Надо ли знать природу диктант. Сочинение надо ли знать природу. Надо ли знать природу

В настоящее время все больше внимания уделяется изучению речи в школе. Особый интерес проявляется к стилистике. Н.С. Болотнова в статье «Стилистический анализ текста в школе» выделяет следующие актуальные для школьного и вузовского обучения вопросы: «…1) рассмотрение природы и сущности функциональных стилей в аспекте « язык - речь»; 2) освещение стилевых черт; 3) знакомство с подстилями и жанрами функциональных стилей; 4) полное освещение особенностей языковых средств различных функциональных стилей; 5) анализ классификации функциональных стилей; 6) овладение методикой стилистического анализа текста». (Болотнова Н.С., 2002, с. 95). Эти вопросы актуальны, так как результаты ЕГЭ по русскому языку показывают, что стилистическому анализу текста в школе уделяется недостаточно внимания.

Что же составляет основное содержание работы по стилистике в школе: наблюдения над стилистической окраской языковых средств или освоение функциональных стилей?

Лучше всего обеспечено литературой и потому в большей степени освоено в школе одно из направлений в методике стилистики - практическая стилистика. Она не дает представления о стилях речи, «занимается шлифовкой речи, а не ее производством». (Богуславская Н.Е., Капинос В.И., Купалова А.Ю. и др., 1991, с. 39).

Второе направление - функциональная стилистика, которая исследует «закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и прежде всего специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей «подстилевых», жанровых, ситуативных и т.д.» (Кожина М.Н., 1993, с. 21).

Публицистический стиль рассматривается в аспекте изучения функциональных стилей. Это сложное, многоаспектное речевое единство; по словам Кожиной М.Н., этот стиль «находится как бы на пересечении научного и художественного» (там же, с. 187). Именно поэтому начинать работу над публицистическим стилем имеет смысл тогда, когда школьники усвоят основные стилевые черты других стилей, так как учителю приходится постоянно обращаться к сопоставлению с ними.

Специфика публицистического стиля обусловлена и тем, что для него, как и для художественного стиля. Характерна не только функция сообщения, но и функция воздействия.

Наконец, публицистическому стилю свойствен непосредственный контакт с аудиторией. Публицистический стиль, как и разговорный, имеет форму устной речи.

Начиная с 5 класса, учащиеся должны получать знания о функциональных стилях, в том числе и о публицистическом. В учебниках дается информация о задачах стиля, сферах его использования. Учащиеся узнают, что этот стиль используется в газетах и журналах, по радио и телевидению, в выступлениях на собраниях.

Изучение публицистического стиля в школе может иметь самые разнообразные формы: изложения текстов публицистического стиля; стилистический анализ текстов; знакомство с жанрами публицистического стиля и обучение правильному составлению текстов разных жанров и др. Наконец, наверное, в каждой школе есть кружок «Юный корреспондент» или им подобные, где учащиеся могут ближе познакомиться с особенностями стиля газет и журналов и сами попробовать свои силы.

Ниже приведены разработки уроков по изучению публицистического стиля в 6 - 11 классах и план работы кружка «Юный корреспондент».

Урок развития речи. Изложение текста публицистического стиля. 6 класс .

Цель: написать изложение текста публицистической направленности.

Задачи: продолжить работу над построением рассуждений; продолжить знакомить учащихся с особенностями публицистического стиля; учить находить в тексте используемые автором языковые средства.

Ход урока:

Чтение учителем текста (образцы у каждого ученика).

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова».

Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда- то и пошел дед к сове просить у нее прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет - через мышей, через шмелей, через клевер - к корове и к молоку.

Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву) (Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Л.Л., 1991, с. 93).

2) Анализ текста.

К какому стилю принадлежит текст? Почему?

(К публицистическому стилю. Заголовок в виде вопросительного предложения; обращение к предполагаемому читателю или слушателю; обращение автора к одной из важных проблем нашей жизни - к охране природы).

Назовите тип речи. Докажите свою точку зрения.

(Тип речи - рассуждение. 1-е предложение заключает в себе тезис (основную мысль текста, идею); 2-е - аргумент (довод, доказательство); сказка «Сова» - это иллюстрация к приведенному доводу. Автор не ограничивается примером, он еще и комментирует его - этот фрагмент (предпоследний абзац) тоже относится к доказательной части. Рассуждение завершается выводом, который присоединяется к доказательной части сочетанием вот почему . Сказка представляет собой повествование).

Как можно изобразить структуру текста?

Рассуждение. - Аргумент.

Пример(с объяснением).

Какими языковыми средствами пользуется автор?

(В тексте много «сознательных» повторов (слов и сочетаний слов):

Знать природу, знать ее законы…; чем бы они ни…, где бы ни…,; смысл…не только в том…, смысл еще и в том…; какое имеет отношение …, а вот, оказывается, имеет … .С помощью повторов автор выделяет те мысли, на которые хочет обратить внимание. В каждом из приведенных примеров писатель пользуется и другими приемами, подчеркивающими, что повтор не случаен. Это порядок слов в первом предложении, двойной союз ни…ни , усилительные частицы еще и…, а вот… .

Язык «Совы» близок к языку народной сказки: короткие, простые по структуре предложения, в начале фраз преобладают глаголы, частые повторы. Чтобы не отвлекать внимания от смысла сказки, автор избегает использования изобразительных средств).

Перескажите текст, не употребляя местоимение я. Можно использовать такие конструкции: Автор рассказывает (пересказывает); У В.В. Бианки есть сказка… Вот она… и др.

Напишите изложение текста.

Урок развития речи. Публицистический стиль. 7 класс.

Цель: анализ текстов публицистического стиля.

Задачи: продолжить изучение публицистического стиля; учиться узнавать особенности стиля; учиться строить тексты публицистического стиля.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Публицистический стиль - один из видов книжных стилей. В 5 и 6 классах вы уже познакомились с ними. Назовите, какие книжные стили вы знаете. (Научный, художественный, официально- деловой). Публицистический стиль мы подробно не изучали, но вы помните, что он используется в газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, но радио и телевидение. Основная цель публицистического стиля - воздействовать на читателя и слушателя, то есть в чем- то их убедить.

Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus - общественный. Подберите однокоренные слова к слову публицистический (публика, публиковать, публичный ). Найдите в словаре значение слова публика . (Публика, -и, ж 1. Люди, находящиеся где-н. в качестве зрителей, слушателей, пассажиров, а также вообще - люди, общество. Театральная п. Читающая п. На публику делать что - н.(напоказ; разг. неодобр.). 2. Общество или отдельные лица, объединенные по каким - н. общим признакам (разг. шутл. или неодобр.). Знаю я эту публику - лентяи. Ну и публика!) (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1999, с. 630).

Итак, публика означает люди, общество.

Анализ текстов.

Прочитайте текст:

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже самый несильный ветер. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело…

Человеку важно знать свои корни- отдельному человеку, семье, народу- тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях!(В. Песков.) (Никитина Е.И., 1993, с.164).

Какое сравнение составляет основу текста? Для чего журналист создал такое сравнение?

Докажите, что этот текст принадлежит к публицистическому стилю. (Автор раскрывает общественно значимую тему - тему Родины; обращается к предполагаемым слушателям или читателям; призыв- обращение в виде побудительного предложения с частицей давайте .

Прочитайте вслух ту часть текста, в которой параллельная связь предложений усилена их одинаковым началом.

Прочитайте текст и подготовьте его выразительное чтение.

Дадим мир планете Земля!

Мир - это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми.

Мир - это поля, покрытые не черным пеплом, а золотом спелых колосьев.

Мир- это смех детей и молчание пушек. Пушки мы оставили только для праздничных салютов.

Дадим мир планете Земля! (А. Лиханов) (Никитина Е.И., 1993, с. 165).

5. Как в тексте подчеркнута связь между его частями? (Автор использует слово мир в качестве повтора. Это слово присутствует в каждом предложении - абзаце текста и связывает его в одно целое)

6. Напишите изложение - миниатюру этого текста.

Домашнее задание: найдите в любой газете примеры призывов- обращений и попробуйте объяснить их цель.

Урок развития речи. Сочинение- интервью. (2 часа) 7 класс.

Цель: подготовка к сочинению.

Задачи: познакомить учащихся с жанром публицистического стиля- интервью; определить композиционные части интервью; научить составлять текст в виде интервью.

Ход урока:

Сегодня мы познакомимся с жанром публицистического стиля- интервью. Найдите в словаре значение этого слова. (Интервью (тэ) ,нескл.,ср. Предназначенная для печати(или передачи по радио, телевидению) беседа с каким- н. лицом. Взять у кого-н. Дать и. Получить и.) (Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю., 1999, с. 249).

В интервью обычно различают три части. Во вступлении журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам. В основной части -беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью. В заключительной части журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, благодарит за беседу и т. п.

2) Чтение интервью, взятого корреспондентом Ильей Петровым у Дмитрия Галкина (АиФ-Томск, 2005, № 6). Укажите его композиционные части. (Корреспондент рассказывает о проходящем в Томской области конкурсе)

«Лауреат премии государственной думы Томской области» и об одном из 212 подавших заявление - Дмитрии Галкине. Он представляет его как кандидата философских наук, доцента института искусств и культуры ТГУ. Это вступление. Основная часть- беседа с Дмитрием о роли высоких технологий в обществе.

Заключительной части в этом интервью (в том значении, которое указано выше) нет; автор использует как заключение обобщающий вопрос Возможно ли, что развитие высоких приведет к тому, что описано в фильме («Матрица»).

3) Обратите внимание на переход от вступительной части к основной, на содержание и последовательность вопросов корреспондента к собеседнику.

4) Обратите внимание на заголовок интервью. О чем уже можно получить представление? С какой целью автор использовал именно такой заголовок?

5) У кого бы вам хотелось взять интервью?

Расспросите своих товарищей, родителей,бабушек и дедушек. Побеседуйте с ними об их увлечениях, интересах, об участии в соревнованиях, походах, о поездках, встречах.

Наметьте тему беседы; в соответствии с этим составьте вопросы; продумайте их последовательность. Проведите беседу; запишите ее основное содержание. Определите основную мысль интервью;озаглавьте его.

Напишите вступление и заключительную часть.Напишите все сочинение, правильно расставляя знаки препинания при обращении и диалоге.

Контрольная работа по теме « Публицистический стиль». 11 класс.

Цель: дать навыки стилистического анализа текста.

Задачи: охарактеризовать газетную статью; выявить в ней специфические черты публицистического стиля.

«Согласно инструкции по примирению» (Буфф-сад, 2004, № 45).

Полчаса шли. Полчаса языком работали. Митинг- это славно. Если накипело - особенно. А у дедов наших за последние семь лет так накипело, аж в ушах булькает- только аппараты слуховые лови.

Собрались у драмтеатра, потом по центральному проспекту протопали к СФТИ. И понеслось. Уж сколько стены этого самого СФТИ наслушались. Кто их только как не применял. Одни придут - одно орут. Другие - другое. Третьи вообще минутой молчания додавят. Нужно поставить памятник этому самому СФТИ. За толерантность.

Бронзовая старушенция с бронзовой же, но по определению красной, лентой машет кулаком и ругает….. На кого машет, кого ругает- какая кому разница? Не вмешивайтесь не в свое дело….. А то по- быстрому окажетесь среди толпы с портретами Ленина и прошлогодними КПРФовскими плакатами - еще не заметите, как сами понесете цветочки к памятнику невинно- убиенным революционерам.

Ну, было такое? Было. Вот и не надо возмущаться. Хотя нет, надо! А то жизнь покажется медом, маршрутки- сыром в масле, а ложка с дегтем так и останется недонесенной до бочки с…хм…получается, с жизнью. Черт знает что! Как эти митингующие следят за ходом собственной мысли? А! они ж записывают. Плакатики там всякие! Чтоб, значит, кто же те, против кого мы…

Прекратить эксперименты в социальной сфере!

Никакой поддержки « Единой России»!

Никому, ничего, никогда. Таков общий смысл…Еще- ни за что. Потому что не за что. Непонятно, правда, с чего это вдруг кровавая революция стала праздником. Также неясно, почему праздник кровавой революции стал Днем. Днем согласия и примирения?

Вот и Макаров, это мэр наш, сказал: выходные, мол, оставить, а праздник- это варварство.а согласие и примирение- это игры. Причем политические.

Но все равно как красиво получилось. Как в 1917-м…Повозка агитационная. Конница красная, девицы в кожанках…И прямо революционным духом пахнуло.

Так и захотелось сразу плюнуть на СФТИ и идти мэрию брать. Только выходной ведь там…Может, лучше «Сибирское бистро» взять…Чебурятами перекусить, пластиковыми стаканчиками из-под пива и чая закидать несогласившихся и непримирившихся? На!

«Чиновник, помни!- гласил лозунг.- Отнимая льготы, ты приближаешь новый 1917 год!»

Чиновники об этом помнили и пополнили ряды митингующих милицией. Вместе весело шагать. А примиряться или нет- это уже дело десятое. Да, демократы иногда делают уступки коммунистам…Но зато то одни, то другие льготы раз и отменят…Да, гимн у нас на музыку Александрова, но все равно подвох чувствуется. А потому демократов- ругать. Потому мэра- пачкать. Потому президента- клеймить.

А хвалить будем? Ну, если учесть, что 7 ноября- праздник пролетариата(ну там доходы низкие, образование начальное ил неполное среднее) то, догадайтесь сами, чего хвалить будем.

Стилистический анализ текста.

Стиль: публицистический; подстиль: газетно-публицистический; жанр: репортаж

Сфера общения: массовая коммуникация.

Основные функции текста: информационная (сообщается о митинге в честь Дня примирения), воздействующая (автор пытается убедить читателя в бессмысленности, нелепости этого события и лозунгов митингующих). Доминирует воздействующая функция, которая выражается в наличии множества эмоционально- оценочных языковых средств.

Текст адресован широкому кругу читателей.

Тип мышления: аналитико-синтетический в сочетании с конкретно- образным.

Форма речи: письменная; тип речи: повествование с элементами рассуждения. В тексте автор обращается к предполагаемым читателям (Ну, было такое?), задаёт вопросы, на которые сам отвечает (Как эти митингующие следят за ходом собственной мысли? А! Они ж записывают); вид речи: монолог.

Стилевые черты: доступность, экспрессивность, открытая оценочность речи.

Языковые приметы стиля.

Лексические: а) крылатые слова, поговорки, пословицы, фразеологизмы (языком работали, в ушах булькает, сыром в масле, ложка с дёгтем, кровавая революция, дело десятое); б) использование книжных слов (невинноубиенным, гласил, конница, клеймить, варварство, согласие, примирение); в) употребление политических терминов (митинг, толерантность, революционерам, митингующие, пролетариата, революция, мэр, демократы, коммунисты, президента); г) газетизмы (следят за ходом…мысли, социальной сфере, общий смысл, политические игры, пополнили ряды); д) причастия с приставкой не- (несогласившихся, непримирившихся) ; е) необычные лексические сочетания (минутой молчания додавят, согласно инструкции по примиренно, ложка с дёгтем…остаётся недонесённой до бочки..? с жизнью, революционным духом пахнуло, пахнуло); ж) активность оценочной лексики (накипело, протопали, пронеслось, орут, старушенция, девицы, плюнуть, перекусить, подвох, ругать, пачкать); з) метафоры (бронзовая старушенция, красного дня, кровавая революция, красная конница, пополнили… милицией) ; и) употребление вопросно-ответной формы речи для усиления экспрессии, оценочности (Ну, было такое? Было.)

Синтаксические: а) книжный синтаксис, употребление сложных предложений и предложений с вводными конструкциями (А то по- быстрому окажетесь среди толпы с портретами Ленина и прошлогодними КПРФовскими плакатами- ещё не заметите, как сами понесёте цветочки к памятнику невинноубиенным революционерам; Вот и Макаров, это мэр наш, сказал: выходные, мол, оставить, а праздник- это варварство) ; б) разговорный синтаксис, употребление неполных, односоставных предложений(Другие- другое; Не вмешивайтесь не в свое дело…Вот и не надо возмущаться. Хотя нет, надо!) ; в) широкое применение вопросительных и побудительных предложений (Ну, было такое? А хвалить будем?) г) нераспространенность сложных предложений с разными видами связи; д) использование средств словесной образности: тропов, фигур речи(Полчаса шли. Полчаса языком работали; Одни придут- одно орут. Другие- другое. Третьи вообще минутой молчания додавят.)

Индивидуально- авторские стилистические особенности: для речи автора характерна открытая оценочность и недоброжелательная тональность;автор отдает предпочтение разговорным единицам,неумеренно употребляет экспрессивно-эмоциональные языковые средства,часто обращается к предполагаемому читателю.

Контрольная работа по теме « Анализ текста». 11 класс.

Цель: проверить знания учащихся.

Задачи: проанализировать тексты публицистического стиля; повторить орфографию и пунктуацию.

Ход урока.

1) Ученикам раздаются листочки с текстом для анализа,в котором нужно вставить пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.

Русский пейзаж в основном созд…вался усилиями двух великих культур: культуры человека см…гчавшего резкости природы и культуры природы в свою очередь см…гчавшей все нарушения р..вновесия которые невольно пр…вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой и пр…крыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой- человеком см…гчившим землю своим трудом и см…гчавшим пейзаж.

Поэтому отношения природы и человека это отношения двух культур каждая из которых (по) своему «социальна» общежительна обладает своими « правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях…Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. (По Д. Лихачеву) (Куманяева А. Е., 2004, с. 32).

1. Определите тип речи, докажите свою точку зрения.

2. Выпишите из текста синонимы, определите их роль в тексте.

3. Какие признаки публицистического стиля присутствуют в тексте?

4. Составьте со словом культура словосочетания, передав различные значения этого слова. В каком значении употреблено это слово в тексте?

5. Выпишите ключевые слова, тему текста.

6. Что означает слово общежительна, в чем его особенность? Как оно образовано? Приведите примеры слов с аналогичным суффиксом.

7. Выполните различные виды разбора:орфографический,фонетический,пунктуационный.

Прочитайте тексты:

Австралия огромна. Австралия богата. Экономические возможности пятого континента трудно охватить сознанием. Все наслышаны о ее стадах. Особого разговора заслуживают ее недра. По ним можно изучать таблицу Менделеева. Есть практически неисчерпаемые пласты угля, ведутся разработки богатейших залежей железной руды, обнаружены запасы урана. И все это не упрятано глубоко в земле,а лежит буквально на поверхности. Есть бокситы, есть весь спектр цветных металлов. Недалеко от Тасмании нашли нефть, которой, по подсчетам, можно покрыть две трети потребностей страны.(Из газ.

«Комсомольская правда»)

В Австралии широко развито пастбищное животноводство. Разводится крупный рогатый скот, овцы. Возделывается пшеница. Добываются золото, железная руда, медь, производится выплавка свинца и цинка. Как в северной, так и в южной части Австралии развиты машиностроение, судостроение. В северной Австралии- лесопильная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность.

(Из Энциклопедического словаря) (Ипполитова Н. А., 1980, с. 131).

1) Что общего в содержании этих текстов? К каким стилям речи они относятся? Докажите.

2) Какие грамматические и синтаксические средства придают текстам соответствующую стилистическую окраску?

Тематический план работы кружка « Юный корреспондент». 7-11 классы.

1. Публицистический стиль и другие книжные стили.

2. Публицистический и разговорный стили.

3. « Кухня» редакции.

4. Экскурсия в редакцию.

5. Вечер, посвященный ветеранам редакции.

6. Школьная газета. Цель, задачи газеты.

7. Тема и основная мысль рукописи.

8. Совершенствование рукописи.

9. Лексические приметы публицистического стиля.

10. Конкурс « Самая актуальная тема».

11. Синтаксические приметы публицистического стиля.

12. Публицистические (газетные) жанры.

13. Отзыв о произведении.

14. Рецензия на произведение.

15. Конкурс « Лучший отзыв».

16. Репортаж как газетный жанр.

17. Интервью как газетный жанр.

18. Фельетон как газетный жанр.

19. Газетная статья.

20. Вечер « Акулы пера».

21. Критика.

22. Путевые заметки.

23. Библиография и аннотация.

24. Адресат и адресант.

25. Конкурс « Самый строгий критик».

26. Заголовки.

27. Экспрессивные средства публицистического стиля.

28. Индивидуальный стиль.

29. Портретный очерк.

30. Работа над газетой « До свидания, выпускники!»

Таким образом, вопрос изучения в школе функциональных стилей, в том числе публицистического, является актуальным в наше время. Известно, что уровень культуры речи школьников недостаточно высок, и одной из причин этого является то, что учителя-словесники уделяют мало внимания так называемым стилистическим ошибкам. Это тем более недопустимо, что в последнее время значительно повысились требования к стилистической культуре речи школьников. По словам Кожиной М.Н., одна из задач учителя-словесника - познакомить учащихся «с понятием коммуникативной ситуации, типами речи, ее стилевой дифференциацией» (Кожина М.Н., 1993, с. 96). Далее автор отмечает: «Важно, чтобы само преподавание языка, особенно так называемое развитие речи», было функционально-стилистически направленным, т.е. деятельностным» (там же, с. 102). Очень важно прививать чувство языка с раннего детства.

В настоящее время издается много методических пособий по русскому языку, школьных программ, которые предусматривают формирование умений и навыков связной речи, теоретическое и практическое знакомство с основными функциональными стилями и публицистическим в том числе.

Как было отмечено выше, изучение публицистического стиля в школе может иметь самые разнообразные формы: изложение, стилистический анализ текста, знакомство с жанрами и подстилями, обучение составлению текстов в разных жанрах и так далее.

На наш взгляд, формирование навыков связной речи, чувства стиля только тогда будет успешным, если школьники получают необходимые знания начиная с младших классов.

Современный человек, живущий в городе, часто забывает о том, что он – часть природы, поэтому должен уважать ее, беречь, охранять.

Знать природу, ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили: в городе или сельской местности, в высотном доме или небольшом

Дачном домике.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Эти беды могут быть необратимыми. Об этом предупреждают нас писатели, об этом “кричит” сама природа.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она “Сова”:

“Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели,

И некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения “.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и к молоку.

Вот почему надо знать законы природы.

Ведь в ней все гармонично, все взаимосвязано. И мы должны помнить об этом всегда.

Сочинения по темам:

  1. Я очень люблю отдыхать на природе. Ходить в лес, плавать в речке. Но в последнее время мы так загрязнили моря...
  2. Что такое забота о природе? Сохранение чистой воды в реке – это забота о природе. Ведь если вода будет загрязненной,...

Подготовка к написанию сжатого изложения.

Надо ли знать природу?

(6 класс).

Цели:

Образовательные:

- совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения;

Учить выделять и обобщать главную и второстепенную информацию текста;

Учить сжимать текст разными способами;

Учить строить связный и логически стройный пересказ, который не искажает

содержание и не нарушает логики исходного текста.

Определять главную информацию в тексте, обобщать её;

Воспитательные:

Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения

обучающихся на уроке;

Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

Создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков

самоконтроля.

Развивающие:

Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания,

сравнения, делать необходимые выводы;

Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои

мысли;

Оборудование:

Мультимедийная презентация

Карточки с текстом

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    - Прочитайте тексты, сравните их,

1 текст . Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или

по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.

2 текст. Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,

о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.

- Что произошло со 2 текстом?

- Исходя из этого, определим тему урока. (Работаем над сжатым изложением).

- Какие цели мы перед собой поставим? (Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию).

2. Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым изложением.

    2. Выделить в тексте все части.

    3. В каждой части отметить главное.

    4. Отметить то, что можно объединить.

    5. Подобрать обобщающие слова и предложения.

    6. Изложить сжато каждую часть.

3. Какие способы сжатия текста мы с вами знаем? (Исключение, замена, обобщение)

III. Знакомство с текстом.

(Каждый ученик получает листок с текстом).

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова».

Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

IV. Беседа по содержанию текста.

1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).

2) Какова основная мысль текста? (Человек, не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом).

3) Каков тип речи текста? (Рассуждение).

4) Уточним, к какому типу речи относится сказка? (Повествование).

5) Сколько микротем выделим в тексте? (четыре).

9) Составим план текста. Каковы будут ваши предложения?

1. Люди должны знать природу.

2. Можно наделать много бед.

3. Сказка « Сова».

4. Почему надо знать природу. (Слайд № 8).

V. Сжатие микротем.

Обсудите в паре и подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Сожмите каждую микротему.

Надо ли знать природу?

Первая микротема. Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Вторая микротема

Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед.

Третья микротема

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки . 4. Называется она « Сова».

Обидел старик сову . Рассердилась сова и сказала старик у, что больше не будет у него на лугу ловить мышей . Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять . Но и тут не понял ничего старик . Улетели шмели, и некому стало клевер опылять . Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову . И не стало у коровы молока . Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Четвёртая микротема.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко - накрепко связано между собой . Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? А вот,оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

VI. Возможный вариант сжатого изложения.

Любой человек должен знать законы природы.

Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова».

Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.

Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку.

Вот почему надо знать природу!

VII. Работа над окончательным вариантом изложения.

Приложение.

Надо ли знать природу?

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).

Современный человек, живущий в городе, часто забывает о том, что он – часть природы, поэтому должен уважать ее, бе­речь, охранять.

Знать природу, ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили: в городе или сельской местности, в высотном доме или небольшом дачном домике.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Эти беды могут быть необратимыми. Об этом предупреждают нас писатели, об этом “кричит” сама природа.

перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она “Сова”:

“Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разо­рять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и неко­му стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика кле­вер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения “.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать дру­зей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко свя­зано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шме­лей, через клевер – к корове и к молоку.

Вот почему надо знать законы природы.

Ведь в ней все гармонично, все взаимосвязано. И мы должны помнить об этом всегда.

Глоссарий:

– надо ли знать природу

– изложение надо ли знать природу

– надо ли знать природу изложение

– изложение на тему надо ли знать природу

– сочинение на тему надо ли знать природу


Другие работы по этой теме:

  1. Природу надо беречь (статья в стенгазету) План – Вступление. Противостояние человека и при­роды. – Гибель лебедей. – Лебеди на загрязнённом нефтью озере. – Зло для...
  2. ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ (миниатюра) Я хочу все знать обо всем. И сотни вопросов появляются у меня в голове. Хочу знать, как устроен мир и как...
  3. НАУЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ Первым приходит январь. Январь – самый суровый месяц в году. Морозы, метели. Людям мороз не страшен. А каково тем, кто постоянно живет...
  4. Еще в железном веке поэт посетовал на умственную суету человека, приведшую к тому, что “сердце природы закрылось ему”. В наше время люди благодаря мощной технике...
  5. Берегите родную природу “Берегите родную природу” - как час­то мы слышим эти слова! Но вдумываемся ли мы в истинный смысл их, в их суть? Не...
  6. В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей особенной индивидуальностью. Чувства и переживания, выразившиеся в его творчестве, сложны и нередко проти-воречивы. В его ощущениях вещного мира,...
  7. РАБОТЯГА-СТРЕКОЗА Зной становился невыносимым, но стрекозы беспрестанно кружились над омутом. Они то изящно планировали над са­мой водой, то вдруг резко взлетали вверх, то стремительно пикировали....
  8. Семь старых чудес света Александрийский маяк. Этот маяк был построен в ІІІ веке до н. э. для обеспечения безопасного судоходства возле рифов, расположенных у входа...

Тема: Сжатое изложение «Надо ли знать природу?».

Цели:

Образовательные:

Совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения;

Учить выделять и обобщать главную и второстепенную информацию текста;

Учить сжимать текст разными способами;

Учить строить связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.

Определять главную информацию в тексте, обобщать её;

Воспитательные:

Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения

учащихся на уроке;

Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

Создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков

самоконтроля.

Развивающие:

Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания,

сравнения, делать необходимые выводы;

Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

Оборудование: карточки с текстом

Ход урока

I . Организационный момент.

1. Психологический настрой урока.

II . Актуализация знаний.

Прочитайте тексты, сравните их,

1 текст .

Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.

2 текст.

Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,

о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.

Что произошло со 2 текстом?

Исходя из этого, определим тему урока.

Работаем над сжатым изложением.

Какие цели мы перед собой поставим?

Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию.

- Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым изложением.

2. Выделить в тексте все части.

3. В каждой части отметить главное.

4. Отметить то, что можно объединить.

5. Подобрать обобщающие слова и предложения.

6. Изложить сжато каждую часть.

3. Какие способы сжатия текста мы с вами знаем? (Исключение, замена, обобщение)

III. Знакомство с текстом.

(Каждый ученик получает листок с текстом).

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.

(По Ю. Дмитриеву).

IV. Беседа по содержанию текста.

1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).

2) Какова основная мысль текста? (Человек, не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом).

3) Каков тип речи текста? (Рассуждение).

4) Уточним, к какому типу речи относится сказка? (Повествование).

5) Сколько микротем выделим в тексте? (четыре).

9) Составим план текста. Каковы будут ваши предложения?

1. Люди должны знать природу.

2. Можно наделать много бед.

3. Сказка « Сова».

4. Почему надо знать природу.

V. Сжатие микротем.

Обсудите в паре и подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Сожмите каждую микротему.

Надо ли знать природу?

Первая микротема.

Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Вторая микротема.

Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед.

Третья микротема.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки .

Называется она « Сова».

Обидел старик сову . Рассердилась сова и сказала старик у, что больше не будет у него на лугу ловить мышей . Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять . Но и тут не понял ничего старик . Улетели шмели, и некому стало клевер опылять . Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову . И не стало у коровы молока . Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Четвёртая микротема.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко - накрепко связано между собой . Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? А вот,оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

VI. Вариант сжатого изложения.

Любой человек должен знать законы природы.

Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова».

Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.

Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку.

Вот почему надо знать природу!

Работа над окончательным вариантом изложения.

1. Написание изложения.

2. Проверка написанного изложения, исправление допущенных ошибок.

3. Сдача на проверку выполненную работу.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Задание на дом.

Повторить изученный материал об имени существительном.

Надо ли знать природу?

(По Ю. Дмитриеву).

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

(По Ю. Дмитриеву).