Гиппократ - биография, информация, личная жизнь. Гиппократ - биография краткая, его вклад в развитие медицины

Трудно найти человека, который никогда не слышал о «Клятве Гиппократа». Однако не так-то много людей, которые бы интересовались судьбой и вкладом в науку того, кто придумал ее текст. Будучи высокоморальным человеком, он сумел в небольшую по объему клятву вложить все важные принципы, которые должен выполнять каждый доктор.

Гиппократ - знаменитый древнегреческий врач-реформатор, который вошел в историю как «отец медицины». А, между прочим, это еще и историческая личность. О нем вспоминают в своих произведениях Аристотель и Платон.

Биография древнегреческого врача

О жизни и деятельности Гиппократа известно совсем немного. Он родился на небольшом острове Кос около 460 года до нашей эры. В его семье все были врачами, которые передавали свои знания детям и ученикам. Кстати, Гиппократ не отошел от этой традиции. Впоследствии его многочисленные сыновья, зятья и ученики также стали врачами.

Свои знания он получал в первую очередь от отца, известного в те времена врача Гераклида. Гиппократ много путешествовал, стараясь получить как можно больше знаний. В это время он создал различные трактаты, которые оказали значительное влияние как на развитие всей медицины, так и ее отдельных специальностей. Самыми известными среди них считаются: «О диете при острых болезнях», «Прогностика», «О суставах», «О переломах» и др.

Основные достижения великого врача

Однако главная заслуга Гиппократа является в том, что он впервые придал медицине научный характер. На протяжении всей жизни врач доказывал своим современникам, что болезни возникают по разумным и естественным причинам, а не являются карой богов.

Гиппократа по праву можно считать «очистителем медицины». Ведь именно он разделил два понятия - философия и медицина, определив границы каждой из них. Отдавая большую часть своего времени хирургии, он научился применять повязки и лечить вывихи, переломы и раны. При этом Гиппократ установил различные стадии болезни и научился их диагностировать. Он выдвинул и доказал 4 принципа лечения больного:

  • приносить пользу и не вредить;
  • противоположное лечить противоположным;
  • помогать природе;
  • все действия выполнять осторожно, жалея пациента.

Жажда к знаниям и разностороннее развитие - путь к славе

На протяжении всей жизни Гиппократ сохранил жажду к знаниям. Помимо медицины он изучал климат, почву и многое другое. Такая разносторонняя деятельность привела к тому, что еще при жизни врач познал высоту славы. Умер Гиппократ еще в 370 году до нашей эры, но до сих пор остался в памяти как великий врач и мыслитель, которого знают и почитают во всем мире.

Гиппократ (др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос - между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса). Знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - и . Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

«Клятва Гиппократа» (хотя на самом деле она совсем не принадлежит Гиппократу). После того, как Гиппократ умер в 377 г до н.э., этой клятвы еще не было. Существовали «Наставления» Гиппократа, также потомкам достались различные варианты текстов «клятв».

«Клятва Гиппократа», или Врачебная заповедь, опубликована в 1848 г. в Женеве и опускает большие куски исходного текста.

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому" .

Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа.

Когда он получает диплом, то произносит клятву, освященную его именем. Кроме другого греческого врача - Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия, великого врача гомеровских времен. (Асклепия стали считать богом только после Гомера.) У Асклепиадов чисто человеческие медицинские познания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Сыновья Гиппократа, его зять и многочисленные ученики были врачами.

Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры, как и всякая культурная корпорация того времени, чисто религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.

Первоначальное медицинское образование получил от отца - врача Гераклида - и других врачей острова; затем с целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер - 18, а Ков-нер - несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.

Это трактаты - "О ветрах", "О воздухах, водах и местностях", "Прогностика", "О диете при острых болезнях", первая и третья книги "Эпидемий", "Афоризмы" (первые четыре раздела), наконец - хирургические трактаты "О суставах" и "О переломах", являющиеся шедеврами "Сборника".

К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг "Эпидемий" представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал Мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: "Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения".

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги "Эпидемий": "Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее - пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, - следует вести исследование" .

Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Он не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других людей; он исследует его мысли. Даже "умолчания" больного служат для него указанием! Задача непосильная, в которой запутался бы любой ум, лишенный широты.

Как сказали бы сегодня - эта медицина отчетливо психосоматическая. Скажем проще: это медицина всего человека (тела и души), и связана она с его средой и образом жизни и с его прошлым. Последствия этого широкого подхода отражаются на лечении, которое будет в свою очередь требовать от больною, чтобы он, под руководством врача, весь - душой и телом - участвовал в своем выздоровлении.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях - "О суставах" и "О переломах" подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени. В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ положил начало рациональной дие-тологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных (что впоследствии было забыто), и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Гиппократ при жизни познал высоты славы. Платон, который был моложе его на одно поколение, но его современником в широком смысле этого слова, сравнивая в одном из своих диалогов медицину с другими искусствами, проводит параллель между Гиппократом с Коса и самыми великими ваятелями его времени - Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Гиппократ краткая биография древнегреческого философа и отца медицины поможет Вам узнать о жизни этого человека.

Гиппократ биография кратко

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря в семье потомственного врача – асклепиада. Именно отец привил сыну глубокую любовь к медицине и был его первым учителем. Позже он обучался у знаменитых философов Горгия и Демокрита.

Гиппократ стал первым врачевателем, который отверг распространенную тогда теорию о том, что на человека насылают болезни боги. Благодаря его стараниям медицину выделили в отдельную науку. Он был уверен, что недуги появляются вследствие влияния характера, питания человека, его привычек и природных факторов.

Поскольку Гиппократ был представителем Косской школы врачей, то он пытался установить первопричину всех патологий. С этой целью за каждым больным устанавливалось постоянное наблюдение. Врачеватели создавали в своих лечебницах специальный режим, который должен был способствовать самоизлечению. Предполагается, что во времена Гиппократа появился важнейший принцип великого врача – «Не навреди». Гиппократ рассматривал патологию как прогрессирующее явление, главным этапом которого является так званый кризис: человек либо погибает, либо идет на поправку.

Главное достижение Гиппократа – это выделение человеческих темпераментов. Он считал, что поведение напрямую зависит от уровня черной желчи, крови, слизи и желчи в организме. Также он ввел в медицину термин стадийности.

Считается, что Гиппократ был просто гениальным, выдающимся хирургом Древнего Мира. Он использовал инновационные способы лечения фистул, переломов, ран и вывихов. Кроме того ему принадлежит написание правил, как должен вести себя хирург в ходе оперативного вмешательства. Особый акцент падал на освещение, расположение инструментария и освещение рук. Таким образом, отец медицины впервые сформулировал этические и моральные нормы для врачей. Доктор, согласно его мнению, просто обязан быть трудолюбивым и ответственным, вызывать доверие и хранить врачебную тайну.

Краткая биография Гиппократа насчитывает совсем мало подробностей жизни этого врача и философа, а вот его научное наследие в медицине, наоборот, огромно и неоценимо. Скромный человек, сделавший величайшие открытия в мире медицины продолжает жить в своих идеях, которые поддерживают врачи всего мира и поныне.

Краткая биография

Гиппократ Хиосский (460 -377 до н. э.) - потомственный врач: его отец, всемирно известный Гераклид, был прямым (восемнадцатым по счету) потомком Асклепия (Эскулапа), прозванного богом медицины, благодаря которому наука врачевания передавалась от деда и отца к сыну. По версиям некоторых историков, мать врачевателя была потомком самого Геракла.

С малых лет будущий отец медицины Гиппократ впитывал знания, как губка, а возмужав, отправился путешествовать, чтобы расширить объем знаний, периодически оставаясь надолго в некоторых местах, чтобы лечить людей и еще при жизни достигнув мировой славы и всеобщего признания его гения.

Он обучался у Демокрита и Горгия, познавая с их помощью философию и софизм, попутно работая над "Гиппократовским корпусом" - сборником медицинских научных трактатов самого разнообразного содержания, общей численностью более семидесяти сочинений. Как утверждает его краткая биография, Гиппократ принадлежал к Косской школе, в которой считали, что болезнь покинет человека сама, если создать для этого необходимые условия.

Почил с миром знаменитый ученый в городе Лариссе, в 377 году до н. э., там же был и захоронен с великими почестями, оставив после себя троих детей: двух сыновей и дочь, муж которой стал его преемником и последователем, продолжая линию асклепиады.

Вклад Гиппократа в медицину

Создав комплексный метод лечения болезней, состоящий из сбалансированной диеты, физических упражнений, правильного мышления и отношения к жизни, климата, а также благотворного воздействия свежего чистого воздуха и условий проживания, великий ученый перевернул примитивное представление людей о болезнях, подарив им освобождение от религиозных верований и ритуалов, мало влияющих на лечение больного.

Существует масса уникальных для того времени открытий в исторической биографии Гиппократа, краткий перечень самых весомых приведен ниже:

  1. Основные принципы и правила диетологии: неведомой ранее ветви медицины. Было доказано и признано другими врачами, что больному необходима специальная диета для скорейшего выздоровления.
  2. Правила поведения при операциях: шапочки, маски на лицо, корректное освещение и расположение медицинских инструментов - это все нововведения Гиппократа.
  3. Классификация типов человека по темпераменту и характеру.
  4. Гиппократ впервые ввел термин "кризис болезни" и подробно изложил, как с этим бороться.
  5. Протезирование зубов.
  6. Вправление вывихов и переломов.
  7. Новейшая и более точная методика обследования больных, включающая в себя пальпацию, перкуссию и подробнейший опрос больного.

За годы своей практики отец медицины открыл более трехсот видов лекарств и препаратов, некоторые из них и поныне применяются современными врачами.

Научные труды, написанные потомком Эскулапа

В отличии от скупых сведений краткой биографии, Гиппократовы сочинения намного многочисленнее и включают в себя очень широкий спектр тем, связанных с медициной:

  • "О женской природе, болезнях и бесплодных женщинах".
  • "О природе костей и суставов".
  • "О диете при острых болезнях".
  • "Афоризмы" (один из самых популярных его трудов).
  • "О ранах и язвах".

Врач, гуманист и философ

Проанализировав годы жизни Гиппократа, можно отследить его отношение к болезни, как к совокупности многих факторов, а не следствию одной-единственной причины, как считалось в те времена. Он полагал, что окружающий мир, ранее перенесенные заболевания, питание и образ жизни в общем существенно влияют на человека, создавая благоприятные условия для развития болезней. Влияние богов и потусторонних сил на человека и его физическое состояние он категорически отвергал, за что и был прозван отцом медицины. Он был первым, кто открыто решился противостоять жрецам храмов, священнослужителям и их суевериям.

Также Гиппократ был ярым сторонником морали среди медиков того времени и сформулировал клятву, которую впоследствии окрестили "кодексом чести врачевателей".

Клятва Гиппократа

Считалось, что впервые торжественное обещание медика произнес Асклепий: предок отца медицины, а Гиппократ его слегка доработал и записал в бумажном варианте (до этого клятва имела только передаваемую из уст в уста версию).

К сожалению, этот великий вклад Гиппократа в медицину был многоразово искажен и переписан, в последний раз в Женеве в 1848 году, потеряв несколько существенных пунктов:

  • Обещание никогда не делать абортов.
  • Обещание пожизненно отдавать малую часть своих доходов своему учителю.
  • Клятву никогда не иметь сексуальной или любовной связи с пациентом.
  • Клятву ни при каких обстоятельствах не делать эвтаназию больному.

Изначально клятву древнегреческого врача Гиппократа (годы жизни: примерно с 460-го по 370 год до н. э.) произносили на латыни, но впоследствии перешли на родной язык, видимо, для большего понимания смысла данного обещания.

Легенды о врачевателе

Несмотря на довольно известные факты краткой биографии, о Гиппократе ходило множество легенд, историй и притч, а после его смерти некоторое время благодарные люди даже приносили жертвоприношения богам в его честь.

Говорят, что на его могиле пчелы основали пчелиный рой, из которого женщины осторожно брали мед для лечения больных кожными заболеваниями детей. Легенды гласят, что мед действительно обладал целебными силами и не раз спасал страждущих.

У историков сохранились записи спутника Гиппократа, сделанные во время проживания на греческой земле, который описал занимательный случай: великий врачеватель и его спутник дважды за несколько месяцев встретили одну и ту же молодую женщину, и Гиппократ по секрету поведал своему спутнику, что та потеряла невинность.

Как вы узнали, не говоря с ней? - удивленно воззвал спутник.

Философ улыбнулся в бороду и произнес.

История полупрофессионального и профессионального врачевания насчитывает несколько тысячелетий. Некоторые сведения о достижениях медицины древнейших цивилизаций и распознавании и лечении болезней можно почерпнуть из вавилонских клинописных записей и из древнеиндийских вед, из египетских папирусов и китайских иероглифических рукописей.


В первую очередь вавилоно-ассирийской и египетской культуре многим обязана древнегреческая медицина, достигшая в древности наиболее высокой степени самостоятельности как область профессионального знания, обладающая известной естественно-научной глубиной. В сочинениях древнегреческих врачей содержится свод знаний, накопленных древней медициной.

Наиболее ранними из дошедших до нас источников являются рукописи Книдской школы и несколько фрагментов медицинских текстов древнегреческого врача Алкмеона Кротонского (VI в. до н.э.), который под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление о здоровье как о гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого. В результате наблюдений и хирургических операций он пришел к мысли о том, что мозг есть орган души. Это было заявлено в противовес господствовавшим в то время представлениям, что центральным «органом» духовной жизни является сердце. Он также установил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки…». Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Другой древнегреческий врач Праксагор (ок. IV в. до н.э.), последователь Диокла, открыл различие между венами и артериями (термин «артерии» приписывается ему). Он считал, что вены содержат чистую кровь, а артерии - чистый воздух; указывал, что артерии обладают свойством пульсации; различал 11 «соков» человеческого тела, в изменении и нарушении движения которых видел причину возникновения патологических процессов.

Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом «Гиппократовом сборнике» («Corpus Hippocraticum»). Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В «Гиппократов сборник» вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины. С «Гиппократова сборника» фактически начинается история европейской медицины и медицинской терминологии.

Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и все свое немалое состояние, исчисляемое в 50 тысяч лир. То же самое, хотя и в меньшем размере, сделал историк медицины земский врач Ковнер, оставивший три тома истории медицины, в которой более 400 страниц посвящено Гиппократу.

Древнегреческого врача Гиппократа называют «отцом медицины», реформатором античной медицины. Гиппократ родился в 460 году до н.э. в городке Меропис, на острове Кос. Он относится к восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимавшемуся медициной. Отец Гипократа - врач Гераклид, мать - акушерка Фенарета. Гиппократ является, таким образом, представителем народной медицины, переросшей в профессиональную. Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец.

Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте Гиппократ получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача, и выехал в Египет для пополнения знаний и усовершенствования в искусстве врачевания. Через несколько лет вернулся на родной остров, долгие годы занимался там врачебной практикой и основал свою медицинскую школу, называемую Косской.

Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там и учился медицине у Геродина. За то, что он спас жителей Афин от эпидемии чумы, используя свои знания о путях распространения инфекции, его избрали почетным гражданином Афин и увенчали золотым венком. Попутно он вылечил своего друга - Демокрита из Абдер, создавшего атомистическую теорию, модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Демокриту медицина обязана термином «этиология» (от греч. aitia - причина и logia - учение), обозначающим учение о причинах болезней.

Важно отметить, что Гиппократ и «гиппократики» учили, что распознавание болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического опыта. Отсюда «гиппократики» выдвигали основной принцип: лечить не болезнь, а больного; все назначения врача, касающиеся лечения, режима больных, должны быть строго индивидуализированы. На этом основании считается, что Гиппократ и его последователи явились основоположниками клинической медицины.

Разработка принципов и правил диагностики и лечения, по Гиппократу, должна быть основана также на изучении «природы тела». У Гиппократа и «гиппократиков» нет еще строгого подразделения анатомии и физиологии, которые обобщались ими в общем разделе, обозначаемом термином «природа тела». Главным источником анатомических и физиологических знаний у них служили вскрытия животных, так как анатомирование человеческого тела в то время было строго запрещено. Поэтому конкретные анатомические познания Гиппократа были сравнительно скудны и нередко ошибочны.

Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки. В III веке до н.э. в древнекитайском каноне медицины «Ней-цзин» различали 6 внешних (холод, зной, ветер, сырость, сухость, огонь) и 7 внутренних (радость, гнев, страх, горе, тоска, любовь, желание) причин болезни. Гиппократ также различал внешние (ветры, погода и др.) и внутренние (слизь, желчь) причины болезней.

Школа Гиппократа рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел. А если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.

Гиппократ - один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (morbus sacec - священная болезнь, так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами. В сочинении Гиппократа «О воздухе, водах и местностях» приводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Гиппократ писал: «Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим в себя и которым мы живем». И это писалось тогда, когда эллины дышали кристально чистым воздухом!

Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе, купанья, массажа и занятий гимнастикой; придавал большое значение лечебной диете; направлял легочных больных к вулкану Везувию, где они вдыхали сернистые испарения и получали облегчение…

По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой.

С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Связанные с учением о темпераментах понятия «холерик», «флегматик», «меланхолик», «сангвиник» продолжают жить и в современном языке, что было бы невозможно, если бы они не «подкреплялись» реально наблюдаемыми различиями человеческих типов. Но не в характеристиках самих этих типов категориальный смысл учения Гиппократа - Галена. За конкретными (психологической и физиологической) оболочками этого учения просматриваются некоторые общие принципы, используемые современными исследователями. Первый выражен в идее о том, что несколько исходных телесных признаков образуют, сочетаясь, основные типы индивидуальных различий между людьми.

Древнюю теорию темпераментов отличала еще одна особенность. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. - «жидкость»). В этом плане ей созвучно учение о зависимости темперамента от желез внутренней секреции, от «химизма» тела (а не только от его устройства или свойств нервной системы).

Подобно многим врачам древности, Гиппократ занимался практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, недостаточны для определения и лечения болезней. Рекомендуя тщательное обследование пациента, он указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна, частоту пульса и температуру тела. Он придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли, и их силе, появлению лихорадочной дрожи.

По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой смерти больного. Еще и теперь такая картина называется «Гиппократовым лицом». При осмотре лица Гиппократ обращает внимание на губы: синеватые, обвислые и холодные губы предвещают смерть, на то же самое указывают пальцы рук и ног, если они холодные. Красный и сухой язык есть признак тифа, когда язык в начале болезни точечный, а затем переходит в красноватый и багровый, то жди беды. Если язык покрывается черноватым налетом, то это указывает на кризис, наступающий на 14 день.

Пальпация, выслушивание и выстукивание как методы исследования были известны и использовались Гиппократом. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах; каковы их ткани на ощупь - жесткие, твердые и т.п.

Лечил Гиппократ пациентов целебными травами, которых знал свыше двухсот; возражал против применения сразу многих лекарств и провозглашал повсеместно принцип «nоli nосеrе» (не навреди). «Отец медицины» рекомендовал чемерицу в качестве рвотного средства, он же описал конвульсии, наступающие в случае ее передозировки. Впоследствии Авл Корнелий Цельс использовал это растение в лечении душевнобольных.

Гиппократ умер в Лариссе в 377 году до н.э. на 83 году жизни. После смерти афиняне воздвигли ему железную статую с надписью: «Гиппократу, нашему спасителю и благодетелю». Долгое время его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладавший целительными свойствами. Платон сравнивал его с Фидием, Аристотелем, называл его великим, а Гален - божественным.

«Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству», - говорил Гиппократ. Клятва Гиппократа является выдающимся памятником гуманизма и исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики.