Предложения со словосочетанием «пришлый народ. Марина Содномпилова: "Ученикам навязывается глупая мысль, что буряты пришлый народ" Пришлый народ

Георгий СПИРИДОНОВ, НВ. 04.11.2011

Одни по отцу, по матери разные


Человека все время интересовали вопросы: кто он? Откуда есть-пошел? Кто были его предки и чем они занимались? И покуда не найдешь на них ответа, неуютно будет душе твоей в мире, где, на первый взгляд, все уже ясно и понятно. Так уж получилось, что «История» еще не дала полного и четкого ответа на вопрос о происхождении народа саха. Существуют версии, каждая из которых имеет право на существование. При этом, к сожалению, приходится констатировать, что большинство из выдвинутых теорий были некогда порождены идеологическими, политическими соображениями.
Выдвинутая доктором исторических наук, профессором, директором Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Анатолием Алексеевым гипотеза в последнее время превращается в доказанную теорию, подтверждаемую последними сенсационными археологическими находками. Аргументы Анатолия Николаевича наверняка заинтересуют читателя так же, как и меня …

Какая ДНК возобладает?

«НВ»: Вы выступаете за автохтонность, за местное происхождение якутского народа, коренного по происхождению, принадлежащего к данной территории. Но все же основа основ саха – тюркская…
А.А.: Нет, конечно, от тюркских корней никто не отказывается. Но выдвигаемая нами версия получила поддержку в результате работ, проводимых саха-французской археологической экспедицией, которую со стороны гостей возглавляет директор Центра антропологии, профессор университета Тулузы Эрик Крубези. В группу ученых вошли не только археологи и этнографы, но и антропологи, генетики и даже инфекционисты.
«НВ»: А они какое отношение имеют к археологии?
А.А.: Саха-французская экспедиция носит комплексный характер. Французы «копают» достаточно глубоко. Приведу один пример. Нам удалось в одном из захоронений откопать человека, по всем антропологическим признакам якута, который умер от лихорадки, бушевавшей несколько веков назад в Южной Африке. По всей видимости, местный охотник заразился от убитой им птицы, прилетевшей с юга. Вот такие интересные результаты выводят французские ученые.
Основное внимание уделяется изучению древних могил и трупных останков, генетический анализ которых позволит определить ДНК древнего населения от Алтая до Байкала, в Центральной Азии со времен происхождения человека до наших дней. Одна из задач экспедиции: исследовать ДНК современных якутов в сравнении с другими народами Монголии, Центральной Азии и Казахстана. В этой части мы активно сотрудничаем с генетиками СВФУ и ЯНЦ РАМН.

«НВ»: Считается, что якуты – это пришлый народ откуда-то с юга…
А.А.: Да, еще в XVIII в., а особенно в XIX в., утвердилась точка зрения о южном происхождении якутов, потом уточнили – из Прибайкалья. Дескать, тюркские племена переселились несколькими потоками в XV веке. Особенно сильную роль в этих утверждениях сыграла якутская мифология. На этом строились гипотезы. Потом открытия археологов частично подтвердили эти догадки, и так историческая наука пошла по теории происхождения якутского народа с юга. Но любой народ в своем происхождении проходит весьма сложный процесс. Люди не просто переселяются, они всегда смешиваются. Можно предположить, когда тюрки пришли на территорию современной Якутии, то они встретились с проживавшими тут издавна народами и слились с ними. Они передали свой язык, культуру, но антропологически возобладал все же местный тип человека – того, кто исконно здесь проживал.
В этом аспекте не вызывают удивления находки исторических памятников, которые мы отнесли к концу раннего железного века. В культурных слоях найдены вещи тюркского происхождения. Таким образом, нам удалось приблизиться к той дате, которую обозначил еще знаменитый Гаврил Ксенофонтов, утверждавший, что первые тюркские группы появились на территории Якутии в начале нашей эры и до второго тысячелетия. Это также подтверждается находками, которые можно отнести к VII-VIII векам.

«НВ»: В таком случае как, на ваш взгляд, произошло тюркское проникновение?

А.А.: Где-то в VIII-IX веках первая тюркская группа проникает в Якутию, они смешиваются с местным населением палеоазиатского происхождения – это могут быть юкагиры или другие самодийские племена. Тут, кстати, уместно вспомнить якутское олонхо, в котором буквально говорится, что тунгусы убили юкагирского богатыря – «нашего человека».
У якутов отмечается не только антропологическая связь с палеоазиатскими племенами, самодийскими словами, но и много элементов самодийской материальной культуры. По этой части, считаю, глубоко был прав ученый Николаев-Сомоготто. Ну а в конце позднего неолита пращуры якутов пришли к открытию бронзы, затем их потомки осваивают железо и, наконец, они доживают до той поры, когда сливаются с пришлыми тюрками, монголами, тунгусо-маньчжурами, и превращаются в новый народ с самоназванием саха.

Отцы и дети

«НВ»: Ваша версия опровергает многие сложившиеся в исторической науке. А что бы вы могли отнести в защиту вашей теории о местной линии происхождения якутов?
А.А.: Я не думаю, что наша теория опровергает все предшествующие взгляды, она их дополняет и возобновляет то, что было забыто. Кстати, еще Сергей Александрович Токарев – крупный советский ученый-этнограф – в 40-х годах выдвигал теорию о том, что по чисто этнографическим параллелям якутский народ – автохтонный, местный.
Нам посчастливилось найти археологические памятники, которые на вещественных материалах доказывают правоту наших предшественников. Если мы хотим добраться до истины, нам ни в коем случае нельзя отбрасывать все точки зрения, лучше их развивать.
Многие факты говорят о том, что якутский народ по «матери» берет свое начало на нынешней территории, в этой географической точке около четырех тысяч лет назад. А по «отцу» он, конечно, южного происхождения и окончательно оформился где-то в XIII - XIV веках. То, что тюрки появились, примерно, в VIII веке доказывается и находками останков быков, которых они привели вместе с собой.
«НВ»: А что вы можете сказать о языке. Якутский – все же тюркского происхождения. Так что у ваших оппонентов найдутся хорошие козыри в рукаве…

А.А.: В якутском языке существует около десяти процентов слов неизвестного происхождения. Откуда они? Язык – это та основа, которая вошла как составляющая в якутский этнос. При этом в языке саха лишь три процента слов тунгусского происхождения. А ведь контакты с этими народами были довольно интенсивными, но заимствований мало.
В истории человечества немало фактов, когда язык может переноситься. Если возьмем Латинскую Америку, то там местные индейцы переняли испанский язык, но говорит ли это о том, что они испанцы? Точно также следует отнестись к теории происхождения якутов. Если они говорят на тюркском языке, то это вовсе не означает, что они на все сто процентов произошли из тюркского мира.
Вот и последние исследования генетиков показывают, что самодийские корни в народе саха присутствуют.

Кюереллях 1

У якутов отмечались четыре основных способа погребения: в земле, на деревьях, в надмогильных сооружениях и сожжение. В археологических материалах наиболее полно представлены захоронения в земле.
Членам экспедиции на территории Борулахского наслега Верхоянского улуса удалось найти погребение, которое относится к XVII веку. Оно отличается небольшой глубиной могильной ямы. На ее дне по всем правилам установлен сруб-гробница тэбиэх из толстых лиственничных плах, внутри которого помещен гроб. Обычно размеры сруба значительно превосходят размеры гроба, так что в его задней части оставалось свободное пространство, так называемый «хозяйственный отсек». В нашем случае была найдена богатая берестяная посуда, а сбоку от тела 30-летнего мужчины лежал сложносоставной лук с берестяными накладками и кожаный колчан со стрелами. Погребальный сруб по всем законам якутов был покрыт слоями орнаментированных берестяных полотен. «В местности Кюереллях береза не растет, – говорит ведущий методист Музея археологии и этнографии СВФУ Николай Кирьянов. – Ее специально привезли за несколько километров от этого места, и это говорит о том, что погребенный человек был знатного происхождения».

Кюереллях 2

Во второй могиле, недалеко от первой, была погребена пожилая женщина 60-ти лет. Ее костюм был богато украшен разнообразными бусами, расшит бисером, на каждой руке по два кольца и перстни. Как и все тюркско-монгольские народы, якуты придавали большое значение украшениям одежды, личных вещей, посуды, конского снаряжения. Одним из древних видов украшения являются гривны. Якутские нашейные гривны представляют собой незамкнутое кольцо овальной формы. Имелось такое и в верхоянском погребении.
Исследователи предполагают, что оно относится к середине XVIII века. На руках также имелось несколько медных браслетов, уши украшали серьги. То есть все говорило о том, что погребенная была из знатного рода.
«Удивительно то, – говорит Николай, – что на пожилую женщину надет богато украшенный бисером кожаный набедренный пояс невесты. В исторической литературе есть сведения о том, что он, якобы, охранял девственность девушки. А тут мы впервые встретили такое…»

На 40-й день после смерти

По тюркской традиции заключительный этап погребального цикла якуты совершали на 40-й день после смерти человека. В доме покойного устраивали трапезу, в которой принимали участие все его родственники и соседи. Каждый выражал надежду, что покойный хорошо устроится в другом мире.
Надмогильный памятник мэнгэ – жилище покойного, саха старались поставить к годовщине смерти.

19 октября 2014 года РОО «Буряад соёл» провел двухчасовую встречу с доктором исторических наук и этнографом Содномпиловой Мариной Михайловной (профессор БНЦ).

Часть данного выступления мы выкладываем ниже. В основном это краткий этнографический экскурс в бурятскую культуру.

Содномпилова Марина Михайловна:

«Многие научные работы идут в стол. Во многом из-за слишком научного стиля изложения. Также у нас не ставят цель продвигать такую литературу. Было бы хорошо, если эту задачу кто-то бы взял в обществе».

«Монгольские и тюркские воззрения во многом сходятся. Порой даже в мелочах. Особенно легенды о первопредке женщине-олене».

Необходимое пояснение автора АРД Евгения Хамаганова: Здесь, видимо, имеется в виду мать-оленуха, Гоа-Марал, жена легендарного первопредка бурят-монголов Буртэ-Шоно (пегого волка). В те стародавние времена, когда монголы вели свой род от волка (Буртэ-Шоно), одновременно от того же корня вели род и тюрки. (А-шоно, Ашина). Как писал Лев Гумилёв, язык монголов был привычен для тюркских каганов. Это был язык приказа, образования, базара. В те времена не было различий между монголами и тюрками. Был единый Эль - великий народ.

«Сейчас у нас неправильная государственная политика в части высшего образования. У нас учили преподаватели ВУЗа и определенные часы — ученые. А сейчас слияния науки и образования нет».

Коснулись темы преподавания бурятской истории в школах

Содномпилова Марина Михайловна: «Что нам однозначно не понравилось, то что практически всем ученикам Бурятии внушается такая мысль, вообще глупая, что буряты пришли сюда, когда русские уже здесь жили. Вот дети нас спрашивают, а вот откуда буряты пришли в семнадцатом веке? Как мы тут оказались. Причем это не одна школа.»

Шагжин Булат Саянович: «Десятки видных научных деятелей на сегодня выражают обеспокоенность по поводу учебников истории Бурятии. По жалобам научных деятелей, Наговицын запретил вообще что-либо публиковать в части истории Бурятии. Так как скоро прибудут федеральные деньги по 350-летию «добровольного» вхождения хоринских бурят в состав Российской Империи. Проблему бурятских учебников по истории мы поднимали в министерстве. Особого энтузиазма не было. Учебники истории переиздаются государственными издательствами аж с 65 года без особенных изменений. Про Чингисхана и бурятские рода там две строчки. Зато общеисторического бреда там хватает. Профессора жаловались, что недавно издали школьный учебник истории. Весь огромный тираж был изъят и уничтожен. И только из-за одного исторического факта, что в Верхнеудинском остроге (да и в других) держали в темницах качестве заложников бурят-монгольских детей. Это позволяло обирать бурят-монгол пушниной и прочими ценностями. Конечно такие факты в русской истории умалчиваются и ликвидируются, но ведь есть и факты того времени, что бурят-монголы добрососедствовали с русскими крепостным крестьянами, с хлебопашцами, купцами. »

Принцип медицинского обслуживания до 30-х годов

Содномпилова Марина Михайловна: «Интересный был принцип распределения медицинского обслуживания. Там где были русские села, было по два-три врача на село. Там же где шла речь о бурятских территориях, на один огромный район выделялся только один врач. Т.е. не было медицинского обслуживания».

Шагжин Булат Саянович: «Судя по архивам и рассказам моих родственников, даже в недавние времена смертность бурятского населения была значительно выше русского. Банально не прививали, не лечили, не проводили какую-либо профилактическую работу. Этнических образованных бурят отправляли лечить людей в другие регионы».

Извечная война семейских против бурятского народа

Шагжин Булат Саянович: «Позвольте задать политический вопрос о проблемах 20-го века. Многие историки говорят о том, что в двадцатые и тридцатые года (а некоторые приводят факты и более позднего периода) семейские под видом красноармейских активно вырезали бурятское население»

Содномпилова Марина Михайловна: «Да был такой факт, однако после нескольких научных публикаций на нас оказали серьезное давление»

Шагжин Булат Саянович: На протяжении 11 месяцев мы ведем активные дискуссии с политиками разных мастей. К сожалению, почти все кто аккуратно, кто менее аккуратно заявляют о страшнейшем идеологическом перекосе во власти. Очень многие видные политики ставят задачу уничтожения бурятской элиты, бурятской культуры, языка и населения. Для людей далеких от властей такие заявления покажутся очень и очень подозрительными. Однако уже сегодня, не страшась быть наказанными, активно и не стесняясь ведут дискуссии по ликвидации нашей народности. Год назад депутат народного Хурала выкрикивал фразы, что «вас бурят в республике меньшинство. Молчите!».

Ни один бурят-депутат не сказал ему слова поперек... Да, конечно, есть вещи, которые «нельзя» вытаскивать наружу. Надоело. Во власти должны быть нормальные, адекватные люди. В школах должна быть нормальная учебная программа. Для меня до сих стоит вопрос, почему не было у нас в школах бурятского языка, бурятской истории, бурятской литературы? Те, кто это упустил тогда, кричит что у нас все в порядке. Бахвалятся возрастом и бурятской образованностью.

Шагжин Булат Саянович:

Сегодня пришло время, когда верхи не могут и не хотят дать больше того, что дают обычные общественники (а это считаю, очень мало). Без радикализма мы должны научиться сами организоваться для решения задач нормального образования, адекватных выборов и культуры.

Мы не должны вставать в позицию пострадавших. Наш народ потерпел многое и это как раз говорит о том, что нам никто не поможет кроме нас самих.

Типичные рассуждения местного населения в СМИ:

Да никто их не уничтожает! Вона даже княжество им выделили-Бурятию. У русских даже такого в свой стране нет.
Проблема вся в том, что буряты-это монголы, которых подмяли под себя в свое время большевики, нарекли их бурятами, придумали им алфавит и язык и насильно оседлали.
А теперь просто не до них, вектор сменился, сейчас кормят Кавказ.
Обнищавшие и спившиеся буряты-монголы, никак не додумаются вернуться к своему древнему образу жизни и вернуться на историческую родину в Монголию...
Ждут манну небесную...

Но наши предки выстояли в этих битвах, больше того, обогатили свою культуру и знания достижениями пришлых народов и сохранили свою землю для последующих поколений.

По исследованиям учёного, оказывается, коми, марийцы и удмурты являются пришлыми народами , что подтверждается и археологическими данными.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: возмещение - это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

Не знаю

Английский язык стал презираемым как варварский, а все высшие должности в церкви и государстве в течение более чем столетия стали занимать исключительно представители пришлого народа .

Прежде этот пришлый народ придерживался шаманских верований алтайского типа, но создание централизованного государства, как это часто случалось в истории, потребовало введения единобожия.

А были времена, когда всё, что за границей, Некоторым царством называлось, а любой пришлый народ звали не иначе как немцами - мол, кто по-нашему не говорит - всё равно что немой.

Последующие поколения не смогли обучиться способам коммуникации, свойственным более развитой культуре, но усвоили некоторые его части, хотя и переиначив их на своё понимание. Сама по себе письменность, доступная пониманию уже немного организованных дикарей, была создана этими же аборигенами на протяжении длительного исторического периода, с течением которого следы первых переселенцев затерялись и превратились в мифы. Но почва для воссоздания была создана именно пришлыми народами , хотя они и не смогли привить полуживотным местным народам своей культуры в силу того, что дикари не были к ней готовы. Это похоже, хоть и отдалённо, на то, как современные аборигены или обезьяны не могут понять высокой культуры живописи, музыки и письменности современности, но могут её переиначить на свой уровень понимания. При этом человек высокой культуры будет считаться богом, как считают богом одомашненные животные своего хозяина.

Два пришлых народа , бывшие некогда одним, ведут между собой войну на их земле, под их небесами, оставляя после каждой битвы гору трупов коренных поселенцев.

Спать мы легли поздно и в таком состоянии, в котором гостям уже была совершенно безразлична комфортабельность предоставленных им биваков, а хозяину ночлежки стало абсолютно всё равно, сколько у него в доме пришлого народу .

Повторяю - в городе оказалось множество пришлого народа , и если раньше я мог, поднатужившись, признать каждого, кто встретился бы мне за полсотни шагов от дома, то теперь уж нет.

См … Словарь синонимов

ПРИШЛЫЙ, пришлая, пришлое. Пришедший, переселившийся издалека, не местный, не здешний. Пришлые люди. Пришлый элемент. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

пришлый - I см. пришлый; ого; м. Работа для пришлых. II ая, ое; нар. разг. см. тж. пришлый а) Пришедший со стороны, не местный, не здешний. П ые люди. б) отт. Чужой. Чувствовать себя пришлым … Словарь многих выражений

I м. разг. Тот, кто пришел со стороны; не местный. II прил. Пришедший откуда либо; не местный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Пришлый, пришлая, пришлое, пришлые, пришлого, пришлой, пришлого, пришлых, пришлому, пришлой, пришлому, пришлым, пришлый, пришлую, пришлое, пришлые, пришлого, пришлую, пришлое, пришлых, пришлым, пришлой, пришлою, пришлым, пришлыми, пришлом,… … Формы слов

пришлый - пр ишлый … Русский орфографический словарь

пришлый - … Орфографический словарь русского языка

Ая, ое; Нар. разг. Пришедший со стороны, не местный, не здешний. П ые люди. // Чужой. Чувствовать себя пришлым. ◁ Пришлый, ого; м. Работа для пришлых … Энциклопедический словарь

пришлый - будучы … Старабеларускі лексікон

Книги

  • Путь одиночки , Левицкий А.. Если ты остался один посреди Сектора, тебе не поможет никто. Не помогут охотники на мутантов, ловчие, бандиты и прочие - для них ты пришлый. Чужой. Тебе не помогут звери, населяющие эти…
  • Путь одиночки , Андрей Левицкий. Если ты остался один посреди Сектора, тебе не поможет никто. Не помогут охотники на мутантов, ловчие, бандиты и прочие – для них ты пришлый. Чужой. Тебе не помогут звери, населяющие эти…