Сережа стоит. Деепричастный оборот. Правописание деепричастного оборота

Цели урока:

I. Образовательные:

  1. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
  2. Повторение орфограмм, связанных с написанием гласных в корнях с чередованием.
  3. Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с деепричастиями, глаголами.
  4. Употребление деепричастных оборотов в речи.
  5. Активизация словаря учащихся.
  6. Повторение фразеологизмов.
  7. Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; умения отличать деепричастия от наречий.

II. Воспитательные:

  1. Воспитание любви к русскому языку литературе.
  2. Формирование навыков контроля и самоконтроля.
  3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III. Развивающие:

  1. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
  2. Развитие умения аргументировать, доказывать.
  3. Расширение кругозора, познавательного интереса.
  4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.

Оборудование урока:

  1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
  2. Таблица «Образование деепричастий».
  3. Материал для самостоятельной работы (кроссворд).

Структура урока:

  1. Организационный этап. (1 мин.)
  2. Этап проверки домашнего задания. (4 мин.)
  3. Повторение и закрепление материала:
    1. Игра «Кто быстрее?» (4 мин.)
    2. Таблица «Образование деепричастий». (4 мин.)
    3. Одинаковы ли деепричастия? (2 мин.)
    4. Аукцион фразеологических оборотов. (2 мин.)
    5. Синтаксический разбор, морфологический разбор деепричастий. (4 мин.)
    6. Объявления (исправления речевых ошибок в предложениях). (3 мин.).
    7. Отличие деепричастий от наречий. (3 мин.)
    8. Выполнение упражнения №141. (5 мин.)
    9. Самостоятельная работа (решение кроссворда). (2 мин.)
  4. Подведение итогов урока, домашнее задание. (3 мин.)

Ход урока

I. Организационный этап. (1 мин.)

На доске написан эпиграф: «Язык непременно живёт, движется, развиваясь и совершенствуясь». В.Г. Белинский.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Какие особые формы глагола вы знаете? (Деепричастие и причастие). Сегодня на уроке мы будем повторять сведения о деепричастии и деепричастном обороте. Записываем в тетради сегодняшнее число, тему. Повторить тему нам поможет шпаргалка. Посмотрите, как пишется это слово: шпаргалка . Россия - одна из многих цивилизованных стран, где еще пользуются подсказками на уроках. Шпаргалка означает лохмотья, пеленка. В польском языке называли так негодный клочок бумаги. У нас на доске - большая шпаргалка, которой мы и воспользуемся сегодня на уроке.

На доске: Шпаргалка: (по мере повторения пункты шпаргалки обводятся в кружок).

  1. Понятие о деепричастии.
  2. Понятие о деепричастном обороте.
  3. Знаки препинания при деепричастном обороте.
  4. Не с деепричастиями.
  5. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
  6. Морфологический разбор деепричастий.
  7. Синтаксическая роль деепричастий в речи.

II. Этап проверки домашнего задания. (4 мин.)

На перемене один из учеников выполняет домашнее задание на доске .

– Начнём мы повторение с проверки домашнего задания. Вам необходимо было заполнить «слепую» таблицу.

Готовая таблица:

ДЕЕПРИЧАСТИЕ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
глагола наречие Член предложения Обособляется
1. Возвратность Не изменяется обстоятельство на письме выделяется запятыми с двух сторон
2. Переходность
3. Вид сов.
несов.
  1. Дайте определение деепричастия (особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?).
  2. Вспомните, когда в русском языке появился термин «деепричастие». (В XVII веке. Это слово введено М. Смотрицким, образовано путем соединения частицы дее (от дяти – делать) со словом «причастие». Таким образом, деепричастие «причастно» к действию.)
  3. Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида? (Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие и отвечают на вопрос что делая? Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие и отвечают на вопрос что сделав?)

III. Повторение и закрепление материала:

1. Игра «Кто быстрее?» (4 мин.)

– Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант - деепричастия несовершенного вида; 2 вариант – деепричастия совершенного вида. Выделите суффиксы и основы глаголов, от которых образуются деепричастия. Объясните правописание слов и постановку ударения в последнем слове. Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит его. В каких ещё деепричастиях следует запомнить постановку ударения? (Ржа вея, че рпая).

глагол несов.вида дееприч. несов.вида глагол сов.вида дееприч. сов.вида
распол..гают распол..гая распол..жить распол..жив
зам..рают зам..рая зам..реть зам..рев
к..саются к..саясь к..снуться к..снувшись
балУ ются балУ ясь баловА ться баловА вшись

2. Таблица «Образование деепричастий». (3 мин.)

– Объясните, каким правилом вы руководствовались при выполнении предыдущего задания. При помощи чего можно образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида? (При помощи суффиксов).

Используя таблицу, расскажите, как образуются деепричастия совершенного вида (от основы неопределённой формы глаголов совершенного вида путём прибавления суффиксов –в, -вши,-ши) и деепричастий несовершенного вида (от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путём прибавления суффиксов –а, -я).

– Вплоть до восемнадцатого века в русском языке деепричастия образовывались с помощью суффиксов - учи, -ючи. Сейчас эти суффиксы почти не употребляются, но связь времен в языке не утрачивается. Сохранились формы слов, которые хранят в себе память времен. Приведите пример такого слова. (Быть - будучи ).

– Часто бывает, что к одному глаголу могут относиться два, а то и более деепричастий, которые создают живописную картину действий. Найдите в стихотворении Э.Асадова деепричастия и заполните таблицу примерами. Спишите, объясните расстановку знаков препинания в данном предложении.

Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
(Э. Асадов)

3. Одинаковы ли деепричастия? (2 мин.)

– У Л. Козыря есть четверостишие:

Холмы, вырастая и в сумерках тая
и думу какую-то в складках тая ,
о том и молчат, что совсем не простая,
совсем не простая планета моя.

От каких глаголов образованы выделенные деепричастия? (В сумерках тая (таять) и думу какую-то в складках тая? (таить)).

4. Аукцион фразеологических оборотов. (4 мин.)

За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
(В. Викторов)

– Посмотрите на иллюстрацию. Художник допустил ошибку. Какую? (Он буквально понял словосочетания спустя рукава и засучив рукава ).

– Как называются эти устойчивые выражения? (Фразеологизмы ). Объясните значения фразеологизмов, заменив их близкими по смыслу словами. Так говорят о работе, выполняемой небрежно, кое-как. Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.

– Составьте и запишите с этими фразеологизмами предложения. Почему вы не обособили деепричастный оборот? (Фразеологизмы не обособляются ). Вспомните еще фразеологические обороты, где употребляются деепричастия. (Положа руку на сердце, работать не покладая рук, слушать затаив дыхание, бежать высунув язык, смотреть вьпучив глаза, ходитъ задрав нос, сидеть сложа руки, нестись сломя голову, скрепя сердце). Есть еще фразеологизм несолоно хлебавши. Когда-то на Руси соль была очень ценным продуктом, ее надо было возить издалека. Соль облагалась высоким налогом. Поэтому пищу в старину готовили без соли. Хозяин сам солил еду. Кого он любил, тому и соли больше сыпал. Порой, стараясь удружить, хозяин пересаливал пищу. Вот откуда пошло выражение пересолить. Незнатных гостей сажали подальше от хозяина. И случалось, что им не доставалось соли. Вот почему и сегодня говорят несолоно хлебавши, о неудаче, плохом приеме.

5. Синтаксический разбор, морфологический разбор. (4 мин.)

– Прочитав высказывание персидского и таджикского поэта Фирдоуси, объясните смысл этого предложения, правописание слов, расставьте знаки препинания.

У доски один из учеников выполняет синтаксический разбор, остальные - в тетради. Другой ученик делает морфологический разбор, который потом проверяет класс .

Не уколовшись – деепричастие.

  1. Морф. призн.: неизм., сов. вид.
  2. Не сорвёшь (как?) не уколовшись.

6. Объявления. (3 мин.)

– При изучении деепричастий следует остановиться на одной из очень распространенных ошибок - на неправильном употреблении деепричастных оборотов в устной и письменной речи.

– Какие объявления не содержат речевых ошибок?

  1. «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
  2. «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
  3. «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
  4. «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»

При правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же действующее лицо должно производить и главное, и добавочное действие.

7. Отличие деепричастий от наречий. (3 мин.)

– В предложении Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов) найдите деепричастие, расставьте знаки препинания.

– Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие – слушала ).

8. Выполнение упражнения №141 .

Осложнение задания: продолжить предложения не одним, а несколькими однородными деепричастными оборотами. Подчеркните их.

  • Сережа присел. Сережа присел, вытянув руки вперед и выпрямив спину.
  • Сережа стоит. Сережа стоит, положив руки на пояс и расставив ноги на ширине плеч.
  • Сережа нагнулся. Сережа нагнулся, опустив руки и повернув голову влево.
  • Сережа лег. Сережа лег, подняв гантели вверх и вытянув мысочки.

9. Самостоятельная работа (4 мин.).

Решение кроссворда “Деепричастие”.

Задание. Выбрать из трёх предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.

По горизонтали:

3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай .
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван .
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав .
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать .
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса -я: читая, унеся, унося .
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой .
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.

По вертикали:

1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая .
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая .
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись .
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив .

Ответы.

IV. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.)

– Согласны ли вы с мнением Виктора Владимировича Виноградова, называвшего деепричастие наречно-глагольной категорией? (Деепричастие имеет признаки наречия (неизменяемость, синтаксическая роль ) и глагола (образуется от глагола, имеет с ним общее лексическое значение)).

Использованная литература:

  1. Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык. – Ярославль, 1997.
  2. Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в картинках. – М., 1987.

Одиночное деепричастие не обособляется, если сохраняет значение глагольности, указывая на образ действия. В этом случае оно обычно приближается по значению к наречию или к сочетанию существительного с предлогом, употребленному в обстоятельственном значении, и не обособляется: Поезд шёл не останавливаясь («безостановочно»); Она говорила об этом улыбаясь («говорила с улыбкой»); Он сидел не шевелясь (как сидел? в каком положении?).

Примеры необособленных одиночных обстоятельств: Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли увядая (Гонч.); Веретьев сидел наклонившись и похлопывал веткой по траве (Т.); До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л.Т.); Он спал не раздеваясь (Л.Т.); Спят журавли обыкновенно стоя (Акс.) - наречное значение; Дома у себя Громов всегда читал лёжа (Ч.) - наречное значение; За гробом жены он шёл спотыкаясь (М.Г.); Она воротилась оттуда похудев (М.Г.); Дмитрий слушал его нахмурясь (М.Г.); Он… не считая бросал деньги (М.Г.); Говорил он задыхаясь (М.Г.); Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели не мигая (А.Т.); Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушёл посвистывая (А.Т.); Поначалу я отвечал нахохлившись (Форш); [Аксинья] вошла в зал не постучавшись (Ш.); Девочка вбежала в комнату рыдая; Иной простак не шутя так подумает; Сергей сидел наклонившись и подвязывал коньки; Дети болтали не переставая; Он жил со своим горем не прячась; Он продолжал говорить позевывая; Глаза её перебегали от одной картинки к другой сравнивая; Он спрятал деньги в бумажник не считая; Дождь шёл не прекращаясь; Поезд прошёл не задерживаясь; Мимо них не пройдешь не порадовавшись; Партизаны шли пригибаясь; Сосед слушал меня не возражая; Шли обнявшись по лесной дороге; Девочка говорила задыхаясь; Шофёр кричал ругаясь; Они слушали не понимая наши разговоры - словосочетаниенаши разговоры относится к сказуемому слушали; Бумаги он подписывал не читая; Шли вперёд не оглядываясь; Он сел на стул не раздеваясь и задумался; Старик шёл пошатываясь; Ушли не простившись; Яблоко падает созрев; Проходили не таясь; Обсуждали вопрос кто посмеиваясь, кто всерьёз; Тропинка шла извиваясь; Он вбежал во двор крича; Никому не дано права жить не работая; Девочка рассказывала всхлипывая; Ушёл потупившись; Не умолкая тот же крик тревожил слух; Прошёл мимо не обернувшись; Все прислушивались не дыша; Не торопясь он прошёлся по комнате; Не задумываясь отвергла она; Не следует делать не думая; Выполняйте не рассуждая; Люди стояли окаменев; Он заговорил оправдываясь; Горная дорога шла петляя; Сидит за столом пригорюнившись; Взял книгу не глядя; Шёл задумавшись; Сидел облокотясь; Укатилась волна звеня; Сообщения с фронта нельзя было читать не волнуясь; Минут пять все стояли не шелохнувшись; Молодой человек бросился на помощь не раздумывая; Снайпер выстрелил не целясь.

Обособление или необособление одиночного деепричастия может зависеть от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому: одно и то же слово в начале или в середине предложения может обособляться, а в конце - нет. Ср.:

Он говорил запинаясь. - Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя;

Они шли не торопясь. - По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды;

Она будила сына улыбаясь. - Улыбаясь, она разбудила сына;

Ужинали не спеша (Марк.). - Через двор, не спеша, шагал приземистый, коротконогий, круглоголовый человек (Марк.).

На обособление одиночного деепричастия может влиять вид его: чаще не обособляются деепричастия несовершенного вида (на -а -я ), поскольку обычно они выражают обстоятельство образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида (на -в, -ши ) присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки), что часто приводит к их обособлению. Ср.: Слушал не перебивая; Стала всматриваться не узнавая; Делал перерывы уставая; Отказавшись, он упустит эту последнюю возможность; Обомлев, стояла она неподвижно в дверях; Не дозвонясь, зашел ко мне на дом; Возмутившись, он отказался отвечать; Утомившись, они делали остановки в пути.

Обособление или необособление одиночного деепричастия может быть связано с лексическим значением глагола- сказуемого: одно и то же деепричастие при одних глаголах обособляется, при других - нет. Ср.:

Спросил, не останавливаясь (деепричастие не указывает на «способ спрашивания», обозначает другие действия, одновременные с движением). - Шёл не останавливаясь («безостановочно»);

Погрузился в мысли, улыбаясь («думал и улыбался»). - Говорил улыбаясь («говорил с улыбкой»).

Если одиночное деепричастие находится между двумя глаголами-сказуемыми и по смыслу может быть отнесено к любому из них как обстоятельство образа действия, оно не отделяется запятой от того сказуемого, к которому пишущий его относит: Он присел на корточки, кряхтя полез в нижний ящик стола; Девочка выбежала в сад, плача бросилась к матери.

Дополнительное действие, выполняемое местоимением или существительным, в русском языке называется деепричастным оборотом. В статье приведены правила его написания в предложении, исключения из правил, а также различные варианты использования деепричастного оборота.

Что такое деепричастный оборот в русском языке?

Деепричастный оборот - это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому). Отвечает на вопросы - Что делая? Что сделав?

Пример предложения: Не открывая глаз , я наслаждался утренним пением птиц.

Зелёной линией подчеркнут деепричастный оборот, а красной - глагол-сказуемое к которому он относится.

Деепричастие как часть речи, а также правила употребления деепричастных оборотов изучаются в 7 классе.

Чем является деепричастный оборот в предложении?

Как правило, в предложении деепричастный оборот выполняет синтаксическую роль обстоятельства и выделяется запятыми.

Примеры:
Дым, окутывая дома , поднимался вверх (поднимался вверх - каким образом? - окутывая дома) .
Я делаю пометки, читая книгу (делаю пометки - когда? - читая книгу) .
Я задумался, решая задачу (задумался - когда? - решая задачу) .

Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Правописание деепричастного оборота

В предложениях деепричастный оборот выделяется запятыми с двух сторон (обособляется) независимо от того, в какой позиции относительно глагола-сказуемого он находится. Кроме того, деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми.

Примеры:
Я взял книгу, подойдя к шкафу .
Выпив воды , я утолил жажду.
Мы долго трудились и, закончив с делами , решили отдохнуть.

Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову . Они работают спустя рукава .

Обратите внимание! Деепричастный оборот употребляется только в случаях, когда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, явления), что и основной глагол. В других случаях деепричастный оборот не используется. Пример нарушения при употреблении деепричастного оборота: Выбирая фрукты, мне понравились красные яблоки (подлежащее - яблоки , сказуемое -понравились , деепричастный оборот выбирая фрукты по смыслу относится к второстепенному члену предложения мне ).

Примеры предложений

  • Он выбежал, захлопнув за собой дверь .
  • Водитель, заметив запрещающий сигнал светофора , нажал на педаль тормоза.
  • Обязательно выполняйте практические задания, готовясь к экзамену .
  • Отдыхая в лесу , помни о пожарной безопасности.
  • Покупая продукты , следует смотреть на срок годности.

Пример неправильного использования деепричастного оборота:

Подойдя к квартире, за дверью послышались шорохи.

Главное действие совершают шорохи (шорохи послышались). Но действие деепричастного оборота(Подойдя к квартире) направлено на другой объект (например, он или я).

on 2014-10-24

Деепричастие может иметь при себе зависимые слова. Совместно 5Р с ними оно образует деепричастный оборот. К примеру, в предложении Суда в море не выходили, отстаиваясь в гавани (А. Новиков-Прибой) при деепричастии отстаиваясь имеется зависимое слово в гавани: отстаиваясь (где?) в гавани.

Отстаиваясь в гавани - деепричастный оборот.

Деепричастный оборот в предложении есть одним участником предложения - событием.

деепричастный оборот и Сказуемое:

184. Выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.

1. Бабушка ни при каких обстоятельствах не плутала в лесу, точно определяя дорогу к дому. 2. Нужно мною звенит хвойный лес, отряхая с зелёных лап капли росы. 3. Где-то близко ударил гром, напугав всех. 4. Сидя у окна, бабушка сучила нитки для кружев.

5. Девочка капризничает, не желает идти дремать, не простясь со мною. 6. «Прощай, до на следующий день», - сообщила девочка, протянув мне руку. 7. Прочтя сказки Пушкина пара раз, я уже знал их на память.

(М. Неприятный)

185. Прочтите текст, заменив глаголы из скобок деепричастиями. Выясните стиль текста и тип речи. Проанализируйте структуру текста, выделив в нём введение, заключение и основную часть. Разработайте вопросный замысел.

Выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.

Итог действия силы зависит не только от величины данной силы, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Разглядим примеры. По рыхлому снегу человек идёт с трудом, глубоко (проваливаться) на каждом шагу. Но, (надеть) лыжи, он может идти по снегу, практически не (проваливаться) в него. Из-за чего? На лыжах либо без лыж человек действует с одной и той же силой, равной собственному весу. Но воздействие данной силы и в том и другом случае различно, по причине того, что разна площадь поверхности, на которую давит человек с лыжами и без лыж. Площадь поверхности лыжи раз в двадцать больше площади подошвы.

Исходя из этого, (находиться) на лыжах, человек действует на любой квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой в двадцать раз меньше, чем (находиться) на снегу без лыж.

Значит, от того, какая сила действует на каждую единицу площади поверхности, зависит итог действия силы.

На письме деепричастный оборот и деепричастие с обеих сторон выделяются запятыми, в случае если находятся в предложения, и одной запятой, в случае если стоят в начале либо в конце предложения.

Используя данное правило, рассуждайте так: Развернув выключатель, мальчик зажёг свет - зажёг (в то время, когда?) развернув выключатель. Развернув выключатель - это деепричастный оборот, он находится в начале предложения, по окончании него ставится запятая.

186. Спишите, выделяя запятыми деепричастные обороты. Выделите деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1. Волк ночью думая залезть в овчарню попал на псарню. 2. Почуя серого так близко забияку псы залились в хлевах. 3. На ель Ворона взгромоздясь позавтракать совсем уж было собралась. 4. Лягушка на лугу заметив Вола затеяла сама в дородстве с ним сравняться.

5. Уединения любя Чиж робкий на заре чирикал про себя.

(И. Крылов)

187. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически деепричастные обороты (см. пример в рамке).

Выделите орфограммы-буквы в корнях слов первого предложения.

1. Старик угрюмо сидел на облучке отворотясь от меня и молчал иногда лишь покрякивая. (А. Пушкин) 2. Я поскорей вскарабкался на другую сторону и отправился забирая влево на протяжении осинника. (И. Тургенев) 3. Тарантас въехал во двор шурша колёсами по крапиве и остановился перед крыльцом. (И. Тургенев) 4. Через полминуты соловей разрешил войти высокую небольшую дробь и испробовав так собственный голос начал петь. (А.

Чехов) 5. В небе без движений находились ястребы распластав крылья и устремив глаза собственные в траву. (М. Неприятный)

188. Замените помещённые в скобках словосочетания с неизвестной формой глагола сперва деепричастным, а после этого причастным оборотом. Запишите оказавшиеся предложения, выделяя запятыми деепричастный и причастный обороты и обозначая их как члены предложения.

1. Спортсмен (выполнить сравнительно не так давно норму мастера) был включён в состав сборной страны. 2. Марафонец (завоевать первое место) взял ещё и особенный приз за волю к победе. 3 Юниор (пробежать стометровку стремительнее всех) помог собственной команде выйти вперёд.

4. Прыгуны в длину и высоту (не иметь в этом сезоне ни одного поражения) сохраняют надежду стать победителями в грядущем интернациональном состязании. 5. Моя подруга (напряжённо тренироваться изо дня в сутки) стала со временем известной гимнасткой.

189. Разглядите картинки и прочтите предложения. Добавьте в каждое предложение деепричастный оборот, дабы более совершенно верно обрисовать главное воздействие.

Обозначьте деепричастные обороты.

1. Серёжа стоит, _ _ _.

2. Серёжа присел, _ _ _.

3. Серёжа нагнулся, _ _ _.

4. Серёжа лёг, _ _ _.

190. Составьте согласно данным схемам предложения.

191. Прочтите фрагменты из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». Какую роль делают деепричастные конструкции?

Характеризуют лишь перемещение храбрецов либо передают их душевное состояние в решающие моменты судьбы: Тараса на протяжении казни Остапа, при встрече с изменником Андрием; Андрия в сражении на стороне неприятелей? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1. Тарас стоял в толпе потупив голову и одновременно с этим пр..подняв очи и од..брительно лишь сказал Добре сынку добре!

2. Ну, что ж сейчас мы будем делать? - сообщил Тарас смотря прямо ему в очи. Но (не, ни)чего (не)имел возможность на то сообщить Андрий и стоял утупивши в почву очи.

3. А что мне папа товарищи отчизна? - сообщил Андрий встряхнув скоро головою и выпр..мив целый прямой, как надречная осокорь, стан собственный. - Так в случае если ж так, так вот что: нет у меня (не, ни)кого! (не, ни)кого! (не, ни)кого!

4. Ударив острыми шпорами коня во целый дух пол..тел он за козаками (не)глядя назад (не)видя что сзади лишь двадцать человек успело поспевать за ним.

Источник: tepka.ru

Ищи работу без ошибок: Деепричастные обороты

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

    July 23, 2015 Что такое деепричастный оборот? Какие конкретно знаки препинания употребляются на письме для выделения деепричастного оборота? Какова роль…

    Деепричастный оборот. запятые при деепричастном обороте Цел и: познакомить обучающихся с деепричастным оборотом; вырабатывать умения обнаружить его в…

    Популярные ответы Похожие ответы Одни языковеды вычисляют деепричастия особенной формой глагола, другие - независимой частью речи. Деепричастие - это…

    Escalade-Z › Блог › Как трудятся турбины В то время, когда говорят о гоночных либо спортивных автомобилях, довольно часто всплывает тема турбонаддува….

    Знаки препинания при сравнительных оборотах Сравнительные обороты. начинающиеся сравнительными альянсами как, как будто бы, совершенно верно, словно бы,…

    В случае если дама собирается родить ребенка или уже беременна, то она обязана знать, какие конкретно выплаты ей положены. В Российской Федерации создан…

You may also like

Added by 1 день ago

0 Views 0 Comments 0 Likes

Отечественные советы по прохождению игры The Crew будут разглядывать самые главные моменты игры: как получить уровень и как получить опыт в игре The Crew, какие конкретно существуют режиме и их значение, как скоро...

Деепричастие может иметь при себе зависимые слова. Вместе 5Р с ними оно образует деепричастный оборот. Например, в предложении Суда в море не выходили, отстаиваясь в гавани (А. Новиков-Прибой) при деепричастии отстаиваясь есть зависимое слово в гавани: отстаиваясь (где?) в гавани . Отстаиваясь в гавани - деепричастный оборот.

Деепричастный оборот в предложении является одним членом предложения - обстоятельством.

Сказуемое и деепричастный оборот:

184. Выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.

1. Бабушка никогда не плутала в лесу, безошибочно определяя дорогу к дому. 2. Надо мною звенит хвойный лес, отряхая с зелёных лап капли росы. 3. Где-то близко ударил гром, напугав всех. 4. Сидя у окна, бабушка сучила нитки для кружев. 5. Девочка капризничает, не хочет идти спать, не простясь со мною. 6. «Прощай, до завтра», - сказала девочка, протянув мне руку. 7. Прочитав сказки Пушкина несколько раз, я уже знал их на память.

(М. Горький)

185. Прочитайте текст, заменив глаголы из скобок деепричастиями. Определите тип речи и стиль текста. Проанализируйте структуру текста, выделив в нём введение, основную часть и заключение. Составьте вопросный план. Выпишите глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.

Результат действия силы зависит не только от величины этой силы, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Рассмотрим примеры. По рыхлому снегу человек идёт с большим трудом, глубоко (проваливаться) на каждом шагу. Но, (надеть) лыжи, он может идти по снегу, почти не (проваливаться) в него. Почему? На лыжах или без лыж человек действует с одной и той же силой, равной своему весу. Но действие этой силы в обоих случаях различно, потому что различна площадь поверхности, на которую давит человек с лыжами и без лыж. Площадь поверхности лыжи раз в двадцать больше площади подошвы. Поэтому, (стоять) на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой в двадцать раз меньше, чем (стоять) на снегу без лыж.

Значит, от того, какая сила действует на каждую единицу площади поверхности, зависит результат действия силы.

Применяя данное правило, рассуждайте так: Повернув выключатель, мальчик зажёг свет - зажёг (когда?) повернув выключатель. Повернув выключатель - это деепричастный оборот, он находится в начале предложения, после него ставится запятая.

186. Спишите, выделяя запятыми деепричастные обороты. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1. Волк ночью думая залезть в овчарню попал на псарню. 2. Почуя серого так близко забияку псы залились в хлевах. 3. На ель Ворона взгромоздясь позавтракать совсем уж было собралась. 4. Лягушка на лугу увидевши Вола затеяла сама в дородстве с ним сравняться. 5. Уединения любя Чиж робкий на заре чирикал про себя.

(И. Крылов)

187. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически деепричастные обороты (см. образец в рамке). Подчеркните орфограммы-буквы в корнях слов первого предложения.

1. Старик угрюмо сидел на облучке отворотясь от меня и молчал изредка только покрякивая. (А. Пушкин) 2. Я поскорей вскарабкался на другую сторону и пошёл забирая влево вдоль осинника. (И. Тургенев) 3. Тарантас въехал во двор шурша колёсами по крапиве и остановился перед крыльцом. (И. Тургенев) 4. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и испробовав таким образом свой голос начал петь. (А. Чехов) 5. В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои в траву. (М. Горький)

188. Замените помещённые в скобках словосочетания с неопределённой формой глагола сначала деепричастным, а затем причастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, выделяя запятыми деепричастный и причастный обороты и обозначая их как члены предложения.

1. Спортсмен (выполнить недавно норму мастера) вошёл в состав сборной страны. 2. Марафонец (завоевать первое место) получил ещё и особый приз за волю к победе. 3 Юниор (пробежать стометровку быстрее всех) помог своей команде выйти вперёд. 4. Прыгуны в высоту и длину (не иметь в этом сезоне ни одного поражения) надеются стать победителями в предстоящем международном состязании. 5. Моя подруга (напряжённо тренироваться изо дня в день) стала со временем известной гимнасткой.

189. Рассмотрите рисунки и прочитайте предложения. Добавьте в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие. Обозначьте деепричастные обороты.

    1. Серёжа стоит, _ _ _.
    2. Серёжа присел, _ _ _.
    3. Серёжа нагнулся, _ _ _.
    4. Серёжа лёг, _ _ _.

190. Составьте по данным схемам предложения.

191. Прочитайте фрагменты из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». Какую роль выполняют деепричастные конструкции? Характеризуют только движение героев или передают их душевное состояние в решающие моменты жизни: Тараса во время казни Остапа, при встрече с изменником Андрием; Андрия в бою на стороне врагов? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

1. Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время пр..подняв очи и од..брительно только говорил Добре сынку добре!

2. Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас смотря прямо ему в очи. Но (не, ни)чего (не)мог на то сказать Андрий и стоял утупивши в землю очи.

3. А что мне отец товарищи отчизна? - сказал Андрий встряхнув быстро головою и выпр..мив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. - Так если ж так, так вот что: нет у меня (не, ни)кого! (не, ни)кого! (не, ни)кого!

4. Ударив острыми шпорами коня во весь дух пол..тел он за козаками (не)глядя назад (не)видя что позади только двадцать человек успело поспевать за ним.