинская национальная администрация , 2015 год) .
  • Медаль «10 лет Астане» (Казахстан)
  • Медаль «20 лет независимости Республики Казахстан» (Казахстан , )
  • Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (2011 год) - за активную деятельность по духовному возрождению России, большой вклад в развитие миротворчества и межконфессионального диалога .
  • Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXV лет (17 октября 2012 года) - за большой вклад в укрепление межконфессионального мира и согласия, многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы
  • Благодарность Мэра Москвы (24 августа 2009 года) - за большой вклад в укрепление межконфессионального мира и согласия в городе Москве и в связи с 50-летием со дня рождения
  • Медаль «За доблестный труд» (Татарстан , 21 августа 2009 года)
  • Орденом «За Заслуги» (Ингушетия)

Напишите отзыв о статье "Гайнутдин, Равиль Исмагилович"

Примечания

  1. Интерфакс 24 сентября 2009.
  2. NEWSru 24 сентября 2009.
  3. NEWSru 29 сентября 2009.
  4. 16 декабря 2010.
  5. (рус.) . Официальный сайт Президента Российской Федерации (14 августа 2009 года). Проверено 14 августа 2009. .
  6. (рус.) . Официальный сайт Президента Российской Федерации (2004 год). Проверено 14 августа 2009. .

Литература

  • Силантьев Р. А. // Независимая газета . - 02.06.2015.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гайнутдин, Равиль Исмагилович

Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Персоналии

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин – Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России. Равиль Гайнутдин (Гайнутдинов Равиль Исмагилович) родился 25 августа 1959 года в Татарстане. Учился в Шалинской сельской татарской школе, завершил среднее образование в школе г. Казани. В 1979 году Равиль Гайнутдинов поступил во всемирно известное Исламское медресе "Мир-Араб" в Бухаре. Экстерном за 4 года с отличием окончил семилетний курс этого медресе и получил назначение первым имам-хатыбом Казанской Соборной мечети "Нур Ислам". В 1985 году был избран ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе, где он приобретает опыт административной работы в столь деликатной сфере, каковой является религиозная структура и открывает в себе талант управленца.В 1987 году Равиль Гайнутдин был утвержден на должность имама-хатыба Московской Соборной мечети, и уже в 1988 году становится главным имам-хатыбом – настоятелем Московской Соборной мечети. Именно в Москве - Федеральном центре России, благодаря грамотной работе с общественными институтами, государственными структурами, взвешенному подходу в решениях вопросов духовного возрождения, привлечению к сотрудничеству людей с фундаментальным образованием и безупречной репутацией (Аляутдинов Ш., Полосин В., Порохова В., Ассадуллин Ф., Т.Саидбаев и многие др.), искренним проповедям и душевным качествам, Р.Гайнутдин смог завоевать расположение рядовых верующих и уважение коллег-муфтиев. В 1991 году Равиль Гайнутдин был избран Президентом Исламского Центра г. Москвы и Московской области , придав этой организации творческий импульс и верное направление. В 1994 г. на учредительном Меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Шейх Равиль Гайнутдин избирается Муфтием, а также Председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, преобразованного в 1998 г. в Духовное управление мусульман Европейской части России. В 1996 г. на 1-ом Меджлисе руководителей Духовных Управлений мусульман России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин был избран Председателем Совета муфтиев России.

Муфтий Равиль Гайнутдин участник многих Международных форумов и конференций, представлял мусульман Российской Федерации в Марокко, Саудовской Аравии, Египте, Финляндии, ФРГ, Италии, США, Малайзии и др. В составе официальных правительственных делегаций Российской Федерации принимал участие в межгосударственных переговорах и личных встречах с высшим руководством Ирана, Пакистана, Сирии, Египта, Ливана, Саудовской Аравии, Афганистана, Малайзии, Азербайджана. Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин кандидат философских наук, автор многих научных трудов по мусульманскому богословию, мусульманской догматике и праву. Он является профессором Московского высшего духовного исламского колледжа, академиком Международной Академии наук Евразии, Международной Славянской Академии по науке, образованию, культуре и религии, Международной Академии информатизации.

Муфтий Равиль Гайнутдин является членом Общественной Палаты Российской Федерации. Р авиль Гайнутдин входит в созданный при ООН Совет религиозных лидеров мира и является его соучредителем.

Муфтий Равиль Гайнутдин является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, членом Президиума и Сопредседателем Межрелигиозного Совета России. В своих проповедях и повседневной религиозной деятельности Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин последовательно отстаивает идеи цивилизованного межконфессионального диалога и братского сотрудничества между всеми народами, выступает с активной миротворческой позицией за установление гражданского мира и согласия в обществе. Он является подписантом Договора "Об общественном согласии», предложенным Президентом Российской Федерации.

В 1997 году под патронатом Мэра Москвы Ю.М.Лужкова и Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина было завершено строительство в Москве на Поклонной горе Мемориальной мечети «Шухада»(Память) в честь павших воинов мусульман в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. , ставшей заметной вехой в духовной и культурной жизни российских мусульман и одной из жемчужин культовой архитектуры Столицы. В 1998 году Муфтий Равиль Гайнутдин стал одним из главных учредителей Межрелигиозного Совета России, куда вошли все Главы традиционных конфессий Российской Федерации. Он является одним из инициаторов и Сопредседателем Оргкомитета по проведению Второго Миротворческого Форума по взаимодействию традиционных религий и культур, который состоится в Москве 2-3 марта 2004 года в Свято-Даниловом монастыре и проводится при благожелательном участии Патриарха Всея Руси Алексия II по инициативе Межрелигиозного Совета России, Глав религиозных конфессий стран СНГ. Муфтий Равиль Гайнутдин является автором концептуальной идеи разработки и руководителем творческого коллектива ученых-создателей фундаментального труда -«Основные положения социальной программы российских мусульман», ставшего базисной программой взаимоотношений мусульман с обществом и светским государством по ряду важнейших социальных проблем, который вышел в свет в 2001 году и сразу получил самый положительный резонанс и одобрение не только среди российской общественности, но и за рубежом.

В 2001 Муфтий Равиль Гайнутдин закончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специализации «Государственное и муниципальное управление», а в 2003 году на кафедре религиоведения РАГС им была защищена научная диссертацию на тему: “Ислам в России (опыт философского анализа)".

Муфтий Равиль Гайнутдин удостоен многих правительственных наград, в том числе: в 1997г. был награжден Орденом Дружбы, а в 2004 г. Указом Президента России В.В. Путина он удостоен высшим государственным знаком отличия - Орденом Почета за большой вклад в дело укрепления межконфессионального мира и согласия, национального единства и духовного возрождения народов Российской Федерации. В своих проповедях и в целом в религиозной деятельности выступает за идею межрелигиозного диалога и сотрудничества, активный сторонник установления гражданского мира и согласия в обществе.

Выдержка, дипломатия, государственная позиция, здравый смысл и высокие нравственные качества позволяют Р. Гайнутдину сохранять позиции лидера отечественных мусульман в качестве Председателя Совета Муфтиев России, фактически пребывая в ранге "первого среди равных", которыми на сегодня считаются наиболее авторитетные российские муфтии, имеющие влияние на подавляющее большинство исламской уммы Российской Федерации.

Официальный сайт Совета муфтиев России

Дамир Гизатуллин

Дамир Халиуллович Гизатуллин - заместитель председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), член президиума ДУМЕР Родился 15 ноября 1952 в Татарстане 1994-98 - учеба в Высшем Духовном Исламском колледже Москвы, диплом имама-хатыба. Назначен первым директором медресе при московской Соборной мечети, в возведении мечети на Поклонной горе. Принимал участие в создании законов РФ, касающихся религиозной сферы. Продолжает работать в правительственных комиссиях, проводит работу с регионами по расширению строительства новых мечетей, реставрации старых и ввода их в эксплуатацию. 2002 - окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Выступает с лекциями, докладами об Исламе Награжден медалью "В память 850-летия Москвы", Почетной Грамотой МВД РФ за участие в мероприятиях по проведению благотворительных акций детям Чечни. Женат, имеет троих детей.Придерживается традиционно-исламских взглядов на жизнь. Принимает участие в воспитани студентов Московского Высшего Духовного Исламского колледжа, заботится об их трудоустройстве.

Харис Саубянов

ХАРИС АХМЕДОВИЧ САУБЯНОВ - заместитель Председателя ДУМЕР. Родился в 1950 году в Москве. Образование высшее, кандидат исторических наук. В 1975 году закончил Московский государственный институт Культуры. В последующие годы работал в управлении культуры Мособлисполкома, затем в Центросоюзе СССР, где курировал деятельность культурно-просветительских учреждений. С 1994 по 1998 гг. работал заместителем директора Института исламской цивилизации, проректором вечернего университета мусульманской культуры, одним из организаторов которого он являлся. В 1995 году совместно с Духовным управлением мусульман Европейской части России, Институтом исламской цивилизации был одним из главных организаторов проведения в Москве Международной исламской конференции: «Ислам и этноконфессиональное взаимопонимание в меняющемся мире». С 1999 года является руководителем Аппарата Совета муфтиев России. С этого времени осуществляет полномочное представительство Совета муфтиев России в официальных государственных структурах, в общественных и религиозных организациях, осуществляя в них объективную позицию Совета муфтиев России в вопросах государственно-исламских отношений, в возрождении духовности и нравственных основ многонационального и поликонфессионального российского общества, основанного на единстве и территориальной целостности Страны. Х.А.Саубянов является постоянным членом ряда Экспертных Советов и рабочих групп, в том числе: по обобщению и проработке предложений по совершенствованию Федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях при Правительстве Российской Федерации, Центрального Совета Союзной общественной палаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, заместитель Сопредседателя Межрелигиозного Совета России и член Исполкома Межрелигиозного Совета стран СНГ, а также является членом Экспертного Совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе. В рамках празднования 1400-летия распространения ислама в России (по мусульманскому календарю), принимал участие в организации и проведении Советом муфтиев России (СМР) Международного исламского форума: «Будущее мусульман России в новом тысячелетии». В июле 2000 года в стенах Российской академии государственной службы при Президенте РФ на кафедре религиоведения X.А. Саубяновым была успешно защищена диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук на тему: «Исламская культура тюркских народов». Он имеет ряд научных работ по проблемам истории мусульманской культуры, этногенеза, а также автор таких публикаций, как: «Этно-конфессиональные и культурные традиции тюркских народов Поволжья, Приуралья и Сибири», «Отражение исламских традиций в фольклоре тюрко-язычных народов Волго-Уральского этно-исторического ареала», «Влияние ислама на языковую культуру тюркских народов Поволжья и Приуралья». В 2002г. Х.А.Саубянов был направлен на курсы повышения квалификации, организованные Организационным управлением Администрации Президента Российской Федерации для руководящих работников организационных служб аппаратов федеральных органов государственной власти РФ по программе: «организационное обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти РФ». В сентябре 2003 года был одним из главных организаторов и Сопредседателем Оргкомитета научно-практической конференции: «Веротерпимость – основа процветания многонациональной России», проходившей в Москве. В рамках тесного взаимодействия Совета муфтиев России и МИД России принимал участие в организации встреч Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина с руководителями ряда мусульманских государств и правительств в резиденции Совета: Президентом Исламской Республики Иран - г-ном Сайедом Мухаммадом Хатами, Премьер–Министром Ливанской Республики - г-ном Рафиком Харири и Главой Правительства Малайзии - г-ном Махатхиром Мохамадом и др.

ФАРИД АБДУЛОВИЧ АСАДУЛЛИН - заведующий Отделом науки и связей с гоударственными службами РФ Московского муфтията, сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России. Родился 3 февраля 1955 в Казани (Татарстан). 1972 –76 гг. учеба в Ленинградском государственном университете (ЛГУ) на восточном факультете, специальность «арабская филология» 1976 г. – работа в Йемене 1978-79 гг. - работа в Ливии 1983 г. – защита диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по культуре Ливии с 1984 г. – работает в Институте Востоковедения РАН (Москва), затем Российском центре стратегических и международных исследований. с 1989 г. – преподает арабский язык и основы Ислама в медресе при Московской соборной мечети. 1992-93 гг. – один из авторов и ведущих исламского блока религиозно-просветительской программы «Ныне» на ЦТ 1993 г. – стажировка в университете «Аль-Азхар» (Каир), курсы усовершенствования религиозных кадров. 1994-95 – учеба в Дипломатической Академии МИД РФ, специализация «Международные отношения». С 1995 г. – представитель ДУМЕР в Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, в составе экспертной комиссии участвовал в подготовке Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (принят в 1997 г.). По согласованию с Советом муфтиев России (СМР) становится членом Совета по внешней политике при Комитете по международным делам Государственной Думы РФ. Принимал участие в межгосударственных переговорах с политическим руководством ряда стран арабо-мусульманского Востока. Непосредственно с муфтием Р. Гайнутдином вел переговоры с аятоллой Рафсанджани, принимал участие в беседах с экс-президентом Афганистана Наджибуллой, премьер-министром Пакистана Наваз-Шерифом, афганским полевым командиром Хикматиаром, королем Марокко Хасаном II. 1999 г. – после принятия Духовного Управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) в ОБСЕ, участвовал в работе экспертов по вопросам обеспечения религиозной свободы государств-участников ОБСЕ в Вене, в составе делегации СМР – в работе Саммита религиозных и духовных лидеров в Нью-Йорке 28-31 августа 2000 года в ООН. Участник международных конференций и симпозиумов по религиозной и межконфессиональной проблематике в Хельсинки (1997), Тегеране (1999). Аммане (1999), Вашингтоне (2000),Париже (2000), Берлине (2001). Имеет около 100 научных публикаций по проблемам развития арабской культуры, истории Ислама, мусульманского вероучения и межрелигиозным отношениям. Основные труды: "Очерк истории ливийской литературы" (1993), "Новая и новейшая история Ливии" (в соавторстве, 1993), раздел "Ислам" в "Энциклопедии для детей" (1996), "Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации" (1999), "Москва мусульманская" (2004). Лауреат конкурса научных проектов «Российские общественные науки: новая перспектива» в области политологии за 1994 год. Действительный член Международной академии духовного единства народов мира, Международной Ассоциации по связям с общественностью, заслуженный деятель культуры Республики Татарстан.

Марат Муртазин

Марат Фахрисламович Муртазин - Ректор Московского Исламского Университета, член Президиума ДУМЕР

Родился 26 декабря 1957 года в Казани, в семье рабочих. В родословной отца были известные священнослужители, а мать происходила из зажиточных крестьян, образованных и глубоковерующих. После средней школы поступил в Ленинградский Государственный Университет на восточный факультет по специальности "арабский язык и литература". 1981 - окончил ЛГУ и был направлен в Йемен переводчиком советника по экономическим вопросам Посольства СССР, где рботал по 1983 год. Одновременно занимался изучением религиозной литературы, местных обычаев и обрядов. 1983-85 - заочная аспирантура Ленинградского отделения Института Востоковедения. 1984-1990 - преподаватель арабского языка в Военном институте МО СССР, пишет работу на тему "Морфология семитских языков". 1990 - командировка в Ливию в качестве переводчика главного советника на промышленном объекте. С 1993 - занимается духовным просвещением. Активно участвует в подготовке празднования 1 100-летия принятия Ислама. 1993-94 - преподаватель медресе Московской Соборной мечети 1994-99 - директор Московского Исламского колледжа с 4-летним сроком обучения. После создания МИУ становится его ректором. Имеет богословские и научные труды, свободно говорит на английском, немецком, французском, арабском и иврите. Считает, что условием богатой духовной культуры мусульманских народов яявляется воспитание подрастающего поколения в духе гуманистических идеалов, заложенных в Священных Писаниях.
Марат хазрат Муртазин является заместителем Председателя СМР и заместителем Председателя ДУМЕР.

Муфтий Мукаддас Бибарсов

МУКАДДАС БИБАРСОВ . Муфтий Саратовской области, Председатель Духовного управления мусульман Поволжья, Сопредседатель Совета муфтиев России. Татарин. Родился в 1960 году в селе Средняя Елюзань Пензенской области, в семье потомственных религиозных деятелей. После службы в армии, в 1981 году поступил в Бухарское исламское училище медресе "Мир-Араб", после окончания которого в 1987 году был направлен имам-хатыбом в Саратовскую мечеть, с 1992 года является муфтием Саратовской области. В соответствии с традициями, заложенными ещё пророком Мухаммедом (мир ему), сочетает духовный пост с общественной и просветительской деятельностью. Выступает за единство Ислама и политики. В конце 80-х годов активно участвовал в демократическом движении России. С 1989 года бессменный редактор саратовского "Мусульманского вестника", где регулярно публикует статьи. В 1992 году был среди учредителей ВКЦ ДУМ РФ. В апреле 1992 года содействовал проведению в Саратове региональной Конференции Исламской партии возрождения СССР. 30 октября 1994 года решением делегатов мусульманской общественности 8 субъектов Поволжского региона РФ был избран Главой вновь образованного Духовного управления мусульман Поволжья. В апреле 1996 года основал в Саратове общероссийское общественное движение "Мусульмане России". Алексей Малашенко в исследовательской книге "Исламское возрождение в современной России" назвал М.Бибарсова одним из лучших мусульманских ораторов России. Активно работает с детьми и молодежью. Инициатор и организатор проведения научно-практических конференций: "Форум мусульманских женщин России", "Мусульмане России за мир и согласие в обществе", "Ислам - религия мира", "Мусульманская молодежь за духовно-нравственное возрождение и развитие общества". Научные и публицистические исследования Мукаддаса Бибарсова публикуются в российских и зарубежных изданиях. Награжден орденом Дружбы, почетным знаком Губернатора Саратовской области. Под руководством Мукаддаса Бибарсова действует сайт ДУМ Поволжья

Шакиров Мансур Хамзянович

ШАКИРОВ МАНСУР ХАМЗЯНОВИЧ – заместитель Председателя Совета муфтиев России по инвестиционной политике. Директор ООО «Строительная Компания «ЛММ-Инвест» Родился 23 августа 1957 года в Москве. В 1975-1977 г.г. служил в рядах вооруженных сил. В 1978 г. был направлен на службу в МВД СССР. В 1989 г. окончил Академию МВД СССР, присвоена квалификация юриста. В 1992 г. был избран председателем ревизионной комиссии ДУМЕР. В 1995 г. был назначен советником Председателя ДУМЕР муфтия Равиля Гайнутдина. В 2003 году был назначен заместителем Председателя Совета муфтиев России по инвестициям. Участвовал в ряде встреч и переговоров в составе делегации ДУМЕР с главами исламских государств. С 2003 г возглавляет группу по подготовке первичных документов по строительству Московской Соборной мечети. В 2005 г. награжден высшей наградой Совета муфтиев России орденом Аль Фахр II степени. С 2005 г. является Советником члена Общественной Палаты Российской Федерации муфтия Шейха Равиля Гайнутдина.

Муфтий Нафигулла Аширов

АШИРОВ Нафигулла Худчатович - Председатель Духовного Управления мусульман азиатской части России (ДУМАЧР), Сопредседатель Совета муфтиев России. Родился 10 сентября 1954 года в сибирском селе Юрты Тачимовские (аул Шульгун) Тобольского района Тюменской области. Н.Х.Аширов из духовной семьи. Детство провёл в родной деревне. Предки Нафигуллы-хазрата происходили из той части татар Западной сибири, которые именуются бухарцами. Дед Нафигуллы хазрата Аширов-ака был имамом в родной деревне. Со дня открытия мечети в Тобольске в 1979 году стал одним из активных членов общины мусульман. Одновременно брал частные уроки по Исламу у местного имама мечети, позднее был муэдзином. После ослабления запретов на религию Нафигула Аширов окончил Духовное медресе "Мир-Араб" в Бухаре, а позднее Университет Исламских Наук имени Амира Абдель Кадера в Алжире по специальности: "Исламский призыв" (Дагват). По окончании университета в 1992 году Нафигулла Аширов работал первым заместителем муфтия Республики Башкортостан, Председателем Исполкома, а затем Председателем Высшего Координационного Центра духовных управлений мусульман России. Шейх Нафигулла Ашир является почетным членом Попечительского Совета Международной Организации "Исламский призыв" со штаб-квартирой в Хартуме (Судан). Также является членом Попечительского Совета "Европейской Исламской Конференции", объединившей исламские организации стран Европы. Участвует во многих международных конференциях и симпозиумах, встречается с лидерами ведущих исламских стран и руководителями международных исламских организаций. При его участии подписаны ряд соглашений о сотрудничестве между мусульманскими организациями России, зарубежными исламскими фондами и организациями, через которые инициировал строительство мечетей и медресе в различных регионах РФ. При сотрудничестве с международными исламскими Университетами вносит большой вклад в подготовку богословских кадров. Активно поддерживает идею исламского единства и братства. При его содействии в Москве открыт и действует Исламский колледж "Расул-Акрам", где обучаются студенты со всей России. Пять раз возглавлял группы российских паломников в Хадж в Благословенную Мекку. В августе 1997 года шейх Нафигулла Ашир на конференции мусульман Урала, Сибири и Дальнего Востока был избран Председателем и Верховным муфтием Духовного управления мусульман Азиатской части России. В 1998 году, на расширенном заседании Совета Муфтиев России, избран Сопредседателем Совета муфтиев России. Нафигулла-хазрат является одним из самых энергичных исламских деятелей на постсоветском пространстве. Обладает хорошими организаторскими способностями, дипломатичен, большое внимание уделяет развитию международных исламских связей. Нафигулла Аширов женат и многодетный отец. Жизненное кредо Нафигуллы хазрата: "Не навреди ни словом, ни делом", что согласуется со словами Пророка Мухаммеда: "Мусульманин это тот, от языка и рук которого не страдают люди".

Муфтий Гусман Исхаков

ИСХАКОВ Гусман Гумерович - Председатель Духовного Управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), Председатель Ассоциации мусульманских религиозных организаций "Казанский муфтият", Сопредседатель Совета муфтиев России, Ректор Российского Исламского Университета. Родился 25 мая 1957 года в Казани. В 1964-74 гг. учился в средней школе Казани. С ноября 1975 года по ноябрь 1977 года проходил службу в армии в Западной группе войск (ГДР). С августа 1978 года по июнь 1982 года учился в медресе "Мир-Араб" в Бухаре. В июне 1982 года назначен ответственным Секретарем Духовного Управления мусульман Европейской части СССР. С августа 1984 года по июнь 1985 года - студент шариатского факультета Исламского университета в Триполи (Ливия). С октября 1985 года по июнь 1994 года - имам-хатыб мечети в Октябрьском (Башкортостан), одновременно с августа 1991 года - Ректор мусульманского Университета "Нур-уль-Ислам" в Октябрьском. В 1990-94 годах - Депутат Горсовета Октябрьского. 31 августа 1992 года – участник учредительного Съезда ДУМ РТ в Набережных Челнах: был выдвинут на пост муфтия Татарстана, но снял свою кандидатуру в пользу Галиуллина. С сентября 1992 года - первый Заместитель Нурмухаммеда Нигматуллина в ДУМ Республики Башкортостан. В январе 1994 года – совершил Умру (малого хаджа) в Мекку, В январе 1995 года на II съезде Духовного Управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) избран первым заместителем муфтия Галиуллина. С 1997 года Исхаков является почетным академиком Российской Академии гуманитарных наук. 14 февраля 1998 года в Казани проходит объединительный Съезд мусульман, в ходе которого 430 голосами из 690 (всего было 718 делегатов) Исхаков был избран Муфтием ДУМ РТ. С июля 1998 года Исхаков является Ректором Российского Исламского Университета в Казани. 4-6 февраля 2000 года участвовал в Международной исламской Конференции в Нджамене (Чад), организованной Ассоциацией "Исламский призыв". В мае 2000 года был избран главой Ассоциации мусульманских религиозных организаций "Казанский муфтият". 5 февраля 2002 года повторно избран муфтием ДУМ РТ.

Поздравляем Минтимера Шаймиева с высокой наградой

По представлению Совета муфтиев России Президент Татарстана Минтимер Шаймиев удостоен Международной премии имени короля Фейсала. Совет муфтиев России обратился в комитет по присуждению этой высокой премии в Фонд короля Фейсала в Эр-Рияде весной 2006 года в номинации "Служение исламу", подчеркивая в своем представлении активную деятельность президента Татарстана, "направленную на поддержку ислама, что выражается в постройке мечетей, открытии исламских учебныз заведений, основании религиозных организацй, с целью подготовки умеренных мусульманских кадров для последующего исполнения религиозных обязанностей в многонациональном и многоконфессиональном обществе"

С формулировкой "за многолетнюю деятельность на благо Ислама" в Эр-Рияде губернатор саудовской провинции Асир, председатель Фонда короля Фейсала принц Халед аль-Фейсал, издал указ о награждении Минтимера Шариповича Шаймиева.Принц Халед отметил, что Президент Татарстана много сделал для возрождения мусульманской культуры в своей республике и обучения жителей Татарстана принципам и канонам Ислама. В этой республике, добавил председатель Фонда, за последние годы построено более тысячи мечетей, в том числе сорок - в Казани. Во время нахождения у власти Шаймиева, в Татарстане появились издания Корана, исламская литература, медресе и исламские общества, был основан Российский исламский университет.

Совет муфтиев России искренне поздравляет Минтимера Шариповича Шаймиева в высокой наградой.

Краткая биографическая справка о главе Духовного управления мусульман Н.Новгорода и Нижегородской области Умаре-хазрате Идрисове (по материалам ДУМНО ; фото ДУМНО )

Умар Юсипович Идрисов (Умяр Идрис) - председатель Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области, сопредседатель Совета муфтиев России, полномочный представитель Совета муфтиев России в Приволжском федеральном округе.

Родился 1 января 1954 года в г. Горьком. Окончил среднюю школу, работал на промышленных предприятиях города, служил в рядах Советской Армии.

В 1980 г. поступил в Высшее Исламское медресе "Мир-Араб" в Бухаре, где экстерном с отличием окончил семилетний курс обучения. В 1987 г. окончил Ташкентский Исламский институт имени имама аль-Бухари.

В 1988 г. активно участвовал в восстановлении Соборной мечети в Нижнем Новгороде. С 1991 г. имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети. С 1993 г. председатель Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Под руководством Умар-хазрата в 1994 г. завершилось строительство медресе «Махинур» и были приняты первые студенты.С 1997 г. профессор Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. С 2001 г. имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети.

В мае 2003 г. награжден орденом славы II степени Совета муфтиев России.

В июле 2004 г. Указом Президента РФ Владимира Путина Умар-хазрату вручен Орден Дружбы.

Один из соавторов книги «История Исламских общин Нижегородской области», автор десятков публикаций в периодике, статей в сборниках материалов международных конференций. В 2004 году выступал с докладом в Госдуме РФ.

Владеет арабским и татарским языками.

Женат, трое детей.

Алиев Ислям Ахметович

Родился 12 сентября 1980 года в городе Горьком. Закончил 101 школу Ленинского района г.Н.Новгорода. В 1997 году поступил в высшее религиозное учебное заведение «Мухаммадия» г.Казань. В 2001 г. изучал основы Ислама в Турции. 2001-2003 гг. проходил в Казани курсы Корана и арабской каллиграфии. В 2003 г. работал имамом в Нижегородской соборной мечети и преподавателем воскресной школы. Женат, один ребенок. Владеет русским, татарским, арабским, турецким языками. С 2004 года работает преподавателем медресе «Медина», имамом мечети «Рашида» села Медяны, так же является директором воскресной школы.


Абдулбари Маратович Муслимов

Абдулбари Маратович Муслимов - заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной части, преподаватель нижегородского исламского медресе «Махинур» и мактаба «Ихсан». Родился 30 января 1977 г. в Республике Башкортостан. Окончил республиканскую гимназию №2 в г. Ишимбай. В 1996 г. закончил исламское медресе «Нур аль-Ислам» в Башкортостане, в 2000 г. - высшее медресе «Дар уль-Хадис» в Мекке. В 2006 году закончил Башкирский государственный университет по специальности филология. С 2001 г. преподаватель Нижегородского исламского медресе «Махинур». С 2004 г. имам-хатыб Соборной мечети г. Нижнего Новгорода. С 2005 г. заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной части.

шейх, председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председатель Совета муфтиев России

Биография

Работал ассистентом режиссёра на Казанском телевидении. В 1979 году поступил в медресе «Мир Араб» в Бухаре (Узбекистан), после окончания становится первым имам-хатыбом второй казанской соборной мечети «Нур Ислам». В 1985 году назначен ответственным секретарём Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году становится имам-хатыбом московской соборной мечети, в 1988 году - главным имам-хатыбом. В 1991 году избран президентом Исламского центра Москвы и Московской области.

29 января 1994 года избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. 1 июля 1996 года избран председателем Совета муфтиев России. Способствует строительству мечетей. Женат, отец двух дочерей. Профессор Московского Исламского Университета, Международной славянской академии, Международной академии информатизации, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Взгляды и высказывания

24 сентября 2009 года на международной конференции «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности», посвященной взаимодействию РФ и исламского мира, в Москве, в Колонном зале, сказал, в частности: «Можно согласиться с мнением выдающегося российского историка XIX века Карамзина, который сказал: „Москва обязана своим величием хану“. Это касается и России в целом»; «благодаря политической воле золотоордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы».

28 сентября того же года на пресс-конференции, посвященной итогам международной конференции, подтвердил свою позицию, сказав: «Россия изначально была построена славянскими и тюркскими народами – это мое твердое убеждение, основанное на изучении истории»

16 декабря 2010 года на заседании президиума Межрелигиозного совета России в Москве заявил: «Если коренное население не хочет работать, после получения зарплаты они пропадают на 15-20 дней, и в это время станки стоят, с этими рабочими производить что-либо невозможно». По его словам, Россия вынуждена приглашать мигрантов: «Они не пьянствуют, они дисциплинированы, трудолюбивы; если зарплату получают, то отправляют ее домой, чтобы накормить свои семьи».

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 августа 2009 года) - за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами
  • Орден Почёта (15 января 2004 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и межконфессионального сотрудничества
  • Орденом Дружбы (1997 год)
  • Медаль «10 лет Астане» (Казахстан)
  • Юбилейная золотая медаль Российского фонда мира (2011 год) - за активную деятельность по духовному возрождению России, большой вклад в развитие миротворчества и межконфессионального диалога.

В любой стране есть такие личности, деятельность которых накладывает отпечаток на общество, подталкивает его к позитивным изменениям. В России таких, к счастью, много. Одним из них по праву считается Гайнутдин Равиль. Этот человек более двадцати пяти лет руководит Советом муфтиев страны. Что ему удалось сделать за эти года? Давайте разбираться.

Равиль Гайнутдин: биография

Родился и вырос наш герой в маленькой деревне Шали (25.08.1959). Родители его были обычными тружениками. Об исламе Гайнутдин Равиль впервые узнал от родной бабушки. Она жила в семье и уделяла, как водится, много времени воспитанию детей. Бабушка рассказывала маленькому Равилю об основах религии, раскрывала суть и смысл традиций, учила молиться. Все этот очень интересовало внука. Со временем он решил посвятить себя служению Аллаху. По окончании школы нынешний Равиль Гайнутдин отправился в Бухару. Там он поступил в духовное медресе «Мир-Араб». Учеба ему давалась легко. Семилетний курс он завершил всего за четыре года, сдав положенные испытания экстерном. Первым местом службы ему определили Казанскую Соборную мечеть «Нур Ислам». Должность называлась первый имам-хатыб. В 1987 году он переехал в Москву. Гайнутдин Равиль, к тому времени уже избранный ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе, был назначен имама-хатыбом

Годы развала СССР

Нынче старшее поколение удивляется и ужасается, вспоминая, через какие испытания пришлось пройти бывшим советским гражданам. Многие голодали, не могли заработать на хлеб, теряли профессии, хоронили близких. Но это было не самым страшным. Духовная пустота царила в тогдашнем обществе. Муфтий Равиль Гайнутдин был одним из немногих, кому удалось понять состояние народа. Он прилагал усилия по возрождению религиозного самосознания общества.

Возрождение ислама

В Москве он организовывал курсы по Людям рассказывал о традициях ислама, ритуальной практике. Это было очень своевременно. Разочарованные, погруженные в проблемы, отчаявшиеся, граждане тянулись в мечеть, где получали так необходимую духовную поддержку. Побольше узнать о своей религии желали и малые дети, и пожившие пенсионеры. Люди, понимая, что их привычный мир рушится, искали утешения в вечных ценностях. А религия является первой среди них. Многие испытывали необходимость приобщиться к знаниям, получить которые ранее не представлялось возможным. Коран мусульмане желали читать на арабском. Все это муфтию было понятно. Он постоянно расширял свою деятельность, чтобы не осталось ни одного человека, обеленного вниманием.

Международная деятельность

Мусульманский мир достаточно широк. Гайнутдин Равиль не ограничивает свою работу только жизнью уммы. Он является членом нескольких авторитетных международных организаций. Принимает участие в деятельности Евразийского Исламского Совета. Он считает необходимым содействовать сближению верующих, укреплению связей между людьми и государствами. Кроме того, он принимает участие в работе Всемирной исламской лиги (ВИЛ). Из-под пера муфтия вышло несколько книг. Первой известной работой считается его диссертация. Тема и одновременно название ее «Ислам в России». Как он сам признается, это был опыт философского анализа. Понятно, что усилия духовных лидеров мусульман нынче востребованы. Ведь в мире существуют очень опасные тенденции. Верующие сталкиваются со злом, прикидывающимся истинной религиозностью. Имеется в виду запрещенная в России организация ИГ. Перед духовенством всех конфессий встают ранее неизвестные вызовы. Людей следует защитить от обмана, худшего, чем гибель. Это полное духовное перерождение в настоящих зверей, безжалостно убивающих себе подобных.

"Аллах испытывает того, кого искренне любит"

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин работает очень много. Вынесенным в заголовок абзаца изречением пророка Мухаммада верующие характеризуют его разнообразную деятельность. Кроме прямых обязанностей, на его плечи зачастую ложиться организация массовых мероприятий, больших духовных торжеств. Еще общение с правительством России, государственными деятелями мусульманского мира. В его напряженном графике всегда находится время для приема обычных граждан. К муфтию едут со всех уголков огромной страны. Людям важно услышать его мудрый совет. Ведь просьбы их не относятся к числу простых. Люди задают очень сложные вопросы, ждут взвешенного ответа и содействия. 2015 год ознаменовался открытием реконструированной и расширенной московской мечети. Работы тоже шли под пристальным вниманием Равиля-хазрата. В стране проживает более тридцати мусульманских народов. В это непростое время их следует объединять, не допускать возникновения не только конфликтов, но и попыток разобщения. Это направление сам Равиль-хазарат считает основным, прикладывая массу усилий для его наиболее полной реализации.

Мирная жизнь и развитие - главная наша цель

Муфтий последовательно отстаивает принципы цивилизованного диалога людей разных вероисповеданий и конфессий. Проповедь Равиля Гайнутдина, как правило, строится на мудром подходе к конфликтным ситуациям, уверенности в том, что любая проблема разрешима безоружным путем. Мир на планете, спокойное сотрудничество и развитие он называет единственным путем для человечества. Равиль-хазарат активно сотрудничает с представителями духовенства стран, в которых идут гражданские конфликты. Его призывы к ним наполнены человеколюбием и состраданием. Он стремится понять различные точки зрения. Однако принципиально выступает за переговорный процесс в случаях возникновения напряжения. Обществу должно существовать в согласии, вести гражданский диалог, считает муфтий. Под его непосредственным руководством мусульманская Москва становится центром притяжения для всего исламского мира. Взаимодействие с руководителями Российской федерации только способствует этому процессу.

Укрепление ислама и духовное воспитание подрастающего поколения

Равиль-хазарат уделяет немалое внимание организации деятельности мусульманских учебных заведений. По его инициативе в РФ открыто два специальных университета (1998 - Казань, 1999 - Москва). Молодежь нужно воспитывать с пеленок, чтобы потом не приходилось срочно исправлять ошибки, когда беда стучится в дверь. Еще в конце прошлого столетия Равиль-хазарат предложил Светлейшему Патриарху организовать взаимодействие различных конфессий. Для этого был учрежден Межрелигиозный Совет России. Такая многообразная и огромная страна не может позволить конфликтов на своей территории. Тем более что международная обстановка демонстрирует постоянную нестабильность. Раздуть пожар очень просто, если люди разобщены.

Диалог цивилизаций

Подобную инициативу РФ предложила миру еще десять лет назад. Форум «Диалог цивилизаций» нынче является площадкой для обсуждения проблем межконфессионального сотрудничества и сосуществования. Гайнутдин переводится с арабского, как «око религии». Это символично. Под присмотром Равиля-хазрата ислам развивается, восстанавливая и внедряя в жизнь своих последователей то миролюбие и терпимость, которые выработали далекие предки и завещали хранить вечно. Такая деятельность рука об руку с лидерами иных конфессий способствует установлению межрелигиозного согласия в России и за ее пределами.

). Известный проповедник. Профессор Московского исламского университета.

Биография

Родился в селе Шали Пестречинского района Татарстана 25 августа 1959 года.
Окончил с отличием семилетний курс «Мир-и-Араб» Бухары экстерном (за 4 года). По окончании учебы в Бухаре стал работать первым имамом-хатыбом Казанской «Нур-Ислам».
Далее в 1985 году в Уфе вступил в должность ответственного секретаря ДУМЕС (Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири).
В 1987 году стал имам-хатыбом, а в 1988 первым имам-хатыбом Соборной мечети Москвы.
В 1991 году вступил в должность президента Исламского центра Москвы и Московской области.

На учредительном меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России в1994 году Гайнутдин избран Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона (в дальнейшем преобразованного в ДУМЕР).

В 1996 году Гайнутдин стал инициатором учреждения Совета муфтиев России (СМР). Сопредседателями которого являются руководители всех крупнейших Духовных управлений мусульман России. В дальнейшем СМР стал достаточно авторитетным органом, который представлял интересы мусульман России.

Помимо всего прочего Равиль Исмагилович ведет активную научно-исследовательскую работу в области . Участвует на научных и научно-богословских конференциях, выступает в СМИ. Так по центральным каналам российского телевидения регулярно транслируются его праздничные (на и ), прочитанные в Соборной мечети Москвы.

Также Гайнутдин автор многих посвященных разнообразным аспектам религии книг. Можно отметить следующие его книги по богословию, праву, догматике: «Ислам. . Милосердие. Терпимость» (1997 год, Москва); «Священный о человеке, его жизни и бессмертии» (1998 год, Москва); «Обращения. Выступления. Статьи» (1998 год, Москва); «Основы Ислама» (2004 год, Москва); «Выборы в России и выбор мусульман» (2004 год, Москва). Написал монографию «Ислам в современной России». Является автором и руководителем творческого коллектива ученых, которыми в 2001 году был создан фундаментальный труд «Основные положения социальной программы российских мусульман». Этот труд стал базисной программой взаимоотношений мусульман по ряду важнейших социальных проблем с обществом и светским государством.

Является членом комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Участник многих международных конференций и форумов, где представляет мусульман Российской Федерации. Будучи в составе официальных правительственных делегаций РФ участвовал в встречах с высшим руководством , Сирии, Ливана, Саудовской Арии, .

Гайнутдин придерживается идей цивилизованного межнационального и межконфессионального сотрудничества и диалога, это находит отражение в его проповедях и религиозной деятельности.

Под руководством Гайнутдинова создавались мусульманские общины в разных регионах России. В 1997 году под патронатом Равиля Исмагиловича и Ю.М. Лужкова было окончено строительство Мемориальной мечети, расположенной на Поклонной горе.

Окончил в 2001 году Российскую академию государственной службы (РАГС) при Президенте РФ, а в 2003 году защитил диссертацию на кафедре религиоведения РАГС на тему: «Ислам в России (опыт философского анализа)».
Кандидат филосовских наук. Равиль Исмагилович награжден медалями и орденами Почета и Дружбы.

Примечания: