Адаптированная образовательная программа. Рекомендации по составлению аоп Специальные образовательные условия

Разработка и реализация адаптированной образовательной программы (АОП) для детей с ОВЗ

Шаргородская Л.В., к.п.н.
ст. преподаватель кафедры
олигофренопедагогики и клинических
основ специальной педагогики
ИСОиКР МГПУ

Специальные образовательные условия

устанавливаются заключениями ПМПК или ИПР (для детейинвалидов);
специальные образовательные программы и методы обучения и
воспитания;
организация временного режима обучения;
организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
организация рабочего места ребенка;
оснащение техническим средствами обучения коллективного и
индивидуального пользования;
специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы,
отвечающие особым образовательным потребностям учащихся с ОВЗ;
форма и условия оценки достижений учащегося;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь.

Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (Письмо

Минобрнауки России от 23.05.2016
N ВК-1074/07)
1. Определение образовательной программы
2. Форма обучения - очное; очно-заочное, заочное
3. Рекомендуемый режим обучения полный уч. день,
неполный уч. день, ГКП; дополнительный выходной
день, иное
4. Форма получения образования - в образовательной
организации, с использованием дистанционных
технологий
5. Обеспечение архитектурной доступности
6. Получение услуг ассистента (помощника), тьютора
7. Специальные технические средства обучения
8. Специальные учебники и дидактические пособия

9. Другие специальные условия: иные, необходимые для
успешной социальной и образовательной адаптации ребенка
условия, например - условия питания, медицинского
сопровождения, включение дополнительного образования,
социальная помощь семье и другое
10. Особые условия прохождения ГИА
11. Рекомендации о необходимых направлениях
коррекционно-развивающей работы специалистов
12. Срок повторного прохождения ПМПК

Адаптированная основная образовательная программа

Самостоятельно разрабатывается в
соответствии со Стандартом и с учетом
примерной АООП НОО и утверждается
организацией
*ФГОС НОО для детей с ОВЗ п. 2.1

Адаптированная образовательная программа *

образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию указанных лиц

Разделы АООП

Целевой раздел
▫ Пояснительная записка
▫ Планируемые результаты освоения АООП
▫ Система оценки достижения результатов освоения АООП
Содержательный раздел
▫ Программа формирования у учащихся универсальных учебных
действий
▫ Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области
▫ Программа духовно-нравственного развития, воспитания
▫ Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
▫ Программа коррекционной работы
▫ Программа внеурочной деятельности
Организационный раздел
▫ Учебный план
▫ Система условий реализации АООП
http://fgosreestr.ru/

Структура АОП

Целевой раздел
Пояснительная записка
Особенности учащегося
Личностные, метапредметные результаты
Предметные результаты
Результаты аттестации
Содержательный раздел
План коррекционно-развивающей работы
Социальные навыки и поведение
Организационный раздел
Учебный план
Организация обучения
Использование индивидуальных средств обучения
Рекомендации для родителей
Приложения

Целевой раздел. Пояснительная записка.

Название, автор и год издания программы
(примерной, авторской), на основе которой
составлена Адаптированная образовательная
программа.
Рекомендации ЦПМПК или ИПРА по АООП

Целевой раздел. Особенности учащегося.

Особенности речи,
графические навыки,
темп деятельности, работоспособность,
утомляемость;
проблемы, связанные с объемом памяти;
сформированность пространственных
представлений;
особенности поведения;
взаимоотношения с другими детьми;
собственные интересы и игра;
самообслуживание и социально-бытовые навыки.

Особенности учащегося

Особенности
Способы помощи
Речь
Словарный запас несколько
ограничен. Трудности восприятия
большого объема речевой
информации на слух.
Использовать простые
речевые конструкции.
Уточнять понимание
инструкций и смысла
прочитанного.
Графиче
ские
навыки
Мелкая моторика развита недостаточно. Не снижать оценку за
Захват пишущего инструмента
небрежность.
правильный. Письмо укрупнено. В
графической деятельности часто
небрежен.
Темп
деят-ти.
Работоспость.
Утомляе
мость.
Темп и работоспособность в пределах
нормы. Некоторые трудности
включения и переключения, колебания
внимания. Быстрее истощается в
произвольной деятельности. При
возникновении затруднений и при
истощении может отказываться от
деятельности.
Предъявлять задания в его
темпе.
Повторять инструкцию,
если это необходимо.

Проблемы,
связанные с
объемом памяти
Сформированность
пространственных
представлений
Особенности
Способы помощи
Объем механической памяти
выше нормы. Объем
произвольной памяти
значительно ниже объема
непроизвольной. Некоторые
трудности самоорганизации
при запоминании.
Развивать произвольную
память (и произвольность в
целом).
Объем зрительной памяти
выше объема слухоречевой.
Использовать наглядные
опоры, схемы.
Пространственные
представления сформированы
недостаточно. Трудности
восприятия большого объема
зрительной информации.
Трудности восприятия
целостного образа.
Дозировать предъявляемую
информацию.
Использовать пошаговые
инструкции, расписания,
схемы.
Возможно, организующая
помощь при анализе
образца.

Целевой раздел. Предметные результаты (русский язык, ФГОС, вариант 8.1)

формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Содержание тем курса «Русский язык» (УМК «Школа ХХI век»), 1 класс. *

Слово и предложение. Слово как объект изучения, материал для
анализа. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова,
называющие действия и признаки; родственные слова; синонимы;
антонимы, омонимы (ознакомление без введения терминологии).
Слово и предложение (различение). Работа с предложением:
выделение слов, изменение их порядка, распространение и
сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в
именах собственных. Знаки препинания в конце предложения
(ознакомление).

Целевой раздел. Результаты аттестации. Проблемы оценки качества обучения детей с ОВЗ

отсутствие стандартизованного контрольно-диагностического
инструментария для детей с ОВЗ;
ориентация на оценки, предлагаемые для школьников
общеобразовательных классов, значительно завышает уровень
требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся с ОВЗ;
часто на оценку могут влиять проявления церебрально-органической
симптоматики (например, плохо читаемый почерк, неаккуратность,
скорость выполнения задания, сложность устного ответа и т.п.)
дети с ОВЗ имеют парциальную дефицитарность в развитии
психических процессов, и поэтому неравномерно усваивают как
общеобразовательные предметы в целом, так и отдельные разделы
внутри одного предмета

Условия оценки достижений учащихся с РАС

Контрольно-измерительные материалы,
разработанные для нормально развивающихся
детей, требуют серьезной адаптации по порядку и
способам предъявления заданий, темпу, сложности и
т.д.
Благодаря наличию адаптированной
образовательной программы, учитель получает
возможность аттестовать учащегося по другим
критериям.

Форма оценки достижений

увеличение времени для написания проверочных и
контрольных работ; выполнение заданий в
несколько приемов, по частям;
сокращение объема списываемого материала;
сокращение текста диктанта; упрощение заданий в
контрольной работе, уменьшение их количества;
подкрепление картинками материала,
записываемого на слух;
тесты с картинками; решение задач, занесенных в
схемы; выполнение в индивидуальном режиме;
адаптированный диктант (только вписывание
определенных букв на определенные правила);
и др.
организующая помощь тьютора.

Индивидуальное вспомогательное средство

Вспомогательное средство заменяет одну из
операций деятельности по решению задачи, тем
самым деятельность становится проще, при этом не
страдает смысловая сторона задания;
Введение индивидуального, или вспомогательного,
средства помогает решить вопрос включения
ребенка с РАС в ход урока

Примеры индивидуальных вспомогательных средств обучения

Математика. Справочные таблицы по
пройденному материалу (например, таблица
сложения, умножения, карточки с формулами и
др.). Образец решения (для типовых задач,
уравнений). Цветовое выделение (например,
выделение цветами разрядов в строении числа).
Линейка, счетные палочки или другой счетный
материал.

Русский язык. Справочные таблицы по пройденному
материалу (например, схема разбора слова по составу,
фонетического разбора, синтаксического разбора
предложения и др.). Подробный план при написании
изложений и сочинений в виде вопросов.
Литература. Справочные таблицы по пройденному
материалу, планы ответов, подсказки в виде рисунков
для устных ответов.
Природоведение. Планы ответов, использование
учебного материала при ответе: записей в тетради,
рабочей тетради, атласа и учебника.

Индивидуальные вспомогательные средства обучения

Предмет
1 Математика
2 Русский язык
3 Чтение
Индивидуальное
вспомогательное средство
обучения

Оценка выполненной работы

– стандартная
школьная шкала оценок:
5 баллов - самостоятельно выполняет задание в заданное
время без ошибок
4 балла - самостоятельно выполняет задание за
дополнительное время с 1-3 недочетами
3 балла - самостоятельно выполняет задание за
дополнительное время с 3-5 недочетами
2 балла - неудовлетворительное выполнение задания
Использование индивидуальных средств, записанных в
адаптированную образовательную программу не приводит
к снижению оценки!
Оценивание проводится учителем. Оценки заносятся в
классный журнал.

Оценка степени самостоятельности

5 баллов - самостоятельно выполняет задание в
заданное время
4 балла - самостоятельно выполняет задание за
дополнительное время
3 балла - для выполнения задания требуется
упрощенная индивидуальная инструкция,
разъясняющая суть задания
2 балла - для выполнения задания требуется
использование индивидуальных средств
1 балл - для выполнения задания требуется
организующая помощь педагога на каждом этапе
0 баллов - выполнение задания недоступно
Оценивание по этому параметру проводится тьютором
или учителем. Оценки заносятся в дневник
наблюдения за ребенком

Целевой раздел. Результаты аттестации.

Предмет
1 Русский язык
2 Литературное чтение
3 Английский язык
4 Математика
5 Окружающий мир
6 Музыка
7 Технология
8 Физическая культура
9 Изобразительное искусство
Ноябрь
Февраль
Май

Содержательный раздел АООП (вариант 8.2)

Программа формирования универсальных
учебных действий
Программы учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области
Программа духовно-нравственного развития,
воспитания
Программа коррекционной работы
Программа внеурочной деятельности

Содержательный раздел АОП/ План коррекционно-развивающей работы *

Цели
Специалист,
Ф.И.О.
Математические
представления
Формирование дочисловых
математических представлений,
счетные операции сложения и
вычитания в пределах 10 с опорой на
наглядные материалы, формирование
математических понятий по
программе 1 класса, решение
простых текстовых задач
Учитель-дефектолог Индивидуальные и
групповые коррекционные
занятия
Развитие речи
Развитие связной речи, расширение
словарного запаса, формирование
правильного звукопроизношения,
формирование структуры фразы и
предложения.
Учитель-логопед
Развитие
Педагог-психолог,
нейропсихолог
Направление
ВПФ
слухового и зрительного
внимания, памяти, формирование
пространственных представлений
Форма организации
занятий
Индивидуальные
коррекционные занятия
_
Индивидуальные и
групповые коррекционные
занятия

Формирование и развитие социальных навыков и поведения

I.
Организационные навыки и деятельность
Критерий
1
2
3
4
5
6
7
Слышит звонок, прерывает свою
деятельность, берет рюкзак и идет в класс
Находит свою парту, вешает рюкзак на
крючок, садится за парту, ожидая
инструкций педагога
Следит за происходящим у доски,
участвует в ходе урока
Выполняет индивидуальные инструкции
учителя
Выполняет фронтальные инструкции
учителя
Отвечает на вопрос
Может задать другому ребёнку вопрос,
связанный с текущей ситуацией
Сформированность (баллы)
Примечание

Индивидуальный учебный план
Учебные предметы/
классы
Количество часов в неделю
в группе
Всего
индивидуально
Инвариантная часть
Русский язык
1
Литературное чтение
4
Иностранный язык
(англ.)
-
Математика
3
4
4
1
1
4
4
Окружающий мир
2
2
Музыка
1
1
Технология
1
1
Физическая культура
3
3
Изобразительное
искусство
1
1
Итого:
13
Предельно допустимая
аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
8
21
21

Внеурочная деятельность
Количество часов в
неделю
Направление/ классы
в группе
Всего
индивидуально
1. Спортивно-оздоровительное
2. Художественно-эстетическое
Арт-терапия
2
2
Театрализованная деятельность
2
2
Групповые
коррекционноразвивающие занятия по развитию
устной и письменной речи.
2
2
Групповые
развивающие
нейропсихологом
1
1
3.Научно-познавательное
коррекционнозанятия
с
4. ИЗО и компьютерная графика
-
5. Военно-патриотическое
6.
Общественно-полезная
деятельность
растениеводство
1
1
7. Проектная деятельность
2
2
Итого
10
10

Организация обучения

Учебный предмет
Уроки в _1__
«З» классе
без
сопровожден
ия тьютора
Уроки в ____
«__» классе в
сопровожден
ии тьютора
Коррекцион
ные занятия
в «гибком
классе»
1 Русский язык
2 Литературное
чтение
3 Английский язык
4 Математика
5 Окружающий мир
6 Музыка
7 Технология
8 Физическая
культура
9 Изобразительное
искусство
Внеурочная деятельность
1 Проектная
деятельность
2 Арт-терапия
Итого часов в неделю:
Коррекционн Дистанционное
ые занятия в изучение
коррекционн
ом ____ «__»
классе

Система условий реализации АОП


1.
Наименование
Класс с малой наполняемостью
Да
+
2
Определенное место в классе
-
3
Нужен ли помощник для учителя
-
4
Время продуктивной деятельности (кол-во уроков)
- задание в письменной форме
- возможность только устного ответа
- использование индивидуальных средств обучения
7
- требуется организующая помощь
педагога на каждом этапе
Учебная мотивация
Примечание
В среднем 5
+
5
День самоподготовки
6
Способ предъявления заданий:
- наравне со всеми учениками и по сложности и по времени
- пониженный уровень сложности
- необходимо дополнительное время
- сокращенное задание
Нет
+
+
+
При чтении,
письме и др.
-
+
+
-
Не
сформирована

Понятие адаптированной образовательной программы и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными в озможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Организация обучения детей с ОВЗ совместно с другими обучающимися – инклюзивное образование ‒ должна осуществляться по АООП либо по ООП ОО в соответствии с индивидуальным учебным планом, отражающим организацию психолого-педагогической помощи и программу коррекционной работы. Позиция Минобрнауки России по проблеме сосуществования двух подходов к организации обучения детей с ОВЗ изложена в письме от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07.

Адаптированная общеобразовательная программа (АООП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Понятие «адаптированная образовательная программа» появилось впервые в 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 года. Это обусловлено тем, что так же впервые в отечественной истории законодательно предусматривается введение ФГОС для детей с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с ОВЗ по образовательным программам определённой ступени образования и реальными возможностями ребёнка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

Предлагается четыре варианта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

Требования к структуре АООП обучающихся с ОВЗ.

При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. Все основные положения ФГОС для детей с ОВЗ должны быть отражены в АООП образовательного учреждения.

Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

В основу Стандарта обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией, а для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Структура АООП НОО обучающихся с ОВЗ

1. Целевой раздел:

пояснительная записка;

планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

В пояснительной записке прописаны особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

2. Содержательный раздел:

программа формирования УУД у обучающихся (в зависимости от варианта АООП

НОО – базовых учебных действий) на ступени НОО;

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей

области и курсов внеурочной деятельности;

программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени

НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени НОО);

программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни;

программа коррекционной работы;

программа внеурочной деятельности.

В содержательном разделе прописаны направление и содержание программы коррекционной работы.

3. Организационный отдел:

учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую

области, направления внеурочной деятельности;

систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с

требованиями Стандарта.

В организационном разделе прописаны обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы, соответствующие ФГОС НОО. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.

Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации), и др.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений . Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%). Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения). АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация. Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3039 часов, за 5 учебных лет - более 3821 часа, за 6 учебных лет - более 4603 часов. Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).

Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативно-правовой акт образовательной организации может быть включен перечень индивидуальных прав обучающихся и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа, и процедуры выявления, фиксирования образовательных запросов обучающегося в разных форматах - индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы образовательной организации, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и др.

Организация коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка - 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение коррекционных занятий.

Учебники, рабочие тетради и дидактические материалы

При освоении первого и второго вариантов программы дети с ОВЗ обучаются по базовым учебникам для нормально развивающихся сверстников со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ и специальную поддержку освоения основной образовательной программы. В вариантах три и четыре обучающиеся с ОВЗ осваивают адаптированную основную образовательную программу по специальным, учитывающим особенности их психофизиологического развития и особые образовательные потребности, учебникам в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях. Предметное содержание специальных учебников, их методический аппарат, текстовый и иллюстративный ряд должны быть специфичны, поскольку призваны учитывать пролонгированность сроков обучения, ориентированность на имеющиеся у ребенка возможности компенсации нарушения (или сочетанных нарушений) развития, специальную направленность на общее и речевое развитие обучающихся в используемых методах и приемах обучения посредством учебных материалов.

Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д.

Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах, в частности, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.

АООП обучающихся с ЗПР может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Первый вариант

Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта ФГОС.

Второй вариант

Ребенок получает образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Третий вариант

Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению уровня начального общего образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития. Ребенок получает начальное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями.

Четвертый вариант (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования) Этот вариант стандарта предусматривается для детей, до настоящего времени фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.

__________________

1. В связи с особенностями контингента обучающихся в каждом случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся по учебному плану, индивидуальному плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества.

2. Как указывается во ФГОС НОО ОВЗ и конкретизируется в АООП, обучение детей начинается в 1-м классе. В задачи этого периода обучения входит текущая диагностика состояния ребенка, призванная уточнить особенности его образовательных потребностей и затем принять ответственное решение о рекомендации того или иного варианта АООП. Другой задачей является адаптация ребенка к условиям обучения, его подготовка к осуществлению новой для ребенка учебной деятельности, снятие проблем, обусловленных педагогической депривацией и отсутствием должного опыта участия в образовательном процессе в дошкольном детстве.

3. В первом классе учащиеся с ОВЗ, так же как и другие обучающиеся, учатся по безотметочной системе. По окончании первого класса осуществляется динамическая оценка индивидуальных достижений ребенка в области предметных и личностных результатов обучения. В качестве материалов для составления аналитических документов могут выступать продуктивные работы детей, материалы наблюдения за процессом их деятельности на занятиях и в свободной деятельности, анализ состояния их учебной деятельности и пр., собранные, например, в "портфель достижений ребенка" или другой удобный для анализа комплекс. На основании проведенного анализа педагогом, обследований и наблюдений специалистов группы сопровождения делается заключение, с которым знакомится родитель, о предполагаемых перспективах обучения школьника. Совместное обсуждение представителями образовательной организации и родителями перспектив ребенка формирует стратегию дальнейшего его обучения. Решение о переводе на другой вариант обучения, повторном обучении в первом классе оформляется на основании рекомендации ПМПК после обследования ребенка и анализа документов, представленных школой.

4.Связанной с описанной выше ситуацией является ситуация изменения рекомендованного и выбранного родителями ранее варианта обучения ребенка: перевод с обучения по ФГОС НОО на обучение по или наоборот, а также с одного варианта АООП на другой. Например, изменение рекомендованного варианта обучения - с третьего на второй. Также это может быть связано со снижением уровня образовательных возможностей ребенка, в том числе в связи с возникшим дополнительно заболеванием или в иных случаях, и, как следствие, изменение рекомендуемого варианта обучения (например, со второго варианта на третий согласно ФГОС НОО ОВЗ).

____________________________

Специализированные электронные приложения к учебнику (дидактические наглядные материалы, рабочие тетради, учебные пособия и т.д.) должны быть ориентированы на расширение и дополнение содержания материала учебника, а также обеспечение продуктивной, интерактивной, занимательной деятельности обучающегося. Наряду с печатной формой специальный учебник для обучающихся с ОВЗ может быть выполнен и в электронной форме. Основой обучения для слепых детей является система Брайля. Использование слепыми обучающимися осязательного и зрительно-осязательного восприятия требует оснащения учебной деятельности нестандартным дидактическим материалом и особыми средствами наглядности, позволяющими расширить рамки доступности учебной и другой информации. Слепой обучающийся в учебной деятельности использует специальные учебники и тетради, необходимые для освоения, а также письма и чтения рельефно-точечного шрифта по системе Л. Брайля, специальные измерительные приборы, дидактические пособия: а) в рельефном исполнении (картинки, картины, таблицы, схемы); б) с ароматизаторами, вычленяющими слепому объект познания; в) предметы-заместители реально существующих объектов живой и неживой природы, окружающей действительности (чучела, макеты и др.) для активного использования осязания. Из-за большого кубического объема (изложение информации рельефно-точечным шрифтом), вследствие чего учебники для слепых затруднительно переносить, они постоянно находятся в учебном классе, что также регламентирует требования к предметно-пространственной организации класса.

К техническим средствам обучения слепых обучающихся, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: персональный компьютер, оснащенный брайлевской строкой и средствами речевого доступа; различные виды оптической коррекции (электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители и т.д.); читающие книги; брайлевский принтер; специально пишущие машинки, печатающие рельефно-точечным шрифтом; тифлотехнические приборы: а) для рисования и черчения и их варианты, б) для математики, в) для письма по системе Л. Брайля; прибор "Ориентир"; приборы и оборудование для обучения пространственному ориентированию и социально-бытовой ориентировке (трости, компасы, часы, дозиметр и др.).

Для слабовидящих обучающихся необходимы учебники и рабочие тетради с увеличенным шрифтом или специальные увеличительные средства.

Обязательным условием является обеспечение глухого и слабослышащего ученика индивидуальной современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой.

Целесообразно оснащение учебного процесса дополнительными техническими средствами, обеспечивающими оптимальные условия для восприятия устной речи при повышенном уровне шума. Среди них коммуникационные системы, видео- и аудиосистемы, технические средства для формирования произносительной стороны устной речи, в том числе позволяющие ребенку осуществлять визуальный контроль за характеристиками собственной речи.

Все вовлеченные в процесс образования детей с ОВЗ взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации основной образовательной программы и поддерживающей.

Модуль 3. Конструирование адаптированной программы, адаптированной рабочей программы учебного предмета/курса

Лекция 4 часа

План лекции:

1.

2. Адаптированная основная образовательная программа .

3.

4. Особенности разработки программ АООП и АОП.

5. Общая структура АООП и АОП

6. Рефлексия по материалам лекции.

1. Уточнение понятий, используемых в лекции.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

273-ФЗ, ст. 2

Статус «Ребенок с ОВЗ» устанавливает ПМПК

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебно-тематического плана, содержания программы, а также оценочных и методических материалов (гл.1ст. 2 Федерального закон).

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебных предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности (гл.1ст. 2 Федерального закон).

Направленность образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности , определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (гл.1ст. 2 Федерального закон).


Адаптированная образовательная программа (далее - АОП) соответствующего уровня общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) - локальный нормативный акт общеобразовательной организации, обеспечивающий реализацию целей общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), например, лиц с нарушениями зрения - слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха - глухих, слабослышащих и т. д.

АОП представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. (Федеральный закон от 01.01.2001 года «Об образовании в Российской Федерации» статьи 2, 64, 66, статья 2 пункт 28, статья 79 п. 1).

Внимание! Следовательно, АОП пишется на ребенка и ежегодно.

Вариант адаптированной образовательной программы определяется в рекомендациях ПМПК. В дальнейшем изменить вариант адаптированной программы возможно, но осуществить изменение может только психолого-медико-педагогическая комиссия после обращения к ней родителей (законных представителей) обучающегося. Образовательная организация разрабатывает и реализует соответствующую рекомендованную адаптированную программу, но своим решением не может определить или изменить ее вариант. Адаптированная образовательная программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе специальных федеральных государственных образовательных стандартов. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по АОП по результатам заключения ПМПК.

Обучение в ________классе общеобразовательного учреждения по адаптированной образовательной программе с учётом психофизических особенностей детей с задержкой психического развития и индивидуальных возможностей ребёнка в условиях инклюзивного обучения .

или

Обучение в ________классе общеобразовательного учреждения по адаптированной образовательной программе с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей здоровья ребёнка.

2. Адаптированная основная образовательная программа.

Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается на базе основной образовательной программы, с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Внимание ! Следовательно, АООП пишется на класс, группу детей и на уровень образования.

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. (ФЗ, ГЛ. 1, ст.2, п. п. 28).

НАПРИМЕР: Коллегиальное заключение

Обучение в ___ классе общеобразовательного учреждения, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью.

или

Обучение в ___ классе общеобразовательного учреждения по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития.


Вопрос обучения на дому решить через ВКК.

3. Сравнительная характеристика АООП и АОП.

Адаптированию и модификации подлежат: программы; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и мн. др.).

Внимание ! Следовательно, АООП – это программа, разрабатываемая на уровень образования (начальное, основное, среднее), т. е. на несколько лет. АОП – это программа для одного ребенка с ОВЗ, находящегося в группе с нормально развивающимися сверстниками, или чем-то отличающегося от остальных детей в группе. Например: для глухого умственно-отсталого ребенка, в группе детей с нарушениями слуха. АОП разрабатывается на 1 год, с возможностью изменения в течение учебного года.

Количество адаптированных программ, разрабатываемых общеобразовательной организацией, определяется:

· во-первых, исходя из наличия обучающихся, отнесенных к различным категориям учащихся с ограниченными возможностями здоровья (т. е. на каждую категорию обучающихся с ОВЗ необходимо разработать отдельную адаптированную программу);

· во-вторых, уровнем общего образования, которое осваивают обучающиеся с ОВЗ (отдельные адаптированные программы начального общего, адаптированные программы основного общего, адаптированные программы среднего общего образования); при этом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целесообразно разрабатывать одну АОП на весь период обучения.

4.Особенности разработки программ АООП и АОП

Из схемы становится понятным наполнение основной образовательной программы школы. В зависимости от категории и количества детей с ОВЗ ООП школы может:

1. в случае отсутствия детей с ОВЗ на всех уровнях образования иметь только ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, разработанные в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО;

2. в случае наличия группы детей с ОВЗ одной категории на каком–либо уровне образования, дополнительно к основной образовательной программе этого уровня будет разрабатываться и адаптированная основная образовательная программа для данной категории детей данного уровня образования. Если это уровень начального общего образования , тогда АООП будет разработана с учетом примерной АООП, рекомендованной ПМПК в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ данной категории. Если эта группа детей обучается в основной школе (5-9 классы), то для них будет разрабатываться АООП на основе ФГОС учетом рекомендаций ПМПК;

3. в случае наличия нескольких групп детей с ОВЗ на разных (или одном) уровнях образования, дополнительно к ООП данного уровня будут разрабатываться АООП каждой категории детей с ОВЗ на каждом уровне на основе соответствующего образовательного стандарта и рекомендаций ПМПК. Например, в обычной школе вместе с обычными детьми обучаются: в начальной школе – 3 группы детей с ОВЗ (разные классы, разные категории), в среднем звене – 4 группы детей с ОВЗ (разные классы, разные категории), в основной школе – 2 группы детей с ОВЗ (разные классы, разные категории). Таким образом, в данной школе основная образовательная программа будет иметь 1 ООП НОО, 3 АООП НОО, 1 ООП ООО, 4 АООП ООО, 1 ООП СОО, 2 АООП СОО.

Разработка АООП

https://pandia.ru/text/80/256/images/image003_77.gif" width="576 height=214" height="214">

На сегодняшний день не существует ФГОС обучающихся с ОВЗ. Поэтому разработчикам адаптированной основной образовательной программы необходимо опираться на ФГОС ООО (соблюсти требования к структуре, условиям и результатам освоения программы), примерную основную образовательную программу (размещена на электронном ресурсе: http://fgosreestr. ru), рекомендации ПМПК и локальный акт своей образовательной организации.

С учетом рекомендаций ПМПК и локального акта школы структура, условия и результаты освоения АООП могут быть дополнены. Так, например, ФГОС увеличить срок освоения программы детьми с ОВЗ на 1 год. Таким образом, АООП может быть освоена не за 5, а за 6 лет учебы ребенка в школе.

5. Общая структура АООП и АОП

АООП /АОП для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной ООП утверждается образовательной организацией. Структура адаптированных программ, реализуемых в школе, требования к оформлению определяются самой общеобразовательной организацией и закрепляются соответствующим локальным актом.

Локальный акт («Положение об адаптированной программе» или «Порядок разработки и реализации адаптированной программы») закрепляет статус данной программы в образовательном процессе; уточняет разницу между АООП и АОП, нормативно-правовую базу ее разработки; порядок и периодичность разработки, утверждения, корректировки (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения) и реализации; состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность; структуру; требования к оформлению; порядок хранения и утилизации.

Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативно-правовой акт образовательной организации может быть включен перечень индивидуальных прав обучающихся и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа, и процедуры выявления, фиксирования образовательных запросов обучающегося в разных форматах - индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы образовательной организации, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и др.

При разработке АООП/АОП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации стандартов. В программе конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, составу учащихся, месту расположения, педагогическим возможностям. В школе может быть несколько АООП/АОП.

Структура адаптированной образовательной/адаптированной основной образовательной программы имеет следующие разделы и компоненты.

1. Целевой раздел

· Пояснительная записка, в которой раскрываются:

Цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП;

Принципы и подходы к формированию АООП;

Общая характеристика АООП;

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ

Описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

· Планируемые результаты.

Описываются 3 группы результатов: личностные; метапредметные (УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные или БУД – но они есть не во всех вариантах), предметные (дифференцированные для каждого варианта). Планируемые результаты должны передать специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, соответствовать возрастным особенностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

· Система оценки достижения планируемых результатов. (Достижение предметных и метапредметных результатов (или только предметных результатов – для некоторых вариантов); достижение результатов освоения программы коррекционной работы). Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.

· Программа формирования УУД (БУД) дает описание УУД (БУД), ценностных ориентиров содержания образования. В этом блоке разработчики представляют связь УУД (БУД) с содержанием учебных предметов; типовые задачи формирования УУД (БУД), уделяют внимание процессу преемственности при переходе от дошкольного к начальному образованию.

· Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности разрабатываются для каждой категории детей. Возможно, потребуется дифференциация содержания в зависимости от уровня развития ребенка или характера заболевания. Содержание коррекционной работы: специальные условия для получения образования - учитывать ИПР и заключение ПМПК (в полном объеме возможно только в АОП), механизм адаптации программы для индивидуальных потребностей детей (например, через функционирование ПМПк), перечень специальных образовательных программ, использование специальных методов образовательных технологий, коррекционно-развивающих технологий, перечень специальных методических пособий, перечень специальных дидактических материалов, тематика и объем групповых и индивидуальных коррекционных занятий, квалифицированная коррекция нарушений развития (логопедическая , дефектологическая , психологическая). Структура рабочих программ определена п.2.9.5. ФГОС ОВЗ, а именно:

Календарный учебный график общеобразовательной организации разрабатывается на нормативный период освоения АООП. Кроме того, дополнительно общеобразовательная организация может указать:

Режим работы образовательной организации;

Продолжительность учебной недели, учебного года;

Дополнительные условия организации образовательного процесса (при наличии);

Расписания уроков и внеурочных занятий, в совокупности отражающие особенности чередования урочной и внеурочной деятельности;

Сроки проведения государственной (итоговой) аттестации.

Приложения к АООП/АОП

· Оценочные и методические материалы.

· Иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации), и др.

В период каникул используются возможности иных организаций отдыха и оздоровления детей, тематические лагерные смены, летние школы и др.

Реализация АООП может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП возможно использование сетевой формы. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% : 20%, 70%:30%, 60%:40%.

Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу. Внеурочная деятельность не вляется дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.

Государственная аккредитация

В части 1 ст. 92 ФЗ № 273 предусмотрено, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования .

Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

Вместе с тем, вопрос государственной аккредитации по адаптированным программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в полном объеме не урегулирован.

Рефлексия:

Создайте, используя ключевые термины, опорный конспект (структурно-логическую схему) лекции.

Раскройте смысл понятий «модификация», «адаптация», «индивидуальный учебный план», «Индивидуально ориентированные программы психолого-педагогической поддержки ребенка» в соответствии с рекомендациями ПМПК применительно к инклюзивному образованию. Воспользуйтесь для выполнения этого задания словарями и возможностями Интернет-поиска (например, http://dubki. ucoz. ru/dejatelnost_pedagoga. pdf).

Выполненную работу направьте на e-mail:miro. *****@***com

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Экспертиза АОП для детей с ОВЗ Старший воспитатель Мбдоу «детский сад комбинированного вида «огонек» с.Кызыл-озек» Нохрина С.М.

2 слайд

Описание слайда:

Положение о порядке разработки, утверждения и реализации АОП (АООП) для детей с ОВЗ. приказ, закрепляющий ответственность всех участников образовательного процесса в рамках разработки АООП, АОП.

3 слайд

Описание слайда:

1.Создание экспертной группы 2.Проведение технической экспертизы АОП 3.Проведение экспертизы структурных элементов: Экспертиза целевого раздела Экспертиза содержательного раздела Экспертиза организационного раздела 4. Экспертное заключение ЭТАПЫ:

4 слайд

Описание слайда:

Экспертиза целевого раздела включает: пояснительная записка психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ цель и задачи коррекционно-развивающей работы; планируемые результаты освоения АОП формы и критерии мониторинга результатов освоения АОП примерные программы

5 слайд

Описание слайда:

Экспертиза содержательного раздела Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей и ожидаемые результаты; коррекционный компонент раскрывает организацию коррекционно-развивающей работы, воспитательный компонент содержит условия взаимодействия воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ календарно-тематическое планирование; взаимодействие с семьями воспитанников

6 слайд

Описание слайда:

Экспертиза организационного раздела Описание материально-технического обеспечения АОП Описание обеспеченности методическими материалами Описание обеспеченности средствами обучения и воспитания Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Особенности организации традиционных событий, праздников, мероприятий комплексно-тематическое планирование образовательного процесса; лексические темы; педагогическая диагностика и мониторинг динамики развития ребенка.

7 слайд

Описание слайда:

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ по оцениванию адаптированной образовательной программы Система оценивания 0-1 балл 0-1-2 балла 0 баллов – отсутствие компонента 0 баллов – компонент не выражен 1 балл – наличие компонента 1 баллов – компонент выражен слабо (недостаточно) 2 баллов – компонент выражен полностью Раздел АОП Показатель Оценка в баллах Оценка комиссии Содержательный Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (по трем компонентам: образовательный, коррекционный, воспитательный. Цели и задачи, ожидаемые результаты. Условия взаимодействия воспитателей и специалистов) 0-1-2 Образовательная область «Познавательное развитие» (по трем компонентам: образовательный, коррекционный, воспитательный. Цели и задачи, ожидаемые результаты. Условия взаимодействия воспитателей и специалистов) 0-1-2 Образовательная область «Речевое развитие» (по трем компонентам: образовательный, коррекционный, воспитательный. Цели и задачи, ожидаемые результаты. Условия взаимодействия воспитателей и специалистов) 0-1-2 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (по трем компонентам: образовательный, коррекционный, воспитательный. Цели и задачи, ожидаемые результаты. Условия взаимодействия воспитателей и специалистов.) 0-1-2 Образовательная область «Физическое развитие» (по трем компонентам: образовательный, коррекционный, воспитательный. Цели и задачи, ожидаемые результаты. Условия взаимодействия воспитателей и специалистов) 0-1-2 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 0-1 Итого (сумма баллов по компоненту) Раздел АОП Показатель Оценка в баллах Оценка комиссии Целевой Цель реализации АОП 0-1 Задачи реализации АОП 0-1 Принципы формирования АОП 0-1 Подходы к формированию АОП 0-1 Индивидуальная характеристика воспитанника 0-1 Возрастные особенности воспитанника с ОВЗ 0-1 Планируемые результаты освоения АОП 0-1 Промежуточные результаты АОП 0-1 Формы и критерии мониторинга результатов освоения АОП 0-1 Примерные программы, на основе которых разработана АОП 0-1 Итого (сумма баллов по компоненту)

8 слайд

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов

«Что такое адаптированная программа.

адаптированной программы для ребенка

с ОВЗ или ребенка-инвалида».

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц .

АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей .

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу.

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно

составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

Основной документ , который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций , утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания в учреждении…» . Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Адаптированная программа - один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход - использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы. На данный момент наше учреждение посещают 3 детей-инвалидов (Волосатов Лев, Богданова Кристина, Стафеев Сава). Дети не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у них сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.

С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями должна вестись тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»

    На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, заместитель заведующего по АХР, зам. зав. по ВМР, медработник, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации.

Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды.

Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

    Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

    Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида . Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

    Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

    В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка , обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

Как было сказано ранее, в данный момент, наше дошкольное учреждение посещают 3 ребенка-инвалида. Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией д учреждения должны создасться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

Оборудование для развития общей подвижности;

Оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

Материалы для изобразительного творчества;

Фонотека, музыкальные игрушки;

Художественная литература для детей и родителей.

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки - зависит от контингента детей.

Поэтому дать общую рекомендацию « возьмите эту программу и работайте по ней » невозможно. Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения - программу Л.И. Плаксиной. Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями Образовательная программа разрабатывается администрацией, педагогами и специалистами ДОУ и утверждается заведующим. Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка - инвалида в учреждении имеет такую структуру:

1. Титульный лист , который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста или педагогов, которые является ответственными за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план . Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

4. Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент , в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям идр. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план .

Коррекционный компонент , в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения

При подготовки данного материала были использованы ссылки на: