Самые известные дети-маугли: как сложились судьбы малышей, которые выросли среди животных. «Синдром Маугли» - диагноз состояния человечества! Причины синдрома Маугли

Дети-маугли: жизнь без интеллекта

Невероятно, но даже в наш век встречаются одичавшие дети, так называемые «маугли», воспитанные дикими животными или с детства живущие в полной изоляции. У них нет навыков социального общения, и, подобно диким зверям, они боятся человека. Отличаясь отменным здоровьем, по уровню интеллекта «маугли» нередко находятся на уровне животных, которые их воспитали, с трудом учатся разговаривать, отказываются носить одежду и не умеют даже прямо ходить.

Ученые дают крайне неутешительные прогнозы по реабилитации «детей-маугли». Считается, что, если ребенок не общался с людьми до возраста 3-6 лет, вернуть его в человеческий социум практически невозможно. Они с трудом учатся говорить, сложно привыкают к людям и могут даже умереть в отрыве от дикой природы.

Установлено, что отсутствие человеческого общения у ребенка ведет к аномалии формирования клеток, изолирующих нейроны, и замедлению связи между различными областями мозга. Социальная изоляция в первые годы жизни человека ведет к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости.

Авторитетный научный журнал Science опубликовал исследование В«синдрома мауглиВ» американских нейрофизиологов, которое показало, что в изоляции нарушается работа клеток мозга даже у грызунов. Одну группу новорожденных мышей изолировали, а вторую оставили развиваться в нормальной среде. Сравнив через несколько недель мозг грызунов, ученые выяснили, что у изолированных мышей произошло нарушение работы клеток, вырабатывающих миелин, который отвечает за оболочку нервных волокон, защищает нейроны от механических и электрических повреждений, а нарушение его выработки ведет к тяжелым заболеваниям, например рассеянному склерозу.

Подобные нарушения работы мозга наблюдаются и у диких детей. Интересно, что дети, воспитанные разными животными, отличаются друг от друга. Например, ребенка, которого растили обезьяны или собаки, легче «очеловечить», чем выросшего в стае волков. Но чаще всего работа приемных семей и психологов по их реабилитации не приносит желаемых результатов. Лишь немногим из них удается адаптироваться к нормальной жизни, а их дальнейшее существование проходит в специализированных учреждениях.

Исследования детей с «синдромом маугли» доказали: если условия психического развития ребенка не соответствуют его потребностям, то восполнить пробелы во взрослой жизни он не сможет. Это говорит о том, что человек - существо исключительно социальное и вне социума ребенок не может стать человеком, развиться психически, умственно и социально. Психическое развитие во многом зависит от влияния внешней среды. Ребенок рождается с заданными свойствами, но это лишь семена, которые нуждаются в определенных условиях.

«Маугли»: кто это такие?

«Детей-маугли» находят повсюду: в Индии и Китае, в Уганде и Камбодже, в России и Украине, даже в США и Европе. В лесах и больших городах. Они растут с животными в сараях, собачьих будках и полностью изолированы от общества.

У них преобладают инстинкты, и хотя они становятся очень выносливыми, сильными, закаленными, но теряют речь и способность к адекватному восприятию мира. Чем старше ребенок и чем дольше он был изолирован, тем труднее ему жить среди людей. Считается, что адаптация «городских маугли» проходит более успешно, ведь они не были полностью исключены из человеческого социума. Они начинают говорить, ходить на двух ногах и более восприимчивы к обучению, чем «лесные». Но и эти дети почти никогда не становятся полноценными членами общества, имея психические и умственные отклонения.

Заменить им родителей могут обезьяны, кошки, волки, белки, панды и даже птицы. Но наиболее часто встречаются дети, воспитанные собаками. Так, в 1991 году на Украине была найдена девочка Оксана Малая, которую алкоголики-родители в три года оставили на улице. Она росла с бездомными собаками восемь лет, питаясь сырым мясом и отбросами. Девочка вошла в собачью стаю, забыв все речевые навыки, и когда ее нашли, лаяла, бегала на четвереньках и кусалась. После долгих лет адаптацииВ она смогла работать на ферме (она ухаживает за коровами) и заново научиться разговаривать, но задержка психического развития все-таки осталась. Речевые способности удалось восстановить благодаря тому, что, попав к собакам, она уже умела немного разговаривать.

У московского мальчика-пса Ивана Мишукова речевые способности полностью восстановились, и сейчас он учится в обычной школе. Дело в том, что он убежал из дома в 4-летнем возрасте и уже умел разговаривать. Его приняла собачья стая, в которой он стал вожаком. Мальчик выпрашивал на улице еду и кормил стаю, охранявшую его. Иван жил на улице почти два года, когда его нашли соцработники.

А вот американка Джини, которую почти 10 лет держали в вольере из проволочной сетки, закрытом на замок, собственные родители, смогла восстановить речь лишь частично, несмотря на все усилия психологов. Руководитель исследовательской группы пытался ввести ее в свою семью, ученые вывозили ее развлекаться, учителя занимались ее образованием, но результаты оказались не слишком впечатляющими. Девочка смогла оперировать лишь простейшими фразами, уровень невербального интеллекта со временем поднялся, зато психологи констатировали высочайший уровень пространственного мышления Джини.

Знаменитый «дикий мальчик из Авейрона» - Виктор (один из первых «маугли»), так и не научился говорить. Когда его нашли во Франции в 1800 году в возрасте 11-12 лет, он не мог произнести ни одного человеческого звука, а только по-звериному рычал. Он подозрительно принюхивался к еде, прежде чем съесть ее, кусался и даже дрался с собаками за кость. Мальчик стал жить в семье, где его обучали человеческой речи и поведению среди людей, но безрезультатно: он смог лишь научиться читать специально написанные для него на карточках слова, а затем даже начал писать сам.

Неудивительно, что дети перенимают повадки животных, которые их вырастили. Мальчик, найденный на острове Фиджи, жил среди куриц и имитировал их поведение: клевал пищу, прыгал на насест, издавал характерные звуки. Мальчик-панда, найденный в Китае, передвигался на четвереньках, он не умывался, а вылизывался. Питался листьями и побегами бамбука, недовольство выражал рычанием. Не считая нескольких небольших отличий, малыш вел себя как «древесные медведи». Кроме того, он был покрыт шерстью, что, по мнению ученых, и послужило причиной отказа от него родителей.

Китайская девочка Ван Сяньфэн переняла повадки свиней, которые ее вырастили, а поведение Антона Адамова, найденного в 2003 году в Ивановской области полностью имитировало повадки кота. Он мяукал, царапался, шипел, передвигался на четвереньках, терся спиной о ноги людей. Малыш общался только с кошкой, с которой ребенка запирала мать, чтобы не отвлекал от выпивки.

Волгоградский мальчик-птица, обнаруженный в 2008 году, понимал птичий язык. Семилетний малыш жил с матерью в квартире, заставленной клетками с птицами и перепачканной пометом. Поскольку женщина не общалась с сыном, он обучился языку птиц: когда с малышом заговариваешь, он чирикает и размахивает руками, подражая взмахам птичьих крыльев.

Работа ученых с такими детьми крайне важна для науки - для понимания процесса становления и развития человеческой личности. Она помогает яснее понять аспекты формирования человеческого интеллекта, собственного осознанного я, значимость передачи информации между поколениями. Исследования показывают, насколько хрупка детская психика, невосполнимы пробелы психического развития ребенка и как сильно от воспитания зависит формирование личности и вся будущая жизнь человека. Об этом говорит дальнейшая жизнь «маугли» - ни один из них так и не стал настоящим человеком…

Изучая их, психологи создают новые методы обучения детей с ограниченными возможностями, помогая тысячам людей по всему миру вести нормальную жизнь. Лингвисты получают важную информацию о развитии и формировании речевых навыков человека, а нейрофизиологи нащупывают способы лечить подобные отклонения препаратами, стимулирующими выработку необходимых мозгу белков.

Маугли является популярным персонажем, придуманным Киплингом. На протяжении длительного времени этим героем продолжают восхищаться как любители книг, так и киноманы. И ничего странного в этом нет, ведь Маугли воплощает в себе красоту, ум и благородство, являясь при этом всего лишь сказкой джунглей.

Есть еще один достаточно известный персонаж, воспитанный обезьянами. Речь, конечно же, идет о Тарзане. Согласно книге, он сумел не только влиться в общество, но и удачно жениться. При этом звериные повадки практически полностью исчезли.

Есть ли место сказкам в реальном мире?

Естественно, истории выглядят вполне привлекательно, они захватывают дух, увлекают в мир приключений и заставляют верить, что персонажи найдут себе место в любой стране, в любых условиях. Но в реальности все выглядит не так прекрасно. Еще не было таких случаев, когда ребенок, воспитанный животными, становился со временем человеком. У него начнет развиваться синдром Маугли.

Основные черты болезни

Развитие людей характеризуется наличием конкретных границ, когда происходит закладка определенных функций. Обучение речи, подражание родителям, прямохождение и многое другое. И если ребенок не будет всему этому учиться, то он не станет этого делать, когда повзрослеет. И реальный Маугли вряд ли научится человеческой речи, начнет ходить не на четвереньках. Да и моральные принципы общества он бы никогда не понял.

Так что под собой подразумевает синдром Маугли? Речь идет о некотором ряде признаков и параметров, которыми обладают те, кто воспитывался не в человеческом обществе. Это и умение разговаривать, и страх, вызываемый людьми, и непризнание столовых предметов и т. п.

Конечно, «человеческого детеныша», воспитанного зверьми, можно научить имитировать речь или поведение, присущее людям. Но синдром Маугли превращает все это в обыкновенную дрессировку. Естественно, адаптироваться к обществу ребенок способен, если его вернуть до наступления 12-13 лет. Однако он все равно будет страдать от психических отклонений.

Был случай, когда ребенка воспитали собаки. Со временем девочку научили разговаривать, но она от этого не стала считать себя человеком. По ее мнению, она была именно собакой и не принадлежала к человеческому обществу. Синдром Маугли иногда приводит и к смерти, ведь дети, воспитанные животными, попадая к людям, начинают испытывать еще и а не только физиологический.

Специалисты знают большое количество историй «человеческих детенышей», и только малая часть из них известна обществу. В данном обзоре будут рассмотрены самые известные дети-Маугли.

Мальчик-шимпанзе из Нигерии

В 1996 году в джунглях Нигерии был найден мальчик Белло. Точный его возраст определить было сложно, но по предположениям специалистов исполнилось ребенку всего 2 года. У найденыша были обнаружены отклонения физического и умственного характера. Видимо из-за этого его и оставили в лесу. Естественно, постоять за себя он не мог, но шимпанзе не только не причинили ему вреда, но и приняли в свое племя.

Как и многие другие одичавшие дети, мальчик по имени Белло перенял звериные повадки, начал ходить как обезьяны. Широкое распространение история получила в 2002 году, когда мальчик был обнаружен в интернате для брошенных детей. В первое время он часто дрался, бросался разнообразными вещами, бегал и прыгал. Однако со временем стал более спокойным, но разговаривать так и не научился. В 2005 году Белло умер по неизвестным причинам.

Мальчик-птица из России

Синдром Маугли давал о себе знать во многих странах. Исключением не стала и Россия. В 2008 году в Волгограде был найден шестилетний мальчик. Человеческая речь ему была незнакома, вместо этого найденыш щебетал. Данный навык он приобрел благодаря своим друзьям-попугаям. Звали мальчика Ваней Юдиным.

Следует отметить, что физически парень никак не пострадал. Однако выходить на контакт с людьми он был не способен. Ваня обладал птичьими манерами поведения, для выражения эмоций использовал руки. Связано это было с тем, что долгое время парень прожил, не выходя из комнаты, в которой обитали птицы его матери.

Хоть мальчик и жил с матерью, но, по словам социальных работников, она не только не разговаривала с ним, но и обращалась как с еще одним пернатым питомцем. На современном этапе парень находится в центре психологической помощи. Специалисты стараются вернуть его из птичьего мира.

Мальчик, воспитанный волками

В 1867 году индийскими охотниками был найден 6-летний мальчик. Произошло это в пещере, где обитала стая волков. Дин Саничар, а именно так звали найденыша, бегал на четвереньках, как и животные. Парня пытались лечить, но в те времена еще не было не только соответствующих средств, но и эффективных методик.

Первое время «человеческий детеныш» ел сырое мясо, отказывался от посуды, пытался срывать с себя одежду. Со временем он начал есть приготовленные блюда. А вот разговаривать так и не научился.

Девочки-волчицы

В 1920 году в Индии в логове волков были обнаружены Амала и Камала. Первой было 1,5 года, второй уже исполнилось 8 лет. Большую часть жизни девочки воспитывались волками. Хоть они и были вместе, но специалисты не считали их сестрами, так как разница в возрасте была достаточно значительной. Просто их оставили в одном месте в разное время.

Одичавшие дети были найдены при достаточно интересных обстоятельствах. В то время в деревне большое распространение получили слухи о двух призрачных духах, которые обитали вместе с волками. Испуганные жители пришли за помощью к священнику. Он, спрятавшись возле пещеры, дождался ухода волков и заглянул в их логово, где и были обнаружены дети, которых воспитали животные.

По описанию священника, девочки были «отвратительными с ног до головы существами», передвигались исключительно на четвереньках, и не обладали какими-либо человеческими признаками. Хоть у него и не было опыта в адаптации таких детей, он их забрал с собой.

Амала и Камала спали вместе, отказывались от одежды, ели только сырое мясо и часто выли. Ходить вертикально они уже не могли, так как сухожилия с суставами на руках стали короче в результате физической деформации. С людьми девочки общаться отказывались, стараясь вернуться обратно в джунгли.

Через некоторое время умерла Амала, из-за чего Камала впала в глубокий траур и даже впервые заплакала. Священник думал, что и она скоро умрет, поэтому стал более активно работать над ней. В итоге хоть немного, но ходить Камала научилась, и даже выучила несколько слов. Но в 1929 году и она умерла по причине почечной недостаточности.

Дети, воспитанные собаками

Мадина была обнаружена специалистами в трехлетнем возрасте. Ее воспитанием занимались не люди, а собаки. Мадина предпочитала лаять, хоть и знала некоторые слова. Найденная девочка после обследования была признана умственно и физически полноценной. Именно по этой причине девочка-собака еще имеет шанс вернуться к полноценной жизни в человеческом обществе.

Еще одна подобная история приключилась в Украине в 1991 году. Родители оставили свою дочь Оксану в трехлетнем возрасте в конуре, где она и росла в течение 5 лет в окружении собак. В связи с этим, она переняла поведение животных, стала лаять, рычать, передвигалась исключительно на четвереньках.

Девочка-собака знала только два слова - «да» и «нет». После курса интенсивной терапии ребенок все-таки приобрел социальные и вербальные навыки, начал разговаривать. Но психологические проблемы так никуда и не делись. Девочка не умеет выражать себя, и довольно часто пытается общаться не речью, а проявляя эмоции. Сейчас девушка живет в Одессе в одной из клиник, часто проводя свое время с животными.

Девочка-волк

Девочку Лобо впервые увидели в 1845 году. Она вместе со стаей хищников нападала на коз рядом с Сан-Фелипе. По прошествии года информация о Лобо подтвердилась. Ее увидели, когда она поедала мясо убитой козы. Жители деревни приступили к поискам ребенка. Именно они поймали девочку и назвали ее Лобо.

Но, как и многие другие дети-Маугли, девочка пыталась вырваться на свободу, что у нее и получилось. В следующий раз ее увидели только через 8 лет у реки с волчатами. Испугавшись людей, она подхватила животных и скрылась в лесу. Больше ее никто не встречал.

Дикий ребенок

Девочка Рочом Пьенгенг пропала вместе с сестрой, когда ей было всего 8 лет. Нашли ее только через 18 лет в 2007 году, когда родители уже и не надеялись на это. Обнаружен дикий детеныш был крестьянином, у которого девочка пыталась украсть еду. Ее сестру отыскать так и не получилось.

С Рочом много работали, всеми силами старались вернуть к нормальной жизни. Через некоторое время она даже начала произносить некоторые слова. Если Рочом хотела есть, то показывала на свой рот, часто ползала по земле и отказывалась от одежды. К человеческой жизни девушка так и не привыкла, сбежав в лес в 2010 году. С того времени ее местонахождение неизвестно.

Запертый в комнате ребенок

Всем тем, кого интересуют дети, которых воспитали животные, известна девочка по имени Джин. Хоть она и не жила со зверьми, но напоминала их своими повадками. В 13-летнем возрасте она была заперта в комнате, где находился только стул и привязанный к нему горшок. Также отец любил связывать Джин и закрывать ее в спальном мешке.

Родитель ребенка злоупотреблял своей властью, не давал разговаривать девочке, наказывая за попытки что-нибудь произнести палкой. Вместо человеческого общения он рычал и лаял на нее. Глава семьи не давал общаться с ребенком и ее маме. По этой причине словарный запас девочки включал в себя всего 20 слов.

Джин была обнаружена в 1970 году. В первое время думали, что она страдает аутизмом. Но потом врачи все-таки обнаружили, что ребенок стал жертвой насилия. На протяжении длительного периода Джин лечилась в детской больнице. Но к каким-то значительным улучшениям это не привело. Хоть она и была способна отвечать на некоторые вопросы, но все еще обладала повадками животного. Руки девочка все время держала перед собой, словно это были лапы. Она не переставала царапаться и кусаться.

Впоследствии ее воспитанием стал заниматься терапевт. Благодаря ему она научилась языку жестов, начала выражать эмоции через рисунки и общение. Обучение длилось на протяжении 4 лет. Потом она уехала жить к своей матери, а затем и вовсе попала к приемным родителям, с которыми девочке опять не повезло. Новая семья заставила ребенка стать немой. Сейчас девушка проживает в Южной Калифорнии.

Дикий Питер

Синдром Маугли, примеры которого были описаны выше, проявился и у ребенка, живущего в Германии. В 1724 году людьми был обнаружен волосатый мальчик, который двигался только на четвереньках. Поймать его смогли с помощью обмана. Питер совсем не разговаривал и питался только сырыми продуктами. Хоть впоследствии он и начал выполнять простую работу, но общению так и не научился. Умер дикий Питер в преклонном возрасте.

Заключение

Это далеко не все примеры. Можно без конца перечислять людей, у которых имеется синдром Маугли. Психология диких найденышей вызывает огромный интерес у многих специалистов хотя бы потому, что еще ни один воспитанный животными человек так и не смог вернуться к нормальной, полноценной жизни.

Наш современный мир вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Особенно ценным для психологии развития признано открытие Л. Выготского, касающееся сенситивных периодов в развитии человека: если использовать это время максимально, можно вырастить если не гения, то одаренного и реализованного человека. Однако при игнорировании этих периодов происходят невосполнимые потери и упущения в ходе становления личности, и подтверждение этому - дети-Маугли.

Что такое сенситивные периоды?

Сегодня классическая психология развития выделяет научно обоснованные сенситивные периоды, наиболее благоприятные для обучения базовым жизненным навыкам. Почему они считаются столь благоприятными? Потому что в определенные периоды в самом физиологическом и психическом процессе развития заложен максимальный потенциал для усвоения тех или иных навыков – это связано с темпом, ритмом жизни, формированием базовых систем жизнедеятельности. Термин «сенситивный период» ввел в научный обиход Л. С. Выготский. Речь идет о качественных изменениях, после которых человек уже выступает в новой психической и физической ипостаси, встав на новый уровень развития.

И если упустить данный самой природой шанс обучения, то процессы развития могут исказиться или вообще стать необратимыми, проходить с невосполнимыми потерями. Рассмотрим основные сенситивные периоды в развитии человека.

Сенситивные периоды для речевой деятельности

  • наработка лексического запаса, развитие мелкой моторики (от полутора до 3 лет);
  • освоение букв (3-4 года), формирование осмысленной речи;
  • проявление заинтересованности музыкой, математикой (от 4 до 5 лет), формирование представлений о размерах, цветах, конфигурации объектов;
  • активное социальное взаимодействие (от 5 до 6 лет);
  • взлет способности к речевой активности (от 8 до 9 лет).

Потребность в стабильности

Для ребенка очень важна предсказуемость каждого дня в раннем возрасте: определенные ритуалы пробуждения, режим приема пищи, прогулка, игры, ритуалы отхода ко сну. С этими фазами дневной активности связано первичное представление о мире, и если он стабилен, предсказуем – значит, безопасен, и тогда базовое доверие ребенка к миру не претерпевает излишних испытаний.

Стабильность – это, в том числе, когда мама читает много раз одну и ту же любимую сказку, в которой все события уже известны, это последовательность взрослых, их умение и способность сдерживать обещания, установление правил семьи («В нашей семье не плюют на пол», «В нашей семье можно злиться» и т. п.). Сенситивный период для формирования ощущения стабильности – до 3 лет.

Сенсорное развитие

Сенсорика является базой для мыслительной деятельности, накопления лексического запаса, обучения точным и гуманитарным наукам и формирования эстетического вкуса. Поэтому чувственный опыт – важная сторона развития личности, и сенситивный период для формирования этого опыта – первые 5 лет. Именно в это время особенно продуктивны манипуляции ребенка с предметами малых форм, различных конфигураций, цветов, объема.

Двигательная активность

Наиболее благоприятный период для проявления двигательной активности – от момента самостоятельного хождения (примерно с 1 года) до 4-летнего возраста. В это время мыслительная деятельность формируется в тесной связи с физическими активными действиями. С развитием двигательной активности связано и представление о самостоятельности ребенка – умении соблюдать нормы этикета, управляться с одеждой и обувью, манипулировать важными предметами.

Сенситивный период первичной социализации

Это время от 2 до 6 лет. Ребенок погружается в культуру общения, общую культуру, принятую в его семье, усваивает продуктивные нормы взаимодействия, в том числе, обучается умению выражать и переживать эмоции, ориентируясь на родительскую модель. Важной становится «обратная связь», которую он получает от ровесников и родителей, умение дружить, сопереживать, помогать и просить о помощи и т. д.

Почему сенситивные периоды признаны психологами безвозвратно уходящими в ходе развития личности?

Сенситивный период – это время наибольшей восприимчивости к освоению важных навыков, как уже говорилось выше. И если никакого обучения не происходило, овладеть навыками ребенку либо будет очень сложно, либо и вовсе невозможно. Это подтверждают истории о детях-Маугли, первый доклад о которых был сделан в научном сообществе Итаром. К примеру, если с ребенком никто не разговаривает до 1 года, то научиться говорить ему будет сложно, и в полной мере он уже никогда не овладеет этим навыком. Более того, и эмоциональная сфера тоже тесно связана с проявлениями чувств значимого взрослого по отношению к ребенку. Сегодня известно множество историй детей-сирот, которые испытали сильнейший дефицит ласки, заботы и любви и потому сами не научились переживать и выражать эти чувства. Как считал Эриксон, до 1 года формируется базовое доверие к жизни, и если эта жизнь сурова к ребенку, если его потребности не удовлетворяются, а эмоции не переживаются во всей полноте, доверия к окружающему миру нет, и сформировать его впоследствии искусственно вообще невозможно.

Упустив сенситивные периоды развития, дети-Маугли (те, которые по каким-то причинам были изъяты из человеческой среды и воспитывались животными) не смогут стать полностью социализированными без искреннего многолетнего участия в них. Кроме того, важным в этом отношении оказывается и фактор наследственности, и срок нахождения вне человеческого окружения. Сегодня существует множество подлинных историй о том, как животные (волки, собаки, обезьяны) практически спасали жизнь человеческим детенышам, обучая их жизненно важным навыкам выживания в животном, диком мире. При этом психические процессы у многих таких оказались необратимо искаженными, без возможности восстановления. Именно поэтому такие случаи обозначены в современной психологии и медицине как «синдром Маугли».

Что такое «синдром Маугли»?

Это комплекс признаков, демонстрируемых индивидом, который развивался и воспитывался вне социума. Как это проявляется? В превалировании инстинктивных проявлений, в замкнутости, неумении говорить либо искажении речи, хождении на четвереньках, отсутствии понятия об этикете, полном отсутствии социализации, устойчивости здоровья, психических отклонениях, фактически неизбежных при таких условиях воспитания, определенных физических особенностях (к примеру, у девочки, длительное время жившей в среде обезьян, было выявлено чрезмерное развитие пальцев рук, вследствие того, что передвигаться пришлось по деревьям). Поскольку человек – это сложная система, то и проявления синдрома Маугли будут квалифицироваться по-разному различными специалистами.

От чего зависит возможность избавления от синдрома Маугли?

Полного избавления от этого комплекса признаков, скорее всего, не произойдет даже в самых благоприятных условиях: слишком многое было утеряно в процессе развития вне социума. Для психологов подобные случаи еще раз подтвердили правомерность тезиса об исключительной важности социализации для развития и становления личности.

Здесь важно подходить к вопросу индивидуально: прежде всего, важен срок пребывания в дикой природе и генетически обусловленные факторы.

Если ребенку-Маугли более 13 лет, то есть, миновал период наибольшей психической гибкости, то поможет только дрессура в процессе выработки важных социальных навыков, и то – их освоения не произойдет полностью. Но станет ли такой индивид личностью – вопрос сложный, ответ на который подразумевается отрицательный. Полноценной личностью ему уже не стать, он так и останется наполовину животным, наполовину человеком – базовые психические процессы формирования завершены, периоды сенситивности оказались не использованными.

Если младенец попадает в сообщество животных, передвигающихся на четырех лапах, то к году он осваивает именно этот навык, и впоследствии обучить его прямохождению невозможно. Судьба «спасенных» детей-Маугли оказывается плачевной в человеческом мире: бывали случаи, когда им удалось выжить и слегка адаптироваться, но есть также истории о том, как после изъятия из привычного мира такие дети умирали, так и не освоив человеческих навыков.

Каков вывод?

Ничто не дается человеку просто так, и чтобы развиваться полноценно, нужно максимально задействовать все рецепторы восприятия, стимулировать мыслительную, физическую и эмоциональную активность. И самое главное – жить в обществе себе подобных, усваивая продуктивные модели поведения и реагирования. Человек не способен реализовать весь свой потенциал без общества.

Литература:
  • 1. Антипов А. Дети-Маугли. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/antipov/0/j151.html
  • 2. Эриксон Э. Детство и общество. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.koob.ru/ericson_eric/detstvo_i_obshestvo

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Однажды моему сыну пришлось провести почти сутки в больничном боксе.

Одному. В четыре года.

Это было инфекционное отделение, и мне оставаться в нем не полагалось никак. В боксе стояла детская кроватка с рыжим резиновым матрасцем и опускающейся решеткой, еще одна кровать, прикрытая пеленкой «Минздрав», стул, обитый черным дерматином, стол и тумбочка. Вдоль стены напротив шла ванна, а под ванной прятался большой эмалированный горшок, накрытый крышкой. Игрушек не было никаких. Огромное окно, за которым шумели двор и жизнь, было замазано снизу до половины белой краской, поэтому ни двора, ни жизни в окно видно не было.

Идите домой, - сказала мне врач усталым голосом. - С ним ничего не случится, обязательно кто-то подойдет, хоть нам за это и не платят.

Вы хотите сказать, что в детской больнице нет нянь для детей? - спросила я так, как будто выросла в какой-то другой стране.

Хочу. Нет такой должности в штате - няня, мы уж сами как-то выкручиваемся.

Сын заплакал.

Идите домой, - повторила врач. - Мальчик, перестань плакать, ты же большой, а плачешь! Вон, - махнула она рукой куда-то в сторону, - у нас отказнички лежат и никогда не плачут, а ты…

Слово «отказнички» царапнуло сердце, но на тот момент не задержалось, - сын, конечно, был важнее всего.

Так выглядела палата в больнице Копейска до прихода туда программы «Больничные сироты»

Бокс находился между двумя точно такими же боксами, которые пустовали. Получалось, впервые в жизни маленький - да-да, маленький, не бывает в четыре года больших-то! - не совсем здоровый мальчик оставался один в незнакомом казенном помещении, да еще и на ночь. Дизентерия и все кишечные палочки на свете показались мне полной ерундой в сравнении с чумой одиночества.

Утром, узнав, что диагноз не подтвердился, я помчалась забирать ребенка. Сын по-прежнему был один в трех боксах, глядел в замазанное окно и тихо выл. Не плакал, а именно выл тоненьким голоском, а потом вжался в меня так, как будто прошла целая жизнь, а не одна ночь, и даже не хотел одеваться, чтобы не разжимать объятья.

Он давно вырос и забыл, конечно, про этот случай, а я уже давно знаю, кто такие «отказнички», только вот за окном почти ничего не меняется: няни (именно няни, а не санитарки!) в детских больницах до сих пор так и не предусмотрены - ни в Москве, ни на Камчатке - нигде в Российской Федерации. Я написала «почти не меняется», потому что некоторое движение все-таки есть: с прошлого года детей при поступлении в сиротские учреждения обследуют не в больнице, как раньше, а в обычной поликлинике, амбулаторно. Правда, выполняется это далеко не во всех регионах и, в любом случае, полностью проблему нянь никак не решает - больные малыши есть всегда. Так и продолжают врачи, медсестры и санитарки «выкручиваться».

Иногда им помогают неравнодушные люди. Вот как в Челябинске.

Сын по-прежнему был один в трех боксах, глядел в замазанное окно и тихо выл

Они лежали маленькими старичками в своих унылых кроватках молча и бесслезно и от полного одиночества сосали собственные руки

Сейчас в проекте «Больничные сироты» работают шесть дневных нянь на постоянной основе.

Вот отрывки из моих разговоров с ними:

«Вижу однажды, давно еще: стоит малышок на подоконнике, в окошко смотрит. Медсестра мимо идет, спрашивает: “Чего ты смотришь?” Он ей лепечет в ответ: “Маму жду”. А она вдруг как сдергивает его вниз со словами: “Нечего смотреть, нету у тебя мамы!” Сейчас, конечно, уже так никто с нашими детками не разговаривает.»

«Количество детей сильно колеблется, вот сейчас их восемнадцать, и все по разным больницам, а через несколько дней может стать в несколько раз больше. Я вот сегодня мечусь с этажа на этаж между Сонечкой с пневмонией и изъятым из семьи Степкой… Идеально, конечно, нам иметь мобильную бригаду нянь, но это несбыточные мечты.»

«У нас же особый контингент детей, они все травмированные. Однажды привезли мальчика лет четырех, папа на его глазах убил маму. Малыш так боялся, что не выходил из-за занавески.»

А она вдруг как сдергивает его вниз со словами: «НЕЧЕГО СМОТРЕТЬ, НЕТУ У ТЕБЯ МАМЫ»

«Большинство отказных детей - инвалиды, жалко их особенно, и ухаживать за ними нужно тщательнее, чем за обычным ребенком, а получается наоборот. Их и так жизнь не пощадила, ласки и заботы им во сто раз больше нужно, тем более, когда болеют и в больницу попадают, да где уж тут…»

«К нашим детям ведь почему еще больничный персонал так относился? Потому что понимали, что заступиться за них некому, это ж не домашние малыши. А мы стали жаловаться - и на отношение, и на то, в каком виде детей зачастую привозят из детских учреждений, раньше-то не фиксировали, если ребенок поступал в больницу с синяками. Ну кому ж лишний контроль нужен?»

«Первое время я плакала от жалости к ним, потом поставила барьер, сказав себе так: “Я поработала целый день, даря им любовь, заботу и ласку. Теперь я иду домой к своим детям.”»


Маленький Ильдар, изъятый из семьи. С ним были няни Валентина, Римма Ивановна и Саша Фото: Общественное объединение "Женщины Евразии"

«Самое прекрасное - увидеть, как ребенок чему-то научился. Вот не умел сосать - и вдруг ты видишь, как он первый раз это делает! Это непередаваемо! А первые слова! Шаги! Я вот подпитываюсь от них. Я дарю им заботу и любовь, а они мне - детскую непосредственность. Я учусь у них бороться за жизнь. Как-то я разнюнилась из-за неудач бытовых, а потом посмотрела на детей, да и говорю себе: “Ты чего переживаешь-то? Перед тобой ребенок, у которого нет ни мамы, ни папы, а ты взрослая тетка. Смешно просто.”»

«У нас была девочка Полина, очень тяжелая, с ДЦП. И еще у нее отсутствовал сосательный рефлекс. Ее кормили в доме ребенка через зонд, запущена она была катастрофически. Мы убрали зонд и просто по часу сидели около нее, кормили. И она начала сосать. Сама. И это была победа.»

«В 2012 году я работала общественной няней в отделении патологии недоношенных и новорожденных. Когда я первый раз пришла в больницу и увидела малышей, комок встал в горле. В палате лежали восемь отказничков, каждому было необходимо мамино теплое слово, ласка, любовь, мамины нежные руки, но никакой мамы рядом не было, за жизнь малышей боролись врачи, медсестры, в общем, все, кроме самого главного человека… На попечении одной медсестры находятся по 20-25 детей, и каждому нужно дать лекарства, кого-то покормить через зонд или сделать укол. Но самое большое количество времени уходит на заполнение документации. Я знаю, что медсестры стараются уделить хоть немного времени деткам, но, к сожалению, это не всегда получается. Не потому что они такие жестокие, а потому что просто нет времени.»

«Как-то раз нам одна дама в горадминистрации, отказывая в субсидии, сказала, что наш проект вредный, потому что дети приучаются к рукам и потом не дают воспитателям в доме ребенка покоя. Почему-то государственные люди совсем не умеют думать о детях, которыми они распоряжаются, как о своих собственных. Умели бы - половина проблем ушла бы сама собой и навсегда.»

Не так-то много им на первых порах и надо, но они и этого не получают

«Честно вам скажу - не любят в больницах брошенных детей. Я это вижу по тому, как с детками поступают, когда нас нет - в выходные, праздники и ночью. Утром прихожу на смену, памперс с малыша снимаю, а он весит сто шестьдесят грамм и течет с него - значит, с вечера как надели, так и не меняли ни разу.»

«Самое трудное для меня было поначалу - привыкнуть к их психологическим и физическим особенностям. Дети из домов ребенка ненормально мало плачут, зато часто встают на четвереньки и раскачиваются, успокаивая себя. Проходит несколько дней - они оживают, смотришь - уже и глаза у него горят, и улыбается! Не так-то много им на первых порах и надо, но они и этого не получают. Я их всех люблю, профессионально совсем я не выгорела, у меня к каждому свой подход, знаю, кто чего любит - одного на бочок положить, а другому песенку спеть.»

«Поступают некоторые совсем малюсенькие, еще с прищепкой на пупе. И самое приятное, когда прямо из больницы их усыновляют. Это непередаваемо.»


Слева: Римма Ивановна с малышом c ДЦП
Справа: няня Юля, больница ЧТПЗ
Фото: Женя Козикова

Таня Щур в конце нашей беседы говорит:

«»Вы ангажированы», - кидали мне в лицо несколько раз в высоких кабинетах как обвинение. А я и не спорю, мы действительно ангажированы больничными сиротами! Знаете, почему? Потому что младенец, не получивший своей доли родительских объятий, колыбельных и поцелуев, вырастает с практически неизлечимой травмой, зарабатывает своеобразный “синдром Маугли” - патологическую эмоциональную глухоту, огромные трудности в общении с другими людьми, комплекс страхов и душевную черствость. Вам это любой психолог скажет, не задумываясь.»

Кому-то все равно покажется, что наличие няни в больнице, - это больше из области лирики, розовых соплей и баловства. Но вы представьте лишь на секунду, что это вашего малыша после операции и перевязок некому взять на руки, прижать, поцеловать, успокоить, чтобы хоть как-то облегчить боль, и что это ваша кроха лежит одна в кроватке со сбившейся простыней, и это ваш маленький синеглазик плачет и раскачивает себя из стороны в сторону, пытаясь убаюкать и успокоить. Помочь тут может только человеческая неконтролируемая государством доброта.

Со своей же добротой государство как-то не очень торопится: общественные организации много раз пытались добиться изменений в закон о медицинской помощи, чтобы няня в больнице была положена маленькому человечку без мамы так же, как ему положены воздух, вода и лекарства. Но не замечает этих попыток государство, не слышит одинокий детский плач, несущийся из всех больниц великой нашей страны сквозь черный мрак ночи и ледяное одиночество дня. Ухо государства глухо.

Пожалуйста, станьте и вы ангажированными, помогите проекту, продлите доброту. Без нее больничным сиротам станет совсем худо. 100, 200, 500 рублей - любая сумма очень важна. Еще важнее - ежемесячные пожертвования. В январе наступит новогоднее затишье, когда благотворительная активность снижается. Если вы оформите регулярное пожертвование прямо сейчас, проект продолжит работу в новом году.

Вы можете им помочь

Сбор средств по проекту «Больничные сироты» закрыт. Необходимая сумма собрана, но помощь требуется и другим проектам. Пожалуйста поддержите их

Помогаем

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Помочь

Пожертвование
без комиссии
?

  • @mail.ru
  • @yandex.ru
  • @rambler.ru
  • @gmail.com
  • @icloud.com

Невероятные факты

Легенда гласит, что Ромула и Рема , близнецов основателей Рима, покинули в детстве, и детей вскормила волчица, пока их не нашел блуждающий пастух. В конце концов, они основали город на Палантинском холме , том самом месте, где о них заботилась волчица. Возможно, это все лишь миф, но в истории немало настоящих случаев, связанных с детьми, которых вырастили животные .

И хотя в настоящей жизни истории этих диких детей не так романтичны, как в случае с Ромулом и Ремом , так как у этих детей часто наблюдалась когнитивные и поведенческие нарушения, их истории свидетельствуют о недюжинной человеческой воле к выживанию и о сильном материнском инстинкте других животных.


Украинская девочка-собака

Оставленная в конуре своими нерадивыми родителями в возрасте от 3 до 8 лет, Оксана Малая выросла в окружении других собак. Когда ее нашли в 1991 году, она не умела говорить, выбрав собачий лай вместо речи и бегала на четвереньках. Сейчас в возрасте двадцати с лишним лет, Оксану научили говорить, но у нее осталась задержка психического развития. Сейчас она ухаживает за коровами, которые находятся на ферме возле интерната, в котором она живет.


Камбоджийская девочка джунглей

Рочом Пьенгенг (Rochom P"ngieng) потерялась и загадочно исчезла в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку Рочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей.

Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года. С тех пор появилось много противоречивой информации о ее местонахождении, включая сообщение о том, что в июне 2010 года ее видели в яме вырытого туалета возле дома.


Ребенок-обезьяна из Уганды

После того как на его глазах отец убил мать, 4-х летний Джон Ссебунья (John Ssebunya) убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки, пока его не нашли в 1991 году. Как и в других случаях с детьми-маугли, он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. После того, как его поймали, Джона научили разговаривать и петь. Последнее что стало о нем известно, так это то, что он гастролирует с детским хором Жемчужины Африки .


Виктор из Авейрона

Он был, пожалуй, одним из самых известных детей-маугли. История Виктора из Авейрона стала широко известна благодаря фильму "Дикий ребенок ". Несмотря на то, что его происхождение является загадкой, считается, что Виктор прожил все детство один в лесу до того, как его обнаружили в 1797 году. После еще нескольких исчезновений, он появился в окрестностях Франции в 1800 году. Виктор стал предметом изучения многих философов и ученых, которые задумывались о происхождении языка и поведении человека, хотя мало что удалось добиться в его развитии из-за задержки психического развития.


Мадина

Трагическая история Мадины похожа на историю Оксаны Малой . Мадина жила с собаками, предоставленная самой себе до того, как ее обнаружили в возрасте 3 лет. Когда ее нашли, она знала всего два слова - да и нет, хотя предпочитала лаять по-собачьи. К счастью, Мадину объявили умственно и физически здоровой сразу после обнаружения. Несмотря на то, что в ее развитии наблюдалась задержка, она находится в таком возрасте, когда надежда еще полностью не потеряна и те, кто за ней ухаживают, считают, что она сможет вести нормальный образ жизни, когда вырастет.


Лобо, девочка волк с реки Дьявола

В 1845 году, была замечена загадочная девочка, которая бежала на четвереньках среди волков, нападая на стадо коз возле Сан Фелипе в Мексике. Историю подтвердили год спустя, когда девочку вновь увидели, на этот раз жадно поедающую убитую козу. Встревоженные жители деревни начали поиски девочки, и вскоре дикую девочку поймали. По предположениям, она постоянно выла по-волчьи по ночам, привлекая стаи волков, которые ворвались в деревню, чтобы спасти ее. В конце концов, она вырвалась и убежала из своего заточения.

Девочку не видели до 1854 года, когда ее случайно заметили с двумя волчатами у реки. Она схватила детенышей и убежала в лес и с тех пор никто ее больше не видел.


Мальчик-птица

Российский мальчик, заброшенный своей матерью, который общается чириканьем, был обнаружен социальными работниками в Волгограде. Когда его нашли, 6-летний мальчик не мог говорить, а вместо этого чирикал, как и его друзья попугаи. Несмотря на то, что физически он никак не пострадал, он не способен войти в нормальный человеческий контакт. Он выражает свои эмоции, помахивая руками, словно птица крыльями. Его перевели в центр психологической помощи, где специалисты пытаются его реабилитировать.


Амала и Камала

Эти две девочки в возрасте 8-ми лет(Камала ) и 18-ти месяцев(Амала ) были найдены в логове волков в 1920 году в Миднапоре в Индии. Их история вызывает противоречивые мнения. Так как у девочек была большая разница в возрасте, специалисты считают, что они не были сестрами. Возможно, что они попали к волкам в разное время. Обе девочки имели все повадки животных: ходили на четвереньках, выли по ночам, разевали рот и высовывали язык, как волки. Как и другие дети-маугли, они хотели вернуться к своей прежней жизни и чувствовали себя несчастными, стараясь освоиться в цивилизованном мире. После того как младшая девочка умерла, Камала в первый раз заплакала. Старшей девочке удалось частично социализироваться.


Дикий мальчик Питер

В 1724 году голого волосатого мальчика, который ходил на четвереньках, обнаружили в лесу около города Хамельн в Германии. Когда его обманом заманили, он вел себя как дикое животное, предпочитая есть птиц и овощи сырыми, и не умея разговаривать. После того, как его перевезли в Англию, ему дали имя дикий мальчик Питер . И, несмотря на то, что он так и не научился говорить, он, предположительно, любил музыку, его научили выполнять простую работу, и он дожил до преклонных лет.