Квакеры. Значение слова квакеры Распространение движения К. за пределами Англии

В середине XX в. морякам пришлось столкнуться со странным явлением, которое невозможно объяс­нить при помощи традиционной науки. Сначала исто­рии о встречах в океанских глубинах с загадочными человекоподобными существами передавались из уст в уста. Им не придавалось особого значения, пока ис­торий не становилось все больше и больше и стало невозможно закрывать на них глаза.

В некоторых местах Мирового океана подводные лодки многих стран наблюдали за неопознанными объектами. Этим встречам предшествовали странные звуки, которые фиксировали гидроакустики. Сигналы сильно напоминали кваканье лягушек, поэтому неопознанные объекты, издающие их, стали имено­вать квакерами . Сначала это название присутствовало только в устных рассказах, но постепенно перекочева­ло и в официальные документы, содержащие сведения о встречах со странными объектами.

Однако вскоре выяснилось, что с загадочными ква­керами приходилось встречаться и раньше. Оказалось, что американцы и англичане уже имели с ними дело во время Второй мировой войны. На тот момент армия союзников имела более совершенную, чем у армии Германии гидроакустическую аппаратуру. Во время боев в Атлантике аппаратура фиксировала странные звуки из глубин воды. Американцы и англичане реши­ли, что у немцев появилось новое оружие, что вызвало неподдельную панику. В результате данные об этом событии были засекречены, и к проблеме не возвра­щались до окончания войны.

Советские моряки стали наблюдать квакеров при­мерно с начала 1950-х гг., когда стали использоваться подводные лодки серии 611 и 613. Данные субмарины имели более совершенную акустическую систему, по­этому смогли уловить звуки, недоступные предшест­венникам.

Вот рассказ одного из очевидцев встречи с кваке­рами , командира подлодки Северного флота: «Вы­ходим в Норвежское море, и вдруг акустик слышит, что нас под водой окружают некие враги, причем действуют эти враги весьма энергично: активно ма­неврируют вокруг по вертикали и горизонтали, звуки их нам неизвестны, и мы не можем их классифициро­вать. Порой кажется, что неизвестный враг выходит в атаку, потом звуки распадаются. Все в шоке. По воз­вращении в базу мы, командиры, докладываем о слу­чившемся. Теперь в шоке командование. Сразу воп­рос: что скажет наука? А наука молчит, так как сама ни черта не понимает...»

Почему же примечательны эти странные сигналы, источником которых считают загадочных квакеров? Ведь из океанских глубин доносится множество других не менее загадочных звуков. Дело в том, что звуки, рожденные квакерами, сильно отличаются от других подводных шумов. Очевидцы утверждают, что у них складывалось впечатление, будто неизвестные источ­ники сигналов производили свои действия вполне осознано. Было похоже, что квакеры внезапно появля­ются и пытаются наладить контакт с моряками.

Из рассказов становится заметно, что квакеры пла­вали вокруг подлодок , а частота и тональность их сиг­налов менялась, словно они хотели установить диа­лог. Загадочные существа особенно реагировали на гидроакустические сигналы с лодок. Через некоторое время квакеры уплывали, но лишь затем, чтобы потом опять вернуться. Моряки с российских подводных лодок рассказывали, что квакеры плыли рядом, пока субмарины не покидали какой-нибудь район, затем они издавали прощальный сигнал и исчезали. Никакой агрессии с их стороны никогда не было, на подлодках их появление никаким отрицательным образом не ска­зывалось. Квакеры словно, напротив, показывали свое миролюбие.

Но командиры подводных лодок все же опасались появления загадочных подводных объектов. Ведь они появлялись неожиданно и пересекали курс подлодки, если же субмарина меняла курс, то неопознанный объ­ект вновь пересекал его. Несмотря на то, что за все годы наблюдения за квакерами они не совершали по­пыток нападения, экипажи подлодок постоянно пре­бывали в напряжении при встрече с ними.

Не только подводным лодкам приходилось сталки­ваться с загадочными явлениями. Экипажи надводных кораблей также могут рассказать о странных случаях. Например, судно «Владимир Воробьев» проводило океанографические исследования в Аравийском море, и однажды команда заметила, как вокруг корабля про­тив часовой стрелки вращается светящееся белое пятно. Постепенно оно распалось на восемь равных частей.

При помощи эхолота была измерена глубина под кораблем, которая составляла 170 м, а под килем ко­рабля на глубине около 20 м находилась странная масса, от которой шел легкий вибрирующий звук.

В апреле 1970 г. разведывательный корабль «Харитон Лаптев» проводил прослушивание океан­ских шумов, однако был вынужден прервать дея­тельность, так как поспешил на помощь потер­певшей бедствие советской подводной лодке К-8. Удалось спасти большую часть экипажа.

Для решения проблемы с квакерами на Северном флоте командующим флотом адмиралом Г. М. Его­ровым была создана внештатная спецгруппа , которую возглавил начальник штаба флота. В группу также вхо­дил начальник аналитического отдела Анатолий Григорьевич Смоловский, который впоследствии на­писал много серьезных работ, посвященных квакерам.

В 1960-х гг. был поднят большой шум вокруг НЛО. Также много сообщений поступало о наблюдении неопознанных подводных объектов (НПО). Для совет­ского военно-морского флота эта проблема была также актуальна. Командование ВМФ СССР крайне скепти­чески относилось к сообщениям о разнообразных ано­мальных явлениях и не приветствовало разговоры об этом. Однако, сообщений становилось все больше, а не докладывать о них было просто невозможно.

Если на сообщения о странных объектах раньше было принято закрывать глаза, то в какой-то момент проблема НПО и квакеров все же стала актуальной для командования ВМФ. Министр обороны маршал А. А. Гречко приказал создать при разведуправлении спецгруппу, в которую входило несколько офицеров. В задачу спецгруппы входило изучение, систематиза­ция и анализ всех странных явлений, которые проис­ходят в океанских водах и могут стать опасными для советских кораблей.

Образованная группа взялась за работу, в которой было много трудностей, ведь до этого никто не выпол­нял похожей работы. Членам группы приходилось ез­дить по флотам и собирать любые возможные сведе­ния, которые так или иначе относились к НПО. Кроме того, было организовано несколько экспедиций с целью обнаружения в воде загадочных сигналов.

С загадочными квакерами встречались и моряки других государств. Особенно много свидетельств встреч с ними у американцев.

В Америке началась буквально-таки настоящая охота за НПО и квакерами . ВВС США применяли самую современную глобальную систему гидроакусти­ческого слежения (СОСУС), которую они использова­ли для поисков советских атомных подлодок. Система перекрывала часть Тихого океана и всю Атлантику. В 1960-х гг. были установлены первые части СОСУС, а в 1991 г. системой разрешено было пользоваться и гражданским ученым, как это произошло с профес­сором К. Фоксом.

На глубине несколько сотен метров были располо­жены посты прослушивания, они могли распознать большую часть звуков, например, пение китов, трение айсбергов об океанское дно, гул винтов подлодок, под­водные землетрясения.

Кроме вполне естественных звуков СОСУС улавли­вает и неопознанные сигналы. При помощи гидро­акустической системы удалось установить, что веща­ние неизвестных источников распространяется практически по всему океану. Длинные волны фикси­руются датчиками, которые расположены в разных частях планеты. В основном это низкочастотные волны, напоминающие звуки, издаваемые работаю­щей техникой. Сигналы записали на магнитофон и прокрутили с увеличенной скоростью. Оказалось, что они вполне различимы для человеческого слуха, кроме того, существует несколько разных видов сигна­лов, каждый из которых имеет свои особенности. Исследователи разделяют их на «свист», «вой», «поезд» и «торможение».

Профессор Фокс, ведущий специалист в области акустических сигналов океана, так характеризует неко­торые звуки: «Взять хотя бы „торможение". Этот звук, похожий на тот, который издает идущий на посадку самолет, впервые появился в 1997 году в Тихом океане. Теперь он переместился в Атлантический. Источник расположен далеко от гидрофонов, и засечь его мы не можем».

С 1991 г. по 1994 г. система фиксировала постоян­ный сигнал, названный «восходящим». Он звучал словно осмысленный. Затем он внезапно пропал. Через несколько лет его вновь удалось зафиксировать, при этом сигнал стал сильнее и разнообразнее. Эксперты ВМС США и гражданские ученые ведут свои исследо­вания параллельно друг другу, но пока ни те, ни другие разобраться в странном сигнале не могут. Они не в со­стоянии установить, где находится источник сигнала, кому он. принадлежит и кому адресован. Источник сигнала словно специально расположен далеко от гид­рофонов, и при этом постоянно перемещается. Подобные источники звуков получили название НЗО - неопознанные звуковые объекты. Перед учеными стоит вопрос: кто же производит эти звуки: неизвестные морские животные, представители вне­земных цивилизаций или таинственная подводная раса?

В марте 1966 г. в США были проведены испытания по дальней подводной связи. Вдоль континентального шельфа была проложена антенна протяженностью в километр.

В море вышло судно, ко дну которого были при­креплены опущенные вниз локаторы. С началом экс­перимента начались аномальные события. Вначале улавливали сигнал, потом нечто похожее на его повто­рение, словно это было эхо, потом стали раздаваться загадочные, будто закодированные послания. Эксперимент провели еще несколько раз и постоянно получали похожие данные.

В эксперименте участвовал полковник Алекс Сандерс, который отмечал, что было похоже на то, как «кто-то там, в глубине, принимал наш сигнал, имити­ровал его с целью привлечь наше внимание, а потом начинал передавать свое сообщение на этой же волне». Удалось засечь источник сигнала, который распола­гался на глубине 8000 м на практически неизученном участке Атлантического океана. Ученые так и не смог­ли разобраться в странностях сигнала, поэтому было решено прекратить эксперимент, назвав его неудач­ным. Только в 1996 г. полученные в ходе того экспери­мента записи внесли в самые совершенные компьюте­ры Пентагона. Криптографы ВМС США так и не обнародовали данные, полученные в результате рас­шифровки записей. Однако военные океанологи стали активно изучать дно в том районе Атлантического океана, откуда донеслись звуки. Также американские военные заняты разработкой новейших способов даль­ней подводной связи.

Профессор К. Фокс так охарактеризовал ситуацию с загадочными подводными звуками: «Никто толком не знает, что вообще от подводных существ можно ус­лышать».

Также является странным тот факт, что неопознан­ные объекты способны развивать невероятно большую скорость . Из акваторий Сиамского и Персидского за­ливов, из Малаккского пролива и Южно-Китайского моря вот уже на протяжении ста лет приходят сообще­ния от торговых и военных судов о светящихся огнях и странных объектах под водой. В последние несколь­ко лет странные звуки все чаще доносятся из одного из самых глубоководных мест Мирового океана - подводного каньона Минданао, глубина которого со­ставляет 9000 м. Для исследования этих звуков в тот район вскоре должна быть отправлена экспедиция, в состав которой войдут исследователи и эксперты из Национального управления по изучению океана и атмосферы США. На эту экспедицию возлагают ог­ромные надежды. Вот только разговоры о ней ходят уже в течение нескольких лет, а сама экспедиция все никак не состоится. Может быть, ее отменили, но также возможен вариант, что она состоялась, но данные, по­лученные в результате исследований, являются засек­реченными.

В доисторическую эпоху в океане на больших глу­бинах обитал китообразный зеглодон, который имел змееподобную форму и, как считается, имел органы передачи звука, как у китов или дельфинов. Возможно, где-то в океане до сих пор обитает потомок этого животного и издает загадочные звуки.

В начале 1980-х гг. исследования, посвященные проблеме квакеров, были внезапно свернуты. Офице­ров направили на другие задания, ученые вернулись в свои лаборатории. Все данные, полученные по этой теме, засекретили и отправили в архив Генерального штаба. Причина, по которой все материалы были под грифом «Совершенно секретно», понятна. Америка просто хочет скрыть свои приоритеты в таком деликат­ном деле и скорее всего передать все документы в одни руки, чтобы избежать утечки информации. И все же, что удалось узнать о загадочных квакерах на данный момент?

4.2 / 5 ( 6 голосов )

    Квакера, м. [англ. quaker, букв. трепещущий]. Член религиозной христианской секты, распространенной в Англии и США. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. квакер а, м., одуш. (англ. quaker трясун … Словарь иностранных слов русского языка

    КВАКЕР, а, муж. 1. мн. В Англии, США и нек рых других странах: протестантская секта, отвергающая церковные обряды. 2. Член такой секты. | прил. квакерский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 индепендент (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    квакер - квакер, мн. квакеры, род. квакеров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Квакер: Квакеры (англ. quakers) представители религиозного общества. НПО 1 «Квакер» ночные пассивные очки российского производства. Квакер (явление) разновидность неопознанного плавающего объекта … Википедия

    Заимств. из англ. quaker – то же, от quake трепетать. Это название получила религиозная секта, основанная в 1649 г. Дж. Фоксом, который призывал свою паству трепетать при слове господнем (Клюге Гётце 461) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    М. Член квакерской секты. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Квакер, квакеры, квакера, квакеров, квакеру, квакерам, квакера, квакеров, квакером, квакерами, квакере, квакерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    квакер - кв акер, а … Русский орфографический словарь

    квакер - (2 м); мн. ква/керы, Р. ква/керов … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Простаки за границей, или Путь новых паломников , Марк Твен. О чем книга Эта ироничная, остроумная и чрезвычайно познавательная история о путешествии американцев по Старому Свету покорила читателей и разошлась огромным тиражом. А сам Марк Твен, впервые…
  • Париж в 1838 и 1839 годах. Соч. Владимира Строева , Виссарион Григорьевич Белинский. «…Для наблюдательного путешественника очень легко схватить характеристические черты страны, потому что характер страны прежде всего овладевает им самим, как прилипчивая болезнь. В Париже вам…

Неофициальный символ некоторых организаций квакеров - восьмиконечная красно-чёрная звезда - использовалась с конца XIX века

Религиозное общество Друзей представляет собой объединение независимых религиозных организаций, чьи вера и практика могут существенно отличаться друг от друга. На сегодняшний день богословские взгляды собраний и отдельных членов колеблются в широком диапазоне от евангелизма и либерального протестантизма до различных форм универсализма и нетеизма .

Число последователей квакерства в мире ныне составляет порядка 377 000 человек . Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении), Европе (в Великобритании), Боливии и Гватемале.

Форма проведения собраний также различается для различных групп Друзей: некоторые практикуют лишь традиционную молчаливую молитву без пасторов и подготовленной заранее программы, другие в той или иной степени прибегают к проповедям, чтению и песнопениям.

Происхождение названия

Первоначальное название - «Христианское общество друзей внутреннего света». С начала 1660-х годов самоназвание участников движения постепенно меняется на quakers (квэйкерс) - «трепещущие». Название «квакеры», использовавшееся сначала противниками этого течения, как оскорбительное прозвище, имеет несколько версий происхождения. Наиболее вероятна версия, согласно которой основатель данного направления - Джордж Фокс - на заседании суда призвал судью «трепетать перед именем Бога», за что тот назвал Фокса «трепетуном» (англ. quaker). Другая версия приписывает ранним квакерам утверждения по поводу «духовного трепета» от постоянного ощущения присутствия живого Бога .

История Общества Друзей

Формирование теологии квакеров проходило под влиянием различных течений в богословской и общественной мысли Европы XVI-XVII вв., которые можно разделить географически:

  • континентальное влияние, представленное идеями М. Лютера , Ж. Кальвина , народных движений, фамилистов , анабаптистов , меннонитов , идеями немецких мистиков (Я. Беме , М. Экхарта , К. Швенкфельда), а также движениями пиетизма и квиетизма ;
  • собственно английское, представленное англиканской и пуританской (в лице пресвитериан) религиозными системами, а также воззрениями искателей (seekers), лоллардов , баптистов , рантеров, магглтониан, филадельфийцев, людей пятой монархии и др.

Основание квакерской общины приписывается исследователями Джорджу Фоксу (1624-1691), сыну ткача из Лестершира. Он обучался сапожному ремеслу, но школьного систематического образования ему получить не удалось. В восемнадцать лет Фокс ушёл из дома и торговал одно время шерстью. В 1646 или 1647 г. он объявил, что обрёл опору во «внутреннем свете живого Христа» и начал проповедовать учение о «внутреннем свете», настаивая на том, что истину следует искать прежде всего не в «Священном Писании» или «Символе веры», а в голосе Божьем, обращённом к душе человека. Фокс провозглашал всеобщее священство верующих, призывал к отказу от видимых таинств, от платного священства и посещения церкви. В 1652-1653 гг. возникла группа последователей Фокса, именовавших себя «Друзьями Истины», «Друзьями Бога», «Детьми Света».

В истории квакеров XVII века российский историк Т. А. Павлова выделяет три этапа:

  • «революционный» (1648-1661);
  • время гонений эпохи Реставрации и пассивного сопротивления Друзей властям (1661-1689);
  • «конформистский» (после 1689).

Первый этап характеризуется активной деятельностью квакерских проповедников при отсутствии четкой организационной структуры движения. Первые сподвижники Фокса, такие как Эдвард Берроу, Уильям Дьюсбери, Мэри Фишер, Джеймс Нейлер, Джон и Томас Лоусоны, Фрэнсис Хоуджилл, Маргарет Фелл , Джон и Джордж Уайтхеды и многие другие, организовали группу путешествующих проповедников и стали известны в квакерской среде как «Отважные шестьдесят» (Valiant Sixty) или «Первые глашатаи Истины» (First Publishers of Truth). Они ездили с миссионерской целью по всей Британии, Ирландии, в континентальную Европу, колонии Северной Америки и Турцию . Благодаря их деятельности движение квакеров распространилось в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Первыми миссионерами в Новом Свете были Мэри Фишер и Энн Остин, которые прибыли в Массачусетс в 1656 г. В своих многочисленных памфлетах, трактатах, письмах, посланиях и дневниках, а также устных проповедях, выступлениях и диспутах, квакеры подвергали острой критике устои наиболее влиятельных религиозных систем, сложившихся к тому времени в Англии : католической, англиканской и пуританской в лице пресвитериан. За антиклерикальные взгляды, отказ приносить присягу, давать клятвы и платить церковную десятину они претерпевали суровые преследования. Некоторые из последователей Фокса подверглись смертной казни за свои убеждения (в североамериканских колониях в 1659 г. были повешены У. Робинсон и М. Стефенсон, в 1660 - Мэри Дайер). Сам Фокс сидел в тюрьме восемь раз.

В вопросе о социальном составе первых квакеров существуют разногласия среди историков: некоторые из них полагают, что ранними последователями учения Фокса были в большинстве представители мелкой и средней городской и сельской буржуазии и мелкопоместного дворянства - джентри , другие же, напротив, считают, что основу «Общества Друзей» составляли торговцы, ремесленники, наемные рабочие и крестьяне. Также исследователи (например, Барри Рей, Кристофер Хилл, Герман Вейнгартен) выражают сомнения относительно главенствующей роли Фокса в вопросе возникновения и становления раннего квакерства. Так, Барри Рей пишет, что «рождение квакерского движения представляло не столько собрание воодушевленных прозелитов у ног харизматичного пророка, сколько объединение прогрессивно мыслящих протестантских сепаратистов в некое подобие церковного содружества с со-направленной идеологией и развивающимся моральным кодексом».

Во второй и третий периоды ранней квакерской истории, отмечает Т. А. Павлова, происходит «обуржуазивание, её организационное оформление; разрабатывается теологическая доктрина». Гонения на «Общество Друзей» не ослабели после реставрации монархии в 1660 г. Так как приверженцы различных религиозных движений (как правило, радикального направления) присоединялись к квакерам, «друзья истины» рассматривались властями в качестве сборища всех сектантов и заговорщиков против правительства Оливера Кромвеля , а после реставрации - против Стюартов . Как полагают некоторые историки, прежде всего против квакеров было направлено восстановление «Акта о единообразии » в 1662 г. В том же году был принят «Акт о квакерах», который поставил вне закона тех, кто отказывался приносить клятву верности, и запрещал проводить религиозные собрания вне государственной церкви. «Акт о корпорациях» (1661), «Акт о молельных собраниях» (1663), «Акт о пяти милях» (1665), а также многие другие постановления властей значительно усложняли становление и развитие этого протестантского направления.

В свою очередь, квакерам пришлось направить усилия на идеологическое обоснование своих пацифистских убеждений и лояльности существующей власти, в связи с чем в 1660 г. Карлу II была представлена «Декларация мира», а также началась работа над теологическим оформлением догматики. Несмотря на доктринальную близость радикальным течениям, квакеры отграничивают себя от рантеров из-за их нравственного либертинизма, от хилиастически настроенных «людей пятого царства», ожидавших пришествия Христа в 1666 году, а также от социально-революционных течений левеллеров и диггеров . Исследователи отмечают, что квакерство становится «мирным» движением только после 1660 г.

Ближайшими сотрудниками Фокса становятся шотландский аристократ Роберт Баркли (1648-1690) и Уильям Пенн (1644-1718) , взявший на себя руководство практическими делами общины. В 1681 г. в уплату за долг Пенн получил от короля Карла II землю в североамериканских колониях, названную в честь отца Уильяма (англ. Pennsylvania - «лесная страна Пенна»), для которой составил конституцию, устанавливающую большую для того времени гражданскую и религиозную свободу. Провозглашенная терпимость привлекала в это поселение не только квакеров, но и также эмигрантов из разных мест. С индейцами Пенн заключил в 1681 г. договор о дружбе. Так начался «священный эксперимент» (Holy Experiment), который длился фактически до середины XVIII века, когда квакеры полностью потеряли бразды правления в ставшей провинцией колонии. Сам Фокс ездил проповедовать в Ирландию , Голландию , Германию и Северную Америку (в 1672-1673 гг.), где он посетил, главным образом, Мэриленд и Род-Айленд и основал новые группы квакеров.

Со временем революционный дух ранних годов постепенно сменился в квакерском движении по обе стороны океана на стремление к отходу от активной деятельности, минимизации внешних контактов, что привело к своего рода замкнутости «Общества Друзей», длившейся до начала XIX столетия (период «квиетизма»).

XVIII век в истории североамериканских квакеров отмечен деятельностью борца за отмену рабства Джона Вулмана , чей «Дневник» до сих пор является одной из значимых вех в истории квакерской литературы.

В XIX веке в среде американских квакеров произошёл ряд расколов. В 1827 г. в «Обществе Друзей» под влиянием тенденции к либерализации и секуляризации выделилось более либеральное направление во главе с Элиасом Хиксом в противовес ортодоксальному течению. В 1845 и 1854 гг. ортодоксальное направление под воздействием ревайвелистского движения разделилось на евангелическое во главе с Джозефом Герни (обозначаемое также как «христоцентрическое»), позднее принявшее «Ричмондскую Декларацию Веры» (1887), и консервативное, самым известным представителем которого являлся Джон Вилбур.

В период с 1875 по 1900 год евангельские («гернитские») собрания почти полностью перешли на пасторскую форму богослужения.

В 1900 г. либеральные собрания квакеров объединились в Северной Америке в организацию, названную Всеобщая конференция Друзей (Friends General Conference) с центром в Филадельфии , шт. Пенсильвания .

В 1979 г. для продвижения ценностей Общества Друзей в европейском контексте основан Квакерский совет по европейским делам (QCEA). Его офис расположен в Брюсселе. Организация взаимодействует с членами Европейского парламента и принимает участие в деятельности Совета Европы.

В России

В начале XX века квакеры из Великобритании и США работали с беженцами, жертвами Первой мировой войны, голодающими в Поволжье (Бузулук). Квакеры открывали пункты питания, больницы, детские дома, школы, кустарные мастерские.

В Москве в 1921-1931 годах существовал квакерский офис, который в сталинские времена был закрыт самым последним из зарубежных религиозных представительств.

Московское месячное собрание Друзей (квакеров) получило свой официальный статус в 1995 году. В 2012 году оно насчитывало порядка 15 официальных членов. Обычно молитвенные собрания немногочисленны (4-10 человек).

На территории России отдельные квакеры проживают в Казани , Барнауле , Петербурге .

На территории бывшего СССР квакерские группы есть в Грузии , Латвии , Эстонии . Все они относятся к либеральному направлению, то есть не имеют пасторов.

Вероучение

Несмотря на существенные внешние различия и отсутствие определённого символа веры , все квакеры разделяют определённые убеждения, в основе которых лежит вера в существование в каждом человеке некой сущности (для её обозначения используются различные термины: Свет, Дух Божий, внутренний Христос и другие), в подчинении воле которой состоит истинная жизнь и через которую возможно непосредственное общение с Богом .

По представлениям квакеров, взаимоотношения человека со Светом невозможно точно передать словами, поэтому квакеры основное значение придают личному религиозному опыту и тому образу жизни, которого требует Свет.

Совокупность представлений о такой жизни формулируется квакерами в виде четырёх основных принципов или «свидетельств»:

  • Равенство всех людей перед Богом: все люди независимо от каких-либо внешних различий, пола , расы , национальности , религиозной принадлежности , социального статуса и так далее равны перед Богом. Отсюда следует категорическое неприятие квакерами любых форм угнетения и дискриминации одних людей другими, проявившееся в равноправии между мужчинами и женщинами, борьбе против рабовладения, игнорировании привилегий.
  • Честность : квакеры считают необходимым всегда говорить правду, также отвергают любую клятву или присягу .
  • Простота: стремление довольствоваться только необходимыми для жизни благами, избегать роскоши и излишеств.
  • Мир: неприятие насилия, в частности пацифизм и отказ от военной службы .

Среди квакеров присутствуют как консервативные, так и либеральные точки зрения на гомосексуальность . Например, Объединённое собрание Друзей и Международная евангелическая церковь Друзей считают, что сексуальные отношения допустимы только в браке, который они определяют как союз между мужчиной и женщиной . Тем не менее, Всеобщая конференция Друзей (Friends General Conference ) и Британское Годовое Собрание одобряют однополые браки .

Структура Общества Друзей

Квакеры имеют конгрегациональную форму церковной организации: каждая община независима от другой. Структура квакерских организаций следующая:

  • молитвенная группа (worship group);
  • подготовительное собрание (preparatory meeting);
  • территориальное или месячное собрание (area or monthly meeting);
  • годовое собрание (yearly meeting).

Для решения организационных вопросов каждое собрание проводит деловые собрания (meeting for business).
До недавнего времени раз в три года Всемирный консультативный комитет Друзей (ВККД) проводил Триеннале (Triennial) - трёхлетнее деловое собрание для решения административных вопросов, на которое собирались представители квакерских собраний со всего мира. Одной из целей Триеннале было заявлено «общение и обмен опытом между представителями различных квакерских течений».

Arabic Bulgarian Chinese Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French German Greek Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Malagasy Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swedish Thai Turkish Vietnamese

Квакеры

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Не путать с Квакеры (явление)

Датой возникновения квакерства обычно считают год (иногда - 1648, когда Дж.Фокс впервые выступил с проповедью).

Квакеры известны неприятием насилия в любой форме, а также широкой социальной деятельностью, направленной на утверждение в обществе идеалов гуманизма и пацифизма .

Число последователей квакерства в мире на сегодняшний момент составляет порядка 360000 человек. Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении) и Европе (в Великобритании).

История Общества Друзей

Формирование теологии квакеров проходило под влиянием различных течений в богословской и общественной мысли Европы XVI-XVII вв., которые можно разделить географически:

Континентальное влияние, представленное идеями М. Лютера , Ж. Кальвина , народных движений и сект (главным образом, фамилистов, анабаптистов , меннонитов), идеями немецких мистиков (Я. Беме , М. Экхарта , К. Швенкфельда), а также движениями пиетизма и квиетизма;

Собственно английское, представленное англиканской и пуританской (в лице пресвитериан) религиозными системами, а также воззрениями народных сект: сикеров (Seekers), лоллардов , баптистов , рантеров, магглтониан, филадельфийцев, людей пятой монархии и др.

Основание квакерской общины приписывается исследователями Джорджу Фоксу (1624-1691), сыну ткача из Лестершира. Он обучался сапожному ремеслу, но школьного систематического образования ему получить не удалось. В восемнадцать лет Фокс ушёл из дома и торговал одно время шерстью. В 1646 или 1647 г. он объявил, что обрёл опору во «внутреннем свете живого Христа» и начал проповедовать учение о «внутреннем свете», настаивая на том, что истину следует искать прежде всего не в «Священном Писании» или «Символе веры», а в голосе божьем, обращённом к душе человека. Фокс провозглашал всеобщее священство верующих, призывал к отказу от видимых таинств, от платного священства и посещения церкви. В 1652-1653 гг. возникла группа последователей Фокса, именовавших себя «Друзьями Истины», «Друзьями Бога», «Детьми Света».

В истории квакеров XVII века российский историк Т. А. Павлова выделяет три этапа:

  • «революционный» (1648-1661);
  • время гонений эпохи Реставрации и пассивного сопротивления «Друзей» властям (1661-1689);
  • «конформистский» (после 1689).

Первый этап характеризуется активной деятельностью квакерских проповедников при отсутствии четкой организационной структуры движения. Первые сподвижники Фокса, такие как Эдвард Берроу, Уильям Дьюсбери, Мэри Фишер, Джеймс Нейлер, Джон и Томас Лоусоны, Фрэнсис Хоуджилл, Маргарет Фелл, Джон и Джордж Уайтхеды и многие другие, организовали группу путешествующих проповедников и стали известны в квакерской среде как «Отважные шестьдесят» (Valiant Sixty) или «Первые глашатаи Истины» (First Publishers of Truth). Они ездили с миссионерской целью по всей Британии, Ирландии, в континентальную Европу, колонии Северной Америки и Турцию . Благодаря их деятельности движение квакеров распространилось в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Первыми миссионерами в Новом Свете были Мэри Фишер и Энн Остин, которые прибыли в Массачусетс в 1656 г. В своих многочисленных памфлетах, трактатах, письмах, посланиях и дневниках, а также устных проповедях, выступлениях и диспутах, квакеры подвергали острой критике устои наиболее влиятельных религиозных систем, сложившихся к тому времени в Англии : католической, англиканской и пуританской в лице пресвитериан. За антиклерикальные взгляды, отказ приносить присягу, давать клятвы и платить церковную десятину они претерпевали суровые преследования. Некоторые из последователей Фокса подверглись смертной казни за свои убеждения (в североамериканских колониях в 1659 г. были повешены У. Робинсон и М. Стефенсон, в 1660 - Мэри Дайер). Сам Фокс сидел в тюрьме восемь раз.

В вопросе о социальном составе первых квакеров существуют разногласия среди историков: некоторые из них полагают, что ранними последователями учения Фокса были в большинстве представители мелкой и средней городской и сельской буржуазии и мелкопоместного дворянства - джентри , другие же, напротив, считают, что основу «Общества Друзей» составляли торговцы, ремесленники, наемные рабочие и крестьяне. Также исследователи (например, Барри Рей, Кристофер Хилл, Герман Вейнгартен) выражают сомнения относительно главенствующей роли Фокса в вопросе возникновения и становления раннего квакерства. Так, Барри Рей пишет, что «рождение квакерского движения представляло не столько собрание воодушевленных прозелитов у ног харизматичного пророка, сколько объединение прогрессивно мыслящих протестантских сепаратистов в некое подобие церковного содружества с со-направленной идеологией и развивающимся моральным кодексом».

Во второй и третий периоды ранней квакерской истории, отмечает Т. А. Павлова, происходит «обуржуазивание секты, ее организационное оформление; разрабатывается теологическая доктрина». Гонения на «Общество Друзей» не ослабели после реставрации монархии в 1660 г. Так как приверженцы различных религиозных движений (как правило, радикального направления) присоединялись к квакерам, «друзья истины» рассматривались властями в качестве сборища всех сектантов и заговорщиков против правительства Оливера Кромвеля , а после реставрации - против Стюартов . Как полагают некоторые историки, прежде всего против квакеров было направлено восстановление «Акта о единообразии » в 1662 г. В том же году был принят «Акт о квакерах», который поставил вне закона тех, кто отказывался приносить клятву верности, и запрещал проводить религиозные собрания вне государственной церкви. «Акт о корпорациях» (1661), «Акт о молельных собраниях» (1663), «Акт о пяти милях» (1665), а также многие другие постановления властей значительно усложняли становление и развитие этого протестантского направления.

В свою очередь квакерам пришлось направить усилия на идеологическое обоснование своих пацифистских убеждений и лояльности существующей власти, в связи с чем в 1660 г. Карлу II была представлена «Декларация мира», а также началась работа над теологическим оформлением догматики. Несмотря на доктринальную близость радикальным течениям, квакеры отграничивают себя от рантеров из-за их нравственного либертинизма, от хилиастически настроенных «людей пятого царства», ожидавших пришествия Христа в 1666 году, а также от социально-революционных течений левеллеров и диггеров . Исследователи отмечают, что квакерство становится «мирным» движением только после 1660 г.Ближайшими сотрудниками Фокса становятся шотландский аристократ Роберт Баркли (1648-1690) и Уильям Пенн (1644-1718) , взявший на себя руководство практическими делами общины. В 1681 г. в уплату за долг Пенн получил от короля Карла II землю в североамериканских колониях, названную в честь отца Уильяма (англ. Pennsylvania - «лесная страна Пенна»), для которой составил конституцию, устанавливающую большую для того времени гражданскую и религиозную свободу. Провозглашенная терпимость привлекала в это поселение не только квакеров, но также эмигрантов из разных мест. С индейцами Пенн заключил в 1681 г. договор о дружбе. Так начался «священный эксперимент» (Holy Experiment), который длился фактически до середины XVIII века, когда квакеры полностью потеряли бразды правления в ставшей провинцией колонии. Сам Фокс ездил проповедовать в Ирландию , Голландию , Германию и Северную Америку (в 1672-1673 гг.), где он посетил, главным образом, Мэриленд и Род-Айленд и основал новые группы квакеров.

Со временем революционный дух ранних годов постепенно сменился в квакерском движении по обе стороны океана на стремление к отходу от активной деятельности, минимизации внешних контактов, что привело к своего рода замкнутости «Общества Друзей», длившейся до начала XIX столетия (период «квиетизма»).

XVIII век в истории североамериканских квакеров отмечен деятельностью борца за отмену рабства Джона Вулмана, чей «Дневник» до сих пор является одной из значимых вех в истории квакерской литературы.

В XIX веке в среде американских квакеров произошёл ряд расколов. В 1827 г. в «Обществе Друзей» под влиянием тенденции к либерализации и секуляризации выделилось более либеральное направление во главе с Элиасом Хиксом в противовес ортодоксальному течению. В 1845 и 1854 гг. ортодоксальное направление под воздействием ревайвелистского движения разделилось на евангелическое во главе с Джозефом Герни (обозначаемое также как «христоцентрическое»), позднее принявшее «Ричмондскую Декларацию Веры» (1887), и консервативное, самым известным представителем которого являлся Джон Вилбур.

В период с 1875 по 1900 год евангельские («гернитские») собрания почти полностью перешли на пасторскую форму богослужения.

В 1900 г. либеральные собрания квакеров объединились в Северной Америке в организацию, названную «Всеобщая Конференция Друзей» (Friends General Conference) с центром в Филадельфии , шт. Пенсильвания .

Квакеры в России

В начале ХХ века Друзья из Великобритании и США работали с беженцами, жертвами Первой мировой войны, голодающими в Поволжье (Бузулук). Квакеры открывали пункты питания, больницы, детские дома, школы, кустарные мастерские.

В Москве в 1921-1931 годах существовал квакерский офис, который в сталинские времена был закрыт самым последним из зарубежных религиозных представительств.

"Московское Месячное Собрание Друзей (квакеров)" получило свой официальный статус в 1995 году. В настоящий момент оно насчитывает не более 15 официальных членов. Молитвенные собрания проводятся раз в неделю по воскресеньям (район метро Парк Культуры). За последние несколько лет заметна тенденция уменьшения численности прихожан. На собрании обычно присутствует не более 10-12 человек.

Также в Москве существует неформальная квакерская группа, которая проводит молитвенные собрания два раза в месяц по субботам.

На территории России отдельные квакеры проживают в Казани , Барнауле , Петербурге.

На территории бывш.СССР квакерские группы есть в Грузии, Латвии, Эстонии. Все они относятся к либеральному течению, т.е. не имеют пасторов.

Роль своего рода ресурсного центра для говорящих на русском языке выполняет общественная организация "Дом Друзей" (г.Москва).

Вероучение квакеров

Исторически в основе теологии квакеров лежит доктрина о внутреннем непосредственном откровении Святого Духа, авторитет которого выше "Священного Писания", поскольку, согласно Р. Баркли, Писание является «декларацией источника, а не самим источником» . Человек способен воспринимать откровение благодаря тому, что в каждом есть «Внутренний Свет» - часть божественной природы, заложенная в человеке и не являющаяся частью человеческой природы. Концепция «Внутреннего Света» стала центральной в вероучении квакеров. Понятие «Света» является синонимом следующих понятий: «Семя» (Seed), «Искра» (Spark), «Благодать» (Grace), «Дух Христа» (Spirit of Christ), «то, что от Бога в каждом» (that of God in everyone), «Внутренний Христос» (Christ Within). Современный квакерский американский теолог Уилмер Купер пишет, что «Друзья никогда не были точными насчёт значения […] и часто использовали схожие термины взаимозаменяемо» .

В настоящее время объединяющим моментом для представителей различных квакерских течений (в т.ч. христиан, универсалистов и др.) является отсутствие обрядов, отказ от таинств, признание "присутствия Бога в каждом человеке" и выводимые из него четыре основных принципа ("свидетельства"):

Пацифизм;- равенство всех людей перед Богом;- простота;- честность.

Структура Общества Друзей

Квакеры имеют конгрегациональную форму церковной организации: каждая община независима от другой. Структура квакерских организаций следующая:

Молитвенная группа (worship group);- подготовительное собрание (preparatory meeting);- территориальное или месячное собрание (area or monthly meeting);- годовое собрание (yearly meeting).

Для решения организационных вопросов каждое собрание проводит деловые собрания (meeting for business). До последнего времени раз в три года Всемирный Консультативный Комитет Друзей (FWCC) проводил Триеннале (Triennial) - деловое собрание для решения административных вопросов, на которое собирались представители квакерских собраний со всего мира. Одной из целей Триеннале было заявлено "общение и обмен опытом между представителями различных квакерских течений". В данное время идет пересмотр этой практики. Структура всемирных встреч, посвященных деловым вопросам, находится в стадии согласования.

Молитвенное собрание

В разных квакерских традициях молитвенные собрания (meetings for worship), проходят по-разному. Для либеральных и консервативных квакеров характерны непасторские или "непрограммированные " (unprogrammed) формы молитвенных собраний. Для евангельских квакеров - пасторские или "программированные" (programmed). Обычно богослужения проходят по воскресеньям и длятся около часа.

Основой непасторского молитвенного собрания является "ожидание озарения в молчании". Квакер, почувствовавший внутренний призыв выступить с проповедью, как правило встает и произносит короткую речь, которая воспринимается собранием как одна из истин, открываемых свыше. Иногда собрания могут проходить в полном молчании. Подобная форма богослужения может внешне чем-то напоминать медитацию.

Пасторские собрания евангельских квакеров скорее похожи на богослужения христиан-протестантов. Они проводятся пастором и могут включать чтение проповеди, отрывков из Библии, исполнение песен, гимнов. Также небольшое время отводится "молчаливому ожиданию".

В квакерской практике встречаются следующие типы молитвенных собраний:

1) непасторское/непрограммированное:

Молчаливая молитва (silent worship);

Деловое собрание (meeting for business);

2) пасторское/программированное:

Частично программированное (partly programmed worship);

Полностью программированное (fully programmed worship);

3) общение в духе молитвы (worship sharing) - предполагаются высказывания только на специально избранную тему, участники высказываются по очереди, между высказываниями делаются короткие паузы. Данный тип используется, например, на собраниях, где нужно принять решение по определённому вопросу, на "собраниях для прояснения" (играет роль своего рода исповеди), различных духовных беседах (spiritual sessions) и т.д.

9371 online visitors

Квакеры ― это члены религиозного общества Друзей. Они часто называют себя «церковь Друзей». Свое название квакеры (англ. ‘трепещущий’) получили в 1650-х годах. Изначально это было оскорблением: оно основывалось на широко бытовавшем в Англии мнении, что Друзья дрожат и трепещут во время богослужений, будучи под влиянием Святого Духа (либо дьявола ― в зависимости от точки зрения).

Наименование «Друзья» основывается на цитате из Евангелия от Иоанна 15:14,15: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

Возникновение квакерства

Квакерство зародилось в Англии в 1640–1650-х годах. Это было время гражданской войны, политических и социальных потрясений, когда давно установленная англиканская церковь потеряла свое законное положение и возникали новые религиозные группы. Первое поколение квакеров часто называло себя «искателями» ― людьми, которые не нашли ответы на свои религиозные искания и желания в существовавших тогда церквях и религиозных движениях.

Основателем движения квакеров называют Джорджа Фокса (1624–1691). Рожденный в Мидлендсе, он с детства был удивительно набожен. Когда он достиг зрелости, его обеспокоили противоречащие друг другу заявления окружавших его религиозных групп, которые сходились только в одном: каждая из них утверждала, что только она есть истинная Церковь Христова, а тех, кто не принадлежит к этой группе, ждет ад. Так как Фокс боялся ада, он отправился в своеобразное духовное паломничество в поисках тех, кто обладает репутацией людей благочестивых и набожных. Однако, как он вспоминал позднее, «никто не отвечал моему условию». Так он дошел до севера Англии, до болот Йоркшира и Ланкашира, где ощутил несколько переживаний и стал убежден, что Бог говорил с ним напрямую. Мы называем такие переживания откровениями, Фокс называл их «открытиями». Они послужили основой движения квакеров.


Джордж Фокс. Предполагаемый портрет. Суортмор-колледж

// wikimedia.org

После Фокса наиболее заметным лидером квакеров был Джеймс Нейлер из Йоркшира (1616/18–1660). Одной из отличительных особенностей квакерства было убеждение в том, что мужчины и женщины духовно равны, что женщины имеют такое же право проповедовать и высказываться публично, как и мужчины. Таким образом, среди лидеров квакеров было много женщин. Самая заметная из них ― Маргарет (Эскью) Фелл (1614–1702). Ее дом в Ланкашире, Свортмор Холл, в 1650-х годах служил штаб-квартирой движения квакеров.

Из второго поколения лидеров квакерства, сформировавшегося после 1660 года, когда движение объединялось и вырабатывало организационную структуру, самыми заметными были Уильям Пенн (1644–1718) и Роберт Баркли (1648–1690). Оба они происходили из аристократических семей и получили лучшее образование, чем большинство Друзей. Пенн использовал свои связи с короной, чтобы получить Хартию для колонии Пенсильвания в 1681 году. Книга Баркли «Апология истинного христианского богословия» рассматривается как самая важная квакерская богословская работа.

Отличия квакерства от других течений в христианстве

Когда движение квакеров только родилось, оно обособилось от других христианских групп по нескольким важным признакам. Первый ― прямое постоянное откровение: квакеры утверждали, что откровения между Богом и человечеством не прекратились с написанием последней книги Библии, а продолжаются и сейчас, что все люди могут пережить такой опыт. Вторым признаком была идея Внутреннего Света: Друзья верили, что у всех людей внутри есть Свет Божий, Свет Внутреннего Христа. Если они послушны ему, он ведет их к хорошей жизни и в конечном счете спасению, но, если они ослушаются его, они придут к духовной смерти.

Третья особенность заключалась в священстве каждого человека. Одно из ранних «открытий» Джорджа Фокса состояло в том, что «обучение в Оксфорде или Кембридже еще не делает человека служителем Иисуса Христа». Священства можно достичь только от вдохновенности Святым Духом, но не при помощи образования. И, как уже упоминалось выше, женщины могли быть священнослужителями наравне с мужчинами. Отсюда вытекает последняя идея, которая выделяла квакеров, ― равенство: Друзья верили, что все люди равны в глазах Бога, и поэтому отказывались использовать обращения и титулы вроде «мистер», «ваша честь» или «миледи». Вместо этого они обращались к людям по их именам или просто «Друг». Привычка квакеров использовать thee (тебя) и thy (твой) во всех обращениях также выросла из этого убеждения.

Распространение квакерства

Как уже упоминалось выше, квакерство зародилось в Англии между 1640-ми и 1650-ми годами. Друзья столкнулись с жестокими преследованиями ― поначалу из-за обвинений в богохульстве. Затем, после реставрации монархии в 1660 году, за отказ проводить богослужения по установленным церковью правилам. Тысячи людей были оштрафованы или брошены в тюрьмы до того момента, пока Акт о веротерпимости 1689 года не покончил с преследованиями. Друзья в Ирландии и Шотландии столкнулись с похожими проблемами.

В 1650-х годах квакерские миссионеры отправились на Карибские острова и в Северную Америку. Некоторые даже почувствовали порыв отправиться в менее привлекательные для квакеров места: две женщины отправились в Константинополь, чтобы проповедовать свое учение султану Османской империи; с ними обращались хорошо. Кто-то отправился в Рим, чтобы увидеть папу, и оказался в тюрьме инквизиции. Встречи Друзей на Карибских островах начали затухать после 1700 года, но квакерские сообщества в Британских колониях Северной Америки стабильно росли. Квакеры начали доминировать в колонии Род-Айленд. А Пенсильвания, Нью-Джерси и Делавэр были во многом или полностью основаны Друзьями. После Американской революции Друзья присоединились к миграции через весь континент на запад, и к 1900 году многие американские квакеры проживали к западу от Аппалачей. Значительные группы были на Тихоокеанском побережье.

После 1750 года квакеры и на Британских островах, и в Америке все больше ассоциировались с благотворительностью, филантропией и реформами. Друзья были в центре американских и британских движений по отмене рабства. Они были первой религиозной группой, которая запретила своим членам держать рабов. Друзья также активно принимали участие в движениях за реформы тюрем. Английская священница Элизабет Фрай, пожалуй, является наиболее известным реформатором тюрем в мире; этим она занималась с 1820 года и до своей смерти в 1845 году. Друзья также были ярыми борцами за . Первый в истории конвент по правам женщин, состоявшийся в Сенека Фоллз (Нью-Йорк) в 1848 году, был в основном организован квакерами. Из трех главных лидеров американского движения за права женщин до 1880 года двое ― Лукреция Коффин Мотт и Сьюзан Б. Энтони ― были Друзьями.


Элизабет Фрай. Портрет. Национальная портретная галерея, Лондон

// wikimedia.org

В XIX веке квакеры пережили череду расколов и разделений, которые привели к современному многообразию квакерства. Меньшинство в Северной Америке и со временем большинство на Британских островах начали идентифицировать себя как либеральных теологов. В Северной Америке они создали то, что сейчас называется Всеобщей конференцией Друзей. Большинство же американских Друзей были более евангельской направленности; после 1870 года они приблизились к другим протестантским группам и заимствовали у них пасторскую форму богослужения. Они также были ответственными за большую часть миссионерской работы квакеров в других частях света. Некоторые же остались непримиримыми примитивистами и стали известны как консервативные Друзья.

Вероучение церкви Друзей

Важно помнить, что сегодня квакерство чрезвычайно разнообразно ― оно охватывает весь спектр американского религиозного многообразия. Некоторые Друзья, например протестанты-фундаменталисты, восхищаются неквакерами-телеевангелистами - Пэтом Робинсоном и Джерри Фалвеллом, и объединяются с группами наподобие христианской коалиции. Другие дело - универсалисты, которые утверждают, что квакерство не обязано быть привязанным к христианству или даже теизму. Таким образом, можно встретить людей, идентифицирующих себя как «атеисты ― евреи-квакеры». Однако большая часть квакеров воспринимает себя как христиан. Из-за этого разнообразия квакерство довольно сложно обобщать, однако в целом Друзья всех убеждений сходятся в следующем:

1. Поклонение в Духе. Друзья с недоверием относятся к обрядовой религии, считая, что настоящее богослужение всегда открыто к указаниям Духа. Это объясняет, почему некоторые Друзья, следуя квакерской традиции, собираются для богослужения в тишине, уверенные, что если у Бога есть послание к собравшейся группе, то он вдохновит кого-либо из них на речь. Большинство мировых Друзей сейчас следуют пасторскому богослужению: назначается один человек, который должен возглавить богослужение, поются гимны и вслух читаются молитвы. Но, опять же, акцент делается на том, чтобы предоставить возможность быть священником любому человеку, который чувствует такое призвание. Это отвращение к ритуализму объясняет также, почему почти все Друзья не практикуют внешние таинства. Так, они не практикуют крещение водой или физическое причастие хлебом и вином. Истинные таинства, как традиционно утверждали Друзья, должны быть внутренними и духовными, а не внешними и материальными.

2. Простота. Первые Друзья чувствовали призыв отрекаться от всего, что давало почву для возникновения человеческого тщеславия. Они одевались просто, отказываясь от кружев, оборок и прочих украшений, которые выделяли высший класс в Англии XVII века. К XIX веку «простое платье» стало чем-то вроде униформы квакеров. Это усилило чувство отделенности квакеров от большого мира, идею, что квакеры призваны быть «странными людьми». Только некоторые Друзья до сих пор следуют этой идее, но в целом Друзья по-прежнему рассматривают простоту как фундаментальную ценность квакерства. Они определяют ее по-разному: для некоторых это значит быть невзыскательным, а некоторые видят в ней отказ от потребительства или ограничение материальной собственности человека. Другие рассматривают ее как ограничивающее обязательство, призванное сделать человека открытым для неожиданных указаний или призывов Бога.


// Мэри Дайер ведут на казнь. Неизвестный автор. Коллекция Грейнджер, Нью-Йорк.

3. Настроение собрания. Эта особенность относится к квакерскому процессу принятия решений: решая деловые вопросы, квакеры не голосуют. Председательствующий квакер зовется клерком, и его (или ее) обязанность ― определить волю Бога, которая проявляется в дискуссиях группы. Клерк проверяет свои ощущения, предлагая собранию краткий итог обсуждений и формулируя решение, которое следует принять. Если оно точно отражает волю группы, то оно одобряется, но если некоторые Друзья, пусть даже и небольшая группа, расходятся во взглядах, обсуждение продолжается. Этот отказ от голосования основывается на убеждении, что воля Бога не обязательно совпадает с волей большинства людей.

4. Честность. Друзья с самого начала чувствовали себя призванными поддерживать высокие стандарты правдивости и честности. Так, например, квакерские торговцы отказывались завышать цены, считая, что у них есть право просить только то, что справедливо и честно. Друзья настаивали на выплате долгов: объявить себя банкротом обычно означало потерять членство. Также они чувствовали призыв быть откровенными, даже если это могло быть политически и социально неудобно. Друзья были одной из первых групп, использовавших фразу «в правде власть».

5. Мир. Друзья с самого начала ассоциировались с пацифизмом, верой, что смертоносная сила, даже в целях самозащиты или в благих целях, всегда является злом. Один верховный судья однажды заметил, что квакеры воспринимают Нагорную проповедь буквально. Раньше квакеру было достаточно взяться за оружие, чтобы потерять членство, но сегодня такие решения считаются вопросом личной совести. Тем не менее многие Друзья остаются пацифистами и принимают активное участие в движениях и объединениях, выступающих за мир. Квакерские организации, такие как Американский комитет Друзей на службе обществу и Совет Друзей на службе обществу, видят миротворчество своей главной миссией.

Дальнейшее развитие квакерских традиций

Самая главная перемена среди квакеров ― это растущее разнообразие Друзей: квакерская теология сейчас выходит за рамки спектра христианских воззрений. Как уже упоминалось выше, большинство Друзей отвергли старые традиции молчаливого, ожидающего богослужения (хотя значительное меньшинство до сих пор его практикует) и приняли пасторские, программированные формы богослужения, которые несильно отличаются от богослужений в других протестантских течениях.


// Основание Пенсильвании. 1680. Частная коллекция.

Друзья также серьезно пересмотрели вопрос о том, что такое быть «странными людьми». Только немногие консервативные Друзья до сих пор придерживаются традиции с «простым платьем» и говорят «простым языком» с использованием thee и thy . Если попросить Друзей определить, что делает их Друзьями, они скорее укажут на обязательства быть честными или поддерживать мир, чем на какие-то внешние особенности.

Друзья, так же как и другие религиозные группы, прошли через дискуссии о сексуальных вопросах. Некоторые Друзья придерживаются крайне традиционных взглядов на сексуальную мораль, рассматривая любую сексуальную активность за пределами гетеросексуального брака как противоречащую воле Бога. Другие определили себя как «приветствующих и принимающих» и одобряют однополые браки.

Община квакеров в современном мире

Оценки количества Друзей в современном мире разнятся, но, по общему убеждению, их около 350 000–400 000 человек. Из них около 90 000 живет в США и Канаде, около 20 000 в Европе и около 1 600 в Австралии и Новой Зеландии; еще около 10 000 в Восточной Азии, около 57 000 в Латинской Америке и около 200 000 в Африке ― почти все из них в Восточной Африке. Присутствие квакеров в Северной Америке и на Британских островах отражает исторические модели их проживания.

Малые группы квакеров, привлеченные либеральным богословием, появились в XX веке в Европе, Австралии и Новой Зеландии. Квакерство в Латинской Америке, Азии и Африке обязано своим существованием миссионерской работе, проведенной преимущественно американскими Друзьями, ― она началась в 1860-х и продолжается по сей день.

Это перевод статьи нашего англоязычного издания Serious Science . Прочитать оригинальную версию текста можно по ссылке .