Семинар "профессиональное самообразование педагога в условиях реализации фгос". Самообразование педагога как ключевое требование профессионального стандарта Внутришкольная система повышения

Самообразование педагога в условиях реализации ФГОС

Тэрыца Е.Г.

Учитель математики и информатики и ИКТ I квалификационной категории

МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №13»

Учитель - одна из древнейших профессий, и самое главное - то, что она никогда не устареет. Может меняться устройство общества, устаревать и уходить в небытие политические и социальные структуры, технический прогресс может вытеснять человека из всех сфер деятельности... но!!! Никогда никакая машина не заменит настоящего учителя-человека, никакая политика не отменит обучения подрастающего поколения взрослым и мудрым поколением преподавателей. Мы живем в XXI веке – веке науки и техники. И все же целью современного учителя остается извечная цель – научить быть человеком. Учитель должен уметь прорваться в души учеников сквозь компьютеры, мобильники и помочь живому общению между людьми, научить видеть красоту реального мира. Современный учитель должен иметь четкие и ясные ответы на вопросы: что мы учим, зачем мы это учим, как мы это учим, и где это можно применить в жизни.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Что же такое самообразование? Самообразование- это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым способом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранения здоровья школьников. Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тем, предметов, которые учителя в свое время не изучали в педагогических учебных заведениях, но которые для современной школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, индивидуализации и дифференциации обучения, развивающего обучения, модульного обучения, обучения в школах нового типа и т.д. Необходимость самообразования диктуется с одной стороны самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, а с другой стороны реалиями и тенденциями непрерывного образования, связанные с постоянно меняющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций. На современном этапе растет потребность педагога в самореализации. Это те педагоги, которые готовы перестраивать свою деятельность, умело решать новые более сложные задачи.

Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы. Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Специально организованная методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В таком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, будет находить ответы на интересующие его вопросы. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации. Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда, знаний индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его .

Основные направления плана самообразования:

1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;

2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;

3) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;

4) изучение метода проекта как способа реализации системно - деятельностного подхода;

5) применение полученных теоретических знаний на практике.

План реализации данных направлений учитель составляет самостоятельно.

Какие же ожидаемые результаты?

    Повышение качества преподаваемого предмета;

    Проведение открытых уроков перед учителями школы и города;

    Увеличение количества участников и победителей олимпиад, математических кружков;

    Доклады и выступления;

    Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям;

    Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;

    Обобщение опыта по исследуемой теме;

    Доклады, выступления на заседаниях ШМО и ГМО, обмен опытом.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми:

    Изучение нормативных документов.

    Интернет-ресурсы для организации учебной деятельности.

    Изучение психологических вопросов в рамках интернет- среды.

    Участие педагога в сетевых творческих группах.

    Участие в сетевых профессиональных конкурсах, форумах.

    Изучение вопросов по организации деятельности учащихся.

    Участие в вебинарах.

    Создание блока учителя или классного руководителя.

    Участие учащихся в сетевых форматах.

Поскольку управленческая стратегия приднестровского образования ориентирована на Россию, мы с особым вниманием изучаем опыт россиян в области реформы в образовании. Модернизация системы образования - требования времени. Государственная политика должна учитывать особенности региона и перспективные цели развития общества. Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на развивающиеся потребности личности, общества, государства; расширение пространства образования современных педагогов.

Таким образом, «педагогом новой формации» может быть назван только постоянно стремящийся к саморазвитию, самореализации педагог.

Литература

ПЛАН (ПРОГРАММА) ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ФИО педагога Проняева Ольга Владимировна

На период с 01.10.2016 по 01.05.2017 года

Анализ проблем профессионально – педагогической деятельности:

Отсутствие квалифицированных кадров для реализации профессионального стандарта педагога,

Недостаточно разработана система методической работы по введению профессионального стандарта педагога,

Недостаточно знаний в области данной проблемы.

Тема самообразования: «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»

Ознакомление с новыми нормативно – правовыми документами по вопросам профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.

Ознакомление с нормативно – правовыми документами:

1. Изучение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18 октября 2013 г. N 544н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общегообразования) (воспитатель, учитель)" профессионального стандарта педагога.

2. Изучение постановления правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

4. Изучение приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).

5.Изучение передового опыта из методических журналов, газет, сайтов, образовательных ресурсов.

1.Формирование банка нормативно – правовых документов ДОУ регламентирующих введения профессионального стандарта.

2.Принять участие в вебинаре по теме самообразования.

3.Оформление выдержек из документов по реализации профессионального стандарта педагога

4.Размещение информации о профессиональном стандарте педагога на стенде в методическом кабинете «Для вас, педагоги!»

5. Разработка памятки для педагогов по теме: «Что такое профстандарт?»

Ноябрь-январь

Определить и проанализировать уровень профессиональной компетенции педагогов ДОУ в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Разработать анкеты, опросники для выявления трудностей и методических потребностей педагогов.

Проведение мониторинга соответствия профессиональных компетенций педагогов ДОУ требованиям профессионального стандарта.

1. Аналитическая справка по мониторингу соответствия профессиональной компетенций педагогов ДОУ требованиям профессионального стандарта.

2.Составление графика повышения квалификации педагогов и курсовой переподготовки.

3.Разработка индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития педагогов ДОУ по результатам мониторинга.

4. Разработка семинара для педагогов с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО».

5. Опрос педагогов

повышения профессионального мастерства

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразование человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

Развивающиеся потребности личности, общества, государства;

Расширение пространства образования современных педагогов.

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворённости, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Моя траектория развития

  • Участник Международного дистанционного тренинга «Летняя сессия 2016. Июнь». УСП «Какой ты, звёздный океан? »
  • Программа «Требования ФГОС и Профстандарта педагога к условиям образовательного процесса и к образовательным результатам » (2016 год)
  • Участник семинара «Информационные технологии в образовательном пространстве: проблемы, опыт, перспективы» (2015 год)
  • «Применение современных технологий в государственно-общественном управлении качеством образования» (2015 год)
  • Серия вебинаров «Типичные ошибки обучающихся» (2015 год)

Типичные грамматические ошибки в письменных работах и пути их преодоления.

Типичные речевые ошибки в письменных работах и пути их преодоления.

  • Международный дистанционный тренинг «Летняя сессия 2015. Июнь». УСП «Подвиг: вчера, сегодня, завтра».
  • Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога (2014 год)
  • Основы компьютерной грамотности (2014 год)
  • Метод проектов из серии тематических тренингов Intel «Элементы» (2013 год)
  • Развитие аудитивных умений с применением социальных сервисов «Podcast» и «Audecity» в процессе подготовки к ЕГЭ по английскому языку на платформе электронного научного журнала Tea4er.ru (108 часов), 2013 год
  • Cоздание веб-квестов на платформе JIMDO (2012 год)
  • Социальные сети и WEB 2.0 (2012 год)
  • Сайтостроение в системе SETUP.RU. Домен в подарок! (2012 год)
  • Создание презентации в онлайн-среде Prezi.com (2012 год)

    Международный творческий конкурс-школа «RU_Tea4er» (cентябрь-ноябрь 2012 год)

  • Теория и методика преподавания ИЯ в условиях введения ФГОС общего образования (2011 год)

Тема по самообразованию

Чтобы учить других, учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

- осуществляется добровольно;

Управляется самим человеком;

Необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию.

«Учебный сетевой проект—средство социализации учащихся»

В современной ситуации требования к школе меняются. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно полно и четко освоены мировой педагогической наукой и практикой, однако для российской школы такие задачи только осознаются как актуальные.Вся организация жизни в школе направлена на формирование у детей крайне жесткой однозначной социальной позиции.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.

Самообразование и ФГОС

«Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться» А.С. Макаренко

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».

П. 22. ФГОС ( Раздел IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования) гласит: «Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают: непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

В системе образования должны быть созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования…»

Одним из путей непрерывного профессионального развития педагога является самообразование.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин трактуется более широко, не только как приобретение новых знаний путем самостоятельной работы, но и как самовоспитание, саморазвитие, самосозидание, самооценка, самостроительство собственной личности. Чтобы понять насколько весом феномен самообразования достаточно представить чаши весов. На одну можно положить всевозможные формы методической работы, а на другую - только самообразовательную деятельность учителя. Чаши уравновесятся, а у многих самообразование перевесит.

Сама по себе, даже хорошо организованная методическая работа, без самообразования никогда не может достичь оптимального эффекта. Ключ к ответу прост. Самообразование это – один из добровольных путей повышения профессионального мастерства педагога.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования: - "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

- "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);

- "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

Формы самообразования различны:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

Эпизодичность прохождения курсов;

Время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;

Качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

Возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к.

структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

Система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые специалисты.

Недостатки:

Нехватка у педагогов свободного времени;

Дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

Возможность пройти их в удобное для педагогов время;

Возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для

конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

Дистанционные курсы проводятся на платной основе;

Документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

Научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

Участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

Посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков,

внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

Самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

Освоение информационных концепций, знаний и навыков;

Наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

Обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

Методическая помощь является персональной и адресной;

Попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Главным в самообразовании является наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности. Мотив – это то, что является побудительной причиной самостоятельной работы учителя над собой, он (мотив) всегда связан с удовлетворением потребностей педагога в профессиональном личностном росте.

Тот факт, что педагог ДОБРОВОЛЬНО участвует в методических мероприятиях, делает их (мероприятия) частью самообразования учителя (недобровольность исключает эти мероприятия из числа факторов профессионального роста педагога ввиду их бесполезности).

Мотив, отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей – это главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования.

Что же может служить источником самообразования? Полного перечня нет. Источником самообразования, в широком смысле этого слова, является ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ.

Это и

Его детство, юность, его жизненный опыт,

Прочитанные книги, телевидение,

Общение с разными людьми, театр, спорт,

Размышления,

Все способы самопознания (созерцание, медитация, молитва),

Пережитое (счастье, горе, удачи, неприятности),

Выбор (профессии, друга, спутника жизни, ценностей, идеалов, решения, поступки, позиции),

Анализ своей профессиональной деятельности, способов разрешения конфликтных ситуаций,

Размышления о каждом удавшемся и неудавшемся уроке,

Интернет,

- …

Каждый учитель сам выбирает, какие из источников для него приоритетны, какие дополнительные, какие второстепенные. Выбирает из того, что он больше любит, какие у него (учителя) возможности, какие мотивы и цели.

Итак, учитель – субъект своего развития и постоянного профессионального самодостраивания.

Всех педагогов по тому, как они реализуют самообразование, как используют источники, можно (условно) дифференцировать.

Одни – назовём их «люди, укорененные в культуре», никак не планируют свое саморазвитие и специально о нем не думают вообще, специально его не организовывают, НО… заняты самообразованием постоянно. Для них «думанье» (размышление, анализ, рефлексия, медитация) – естесвенный процесс, они жить без этого не могут. Образ их жизни – постоянное саморазвитие.

Таким образом, для одних педагогов, самообразование – процесс самопроизвольный, неуправляемый, возникающий силой внутренних причин, без внешнего воздействия, поэтому абсолютно естественный и не планируемый.

Другие – назовем их «рационалистами - алгоритмистами», тоже понимают самообразование как профессиональную необходимость. Но им необходимо предварительно продумывать, и, возможно, письменно планировать всю эту работу, в чем ничего плохого нет. Просто это другой психотип педагогов.

Для других педагогов, самообразование является самопроектируемым процессом. Как нельзя откуда-то списать проект собственной жизни, так нельзя списать проект профессионального саморазвития, самообразования. Эти учителя не любят спонтанность, им импонирует четкость, проективность работы над собой, письменная фиксация ДЛЯ СЕБЯ своих намерений.

Есть те, кто совмещает в себе черты и одной группы, и другой.

Есть и те, кому ничего не нужно…

Самообразовательная деятельность для учителя незаменима, причем главная в ней часть САМО.

Можно спроектировать работу над собой по следующим направлениям:

Расширение культурного кругозора;

Развитие интеллекта;

Мировоззренческая подготовка;

Дидактическая подготовка;

Воспитательная подготовка;

Психологическая подготовка;

Дефектологическая подготовка;

Частнометодическая подготовка;

Подготовка в сфере ИКТ

Можно спроектировать план самообразования на основе своих ответов на вопросы диагностической анкеты «Требования к современному уроку»

Можно взять перечень компетенций из любого источника, оценить степень владения ими и на этой основе сделать план своего профессионального роста.

Общим для таких планов является то, что они составляются на учебный год и являются выстроенным перечнем задач для себя и действий по их реализации.

Есть учителя, для которых простого плана самообразование, как плана мероприятий на год недостаточно, они способны выстраивать стратегию своей жизнедеятельности в той части, которая зависит от них самих. Эти учителя умеют рассчитывать: через сколько лет они смогут достичь высшей аттестационной категории, когда они могут создать свой целостный опыт, обобщить.., издать.., защитить… чтобы все успеть, они сначала в мыслях, а потом и письменно, моделируют уже не план, а программу своего развития.

Чем же программа отличается от плана по самообразованию?

Назовем главные отличия.

Во-первых, время их действия. План составляется, как правило, на учебный год, а программа – на длительный период (пять – десять лет). Она не всегда получается четкой сразу, но вехи, рубежные моменты, важные этапы в ней формируются.

Во-вторых, программа – более сложный по структуре и содержанию документ, содержит проблемно-ориентированный анализ как основу всего намеченного на перспективу. Чаще всего педагоги выбирают какую-то модель требований, предъявляемых к личности учителя. («Я - идеальное») далее оценивают себя, формулируют проблемы саморазвития, задачи, определяют этапы и только потом пишут план мероприятий по реализации очередного этапа программы профессионально-личностного самообразования на предстоящий год.

Можно ли управлять самообразованием учителя, иначе говоря, стимулировать его, или его активность? Да:

Это личный пример руководителя,

Это прием, который можно назвать «эффект заражения» (когда в школе разработан и реализуется масштабный интересный проект, в котором участвует большинство педагогов и детей, в этом случае даже противникам самообразования некуда деваться),

Другой прием - действенная личностная проблематизация (учителю подбрасывается идея, которая побуждает заняться самообразованием в интересах своего профессионального роста, так как, новое знание привлекает, соблазняет и увлекает любого человека),

Еще прием: приглашение в школу для выступления ярких людей (они выступают в роли внешнего побудителя к саморазвитию),

Часто используемый прием: посещение и последующий анализ урока учителя,

Просвещение, разъяснение, логические, рациональные аргументы в пользу заняться самообразованием.

Результат самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

    повышение качества преподавания предмета;

    разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

    разработка новых форм, методов и приемов обучения;

    доклады, выступления;

    разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

    выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

    разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

    создание комплектов педагогических разработок;

    проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

    повышение престижа образовательного учреждения.

В заключении отмечу, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Использованная литература

    Петрова Н.В. Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции. festival .1 september . ru / articles /..

2. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.-2010.-№5.

3.Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на

муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.

4. Норенко, Е. Модель «Учитель XXI века»: проектирование и внедрение

внутришкольной системы повышения квалификации /Е. Норенко //Школьное

планирование.- 2010.-№5.

5. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.

6. Ермоленко, Г. Начни с себя: Метод проектов в системе повышения квалификации /Г. Ермоленко //Спорт в школе. Газет а Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№7.

11. Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2

Приложение

Анкета "Выявление способности учителя к саморазвитию"

Инструкция . Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Я стремлюсь изучить себя __________

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами ___________

Препятствия стимулируют мою активность __________

Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя _______

Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время ___________

Я анализирую свои чувства и опыт _____________

Я много читаю _____________

Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам ___________

Я верю в свои возможности ___________

Я стремлюсь быть более открытым человеком ________

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди ______

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты ______________

Я получаю удовольствие от освоения нового _____________

Возрастающая ответственность не пугает меня ____________

Я положительно отнесся бы к продвижению по службе _____________

Спасибо!

Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.